Схемы славянской вышивки: делаем на одежде ""
Zolotayaigolka.ru

Рукодельный портал

Схемы славянской вышивки: делаем на одежде

Традиционные схемы русской народной вышивки

На протяжении практически всей истории становления общества девушки особое внимание уделяли различным вышивкам. Сначала нанесение рисунка на изделие мог позволить исключительно обеспеченный человек. Однако через некоторое время вышивки вошли в обиход разных слоев населения. Каждая страна имеет свою историю становления этого искусства.

Особенности вышивки в разных уголках России

В каждом уголке России, городе, деревне есть свои отличительные особенности создания рисунка на вещи.

  • В Чувашии используются 3 основные цвета нити: черный, красный, белый. При этом каждая имеет свое значение. Красная — символ стремления к новому, белая — говорит о чистоте, невинности, черная — используется для создания рамки. Особенность — при вышивке не применяют специальные устройства для облегчения работы.

Орнамент на одежде

  • Стоит упомянуть, что славянская вышивка схемы строит в основном на геометрических фигурах. Так как мастерица окрашивала нити самостоятельно, процесс занимал очень много времени и был достаточно трудоемким.
  • В Карелии чаще всего узор имел религиозное значение. Орнамент вышивается при помощи красной нитки на белой ткани. Центр композиции — животные, растения. Имеет огромную популярность в России, Европе.
  • В Марий Эл используют красный цвет нити, вышивая на домотканом материале. Узоры: геометрические фигуры, растения, животные. Особенное значение имели деревья — защита для семьи.
  • Тарусская техника — применяется льняная нить, при этом есть особенная техника, белая строка и цветная перевить. На вещах вышиваются деревья, растения, которые образуют в результате картины. Особенность — отсутствие изнаночной стороны. Также техника известна вышиванием на белой ткани рисунка белой ниткой.

Чувашская символика

Особенности южан

Для южной части России характерно наличие геометрического орнамента на вышивке. В Воронежской, Тамбовской, Орловской, Курской, Пензенской области мастерицы вышивали белой строкой, крестами и др.

Вышивание росписями

Особенно распространенными считаются: счетная гладь, цветная перевить. Ключевой элемент обеих вышивок — применение под основу наполовину прозрачной ткани.

Дополнительная информация! Наличие подобной вышивки на одежде было свидетельством высокого уровня доходов семьи.

Цветовые особенности областей:

  • для Рязани характерен орнамент синего цвета;
  • в Смоленских вышивках чаще встречается лимонный, оранжевый, красный, белый цвет на золотом фоне;
  • узоры Тулы, Калуги характеризуются красной, белой цветовой гаммой, в которую вкрапляются вставки синего, голубого, зеленого, желтого цвета;
  • для Калининграда характерно использование малинового фона с рисунком из алого, белого, зеленого, золотого цвета нитки.

Важно! Русская вышивка является одним из самых развитых искусств в творчестве народа. Главная геометрическая форма — ромб, квадрат. Вышиваются с выступом в углах, диагоналями, спиралями. Материал — шелковая нить.

Северные традиции

В Карельской АССР, Вологде, Архангельске, Ленинграде особенно популярны техника гладь, применение косых стежков, а также росписи.

Орнамент, выполненный гладью

Техника вышивки полными крестами применялась в украшении оберегов.

Узор крестом

Полукрест — вид окантовки, основа популярного типа росписи. Использование мелких стежков ярких цветов для создания ярких узоров. После создания окантовки внутреннее пространство заполняется различными типами декоративных швов.

Белая строчка на изделии смотрится изысканно, привлекательно. В основе лежит применение разреженной, слегка просвечивающей ткани. Наличие плотного белоснежного сюжета на вещи показывало статус, высокий уровень дохода семьи.

Белый узор

Особенности восприятия изобразительного искусства

Орнамент воспринимается человеком как часть изобразительного искусства. В разные времена узоры на одежде воспринимались по-разному. Раньше они показывали принадлежность человека к классу, уровню благосостояния. Также орнамент говорит о географической принадлежности владельца вещи.

В наше время наличие вышивки на вещи показывает эстетическую составляющую образа. Мотивы одежды с вышивкой каждый год появляются на модных показах.

На примере истории вышивки гладью можно проследить становление восприятия обществом такого рода украшений одежды.

История вышивки гладью

Вышивка гладью — применение правильного типа линий. В результате получается рисунок из сияющих, блестящих нитей. Таким орнаментом человек может любоваться на протяжении долгого времени. Первая подобная вышивка появилась около 2000 лет назад.

Зародилась техника в Китае в VI веке до нашей эры, в это время жители, принадлежащие к высокому сословию, увлекались украшением вещей при помощи вышивки. Затем подобная техника использовалась в Японии.

Обратите внимание! Особенно хорошо смотрится на шелковой ткани.

Затем в результате появления, развития Великого Шелкового Пути техника приобрела популярность в Европейских странах. В это время особенно крепла мода на необычные вещи, поэтому вышивки стремительно распространялись по континенту.

В это время о вышивках стало известно на Руси. При этом улучшилась ткань, возможности для создания орнамента. Чаще всего схемы применялись многократно, передаваясь от поколения к поколению.

В современном обществе схемы находятся в свободном доступе в сети Интернет.

  • Сможет выполнить как мастер, так и новичок.
  • Простая техника создания.
  • Большой ассортимент видов.

Этот орнамент считается одним из основных видов искусства. При правильном соблюдении правил выполнения стежков в результате мастерица увидит отличную вышивку. Однако создание рисунка требует внимательности, усидчивости, сосредоточенности на задаче.

Этот вариант вышивки прошел длительный путь, приспосабливаясь, видоизменяясь, но сохранив основу — наличие сияния работы.

Рисунок гладью

Древнерусское лицевое и золотное шитье

Этот тип шитья имеет церковное происхождение. В предании о жизни Богоматери говорится, что ей нужно было создать завесу храма Господня из пурпура и багрянца.

Лицевое шитье — вид иконописи, появился с зарождения христианства на Руси. Выполняется с помощью цветных ниток. Сформировалось под воздействием Византии.

Также золотое шитье получило развитие в Византии. В Киеве в XI веке при монастыре появилась школа золотого шитья, где проходили уроки/ В XV веке начинают появляться мастерские цариц, где мастерицы оттачивают навыки. Начало XVII века ознаменовалось соперничеством мастерских известных людей, купцов.

Лицевое шитье

Эти варианты шиться составляют сакральную часть храма, как и фрески. Они имеют определенную символику присутствия божества.

В настоящее время главная задача мастеров — сохранение традиций в древнем искусстве, достижение уровня мастера, соблюдение при работе церковных канонов.

Золотое шитье

Орнаменты славянских народов и их обозначение

Обережная вышивка славян, схемы и значение:

  • Берегиня — образ женщины с опущенными руками. Защищает, оберегает семью от неприятностей.
  • Вода — в виде зигзага, волны, граница между Явья, Навью. Дарит бессмертие, несет знания.
  • Огневица — оберег для взрослого женского организма. Защищает от дурных слов, злых деяний.
  • Спираль — говорит о мудрости. Оберег от злых сил, сглаза.
  • Стрибожич — изображены лопасти ветряной мельницы. Защищает от стихий, вышивается на рабочей одежде.
  • Рожаница — символика плодородия, семейного благополучия.

Вышивка в русском народном костюме

Также принято вышивать орнамент на народных костюмах, что являлось с древности оберегом.

Славянская обережная вышивка в основном располагается в месте, где тело соприкасается с окружающей средой:

  • на краю рукава;
  • по низу изделия;
  • по вороту.

Считается, что орнамент так защитит человека, укрепит здоровье.

Также дети донашивали вещи за родителями, что символизировало наличие связи поколений. Есть множество русских шрифтов для машинной вышивки.

Дополнительная информация! С 3 лет ребенок получал первую рубашку, которая оберегала его. Например, мужскую рубашку получает сын.

Крестецкая строчка

Тип нанесения — сквозной орнамент. Получил популярность с 60-х городов XIX века. Вышивка выполняется на «ломаной игле» кружевного вида, имеет геометрический узор, насыщена украшениями, разнообразием — отличается от других типов строк.

Крестецкая фабрика пережила несколько подъемов, спадов. Великая Отечественная война, смена власти в 90-х — всё повлияло на состояние фабрики. Сейчас у неё сменился владелец, задача — восстановить музей, который открылся в 1930 году. Используется для украшения полотенец, одеял, простыней.

Особенности техники

Раньше кружево вышивалось ниткой, выдернутой из полотна. Цвет материала определял цвет орнамента.

«Вышивка белым по белому» — краткое описание строчки. При этом ткань изо льна в клетку заполняется фигурным узором из тонких белых ниток. Для создания строчки выдергиваются продольные, поперечные нитки, которые превращают материал в ажурную сеть. Нитки перевивают при помощи иглы, создавая узор.

Крестецкая народная вышивка

Основные правила выбора узора

При выборе орнамента нужно внимательно изучить значения символов, а также цветовую гамму. Также рекомендуется опираться на географическое положение, чтобы поддержать местных мастериц. Чаще всего девушке предпочитают большие узоры, в то время мужчины обращают внимание на небольшие символы.

В статье подробно разобран вопрос значения, истории создания традиционной русской вышивки. Сейчас вышивка чаще выполняется из-за гонки за модными коллекциями, однако рекомендуется при выборе обращать внимание на историю создания орнамента. Славянские традиции вышивки бисером помогут придать образу привлекательности.

Схемы славянской вышивки: основные принципы и процесс изготовления оберегов

Одним из популярных направлений в современной вышивке крестом является воспроизведение классических вышитых орнаментов древних славян. Много веков назад вышивка имела совсем другое значение, чем в наши дни. Каждый элемент нес в себе глубокий смысл, а их сочетание в определенной последовательности использовалось для изготовления различных оберегов. В приведенном ниже мастер классе предлагаем познакомиться с основными принципами вышивки и изготовления оберегов на примере картины «Макошь». Схемы для быстрого создания славянской вышивки с объяснением их значения прилагаются.

Читать еще:  Бесшовный комбинезон на спицах: инструкция как вязать для новорожденных

Рассмотрим основные принципы построения схемы славянской вышивки

Классическая обережная вышивка выполнялась крестом, ведь по поверьям славян крест сам по себе является очень сильным оберегом. На вышитом полотне не было никаких бессмысленных элементов и украшений. Даже цвет ниток имел огромное значение.

Как правило, используется 6 основных цветов:

  1. Красный. Основной цвет вышивки, символ жизни, огня, любви и радости.
  2. Белый. Символизирует невинность и святость, поэтому широко применяется для вышивки церковных покровов, покрывала невесты.
  3. Черный. Обозначает землю, плодородие и изобилие.
  4. Зеленый. Цвет новой жизни, надежды, весны и молодости.
  5. Синий. Цвет неба и воды, защищает от болезней, дарит спокойствие и умиротворение.
  6. Желтый. Символизирует солнце и луну, цикличность жизни.

В качестве ниток для вышивки использовали различные материалы:

  • хлопок – обеспечивает самую сильную защиту для человека;
  • шелк – используется для амулетов, дарующих успех и богатство;
  • шерсть – защищает от зла со стороны недоброжелателей;
  • лен – успокаивает и дарит мудрость.

Принципов вышивки несколько веков назад было очень много. Так, нельзя было вышивать обереги для себя, делать на вышивке узелки и изготавливать обереги в определенные «неблагоприятные» дни. Сейчас все это, конечно, не имеет такого значения. Вышить славянский оберег можно абсолютно любому человеку.

Вышиваем картину «Макошь» своими руками в МК

Макошь – это богиня древних славян, покровительствующая домоводству, рукоделию и женскому началу. Каждая женщина вышивала картину с Макошью и украшала ей свое жилище. Попробуем и мы вышить эту богиню, используя основные принципы славянского рукоделия.

Необходимые материалы и оборудование:

  • канва зеленого цвета;
  • нитки для вышивки желтого цвета и других цветов по желанию;
  • вышивальные иголки, пяльцы, ножницы;
  • деревянная рамка.

Для картины «Макошь» идеальным является сочетание желтого и зеленого цветов. Если у вас нет зеленой канвы, по контуру можно вышить рамку из крестиков зелеными нитками. Опытные рукодельницы могут использовать вместо канвы льняную ткань.

Порядок работы:

  1. Начинаем вышивку с самого крупного объекта – центральной фигуры богини. По традиции выбираем нитки желтого цвета, не завязывая на них узелки.
  2. Переходим к боковым элементам – колосьям. Их также вышиваем нитками желтого цвета.
  3. Для вышивки оставшихся элементов и обрамления можно использовать нитки зеленого и красного цветов.
  4. В конце протягиваем желтую нить между руками Макоши. Это символизирует женскую работу руками.
  5. Готовую вышивку прополаскиваем в проточной воде, сушим и вставляем в деревянную рамку.

Женский оберег «Макошь» готов! Картиной можно украсить свое рабочее место.

Схемы славянской вышивки.

В первую очередь для защиты человека от дурного глаза, болезней и различных напастей, вышивка размещалась на одежде. Чаще всего народными орнаментами украшали вороты рубах, подолы платьев и сорочек, женские платки и покрывала. Особенно действенным оберегом был вышитый крестом пояс, богато декорированный кистями, косами, бахромой и бисером. Помимо одежды, славянская вышивка присутствовала практически на всех предметах домашнего обихода. Украшались ей скатерти, постельное белье, полотенца.

Исторические книги о жизни древних славян гласят, что самыми сильными вышитыми оберегами считались свастики – орнаменты в виде крестов. Чаще всего свастиками украшали нательные пояса и головные уборы.

Семейными оберегами считались различные звезды с четным количеством двойных лучей. Они излечивали от душевных травм, делали отношения между супругами более крепкими и гармоничными, символизировали силу рода. Красные лучи звезды обозначали мужа – труженика и добытчика, а синие – жену, хранительницу домашнего очага.

Сильным женским оберегом считалась «Рожаница», помогающая забеременеть и родить здорового ребенка. По весне этот оберег вывешивали на улице для обеспечения хорошего урожая.

Приведенная ниже схема вышивки также считалась женским амулетом. Ей обычно украшали подолы платьев и края праздничных покровов и полотенец, предпочитая красные нитки для оформления вышивки.

Видео по теме статьи

Славянская вышивка крестом очень разнообразна и многогранна. Предлагаем вам ознакомиться с приведенными ниже видео уроками по основам традиционной вышивки древних славян.

Схемы славянской вышивки и значение отдельных элементов

Любителям вышивки часто нравятся славянские мотивы – ведь такие узоры красиво смотрятся на одежде. Однако все не так просто: древние славянские знаки имеют каждый свое глубокое значение. И если неправильно их использовать, то можно навлечь на себя неприятности энергетического плана. Схемы такой вышивки должны быть правильно выполненными, тогда ваша работа окажется не только красивой, но и даже принесет удачу!

Подготовка к работе над схемами славянской вышивки

Первый совет заключается в том, что не следует начинать свою деятельность по вышиванию сразу с одежды. Иначе неудавшийся результат испортит не только настроение, но и вашу вещь. Зато после некоторой практики смело приступайте к вышивке повышенной сложности – мастерство должно набирать обороты! Не останавливайтесь на достигнутом уже уровне.

Второе: приобретайте качественное сырье, нитки не должны рваться и лохматиться, а ткань лучше брать не слишком эластичную. Подойдет хлопок, лен, атлас, сатин, габардин, джинс. Не подойдут: трикотаж, стрейчевые или кружевные ткани, кожа. На выбранной ткани попробуйте где-нибудь в уголке сделать несколько крестиков, чтобы понять, насколько вам будет удобно.

Изучите разные варианты орнамента и выберите тот, который вам больше всего подойдет.

На вышивках-оберегах не делают узлов! Ни одного узелочка быть не должно.

Общие обереги: схемы и описание

  • Один из самых распространенных – «на любовь». Если девушка вышьет на блузке или платье такой узор, то это быстрее привлечет к ней суженого:

  • Большой популярностью пользуется и схема «на удачу» — это стандартное привлечение положительной энергии в вашу повседневную жизнь:

  • Детям и беременным женщинам, а также всем, кто часто болеет, имеет смысл украсить свою одежду орнаментом «на доброе здоровье»:

  • Общая защита, «на благополучие», хорошо такую вышивку поместить на предметы домашнего обихода: скатерть, занавески, подушки:

Схемы славянской вышивки и значение элементов

Агни – что означает знак огня, домашний очаг. Приносит благополучие. Его чаще всего помещали в сплетение узоров:

8-конечная звезда или Крест Сварога. Вышивают на одежде путешественника, солдата, т. е. любого, кто едет в дальнюю дорогу.

Для богатого урожая и мира в семье и в доме наши предки вышивали такой узор везде, где только можно, а название ему — Белобог:

Возвышенным личностям, находящимся в духовном поиске, пригодится знак Боговника, который помогает росту духа и самосовершенствованию в этом плане:

Для успешной учебы и сдачи экзаменов изобразите Богодар на том, в чем ходите на учебу:

А это – больше мужской знак, потому что помогает защитникам. Его в старину вышивали для солдат – Валькирия:

Спортсменам и танцорам, а также всем, чья деятельность связана с физическими нагрузками, вышивайте Волот:

Следующий знак является самым настоящим защитным амулетом от любых магических воздействий, поэтому его вышивают даже на детской одежде:

Чтобы уберечь себя от потусторонних явлений, защищаются Летящим Громовником:

Начинающим: способы вышивания

На самом деле, ничего сложного, главное — понять принцип и привыкнуть, тогда схемы будут не нужны. Начните с того, что специальным маркером по ткани, который смывается (продается в магазинах с тканями и рукоделием), нанесите желаемый рисунок на материю. Дале вышивайте желаемым методом: крестом, гладью, цепочкой, сложным стежком, нитками или даже лентами.

  • Простая гладь:

Славянская вышивка в изделиях

Иногда случается так, что наши ожидания насчет готового результата не совпадают с итогом работы. Такое бывает по многим причинам: пренебрежение правилами работы, несоответствие уровня сложности изделия и своего уровня мастерства, неправильная схема или неправильно подобранный материал/орнамент и т. д. Именно для этого мастерицы смотрят фотографии, которые выкладывают другие, чтобы сравнить схемы с реальным изображением. А еще, шаблоны орнаментов лучше распечатывать, чтобы все было ровно и правильно. Поэтому давайте посмотрим, на чем рукодельницы выполняют вышивку и как это смотрится со стороны:

Платье с подобного рода рисунками будет выглядеть, как рубаха, если сделать его по примитивной выкройке:

Такое хорошо смотрится на вещах, подобным крестильным рубашкам:

Полотенчики и всевозможные накидки – вот самое актуальное использование славянской вышивки:

Рушник вешают в доме именно потому, что на нем вышиты охранные орнаменты, а еще для свадеб такие специально расшивают всевозможными символами счастья и любви:

Красиво и оригинально – на скатерти:

Диванная подушка – отличное место для вышивки в славянском стиле:

Вы можете вышить узоры так, чтобы их все видели, а можете спрятать от посторонних взоров. Например, защитные знаки актуально вышивать на подкладке одежды или на носовом платке, который обычно лежит в кармане или сумочке. Так вы вдвойне убережете себя – те, кто захотят наслать порчу, не будут учитывать силу амулетов. Пошаговые инструкции по вышивке лучше ищите в журнале или книге – там все и подробно, и доступно. Хорошо помогают разобраться и видео с подробными МК:

Читать еще:  Вязание крючком розы: схемы с описанием для начинающих

славянская вышивка (схемы, узоры)

Отправить коллекцию на email

Оберег Огнеглаз и Солонь. Обережная ручная вышивка. Вышитый оберег со славянскими символами. Натуральный камень аметист.В НАЛИЧИИ. Стоимость 790 руб.

Оберег Огнеглаз и Солонь. Обережная ручная вышивка. Вышитый оберег со славянскими символами. Натуральный камень аметист.В НАЛИЧИИ. Стоимость 790 руб.

Купить Оберег Огнеглаз и Солонь. Ручная вышивка — обереговая символика, обереги, оберег, славянский оберег

Купить Оберег Огнеглаз и Солонь. Ручная вышивка — обереговая символика, обереги, оберег, славянский оберег

Древо Рода объединенное с Рожаницей и «пятеричная система мира» либо «предок» Кайма для (. )

Древо Рода объединенное с Рожаницей и «пятеричная система мира» либо «предок» Кайма для женщины среднего возраста, у которой детки уже выросли, и просто хочется самореализоваться и найти свое место в жизни.

Или, например, бранница Всемирник – изображала устройство мира с точки зрения наших предков. В сохранившихся (. )

Или, например, бранница Всемирник – изображала устройство мира с точки зрения наших предков. В сохранившихся вариантах встречается выполненная разными типами швов. Также является универсальной.

1. Яша – ящер – подземный мир;
2. корни предков и мирового древа;
3. река Смородина, отделяющая мир Нави от Яви;
4. земля, содержащая в себе жизнь;
5. корни – род живых;
6. семя – зарод человека, зверя, идеи, мечты, дома – всего сущего и несущего;
7. земля как дом и храм – пространство жизни и познания;
8. растения – природа;
9. живая вода;
10. огонь земной – огонь очага домашнего и сердец людских;
11. бранное поле – чистое пространство – граница Яви и Прави;
12. небо синее – Сварга;
13. Солнце – мир Богов.

Узор с символом «Берегиня». Основное назначение: на защиту. Можно использовать для детей, девиц, женщин. Можно применить для тесьмы, нательного пояса, очелья.

Узор с символом «Берегиня». Основное назначение: на защиту. Можно использовать для детей, девиц, женщин. Можно применить для тесьмы, нательного пояса, очелья.

знак бога Переплута
Символ Переплута Пучина подходит взрослым мужчинам и женщинам, и защитит вас:
(. )

знак бога Переплута
Символ Переплута Пучина подходит взрослым мужчинам и женщинам, и защитит вас:

от долгих раздумий и метаний из стороны в сторону,

бросит вам спасательный круг, спасёт от пучин и водоворотов вашей жизни.

Знак Переплута откроет перед вами новые возможности:

в семейных отношениях вы будете ценить то, что у вас есть, а все ссоры и разлады спокойно переживёте,

люди всегда смогут на вас надеяться и обязательно будут обращаться к вам за помощью,

древний славянский символ богини Морена
Славянская богиня Морена считалась самым грозным и могущественным (. )

древний славянский символ богини Морена
Славянская богиня Морена считалась самым грозным и могущественным женским божеством у славян. Это царица Нави, супруга Чернобога. Это сильная и гордая Богиня, дочь Сварога и Лады, сестра Живы и Лёли. В отличие от своих сестер, живущих в мире Прави, она предпочла духовный мир Нави. Морена – та, которая останавливает. Приходит зимой – останавливает разгул тепла, приходит летом – и прекращает излишний разгул чувств. Её предназначение – временная остановка всего для того, чтобы отдохнуть, набраться сил, заново собравшись, начать новое движение и расцвет. Например, существовали древние заговоры, обращенные к Морене, останавливающие кровотечение. Именно косой крест, как символ остановки — давний знак, по которому узнавали присутствие Морены.

«Звезда Сварога»- и защита и приворот и помогатор и портал

«Звезда Сварога»- и защита и приворот и помогатор и портал

«Звезда Сварога»- и защита и приворот и помогатор и портал

«Звезда Сварога»- и защита и приворот и помогатор и портал

Mezenskaya Folk Art Style from Russia | artishfolk

Mezenskaya Folk Art Style from Russia | artishfolk

Slavia Kraj: Mokosha, The Slavic Maternal Goddess

Slavia Kraj: Mokosha, The Slavic Maternal Goddess

Свято Велеса. Свято составила и вышила ведунья Перугма. Велесов день 2011 Москва — Общине РОДОЛЮБИЕ — 13 лет! — Велeсов круг

Свято Велеса. Свято составила и вышила ведунья Перугма. Велесов день 2011 Москва — Общине РОДОЛЮБИЕ — 13 лет! — Велeсов круг

Швы для вышивания славянских символов и оберегов

Как вышить славянский орнамент и какие швы использовать?

Я расскажу о трёх швах, которыми можно вышить славянские символы. Схемы и значения славянских символов вы можете посмотреть на страницах «Славянские символы» и «Другие красивые символы».

Этот вид вышивки относится к счётным.
При вышивании данным швом наш узор будет очень похож на узор сотканный на бердо или на стане, поэтому второе название данного шва «брань». Разница заключается лишь в том, что при ткачестве узор набирается по ширине, а при вышивки — по длине.

Узор выходит двухсторонним, только на изнанке изображение будет инвертировано (если на лицевой стороне узор красный, а фон белый, то на изнанке наш узор получится белым, а фон красным). Для того, чтобы вышить сплошную линию, необходимо делать швы в три стежка, затем один стежок на изнанке, и снова три стежка на лицевой и так до конца. Следующий ряд мы смещаем на один стежок, чтобы выглядела как «кладка кирпичами».

Техника вышивания:

Шаг А.
Мы используем самый обычный шов «вперёд иголкой», главная особенность — считать ряды канвы. Чтобы вышить ряд длиной в 3 клетки, мы прокалываем полотно иголкой, выводим её на лицевую сторону и отсчитываем три ряда канвы (на фото это должно быть хорошо заметно), и уводим иглу за 3 клеткой на изнанку.

Шаг В.
Чтобы сделать отступ в одну клеточку, мы пропускаем один ряд канвы, ведя иглу на изнаночной стороне,затем выводим иглу на лицевую сторону. Получается отступ в одну клеточку.

Шаг С.
Чтобы сделать отсуп в 3 клеточки, мы аналогично ведём иглу на изнаночной стороне, отсчитываем 3 ряда канвы, и за третьим рядом выводим иглу на лицевую сторону.

Шаг D.
Чтобы вышить ряд в 5 клеточек, мы отсчитываем 5 рядов канвы. Всё очень просто, требуется лишь внимательность. Главное иметь схему, по которой собираетесь вышивать. Вы можете подобрать схему из тех, что находятся у меня в разделе Узоры для ткачества, или сами составить схему из символов, которые находятся в разделах Галерея символов и Другие красивые символы.

  • Шов «крестик»

Шов «крестик» универсален, поэтому пригоден для вышивания славянского орнамента. Есть несколько способов вышивания крестиком (изображения техники вышивания для швов «Крестик» и «Роспись» и пошаговое описания взяты мною из книги Бетти Барнден «Вышивка. Энциклопедия»).

Вариант 1. «Крестик»

Шаг А (одинарный крестик).
Выведите нить на лицевую сторону в т.1. Введите иглу в т.2, выведите её в т.3 и введите иглу в т.4.

Шаг В (ряды вышивки крестиком).
Начинайте вышивать справа вверху. Выведите нить на лицевую сторону в т.1. Введите иглу в т.2. Для следующего стежка выведите иглу в т.3.

Шаг С.
В конце ряда перемените направление, вводя иглу в ткань в т.4 и выводя её на лицевую сторону в т.5.

Вариант 2. «Двусторонний крестик»

Шаг А.
Каждый ряд крестиков выполняется в 4 шага. начинайте вышивание с левого края.
Шаг 1.Выведите иглу на лицевую сторону в т.1. Введите иглу в т.2, выведите её в т.3 и снова введите иглу в т.4. И так до конца ряда. Выведите иглу в т.5 в цетнре последнего стежка под ниткой. Введите иглу в т.6, образуя при этом половину диагонального стежка. Выведите иглу на лицевую сторону ткани в т.5.

Шаг В.
Введите иглу в т.7, образуя ещё одну половину диагонального стежка. Выведите иглу в т.6 и введите иглу в т.7.
Шаг 2. Работа выполняется справа налево6 выведите иглу в т.8. Введите иглу в т.9. И так до конца ряда. После пересечения последнего стежка выведите иглу в т.10.

Шаг С.
Шаг 3. Работайте слева направо: Выполняйте стежок 10-11 в каждой свободной клетке на лицевой стороне ткани. Дойдя до правой оконечности ряда, выведите иглу в т.6 и введите иглу в т.5, затем направьте иглу, как показано на рисунке.
Шаг 4. Работайте справа налево, пересекая каждый диагональный стежок, сделанный в предшествующем этапе.

Примечание: этот шов используется в тех случаях, где важно, чтобы на обеих сторонах ткани шов был олинаковым. Стежки на лицевой и изнаночной стороне должны быть целиком или диагональными, или половинами диагональных стежков.

Вариант 3. «Размеченный крестик»

Шаг А.
Работа выполняется сверху вниз. Выведите рабочую нить на лицевую сторону в т.1. Введите иглу в т.2, выведите её в т.3 и введите иглу в т.4, затем нить выводится в т.2, и введите иглу в т.1. При этом на изнанке появляются три стороны квадрата.

Читать еще:  Энгри бёрдз из пластилина: мастер класс с фото

Шаг В.
Введите иглу в т.5, снова выведите её в т.6.

Шаг С.
Введите иглу в т.1, снова выведите её в т.5 и введите в т.3. Для следующего шага выведите иглу в т.6. И на лицевой и на изнаночной сторонах ткани имеются уже два размеченных креста. Повторяйте шаги В и С.

Примечание: при выполнении узоров с разнонаправленными рядами пройдитесь не менее двух раз по одному или даже двум стежкам на углах вышивки.

Эти два шва лучше всегдо пригодны для вышивания славянскаго орнамента, вам достаточно перерисовать схему или составить новую по клеткам, но для полноты картины добавлю ещё один шов:

  • Шов «Роспись» («Двухсторонний шов», «Шов Гольбейн»)

Чтобы выполнить символы данным швом, вам для начала придётся адаптировать изображения символов к данной вышивке. Здесь ипользуются только линии, поэтому возьмите листик в клетку. О том как сохранить пропорции я объясню на нижеприведённых примерах.

Принцип построения геометрического орнамента одинаков для всех (или почти для всех) символов которые используются в брани, поэтому нужно немного внимательности, чтобы увидеть что очень часто изображения изгибаются или заканчиваются (начинаются) на одной и той же линии — вертикальной или горизонтальной. Цветными линиями на изображениях я указала места на которые следует обратить внимание, чтобы при переносе изображения из клеток в линии сохранить контур и пропорции изображения.

Техника вышивания:

Каждая линия шва выполняется в два приёма: сначала линия шва вперёд иголка справа налево. Все стежки и расстояния между ними должны быть одинаковой длины.

Шаг В.
Поверните работу и выполните её в обратном направлении, заполняя расстояние между стежками. Втыкать иголку нужно в те же отверстия, в которых ткань была проколота в предыдущем шаге, тогда линия получется цельной, без зазоров.

Вышивка в традиционном национальном костюме

Вышивка в традиционном национальном

Случалось ли вам видеть безвкусный, некрасивый народный костюм ? Мне — нет. Я говорю не об эстрадных поделках, а о тех образцах, что собраны по весям земли нашей — в Орловской, Рязанской, Архангельской, Калужской, Костромской, Курской, Олонецкой, Нижегородской, Тульской, прочих губерниях, выставлены на просмотр в музеях, галереях.

Как удавалось крестьянкам, с неодинаковым чувством прекрасного, без художественного образования, создавать идеальные — по гармонии цвета, формы, отделки — вещи? Секрета в волшебстве нет: национальная одежда творилась по канонам, сформированным в течение не веков — тысячелетий. Каждый элемент в ней создан не прихотью, а по наблюдениям за природой, по необходимости в защите от враждебных сил и взаимодействии с добрыми.

Чтобы рассмотреть весь комплекс, в котором — русский сарафан, косоворотка мужская, головные уборы — барлова, борушка, венок, кика, кокошник, красота, сорока, платок; нижние юбки и рубахи, обувь, пояса, понадобится много текстов и времени. Сегодня мы поговорим лишь об одной детали — вышивке. Благодаря ей русское платье обретало законченный облик настоящего произведения искусства.

Как узоры читали да невесту выбирали

По осени, как начиналось время сватовства, проходили в сёлах необычные смотрины. В избе, которую «сдавала» за продукты, дрова, помощь по хозяйству вдовица или одинокая старуха, собиралась в назначенный день деревенская молодёжь. Иногда собирались на людном месте, у церковной ограды.

Девки надевали самолично вышитый сарафан, нарядные пояса, по несколько передников, шубы; парни приходили не одни — с пожилыми спутницами (родственницами, знакомыми, которые славились знанием традиций).

Девки не только наряжались, но приносили с собой рукоделие — готовое и начатое, не сидели без дела — вышивали, плели. Парни ходили от одной к другой, а спутница рассказывала, что означает каждый орнамент: от кого защитит, чему научит, для чего предназначен.

Редкий молодой человек действительно смотрел на рукоделие — глядел на юное лицо, на губы: улыбнулись? Порозовели? На грудь, тонкий стан девушки, который под просторными одеждами только в работе, в движении и проявлялись.

Зато спутница зорким злым глазом успевала рассмотреть всё: какова собой, споро ли работает, как нитку кладёт, блюдёт ли «старый обыкъ»?

Традиция таких смотрин забыта: последние упоминания о ней относятся к концу XVIII – началу XIX века, о чём свидетельствуют записи этнографа В. Вардугина. Давно утеряны толкования многих оберегов, порядок их расположения. В меру сил мы, в славянском магазине «Иванка», воссоздаем традиции национального костюма— от бытовых до праздничных.

Каждый наряд интерпретирует, развивает концепции обережного, осмысленного шитья, кроя, каждый украсит вас, как ни один современный.

Символика платья, полотенец как отражение доброго мира

Я не буду пересказывать современные интерпретации обережной символики, часто вымышленные — из разряда новой мифологии. Поговорим о тех элементах, чьё толкование подтверждено исследованиями.

Сведения взяты из работ авторитетных собирателей славянской бытовой культуры — Лебедевой А. А., Калашниковой Н. М., Богуславской И. Л., Масловой Г. С.

Законы расположения оберегов. Центральный сюжет

Мир для древних людей делился на сакральный (священный) — профанный (без святости, нечистый). Такие же области имела национальная одежда. Важными оказывались края — низ рукава, горловина, подол; грудь, плечи. Их вышивали, украшали кружевом, подчёркивали цветом. Особое внимание — поясам, так как они выполняли важнейшую обережную функцию: об этом я рассказала в статье Главный оберег в национальном костюме славян.

Низ платья был «землёй», потому обереги на подоле полностью или преимущественно земные — символы плодородия, огня, возделывания земли. Верх — «солнце и небо», потому головные уборы расшивали птицами, солярными знаками. Средина — человек, его жизнь, быт, здоровье, семья, достаток. Они требовали вмешательства духов, в связи с чем в композиции появлялась Мокошь (так правильно записывать имя этой богини — единственного женского божества древнерусского пантеона: в интернете её часто называют «Макошь»).

Трёхчастная композиция «Мокошь и всадники» — центральная в вышивании. Когда славяне приняли христианство, место Мокоши заняла Параскева Пятница. И первая, и вторая покровительствовали женщинам, рукоделию, плодовитости, здоровью, счастью. Изображали богиню с длинными руками, иногда крылатой, а чаще в упрощённом виде «лягушки» — женщины-богини-роженицы.

Во многих источниках вы встретите утверждение, что фигура на орнаменте с опущенными руками — Лада, покровительница любви, брака. Но ни одно исследование, ни один академический словарь мифологии существование Лады не подтверждают, а учёные называют её божеством «кабинетной мифологии» XIX века. Тогда на волне популярности в Европе и дома национальный русский костюм нужно было поддержать оформленным пантеоном языческих богов. Вот и появились красивые, поэтичные, но далёкие от народа Лель, Лада.

На самом деле Мокошь с поднятыми руками вышивали на зимних/весенних полотенцах, платьях — богиня указывает на солнце, которое набирает силу и готовится отдавать её; с опущенными руками — на осенних полотнах, когда всё: дела, помыслы, — обращены к земле-кормилице, давшей урожай.

Кроме Мокоши, существовал комплекс изображений, которые встречаются в каждом костюме:

  • конь — добро, счастье, достаток, мудрость; иногда символ изображён как водоплавающая птица с головой коня — это следствие веры в Даждьбога, чья небесная колесница запряжена конями, а ладья для пересечения моря-окияна — птицами;
  • всадник — чаще всего Даждьбог (на божественную природу указывают множественные солярные знаки рядом с фигурой);
  • солярные (солнечные) знаки — свастика (колесо-солнце в движении, с загнутыми спицами-лучами, верхний луч загнут влево, нижний — вправо), круг с 6 – 8 лучами-радиусами, круг с крестом;
  • белый свет — большое солнце, окружённое маленькими, или 7 маленьких солнц, образующих круг — символ Вселенной, которая, по словам физика Николая Левашова, образована 7 формами материи;
  • поле, земля — ромб, квадрат, поставленные на угол и разделённые крестом: если внутри сегментов вышиты точки — поле засеяно; часто знак украшал свадебный русский костюм женский, чтобы привлечь к молодой плодовитость, здоровье;
  • женское начало, чадородие — розетка из 8 лепестков, пустой ромб, ромб с крючками вверху и внизу — «лягушка», символ Мокоши, женщины-матери;
  • дом, очаг — ромб с продлёнными сторонами, выходящими за углы; вышивальщицы называли его «орепей», «малая решётка»; символизировал не просто избу, а место рода;
  • жертвенный огонь, костёр — ромб с продлёнными сторонами, перечёркнутый крестом;
  • мир, взаимосвязь сущего — дерево («ёлочка»);
  • вода — волны;
  • треугольник — человек.

Разнообразные зооморфные мотивы-символы в разных регионах трактовались неодинаково. Где-то, например, птицы означали просто души, в других районах — души умерших/нерождённых, в большинстве случаев — это волшебные птицы-павы, знак воздуха, радости.

Учёные с осторожностью делают выводы о смыслах изображений: сами вышивальщицы к концу XIX веке не умели их читать, а использовали для работы «сколки» — схемы изображений — или сохранившиеся старые вышивки.

Однако и того, что доказано, хватит, чтобы осмысленно выбрать орнамент на русский костюм женский, рубаху, свадебное полотенце. Кто знает — вдруг откликнутся древние боги на ваш призыв.

Ссылка на основную публикацию
"
×
×
"
Adblock
detector