Роспись по дереву акриловыми красками: декоративная и народная техника для начинающих мастеров
Zolotayaigolka.ru

Рукодельный портал

Роспись по дереву акриловыми красками: декоративная и народная техника для начинающих мастеров

Роспись по дереву акриловыми красками: виды росписи по дереву, преимущества и особенности работы с акриловыми красками на примере мастер-класса по росписи разделочной доски с подробными видео уроками

Человечество испокон веков разрисовывали красками различные поверхности – камни, дерево, кожу и другие материалы на которые ложились красители. При этом в качестве краски использовались самые разнообразные материалы – глина различных цветов, смола деревьев, сажа. Одним из самых популярных материалов для росписи является дерево – многие вещи домашнего обихода изначально изготавливались из дерева, мебель, да и сами дома также были деревянными, а стремление к прекрасному всегда было присуще человечеству, вот и украшали окружающие предметы всем, что было под рукой. Роспись по дереву при помощи качественных акриловых красок приобретает особую популярность, так как позволяет окунуться в мир далеких предков и отвлечься от стрессов и бешеного ритма современного мира.

При этом не обязательно быть профессиональным мастером по тому или иному виду росписи – в магазинах в большом количестве присутствуют необходимые материалы и инструменты, которые помогут освоить любую технику в достаточно короткие сроки. Если же этого будет недостаточно, то различные учебные заведения с удовольствием предложат вам посетить курсы для начинающих мастеров в удобное для вас время.

Изучаем роспись по дереву акриловыми красками с описанием работы

Роспись по дереву наиболее подходит для начинающих художников с работой с акриловыми красками – они яркие, легко ложатся и водостойкие, при этом они практически не пахнут и удобны в работе.

Существуют различные виды росписи, которые зарождались в разное время и в разных местах нашей страны, но все они берут начало в глубокой древности, когда люди жили в гармонии с природой и окружающим миром.

Одним из таких видов росписи является хохломская роспись, в которой основными элементами являются трава, цветы, ягоды, то есть картинки отражают весь растительный мир, окружающий человека. Этот вид росписи получил свое название от наименования деревни Хохлома, вблизи которой он зародился.

Еще одна популярная народная техника росписи, зародилась в небольшом городе на Волге под названием Городец и получила название городецкая роспись. Отличительной особенностью этого вида росписи является то, что животные всегда изображаются в профиль, а люди в анфас. Основной темой этого вида живописи является повседневная жизнь обычных людей – прогулки по городским улицам, ярморочные гуляния, свадьбы и при этом картины всегда насыщены яркими цветами, которые обрамляют их в виде гирлянд, венков или просто букетов, рассыпанных по всему рисунку.

Помимо этих двух видов росписи по дереву, существует еще одна декоративная техника, которая не менее популярна – мезенская роспись. Ее отличительными чертами является использование всего двух цветов в рисунках – красного и черного, а также довольно символичное изображение различных элементов (основными мотивами являются солярные диски, ромбы и кресты, которые имеют определенные значения)

Давайте же подробнее разберем роспись по дереву на примере мастер-класса по украшению деревянной доски. Использовать будем акриловые краски, как самые удобные для работы на этапе знакомства с этим видом народного творчества. Доска же в этом случае также является наиболее удобным предметом, с которого можно начинать осваивать технику росписи.

Мастер-класс по росписи деревянной доски своими руками

Акриловые краски очень удобны в работе, хорошо ложатся на деревянную поверхность и после высыхания образуют водонепроницаемую пленку, поэтому расписанное изделие можно не покрывать лаком.

Необходимы материалы и инструменты:

  • Деревянная разделочная доска;
  • Акриловая краска;
  • Кисти;
  • Копирка (для того, чтобы перевести рисунок на доску).

Этапы росписи деревянной доски.

Для начала нужно подготовить поверхность, которую собираетесь расписывать. Для этого покрываем доску ровным слоем белой краски – это нужно для того, чтобы выровнять поверхность и пропитать поры дерева, так дальнейшие слои краски будут ложиться более равномерно.

Пока доска сохнет можно нарисовать эскиз будущего рисунка на бумаге. Конечно, если ваши художественные навыки позволяют рисовать сразу на доске, то можно обойтись и без предварительных рисунков.

Начинаем раскрашивать. Чтобы получилась яркая дощечка, будем использовать краски разных цветов и оттенков.

Тонкой кисточкой и черной краской оформляем серединки цветов, а с помощью белой краски тонкими линиями расписываем ягоды, лепестки цветов и листья.

Яркая и красочная доска для разделки продуктов готова. После высушивания ее можно покрыть лаком для лучшего закрепления красок, но если изделие будет выполнять лишь декоративную функцию, можно обойтись и без лакировки.

Роспись по дереву — прекрасный способ создания уникальных изделий акриловыми красками своими руками, которые можно использовать в быту, сделать украшением интерьера или подарить близкому человеку. Технология этого вида творчества настолько проста, что освоить ее сможет даже ребенок с небольшой помощью взрослых.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем вам посмотреть несколько видео сюжетов о росписи различных изделий акриловыми красками, чтобы придать уникальности и неповторимости вещам, а также интерьеру вашего жилища.

Рисование акриловыми красками по дереву

Акриловые краски для рисования по дереву нашли широкое применение в современном искусстве. Их используют для росписи деревянных изделий. Роспись по дереву является старинным народным ремеслом. Пока люди не научились обрабатывать металл, дерево являлось самым доступным материалом для изготовления бытовых предметов: кухонных принадлежностей, шкатулок для драгоценностей, сундуков для хранения вещей.

Краски для росписи по дереву.

Характеристики акриловой краски

Акриловые краски – это водно-дисперсионные красители, в основе которых лежат полиакрилаты (сополимеры), формирующие защитную пленку.

Основные компоненты смеси:

  • цветовой пигмент – предназначен для получения необходимого цвета, повышения показателя устойчивости к ультрафиолетовому воздействию;
  • полимерная акриловая эмульсия;
  • вода.
  1. Прочность, повышенная устойчивость к изнашиванию. Свежий краситель можно легко убрать с поверхности изделия. А когда покрытие полностью засохнет, оно уже не будет пропускать воду, и, в отличие от акварели, его можно мыть водой.
  2. Стойкость к атмосферным осадкам, ультрафиолетовым излучениям, температурным перепадам и механическим повреждениям. Краска не выгорает, не теряет свою первоначальную яркость после продолжительного периода эксплуатации деревянных изделий.
  3. Быстрое высыхание обработанных поверхностей. Через 2 часа после нанесения первого слоя красителя можно накладывать второй.
  4. Краска экологически безопасна для окружающей среды. Она не содержит вредных компонентов для человека, а при нагревании не выделяет токсичных веществ. Поэтому при работе с красителем не требуются дополнительные средства защиты.
  5. После застывания краски на поверхности обработанных предметов формируется защитная пленка, на которой не образуются трещины. Материал не боится высоких температур.
  6. Акриловое покрытие является паропроницаемым, поэтому не мешает выведению паров из дерева.

При выборе цвета для изделия необходимо учитывать, что первоначальный тон краски на основе акрила после ее высыхания на деревянной поверхности становится темнее.

Виды художественной росписи

Вариантов росписи дерева акриловыми красками множество. Только хохломская роспись по типу орнамента имеет несколько подвидов. Широко распространены по всему миру такие техники росписи, как хохломская, владимирская, мезенская, борецкая, городецкая, волховская и пр. Но самыми знаменитыми являются мезенская, городецкая и хохломская техники.

Мезенская роспись – старинное искусство, представляющее собой орнаментный декор, который используется для посуды из дерева и прочих бытовых предметов. Основные характеристики:

  • используемые цвета – красный и черный;
  • дробные узоры – черточки, крестики и звездочки;
  • геометрический орнамент – крестики, ромбики и солярные диски.

Еще на деревянные изделия наносятся схематические изображения животных – оленей, коней. Роспись осуществляется по негрунтованным поверхностям. Сначала наносится рисунок красной охрой, затем выполняется обводка черной краской.

Городецкая роспись – технология, которая появилась в XIX в. Это более сложная техника мастеров Нижегородской губернии. Роспись выполнялась без предварительной разметки поверхности. Основные композиции – это цветы, сказочные и городские сюжеты.

Городецкая роспись.

Мастера расписывали изделия темперными красками на ярком фоне. Поверхность предметов сначала покрывалась необходимым цветом фона, затем на него наносились большие цветные пятна.

На следующем этапе формировался рисунок с помощью тонкой кисти. Завершающая стадия росписи – наведение контраста с помощью тонких белых точек и штрихов.

Хохломская роспись – это старинный русский промысел, возникший в XVII в. в Нижнем Новгороде. На Руси всегда ценилась деревянная посуда. Но без предварительной обработки древесина хорошо впитывает воду и загрязняется. Поэтому предметы из дерева начали покрывать олифой – вареным льняным маслом, благодаря которому на изделии формировалась водонепроницаемая пленка.

Особенность этой расписной технологии – золотистый блеск готового покрытия без применения золота. Принцип золочения хохломы основан на старинной иконописной технологии. Чтобы сэкономить на золоте, фон икон исполняли серебром, а впоследствии алюминием и оловом. Затем выполняли изображения святых, обрабатывали льняным маслом и просушивали в печке. Под воздействием высокой температуры масляная пленка обретала золотой оттенок.

В хохломской росписи использовались следующие цвета: основные – это золотой, черный и красный, дополнительные – желтый и зеленый. Мастера работали без предварительной разметки поверхностей изделий, все детали наносились от руки. Основные мотивы росписи – растения, ягоды, животные.

Хохлома есть двух видов:

  • верховая роспись – по серебряному (золотому после обжига в печи) фону выполняется рисунок черным и красным цветом;
  • роспись под фон – наносится контур орнамента и заполняется черной краской, а на нем выполняют изображение золотым цветом.

Подготовка дерева

Перед нанесением изображения основания предметов тщательно обрабатываются: выравниваются, шлифуются и зачищаются, покрываются грунтовкой для повышения адгезии. А чтобы продлить срок службы, изделия после покраски дополнительно покрывают лаком.

Пошаговая инструкция подготовки деревянного предмета к покраске:

  1. Поверхность изделия обрабатывается наждачной бумагой (зернистость 140-180). Для обработки изогнутых частей предмета можно использовать шлифовальную абразивную губку. Шлифование нужно выполнять только вдоль расположения древесных волокон.
  2. После проведения шлифовки с поверхности необходимо полностью убрать пыль специальной обтирочной тканью. Приобрести такую ткань вместе с наждачной бумагой можно в любом хозяйственном магазине или в торговых точках по рукоделию. При отсутствии обтирочной ткани можно воспользоваться тканевой тряпкой, смоченной водой и хорошо отжатой. Протирать поверхность изделия рекомендуется даже в том случае, если шлифовальные работы не проводились, т. к. имеющаяся на нем пыль будет мешать закреплению грунтовочного материала и краски.
  3. На подготовленную поверхность деревянной заготовки наносится грунтовочный слой под покраску, который улучшает сцепление раствора с древесиной. Грунтовку можно распылять по поверхности с помощью специального баллончика или наносить кистью. Сначала рекомендуется обрабатывать переднюю часть изделия, затем боковые и в конце – заднюю.
  4. Прежде чем приступать к покраске предмета, грунтовке необходимо дать полностью высохнуть. А чтобы поверхность получилась максимально гладкой, рекомендуется первый грунтовочный слой после высыхания зачистить наждачной бумагой и покрыть следующим. Такую процедуру рекомендуется выполнять до полного исчезновения неровностей на изделии.
Читать еще:  Шапка шлем для мальчика: мастер класс спицами

Как сделать рисунок

Изображения на деревянных поверхностях можно рисовать разными способами:

  • при помощи предварительно подготовленного трафарета;
  • использовать точечную технику росписи;
  • сделать рисунок по эскизу.

Выбор расписной техники зависит от навыков и опыта мастера.

Трафаретный метод

Использование трафарета для нанесения изображения – это самый простой способ рисования по дереву. Готовый шаблон рисунка накладывается на основание, обводится карандашом и раскрашивается акрилом.

Трафарет любого изображения можно изготовить самостоятельно. Для этого достаточно найти в интернете необходимый рисунок, распечатать на принтере и вырезать. А можно заказать изображение у знакомого художника.

Точечный метод

Эта технология росписи по дереву подойдет тем, у кого отсутствуют художественные навыки. С помощью точечного рисования можно создавать красивые узоры.

По технологии точечного рисования на готовый эскиз наносится множество точек, которые являются ориентирами для копирования изображения на деревянную плоскость. Чем больше таких ориентиров, тем точнее можно перенести оригинал картинки на необходимый предмет.

Воспользовавшись точечной методикой копирования, даже те, у кого нет навыков рисования, могут создавать художественные шедевры. Для этого надо скопировать мягким простым карандашом точечный эскиз на поверхность предмета из дерева и покрыть красками под оригинал или проявить собственную фантазию.

По эскизам

Под методикой росписи по эскизам подразумевается свободное творчество. Мастер предварительно создает эскиз изображения, затем переносит его на деревянное изделие и раскрашивает.

Для художников эскизами выступают детали картин. А те мастера, которые не занимаются профессионально творческой деятельностью, могут использовать в качестве эскизов геометрические фигуры. При помощи эскизов можно создавать собственные узоры, используя растительные и геометрические компоненты.

После полного высыхания декорированную поверхность рекомендуется покрыть тонким слоем лака, состав которого подбирается в зависимости от используемых красителей. Это увеличит период эксплуатации предмета.

Удивительное и прекрасное в народном творчестве: роспись по дереву

На чтение: 6 минут Нет времени?

Самобытность народной росписи деревянных изделий актуальна во все времена. Сегодня это не утратившее своё эстетическое значение творчество остаётся популярным. В сегодняшнем обзоре HouseChief предлагает узнать о возможностях старинного ремесла в современном искусстве, поэтому вашему вниманию представлена роспись по дереву.

Читайте в статье

Поговорим об основных видах росписи по дереву

На слуху у многих жостовское направление, гжель, хохлома, но стоит узнать больше, ведь есть и другие виды росписи. Можно попробовать свои силы в каждом виде поочерёдно, получив ценный опыт и эстетическое удовольствие.

Живая мезенская и петриковская роспись по дереву

Мезенская роспись посвящена орнаменту, выступающему в роли главного декоративного элемента. Сюжет составляют милые обитатели леса, а также лошади.

Определить, что понравившееся направление относится к мезенской разновидности, можно по следующим признакам:

  • использование красных и чёрных цветов в орнаменте;
  • дробность узоров в виде звёзд, ромбов, дисков, чёрточек и крестиков;
  • картина кажется подвижной из-за многократно повторяющихся узоров.

Наносят такой тип росписи на негрунтованное дерево, используя как базу красноватую охру.

Мотив петриковской росписи растительный, цветочный и ягодный. Это прекрасные и сказочные картины. Контур наносить не нужно, здесь главное острый глаз мастера и его умение. Работать нужно очень тонкой кистью, кое-кто из мастеров ловко орудует стеблями растений. Ягодки иногда рисуют подушечками пальцев.

ФОТО: tnu.podelise.ru Основные элементы петриковки

Сказочная гжель и городецкая роспись

Гжель запоминается с первого взгляда на изделия, которые оформлены в этой технике. В такой художественной росписи основные цвета белый и синий. Синие узоры и рисунки нежно оттеняются белым фоном.

ФОТО: liveinternet.ru Сюжеты сложные, но эскиз под них не используют

Интересно, что первоначально гжелью расписывали игрушки для детей и сосуды для аптекарских нужд. Но в XIX веке производство фарфора дало направлению новую жизнь, но умельцы по-прежнему используют гжель для росписи деревянных изделий.

У гжели есть свои особенности. Редко эта роспись обходится без роз-агашек, пейзажей с зимой, сказочных сюжетов. Рисунок на фарфоре всегда должен быть покрыт глазурью и поставлен на обжиг.

Можно описать технику несколькими этапами:

  • сначала наносится базовый белый фон;
  • прорисовываются крупные элементы;
  • наносятся дополнительные штрихи белым тоном, что подчеркнёт контраст.

Теперь поговорим о прекрасной городецкой росписи. Основным её нюансом является способность белого штриха внести оживление в сюжет. На деревянных изделиях словно оживали вороные кони на изящных и тонких ногах, горделиво вышагивающие петухи с восхитительными хвостами, а также живописные сцены из купеческой жизни.

ФОТО: nnwelcome.ru Городецкие мотивы декорированы цветочным орнаментом

Городец остался популярен как декоративно-прикладное искусство на шкатулках, хлебницах, ложках, ларцах, детских игрушках, ставнях, предметах мебели и быта.

ФОТО: youtube.com Красота городецкой живописи

Весёлая хохлома и жостовская роспись

Хохлома сразу распознаётся характерными цветами: чёрным, жёлтым, красным, золотым.

ФОТО: culture.ru Фон рисуют чёрным или жёлтым, а уже на нём изображаются цветочные орнаменты

Рисунок золотят, но используют при этом не золото, а древнюю иконописную технику с нанесением серебра с маслом и доведением до результата высокой температурой. Так олифа в итоге даст нужный оттенок золота.

ФОТО: schci.ru Иногда в хохломе применяют зелёную краску

Рисунок наносят без эскизов, включая в сюжет рябину, землянику, ветки, цветки, иногда можно увидеть животных.

Жостовская роспись украшала металлические подносы, но постепенно её оценили и мастера по дереву. Основным сюжетом принято считать цветочные композиции, изображённые на чёрном фоне.

ФОТО: culture.ru В центре рисуют самые крупные цветы, а по краям уже те, что мельче

Важную роль играют тени, создающие визуальный объём. В краситель добавляется сусальное золото, металлический порошок и перламутр, поэтому кажется, что жостовские изображения светятся особым светом.

ФОТО: souvenirdvor.ru Волшебные мотивы оживают под кистью мастеров

Прочие разновидности

Многие интересуются другими видами декоративно-прикладной росписи: палехом, федоскинской живосписью, росписью Северной Двины и Прикамья.

ФОТО: youtube.com Для палеха характерен сюжет русских народных сказок, изображённых обязательно на чёрном фоне

ФОТО: juicyworld.org Федоскинская роспись также использовала чёрный фон, но главным персонажем является портрет человека

ФОТО: mydocx.ru Роспись Северной Двины использует красный или оранжевый тон, а базовый фон бело-жёлтый

Советы по домашнему творчеству: как подготовить деревянную заготовку для росписи

Без предварительной подготовки базы ничего путного не выйдет, поэтому к данному этапу работ относятся с должным вниманием.

Сначала выбирается заготовка, разумеется, без сучков: они легко вываливаются, когда дерево высыхает полностью. Отверстия после них зашпаклёвывают и затирают наждачкой после высыхания покрытия.

Важно! Эксперименты не нужны, есть специальная шпаклёвка по дереву, её и следует использовать для заделки дефектов и отверстий.

ФОТО: priceguard.ru Дерево высыхает естественным образом, а никак не возле приборов отопления, ведь это приводит к деформации изделия

После сушки по поверхности проходятся наждачной бумагой средней зернистости, а после – мелкой. Древесную пыль собирают и складывают в маленькую тару. Её можно использовать вместе с клеем ПВА в качестве шпаклёвочной смеси.

Теперь изделие грунтуют клеем ПВА, смешанным в пропорции 1:1 с водой и оставляют просушиться. После этого поверхность снова полируют мелкодисперсной наждачкой.

Процесс перенесения рисунка на деревянную основу

Если вы обладаете талантом в живописи, то можно сразу наносить задуманный сюжет согласно выбранному направлению на основу. Но, если есть некоторые сомнения в удачности задуманного, лучше перенести готовый рисунок.

Работаем по трафарету

В интернете несложно найти подходящий рисунок. Можно распечатать его на принтере и прорезать линии резаком или канцелярским ножом. Останется перевести линии простым карандашом.

ФОТО: gepur-shop.ru Этот способ подходит только для очень простых сюжетов

Старая добрая калька позволяет нанести на деревянную поверхность сюжет любой сложности. Для удобства кальку следует закрепить скотчем.

Совет! Обращаем внимание на то, что калька работает зеркально, то есть рисунок будет отображён с другой стороны.

Третий способ нанесения рисунка заключается в использовании утюга и плотной бумаги. Лазерным принтером распечатывается сюжет и прикладывается печатью к дереву.

ФОТО: rubankom.com Останется прогладить лист горячим утюгом, что перенесёт краску на поверхность изделия

Точечная методика переноса

Это подходящий вариант для тех людей, которые с рисованием на «вы». На основу наносят очень много точек, а их уже нужно будет соединить непрерывной линией. Эта техника хороша и для прорисовки мелких элементов сюжета.

Рисование по эскизам

Для эскизов используется копирка. Её красящей стороной нужно приложить к заготовке, а выбранный сюжет положить сверху и обвести по контуру.

Расписываем деревянную заготовку своими руками разными красками и учимся закреплять результат

Кто не знаком с разными видами красок, тому будет интересно узнать больше о том, как ими пользоваться при работе с деревом, и какой при этом будет результат.

Совет! Если вы начинающий мастер, берите краски проще, а после оттачивания навыков уже переходите на дорогостоящие профессиональные варианты.

Гуашь

Гуашь — краска для удовольствия. Она словно создана для работы с простыми сюжетами, легка в нанесении, не растрескивается и не пачкается.

ФОТО: mr-shkaff.ru Гуашь наносят на базу, а потом покрывают лаком, давая просохнуть каждому слою

Акварель

Акварель – не самый удачный выбор для окрашивания деревянной поверхности. Тем не менее, многие мастера успешно используют её, избегая обещанного набухания дерева от излишней влаги.

Раскрашивают элемент сюжета мокрой кистью без краски, а затем уже наносят цвет. Первым делом расписывают крупные участки и элементы, а затем уже окрашивают мелкие детали и выполняют детальную прорисовку.

ФОТО: gidpokraske.ru Живопись обретает некую лёгкость и воздушность с плавными переходами от света к тени, но рельефность будет отсутствовать

По окончании окрашивания и высыхании слоя краски, требуется покрытие лаком.

Акриловые краски

Акрилом любят пользоваться и начинающие, и опытные мастера. Краска очень легко ложится на дерево, не растекается и выглядит очень ярко.

ФОТО: ampottery.com Плюсом является отсутствие необходимости лакировать поделку, если она просто декоративная

Масляные краски

С маслом новички работают редко. Их нужно уметь разводить посредством олифы или льняного масла, а только потом приступать к творчеству.

Читать еще:  Соединительный столбик крючком: мастер-класс с пошаговыми фото и видео-уроками

Масляные краски дают очень стойкую и яркую палитру. Они подходят для любого вида живописи. Сохнуть изделие будет долго, особенно, если краска разводилась льняным маслом. Это самый долговечный вариант окрашивания.

Анилиновые краски

Бюджетно будет использовать анилиновые краски. Ими можно окрасить разные предметы из дерева, особенно часто их берут для росписи сувениров.

ФОТО: store.russianarts.online Рисунки получаются сочными, яркими, а работа не сулит никаких сложностей. Перед их нанесением нужно дважды прогрунтовать основу

К сожалению, с течением времени анилин способен выгорать, поэтому изделия не ставят под прямые солнечные лучи или покрывают лаком с функцией защиты от ультрафиолета.

Важно! Анилиновыми красками не наносят один и тот же мазок дважды!

Темперные краски

Темпера – люксовая краска, которая даёт возможность создать истинный шедевр. Ею окрашивают те предметы, которые можно даже передать по наследству, сделать особенный подарок кому-то дорогому.

ФОТО: rubankom.com Темпера делается на основе яичного желтка или растворе клея

Краска после высыхания уже не смывается и не растрескивается. Состоит краска из эмульсии и красящего пигмента.

Идеи для росписи по дереву с фотопримерами

Полюбоваться галереей идей росписи по дереву просто приятно для души.

Декоративная роспись по дереву для начинающих

Роспись по дереву

Сегодня мы расскажем об одном из самых старинных видов художественного искусства – росписи по дереву. Затейливые узоры, рисунки, герои и сцены из литературных произведений на дощечках, подносах, шкатулках и вазах и сегодня прекрасно смотрятся в интерьере любых помещений.

Роспись по дереву — декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками. Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в области мебельного производства, посуды, игрушек, музыкальных инструментов.

Виды росписи по дереву

Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ. В одной только хохломской росписи есть несколько подвидов, в зависимости от типа используемого орнамента!

Сегодня мы рассмотрим три самых популярных росписи — хохломская, мезенская и городецкая, поскольку именно они являются самыми популярными и широко известными. На важно помнить, что кроме них есть множество других, не менее замечательных видов росписи: например, волховская, борецкая, владимирская и др.

Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего Новгорода около XVII века.

Деревянная посуда всегда была в почёте на Руси, но необработанная древесина впитывает влагу и быстро загрязняется. Во избежании этого посуду стали покрывать варёным льняным маслом — олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой.

Отличительной чертой техники является придание изделию золотистого блеска без использования золота.

Хохлома берёт свой принцип золочения без золота из старинных иконописных техник: в целях экономии фон иконы закрашивали серебром (а позже более дешёвым оловом или алюминием), наносили изображения святых, а затем покрывали льняным маслом в несколько слоёв в отдельной просушкой в печи каждого слоя. Под воздействием температуры пленка олифы приобретала золотой оттенок и серебряный фон, находящийся под ним тоже отливал золотым переливом.

Основные цвета в хохломе:

Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы — сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Различают два типа росписи: «верховую», когда по серебристому фону (который после обжига станет золотым!) наносят рисунок красным и чёрным цветом; и «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется чёрной краской, рисунок же остаётся золотым.

2. Городецкая роспись.

Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем хохлома — в XIX веке.

Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки.

Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками.

Основной приём росписи — сначала на изделие наносится цвет фона, потом на него наносится «подмалёвок» — крупные цветовые пятна. После этого рисунок прорабатывается тонкой кистью, затем роспись заканчивает «разживка» — дополнительные тонкие штрихи и точки, нанесённые, как правило, белой краской, и подчеркивающие детали и контраст. Основные мотивы — цветочные композиции, сказочные и былинные сюжеты, городские сценки.

3. Мезенская роспись.

Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.

Основная черта: дробный узор — звёзды, крестики, чёрточки, — выполненный в два цвета: чёрный и красный.

Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

Изделие расписывается по чистому негрунтованному дереву сначала красной охрой, а затем делается чёрная обводка.

Кстати, у нас на сайте вы можете посмотреть несколько мастер-классов по мезенской росписи и её стилизации!

С чего начать и как делать роспись по дереву

Роспись по дереву акриловыми красками – это художественный процесс, в котором каждый мастер стремится найти свою изюминку и индивидуальность. Прежде чем пытаться сформировать индивидуальный стиль, стоит ознакомиться с существующими традиционными видами росписи. Перед тем, как переходить к росписи непосредственно по дереву, стоит сперва отточить на бумаги навыки владения кистью и рисование базовых элементов.

После этого необходимо научиться подготавливать деревянную поверхность к работе

Алгоритм росписи по дереву для начинающих:

1. Очистка древесины щеткой и шлифование дерева наждачной бумагой.

2. Покрытие грунтовкой. Иногда в качестве грунта может выступать краска, создающая основной цвет фона.

3. Нанесение рисунка кисточкой и красками.

4. Закрепление акриловым лаком.

Материалы для росписи

Основные материалы, которые потребуются для акриловой росписи по дереву, это:

• наждачная бумага для очистки поверхности дерева и для придания небольшой шероховатости. Делается это для того, чтобы рисунок наносился более точно и в дальнейшем был долговечным. Понадобится два вида наждачной бумаги: жёсткая и мягкая. Зачищается дерево вдоль волокон.

• защитный материал – морилка. В некоторых росписях принято наносить рисунок сразу на деревянную поверхность, но иногда цвет сырой необработанной древесины довольно невыразителен. В таких случаях, можно воспользоваться морилкой, которая придаст древесине какой-нибудь оттенок и подчеркнёт естественный рельеф и фактуру.

• грунтовку можно наносить кистью, но если область большая и широкая, то используют валик.

• для закрепления готовой росписи на декоративном предмете можно воспользоваться акриловым лаком. Однако, если изделие часто планируется использовать в быту (подставки под горячее, подносы), лучше воспользоваться специальными мебельными лаками.

Подходящие краски

После того как предмет для росписи подготовлен, наступает время художественной части работы. Многие задаются вопросом, какие краски для росписи по дереву лучше использовать. Обычно для того, чтобы получился стойкий и насыщенный цветом рисунок, берут акриловые или масляные краски. Их существенное различие лишь в том, что масляные краски дольше сохнут. Акриловые краски сохнут быстро, имеют яркие тона и по стойкости они превосходят масляные.

Отличным выбором для любой росписи станут специальные краски для росписи (так называемая акриловая темпера), которые отличаются мягкой консистенцией, пастозностью, высокой кроющей способностью и приятной матовой бархатистой поверхностью после высыхания.

Стоит отметить, что те, кто только начинают постигать азы народной росписи по дереву, могут для оттачивания навыков использовать обычную художественную гуашь.

Кисти для росписи по дереву

Лучшими кисточками для росписи по дереву считаются мягкие кисти природного происхождения. Особо ценятся беличьи, колонковые, реже – соболиные. Однако, для акриловых красок прекрасно подойдут и синтетические кисти.

Перед процессом важно определиться с подходящими размерами для кисточек, которые обозначаются цифрами. Для новичков советуют брать одну большую, две средние и одну тонкую малую кисть.

Важно помнить, что все старинные промысловые росписи зарождались в крестьянском сословии, в руках людей, которым плуг и молот был гораздо привычнее, чем кисть. А если смогли они, сможете и вы! В традиционных росписях нет нужны прорисовывать лица, фигуры или соблюдать портретное сходство. Самое главное — отточить технику рисования разных элементов, научиться свободно проворачивать в руках кисть и смешивать цвета. Нужно приложить немного терпения, раз за разом рисуя одинаковые элементы и в конце-концов вы научитесь их рисовать в совершенстве! Довольно небольшое количество простых базовых элементов и их сочетания — вот и всё!

И важно понимать, что если признанные мастера разных видов росписи могли наносить её без предварительно рисунка, то нам, простым смертным, наносить рисунок можно не сразу красками, а использовать для начала карандаш, трафарет, копирку или кальку, но не слишком увлекаться. Ведь, если постоянно прибегать к готовым рисункам, способность самостоятельно фантазировать притупляется. Помните, главное – это всегда получать удовольствие от процесса росписи.

Роспись по дереву акриловыми красками: техники для начинающих

В современном искусстве обширно используют роспись по дереву акриловыми красками, гуашью, масляными и анилиновыми красящими веществами. В истории роспись по дереву — старинное народное ремесло. Дерево долгие века преобладало в быту из-за своей доступности и легкости в обработке. До того как люди научились обрабатывать металл, из дерева делали всю мебель и кухонную утварь, сундуки, шкатулки, прялки, не говоря уже о дверях, воротах, деревянных ставнях. Наряду с плотничеством и резьбой по дереву, развивались особые технологии по обработке дерева и орнаментальная разрисовка изделий.

Виды художественной росписи

В середине 20 века виды росписи по дереву из ремесленного вида искусства перешли в художественные и их изучают и школах изобразительного творчества. Различные виды техник характеризуются своим неповторимых и узнаваемым орнаментом, который исторически развивался в ногу со временем и эволюцией красок и материалов.

В наши дни достаточно использовать специальные краски по дереву и приобрести деревянные изделия, лаки и укрепляющие средства для поделок. Многие современные мастера не только привносят новизну в работы, но и продолжают традицию росписи деревянных изделий.

Первые уроки для начинающих мастеров состоят в изучении принципов рисования каждого вида. Городецкая роспись по дереву характеризуется растительным орнаментом яркими расцветками, преимущественно на желтом фоне, но в наши дни фону в этом виде росписи уделяют меньше внимания, так как рисунок хорошо смотрится на чистой деревянной фактуре.

Элементы рисунка делают в несколько простых этапов, замалевкой основными цветами, теневкой более темными тонкими штрихами и осветлением белой или желтой краской.

Используются также идеализированные изображения птиц, животных, в частности вороных коней, деревьев. В древние времена городецкая роспись также изображала крестьянскую и купеческую жизнь тех времен. На картинках ниже видно пример.

Читать еще:  Схемы поделок из картона своими руками: из гофрированного и цветного

Хохломская роспись существующая в массовом производстве и по сей день, стала визитной карточкой России. Это не просто разрисовка, а целая технология производства деревянных изделий, при обработке которых используется олифа, глина, алюминиевый порошок и лак. В результате многоэтапных действий изделия сначала обретают серебристую окраску, расписывают преимущественно черной и красной красками, иногда выполняют листья зеленым цветом. В конце работы покрывают лаком, и серебристая окраска становится позолоченной. Такая технология росписи пришла от иконописцев.

Элементы хохломской росписи — это в основном густая растительность, большие цветы, завитки, листья, ягоды рябины, клубники, встречаются декоративные птицы, петухи лебеди, но главным символом хохломы является жар-птица.

Также этот вид разрисовки делится на два типа техники — верховую и фоновую. Верховая роспись подразумевает собой нанесение рисунка на фон, а фоновая нанесение контуров и нанесением черного или красного фона.

Мезенская роспись изображает черно-красных орнаментов, более напоминающая пещерную наскальную живопись.

Роспись гжель также не спутать с другим искусством, своими синими пышными цветами на белом фоне.

В современном искусстве росписи по дереву мастера-художники пользуются различными техниками для создания стиля декора, сувенирных наборов посуды. В подарок преподносят собственноручно разрисованные тарелки, конфетницы, салатницы, разделочные доски.

Подготовка дерева

Роспись по дереву акриловыми красками — простое занятие для опытных художников, так как материал дорогой, хоть и подходящий для работы с деревом.

Чтобы начать рисовать на деревянной поверхности, нужно взять готовое изделие, которые продаются как заготовки для декора, почистить самой мелкой наждачной бумагой и загрунтовать поверхность соответствующей краске, после чего можно приступить к рисованию.

Некоторые рисунки требуют для новичков нанесения эскизов простым карандашом, что в принципе позволительно. Любые этапы нанесения лака или краски требует полного высыхания перед продолжением. В конце работы изделие покрывается прозрачным лаком для закрепления краски.

Видео по теме статьи

Способы росписи мебели, советы мастеров и важные нюансы

Хорошим способом украсить, обновить или придать элементам обстановки определенный стиль является роспись мебели. Из любых, даже самых старых предметов интерьера можно создать уникальное произведение искусства. Все ограничено только фантазией и запасом терпения.

На какой мебели лучше применять

Ограничений в выборе предметов, разумеется, нет. Главным фактором, определяющим пригодность, является материал. Для осуществления задуманного лучше подходит старая мебель, изготовленная из дерева. Именно в этом заключается ее ценность относительно современных изделий, изготовленных из ДСП и ДВП. «Мебель из опилок» однозначно не подойдет.

С деревянной поверхностью легче работать. Старую краску или лак можно легко удалить, различные дефекты (сколы, трещины) могут быть устранены или оставлены для придания эффекта «состаривания». Кроме того, большинство способов нанесения рисунков рассчитаны именно на дерево. Любой узор или орнамент хорошо выглядит под лаком на древесной текстуре. Подойдет мебель, покрытая натуральным шпоном. Пример тому — старый шкаф или комод, сделанный из многослойной шпонированной фанеры. После удаления старого лака или краски поверхность грунтуют, красят в необходимый цвет и наносят рисунок.

Но и мебель из современных материалов не стоит вычеркивать из списка. Фасады из МДФ, покрытые акрилом, после определенной подготовки можно расписать в любом стиле. Акриловое покрытие представляет собой слой краски, отполированный после высыхания. Такой вид покрытия часто используют при изготовлении фасадов кухонных гарнитуров.

Современные краски и лаки позволяют наносить их поверх различных покрытий. Также существуют краски, предназначенные для росписи стекла без специальной подготовки.

Популярные варианты росписи

Самый распространенный вариант — простая декоративная роспись мебели. В основном это нанесение небольших элементов, орнаментов или повторяющихся узоров. Для несложного рисунка используют краску одного цвета, а для упрощения процесса применяют шаблоны или трафареты для росписи. Такой вид декорирования подходит для современной мебели. Широко распространено золочение. Данный вид росписи характерен для интерьеров в классических стилях. Под золото декорируют фигурные элементы отделки мебели.

Более сложным вариантом является художественная роспись. Это довольно кропотливая работа, все этапы корой выполняются вручную, включая мельчайшие детали. Роспись на мебели может быть в виде узора или небольшого фрагмента, а также представлять собой сложный объемный рисунок. Особенно ценятся авторские работы.

Отдельное место занимает изготовление предметов интерьера под старину. Сюда же можно отнести реставрацию старой мебели. В работе применяют различные приемы росписи и стили. Поверхности и элементы отделки подвергают «состариванию» различными способами. Старинные вещи пользуются большой популярностью среди состоятельных людей и коллекционеров. Обычно данный вид декорирования выполняют под заказ.

Необходимые инструменты и материалы

Краска для покрытия

От выбора краски на прямую зависит конечный результат. Основой для покрытия служит грунтовка. Она должна быть предназначена для работы по дереву. Неплохо справляется с задачей грунтовочный материал на основе акрила.

Для верхнего слоя подойдет любая латексная или акриловая краска. Поверхность лучше сделать матовой. Глянец не всегда хорошо смотрится. Неплохим вариантом будет краска в аэрозольной упаковке. Это позволит нанести ее равномерным слоем.

Художественные краски

Для росписи по мебели часто используют акриловые краски. Они хорошо подходят для рисования различных узоров. Также можно воспользоваться масляными смесями. Их традиционное назначение — живопись.

Он выполняет роль защитного покрытия. Возможно применение алкидного или акрилового лака для мебели. Также, как и краска, он может быть матовым или глянцевым. Нанесение слоя лака поверх рисунка — заключающий этап работы.

Кисти и валик для покраски

Для нанесения грунтовки и слоя краски на большую площадь может понадобиться валик. С фигурными элементами поможет справиться широкая кисть.

Кисти для рисования, карандаш, бумага и линейка

Рисовать мелкие узоры и линии удобно с помощью тонких художественных кистей. Для акриловой краски лучше использовать кисточки с синтетическим ворсом. Он не будет слипаться. Масляная краска потребует кисти с натуральным ворсом.

Простой карандаш, бумага и линейка пригодятся для создания эскизов и разметки поверхности под рисунок. Кроме того, может понадобиться изготовить шаблоны или трафареты для росписи.

Инструмент для подготовки поверхности

Очистить мебель от старого лака или краски можно, зашкурив ее наждачной бумагой. Потребуется «наждачка» разной зернистости для более тщательной обработки поверхности. В некоторых местах старое покрытие придется снимать шпателем.

Удалить некоторые виды лака или краски со старой мебели можно с помощью специальных химических средств. Найти их можно в любом хозяйственном магазине.

Для удаления пыли следует запастись ветошью. Вымести грязь из щелей и прочих труднодоступных мест поможет кисточка с длинным и жестким ворсом.

Как правильно создать дизайн и воплотить идею

Роспись мебели своими руками — долгая и кропотливая работа. Процесс может занять много времени. Иногда требуется не один день и даже неделя. Особенно трудно, если нет опыта в подобном деле, не важно, мы расписываем старую мебель или придаем новый вид современным предметам.

Для новичков будут не лишними несколько советов:

  • Любая работа начинается с эскиза или наброска. Разработать дизайн можно самостоятельно или позаимствовать идею росписи мебели из фото в интернете. В любом случае, перенести рисунок с бумаги будет легче, чем выдумывать все на ходу;
  • При отсутствии опыта не стоит сразу браться за большой объем работы. Для начала распишите предмет небольшого размера;
  • Если есть возможность разобрать мебель — сделайте это. С отдельными частями работать намного легче;
  • Свободное пространство. Места для работы должно быть достаточно. Возможно, что мебель придется поворачивать, наклонять или передвигать;
  • Не стоит пренебрегать качеством подготовки поверхности. Дефекты шлифовки могут испортить вид даже очень талантливой росписи. Пыль и мелкие частицы приводят к такому же результату;
  • Грунтовка — обязательный момент для покраски или росписи. На поверхности, покрытой грунтом легче работать;
  • Каждый слой грунта, краски или росписи требует тщательной просушки. Минимум — сутки на каждый слой.

Сам процесс воплощения идеи состоит из нескольких этапов. Первый из них — подготовка под грунтовку и покраску. Классический вариант со старой деревянной мебелью подразумевает снятие лакокрасочного покрытия. Для этого понадобится наждачная бумага крупной и средней зернистости или специальное химическое средство – смывка и шпатель.

  1. После очистки от лака и краски поверхность необходимо зашкурить мелкой «наждачкой». Это позволит избавиться от излишней шероховатости и мелких царапин. Если на мебели имеются крупные сколы и трещины, их шпаклюют и зашкуривают;
  2. Следующий этап — нанесение грунта. Это делают с помощью кисти или валика. Следует избегать образования капель и потеков. В крайнем случае избавиться от них можно, используя губку, или дождаться высыхания слоя и зашлифовать наждачной бумагой;
  3. Далее следует покраска. Краску наносят в два или три тонких слоя. В результате должна получиться гладкая и ровная поверхность. После высыхания можно приступать к самому интересному, но не менее трудоемкому этапу — рисованию;
  4. Мебель с росписью — не обязательно старинный шкаф или комод, со всех сторон покрытый узорами. Чаще это небольшой рисунок или повторяющийся узор. Для нанесения одинаковых рисунков используют трафарет или шаблон. Это могут быть простые трафареты бабочек, небольших узоров или большие шаблоны со сложным рисунком.

Существует не один способ нанесения рисунка на мебель. Особо ценится ручная роспись. Верхом мастерства можно считать живопись. Сочетая различные способы и техники росписи, возможно создавать по-настоящему уникальные вещи:

  1. Те, кто не владеет кистью, может воспользоваться техникой декупажа. Такой способ обычно применяют на небольших предметах мебели, но можно декорировать и большие поверхности;
  2. Заключительный этап работы — покрытие росписи прозрачным лаком. Желательно нанести несколько слоев. Это сбережет рисунок от случайных повреждений и даст возможность протирать или мыть мебель.

Искусство росписи делает любой предмет уникальным. Можно расписать мебель, используя любое традиционное или современное направление. Большой популярностью пользуется роспись мебели в русском стиле: хохломская, жостовская, мезенская. Каждая из них по-своему уникальна. И конечно, ничего не мешает создать свой собственный, не менее уникальный стиль.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector