Гобелен своими руками для начинающих: как делать, учимся пошагово,
Пошаговая инструкция для создания гобелена самостоятельно для новичков
Выполнение по ткани художественного изображения способом перекрестной прошивки нитками зародилось в Европе. Получаемые рисунки на холсте изумляют своим замыслом, переходом цветов и сложностью исполнения. Как зародилось искусство гобеленов в России? Каким образом прокладывают стежки? Чем отличается техника по созданию фактурных картин? Как приступить к созданию гобелена своими руками для начинающих мастериц? Все это можно узнать из представленной здесь статьи.
Когда появились гобелены в России
В 17-м веке в Центральной Европе появились ковры – шпалеры с вытканным на них изображением. Используя способ переплетения нитей крест-накрест, выполняли рисунок. Основателями были братья Гобелены, откуда и пошло название «гобелен». Использовался преимущественно ручной труд. Ткацкие станки, появившиеся при расцвете мануфактур, механизировали тяжелую работу. Гобелен своими руками – это искусство, требующее опыта художника и живописца, помноженного на терпение. Краски на холсте здесь заменили разноцветные нити, переплетенные в крестик.
В России впервые узнали о красивых шпалерах только в XVIII веке при Петре 1. Ему был подарен гобелен от французской знати. Практически это был ковер с рисунком или искусная вышивка на холсте. Вначале такие произведения применяли в качестве украшения апартаментов Петродворца и других подобных строений. На гобеленах красовались портреты придворных, царственных особ.
Мастера ткацкого производства из Франции помогли открыть первую мануфактуру в России. Произведенные там шпалеры поражали замыслом и сложностью исполнения. В музеях Санкт-Петербурга и Москвы любой желающий может полюбоваться русскими ткаными коврами.
Характерная черта гобеленовой техники
Вышивка гобеленов популярна среди мастериц-рукодельниц. Они используют термин «набивка», «вышивка петлей» для техники вышивания. Применяют специальный вид швов – «гобеленовый», где использованы нити различного оттенка. Вышивальщицы используют полотно или мелкую канву. В зависимости от художественного замысла используют:
- шерстяные нитки разного цвета и сложения;
- хлопковые волокна;
- шелковые нити.
Важно! В иглы вдевают нити от одного до нескольких цветов, добиваясь перехода оттенков. Размер ушка должен быть достаточным, чтобы продеть несколько нитей. Стежки ведут в одну сторону при условии, что нет исключений по схеме рисунка.
Какие существуют виды гобеленов
Шпалеры разделяют по типу рисунка, наносимого с помощью стежков. Распространены следующие виды:
- в средневековом стиле – военные баталии, рыцари, гербы королевских особ;
- религиозный сюжет – большая популярность у картин в стиле Рафаэля;
- живописные полотна, пейзажные зарисовки, пасторальные гобелены.
Историки считают, что наличие ковра со сложным рисунком было подтверждением богатства и знатности семьи.
Какую выбрать ткань для гобелена
Технология шпалер включает разные виды материалов:
- шерсть/шелк;
- хлопковые ткани;
- акрил/полиэстер;
- вискозное полотно.
Различаются материалы по структуре – однослойные или двухслойные. Плотность гобелена зависит от веса, различают легкую, тяжелую и среднетяжелую разновидности. При создании дорогостоящих картин применяют натуральные хлопковые ткани. Для «серийного» выпуска применяют синтетические материалы, у них больше износостойкость.
Гобелен для начинающих для домашнего рукоделия выполняют на льняном полотне. Если есть выбор, лучше выбрать более рыхлое полотно с неплотным переплетением. Тогда игла с нитью будет раздвигать волокна без лишнего прокола. Здесь важно закрепление цветной нитки при последующем прокалывании. Шерстяная или хлопковая ткань задержать скольжение не сможет. Выполняют вначале простые рисунки – котенок, силуэт ребенка или другого предмета.
Внимание! Лучше всего приступать к работе на бортовке темного цвета. Если ткань основы будет светлой, она не скроет более темные нитки, потребуется подкраска с изнанки.
Виды переплетения нитей
Нити из шерсти прокладывают короткими стежками, соблюдая параллельность. Внешне они напоминают горизонтальные ряды повышенной плотности. Различают стежки по типам:
- полукрест – шов в одной плоскости, применяется чаще всего;
- континентальный – с изнанки нет прямых линий, они под углом и длиннее, чем с лицевой стороны;
- прямой – наносят строго вверх (вниз) или поперек;
- шов с захватом – прокладывают стежки, слегка перекрывающие предыдущий, цвет нити изменяется равномернее;
- плетеный – целый ряд перекрывает соседний, образуя переплетение;
- с петлей – вытягивают нити, они в целом имитируют ворс на лицевой стороне.
Меняя поэтапную технику прокладывания стежков, мастерица добивается объемного или гладкого рисунка, в рубчик или с плетением, разной плотности и фактуры. Для начинающих рисунок по гобелену лучше начать с простых стежков.
Что нужно для работы
Для выполнения урока необходимы:
- специальная игла;
- рамка круглой или квадратной формы с ножками разной высоты;
- набор ниток для гобелена, пряжа различного цвета.
Обычная игла на пластиковой ручке может быстро поломаться. Лучше приобрести специальный набор разной длины и диаметра с деревянным основанием. Размеры инструмента варьируются от 3.5 см (основная) до 6-7 см. Диаметр рабочей иглы не более 2-2.5 мм (вспомогательные для работы на хлопковой основе могут быть тоньше (до 2 мм). С шерстяными и синтетическими тканями работают иглами толщиной 2-2.5 мм.
Деревянный каркас рамки лучше использовать больше, чем размер предполагаемого рисунка. Если в плане работа 40 х 40, то каркас подойдет 50 х 50. Припуск по сторонам оставляют не менее 5 см. Если нет отдельной рамки, то возможно основу закрепить на раме, где будет висеть готовое изделие. Но при этом стенки будут повреждены случайным проколом иглы.
Если выполняют нетканый гобелен, используют нити со стойкой окраской. Различают их по типу волокна:
- хлопчатобумажные;
- шерстяные;
- льняные;
- смесовые/искусственные.
Внимание! Количество нити рекомендуют брать с запасом. Если нитки закончились, следует отложить фрагмент, лучше поискать нити одинакового цвета, а потом продолжить работу.
Приступаем к нанесению вышивки
Как сделать гобелен? Чтобы перенести идею картины на полотно, следует определить технику нанесения. Изображение рисуют на основе маркером, мелом. Пошаговая методика переноса:
- Закрепить рисунок, растянуть основу на стекле. Аккуратно обвести все линии. Если образец четко просматривается, получают четкие контуры.
- С основой из дерюги такой метод не пройдет. Нужна копирка, ее накладывают красящей стороной вниз, сверху размещают образец. Обводя все линии контуров, переносят на основу будущий сюжет.
- Как альтернативу применяют иную технологию – перевернуть набросок и обвести все линии карандашом с маркировкой «м». Положить лист рисунком вверх на ткань. С нажимом повторить все линии, при этом предыдущее нанесение отпечатается на ткани. Способ удобен для мешковины.
- Как вариант – вырезают контуры изображения гобелена на картоне. Потом наложить их, обвести контуры.
- После завершения переноса основных линий рекомендуют раскрасить соответствующими цветами. Подойдут акриловые краски на водной основе, они не забьют холст или дерюжку.
Плетение по гобелену лучше применять штриховым или контурным способом, через основу вертикально вниз, потом вверх от левой стороны до правой. Соблюдение параллельности – обязательное условие между стежками и долевой ниткой. Контурное нанесение начинают стежками вокруг, постепенно двигаясь по спирали к середине.
Изготовление рам
Для того чтобы смастерить самостоятельно обрамление гобелена, нужно иметь следующие материалы:
- палочки из дерева или бамбука;
- гвоздики с молотком;
- клей быстрого действия.
Первым делом измеряют размеры шпалеры, затем переносят их на деревянные заготовки. Вырезать их нужно так, чтобы в углах они соединялись в треугольник. Соединение выполняют или с помощью гвоздей, или проклеивают стороны соприкосновения. Обычно по рамке «уходит» до 2 см ткани.
Готовую заготовку по желанию покрывают лаком или делают роспись в стиле основного изображения. Отличный вариант украшения – бисер, маленькие стразы, бусинки. Их легко приклеить по всему периметру рамки. После полного высыхания делают финишное покрытие лаком. Готовую рамку закрепляют или мелкими гвоздиками, или суперклеем.
Как делать гобелен самостоятельно
Достаточно иметь художественную жилку, полотно для основы, подходящие нити, иглы. При соблюдении техники и попадания стежками в линии контура легко выполнить простейший рисунок. После чего можно усложнять композицию, повышать класс мастерства, комбинируя различные виды стежков.
Изготовление гобелена – в любом случае, даже если он создается с уже готового рисунка, почти всегда является искусством, а не ремеслом. Ведь выбор нитей, методика изготовления и другие моменты всегда определяют конечный результат, который в любом случае станет совершенно уникальным и будет определять руку мастера, что его изготовил.
Это видео недоступно.
Очередь просмотра
Очередь
- Удалить все
- Отключить
YouTube Premium
Как самому соткать гобелен
Хотите сохраните это видео?
- Пожаловаться
Пожаловаться на видео?
Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.
Понравилось видео?
Не понравилось?
Текст видео
Гобелены — картины в рамах, теплые и яркие, способные украсить даже небольшое пространство вашего дома и сделать его уютнее.
Научиться ткать несложно, и даже если вы не очень хорошо рисуете, то ваше терпение, а главное большое желание, рано или поздно дадут свои положительные результаты. Для одних, возможно, это станет будущей профессией, для других — хобби.
В своих уроках я покажу Вам как сделать классический, объемный, мини-гобелен и нетканый. А также расскажу, как сделать раму для ткачества и красивую рамку для Вашего будущего гобеленчика. Так что учитесь, радуйтесь своими успехами и радуйте других!
Для того, чтобы начать занятия, нам понадобится уже сделанный Вами станок и 2-3 моточка цветных ниток. Если у Вас таковых нет, то можно распустить пару свитерков, желательно разноцветных (только не маминых, хотя, я думаю, она обрадуется, если вместо пропавшего старого свитера Вы покажете ей новый и красивый гобелен). В крайнем случае их можно купить в магазине.
1. Как проложить нить
Наша основа уже разделена на 2 части — ближний и дальний ряд. Теперь нам легче будет проложить нить в обе стороны.
Первая нить прокладывается слева направо, тем самым закрывая дальний ряд основы. Теперь прокладываем нить в обратном направлении, для того, чтобы закрыть ближний ряд.
Нить нужно протягивать руками, а не челноком или другими приспособлениями, уплотняя ее при этом обычной столовой вилкой.
Хотя, для коврового ткачества (где плотность нужна еще больше, чем на гобелене в раме) применяется специальный деревянный молоток.
еперь, когда Вы научились это делать, попробуем соткать «горочку», в которой тоже не понадобится соединений.
Берем два цвета ниток и начинаем ткать. Каждый следующий ряд, сотканный Вами, должен огибать следующую нить основы.
Далее берем другой цвет и начинаем ткать следующую «горку», точно таким же образом.
В дальнейшем этот прием Вами будет использоваться практически в каждом сотканном Вами гобелене.
Ощущаете ли Вы себя ткачами? Еще нет? Тогда в следующем уроке мы перейдем к более сложным процессам ткачества.
Точно таким же образом прокладываются нитки при соединении друг с другом. При этом нужно перекручивать их между собой в местах соединения.
Нити в местах соединения должны перекручиваться постоянно в одну и ту же сторону. Это позволит сделать более ровную линию.
Одной из самых сложных фигур в ткачестве, без сомнения, считается круг и без него Вам не обойтись. Но к нему мы вернемся чуть позже, а пока немного порисуем.
Чтобы нарисовать круг (эскиз), нам, т.е. Вам, нужно взять обыкновенную чашку и обвести на картоне фломастером (желательно — черным). Это необходимо для того, чтобы наш рисунок хорошо просматривался из за натянутой основы.
Лицам постарше можно воспользоваться рюмочкой. И пользы больше, и размером поменьше.
Ну вот теперь нужно закрепить этот эскиз на станке. Существует несколько способов такого крепления. Я покажу Вам самый удобный на мой взгляд способ.
Для этого необходимо привязать горизонтальные нитки к нашей раме вот таким образом.
2. Как соткать объемный гобелен
Гладкое (классическое) ткачество мы с Вами уже немного освоили. Теперь, я думаю, стоит рассказать о другой, смешанной, технике, где можно применять уже различные виды ткачества.
Так называемый объемный гобелен можно сделать несколькими способами. А в сочетании различных техник в одном гобелене можно добиться очень интересных результатов.
Первый способ — «Косичка»
Делается она путем обкручивания нитками основы (через одну) таким способом, как показано на рис
После каждого ряда такой косички необходимо проложить нить обыкновенным, классическим стилем в обоих направлениях (т.е. туда и обратно). Делается это для того, чтобы уплотнить нашу косу и чтоб сотканный гобелен не был «рыхлым».
Как соткать мини-гобелен
В интернете можно найти пособие «Как соткать мини-гобелен. Практическое руководство». Это книги которые вам предлагают купить.
На мой взгляд, практической разницы между мини-гобеленом и обычным, большего размера, нет. Техника ткачества одна и та же. Разница заключается в том, что для мини-гобелена требуется более мелкий рисунок (эскиз). Для этого расстояние между натянутыми нитями основы должно быть меньше и составлять 5 мм.
Это значительно усложняет работу и поэтому для того, чтобы соткать действительно мини-гобелен, может понадобится больше времени, чем на гобелен гораздо большего размера.
Ну, маленькие гобеленчики с несложным рисунком (например, как на фото ) можно сделать за 1 день, но и то лишь при условии, что вы уже опытный мастер.
Учебное пособие (первые шаги в изготовлении гобелена)
КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА
ВНЕШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ТРОПИНКА К ТВОРЧЕСТВУ
Изготовление гобелена: шаг за шагом
Я предлагаем вам заняться необычным в наше время ремеслом — ручным ткачеством. Оно не требует сложного оборудования и специального сырья. Нам пригодится любая пряжа, даже самые короткие нитки. Древние приемы ткачества просты и логичны. Шаг за шагом мы будем осваивать их на примере одного маленького гобелена. Другое дело – добиться хорошего качества. Здесь уже понадобится больше терпения. Декоративно-ворсовые ковры знают все, старинные шпалеры и современный гобелен известны меньше. А ведь это тоже ковры, только гладкие. Кроме того они часто имеют сюжет, да и в интерьере используются как картины – висят на стене, в то время как ковер утепляет стены или лежит на полу. Ткачество это не только гобелены, но и различные тканые изделия — сумки, подушки, накидки, абажуры, пояса
Материалы и инструменты.
Для работы в технике ткачества нам необходима деревянная рамка, ее очень просто сделать самому, для этого необходимо найти четыре планки, их размер зависит от размеров гобеленов которые вы скоро научитесь ткать. Например, вы берете планку (рис. 1, 1-а)
520 мм 320 мм 15 мм x 35 мм
Планки соединяем шурупами. Для рамки с гвоздями подготовим примерно 100 штук длиной 20 мм и диаметром 1 мм. Вбиваем их в верхнюю и нижнюю планку по два ряда, между которыми оставляем 10 мм (рис. 2)
Удобнее в работе рамка с пропилами. Расстояние между пропилами 5 мм можно и 4 мм, а их глубина 5 мм (рис. 3)
Основа и уток – это главные действующие лица в ткачестве. Нити основы- это каркас гобелена, эти нити не видны в готовой работе, но без них он не может существовать и очень важно чтобы они были прочные. Уточные нити пересекают нити основы по горизонтали, они и создают рисунок гобелена.
Итак мы готовы приступить к ткачеству . Вначале для ребят я предлагаю испробовать себя в самом простом, соткать дорожку, впоследствии можно сшить из нее сумочку (рис.4)
Прежде чем начать ткать, необходимо нашу рамку заправить основой. При этом можно положить рамку на стол или опереть ее о крышку стола. Мы взяли для основы нить хлопчатобумажную /ею зашивают мешки/. Привяжем ее концы к первому верхнему гвоздю или пропилу, опускаем нить строго вертикально и обматываем нижние гвозди, затем нить подымаем вверх и так далее. Нити основы должны быть натянуты очень хорошо. Итак, приготовлена основа плотностью 3 нити на 1см., можно пользоваться и 1-2 нити на 1см. Плотность основы выбирают в зависимости от узора, рисунка. Только на большой плотности можно выполнить мелкий рисунок (рис. 5).
Когда основа подготовлена вставляем снизу полоску картона высотой 5-10 см так, чтобы каждая нить оказывалась поочередно то спереди, то позади картонки. Опускаем ее вниз до гвоздей. Затем сделаем плетенку или
косичку с помощью вязального крючка, которая закрепит начало ткани. Далее делим нити основы на четные и нечетные с помощью гладкой палочки сечением 10-20 мм. Длина ее не должна превышать ширину рамы. Палочку называют проборной или делительной планкой. Пространство между двумя рядами нитей называют зев. Нам осталось подготовить уток. Отрываем от клубка цветную нить длиной 1-2 м. Для начала поработаем без челнока, чтобы почувствовать процесс ткачества. Нить сматываем в простой моточек.
Все готово к ткачеству. Давайте вместе попробуем соткать дорожку. Начинать ткать можно и слева и справа. Например, чтобы начать с правого края, закладываем конец нити утка в зев, открытый проборной планкой, слева на право, примерно на три-пять нитей основы. Новый уток, если нужно, вводят как продолжение старого. В следующем ряду протягиваем уток в противоположный зев справа налево по всей ширине основы. Нам придется делать прокидку утка, перебирая нити основы руками, создавая вручную второй зев. Для этого левой рукой поднимаем три-четыре нити основы, а правой рукой передаем моточек с утком в левую руку, проводя его под оттянутыми нитями. Итак, до конца ряда. Мы сделаем прокидку утка в левую сторону. Опускаем нить утка вниз на плетенку и подравниваем. Затем двигаемся в обратную сторону, но теперь уток легко проходит в открытый зев (под палочкой). Моточек передаем из левой руки в правую. Таким образом, уток переплетается с основой в шахматном порядке (рис. 6).
Если обнаружили ошибку ее тут же необходимо исправить. Прокидывая уток, не затягивайте его, иначе, начнут стягиваться нити основы и, соответственно, боковые стороны гобелена. Спастись от этого можно, притягивая края гобелена к раме веревочками. Полученное переплетение называется уточным репсом. Если он правильно соткан, то полностью скрывает нити основы. Боковые стороны гобелена (кромка) должны быть плотными, поэтому, две-три кромочные нити обвиваем лишней прокидкой. Вы, ребята, можете сплести свою дорожку различными цветными нитями и, если вам это понравилось, мы преступим к более сложному заданию.
Прежде всего нарисуем несложный эскиз гобелена на котором поучимся ткачеству. Первое, что мы уже умеем, натягиваем на раму нити, прокладываем внизу картонку, крючком вяжем плетенку. Далее мы ткем полоску где-то 5-7мм, к которой пришиваем эскиз (рис. 7).
Мы взяли зеленые нити утка и ткем холмик, следуя рисунку эскиза. Постепенно бросая нити основы с левой стороны после одной или
нескольких прокидок утка. Не забывайте уплотнять сотканную ткань гобелена пальцами рук или вилкой. Холмик будет выглядеть немного ступенчато, но этого не нужно бояться. Соткав первый холм приступаем ко второму, немного усложнив задачу. На этом холме у нас нарисована дорога, поэтому мы будем выполнять работу в несколько этапов, а точнее, в три. Начнем ткать левый холм песочного цвета, заполняя левый участок: между кромкой и первым холмом до уровня дороги. Он тоже получается ступенчато, этот вид ткачества называется с просветами.
Далее ткем светлыми нитями участок дороги по горизонтали, придерживаясь эскиза. После дороги работаем над оставшейся частью холма. Начинаем ткать с самого нижнего участка по горизонтали, захватывая постепенно все больше нитей основы. Далее ткем третий небольшой холмик, коричневого цвета. Следующая четвертая часть гобелена еще более усложняется. Вначале мы ткем белый домик и, там где начинается окошко, мы впервые работаем сразу двумя нитями (рис. 8, 8-а).
Синий уток вводим на место окна справа налево. Белый уток, возвращается с право налево. Белый уток, возвращается справа налево, доходит до синего участка, обвивает правую часть основы, которую перекрыл белый уток, и поворачиваем в обратную сторону, синий уток возвращается в правую сторону. Слева от него вводим дополнительный белый уток, проходим до границы с синим утком и поступаем также, как с правой стороны. Далее делаем прокидку сначала синим утком в левую сторону, затем в правую белым утком и также закрепляем утки на общей нити основы. Такой прием называется закрепление утков на общей нити основы. Окно соткали, далее ткем одной белой нитью до крыши дома. Возле нашего домика растут кусты, мы будем ткать их, применяя наиболее распространенный узел — двойной ковровый, называют его также турецким. Этот узел применяют в махровых < длинно-ворсових >коврах (рис. 9).
Тот же способ часто применяют в современных гобеленах. Перед вязкой узлов нарезают пряжу с помощью круглой гладкой палочки. Ее диаметр должен соответствовать выбранной длине ворса, но очень короткую нить тяжело вязать , поэтому нужно отрезать немножко длинней, а позже можно обрезать ненужную длину ворса Узлы завязываем на некотором расстоянии от сотканной части гобелена. Правой рукой держим отрезок нити, а левой отделяем пару нитей основы. Затем накладываем отрезок пряжи
поверх нитей ниже пальцев /а]. Правый конец нити заводим справа налево под правую нить основы[ б ] . А левый-под левую. Выводим оба конца вперед, между правой ии левой ниитью основы. Перемычка оказывается сверху <в>. Подравниваем концы, одновременно затягиваем узел и опускаем его на место<рис.10>.
После каждого ряда узлов необходимо соткать два ряда обычным репсовым ткачеством. Это закрепляет ворсовые узлы. Вяжут двойные узлы строгими вертикальными рядами или в шахматном порядке. Делая таким образом ворс согласно рисунку эскиза, отдельно с правой и левой сторон до крыши дома.
Далее ткем крышу, берем красную нить утка, прокладываем ее на несколько нитей основы дальше белого домика, постепенно отбрасывая нити
Чтобы гобелен не расплетался мы в верху делаем плетенку и снимаем проборную планку, срезаем нити основы, снимая гобелен с рамы. Нити основы разрезаем около гвоздей или пропилов.
Но любоваться иизделием еще рано: повсюду торчат разноцветные концы утков и, наверное вызывает недоумение бахрома из нитей основы . Прежде всего, убираем вязальным крючком концы утков на изнанку. Концы основы слегка поджимаем и завязываем узелками. Поскольку мини-гобелен будет вставлен в рамку, концы основы уберем на изнанку следующим образом: узелкии завязываем на иизнанке справа налево. Берем две последние нити основы и завязываем их обычным узлом один или два раза. Затем правую нить откладываем на изделие, а левую связываем со следующей нитью и так далее. Остается приметать их к изделию иголкой. Теперь можно обрезать концы до 1-2 см. Готовый гобелен отпариваем утюгом через влажную ткань [кроме ворса] так же, как вязанные изделия – почти не прикасаясь утюгом . При этом можно даже исправить некоторые дефекты- морщины, кривизну сторон и др.
Перед тем как вставить гобелен в рамку, обычно глубокую, его натягивают на оргалит, фанеру или толстый картон, чтобы ткань была ровной. Вставляем в рамку, и вешаем на стену, любуясь собственной работой и приобретенным умением ткать.
Людмила Ивановна Тимощук , руководитель образцового художественного коллектива декоративно-прикладного творчества «Кудесница» внешкольного учебного заведения «Центр детского и юношеского творчества», г. Красноперекопск, АР Крым.
Мастер-класс «Нетканый гобелен»
Наталья Цуцерова
Мастер-класс «Нетканый гобелен»
Мастер – класс: техника «нетканый гобелен» в подготовительной группе.
Задачи:
• Познакомить с нетрадиционной техникой «нетканый гобелен».
• Обучить приемам нетканого гобелена.
• Развивать образное мышление, художественный вкус, совершенствовать навыки культуры труда, самостоятельность.
• Воспитывать аккуратность, желание создавать эстетические изделия.
• Развивать мелкую моторику рук.
Материалы: рисунок на картоне (картон желательно взять от обувной коробки, нитки для вязания разного цвета и оттенков, ножницы, зубочистка из бамбука, клей ПВА (строительный)
Ход мастер – класса:
Ребята, мне сегодня голубь принес письмо. С виду письмо не простое, красивое и резное. Интересно, что там?Читаю: «Я, Василиса Прекрасная, решила соткать самый красивый ковер на свете. Мне нужны помощники! Да не простые, а самые аккуратные, трудолюбивые. А в подарок, я покажу ваши работы всему свету».
— Ну что ребятки, поможем Василисе Прекрасной соткать ковер? (Да)
В старину, ковры ткали вручную. Сами придумывали рисунок, красили нити, подбирали нужный цвет. Работа была долгой и кропотливой. Вот и мы попробуем поработать в нетрадиционной технике «Нетканый гобелен». С одной стороны, это быстрый способ создания изделия, которые внешне кажется сотканным. С другой стороны, нетканый гобелен имеет множество достоинств. Процесс создания нетканого гобелена близок к живописи: художник выкладывает свой рисунок цветными волокнами, нитями различных оттенков. К изделию нужно подойти ответственно, ведь от этого во многом зависит конечный результат всей работы.
Для начала нам нужно размять пальчики, чтобы они выполняли работу быстро, слаженно. Пальчиковая гимнастика «Одежда»
В понедельник я кроила, (загибают по одному пальцу)
А во вторник – платье шила.
В среду – фартук вышивала,
А в четверг –белье стирала:
Все свои платочки
И братишкины носочки.
А в пятницу, субботу
Отдыхала от работы.
Пальчики подготовили, теперь приступим к работе. Хочу напомнить, технику безопасности с зубочисткой.
• Зубочистка должна находиться только на столе.
• Если она упала на пол, то нужно ее обязательно поднять.
• Во время работы, нельзя зубочисткой чистить уши.
• Во время работы нужно быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
• Соблюдать порядок на столе.
Ход выполнения работы.
1. Для начала нам нужен картон с рисунком. Теперь мы с вами поиграем. У меня есть заготовки, я их переверну другой стороной, рисунка вы не увидите. Теперь выбирайте. Я думаю, для каждого этот рисунок сюрприз.
2. Вам нужно определиться с цветом ниток.
3. Начнем с контура, нанесем полоску клея ПВА.
4. Берем нужный цвет и приклеиваем точно по контуру. Помогаем зубочисткой. Сверху прижимаем пальцами.
5. После того как контур сделали. Наносим полоску клея и начинаем заполнять всю работу нужным цветом. Если нитка заканчивается, то нужно ее спрятать под другие нити. Желательно чтобы нитки находились как можно ближе друг к другу. Помогайте зубочисткой.
6. Вот и все работа выполнена. Теперь можно дать ей возможность хорошо просохнуть.
Ребята, у вас очень красивые работы получились. Я думаю, Василиса Прекрасная будет очень рада таким изделиям.
мастер-класс Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности Метод экспериментирования способствует становлению целостной картины.
Гобелен своими руками
Просмотров: 4599
Комментарии: Комментарии к записи Гобелен своими руками отключены
Гобелен – отличный вариант для украшения дома. Картины, выполнены в этой технике завораживают взгляд. Гобелены машинного производства очень сильно уступают гобеленам, сделанным вручную. Но, увы, стоят очень и очень дорого. Намного дешевле сделать гобелен своими руками. Кроме того, такое решение позволит максимально гармонично вписать гобелен в интерьер помещения.
История возникновения гобелена
Гобелен – это односторонний ковер, вытканный вручную перекрестным переплетением нитей. Само слово гобелен имеет французские корни. В XVI веке Жиль Гобелен открыл красильню. Позже к ней пристроили ткацкую фабрику. Людовик XIV выкупил эту фабрику и начал массовое производство ковров из окрашенных нитей. Фабрика называлась «Королевская гобеленовая мануфактура», а ковры – гобеленами.
Нельзя сказать, что гобелены появились в XVI веке. Еще в III в. до н.э. были найдены первые образцы гобеленов. В Древней Греции и Египте гобеленами украшали дворцы фараонов и государственных правителей. Мастера для изготовления гобелена использовали только натуральные нити, иногда практиковались вставки из золота и серебра.
Эпоха Возрождения относится к рассвету гобеленов. Мастера изготовляли целые ряды полотен, выполненных в одной тематике. Только аристократы позволяли себе такую роскошь. До XVIII века в качестве материала для изготовления гобелена использовали шерсть. Чуть позже начали делать гобелены из шелка и льна. Сейчас гобелены ткут как из синтетических нитей, так и из натуральных.
Для производства самых ранних гобеленов использовалась деревянная рама, на которую натягивали нити и специальный крючок, который позволял надежно закрепить узлы.
С середины ХХ века появляются ткацкие станки, которые упрощают работу над гобеленами. Гобелены, сделаны машинным способом имеют более низкую цену и качество, по сравнению с ручным гобеленом.
Разновидности гобеленов
Гобелены ручной работы подразделяются на:
Тканый гобелен более сложный в изготовлении. На деревянную раму наматывается нить-основа из хлопковых ниток. Для закрепления используют сумаховый узел. Уточная нить переплетается с основной нитью по всей ширине ковра, таким образом соединяя и закрепляя основные нити между собой. Процесс изготовлении тканого гобелена– это наматывание уточной нити через основную, при этом используют самые разнообразные техники и узлы.
Петельный или нетканый гобелен более легкий. На плотный кусок ткани наносится рисунок, и с помощью иголки прошивается шерстяными или синтетическими нитками.
Технология изготовления тканного гобелена
Для изготовления тканого мини-гобелена понадобится:
- нити – различных цветов и фактур,
- деревянная рамка или ткацкий мини-станок,
- вилка,
- ножницы.
- Для начала берем деревянную рамку или доску. Размером в 2 раза больше по длине и 3 раза по высоте, чем будущий гобелен. По краям рамки забиваем гвозди. Расстояние 2-5 мм, в зависимости от толщины нитей.
- Делаем нить-основу. На гвозди поочередно наматываем нить. Далее, горизонтально закрепляем уточную нить, с помощью узелка. Начинаем плести гобелен. Меняя нити, в зависимости от желаемого рисунка. Вилка поможет уплотнить структуру гобелена. В конце гобелен облагораживают бахромой, косичками или кисточкой.
- Чтобы сделать кисточки для оформления краев гобелена, нужно сложить 4-6 нитей пополам, обвязать нитью и прикрепить к краю гобелена, с помощью любого узла.
- Для бахромы следует нарезать нити длиной в два раза больше, чем требуемая бахрома. Эти кусочки пряжи прикрепляют к концу гобелена с помощью вязального крючка или иголки. По желанию бахрому украшают бусами.
Способы переплетения нитей при изготовлении гобелена:
- Полотняный — самый распространенный способ плетения. Уточная нить пропускается через основную одна через одну.
- Узорообразующий – уточная нить сделана из шерсти, каждая нить обкручивается вокруг основной два раза.
- Саржевый – уточная нить прокладывается только между нечетными основными нитями.
- Египетский – справа налево оплетаем основную нить уточной, а затем уточная нить уходит вниз. Получается фактура в виде столбиков. Хорошо подходит для изображения рельефных объектов.
- Греческий способ используется в сочетании с гладким плетением, потому что сам по себе очень рыхлый. Используют яркие и объемные нити. Уточные нити переплетаются между собой в виде плетенки.
- Вязка – шерстяные нити прокладывают справа налево. Первый ряд плетем полотняным способом, затем уточная нить заводится за основную и создается петля, через которую выводится уточная нить. Создается рельефная поверхность, напоминающая плетение.
- Сумаховый – две основные нити обкручиваются уточной два раза с изнанки наружу и выводятся через две основные нити вперед. Создается фактура столбиков.
- Ковровый – уточная нить разрезается на небольшие кусочки 4-6 см. На две основные нити прикладываем такой отрезок серединой, а концы заворачиваем. После одного такого ряда следует выполнить ряд полотняного плетения. Излишки ворса обрезаются и плетению придается желаемая форма.
Способы соединения уточной нити между собой:
- Для создания четкой границы рисунка используют соединение уточной нити, при котором плетение нужного цвета доводят до границы, а потом соединяют между собой, продолжая плетение.
- Возможен способ, когда основная нить лежит на границе переплетения двух цветов. Нить основы прокладывают до границы, а потом отгибают и плетут назад и так далее. С другой стороны уточную нить другого цвета прокладывают также.
- Паласовое соединение используют для получения четкой и ровной линии. При этом уточные нити вообще не соединяются и между ними образовывается промежуток. Такой способ применяют редко, так как щели между разными цветами приходится зашивать обычными нитками.
- Способ компенсированного соединения – уточные нити соединяются между собой и плавно переходят с одного цвета в другой.
Еще одним видом тканого гобелена является круговой гобелен, который используют как коврик или вешают на стену. Круговой гобелен отличается от прямоугольного формой и техникой выполнения пленения. В прямоугольном гобелене пленение совершается снизу вверх, а в круговом по кругу. Для круговой опоры используют даже гимнастический обруч, либо вырезают круг из плотного материала.
Для изготовления кругового гобелена в домашних условиях понадобится:
- Картон.
- Пряжа для вязания и хлопковые нити. Обязательно разных цветов и структуры.
- Толстая игла для пряжи.
- Вилка деревянная, если нету – обычная.
- Ножницы.
Этапы работы над гобеленом:
- Из плотной бумаги вырезаем круг, диаметром 30-40 см.
- По диаметру круга делаем надрезы на 2 см. Расстояние между надрезами 2-3 см.
- Натягиваем хлопковую нить-основу на круг. Нить-основа не будет видна в конце, поэтому ее цвет неважен.
- Продеваем нить в иголку и закрепляем нить-основу в центре круга. Делаем стежки, затем переходим на полотняное плетение.
- Пропускаем уточную нить через каждую нить-основу, таким образом совершая плетение по кругу. Делаем так 25-30 раз.
- С помощью вилки уплотняем и разравниваем нити.
- Меняем цвет нити. Чтобы закрепить новую нить, делаем узел или закручиваем за нить-основу.
- Пропускаем белую нить через две нити основы.
- Чередуем цвета по своему усмотрению.
Фантазия здесь безгранична. Возможность выбора разных цветов и фактур.
Фото гобелен круглый:
Работа над вышивкой гобелена
Инструменты для работы:
- Игла.
- Нити.
- Плотная ткань.
- Рамка для закрепления ткани.
Этапы работы над нетканым гобеленом:
- С помощью степлера прикрепите ткань на рамку.
- На плотной бумаге нарисуйте эскиз.
- Поместите эскиз на ткань и обведите карандашом. Чтобы подправить, если что-то не получилось.
- Когда рисунок готов, обведите его фломастером.
- Нить продеваем в иглу.
- Делаем стежки по контуру рисунка, постепенно заполняя весь рисунок.
- При необходимости меняем цвет нити.
Как сделать гобелен объемный
Существует несколько способов изготовления объемного гобелена:
- «Косичка» — с помощью обкручивания нитками основы через одну или две нити. Если нужно добиться выпуклой текстуры, цветка например, необходимо чередовать эту технику с обычной, когда уточную нить продевают через одну нить-основу.
- «Узелки» — сначала делаем нижний ряд, который послужит фоном. Далее иголкой с ниткой вяжем узелки, плотно прилегающие друг к другу. Узелки разравниваются на поверхности и создают нужную текстуру. Таким образом, рисуем картину, например, ромашки.
- «Вышивка» — делаем фон. А на него нашиваем будущий рисунок, используя различные способы плетения. Получается двойной гобелен.
Рекомендации по работе над гобеленом:
- Перед началом работы определитесь с картинкой. Для начинающих мастеров лучше выбрать не сложную картинку, без мелких элементов.
- С помощью карандаша и кальки сделайте набросок основного рисунка. Обведите основные контуры.
- Нити натягивают сильно, но они не должны быть как гитарные струны. Пальцы между нитями должны проходить свободно.
- Пряжу подбирают согласно рисунку и желаемой фактуре.
- Определитесь, в какой цветовой гамме будет выполнена картина, подберите нити необходимых цветов.
- Лучше всего начинать плетение с нижнего правого угла.
- Надежно прикрепите рисунок под нитью-основой.
- Используйте вилку для уплотнения узлов. Похлопывающими движениями вбивайте узлы после плетения каждого ряда.
- В процессе работы проверяйте ширину гобелена.
- Свободный край нити следует держать свободно.
- В завершении работы проверьте, чтобы верхний и нижний ряды были одинаковой ширины.
- Когда гобелен готов, его прибивают к большой раме или растягивают. Затем накрывают мокрой тканью и оставляют на день.
- Через ткань гобелен проглаживают утюгом.
Гобелен – интересное дизайнерское решение для интерьера
Техника гобелен не теряет своей популярности уже более двух тысячелетий, современные гобелены завораживают взгляд и придают интерьеру особую уникальность. Гобелены отлично вписываются как в классические, так и в современные дизайнерские стили.
Чаще всего гобелены используют в загородных домах. Большие стены и потолки позволяют разместить целые серии гобеленов, объединенных одной тематикой.
Разнообразные орнаменты сочных и сбалансированных цветов, мифологические и средневековые сцены, стилизованные картины растений и животных гармонично вписываются в любой интерьер.
Гобелены не только висят на стенах, но и присутствуют в оформлении дома или квартиры в виде гобеленовых покрывал, чехлов для подушек, скатертей, салфеток, картин. Даже мебель и стены обшивают гобеленами. В этих случаях используют, конечно, машинный гобелен.
Гобелен придает общему стилю изысканность, роскошь и универсальность. Отличным дополнением к гобелену станет мозаика, витражное стекло и фьюзинг. А вазы, подсвечники и статуэтки сделают стиль более классическим.