Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы
Zolotayaigolka.ru

Рукодельный портал

Уроки резьбы по дереву: технология гравером и технология геометрической резьбы

Рельефная резьба: от базовых навыков к уверенной технике

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм, прямой стамески 12 мм, радиусной (полукруглой) 10 мм, подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Перенос рисунка

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Вырезание основного контура

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм/угол 60°). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

Выборка фона

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

Проработка основной композиции

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм/угол 45°) или #16 (ширина лезвия 6 мм/угол 35°).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм. Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Резьба листа

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

Детализация черт лица

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Детализация шерсти

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150. Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка. В плоскорельефной резьбе морение используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

Воск. Оптимальный вариант декоративной отделки для резных работ, выполненных на темных породах дерева. Воск подчеркивает достоинства древесины: делает ее гладкой, добавляет легкий блеск и мягкий бархатистый оттенок. Но такой вариант отделки подойдет не для всех разновидностей рельефной резьбы. Эффективность нанесения воска во многом зависит от качества располировки, с чем возникнут сложности при отделке объемных горельефов, а также работ со сложной и мелкой детализацией.

Масла. Также как и использование морилки, применение масла в качестве декоративной отделки имеет множество подводных камней и сопряжено с потенциальными рисками: от разбухания до образования пятен. В случае с рельефной резьбой такую отделку не рекомендуют наносить более чем в 1-2 слоя. О специфике каждого типа масла мы подробно говорили в одной из наших статей.

Мастер-класс «Геометрическая резьба по дереву»

Свое название геометрическая резьба получила от того, что главными ее элементами являются геометрические фигуры: четырехугольники, треугольники, окружности и т.д. Геометрическая резьба служит в основном для украшения домашней утвари, мебели. Самым древним и распространенным видом геометрической резьбы считается трехгранно-выемчатая резьба, она проще остальных, так как для ее исполнения требуется всего один инструмент — нож-косяк.

Читать еще:  Бант для волос: мастер класс своими руками из атласной ленты

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Геометрическая резьба по дереву»»

Геометрическая резьба по дереву. Мастер-класс

Мастер-класс «Изучение приемов выполнения геометрической резьбы»

Свое название геометрическая резьба получила от того, что главными ее элементами являются геометрические фигуры: четырехугольники, треугольники, окружности и т.д. Геометрическая резьба служит в основном для украшения домашней утвари, мебели. Самым древним и распространенным видом геометрической резьбы считается трехгранно-выемчатая резьба, она проще остальных, так как для ее исполнения требуется всего один инструмент — нож-косяк. Сегодня мы познакомимся с основными элементами трехгранно-выемчатой геометрической резьбы. Почему трехгранно- выемчатая? Это мы узнаем в ходе работы.

Цель : Приобретение и практическое освоение навыков работы по дереву в технике геометрической резьбы.
Задачи: Научить приемам выполнения геометрической резьбы по дереву, развивать творческие способности, воспитывать интерес декоративно прикладному творчеству.
Назначение мастер-класса: Мастер –класс рассчитан для всех желающих научиться искусству резьбы по дереву.
Материал и инструменты для работы:
-отрезок доски (желательно мягкой породы);
-нож-косяк;
-карандаш;
-линейка

Для начала выполним несложный орнамент. Для этого начертим две параллельные линии, высота строчки 1 см. и сделаем отметки через 1 см. в шахматном порядке.

Нарисуем «зубья пилы» в виде треугольников и отметим их по центру.

Соединим центр треугольника с его углами

При работе с ножом (резцом) необходимо помнить о правилах безопасности:
— левая рука не должна находиться перед резцом;
— при работе нужно быть внимательным;
— не отвлекаться самому и не мешать другим.
Начинаем работу резцом.
«Носок» резца углубляем по центру на глубину 4-5 мм. , а «пятку» резца наклоняем до угла треугольника (все три угла).

С наклоном резца вправо вырезаем сторону треугольника.

Повернув заготовку на 90 градусов, вырезаем вторую сторону и т.д. Мы получаем сколы (выемки) в виде треугольников, поэтому данный вид резьбы называется трехгранно- выемчатой.

Вот такой «вырезанный» треугольник у нас получился.

Вырезаем остальные треугольники. Получаем узор, который называется «Одиночные треугольники»

Отмечаем центры верхних треугольников и соединяем их с углами.

Вырезаем тем же способом и получаем узор, который в кругу резчиков называют «Змейкой».

Начертим еще одну строчку и нанесем тот же рисунок

Вырезаем верхние треугольники.

Отметим нижние треугольники

Вырезаем, получаем узор, который называется «Розетка»

Попробуем вырезать еще один элемент. Для этого начертим окружность любого диаметра и разделим ее на N-е количество частей.

Соединим центр окружности с точками

Внутри окружности начертим еще одну окружность меньшего диаметра и нарисуем лучи.

Углубляем «носок резца», наклоняем резец до основания треугольника (обе стороны ).

«Вынимаем» треугольный скол.

Вырезаем все треугольники

Сделаем надрез по внутренней линии луча

По внешней линии луча с наклоном резца вправо вырезаем сторону луча.

Вырезаем вторую сторону: получаем «вырезанный» луч.

Вырезаем остальные лучи, получаем узор, который называется «Сияние».

Можно нарисовать и вырезать вот такое «Сияние»

«Небрежные» места обрабатываются наждачной бумагой.

Геометрическая резьба по дереву

Геометрическая резьба по дереву состоит из разных элементов, имеющих геометрическую форму, и выполняется одним резаком. Орнамент для резьбы может быть: линии, квадраты, трехгранные и четырехгранные углубления и т. д. Эта техника позволит сделать даже резные работы таких форм – листки, цветы, ягоды, колосья. Если развивать умение, то она перейдет в форму контурной резьбы.

Оригинальная шкатулка выполненная геометрической резьбой

Эскизы для резьбы по дереву можно поискать в интернете или придумать самому. Геометрическая резка довольно проста в исполнении, для этого потребуется: резак, пара полукруглых стамесок. Уроки геометрической резьбы покажут, как можно играть светотенью и необычными узорами. Особенно это красиво в разных треугольниках, ногтевидной резке и трехгранно-выемчатой форме. Такая резка позволяет полировку и матовую отделку.

Инструменты

Для резьбы треугольно-выемчатой вам нужен только нож-косяк, у него имеется скошенное лезвие. В дополнение нужны следующие инструменты:

  • стамеска плоская, шириной 2 см;
  • стамеска полукруглая;
  • ножовка;
  • напильники: круглые, квадратные, полукруглые;
  • линейка;
  • карандаш простой;
  • циркуль;
  • ластик.

Элементы и узоры для выполнения геометрической резьбы по дереву

Технология резки проста, но каждая составляющая играет свою роль в работе.

Древесина

Древесина бывает следующих типов: твердая, очень твердая и мягкая. Для новичков лучше использовать мягкую древесину, она легче поддается работе (липа, сосна или осина).

Липу достать сложнее, чем остальные виды, так как она часто используется у профессионалов. Сосна имеет недостаток – при резке колется.

Осина хороший вариант для работы. Есть много наглядных фото, какое дерево должно быть, и как выглядят продольные волокна, вдоль которых нужно вести работу.

Подготовка к работе

Для первого урока нужна дощечка размером 170 на 110 мм и толщиной 2 см. Эскизы для этой работы будут приведены ниже. Поверхность доски нужно отшлифовать шкуркой. Теперь используя линейку и простой карандаш расчертим всю поверхность дерева клетками по 5 см.

Узоры для резьбы по дереву

Потом рисуем все фигурки, как показано ниже на рисунке. Всего получилось 7 фигур: сколышки, ромбы, витейка, пирамидка, звездочки, квадратики и розетка. Из этих фигур потом можно складывать новые узоры. Фотография, на которой видно какие композиции можно составить из одних элементов, как смотрится композиция после обработки и покраски древесины.

Сколышки –первая фигура

В треугольно-выемчатой резьбе весь процесс состоит из двух операций – наколка и подрезка. Это простые движения, которые легко выполнимы на практике. Берем нож в руку, большой палец ложится на скошенную часть рукояти.
Надавите на резак в вертикальном положении, чтобы он углубился на несколько мм, потом опускаем лезвие под углом для пересечения линии боковой ножа в соответствии с разметкой. Таким же образом делается накол и с левой стороны треугольника.

Для подрезки требуется:

  • режущую часть ножа приложить к левой стороне треугольника, так он соединится с вершиной своим скосом;
  • отводим ручку ножа, назад соблюдая параллель между правой стороной узора и режущим лезвием (это движение делается кистью руки, как будто натягиваем лук);
  • надавливаем на нож, возвращаясь в первое положение кисти; так носик ножа оказывается на вершине, а режущая часть на правой стороне треугольника.

Подрезанный треугольник отколется в итоге, отсюда и название – «сколышек». Это движение называется «выстрел». Когда делаете его, старайтесь держать угол 45 градусов. Рисунок выходит простым с этой фигурой, но это основа геометрии.

Меры безопасности

Все движения должны идти от кисти руки, это упрощает работу и снимает нагрузку с плеча.

Рабочая рука (в которой находится резак) плотно прижимается к рабочему столу, чтобы освободить движения кисти. Когда удерживаете заготовку свободной рукой, необходимо следить за расположением пальцев, чтоб они не были на рабочей части, когда идет процесс резки.

Ромбик – вторая фигура

Орнаменты для геометрической резьбы составляют простые детали, такие как сколышки и ромбики. Ромб состоит из двух треугольников, соединенный своими основаниями.

Технология та же, только сначала нужно вырезать верхний ряд, а потом повернуть доску и сделать нижний.

Витейка – третья фигура

Резьба по дереву для начинающих заключается в освоении основных приемов резьбы и основных фигур. Витейка – это та же разновидность сколышек. Они просто смещены в сторону по отношению друг к другу.

Фигуры для геометрической резьбы

В результате получится извилистая дорожка. Для этого нужно вырезать и наколоть нижние треугольники, а повернув дощечку – верхние. Так мы увидим, что посередине остается «змейка».

Пирамида – четвертая фигурка

Первые узоры были самые простые. И справиться с ними можно без труда. Следующие будут тяжелее в выполнении, так как они состоят из нескольких треугольников и располагаются в определенном порядке по отношению друг к другу.
Так пирамида состоит их трех треугольников, она имеет в центре точку соприкосновения всех углов. Поэтому при резке данной фигуры, каждый элемент при накалывании соприкасается с одной и той же точкой несколько раз. Самое главное — подрезка выполняется по направлению слоя древесины.

Если резать поперек, то получаться нежелательные сколы, которые испортят узоры.

Звездочка – пятая фигура

Орнаменты геометрической резки могут быть разнообразны, но в основном состоят из одних элементов, которые компонуют вместе. Также и с фигурой звездочка. Она состоит из четырех пирамид, и эту фигуру несложно будет сделать. Просто нужно последовательно вырезать одну за другой четыре пирамидки.

Квадраты – фигура шестая

Этот элемент явно отличается от всех остальных. В нем нет треугольников, и вырезается он совсем иначе, чем все фигуры. Этот метод резки называется – соломка. Многие эскизы, включают в себя именно квадраты. Они могут являться как каемкой работы, рамкой, так и частью основных элементов рисунка.
Режется эта фигура таким образом:

  • отступаем от разметки на 1 мм справа, держа нож под углом в 45градусов, углубляем его на 2 или 3 мм и режем вдоль линии до конца;
  • с левой стороны полоски делаем все также;
  • делаем прокол в конце и начале полосы, при этом нож направлен вертикально.

От заготовки при этом отделяется кусок древесины, который и называется соломка.

Если таким способом прорезать все линии, выходят в конце работы квадраты. Технология несложная, но требует определенного опыта для выполнения.

Розетка – седьмой элемент

Эта часть самая сложная. Она требует большего мастерства для её вырезки. Резьба по дереву для начинающих довольно сложное занятие, но все элементы выполнимы. Для начала надо нарисовать узоры на заготовке, и только потом приступать к резке. Для этого нам нужен циркуль.

Розетка выполненная геометрической резьбой

Сначала чертим большой круг, затем размечаем внутри него малый, на 5 мм меньше. Теперь нужно поделить круг на 16 равных частей. Через центр проводим основные линии, вдоль и поперек. Еще 4 точки находим при помощи угольника, с углом в 45 градусов. Эти точки соединяем отрезками, которые проходят по центру.

Читать еще:  Объемная буква своими руками: из бумаги и из картона

Визуально отмечаем точки посередине каждого отрезка на малом круге, и соединяем их треугольниками с большим кругом. Теперь можно увидеть, что вся розетка состоит из пирамид вытянутой формы. Фото картин с выполненной розеткой очень запоминаются, они не просто красивы, но и сложны в исполнении.

Композиция из фигур

Геометрическая резка в своей красоте представляет не только отдельные элементы, но и разные составные орнаменты. Композиция – это и есть сочетание разных элементов, имеющих свое построение и единство. Начальным этапом в резке является разметка. Начинать нужно с основных осевых линий. Эскизы композиции резных украшений могут быть очень разными, можно составить эскиз самому или найти в руководствах и книгах по этой технике. Чем хороша геометрическая резка? В ней можно сделать свой рисунок, как простой, так и сложный только из основных элементов.

Есть много фото, которые покажут, как красиво выглядит эта техника на практике, как можно самому при минимальном наборе инструментов сделать подарок или украсить дом при помощи декоративной резки.

Резьба по дереву. Основные виды.

Плосковыемчатая резьба

Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

Геометрической или контурной.

Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур — треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки — их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.

Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, — линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.

Плоскорельефная резьба

Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба — один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.

Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона — более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу — заоваленной с подушечным фоном.

  • Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)

Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами — ножа-косяка и полукруглых стамесок.

Прорезная резьба

Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона. Такие детали получили собственное наименование — «домовая резьба».

Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

  • Накладная, или наклейная резьба

Состоит из отдельных элементов — резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

Домовая резьба

Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

Больше спасибо за внимание!

Материал собран из книги «Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия.» Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»

Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!

Все о рельефной резьбе

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Рельефная резьба по дереву – один из древних способов украшения предметов: посуды, мебели, элементов декора и прочего. Украшенные резьбой вещи до сих пор пользуются всеобщим восхищением и популярностью. Освоив все тонкости мастерства, резчик может обеспечить себе неплохой доход. Но как освоить это нелёгкое ремесло? Какими советами для начинающих готовы поделиться мастера? Всё это и многое другое вы найдёте в данном материале.

Особенности

Резьба по дереву имеет длинную историю, которая берёт своё начало ещё в Древней Руси. С течением времени сформировались самостоятельные техники обработки деревянных поверхностей, каждая из которых имеет свои нюансы и неповторимые черты.

  • Контурная резьба. Данный вид резьбы может ошибочно показаться самым простым: на ровную заготовку наносятся простые линии, из которых и складывается контур узора, пейзажа и т. д.

  • Самой распространённой техникой является геометрическая. В этом случае узор образуется из сочетания геометрических фигур или резов.

  • Плосковыемчатая резьба подразумевает вырезание углублений на гладкой поверхности деревянной основы, которые формируют изображение.

  • Скульптурную (объёмную) резьбу по праву можно назвать самой сложной из методик. Мастер придаёт заготовке (корень, чурка, крупная ветка) нужную форму, добавляет детали и получает полноценную статую из природного материала.

  • Рельефная резьба, речь о которой пойдёт в данной статье, имеет ряд специфических особенностей. Изображение растений, животных или же просто орнамента выступает на передний фон за счёт обрезанного фона. Ещё одна уникальная черта рельефной техники – неповторимая игра светотеней.

Инструменты

Для рельефной резьбы требуются специальные инструменты.

Стоит уточнить, что на ранних этапах ознакомления резчика-новичка с работой по дереву вовсе не обязательны дорогостоящие профессиональные наборы ножей, стамесок, киянок и прочего.

Хорошо наточенный перочинный нож и нож-косяк – основные помощники начинающих. Позднее, когда появится некоторый опыт, а движения рук станут увереннее, можно приобрести следующие инструменты:

  • угловые стамески (геймусы);
  • прямую стамеску;
  • радиусную (полукруглую) стамеску;
  • штихель.

Искусные мастера добавляют к вышеперечисленному «арсеналу» несколько дополнительных приспособлений:

  • клюкарзы – стамески, полотно которых изогнуто;
  • ножи: силовые, прямые и богородские.

Пошаговая технология

До того как рисунок будет нанесён, необходимо определиться с выбором исходного материала, ведь от вида древесины зависит половина успеха.

  • Липа. Древесина липы – бесспорный чемпион среди пород, используемых в резьбе. Пластичная, лёгкая и доступная, она прекрасно подойдёт новичку и мастеру. Неэффективная окрашиваемость – единственный минус липы.
  • Ольха. Ольха (чёрная и красная) – плотный материал. Несмотря на то что ольховую древесину достать достаточно сложно, она прекрасно режется и практически не искривляется после высыхания.
  • Груша. Плотную и однородную грушевую древесину можно поставить в один ряд с липой и ольхой.
  • Берёза. Упругая и плотная берёза подходит для резчиков среднего уровня, успевших поработать с липой. Данная древесина используется при создании небольших изделий, так как при высыхании может деформироваться.
  • Дуб. Массивный и сложный в обработке дуб служит материалом для настоящих профессионалов. Наточенные инструменты и твёрдая рука мастера смогут превратить неподатливую древесину в завораживающий рельеф.

После того как резчик определился с материалом, его необходимо качественно просушить. Заготовка дерева начинается в ноябре и заканчивается в феврале, когда количество соков в древесине минимально. Покупая древесину для резных работ, обязательно уточните, была ли она просушена. Если же вы хотите подготовить заготовки самостоятельно, ознакомьтесь с алгоритмом сушки:

  1. очистите дерево от коры и ветвей;
  2. разделите его на части;
  3. вываривайте заготовки в специальных ёмкостях с добавлением соли на протяжении 4 часов;
  4. поместите будущие основы в подвал на несколько дней;
  5. Перенесите древесину в проветриваемое помещение.

После того как резчик определился с эскизом для изделия, его необходимо перенести на заготовку. Для переноса изображения используются следующие методы и предметы.

  1. Копировальная бумага. Линии копирки можно свободно стереть, что позволяет изменять рисунок прямо по ходу работы.
  2. Трафарет. Вырежьте эскиз из бумаги или картона, приложите его к заготовке и обведите. Также с помощью трафарета можно наметить контур, обозначив проколами углы и изгибы. Проколы соединяются между собой простым карандашом.
  3. Фрезер. Если вы не боитесь рисковать, прикрепите к дереву шаблон и вырежьте его инструментом.
  4. Эскиз смещается в процессе переноса? Не беда! Подложите под кусок дерева резиновый коврик или подложку, и рисунок получится точным и аккуратным. Именно на этом этапе следует продумать расположение деталей и основных объектов, уделить особое внимание композиции.

Следующая стадия работы – вырезание основного контура. Деликатное удаление фона – изюминка рельефной резьбы. Формирование этого умения и есть основная задача новичка.

Радиусные стамески помогут удалить большое количество фона с минимальным приложением силы.

Предпоследний этап – контурная проработка с использованием угловым стамесок.

После того как изделие готово, его необходимо покрыть одним из следующих составов.

  • Морилка. Морение используется для придания древесине благородного оттенка, а также для усиления контрастов в работе: затемнённые участки «отступают» на задний план, образуя объёмное изображение. Но такое средство покрытия подходит лишь для крупных рельефов; мелкорельефная резьба под воздействием морилки может разбухнуть, что, несомненно, неисправимо испортит вид изделия.
  • Воск. Восковое покрытие – подходящий вариант для резьбы, выполненной на тёмных породах древесины. Воск придаёт готовому изделию блеск и делает его гладким. Результативность воскового покрытия часто зависит от того, как вы его распылите. Иногда с располировкой возникают трудности при отделке объёмных рельефов и работ с обильными и мелкими деталями.
  • Масло. Используя в качестве декоративного покрытия масла, стоит учитывать некоторые нюансы, которые могут привести к разбуханию или образованию пятен. Для рельефной резьбы масло рекомендуется наносить не больше чем в два слоя.
Читать еще:  Схемы цветов из креповой бумаги: как сделать поделки (с видео)

Советы мастеров

  1. Тупой инструмент не годится для работы, так как требует больших усилий при резьбе. Следите за остротой стамесок и клукарз.
  2. При освоении резьбы следует начать с простых геометрических узоров. Затем можно переходить к чему-то посложнее: растительности, животным, людям.
  3. Никогда не направляйте при работе стамеску в свою сторону: это может быть опасно. Направляйте инструмент в противоположную или держите его параллельно груди.
  4. Чтобы эскизы было удобнее переносить на заготовку, выполняйте рисунок в масштабе 1: 1, используя миллиметровую бумагу или кальку.

Методическая разработка урока технологии (технический труд) «Геометрическая резьба» ( 7 класс)

Документы в архиве:

Название документа Геометрическая резьба.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учитель технологии МКОУ Добрятинская СОШ Курахина Н.Н. Геометрическая резьба

ЗАХВАТ РЕЗЦА При резьбе на себя (способ 1) При резьбе на себя (способ 2) При резьбе от себя

Витейка Змейка Бусины(ромбы) Цепочка

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ДВЕРКИ ШКАФА ВЫПОЛНЕННЫЕ В ТЕХНИКЕ ТРЁХГРАННО- ВЫЕМЧАТОЙ РЕЗЬБЫ НАСТЕННЫЕ ПАННО

Глазки Звёздочка Соты: выпуклые (а) и вогнутые (б) Лесенка

Розетка Сияние Паутинка (морщинки, насечка)

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАТОЧКЕ РЕЗЦА

ЗАТОЧКА РЕЗЦА Заточка на электроточиле Правка на оселке

Правила резьбы. Срез делается сразу одним движением за исключением рисунка с большими элементами. Соблюдение одного угла наклона в работе над всей композицией обязательно, если не предусмотрены варианты. При возможности не подрезайте против на-правления слоя дерева могут быть сколы. Производите резьбу прочным, но тонким косяком, чтобы меньше раздвигал слои.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕЗЬБЫ НОЖОМ КОСЯКОМ НЕЛЬЗЯ ДЕРЖАТЬ СВОБОДНУЮ РУКУ ПЕРЕД РЕЖУЩИМ ИНСТРУМЕНТОМ. ПРИ РЕЗЬБЕ ВЫРЕЗАЕМУЮ ДОСКУ СЛЕДУЕТ ПРИЖИМАТЬ К УПОРУ. ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАБОТАТЬ КОСЯЧКОМ С ТРЕСНУВШЕЙ НЕПЛОТНО НАСАЖЕННОЙ РУЧКОЙ. РАБОТАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ХОРОШО ЗАТОЧЕННЫМ ИНСТРУМЕНТОМ Во время работы не отвлекайтесь, не вертитесь, говорите тихо, не размахивайте инструментом. Не ходите по мастерской с режущим инструментом, а если появилась необходимость, то несите его режущей кромкой вниз в конце занятий: Сдайте режущий инструмент учителю или дежурному. Покажите проделанную работу. Поставь отметку в дневник. Убери своё рабочее место.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА УЧЕБНИК ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД 7 КЛАСС Казакевич .Г.А. Молева. Москва « Дрофа» 2008 год. «Домовая резьба» В.Г.Буриков. В.Н.Власов. Москва «Нива России» 1993 год. «Резьба по дереву». Пособие для учителя 2-е издание Москва Просвещение 1985 год. А.С. Хворостов. М.Д.Ильяев. «Прикоснувшись к дереву резцом». Москва «Экология» 1996г. Альбом «Резьба по дереву» К.А Туманян выпуск 9 М. Народное творчество 2004 год. Основы мастерства резчика по дереву А.А.Логачёва.Москва Народное творчество 2002г.

Название документа Технология резьбы по дереву.docx

Технология геометрической резьбы по дереву.

Геометрическая резьба состоит из целого ряда элементов, возникших в результате многовекового опыта народных резчиков; треугольник, ромб, змейка, витейка, ёлочка, квадрат, соты, звёздочка, сияние, розетка и др. Композиция узоров в трёхгранной резьбе в основном создаются из сочетания этих элементов.

Для учебной резьбы применяют древесину, обладающую равномерным однородным строением, без резко выраженных слоёв.

Как вы знаете, все древесные породы разделяются по твёрдости на три группы: очень твёрдые, твёрдые и мягкие.

Лучше работать на мягких породах древесины – липа, ольха, осина.

ЛИПА — мягкая, достаточно вязкая древесина однородного строения. Она одинаково легко режется вдоль и поперёк волокон. Липу как поделочный материал издавна применяли русские мастера в резных и токарных работах. Особенно широко её использовали в 17 в- 18в. при создании церковного и светского декоративного убранства. Можно использовать древесину красной и чёрной ольхи. Это также однородный, матовый, светло- коричневый, вязкий материал, легко поддающийся обработке, хотя на вид она кажется очень твёрдой.

Исконно русским резным материалом считается белая твёрдая и упругая берёза. Она режется значительно труднее, но превосходит ольху и липу по другим качествам. Наиболее ответственные работы, требующие прочности и долговечности, выполняют из берёзы.

Дуб считается классической резной породой. Несмотря на крупнотекстурное полосатое строение, он обладает однородной плотностью на тёмных и светлых участках годичных слоёв, вязкостью и необычайной прочностью, позволяет выполнять как монументальные, так и камерные композиции.

Её серебристая, светящаяся древесина обладает всеми качествами, необходимыми для резных работ. Она однородна по строению и хотя несколько более хрупка в сравнении с липой, может с успехом быть применена в любом виде резьбы. Осина чрезвычайно широко распространена на территории нашей страны, её следует считать одной из основных пород для занятий.

На определённом этапе, когда познана технология, изучены приёмы и методы работы, можно вырезать и на хвойных породах ярко выраженная полосатая текстура даёт выразительную резьбу.

Практически любая древесина может быть применена в резьбе, лишь бы задуманные композиции отвечали механическим и декоративным свойствам соответствующих пород.

Этапы выполнения резьбы.

Резьбу по дереву, как и каждый вид художественной обработки разбивается на этапы выполнения ( порядок выполнения)

Выполнение орнамента, рисунка на бумаге.

Подготовка деревянной поверхности.

Непосредственный процесс резьбы.

Выполнение резной композиции.

Характер рисунка диктуется техникой резьбы. Чёткое геометрическое построение изображения в целом и каждого элемента в отдельности необходимо при трёхгранной резьбе. Чёткость узора – одно из основных требований, предъявляемых к геометрической резьбе.

В трёхгранно-выемчатой технике можно выполнять не только геометрические орнаменты. Упрощение и смелая переработка предметов окружающего мира в соответствующие образы позволяют передавать в этой технике фигуры людей, животных, растений. Нужно только найти ту степень обобщения, которая позволяет сохранять характер изображаемого объекта в столь своеобразной трактовке. Композицию в резьбе отличают рациональная простота, неброская, но подлинная красота, нежный светотеневой узор

Существуют традиционные правила составления композиции.

Если, например, создается композиция в круге ( блюдо, декоративная тарелка) то всю поверхность делят концентрическими кругами на зоны. В центре основной мотив типа розетки. По внешним участкам размещают вспомогательные, ритмически чередующиеся узоры. В творческой работе установленные каноны могут служить отправной точкой для свободного сочинения композиции.

Подготовка деревянной поверхности .

Деревянная поверхность под резьбу может быть подготовлена вручную или на токарном, фуговальных и тр. станках. Плоские заготовки рекомендуется обрабатывать механически на рейсмусовом станке. Если строгать вручную, то на свилеватых волокнах нередко остаются задиры и заколы. При станочном оборудовании можно получить чистую, гладкую поверхность. Не надо строганную поверхность шлифовать наждачной шкуркой, т.к. мелкий абразивный порошок, забиваясь в поры дерева, быстро тупит ножи и стамески.

Учитель показывает резание на материале и рассказывает. Вначале производят накалывание вырезаемых элементов. Нож держат в кулаке , кончик ножа вонзают в дерево в центр трёх угловых лучей с таким расчётом, чтобы в центре нож углубился больше, а к вершине треугольника лезвие вышло на поверхность. Наколку делают по всем лучам. Затем, не меняя положения ножа, только наклоняя руку вправо или влево и поворачивая дощечку, производят подрезание наколотых элементов по сторонам треугольников. Из поверхности древесины извлекают трёхгранные фигуры. Отсюда и произошло название этого вида резьбы — трёхгранно выемчатая. Трёхгранно-выемчатая, геометрическая резьба состоит из целого ряда элементов, возникших в результате многовекового опыта народных резчиков: треугольник , ромб, змейка, витейка, ёлочка, квадрат, соты, звёздочка, сияние, розетка и др. Композиция узоров в геометрической резьбе в основ-ном создаётся из сочетания этих элементов. Но тот, кто занимается резьбой, могут вырабатываться и свои узоры.

При срезании треугольников, небезразлично в какой последовательности это делать. В первую очередь срезают треугольник, который расположен по слою. Если же удалить сначала два других треугольника, то этот не срежется, а сколется, т.к. вокруг него всё будет углублено. Плоскость будет волокнистой, шероховатой, неопрятной. Нужно будет обязательно делать повторный срез, чтобы добиться гладкой поверхности. Когда же первым срезают треугольник, расположенный по волокнам, по слою то у него есть опора. Поэтому, не скалываясь, он срезается нормально.

Следует иметь в виду, что трудность выполнения разных элементов зависит не только от твёрдости древесины, но и от расположения рисунка узора по отношению к годичным слоям.

Наиболее сложно выполнить различного рода сияния. Тут есть ряд особенностей. Накалывают сияния при резьбе по-разному. Если порода мягкая, однородная (липа, осина, ольха) можно делать наколку лишь по коротким лучам треугольника. Затем, срезав этот маленький треугольничек, сразу без центрального надреза, удаляют длинные треугольники. Если же резьбу делают на хрупких или твёрдых породах, то нужен и центральный надрез по длинному лучу треугольника. Только надрез нужно делать так, чтобы нож постепенно и равномерно выходил из глубины дерева на поверхность к центру сияния. Около центра, где сходятся узкие треугольники, ни в коем случае нельзя делать глубокий надрез. Иначе в этом месте волокна сколятся и центр сияния будет выщербленным. Исправить этот дефект будет очень трудно.

Выразительный эффект возникает от игры светотени на наклонных гранях. Чем глубже резьба и больше угол наклона, тем плотнее теневые участки и резче выделяется узор.

Выполняя резьбу по дереву, нужно работать двумя руками. Правая производит основные усилия при накалывании и подрезании, а левая удерживает дощечку , направляет острие ножа, сдерживает движение или, наоборот, дополняет усилие правой.

К отделочным операциям относятся шлифование резной поверхности, тонирование различными красителями, нанесение прозрачного покрытия, обжиг паяльной лампой и т.д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector