Техника шибори: украшения для начинающих по мастер классу с фото
Zolotayaigolka.ru

Рукодельный портал

Техника шибори: украшения для начинающих по мастер классу с фото

Техника шибори-украшения для начинающих рукодельниц: мастер класс с фото и видео

Как техника рукоделия, шибори изначально использовалось в батике. Само слово «шибори» является неправильным, но прижившимся прочтением японского слова, означающего узелковое окрашивание. Однако в валянии под этим термином понимают нечто иное, а именно метод создания объемных выделяющихся фигур. Шибори довольно популярно среди мастеров в валянии, так как оно позволяет создавать крайне необычные и оригинальные изделия. Всего одно украшение шибори способно полностью преобразить изделие. Техника шибори, благодаря которой можно делать украшения для начинающих, может быть освоена легко с помощью представленной ниже пошаговой инструкции.

Фото работ с применением этой техники не могут не вызывать вдохновения и желания сделать нечто подобное своими руками.

Изучаем пошагово технику шибори: украшения для начинающих

Для изготовления украшения по технике шибори понадобятся следующие недорогие материалы, которые легко можно найти в любом магазине для творчества:

  • мериносовая шерсть разных цветов (например, голубого и фиолетового);
  • пластмассовые шарики 2 и 3 см в диаметре;
  • моток нити;
  • теплая воды и мыло (для уваливания).

Подготовка объемных элементов.

Сразу следует уточнить тот факт, что шибори можно применять на предварительно подготовленном материале. Создание отдельных объемных фигур требует использования твердых и немнущихся материалов. В мастер-классе используются пластиковые шарики, однако можно также взять крупные бусины, аквариумные шарики или какие-либо другие формы – на что хватит фантазии.

Итак, материалы собраны, можно приступать к рукоделию!

  • В первую очередь нужно сделать раскладку по горизонтали-вертикали с параметрами примерно 50х40 см. Голубая шерсть укладывается снизу, а сверху идет фиолетовая.
  • Увалять материал до полуготовности, прополоскать и оставить сушиться.
  • Разместить пластиковые шарики или бусины под полотном и крепко обвязать их ниткой с лицевой стороны. От степени утянутости основания зависит величина конечного отверстия. На тонком материале возможно делать элементы и без дыр вовсе, но в толстой это сделать гораздо труднее. Однако стоит брать во внимание форму фигуры, поскольку для цельного элемента небольшое отверстие наоборот необходимо, чтобы была возможность избавиться от формы без повреждения работы. При изготовлении кратеров или цветов раскладку можно завалять полностью, потому что форма будет выниматься через надрезы сверху.
  • Приступаем к созданию волнистой фактуры. Для этого по краям в разных местах нужно сделать наметку, затем прошить изделие плотной нитью и сосборить ткань. Прошивать можно в каких угодно направлениях. Стоит помнить о том, что чем шире шаг наметки, тем больше по размеру выходят волны. После этого прочно закрепить нити, чтобы композиция не «поплыла» во время увалки.

Уваливание подготовленной работы:

  • Приготовить из теплой воды и мыла мыльный раствор, смочить им подготовленное изделие.
  • Увалять работу легкими приминающими движениями, как при замешивании теста. Особое внимание следует уделять уваливанию оснований элементов, поскольку при недостаточно крепком сцеплении после сушки и удаления нитки основание может разойтись и результатом станет слишком большая дыра в полотне.

По данному мастер-классу можно научиться изготовлению трех элементов: цветочка, кратера и шарика.

  • Для изготовления цветка необходимо сделать крестообразные разрезы в полотне по шарику так, чтобы вышли лепестки. Резать проще снизу вверх, используя при этом острые маникюрные ножницы. Макетный нож лучше отложить, потому что новичкам с ним сложно управиться. Лепестки по краю следует по очереди увалять на пленке. Над лепестками можно смело экспериментировать. Например, их можно растянуть вширь и в длину, сделать развернутыми или загнутыми.
  • Кратер делается путем круговых срезов на шарике. Они могут быть как одинаковыми, так и отличаться по размеру. Уваливать края кратеров нужно на самом шарике, после чего его можно удалять. На этом этапе кратеру можно с легкостью придать любую форму, например, вывернуть наизнанку или сделать волнистый край, растянув войлок руками.
  • Все, что требуется для оформления шарика, так это оставить его нетронутым. Можно, разве что, немного увалять полотно над ним.
Читать еще:  Тигровая лилия из бисера: мастер-класс и схема с фото

После вышеописанных действий остается только прополоскать, высушить и прогладить работу. Главное, не забыть удалить отовсюду нитки и форму из целого шарика.

Украшение по технике шибори готово!

Видео-подборка по теме статьи

В завершение мастер-класса представляем несколько видео, которые могут показаться полезными любому желающему в совершенстве освоить данную технику.

Спасибо за внимание! Вдохновения и удачного творчества!

Техника шибори: секреты волшебства

Украшения шибори, даже первые, которое вы сделали в статусе начинающего, способны круто изменить ваш имидж, сделав его уникальным. К слову, шибори (сибори – в оригинале, на языке рукодельниц страны восходящего солнца) – это узелковое окрашивание. Витиеватые схемы узелков делают возможным мастерить оригинальные орнаменты, получать интересные переходы цвета на тканном полотне.

Еще в технике шибори можно вязать спицами. Получаются классные объемные шарфы, свитеры, пледы. Стоит попробовать. Расскажем о них в другой статье.

Ниже мы расскажем не только об основах этой техники рукоделия, но и об истории шибори и про особенности украшений.

История техники рукоделия шибори

Вы, наверняка, слышали о шибори, как о японской технике. Однако такая интерпретация является не вполне корректной, потому что зародилось это искусство на территориях Индии и Китая. В Японии же методику шибори стали изучать в 8 веке нашей эры. Сначала ее широко применяли в батике. Получались очень красивые уникальные рисунки. Позже стали валять в технике шибори – появились объемные фигуры.

Интересно отметить, что вплоть до 21 века мастера шибори окрашивали исключительно натуральный шелк. Настоящее узелковое окрашивание выполнялось загадочным цветом индиго, который получали из лазурита.

Сегодня много воды утекло, и при помощи техники шибори рукодельницы создают неповторимые украшения и аксессуары. И теперь уже красят не только натуральный шелк, но любые ткани, которые предварительно можно расшить стразами, бисером, бусинками, а, может, и драгоценными камнями.

Интересные особенности украшений шибори

Очевидно, что изделия, выполненные в технике шибори, получаются весьма объемными. Часто искусство шибори реализуется в украшениях: браслеты, серьги, заколки, подвески, колье и т.д. Основу под покрашенное полотно можно выбрать любую:

Все эти ткани имеют достаточную плотность, которая позволяет сохранять выбранную форму изделий. А с другой стороны, к каждому из этих образцов легко можно прикреплять разные декоративные элементы, и ленты шибори, в том числе.

Кроме самостоятельных аксессуаров, элементами в данной технике можно украшать отдельные участки одежды. Ну, скажем, лацкан пиджака или пальто, фетровую шляпку, манжет рубашки и многое другое. Все это точно сможет преобразить уже привычные вам вещи, да, в общем-то, и весь ваш облик.

Особенности украшений в стиле шибори легко узнаваемы, потому что в них есть:

  • Ленты разных цветов
  • Цветные камешки
  • Россыпи бисера
  • Жемчуг
  • Вставки из керамики и металла

Эти элементы создают неповторимую мерцающую картинку, яркость которой создается особенным почерком восточного стиля.

Мастер-класс: Лента в технике шибори

Ну-с, начнем! Техника узелкового окрашивания предполагает в начале работы выполнение некоторых операций с тканью:

  1. Завязать
  2. Перекрутить
  3. Определенным образом смять
  4. Опустить в раствор с красителем (допускается последовательно опускать ткань в растворы с краской разных цветов – если вам нужно создать яркий мотив).
Читать еще:  Мастер класс по алмазной мозаике: вышивка с видео и фото подборкой

Необходимые материалы и инструменты для работы:

  • Шелковая ткань
  • Деревянная палочка
  • Средство для окрашивания
  • Утюг
  • Инструменты для работы с красками

Прежде чем окрашивать обычный шелк, сделайте его гофрированным. Для этого приготовьте уксусный раствор: в 200 мл воды налейте 5 мл уксуса (корректируйте объем по этой пропорции). Выдержите ткань в растворе минут двадцать. Потом отрез вытяньте, хорошо отожмите и сложите складками на чистой ткани. Сверху положите марлю и прогладьте утюгом заготовку. Не хочется возиться? Купите готовую гофрированную шелковую ткань.

  • Смочите полученный материал и сложите его в виде ленты
  • По изгибу пропустите нить
  • Намотайте шелк на деревянную палочку
  • При помощи губки или кисти окрасьте ткань по линии сгиба
  • Оставьте ленту до полного высыхания. На это уйдет не меньше суток
  • Высохшую ленту отутюживаем по сгибу
  • Чтобы закрепить краску на ткани, нужно убрать шелк в пакет из полиэтилена и нагреть на паровой бане
  • Еще раз прогладьте утюгом

В общем-то, из полученного таким образом батика можно изготовить самые разные украшения. Просто дополните его декором.

… И напоследок

Сегодня дома рукодельницы творят в технике шибори. Если кому-то тяжеловато сразу освоить батик, попробуйте прикрепить отрезы драпируемого полотна на отдельные части бижутерии и теперь только окрасьте их краской из баллончика.

А вообще, не бойтесь пробовать! Ничего сложного в изготовлении предметов по методике шибори нет. Но если вы хотите работать по классике, соблюдая каждый канон мастерства, пройдете профессиональный мастер класс. Вы поймете принцип работы в технике батик, секреты валяния и создания украшений из лент шибори.

Видео

Мастер класс: сердечко в технике шибори

Мастер-класс: Серьги в технике шибори

Техника шибори: украшения для начинающих с фото и видео

Сегодня она знакома нам как техника шибори – украшения для начинающих и опытных мастериц. Использование окрашенных специальным образом лент, бисера и бусин при изготовлении украшений.

Любое старинное ремесло, пройдя сквозь годы и через тысячи рук, видоизменяется. Каждое поколение рукодельниц привносит в него что-то свое и пытается упростить или усовершенствовать. Такая судьба постигла и технику шибори, которая ведет свою историю из загадочной Японии. И первоначально считалась техникой узелковой росписи ткани. Изначально «родным» цветом шибори считался цвет индиго во всех оттенках.

Украшения и бижутерию можно создавать по-разному. Но кроме богатой фантазии и набора необходимых материалов это направление рукоделия требует невероятной аккуратности и усидчивости. И, конечно, практики для достижения успеха. Украшения шибори не являются исключением. Ведь изготовленные в этой технике украшения – это тончайшая работа из шелковых ленточек, дополненных разными декоративными элементами и собранная вручную иглой и ниткой.

Фото работ, выполненных в технике шибори:

Дорогой вид и стоимость

Начинающим рукодельницам, решившим научиться этому непростому искусству, нужно быть готовым к тому, что расходные материалы потребуют значительных затрат.

Тонкая шелковая лента гофрируется вручную специальным составом, позволяющим ленте сохранять форму, затем вручную окрашивается. В результате этого она приобретает стоимость полудрагоценного материала.

Качественная фурнитура, часто с драгоценным напылением, бисер, бусины, драгоценные и полудрагоценные камни имеют соответствующую цену.

И если желание создавать неповторимые украшения велико, а большие затраты не являются препятствием, то самое время начинать обучение технике шибори.

Осенний джаз

Чтобы понять, насколько близка и интересна эта техника для рукодельницы, на первом этапе творчества попробуем изготовить украшение с минимальными тратами, не используя дорогих материалов. Начинающим мастерицам в этом поможет подробный мастер-класс Натальи Мачневой по созданию украшения «Кленовый лист».

Читать еще:  Поделки из пластиковых бутылок для дачи: поэтапная инструкция как сделать новые поделки

Для работы понадобятся:

  • карандаши с бумагой;
  • небольшой отрез шелка;
  • на выбор: замша, кожа или бархатная ткань;
  • разные бусины теплых осенних цветов;
  • бисер в той же цветовой гамме;
  • фетр, флизелин, лист картона, клей (например, «Момент»);
  • иголка с ниткой и ножницы.

Сначала рисуем эскиз кленового листа.

Готовый рисунок перенести на отрез фетра.

Отрезаем ткань нужного размера, расположив на ней заготовку. Размер шелковой ткани отмеряем на треть больше, чем будущее украшение.

На фетре отмечаем углы, где будут пришиты бусины.

Зацепляем шелк на фетре булавками в центре, чтобы скользкая ткань «не убежала».

Сначала закрепляем шелковую ткань на 1-ом уголке; он должен быть гладкими, чтобы пришить потом в этом месте бусинки.

Делаем незаметные стежки для закрепления ткани на фетровой основе. На рисунке они помечены.

После закрепления первого уголка начинаем формировать складочки, имитируя настоящую гофрированную ленту шибори. Шелк складывается в складки очень хорошо, они получаются ровные и красивые, главное — не испортить их при дальнейшем шитье.

Существует два способа закладывания складок:

  1. Шелк простегивается на всю длину складки и пропаривается утюгом на расстоянии от ткани. Не проглаживать складки, они не должны быть острыми;
  2. Складки закладываются свободно.

Здесь выбран 2-ой.

Закрепляем первую складку; см. фото.

Прикрываем складками стежки вокруг треугольника.

Варианты закрепления складок смотрим на фото:

Далее закрепляем складочки по своему творческому замыслу, не забывая оставить по краям 2-3 мм для задела края ткани.

Закладывать форму листа нужно по направлениям, показанным на фото; в этом случае лист будет казаться более живым и похожим на настоящий.

По мере закладывания складок подрезать ткань после формирования каждого луча кленового листа.

Не забываем про места крепления бусин. Дойдя до второго угла, оставляем это место гладким и дальше формируем складочки.

В итоге получаем:

Обрабатываем край и придаем форму заготовке; подворачиваем шелк по краю, подшиваем маленькими редкими стежочками через край, не натягивая ткань.

Создаем гармоничную композицию бусинами и бисером.

Украшениями прикрываем стежки, которые не удалось спрятать в складки.

Подрезать край изделия, не повредив шов обметки.

Чтобы лист стал жестче, его нужно обвести по контуру. Затем вырезаем картон на 2 или 3 мм меньше полученного контура.

На этом этапе нужно решить, каким будет это украшение, чтобы зафиксировать на нем нужное крепление; в данном случае выбран вариант – колье и пришиты колечки с изнаночной стороны.

Приклеиваем лист к картонной заготовке и сушим 60 мин.

После просушки приклеиваем заготовку на кусок кожи или замши нужного размера.

Вырезаем на один миллиметр больше контура листа.

Край обшить бисером так: незаметно закрепляем нить, одеваем одну бусинку, вводим иголку с обратной стороны украшения и выводим на лиц. сторону; затем продеваем иголку в полученную петельку, нить остается за бисером.

Получается вот такой красивый край.

Техника шибори распространилась в самых неожиданных направлениях. Мастерицы стали активно ее использовать в валянии, для украшения одежды и аксессуаров и создания на изделиях фактурных, объемных элементов.

Мастер-класс, представленный ниже в видео, продемонстрирует применение шибори в создании женской сумки:

Техника шибори многогранна и богата на творческое вдохновение. В каком бы изделии она не использовалась, оно получится изысканным и уникальным.

Немного фото для творческих идей:

Видео по теме статьи

Техника шибори. Украшения в технике шибори

Шибори. Что означает это японское слово? Фактически, ничего. Термин прижился в неправильном прочтении. Корректнее говорить «сибори». С японского переводится как «окрашивание».

Речь о технике рукоделия. В Японии к ее названию добавляют слово «дзомэ» — «узелки». То есть, речь об узелковом окрашивании. В Японии его освоили в 8-ом веке. Однако, родина техники шибори иная. На острова стиль пришел из Индии и Китая. Узнаем в чем суть метода, как узелки могут помочь в деле окрашивания тканей.

Описание и особенности техники шибори

Японская техника шибори заключается в защите некоторых участков ткани от окрашивания. Дабы пигмент не попал на них, или попал лишь частично, материи перекручивают, стягивают жгутами или завязывают в узлы.

Итогом может стать любимый узор хиппи – радужная спираль психоделического толка. Поскольку краска на ткань ложится неравномерно, получаются абстрактные узоры.

Упомянув культуру хиппи, зародившуюся в Америке, заметим, что в США стиль шибори именуют «тай-дай». Его связывают именно с красочными узорами на одеждах и аксессуарах хиппи.

На фото варианты скручивания и перетягивания ткани для окрашивания в технике шибори

Их считали отжившими свое, но к грядущему весенне-летнему сезону о тай-дай вспомнили именитые бренды. Мастера Lacoste дали миру поло с узелковым рисунком. Иссий Мияки расцветил психоделическими узорами пиджаки и свитера. Модельер – японец. Поэтому, его тяга к узелковому окрашиванию понятна.

Купить шибори джинсы предложили на последних показах Levis. Band of Outsiders создали коллекцию красочно-расплывчатых рубашек. У The Hundreds можно найти шибори-панамы и кепки.

В 21-ом веке их выполняют из разных тканей. Исторически же шибори делали только на натуральном шелке. Ненатуральных тканей в те времена не было. К тому же, истинное узелковое окрашивание одноцветное и даже однотонное.

Использовали только индиго. Краситель получали из фиолетовых и синих минералов , к примеру, азурита . Других пигментов у простолюдинов Азии не было. Именно они и придумали технику, дабы хоть как-то украсить свои одеяния и быт.

В современном мире украшения в технике шибори далеки от эстетики бедности. Напротив, узелковое окрашивание стало символом эксклюзивности. В условиях массового, однотипного производства узоры шибори единичны.

Их невозможно повторить. Поэтому лента шибори из шелка стоит подобно полудрагоценным камням и наравне с ними используется в ювелирных изделиях . Тесьму гофрируют. Собственно за счет «гормошки» и получается неравномерное прокрашивание ленты.

Украшения в технике шибори

Шибори-украшения, как правило, массивные. Чтобы просмотрелась красота окрашенной ткани и лент нужно пространство. Им, обычно, служат кожа , фетр. Нужны материалы, к которым шибори легко приклеится или пришьется.

Порой, основой для композиции из радужной ткани служат предметы гардероба, к примеру, фетровые шляпы. Замена привычных круговых лент на них композициями шибори делает головные уборы цепляющими глаз, изысканными.

В украшениях шибори дополняют камнями насыщенных цветов, россыпью бисера , жемчуга . Красочные элементы соответствуют столь же цветной ткани. Общий вид изделий получается ярким, с восточными нотами.

Азиатские мотивы, порой, подчеркиваются и формой украшений. Возьмем, к примеру, подвеску с керамическим лицом гейши. Ее черты прорисованы в технике эмали , а прическа – складки ткани, окрашенной узелковым методом и украшенной камнями . Лента шибори, так же, отлично смотрится в роли крыльев птицы Феникс, или тела дракона .

Если использовать шибори для украшений европейской стилистики, материя подходит для юбок придворных дам и их зонтиков, защищающих от солнца . Можно сложить из лент бутоны лилий. Композиции объемные, но легкие.

Шелк, как известно, почти невесом. Утяжелить украшения могут лишь металлические вставки и кристаллы . Но, если взять легковесные сплавы , а камни заменить стеклом и бисером, придворные дамы и цветочные композиции не будут обременительны даже в серьгах .

Современное шибори в украшениях не всегда натурально. Процветает псевдоузелковый метод. Драпировки крепят на браслеты да колье , и лишь потом окрашивают. Достаточно вспрыснуть материи красками-спреями из баллонов. Такое шибори своими руками способен сделать каждый. Но, как соблюсти исторические каноны?

Как сделать шибори

Узелковая техника берет узорами и плавными переходами цветов. Орнаменты – дело фантазии мастера. Однако, оттачивать технику рекомендуют на простых узорах. Это геометрия . Предлагаем шибори для начинающих с ромбовидным принтом. Потребуется белый шелк, краска одного цвета, нитка с иглой, булавки, карандаш и шаблон квадратной формы.

Начинаем работу со складывания шелка вдвое. Ткань скользит. Для удобства фиксируем ее булавками или иглами. Теперь, подставляем к бокам материи квадратный шаблон, к примеру, коробку из-под CD-диска.

Ставим ее углом. В итоге, на ткани обрисовывается треугольник. Фигуры с одной стороны ткани встают меж фигурами с другой. Расстояние между треугольниками равно длине их основания.

Обрисованные карандашом треугольники нужно прошить по контуру. Мелкие и частые стежки блокируют проникновение красителя в узор почти полностью. Большие и редкие стежки сделают орнамент на ткани отличным от основного фона лишь на пару тонов.

Нити, которыми прошиваем треугольники , не обрезают. Когда все фигуры отделены от основы, нити затягивают. Из треугольников получаются сморщенные «ушки». Обматываем их основания концами нитей.

Сила их затягивания тоже влияет на количество красителя, попадающего внутрь узоров. Чтобы преградить путь пигменту нужно обмотать «ушки» много раз да потуже.

Наступает время окрашивания. Подойдут анилиновые или проционовые пигменты. Первые – продукты окисления анилина. Это простейший органический амин. Его получают из натурального индиго. Последнее время анилиновые краски научились синтезировать, к примеру, на основе каменноугольной смолы.

Проционовые краски названы в честь одной из самых ярких звезд. Соответственно, пигменты серии поражают насыщенностью. Как и анилиновые, проционовые красители легко растворяются в воде, даже холодной.

Пигменты обоих типов идеальны для обработки натуральных тканей и кож. Анилин воздействует еще и на вискозу, шифон, то есть ряд искусственных материй. Так что, выбираем цвет, читаем инструкцию, и вперед.

Окрашенной ткани даем просохнуть. Лишь потом удаляем нити и разворачиваем полотно. Треугольники складываются в квадраты. Их сердцевина прокрашена, а остальное пространство светлое с едва уловимыми разводами цвета. Остальная ткань однотонна. Творение сгодиться на шарф. При желании, можно подготовить несколько лоскутов, сшив из них юбку или топ.

Если в планах изготовление украшений шибори, удобнее воспользоваться шелковой лентой. Ее делают иначе. Потребуется шелк, краска, деревянная палочка и утюг. Берем так же нитки, воду, чашу с широкими краями, кисти с губками и газеты.

Но, начинает работу с уксуса . Он потребуется для того, чтобы сделать обычный шелк гофрированным. Он получиться после замачивания в растворе. На стакан воды берем чайную ложку уксуса. Выдерживаем ткань в растворе 20 минут.

После, отжимаем материю и выкладываем на чистую салфетку или полотенце. Далее, трудоемкий процесс. Сворачиваем шелк от центра и проглаживаем утюгом. Гладим через ткань, к примеру, марлю.

Как сделать ленту шибори без трудоемкого проглаживания? Купить уже гофрированный шелк. Он примерно на 40% дороже и встречается редко. Если удастся купить гофр, его нужно увлажнить и сложить в ленту.

На фото лента шибори

Тоже делаем с самодельной материей. Нити пропускаем по складкам в месте сгиба. Теперь наматываем свернутый шелк на широкую деревянную палку. Кстати, материя нужна цветная.

Из белого шелка ленты шибори не делают. Секрет изделия в прокрашивании лишь верхушек сгибов. Подбираются пигменты, сочетающиеся с основным фоном. Это дает композиции особую глубину.

Сгибы намотанной на палку ленты красим губкой или кистью. Не снимая ткань с основы, кладем сохнуть, опирая о края чаши. Ее нужно удалить от солнца и обогревателей примерно на сутки.

Высохшая лента требует закрепления краски. Нужно смотать рулон, завернуть в полиэтиленовую пленку и отправить на водяную баню. Обмотка должна быть герметичной, чтобы пар не проник под нее. Выдерживаем ленту на бани полтора часа и проглаживаем по линии сгиба. Изделие готово.

Если отклониться от традиционной техники, расцветить материю можно перекисью водорода. Она даст белесые разводы. Химики вспомнят и еще несколько реагентов, действующих подобно перекиси.

Практикуют, так же, восковое окрашивание. Оно известно как горячий батик. Последнее понятие применяют к ручной росписи материй. Парафин в батике наносится на границы узоров, дабы закрепить их.

Если хочется почувствовать себя японцем 15-го столетия, можно прикрыть участки ткани листьями или побегами бамбука. Так окрашивали кимоно самураи. Хотите позавязвать узелки?

Выучите пару исторических названий техник шибори. Так, каноко – хаотично разбросанные мелкие узелки. Хитта каноко – уже сложные орнаменты из тех же мелких узелков.

Последний стиль возвели в ранг искусства в 17-ом столетии. Минуло 3 века, а шибори вновь на пике популярности. Подиумы ставят во главу угла ретро мотивы и этнику.

Шибори относится к последней. От узелкового окрашивания веет Востоком, сказками и очарованием древних легенд. Это и вдохновляет дизайнеров, а заодно, и их поклонников.

Что такое шибори? Мастер-класс по созданию необычных украшений

Искусство шибори сегодня набирает невиданную популярность даже среди искушенной аудитории рукодельниц и любительниц таких хенд-мейд украшений, которые выглядят оригинально и дорого. Поэтому мы решили рассказать нашим читателям о популярном виде этой японской техники окрашивания, и показать несложный шибори мастер-класс, который позволит вам повторить создание стильных сережек.

Что такое шибори?

Шибори, или сибори – это древнее японское искусство окрашивания ткани, которое датируется VII столетием. Термин «шибори» происходит от японского глагола 絞る(shiboru), который означает «выжимать», «сжимать», «сдавливать», «складывать». Традиционно японское шибори выполнялось из хлопковой ткани путем окрашивания ее красивым цветом индиго. Преображаемое изделие скручивают, сжимают, складывают или фиксируют в нужном положении нитями, резинками, скрепками и т. д., а затем красят краской. При этом те зоны, которые были перекручены, оказываются защищенными от попадания на них краски, и в итоге из-за контраста и отличия цветов на ткани остается необычный рисунок.

Искусство шибори делится на множество разных техник, с помощью которых изделие можно складывать, перекручивать, сдавливать и строчить, чтобы получать разные узоры. Однако, хоть каждый из видов шибори предназначен для получения конкретного типа рисунка, но зависит он не только от того, какой обработке нужно подвергнуть изделие, чтоб достигнуть нужного результата, но и от используемого вида ткани и его свойств. Самое интересное, что одна и та же техника окрашивания, повторяемая вновь и вновь, будет давать абсолютно разные результаты каждый раз.

Известны такие виды шибори, как каноко, миура, кумо, нуи, итачжиме и араши шибори. Однако этот мастер-класс шибори мы решили посвятить одной из самых популярных техник – араши шибори, с помощью которой изготавливаются необычные гофрированные ленты из шелка. А далее их можно использовать, чтобы создать удивительные украшения шибори.

Как сделать ленту шибори своими руками

Далее мы представим короткий мастер-класс, как создавать своими руками ленту шибори. Конечно, они есть и в магазине, но, во-первых, они не везде продаются: их скорее можно встретить в Интернете, а не в лавках по рукоделию. И во-вторых, стоят они недешево – в среднем 150 рублей за 10-сантиметровый отрезок, да еще плюс доставка, поэтому вариант с хенд-мейд ленточками исключать не стоит.

  • кусок шелка;
  • палка цилиндрической формы, толстая туба, из дерева или пластика;
  • краска по ткани, можно взять акриловую;
  • нитки;
  • кисточка, губка/ широкая чаша;
  • вода.

  1. Оборачиваем шелковую ткань вокруг палки винтом, как бы по диагонали, а затем прикрепляем концы невидимым скотчем, если потребуется.
  2. Обвязываем палку ниткой по всей высоте.
  3. Собираем ткань в подобие гармошки, придвинув концы шелка сверху и снизу к середине.
  4. Начинаем произвольно окрашивать шелк краской с помощью кисти/губки, либо опускаем палку с тканью в раствор с красителем. Можно использовать несколько цветов, чтобы сделать ленту градиентной.
  5. После окрашивания даем ленте полноценно высохнуть – батареи и яркое солнце исключены.
  6. Гофрированную ленту проглаживаем по линии сгиба. Затем заворачиваем ее в пакет так, чтоб она была герметично упакована, и держим 1-1,5 часа на водяной бане. Эта процедура нужна, чтобы закрепилась краска и гофрирование.

Украшения шибори – мастер-класс

А теперь давайте научимся делать своими руками украшения шибори – например, изящные и красивые серьги. По такому же принципу можно создавать кулоны для колье или браслеты. Нам понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • лента шибори – 10 см;
  • отрез фетра;
  • кусок искусственной кожи;
  • нитки;
  • риволи – мелкие выпуклые стразы;
  • бусины-биконусы;
  • круглый и угловатый бисер;
  • хороший клей;
  • ножницы;
  • тонкогубцы;
  • иголка;
  • цельное кольцо для бижутерии;
  • швензы для сережек.

Мы перечислили материалы, которые были использованы в конкретно этом мастер-классе, но вы можете взять другие стразы, бусины и бисер, цвет ленты и даже форма сережек тоже могут быть любыми – проявите фантазию!

Первый этап – оплетение стразов

  1. Берем угловатый бисер – его количество зависит от диаметра риволи и размера бисера, к примеру, для основы оплетения страза диаметром 12 мм понадобится 30 шт. бисера, используемого в данном мастер-классе – это «Делика» №11.
  2. Необходимо сделать плотный узелок на нитке, чтобы бисер не выпадал, и нанизать на нее все бисеринки. Затем проденьте нитку в первую бисерину и сформируйте кольцо, закрепив его узлом.
  3. Приступайте к формированию второго ряда, вдевая нить в нижние бисеринки и нанизывая на нее следующие, которые окажутся наверху. Вдевать нитку нужно в каждую нижнюю бисеринку, а вот нанизывать новые следует только через одну, чтоб они находились в шахматном порядке.
  4. Внимание: в конце ряда необходимо иголкой войти сразу в 2 штучки бисера: самую первую бисерину 1 ряда из 30 шт., и в первую бисерину 2 ряда.
  5. Точно так же формируем и 3 ряд.

Второй этап – придание формы ленте шибори.

  1. Украшения, которые демонстрирует данный мастер-класс, имеют форму листочка-капельки, поэтому из кальки вырезаем соответствующее лекало, прикладываем его к фетру (он должен быть жестким), рисуем контур и вырезаем 2 заготовки.
  2. Ленточку тоже следует разрезать на 2 части.
  3. Верхний край ленточки собираем в пучок и закрепляем, пришив его к фетровой детали. Затем пришиваем ленту с одной боковой стороны, и двигаясь от одного края к другому, формируем складочки и волны на ленте, укладывая ее в нашу форму «капельки», и подшиваем мелкими стежочками.
  4. Нижний край тоже необходимо собрать в пучок и пришить к фетру.

Третий этап – оформление изделия

Украшения в технике шибори готовы!

Но это еще не все: предлагаем вам посмотреть следующее видео и узнать, как с помощью одного элемента научиться делать и другие украшения шибори – пояса, колье и браслеты:

Техника шибори: украшения для начинающих по мастер классу с фото

Автор мастер — класса Копылова Надежда.

Имея за плечами немалый опыт, я решила провести ряд мастер-классов по очень популярной сейчас технике окрашивания тканей «шибори», очень древней, известной во всём мире под разными названиями (узелковый батик, бандхи, планги, тритик и т.д.)

Я планирую начать МК с самых базовых, несложных техник, которые освоят новички и даже дети младшего школьного возраста.

Постепенно МК буду усложнять и затем мы изготовим вместе несколько красивых аксессуаров и других утилитарных вещей, пригодных для использования или подарка.

И так, начнём наш первый МК, который будет называться «прошивной батик» или «стёжка-стягивание» (по японски ори-нуи или маки-нуи шибори). С помощью этой техники можно получить очень разнообразные по структуре и живописные геометрические рисунки на ткани.

Для урока необходимо иметь:

  1. Кусочек ткани (белая или светлоокрашенная бязь) размером около 30-40 см по стороне квадрата. Можно взять ткань от старого постельного белья (она мягкая и хорошо впитывает красители и краски).
  2. Простой, мягкий карандаш.
  3. Прочные нитки для прошивания (лучше хб № 30-10).
  4. Красители. В данном уроке можно любые(порошковые анилиновые, жидкие анилиновые, «Гамма» под запаривание или «Гамма» акриловая, проционовые или любые универсальные акриловые краски серии «хобби», например «Jacquard»).
  5. Кальцинированная сода (необходима только для «Гаммы» под запаривание или проционовых красителей).
  6. Швейная игла.
  7. Шприц для инъекций без иглы.

В этом мастер-классе я использовала красители «Гамма» под запаривание. Но, проделав опыт окрашивания хб ткани, предварительно пропитанной раствором соды, убедилась, что закрепление прошло замечательно и запаривать паром нет необходимости. Поэтому рассказываю все свои шаги, относительно «Гаммы».

Предварительно приготовим раствор кальцинированной соды в горячей или тёплой воде из расчёта четверть стакана соды на 1 литр воды. Размешиваем раствор до исчезновения в нём порошка.

Берём приготовленный кусочек ткани и произвольно на нём рисуем простым карандашом три разных геометрических линии.

По первой линии прокладываем самый простейший стежок «вперёд иглой», предварительно завязав на конце нитки узелок (и далее на всех стежках).

По второй линии прокладываем стежок «вперёд иглой», но ткань складываем по карандашной линии вдвое и отступаем от края 2-4 мм.


По третьей линии прокладываем так называемый стежок «через край», также сложив ткань вдвое.


Получили вот такую «картину»

Все три прошитых строчки аккуратно стягиваем до предела, как можно плотнее. Вдеваем конец нитки в иглу и, придерживая пальцами туго стянутую ткань, каждую строчку закрепляем «узелком» во избежание распускания.



Получится вот такая «кукла» ))).

Погружаем ткань в заранее приготовленный раствор кальцинированной соды и выдерживаем 20-30 минут.

Отжимаем излишки раствора и раскладываем на полиэтилен.

Поливаем из шприца красителем тёмного цвета. В моём случае фиолетовой «Гаммой».

Основная работа проделана. Помещаем окрашенный свёрток в полиэтиленовый пакет и оставляем на сутки. Если поместить пакет в тёплое место ( в слабо прогреваемую духовку 40-50 градусов Цельсия с открытой дверцей или на батарею), то достаточно подержать 5-6 часов.

Вынимаем ткань из полиэтиленового пакета и промываем вначале в холодной, затем в тёплой воде. Аккуратно распускаем строчки, простригнув в нескольких местах нитки вспарывателем или тонкими ножницами, выдёргиваем их. Окончательно стираем туалетным мылом или шампунем.

После высыхания наш образец проглаживаем утюгом. Работа закончена.



Вот такие красивые узоры мы сегодня научились окрашивать. Они могут быть дополнительным украшением и отделкой к основному рисунку, но могут быть самостоятельным узором. Из таких геометрических строк можно формировать очень сложные композиции.орнаментов.

Примечание: Если для окрашивания применять краски на основе акрила, то предварительно замачивать в растворе соды не нужно. Достаточно окрасить сухую ткань красителем, положить на полиэтилен, спустя 2 часа, подсушить феном и закрепить утюгом, соблюдая инструкцию к краске. Стирать изделие после закрепления утюгом.

Применяя порошковые красители, производить окрашивание строго по приложенной инструкции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector