Роспись по шелку: мастер класс для начинающих и художественная техника
Zolotayaigolka.ru

Рукодельный портал

Роспись по шелку: мастер класс для начинающих и художественная техника

Роспись по шелку: мастер-класс для начинающих, рисунки и техника

Любителям эксклюзивных и ярких вещей от футболки до штор пригодится умение выполнять роспись по шелку. Мастер-класс для начинающих расскажет об основных принципах росписи и обо всех необходимых инструментах и материалах. Не так давно этот вид творчества был доступен только художникам. Необходимо было самостоятельно готовить смесь для контура, делать инструменты и подбирать краску для ткани, чтобы она хорошо держалась, не пачкалась и не смывалась. Теперь любой желающий может заняться росписью тканей, так как в магазине продаются готовые наборы для батика – именно так называется этот вид творчества.

Некоторые считают, что это «китайская роспись», т.е. родиной батика является Китай. Это мнение, скорее всего, основано на том, что Китай всегда славился своими шелковыми тканями и первый научился добывать шелковую нить. Однако «китайская» — не совсем корректное название, так как истинная родина батика – Индонезия, откуда это мастерство перекочевало в Индию. Так что это, скорее, «индонезийская» или «азиатская» роспись.

Основы мастерства

Расписывать можно не только шелк, но и синтетику, шерсть, хлопок. От ткани, а также от желаемого результата зависит техника росписи.

Чаще всего расписывается шелк, но это не принципиально, особенно если у мастера нет достаточного опыта в батике. Потренироваться в покраске ткани можно и на простой белой хлопковой ткани.

Еще с древних времен известно несколько способов раскрашивания ткани: холодный, узелковый, горячий батик. Рассмотрим подробнее основной принцип работы холодного батика.

Холодный способ росписи, пожалуй, самый популярный вид батика. Его освоение не требует особых художественных навыков, а кроме того, именно этот способ даст общее представление о том, что такое искусство батика.

Прежде всего, стоит определиться с материалами, а именно с красками и тканью. Краски для батика могут быть водорастворимые и акриловые, под запаривание и термозакрепляемые.

Водорастворимые подходят для тонких тканей типа шелка и прокрашивают нити ткани полностью. Акриловые относятся к покрывным краскам, так как по консистенции похожи на гуашь и не способны проникать «внутрь». Как правило, эти виды красок по-разному закрепляются: водорастворимые фиксируются паром, а акриловые — термическим воздействием, то есть при помощи утюга.

Красители «под запаривание» считаются более профессиональными, а процесс закрепления происходит сложнее, чем с акриловыми красками. При этом ткань остается мягкой и гладкой, краску невозможно отделить от ткани. С помощью утюга можно закрепить акриловые краски, например, на хлопке. При этом краска не проникает в волокна ткани, и она в месте покраски остается более жесткой.

Если профессионально заниматься батиком, то лучше приобрести натуральный шелк и использовать водорастворимые краски. Для тех, кто хочет только попробовать себя в росписи ткани, подойдет натуральный хлопок и акрил.

Необходимые наборы красок под определенный вид ткани можно приобрести в магазине для творчества.

Что еще понадобится:

  • стеклянная резервуарная трубочка для нанесения линий рисунка (используется для холодного батика);

  • чантинг — инструмент для нанесения воска при горячем способе;

  • подрамник для того, чтобы натянуть ткань, и кнопки для закрепления;

  • специальные разноцветные контуры для прорисовки;

  • контурные рисунки в качестве шаблона.

Общий алгоритм создания росписи на ткани:

  1. Натянуть ткань на подрамник и закрепить кнопками. Начинать необходимо с углов, а затем закрепить по сторонам. Лучше всего натягивать влажную ткань. Нужно помнить, что она не должна провисать и должна быть натянута как кожа барабана — очень туго, без перекосов и складок.
  1. Подложить под ткань отобранный эскиз. С помощью этого способа росписи можно создавать на ткани целые картины, поэтому стоит подойти серьезно к выбору рисунка. Для новичков рекомендуется выбрать изображение с крупными деталями и узорами.

  1. Обвести просвечивающий через ткань рисунок по контурам резервом (при помощи трубочки). Необходимо следить, чтобы она всегда была перпендикулярна ткани и не задерживалась долго на одном месте.

  1. Просмотреть ткань с резервом на свет, чтобы обнаружить разрывы линий и исправить их. Оставить на высыхание (минут 40-60).

  1. Начать расписывать фон. Для начала необходимо смочить нужные участки ткани водой, а затем нанести небольшой слой краски. Можно делать переходы от одного цвета к другому (от темного к светлому тону), наносить краску пятнами.

  1. Раскрасить все крупные детали, выделить отдельные элементы, акцентировав их более ярким или темным цветом.

  1. Сделать детализацию с помощью контура и тонкой кисти.

  1. Снять ткань с подрамника и прогладить утюгом для лучшего закрепления краски. Оставить ткань примерно на сутки.

  1. Выстирать в мыльной воде, чтобы удалить остатки резерва, высушить и прогладить.

Необязательно использовать готовые шаблоны для росписи. Ткань может украсить свободная роспись от руки. Все зависит от опытности художника, а также его фантазии. Конечно, прежде чем переносить рисунок на ткань, лучше всего сделать его эскиз по размеру полотна. Росписью можно украшать как предметы гардероба, например, сумки или шелковые шарфики, так и декоративные предметы интерьера, например, ширмы или шторы.

Для новичков ручная роспись может оказаться довольно сложной, требующей некоторых навыков рисования и уверенного владения кистью, даже если роспись производится по шаблону. Тем, кому не хочется возиться с кисточками, красками, резервами и прочим, может понравиться узелковый способ.

Узелковый способ росписи, а точнее окрашивания ткани, хорошо подойдет тем, кто не умеет рисовать. Таким способом можно раскрашивать платки, футболки, банданы, сумки. Суть техники сводится к тому, что ткань необходимо перекрутить определенным способом и завязать с помощью ниток в узелки. После этого узелки окрашиваются и ткань, уже ставшая разноцветной, разворачивается.

Художественная роспись сможет преобразить любую ткань, дать вторую жизнь старым вещам и вдохновить на создание новых.

Видео по теме статьи

Подробнее о шелковой росписи можно посмотреть в подборке видео.

Роспись по шелку: мастер класс для начинающих по росписи шелкового шарфа с цветочными узорами в технике «холодный батик», пошаговые инструкции и видео-материалы

Цветные шелковые платки выглядят одновременно элегантно и ярко, они придают образу изюминку и помогают сделать его уникальным. Тем более, если речь идет об изделиях ручной работы, расписанных в технике батик – это различные способы нанесения краски на шелк. Сегодня мы сделаем роспись по шелку с простым пошаговым мастер-классом для начинающих!

Искусство батик было известно еще с древних времен, его родиной считается Юго-Восточная Азия.

Не случайно батик также называют «китайской росписью» — в этой стране мастерицы умели расписывать ткани еще в III веке до н.э. Они использовали так называемую «горячую роспись» — проводили контуры рисунка при помощь расплавленного воска.

В целом батик является достаточно сложным направлением рукоделия, требующим твердой руки и умения работать с красками. В отличие от росписи по стеклу здесь не получится с легкостью удалить неправильные линии растворителем и начать все заново. Но при наличии желания и терпения даже новички смогут освоить роспись по шелку, в технике «холодный батик» можно разобрать мастер-класс для начинающих.

Учимся росписи по шелку в простом мастер-классе для начинающих

1)Ткань необходимо натянуть на подрамник. Следите, чтобы материал нигде не провисал и не образовывал складки. По краям ткань нужно аккуратно закрепить кнопками так, чтобы не повредить тонкий шелк – сначала закрепляем углы, а потом, немного намочив ткань, серединки. Т.к. мы используем продолговатый отрез шелка, сначала закрепляем материал с короткой стороны, а потом только с длинной.

2)Под ткань подкладываем и закрепляем эскиз рисунка. Натуральный шелк – это достаточно тонкая ткань, поэтому рисунок виден хорошо.

3)Теперь необходимо обвести рисунок по контуру резервирующим составом. Набираем резерв в трубочку. Это делается спринцовкой. Спринцовка сжимается, приставляется к широкому концу трубочки и резерв засасывается внутрь. Достаточно будет наполнить трубочку до половины резервуара.

4)Обводим рисунок. Техника следующая: трубочку держим так, чтобы носик был перпендикулярно ткани. Вести нужно ровно и аккуратно, не задерживаясь в одном и том же месте – не должно оставаться утолщений и капель.

5)Обратите внимание на то, что все линии должны быть замкнуты. Это делается для того, чтобы краска, которой мы будем раскрашивать рисунки, не вытекала на соседние области.

6)Чтобы проверить, все ли линии четко обведены, можно посмотреть ткань на просвет. Далее оставьте ее для высыхания на 50 минут.

7)Начинаем раскрашивать фон. Смачиваем его обыкновенной водой с помощью широкой кисти.

8)Если где-то остались места, плохо обведенные резервом, мы их сразу обнаружим, т.к. вода начнет просачиваться через них. В таком случае ткань нужно обязательно высушить и еще раз обвести эти места резервирующим составом.

9)На палитре готовим цвета для росписи фона. Помните, что это будет только первый слой краски, которую мы наносим на фоновую часть, поэтому лучше, чтобы она была не очень яркой.

10)Для фона можно использовать несколько оттенков, так будет даже красивее.

11)Начинаем расписывать лепестки цветов, делая переходы от светлого к темному. Оставляем для высыхания.

12)С помощью трубочки и резерва обводим прожилки на цветах и стебельки.

13)Наносим на фоновую часть еще один слой краски, на этот раз пятнами, создавая акварельный эффект.

14)При нанесении нескольких слоев краски нужно давать каждому пятну высохнуть и только потом наносить следующее – ручная роспись по шелку не терпит спешки!

15)Расписываем стебли цветов.

16)Расписываем вторым слоем лепестки.

17)При помощи контура добавляем детали: рисуем прожилки и точки на лепестках.

18)Для большей выразительности рисунки дописываются тонкой кистью, которая должна быть практически сухой.

19)Вот такие цветы получились.

20)Снимем ткань с рамы и аккуратно проглаживаем через тряпочку в течение 3-4 минут. Далее оставляем до полного высыхания примерно на сутки. Для удаления резервирующего состава материал можно простирать вручную в теплой мыльной воде.

Читать еще:  Развивающая книга своими руками для детей: мастер класс с фото

21)Осталось подшить края. Это можно сделать на машинке или вручную. Последний вариант предпочтительнее, т.к. в таком случае шов будет мягче. Шарф готов! Уже освоив эту технику, вы сможете расписать не только платки, но и любые другие изделия из шелка.

Для тех, кто уже освоил контурные виды росписи по шелку, можно попробовать свободную роспись. При этой технике рисунок наносится на ткань анилиновыми красками без каких-либо шаблонов свободными мазками. Так получают очень нежные и необычные работы с плавным переходом оттенков.

Видео по теме статьи

Для больше наглядности предлагаем посмотреть следующие видео, на которых процесс художественной росписи по шелку демонстрируется поэтапно.

Секреты росписи по шелку, плюс советы для начинающих

Рисовать на ткани решаются те, кто любит тонкую работу и творчество с множеством деталей, цветовых акцентов и демонстрацией далеко не примитивных навыков. Роспись по шелку – это настоящее искусство, техника с множеством принципов и правил, но при этом благодарное занятие. Продукт творчества может стать изюминкой вашего гардероба, а успехи в росписи нередко делают из скромного новичка настоящего художника.

Историческая справка

Слово батик (batik) известно всем, кто когда-то восхитился удивительными работами в технике росписи по шелку. Благодарить за появление такого тончайшего художественного направления стоит индонезийцев, на острове Ява зародилось это искусство. Переводится оно как «капля воска», так как изначально именно воск наносили умельцы на те места, которые не должна была затрагивать краска.

Хотя, если выдерживать историческую справедливость, индонезийцы не придумали роспись по шелку – батиком они ее назвали и это название закрепилось. Но все же подобная техника тысячи лет назад процветала еще в Китайской империи. Правда, со временем она перестала активно развиваться, могла быть утеряна. А жители острова Ява из старинной техники сделали нечто новое, художественно переосмыслили и технически отточили.

В Индии и Японии расписной шелковый декор тоже оказался востребованным – рисование на ткани технически было родственным в разных странах, а вот изображения и узоры диктовали народные традиции, символика, колорит.

Техника росписи по шелку

Почему именно шелк? Это идеальная ткань, прекрасно принимающая краски, придающая им блеск, создающая удивительные цветовые переливы. Ручной труд, хороший материал, яркие композиции, и перед вами живая, будто бы дышащая роспись. Даже роспись по шелку для начинающих – сложный урок, требующий теоретического понимания техники, выдержанности всех правил и принципов.

Для работы в этой технике нужны:

  • краски по ткани, которые сначала проверяются на образце;
  • кисти (и специальные тоже, с резервуаром для воды);
  • ватные либо поролоновые тампоны;
  • палитра, салфетка для протирания кисточек;
  • емкость для воды;
  • соль, спирт, цветные контуры;
  • фен для просушки.

Начинать писать картины в этой технике стоит тем, у кого уверенный рисунок на обычной бумаге, неплохая школа за плечами (хорошая художественная подготовка).

Холодный и горячий батик

Холодный батик – это безвосковое рисование на ткани. На будущее изделие мастер наносит изображение, на контуры – резерв-состав, который не дает краске выходит за нужные пределы. Резерв наносят специальной трубочкой. После высыхания резерва, ткань расписывают жидкими красками. Так вы можете вручную расписать шелк и получить эксклюзивный палантин или платок.

В следующем видео можно посмотреть процес приготовления к росписи и саму роспись по шелку-батик.

Горячий батик отличается нанесением горячего воска, который и разграничивает зоны для росписи. Только когда он высыхает, изделие красят. Если ткань закрепить на подрамнике, можете сделать шикарный пейзаж на шелке. Роспись по шелку – картины, предметы гардероба, все в равной степени популярно и многие художники делают подобные изделия на заказ.

Узелковый батик

На ткани мастер завязывает узлы, перекручивает материл, что создает впоследствии интересные узоры и разводы. Именно узлы помогают резервировать определенные фрагменты ткани. Сначала новичок скручивает их по шаблону, затем экспериментирует.

В этом деле важен опыт, потому что изначально трудно сказать, какой узор получится, но в процессе постижения ремесла художник уже четко видит будущую работу еще на этапе завязывания узлов.

Практические советы начинающим

Есть такие художественные направления, где концентрация, усидчивость, многократное повторение особенно важны. Роспись по шелку можно сравнить с каллиграфией, где одна неровная буква портит общее впечатление.

Чтобы давать свой мастер-класс, нужен не просто набор спецсредств, нужен приличный опыт и четкое понимание деталей процесса. Купите книгу, автор которой Конча Моргадес «Роспись по шелку для начинающих», сделайте ее своим настольным изданием. Попробуйте разные техники, материалы, способы, и тогда изысканное искусство художественной росписи покорится и вам. И не забывайте – теорию нужно вовремя подкреплять практикой, благо пошаговые МК тому способствуют.

Мастер-класс: роспись по шелку

Если вы новичок, ищите МК для начинающих, иначе запутаетесь в деталях, которые признанные мастера могут опустить в своем изложении хода работы.

  • шелк;
  • рама для ткани + 4 кнопки;
  • контур-резерв;
  • фантомный маркер или карандаш;
  • краски по шелку, 5 цветов;
  • декоративная соль;
  • круглая синтетическая кисть № 3,4.

Сделайте эскиз будущего изображения на обычной бумаге. Лучше использовать фломастеры или маркеры, чтобы контур рисунка хорошо просматривался под шелком. Нанесите ткань на раму, закрепите.
Далее действуйте так:

    1. Под тканью поместите рисунок, он должен хорошо просвечивать. Шелк натягивать нужно туго, складок быть не должно.

    2. Рисунок нужно обвести специальным фантомным маркером. Он либо сам смоется через сутки, либо легко удалится водной краской в ходе росписи.

    3. На границы рисунка нанесите резервирующий контур. Он должен лежать на ткани непрерывной линией, ведь его функция – не дать краскам растекаться, ограничить это. Наносить контур следует слева направо.

    4. С помощью контура нужно нарисовать лаконичную рамку для изображения.
    5. Через полтора часа контур подсохнет, на шелк можно наносить краски. Не забывайте пользоваться палитрой, как если бы работали с акварелью. Если краска растекается, значит, вы неаккуратно нанесли контур (в таком случае следует уменьшить количество краски на кисти). Удалить аккуратно растекшуюся краску можно водой и ватной палочкой.

    6. После того, как раскрасили элементы рисунка, пора приступать к зарисовке фона. Чтобы декоративно усовершенствовать работу, нанесите на ткань специальную соль.

После того, как шелк раскрашен, не осталось пустых мест, работу можно считать готовой. Теперь ткани нужно дать высохнуть, снять с рабочего подрамника, прогладить ткань утюгом (очень деликатно), и подумать, как лучше обрамить картину.

В следующем видео представлен мастер клас по свободной розписи по шелку.

Особенность батика в том, что нарисовали вы примитивную розу или фантазийный узор, если сам рисунок лаконичен и четок, а работа с краской прошла без ошибок, даже максимально простые композиции будут выглядеть ярко. Попробуйте познакомиться с росписью по шелку, выполняя несложный мастер-класс. Когда первая проба будет завершена, захочется совершенствоваться, браться за сложные проекты.

Если батик из хобби перерастет в ремесло, способ заработка, навыки следует развивать. Придется изучить законы текстильной графики, практиковаться в принятии тоновых, цветовых, графических решений.

Композицию художники выстраивают в соответствии с принципами целостности восприятия, цветов и контрастов форм, выразительности объемов и линий. Движение и покой, статичность и динамику, свежесть и зной, теплое и холодное настроение – это задает работе художник росписи по ткани. Почва для творчества самая плодотворная!

Батик: техника росписи на ткани

Батик — искусство росписи на ткани , которое набирает всю большую и большую популярность среди художников и рукодельниц. Изучаем необычную технику рисования на текстиле вместе.

История

Слово «batik» означает «восковая живопись». Своими корнями техника, какой мы ее знаем, уходит в индонезийскую культуру. Именно на острове Ява она переживала свой расцвет. На создание одного полотна могли уходить месяцы. Роспись была трудоемким и затратным делом, поэтому вещи, расписанные в технике батик, были предметом аристократии. В Индонезии до сих пор высоко ценятся расписные ткани, но теперь ремесло острова Ява стало всеобщим достоянием и вещи, изготовленные в технике батика, популярны по всему миру.

Что такое батик

Батик одновременно можно назвать и ремеслом, и искусством. Это особая техника рисования на ткани при помощи резервирующих составов. Однотонная ткань натягивается на деревянную раму и расписывается по заранее подготовленному рисунку. Это довольно тонкая и кропотливая работа, хотя не обязательно быть художником, чтобы освоить это мастерство.

Разновидности батика

Горячий

Техника горячего батика используется обычно для грубых тканей. Резервирующий состав в данном случае состоит из воска или парафина и наносится на ткань в горячем виде, после того как рисунок готов, резервирующий состав снимается. Горячий батик подразумевает многослойную покраску ткани, поэтому изображения получаются более размытые и в них нет четко прорисованных границ.

Холодный

Холодный батик — самый частый способ росписи шелка. В отличие от горячего, резервирующий состав не нагревается перед нанесением. Прежде чем начинать роспись, границы рисунка обводятся резервирующим составом, который можно купить в художественном магазине. Эта техника считается наиболее подходящей для новичков и напоминает чем-то детскую раскраску. Для росписи ткани в холодной технике требуется намного меньше материалов и дополнительных приспособлений.

Читать еще:  Витражи на стекле своими руками: трафареты, шаблоны и рисунки для росписи

Батик в интерьере

Расписная ткань часто используется в домашнем интерьере. Необычные и интересные узоры, забавные рисунки или полноценные картины придадут свежести любой квартире. В технике батик так же часто расписывают покрывала или постельное белье.

Батик в гардеробе

Этой техникой можно воспользоваться не только в целях декорирования своей квартиры. Кроме панно или покрывал можно расписывать палантины и другие предметы гардероба. Шелковые блузы с необычным орнаментом или даже детские футболки с несложными рисунками пользуются большой популярностью.

Учимся технике холодного батика

Поскольку эта техника лучше всего подходит для начала освоения росписи, мы остановимся именно на холодном батике.

Что понадобится

Почти все материалы для батика можно легко приобрести в художественном магазине.

  • Ткань. Традиционно для холодного батика используются натуральные ткани, потому что специальные красители плохо закрепляются на искусственных материалах. Лучше всего подойдет шелк.
  • Рама. Идеальным вариантом будет раздвижная, поскольку такую раму удобнее подогнать под размеры полотна.
  • Кисти. Кисти для батика лучше подбирать в художественном магазине. Там вам могут подсказать, какой инструмент подойдет лучше.

  • Краски. Краски для батика тоже можно найти в художественном магазине. Для начала можно обойтись самыми простыми наборами
  • Резерв. Резерв можно как приготовить самостоятельно, так и купить готовый
  • Трубочки для нанесения резерва. Трубочки можно купить в специализированном магазине. Но часто резерв продается в емкости с удлиненным носиком, многие мастера сразу наносят его на ткань
  • Бумажный рисунок. Прежде чем начать, определитесь, какое изображение вы будете наносить на ткань, сделайте бумажный эскиз в размер вашего полотна
  • Канцелярские кнопки, чтобы закрепить ткань на раме

Что необходимо знать

Прежде чем приступать к изучению техники на практике, сначала нужно усвоить несколько важных нюансов росписи на ткани.

  • Ткань должна быть плотно закреплена на раме. Если полотно будет двигаться или пойдет волнами, контур получится неудачным и краска может растечься
  • Перед началом заполнения контура стоит попробовать материал на кусочке ткани
  • До того, как вы взялись за краски, необходимо проверить контур на целостность и убедиться, что он замкнут. Для этого аккуратно промокните область губкой, смоченной водой с каплей шампуня. Если вода не вытекает, то контур нанесен хорошо
  • Линии контура не должны быть слишком толстыми

Как изготовить батик

Подготовка ткани

Перед работой нужно тщательно прополоскать ткань в теплой воде и избавиться от веществ химической обработки.

Подготовьте раму

Пока ткань сохнет, подготовьте к работе раму. Заклейте раму малярным скотчем перед тем, как натягивать полотно.

Начало работы

После того как ткань полностью высохла, натяните полотно на раму и закрепите его канцелярскими кнопками. Чтобы плотно натянуть ткань, сначала закрепите ее четырьмя кнопками, по одной на каждую сторону. Далее можно закрепять ткань по всей раме.

Нарисуйте эскиз на ткани

Под ткань подложите заранее заготовленный рисунок и перенесите его простым мягким карандашом на ткань как по трафарету.

Нанесите резерв

Аккуратно нанесите резерв по контуру вашего эскиза. Для этого наберите резерв в специальную стеклянную трубочку и плавно ведите ею по контуру рисунка. Важно следить за тем, чтобы линия не прерывалась. Рисовать специальным приспособлением или купить резерв с аппликатором, зависит только от вас.

Нанесите краску

После того, как резерв подсох, можно приступать к нанесению краски. Чтобы краска легче ложилась, можно смочить участок водой.

Завершение работы

Теперь, когда краска высохла, нужно снять изделие с рамы и аккуратно прогладить его с обратной стороны утюгом на подходящей для ткани температуре. После этого оставляем изделие примерно на сутки и вручную стираем его в мыльном растворе. Осталось только обработать края полотна и работа закончена.

Обработка срезов шелкового платка

Для большего понимания техники мы подобрали для вас несколько мастер-классов.

Мастер-класс. Холодный батик:

Холодный батик. Роспись полотна:

Освоив холодный батик, можно не ограничиваться только рисунком на полотнах. Вы сможете расписывать себе платья или блузы.

Можно ли «с нуля» освоить древнее искусство росписи по шелку — батика? Советы экспертов

Этому искусству уже полторы тысячи лет. Роспись по шелку зародилась в странах Азии и Ближнего Востока, как ценное украшение императорского двора. Сегодня же батик, как называют свои изделия художники по тканям, популярен во всем мире и его используют и модельеры, и дизайнеры интерьеров. В нашей стране тоже есть такие мастера, и они создали целое направление — «русский батик».

Расписное платье Ольга полностью создает сама. Придумала фасон, сделала эскиз, и даже ткань — ее работа. Белое полотно покрыла краской, нанесла узор горячим воском, еще слой краски — уже более темным тоном. Когда воск расплавится под утюгом, на ткани останутся светлые линии. Это и будет тот узор, который придаст ткани неповторимый характер.

Ольга Рахалина: «Покрытий может быть до десяти, иногда больше. Но это в редких случаях. Потому что ткань имеет свойство впитывать столько краски, сколько возможно. И если начинаешь больше покрывать, то она просто сойдет потом после стирки. Просто не будет того эффекта, который нужен».

Расписывать ткань красками начали на Востоке много веков назад. Украшали, в основном, одежду, причем простыми рисунками и орнаментами. Когда это искусство появилось в России, оно приобрело совершенно иной смысл. Наши мастера для каждой работы придумывают свою сюжетную линию. Именно поэтому в последствие появился даже особый термин — русский батик.

Надя Быкова расписывать ткань учится уже не первый год. Говорит, самая простая техника — холодный батик. Контуры изображения наносятся на сухую ткань специальным составом — резиновым клеем, а потом, как в детских раскрасках, каждая часть заполняется своим цветом. Единственное условие — контуры должны быть замкнутые, иначе рисунок получится расплывчатым.

Надежда Быкова: «Анилиновые красители — это химический состав. Они пропитывают ткань полностью. А акриловые ложатся сверху, застывая резиновой пленочкой».

Создать фактуру помогут спецэффекты. К примеру, чтобы рисованные мох, камни или шишки выглядели более естественно, пропитанную краской ткань посыпают солью, а для изображения крупных пузырей или бликов от солнца лучше использовать мочевину.

Юлия Лындина: «Мочевина разгоняет, то есть, разъедает краситель, и появляются более яркие эффекты. А соль впитывает в себя воду вместе с красителями, и получается, что соль сама мельче, чем мочевина. Эффект получается мелкий, менее заметный».

Елена Ширяева соль не использует. Ее инструмент — широкие кисти. Она создает флаги, а значит, поверхность должна быть выкрашена максимально ровно и гладко.

Елена Ширяева: «На каждой ткани краска ложится по-разному. НА хлопчатобумажную ткань хуже краска ложится. Если бы это был натуральный шелк, там бы все само собой растекалось. Быстро, красиво».

Подкладочный шелк тоже хорошо держит краску, уверена Ольга Топоркова. Она расписывает игрушки для самых маленьких, поэтому каждая деталь должна быть яркой и четкой. Голова и туловище рисуются вместе, уши и лапы пришиваются отдельно.

Самое сложное, уверена Ольга, передать мимику персонажа. Одна неправильная линия может изменить настроение игрушки на прямо противоположное. Зато никаких ограничений в раскраске одежды. Ведь в сказках Мишки бывают и моряками.

Ольга Топоркова: «Вообще, лучше, конечно, оставлять краску сохнуть в естественных условиях. Но иногда можно и поторопить феном».

Самый важный этап — закрепление краски. Ткань нужно зафиксировать паром или просто прогладить утюгом. Тогда игрушка останется яркой и будет радовать детей и взрослых еще долгие годы.

Гость в студии – художник, преподаватель по батику Мария Зозуля.

Ведущая: С чего начать тем, кто решил с помощью шелка и красок создавать картины, наряды и даже забавные игрушки? Об этом расскажет художник, преподаватель по батику Мария Зозуля.

Итак, скажите, какие техники батика существуют?

Гость: Техники есть горячие и холодные. Иногда техники можно смешивать, и горячие, и холодные, в некоторых картинах используются смешанные техники горячего и холодного батика. И также в некоторых местах вообще бесконтурная техника, просто роспись по шелку с использованием загустителя.

Существует техника холодного батика. С помощью стеклянной трубочки наносится резервирующий состав, чтобы предохранить перетекание краски за контур. То есть, в каждом кусочке — какой-то конкретный цвет. Также можно нанести горячий расплавленный воск, зачерпывается и наносится на шелк, а потом убирается с помощью газеты и утюга. Прокладывается газета внизу и сверху и проглаживается утюгом.

Краски наносятся с помощью кисточек. Большие фоны с помощью кисточки побольше, а более маленькие участки — с помощью маленьких кистей наносятся.

Ведущая: Это обычные живописные кисти?

Гость: Да, обычные живописные.

Ведущая: А сами краски? Это какие-то специальные красители для ткани?

Гость: Это специальные акриловые краски. Более популярны те краски, которые фиксируются утюгом.

Ведущая: Если нет никаких импортных красителей, специальных красителей, можно использовать какие-то подручные средства? Например, мы знаем знаменитый рецепт — это чай, кофе… Эти вещества окрашивают ткань?

Гость: Поэкспериментировать-то можно, конечно с чем угодно, если очень хочется, то можно. Можно даже и из кофе и не на шёлке, на любой ткани.

Ведущая: Что еще нужно приобрести для того, чтобы создать такие шедевры?

Гость: Можно использовать разный шелк, жатый шелк, шифон, эксцельсиор, атлас, жаккардовый — различные шелка. Рама, кнопки для натяжения, салфетки для промокания, пульверизатор-брызгалка, обязательно нужно побрызгать, калька с рисунком. Рисунок можно наносить сразу же, прикрепив булавками кальку с рисунком с той стороны, он будет просвечивать, и можно сразу же наносить разными контурами, любым каким-то цветным или прозрачным. То есть, можно сразу наносить, подождать, пока высохнет и расписывать.

Ведущий: Для тех, кто только начинает осваивать это искусство, если во время творчества вдруг какая-то ошибка, появилось какое-то пятно на ткани, можно быстро исправить ошибку?

Читать еще:  Чердачные игрушки своими руками: мастер класс как делать обереги

Гость: Художники говорят — дефекты превратить в эффекты. Когда что-то такое происходит, нужно просто из этого кусочка придумать что-то другое, добавить какую-то дополнительную деталь и сделать какой-то интересный эффект, потому что здесь так же, как в акварельной технике, невозможно это уже убрать, как правило.

Ведущая: Если изделие готово, рисунок нанесен, все краски совпадают и все устраивает, как это все нужно закрепить?

Гость: Закрепить утюгом, как правило, с другой стороны, не с лицевой, с по три минуты на каждом участке подержать, и все. И можно ее стирать, носить, если это одежда, если это платок. Ничего никуда не денется, не потечет.

Для росписи лучше использовать шелк. Однако если у вас нет этого материала, подойдет и хлопок. Главное, чтобы он был натуральный: на ткань, которая содержит искусственные волокна, как правило, плохо ложится краска.

Закрепить рисунок можно с помощью утюга: проведите им несколько раз по готовому изделию. Если же вы не уверены, что ткань выдержит эту процедуру, есть другой способ: положите материал на лист бумаги и подержите его пару минут над паром.

Чтобы ткань не собиралась складками во время работы, закрепите ее с помощью обычных пялец. Только будьте осторожны: на шелке легко образуются дырочки и зацепки.

Если вы случайно поставили на ткань пятно, попытайтесь использовать его как элемент нового узора. Или же просто нанесите на него слой более темной краски.

И последнее — стирать такие изделия нужно в теплой воде с добавлением уксуса. Но не выжимайте ткань, заверните ее в махровое полотенце, а спустя несколько минут выньте, расправьте и оставьте высыхать.

Техники свободной росписи по ткани акриловыми и другими красками и рисования по трафаретам

Роспись по ткани, так же как и по стеклу, на сегодняшний день является одним из наиболее популярных видов хобби. Этот увлекательный процесс позволяет не только реализовать свой художественный потенциал. Нанесение красками надписей и рисунков на одежду – это один из наиболее простых и наименее затратных способов вдохнуть в давно надоевшую вещь новую жизнь. Существует немало техник ручной росписи тканей, поэтому, решив начать расписывать детскую одежду, предметы гардероба взрослых членов семьи или однотонный домашний трикотаж, нужно изучить, что собой представляет каждая из них.

Виды техник росписи по ткани

Процесс нанесения на тканое полотно надписей и рисунков ручным способом с применением резервирующих жидкостей носит название «батик». На материал наносится соответствующий его виду краситель. Для предупреждения растекания краски на стыке красящих веществ используется особый закрепляющий состав, называемый резервирующим.

Выделяют следующие виды техники росписи по ткани: горячий и холодный батик, свободная роспись, в том числе с применением солевого раствора, шибори (сибори, складной батик), бандан (узелковый батик). Для этого вида искусства используются не обычные, а специальные краски. Разумеется, морилка, применяемая для обработки дерева, не годится для рисования на ткани. Для этой цели чаще всего применяются акриловые краски. Также это можно делать анилиновыми, светящимися и другими красителями.

Техника холодного батика

При использовании каждой из существующих техник батика применяются определенные виды материй, красок и способы нанесения рисунков, орнаментов и надписей. Техника холодного батика считается европейской адаптацией классических методов росписи.

Необходимые материалы, краски, подходящие ткани

Рисовать на ткани с применением такой техники – это целое искусство, требующее особой аккуратности и тщательного подхода к работе над произведением, создающимся «в один слой». Для прорисовки контура рекомендуется применять готовые трафареты. Помимо трафарета понадобятся следующие инструменты:

  • пяльцы для росписи небольшого участка полотна или деревянная рама, если планируется задействовать большую площадь;
  • водорастворимый или исчезающий со временем карандаш для прорисовки контура;
  • специальная палочка, выполненная из стекла, для работы с резервирующей жидкостью;
  • кисти – тонкие понадобятся для прорисовки мельчайших деталей, широкие – для заполнения фона рисунка и создания градиентов;
  • утюг.

Акриловые краски

В данном случае используются анилиновые или акриловые краски. При этом следует учитывать, что красители на основе акрила классифицируются в зависимости от типа окрашиваемой ткани. В качестве резервирующей жидкости используется специальное вещество, которое можно приготовить своими руками в домашних условиях или приобрести в магазине. Как правило, применяется густой (резиновый) и жидкий (на основе бензина) резервирующий состав. Он может быть как цветным, так и бесцветным.

Процесс нанесения рисунка и его закрепления на материале

Расписать платье или платок данным способом можно, соблюдая следующую последовательность действий:

  1. Растянуть выстиранное полотно на раме или пяльцах.
  2. Карандашом нарисовать эскиз будущего рисунка. Изображение можно сделать самостоятельно или перерисовать с понравившегося фото.
  3. Тонкой кистью, смоченной в резервирующей жидкости, проработать основные линии рисунка. Главная задача при этом – не допустить пустот в обводке, иначе краска, нанесенная впоследствии, растечется, испортив изделие.
  4. Непосредственное окрашивание. Нанося краситель, не следует бояться использовать несколько красок для одной ячейки. При таком подходе получатся красивые цветовые переходы. Наносить краску можно от руки, по трафарету или с помощью трафаретной печати. Трафаретная печать предназначена для создания сложных композиций.
  5. Тщательно просушить изделие.
  6. Поместить высохшую вещь в горячую воду и прогладить утюгом. Такая мера позволит лучше зафиксировать рисунок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector