Сафьяновые сапоги
Zolotayaigolka.ru

Рукодельный портал

Сафьяновые сапоги

Описание сафьяновой кожи (сафьяно, saffiano): особенности и свойства в сумках

Сафьяновая кожа, что это натуральный материал, который служит сырьем для изготовления сумок, обуви, ремней, кошельков, клатчей, чемоданов, кейсов и многих других аксессуаров, знает каждый модник. Его любят использовать для создания своих коллекций известные мировые дизайнеры, компании. Стоит разобраться, чем так хорош сафьян, натуральная ли это кожа или искусственная, каковы ее преимущества, недостатки, что собой представляет, а также как изготавливается.

Кожа сафьяно — что это такое из истории

Сафьян до 18 в. использовался для изготовления дорогой обуви. Основной материал — козьи шкуры, которые подвергались ручному дублению с растением сумах (в переводе с латинского — «Rhus»). Далее ее красили яркими красителями на основе натуральных компонентов (в основном это был красный цвет, его получали из насекомых кошенили). Отделочный этап — полировка наружной поверхности взбитыми яичными белками, льняным маслом, водным красящим раствором на основе воска. Последний отделочный этап делал кожу надежной, влагоустойчивой, устойчивой к порывам, растрескиванию.

Разные расцветки материала

К сведению! Название «Safi» произошло от африканского слова «Asfi» (в переводе означает «разлив реки, ее устье»). Родина материала Африка.

Материал привозили кораблями с Африки в европейские страны. Из-за долгой доставки, опасной по морю его стоимость была высока, поэтому впоследствии Европа стала сама производить сафьяновую кожу, но уже в качестве сырья использовались овечьи, коровьи шкуры, что значительно удешевляло процесс выделки.

В России из-за дороговизны такую обувь носили высшее сословие, бояре, знатные господа. Сапоги считались символом знатности, денег.

В 1666 г. в России открыли первое производство поливиниловой кожи сафьяно, что это такое даже тогда не до конца все понимали. В качестве основы производства при открытии составляли переплеты книг. Позднее было освоено обувное производство.

Переплет

Со временем кожа сафьян потеряла популярность, о ней забыли, так как ей на смену пришли более дешевые, простые в обработке материалы.

Обратите внимание! Новый пик популярности коже этой разновидности придал известный мировой дизайнер M. Prada в 2012 г., первым выпустив оригинальную коллекцию сумок.

Сейчас из кожи saffiano магазины продают клатчи, кошельки, косметички, чемоданы, кейсы, ремни, обувь. Так как ее используют известные дизайнерские дома, то цена изделий высока. Покупателю приходится платить не только за качественную вещь, но и за ее бренд. Чем известнее компания в сфере производства вещей, тем, соответственно, выше стоимость ее изделий. А если вещь выполнена в единственном экземпляре или под заказ, то здесь цена вырастает в десятки раз.

Сумки

Для изготовления кожи саффиано применяются овечьи, телячьи шкуры. На ней горячим тиснением нанесен рисунок по диагонали (мелкий рубчик). Во избежание загрязнения, трещин, порывов материал обрабатывают компонентом, содержащим воск. Он увеличивает срок службы материала, из-за чего возрастает его устойчивость к механическим воздействиям.

От качества исходного сырья зависит конечный результат. Для удешевления производственного процесса используются поверхностные части шкуры с дефектами, которые ретушируются путем нанесения рисунка. Для дешевого материала применяют полиуретан в качестве сырья.

От качества красителей для воскового покрытия многое зависит. Использование полностью синтетических красителей, не натурального воска удешевляет технологию производства, тем самым придавая ненатуральность сафьяну.

По своей фактуре кожа саффиано, что это такое разобрано выше, выглядит необычно. Ее наружная поверхность отличается от натуральной, поэтому многие думают, что она искусственная.

Преимущества и недостатки

  • долгий срок службы без потери своих качества, цвета, геометрических размеров;
  • материал устойчив к механическим повреждениям (трещинам, прорывам, истиранию, порезам, задирам);
  • выдерживает влажную погоду;
  • рисунок не стирается;
  • считается вечным;
  • легко чистится, не подвержен различным загрязнениям;
  • оригинальная внешняя поверхность;
  • изделие долго держит изначально заданную форму;
  • обувь во время ношения не деформируется.

Качество видно невооруженным взглядом

Важно! Основной минус — по фактуре напоминает искусственную кожу.

  • внешний вид нравится не каждому, на любителя;
  • жесткость на ощупь;
  • обувь, сделанная на основе saffiano, хуже пропускает воздух, практически «не дышит». Ноге не комфортно в такой обуви;
  • высокая цена. Дорогой технологический процесс обработки, включающий применение компонентов на основе натуральных материалов, не может быть дешевым;
  • большое количество дешевых подделок, сделанных с применением полиуретанового, синтетического сырья, что сказывается на свойствах изделий.

Изделия из сафьяновой кожи

Известные мировые бренды включают сафьяно в свои коллекционные изделия, любят с ней работать, так как она придает уникальность, оригинальность их творениям благодаря неоднородности своей структуры.

Ее любят Prado, Furla, Cerutti, Gucci, Dolce&Gabbana.

Менее известные дизайнерские компании, специализирующиеся на выпуске кожгалантерейных изделий, время от времени применяют ее: Enquer, LongChamp, Tuscany.

Обратите внимание! Популярные в России Fabi, Baldinini иногда балуют своих поклонников сафьяновыми товарами.

Производителям выгодно использовать «saffiano leather», так как, купив однажды такую вещь, покупатель будет покорен ее качеством, долговечностью, придет обратно в этот же магазин за следующим подобным товаром. Такая информация быстро распространяется, привлекая новых клиентов. Цена на брендовую вещь не низкая, но качество говорит само за себя. Долговечность, сочность цветов, красота моделей, заставляют забыть о потраченных деньгах на приобретение изделия.

Известные компании, выпускающие кожу «Saffiano» — Ilcea, Annonay.

Виды изделий из «saffiano leather»:

Сумки

Модели сумок покоряют разнообразием цветов, стилей, дизайном. Модницы смогут подобрать себе по вкусу любой вариант. Практичность, качество исходного материала может только порадовать.

Сумка

Клатчи, кошельки

Клатч — незаменимая вещь при создании классического, торжественного образа для вечеринок, походов в театр. Что может быть лучше клатча из натуральной овечьей кожи с оригинальной отделкой.

Кошелек

Кошельки — стильное дополнение к гардеробу. Как приятно доставать из сумочки, мужского кейса кошелек в стиле сафьянно, особенно, если это оригинальная вещь.

Внутренняя поверхность кошелька

Кейсы, чемоданы, дорожные сумки

Подобная вещь придаст статусность, неординарность обладателю. Их стоимость высока, но надежность, долгий срок службы оправдывают затраты.

Дорожная сумка

Обувь

Обувь от Prada мечтает иметь каждая модница. Шикарные модели, узнаваемость стиля, удобные колодки — все это Prada. А если их дополнить сумочкой, кошельком — мечта исполнена. Весь мир у ног обладательницы.

Читать еще:  Какую обувь носить с джинсами

Мужская обувь

Классические ремни

Ремень из натуральной кожи — обязательный атрибут в гардеробе мужчины. Ремень, который не растягивается, не подвержен растрескиванию, сохраняет яркий цвет, даже после нескольких лет постоянного ношения, говорит о качестве изделия, соблюдения технологического процесса при производстве.

Дизайнеры любят создавать неповторимые изделия из сафьяновой кожи. Самые дорогие сделаны из козьей шкуры ручной выделки с применением в процессе изготовления натуральных компонентов (кожа saffiano) так, что это славится неповторимостью, долговечностью, удобством.

В итоге, сафьяновая кожа — что это такое? Это брендовая вещь, которая способна сделать счастливым обладателя, так как яркий образ от известного дизайнера способен сотворить с обычным человеком чудеса. Меняя его внешний вид, со временем меняется и внутренний, появляются уверенность в собственных силах, целеустремленность. Женщины чувствуют себя красавицами, в мужчинах проявляется мужественность. Все эти преобразования благодаря изделиям из натуральной сафьяновой кожи.

Что такое сафьяновые сапоги?

Наверное, многие из нас помнят мультфильмы, картинки из детских книг со сказками, где «добры молодцы» щеголяют в ярких, расписных сапогах. Во времена наших предков, несколько веков назад, такая обувь была признаком достатка и богатства её обладателя. Эти сапоги шили из особого материала – сафьяна, который считался роскошью и ценился на вес золота.

Сегодня сафьяновые сапоги – экзотика. Они представлены в музеях, их демонстрируют на этнических выставках, но увидеть подобную обувь на улице можно нечасто. Однако, эти сапоги – часть истории, а потому забывать о них было бы несправедливо.

Кстати! В наши дни дизайнеры также вспомнили об этом необычном материале. Только отшивают из него не красочные сапоги, а вполне современные, стильные сумки. Они смотрятся великолепно, а на ощупь такая кожа невероятно мягкая и немного напоминает замшу.

Сафьян – что это за материал?

Изготовление подобной обуви в прошлые века было настоящим искусством. Сафьян – тонкая телячья, овечья или козлиная кожа. Отличительная черта вещей и обуви, сшитых из этого материала – особое окрашивание (цвета всегда использовались яркие, сочные).

Откуда появился?

История сафьяна начинается со Средних веков. Своим рождением и названием он обязан марокканскому городу Сафи. Люди быстро поняли, насколько практична и удобна подобная обувь, а потому производство нового материала росло в геометрической прогрессии. Предприимчивые марокканцы экспортировали его в разные государства сначала Азии, потом Европы.

Примечательно, что в России сафьян долгое время не производили, он был привозным. Но в 1666 году царь Алексей Михайлович Романов открыл на Москве-реке первый сафьяновый завод. Дело пошло, материал пользовался спросом, а значит, новые заводы не заставили себя долго ждать.

Век за веком люди оттачивали своё мастерство, и уже в середине XVIII века в Казани и Астрахани запустили производство красного и жёлтого сафьяна. Он был не просто цветным. На поверхности кожи выполняли сложные тиснёные рисунки. Естественно, стоимость такого материала была высокой, потому из него отшивали парадную обувь и сёдла для лошадей, которые покупали важные (и очень богатые) особы.

Изготовление сафьяна – кропотливый процесс. Чтобы шкура получилась мягкой, её замачивали в воде, а затем в так называемых известковых зольниках, которые славятся своими дубильными свойствами.

Чтобы поверхность выделанной кожи была идеальной, следы извести удалялись с помощью киселя из отрубей. Лишь после этого сафьян разглаживали под прессом, сушили и украшали различными декоративными элементами.

Кстати! В старые времена работа была практически ручной, сегодня же изготовление сафьяна – полностью автоматизированный процесс.

Почему из него шьют сапоги?

Особая технология выделки делает этот материал не только мягким и приятным на ощупь. Сафьян очень прочный, а потому сапоги из него всегда долго носились, не натирали ноги и выглядели безупречно. Их хранили в сундуках и передавали по наследству, дарили как роскошный подарок и берегли как украшение из драгоценных камней.

Декорирование сафьяновых сапог

Фантазия мастеров прошлых лет не знала границ.

  1. Визитной карточкой обуви был загнутый носок, который как бы подчёркивал превосходство. Также незаменимым атрибутом был каблук высотой 3-4 сантиметра.
  2. Украшали сапоги, порой, самыми настоящими драгоценностями. Так, в качестве декора использовали серебряные и золотые вставки, жемчуг, натуральные камни. Зачастую стоимость украшений была выше стоимости самих сапог.
  3. Мастера умело выкладывали необычные орнаменты, расписывали голенища позолоченными нитями. Листья, ягоды, цветы, интересные узоры – всё это воплощалось в расписные картины на голенищах сапог.
  4. Цветовая гамма была насыщенной. Успехом пользовалась красная обувь с бирюзовыми, жёлтыми или изумрудными декоративными элементами.

Сафьяновые сапоги – обувь оригинальная, сегодня немного забытая. Но мода циклична, так ведь? Возможно, в скором времени стилисты вспомнят о них, и на полках обувных бутиков появятся эти интересные и красочные сапоги, но в новом, современном исполнении.

Татарские элементы в русской одежде: длинный кафтан, ферязь, тафья и сафьяновые сапожки

Как к татарам за модой ходили

Татары не только перенимали что-то в одежде у Европы и Азии, но и зачастую сами были законодателями мод для русских и для других народов. В первую очередь, в татарских одеяниях щеголяли представители русской знати и купечества. А расшитые сафьяновые сапоги получили самые высокие оценки на международном уровне. Подробнее о татарском влиянии на одежду русских в своей авторской колонке «Реального времени» поведала казанский этнограф Дина Гатина-Шафикова.

Идем на Восток

Как мода может отражать время, почему мы так много уделяем внимания этому явлению? Так, Н.М. Каминская (историк по костюмам, – прим. ред.) моду определяла как кратковременное господство определенных форм, связанных с постоянной потребностью человека в разнообразии и новизне окружающей действительности. Таким образом, становится понятным, что желание самовыражения зачастую зависит от социально-культурного контекста.

Читать еще:  Как украсить сумку своими руками: черную, фото, способы декора

Следовательно, как и в наше время, мода на все необычное и чужое присуща была всем народам. Благодаря более дорогим тканям, необычным деталям, украшениям, представители знати могли выделиться среди прочего населения. Подобное возможно было наблюдать и в допетровской Руси XV-XVII веков, где произошла кардинальная смена предпочтений в носимой одежде. Это особенно заметно в сравнении с более ранним периодом, когда в одежде преобладало византийское влияние. Иными словами, статус боярина показывался через возможность использования недоступных благ, позаимствованных с Востока, подчеркивающих элитарность владельца.

Иллюстрация из работы Ивана Билибина «Русская одежда XVI—XVII веков»

Многие авторы отмечают, что именно для этого периода характерны свои особенности: резкое увеличение использования дорогой, разноцветной, шелковой, привозной ткани, количества слоев одновременно надеваемой одежды, ее объема и длины; значительное расширение книзу, а также таких декоративных форм (например, длина рукава настолько длинная, что превышает размер руки), которые подчеркивают высокое положение владельца в обществе. И тут вспоминаются слова А.Ф. Рихтера: «…древний национальный костюм наших предков был заменен татарским; … значительное влияние оказали татары на «гражданские законы»; …а также «на словесность» (появление большого количества «татарских слов» в русском языке)».

Одним из иностранцев, стоявшем во главе посольства к Василию III, впоследствии посвятивший свое сочинение истории, географии и внутреннему устройству неизведанной для европейцев Московии, был дипломат и путешественник барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он непосредственно знакомил читателя с одеждой местных жителей, например, провел параллели, описывая русский мужской костюм: «кафтаны они носят длинные, без складок, с очень узкими рукавами, почти на венгерский лад; при этом христиане носят узелки, которыми застегивается грудь, на правой стороне, а татары, имеющие очень похожие одеяния, на левой».

Так что же обычно входило в русский мужской костюм XVI-XVII веков? Нижнее платье, опоясанная рубашка, поверх которой надевался длинный суконный или тонкий шелковый распашной кафтан, сверху подпоясанный. Поверх кафтана при приеме гостей надевался ферязь – широкий, уже не опоясывавшийся кафтан с длинными рукавами, доходящий до лодыжек, также распашной. При выходе из дома на ферязь надевали верхнее платье, опашень – долгополый кафтан с короткими широкими рукавами – или однорядку с откидным воротником и откидными длинными рукавами. Зимой в качестве верхней одежды использовалась шуба.

В издании 1581 года голландского гравера Абрахама Брейна Omnium pene Europae, Asiae, Aphricae atque Americae gentium habitus было впервые опубликовано изображение (позже использовалось и другими авторами), где отображались четыре мужские фигуры. Трое слева – московиты (двое – представители знати, один – из военного сословия), крайний справа – служилый татарин. И тут, не вдаваясь в подробности описания костюма знати, мы видим, что слова выше подтверждаются. Интересна в этом изображении и небольшая часть костюма в виде нижнего головного убора – тафьи, надетой на голову второго мужчины слева. Тафья носилась обычно дома и была настолько популярна среди высшего сословия XVI века, что историком И.Е. Забелиным было отмечено «… любил носить ее и царь Иван Васильевич Грозный, и когда дело дошло до того, что в тафьях стали входить и в церковь и стояли на богослужении, что строго было воспрещено правилами Стоглавого Собора».

Фрагмент Omnium pene Europae, Asiae, Aphricae atque Americae gentium habitus

Нарумяненные, намалеванные

Мода не обошла стороной и женщин. Русские горожанки того времени на восточный манер покрывали свое лицо густым слоем белил, румян и становились похожи на Марфуту из экранизированной в советское время сказки «Морозко» 1964 года. По этому поводу английский поэт и дипломат Дж. Флетчер писал: «Женщины, старясь скрыть дурной цвет лица, белятся и румянятся так много, что каждый может заметить. Однако там никто не обращает на это внимания, потому что таков у них обычай, который не только вполне нравится мужьям, но даже сами они позволяют своим женам и дочерям покупать белила и румяна для крашения лица и радуются, что из страшных женщин они превращаются в красивые куклы».

Немецкий путешественник и ученый А. Олеарий также подметил, что женщины в Московии «нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы».

Международное признание татарских сапожек

Закупка и использование восточных тканей у среднеазиатских купцов русским населением могла осуществляться только через татар в силу таких особенностей, как владение языком, знание особенностей торговых отношений и прочее. Позднее, татары сами активно производили ткани. В 1813 году первым казанским фабрикантом, приступившим к выпуску ткани китайки, стал А.И. Шогин, а к 1823 году китайка казанской выработки появилась на ярмарках страны, быстро завоевав популярность на российском и китайском рынках.

Отдельного внимания заслуживает выделка кожи. Столь любимые сафьяновые сапоги (не раз тиражируемый образ в русских былинах, сказках, произведениях живописи и пр.), украшенные вышивкой, являются ярким примером заимствования у татар. Так, уже с XIV века в русских городах распространяются сапоги с заостренным носком и косо срезанным голенищем.

Впоследствии, несмотря на петровские реформы и полное изменение стиля в одежде (говорится о знати), производство и продажа продолжалась, как на внутреннем рынке, так и за пределами Российской империи. В 1790-х годах по описи Шестигласной думы, в Казани, не считая пригорода, было зарегистрировано 39 кожевенных и козловых предприятий, из них 20 находилось в собственности татар. К началу XIX века на 52 козловых заводах города обрабатывалось в год до 370 тыс. шкур на более чем 1 млн 100 тыс. рублей.

Сафьяновая обувь, выставленная купцом М. Галеевым, была удостоена большой золотой медали (1883 год) и бронзовой медали с вензелем (1886 год) от Европейского общества наук в Париже, а также серебряной медали и почетного отзыва Всемирной Парижской выставки в 1889 году. А фотография 1922 года, где знаменитая на весь мир танцовщица Айседора Дункан стоит в кожаных сапожках с мозаичным узором, говорит сама за себя.

Читать еще:  Зачем нужны трусы

Айседора Дункан и Сергей Есенин, 1922 год

Учитывая тенденции современного мира, когда этномотивы в одежде актуальны как никогда, нам только остается самим не забывать о самобытности нашего костюма, а также знакомить других с особенностями татарской одежды, умело вплетая родные мотивы в современный городской new look.

Таким образом, рассматривая одежду в историческом контексте, необходимо учитывать, что народы, соприкасающиеся в той или иной степени, влияют на все аспекты социокультурного пространства друг друга. И нам, жителям современных мегаполисов, необходимо с чуть большим уважением относиться к собственной истории, ведь зная истоки, мы не потеряем себя и свою культуру.

Справка

Дина Гатина-Шафикова – научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 года окончила исторический факультет на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы – сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций.

Кожа тисненый сафьян или марокен

Марокен – это кожа высокого качества. Марокеном издавна называют тисненый сафьян – тонкую окрашенную кожу. Под названием марокен иногда подразумевают ткань, однако, это не так. Ткань называется креп марокен, а кожа – марокен. Местом первоначального производства кожи, о которой идет речь, европейцы считают Марракеш (Марокко). В давние времена кожу с тиснением, привозимую из Африки, использовали для переплета ценных книг.

Предварительно обработанную кожу длительное время подвергали дублению в растительных веществах, постепенно повышая концентрацию дубильного раствора. Затем следовало не менее тщательное промывание, прессование, разглаживание, сушка и отделка. На одной из последних стадий отделки кожа глянцевалась специальным составом, в котором кроме водного раствора основной краски входили яичные белки и льняное масло.

Окрашивали кожу в яркие цвета, особенно любили красный цвет. В переплетном деле историки искусств даже обозначают «эпоху красного марокена». Для окрашивания марокена в красный цвет применялся порошок, изготовленный из насекомых под названием «кошенили», из самок которых добывали вещество, используемое для получения красного красителя – кармина.

Увидеть настоящий марокен, или сафьян, можно на обложках старинных фолиантов. До наших дней дошли ценнейшие, богато инкрустированные экземпляры с переплетом из марокена с золотым тиснением.

Марокен, изготовленный мастерами-умельцами, не давал усадки, сохранял эластичность, а это позволяло придавать изображённому на переплёте рельефу и выпуклость и углубление. Тончайшая кожа отличалась высокой прочностью и замечательно удерживала на себе позолоту.

В XVI — XVIII веках марокен, или сафьян, перевозили морским путем в Северную и Западную Европу. Однако марокканский сафьян был слишком дорогим, поэтому из экономических соображений европейские мастера стали использовать овечьи и телячьи шкуры.

Сафьян вырабатывался и на Руси, но и здесь он был самым дорогим из всех видов кож. В раскопках даже больших городов встречаются некоторые виды изделий из сафьяна, но в основном это сумочки-мешочки для монет (калита). А о сафьяновых сапожках или башмачках русская красавица могла мечтать только при богатом женихе.

Сафьяновые сапоги вышивались волоченым золотом или серебром. Сафьян был различных цветов – белый, красный, желтый, зеленый, лазоревый. Царь Михаил Федорович предпочитал сафьян червчатого цвета (ярко-малиновый, багряный, красный), а его сын, Алексей Михайлович – желтого цвета.

Сапоги из сафьяна на Руси были признаком не только достатка, но и принадлежности к боярскому сословию. Жёлтые, зелёные и красные с загнутыми кверху носами пользовались на рынке большим спросом.

До XVII века в основном были небольшие мастерские, а затем при царе Алексее Михайловиче на смену им пришли кожевенные дворы – прообразы будущих заводов, и производство кожи в них было налажено в промышленных масштабах.

Государственная политика царя Алексея Михайловича способствовала процветанию этой отрасли. Тогда же появляются крупные центры, которые специализировались по выработке определённого типа кож. Именно в Торжке занимались выделкой сафьяновых кож. Изделия русских мастеров: богато украшенная обувь, сафьяновые сапоги, пояса, кошельки были широко известны.

Крым также славился своими ремесленниками, в том числе и сапожниками. Мастера-кожевенники работали в разных городах полуострова. Когда-то здесь создавались уникальные произведения кожевенного искусства. Например, в Бахчисарае выделка сафьяна была одним из самых ранних ремесел в Крыму. Первые упоминания об этом относятся к XIII веку. Тогда это было прибыльным ремеслом, а сегодня оно, к сожалению, утрачено, даже изделий из сафьяна крымских кожевенников почти нет. Видимо, искусство выделывать тончайшую кожу безвозвратно потеряно.

Сегодня известен не один десяток видов кожи, но многие мастера предпочитают именно сафьян, особенно для изготовления сумок. В настоящее время сафьян получают из овечьей и телячьей кожи, и, несмотря на ее высокое качество, это всего лишь низшие сорта по сравнению с той, которую производили древние мастера.

Одним из первых для изготовления сумок стал использовать сафьяновую кожу Mario Prada. Сафьяновая кожа отличается устойчивостью к механическим повреждениям и воздействию влаги, а это, согласитесь, удобно и практично в повседневной жизни. Такая износостойкость сделала ее настолько популярной, что многие известные бренды, такие как Ferragamo, Prada, Gucci, DKNY, Michael Kors, успешно используют ее в своей продукции.

Некоторые изделия изготавливают из сафьяновой кожи, выполненной в виде штампованного тонкого слоя на тканевой или какой-либо другой основе.

На Руси высоко ценилась сафьяновая обувь, впрочем, и в наши дни можно найти настоящий марокен, или сафьян, изготовленный по старинным рецептам. Это известно тем, кто побывал в Марокко. Наверное, сафьяновые бабуши, яркие и богато украшенные, вы там обязательно купили?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector