В Волго-Вятском регионе находится автономная республика Марий Эл, заселённая луговыми, горными и восточными группами марийцев. Их менталитет, толерантность к другим народам, мягкий характер основаны на принятии всего сущего в этом мире. Это позволило им до сегодняшнего дня сохранять свою веру и культуру как основу аутентичности и национального колорита. Костюм — составная часть культуры этого народа.
Виды марийских традиционных костюмов
Одежда у марийцев создавалась для нескольких случаев:
Какие детали марийского костюма существуют?
Мужская одежда марийцев летом включала следующие элементы:
рубаху – тувыр – прямого покроя с рукавами, пришитыми без проймы, встык, и центральным или боковым разрезом от ворота;
штаны – йолаш – из домотканого холста с разной длиной шага – узкой у жителей лугов и гор или широкой у восточных марийцев;
пояс с подвесками – ÿштö — выполнявший несколько функций кряду. Он служил основой для крепления ножен, табачных мешочков, огнива, денежного кошелька, оберегов. Мог быть сделан из кожи, конопли, шёлка, шерсти;
Зимой к этому комплекту добавлялась другая одежда:
Тёплый кафтан – из домашнего сукна;
Шуба, тулуп – кÿрык, ужга — овчинные, прямого покроя или с отрезом по талии;
Шапка – из овечьей шерсти.
Фасоны, материалы, цвета, орнаменты для пошива
Национальный костюм народности мари белого цвета с красными вышитыми растительными или геометрическими орнаментами. Вышивка дополнялась бордовым, чёрным, синим, зелёным, коричневым цветом. Одежда шилась из холста (вынера), исходным материалом для которого служила конопля или лён. Чтобы соткать его вручную и отбелить, у женщин уходило полгода.
Работа была очень трудоёмкой. С течением времени марийки стали заимствовать белоснежные хлопчатобумажные ткани из русской культуры.
Зимняя одежда
Зимняя одежда марийцев была из овчины: шубу шили из шкуры, а настриженную шерсть баранов пряли и ткали из неё тёплое сукно (штраш) и полусукно для кафтанов. Фасоны одежды были довольно простыми: рубашка выкраивалась как туника с небольшим воротниковым и боковыми разрезами. Рукав вшивался без проймы, просто встык соединялся с основной тканью. Не отличались сложностью фасоны кафтанов, они были прямоспинными либо с отрезной талией.
Чуть сложнее в покрое были женские шубы. У них присутствовали шов на плече и многосборчатость. В такой одежде было удобно работать и отдыхать в праздник, потому что она не стесняла движений.
Важно! По древним верованиям народа, вышивкой нужно было защищать от дурного глаза и болезней все края и отверстия: ворот, рукав, разрез, подол. Марийцы действительно расшивали очень плотно все детали костюма. Особенно много орнаментов в одежде женщин.
Мужской, женский, свадебный костюм
Мужчины надевали рубаху, штаны, подпоясывались, покрывали голову шляпой или фуражкой. Если было прохладно, костюм дополнялся кафтаном, зимой – тёплым кафтаном или шубой.
Костюмы для женщин
Костюм женщин тоже включал рубаху, штаны, кафтан с закрытым воротом, пояс с подвесками. Дополнялась одежда передником без грудки в традиционном варианте, а позже — с грудкой. Такой элемент одежды был украшен тесьмой, кружевом, вышивкой из бисера и ниток. Цветовое решение орнамента – красный, коричневый, бордовый, пурпурный, малиновый, брусничный, чёрный.
Нарядные образы
Праздничные костюмы были отличимы от будничных более сложными орнаментами из вышивки, наличием большего количества монет на поясе, рубашке, головном уборе. Ткани для одежды были лучшими. Например, кафтан для будней шили чёрным, а для праздников – белым, выполняя отделку чёрным домотканым холстом. Шляпы валяли из чёрной шерсти для будней, а белая шерсть предназначалась для обрядов и праздников.
Костюмы для свадьбы
Свадебный костюм невесты был очень красив, богато декорировался всевозможной вышивкой. Он не обходился без объёмного нагрудного украшения из монет и металлического декорирования. Это украшение создавалось к обряду и потом передавалось в семье как реликвия. Вес его иногда достигал 35 кг. Обязательное свадебное покрывало (вÿргенчык), сшитое из трёх полос белого холста и расшитое традиционными орнаментами, служило головным убором невесты.
Важно! Одежда со свадьбы молодожёнами потом никогда не надевалась. Сохраняли её для похорон как погребальный наряд.
Аксессуары и обувь к «марийской» одежде
Особая деталь национального наряда – женский головной убор, который нёс основную информацию о своей хозяйке: социальный статус, возраст, принадлежность к луговым, горным или восточным марийцам. Девичий убор – повязка-венец – мог быть из кожи либо шерсти. Его особенно тщательно украшали монетами, бисером, покрывая ими весь убор и дополняя его подвесками из тех же материалов.
Женский головной убор был достаточно сложным и имел следующие виды:
Каркасный, остроконечный – шымакш, шурка;
Лопатообразный — сорока;
Мягкий полотенечный – шарпан;
Платок.
Шурка, шымакш и сорока – каркасные головные уборы, основой для которых служила береста. Эти уборы и шарпан тоже были богато расшиты и украшены. В ход шла не только вышивка с тесьмой. На каркасных уборах могло быть очень много монет. Шарпан вышивался. Зимой женщины надевали высокие шапки из лисьего или бобрового меха.
Мужчины носили валяные шляпы, картузы, фуражки, зимой — шапки из шерсти или овчины.
На ноги обувались семирядные лыковые лапти. В праздники лапти заменяли ботинками или сапогами из мягкой кожи, в холода утеплялись валенками.
Современный марийский костюм
Марийцы очень трепетно относятся к своим традициям. По сей день здесь живут верования в языческих богов. И пусть эту веру исповедуют лишь некоторые, в символических культовых обрядах участвует большая часть населения республики. Для национальных праздников, проведения традиционной марийской свадьбы шьют и надевают народные костюмы, которые претерпели некоторые изменения, ассимилировались к современным условиям, но сохранили основные свои черты.
Марийский костюм: такого мы скоро не увидим
Сейчас в России — около полумиллиона марийцев, и у них даже есть своя республика, Марий Эл. Такой бонус выпадает далеко не каждому народу страны. Но где-то 24 000 представителей живут далеко от этого края. Это марийцы Урала. Они оказались там еще в XVI веке, когда пытались спастись от принудительного крещения. Этим людям каким-то чудом удалось сохранить большую часть своей культуры и религии.
Фёдор Телков и Наталья Конрадова в проекте «Урал мари. Смерти нет» исследуют обычаи уральских марийцев. Мы публикуем их снимки и текст про традиционные костюмы, на который повлияли несколько веков жизни на Урале.
Фёдор Телков
Наталья Конрадова
За время работы над проектом и книгой «Урал мари. Смерти нет» мы побывали почти во всех марийских деревнях Свердловской области и Пермского края — говорили с их жителями, фотографировали, снимали видео и записывали интервью. Мы хотели понять, как современные деревенские марийцы переживают распад традиционной культуры, неизбежный в эпоху глобализации.
Отношение к предкам — или отношения с предками — главное, что отличает традиционную жизнь от современной, а деревенскую от городской. Нашей задачей было увидеть и зафиксировать связанные с умершими обряды, ритуалы, сны, магические практики и поверья.
Те марийцы, которые живут на Урале, лучше других сохранили традиционную культуру. Они начали переселяться сюда в XVI веке из Поволжья, с территории нынешней республики Марий Эл. Спасали свою веру и обычаи от Ивана Грозного, который завоевал Казанское ханство и крестил его жителей. Отчасти у них получилось: даже сегодня, после всех волн колонизации и глобализации, марийская вера, обычаи и костюмы продолжают играть важную роль в жизни деревень.
В каждой марийской семье хранится много национальных костюмов. Сторонний человек может увидеть их во время выступлений народных коллективов. Например, на праздниках Ага-Пайрем, где выступают сразу все коллективы из разных деревень. Праздник был восстановлен в начале нулевых и проходит по очереди в разных районах Свердловской области.
Ага-Пайрем — праздник окончания посевных работ у марийцев, по-другому «праздник плуга». Он включает народные гуляния, танцы и песни, игры, застолья с национальными блюдами. Сейчас праздник превратился в фестиваль, который собирает все марийские деревни Урала. Его главная задача — сохранение и поддержание марийской культуры.
Но еще важнее то, что марийцы до сих пор используют костюм в ритуальных целях — во время похорон и свадеб. Например, второй день марийской свадьбы принято праздновать по старинным обрядам. В национальных костюмах принято встречать Семик и Кугече — народные праздники, связанные с поминовением умерших.
Семик (или «седьмой четверг после Пасхи») — традиционный марийский праздник начала лета. Кугече («Великий день») — главный праздник весны и момент наделения земли плодородной силой, а семьи — благополучием. Важная часть обоих праздников — поминовение умерших, получение их благословения на успехи в быту. В эти дни принято накрывать поминальный стол со специальными кушаньями для почивших родственников.
Марийский костюм надевают в основном женщины, и только старшего возраста. Однако и мужских рубах сохранилось достаточно. Большинство были сделаны мамами или бабушками невест к свадьбе и до сих пор хранятся в домах как семейная реликвия.
До середины XIX века на Урале марийцы носили такие же рубахи, платья и кафтаны, как и в Поволжье – из отбеленной льняной или конопляной домоткани с красной вышивкой и аппликацией. Но таких костюмов осталось очень мало, и их используют только во время молений, куда принято надевать белую одежду. Во второй половине XIX века уральские марийцы начали изготавливать и носить пестрядь – клетчатую ткань. Она бывает двух типов — красно-черная и сине-белая. Ее ткали из фабричных ниток красного и черного цветов.
Cейчаc ткачеством никто не занимается: кто-то используется старые запасы ткани, кто-то заменяет ее на готовую. В деревнях Сарсы-2 и Малая Тавра нам рассказали, что носить можно какую угодно пестрядь, но хоронить можно только в синей. Иначе покойник на том свете «перед огнем стоять будет», — так звучало одно из объяснений.
Кроме пестряди, которая уже не производится, есть еще один вид вышивки — самый древний, выполнить его почти никто уже не может. Это вышивка по счету нитей: она делается с изнанки таким образом, что с лицевой стороны получаются геометрические узоры — обычно оранжевого, желтого, зеленого и коричневого цветов. Их названия часто связаны с домашними животными — «овечье копыто», «гусиная лапа». Такие вышивки были на свадебных платках, которых осталось совсем мало, а еще на головных уборах замужних женщин. Это «шнашовычо» — вышитая полоска с треугольником, похожим на утиный клюв. По этим «клювам» уральскую марийку можно определить издалека. Правда, надевают их только для выступлений — в отличие от платьев и фартуков, которые до сих пор носят по праздникам и во время похорон.
Еще одна важная деталь костюма — «яга» (или «дяга»). Это нагрудник, похожий на монисто, покрытый вышивкой, бисером и монетами. На некоторых яга, которые нам довелось увидеть, есть монеты начала XIX века.
Другой популярный декор для шнашовычо, яга и платьев — «чешуйки»: допетровские монеты, которые делались из серебряной проволоки и не имели номинала, так как считались на вес. На современные яга нашивают не монеты, а пайетки и другие блестящие украшения. В деревне Сарсы-2 нам сказали, что «современная яга с тоненькими пластиночками даже звука не издает, только блестит. А у старинной получается именно звон. Когда марийцы танцуют, у них должно все греметь…»
Экспедиции были проведены на грант фонда «Хамовники».
Автор фотографий Фёдор Телков Автор текста Наталья Конрадова
Презентация «Национальная одежда и быт марийцев Пермского края»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Национальная одежда и быт марийцев Пермского края
Содержание Общие сведения Этническая история марийцев Прикамья Национальный костюм Праздники и обряды Современные этнокультурные процессы
Общие сведения Название народа произошло от слов «мари», «марий», что означает «муж», «мужчина» Древнерусское название марийцев – черемисы Район расселения – Суксунский р-н Численность — 5 591 чел (по данным переписи населения 2002 г.) Относятся к финно-угорской языковой семье Этнографическая группа – восточные марийцы
Этническая история марийцев Прикамья Миграция марийцев в районы южного Прикамья приходится на вторую половину XVI в. Из Среднего Поволжья. Переселенческое движение заканчивается к середине XVIII в. В настоящее время существует 2 группы марийцев: сылвенские и кунгурские.
Национальный костюм марийцев
Содержание Женский национальный костюм Обереги Праздничный костюм Головной убор Мужской костюм Национальный костюм в современное время Быт Словарь
Национальный костюм Основу марийского женского костюма состоял длинная белая холщовая рубаха тувыр. Рубаха носилась в комплекте с белым распашным кафтаном шовыр. Вышивка на одежде служила оберегом.
Элементы вышивки в национальном костюме Все предметы традиционного костюма богато орнаментировались вышивкой. Вышивка выполнялась на изнаночной стороне ткани, а узор получался на лицевой стороне.
Обереги Обязательной частью женского костюма было швейно-грудное украшение из монет и бисера – яга.
Часть женского костюма передник – ончылно сакаме
Праздничный костюм Праздничный костюм по составу предметов, покрою, вышивке в основном повторял будничный, но выглядел более нарядно и красочно.
Головной убор поверх шнашобычо надевали платок – солык. Платок как и вся белая одежда, богато украшался черно-красной вышивкой, кумачом, два края платка оформлялись бахромой, принизками из бисера и монет
Головной убор девушки Девушки носили такию — высокую шапочку, украшенную сплошь монетами, бисером, бусинами и раковинами каури, нашитых на холщовую основу.
Украшения Ушные подвески с подвесками и гусиным пухом – корж. Браслеты — кидшол Кольца – шергаш Медная застежка на рубахе — ширкама
Мужская рубаха Мужская рубаха имела туникообразный покрой. Перегнутое пополам полотнище составляло перед и спинку, к нему пришивали рукава, а под рукава к стану – прямоугольные боковые вставки.
Вышивка в мужской одежде Грудной разрез и подол рубахи украшали вышивкой
Мужской и женский костюмный комплекс
Национальный костюм ХХ век
Элементы национального костюма
Кухонная утварь Основная часть пищи готовилась в печи в глиняных горшках коршек, а позднее в чугунках. Деревянная бондарная посуда – ведра, бочки, жбаны.
Праздники и обряды Праздники и обряды были наполнены многочисленными языческими действиями. Календарные праздники связаны с особенностями природной среды, хозяйственного уклада, иноэтнического окружения
Рождение ребенка Во время беременности женщина должна следовать строгим запретам. При рождении ребенку давали имя изи эрге, изи удыр (маленькая девочка, маленький мальчик), через неделю давали настоящее имя, благоприятным днем для имянаречения считалась пятница.
Проводы в солдаты Название обряда — Солдатка ужатыме, некрт ужатымаш. Сопровождалось гулянием рекрута в течение недели. В день отъезда необходимо было исполнить множество магических действий, чтобы служба прошла благополучно. При проводах исполнялся напев «Солдат сем, некрт сем)
Свадебная обрядность Сватовство – удыр налаш. При удачном сватовстве невесту сразу увозили в дом жениха. Через месяц договаривались о свадьбе — конгаш. Свадьба – суан. 1 день свадьбы: ритуал смены невесте девичьей прически на женскую. Застолье в доме жениха. 2 день свадьбы: застолье в доме невесты.
Весенний цикл Великий день Куэче, совпадавший с православной Пасхой. Вторник — Куэче водо (мылись, убирали дом) Среда – Ораза кече (однодневный пост, многочисленные запреты) Четверг – Колшо сийлеме кече (поминальный день) Пятница – Куэче арня кече (праздничное застолье) Субббота – Аярвон кече (многочисленные запреты) Воскресение – Юмо удылмо кече (Богу молиться день) Понедельник – Юмын каныме кече (день отдыха Бога) Ага пайрем (праздник сохи)
Летний цикл Семик Троица Кушо арня и Кушо кече – окончание весенних работ и начало сенокоса Петро кеше (Петров день) – начало сенокоса Илян кеше (Ильин день) – день нового урожая
Осенний и зимний циклы Покров – завершение уборочных работ Шортдел – с 31 декабря по 1 января по старому стилю. Главным действием были ряженые и девичьи гадания. Уй арня — Масленица Ряженые Девичьи гадания
Современные этнокультурные процессы В Суксунском районе создан национально-культурный центр «Сулий» («Сылва») В г.Перми создана организация – общественный марийский национально-культурный центр «Памаш» («Родник»).
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Куклы в народных костюмах 52
Куклы в народных костюмах №52 — марийский праздничный костюм.
Куклы в народных костюмах №52 — марийский праздничный костюм. В России номер выходит 9 января 2014 года.
Марийский костюм (и мужской, и женский), состоял из рубахи, штанов, кафтана, пояса с подвесками, головного убора, обуви.
Праздничные рубахи дополнительно украшались позументом, монетами и тесьмой. У восточных мари наряду с холстом рубахи шили из пестряди. Марийский народный костюм богато украшался вышивкой. Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной. Праздничный костюм по составу предметов, по форме и покрою во многом повторял будничный, однако выглядел более нарядно и красочно.
Основу женской одежды составляла рубаха (тувыр) туникообразного покроя, которая шилась так же, как и мужская. Рубаха у всех групп мари была однотипной — туникообразной, но были местные отличия в покрое нижней части рубахи и рукавов, в расположении грудного разреза, и в орнаментах.
О марийских головных уборах
Информация из журнала.
Марийку узнаешь по шимакшу.
Важная часть праздничного и обрядового костюма женщины — головной убор. По будням марийские девушки повязывали вокруг головы узорную ленту, а по торжественным дням надевали — шапочку из холста с нашитыми монетами, бусинами и ракушками. Поверх такии накидывали белый платок солык , покрытый черно-красной вышивкой, с бахромой или монетками по краям. Свои длинные волосы девушки заплетали в одну косу, на конце которой крепили декоративные подвески из бисера и бусин.
Женские марийские головные уборы отличались большим разнообразием. Самый древний из них — . Упоминание о нем можно найти в книге немецкого путешественника XVII века Адама Олеария. Шурка представляла собой высокий конус из бересты, обтянутый яркой тканью и богато украшенный вышивкой, бисером и монетами. Сзади от конуса спускалась по спине длинная узорная полоса ткани, заправлявшаяся за пояс. Поскольку береза у марийцев считалась одним из священных деревьев, можно предположить, что берестяной конус служил не только для рациональных целей, но и был оберегом.
Другой традиционный убор замужних марийских женщин — . Это прямоугольный кусок полотна, одну из узких сторон которого сшивали в виде небольшого треугольного колпачка и укрепляли на берестяной или кожаной основе, а другую оставляли свободно свисать. По всей длине шимакш декорировали узором в виде ромбов, а по краям обшивали тесьмой и бахромой. Сверху нередко повязывали платок солык.
Третий вид марийского женского головного убора состоял из узорной повязки и длинного полотенца , которое оборачивали вокруг головы с напуском на затылке и вокруг шеи. Нашмак и шарпан соединяли металлическими пряжками и украшали вышивкой и бисером.
Каждому из головных уборов соответствовал определенный тип прически, специально приспособленный, чтобы удерживать на голове сложные конструкции. Еще марийки любили серьги-подвески с бусинами, монетами, ракушками и шариками из белого или цветного гусиного пуха.
Одежда
Обязательным элементом марийской женской народной одежды являлись штаны из белого холста.
Куклы в народных костюмах 52, марийский праздничный костюм. Рядом с двумя куклами первого номера серии Куклы в костюмах народов мира.
О штанах — по комментариям от Katya: Поговорила с мамой про штаны. Она жила в детстве в Сернурском районе, в русской деревне, а рядом жили марийцы. Штаны были, и интересного фасона. По бокам не было швов, (на ногах были), а были два полотна — сзади и спереди на завязках. Заднее завязывалось спереди, а переднее сзади. Тепло и удобно.
Праздничный головной убор украшали тесьмой и вышитым узором из ромбов — символов солнца. Каждому из головных уборов соответствовал определенный тип прически, специально приспособленный, чтобы удерживать на голове сложные конструкции. Еще марийки любили серьги-подвески с бусинами, монетами, ракушками и шариками из белого или цветного гусиного пуха.
Фото куклы в журнале, сама куклы, и эскиз.
Верхняя одежда в традиционном женском костюме представлена кафтанами.
Длинная туникообразная рубаха — основа марийского народного костюма. Ворот, грудь, рукава, подол и швы отделывали вышивкой и лентами
Пояса, передники и поясные украшения являлись важной частью марийского костюма. Пояса подразделяются на два вида — повседневные и праздничные. На поясе женщины носили холщовые вышитые поясные подвески — однолопастные или двулопастные узкие поясные полотенца с вышитыми концами.
Основным головным убором был платок, будничный из холста, в праздники одевали покупной, фабричный платок. Платок складывался по диагонали, концы завязывались на подбородке. Замужние женщины носили головные уборы различных типов:
каркасные, остроконечные (шурка и шымакш);
лопатообразные (сорока);
мягкие полотенчатые (шарпан);
платки.
Традиционный костюм шили обычно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще всего из конопляного, реже — льняного, домашнего сукна (штраш) и полусукна, выделанных шкур животных, шерсти, лыка.
Головной убор куклы
Информация отMakosh (см. комментарии под статьёй).
У девочек на фото (см. фото справа) уголочек торчит надо лбом, как у пионерской пилотки, хоть и приплюснутый, а у грядущей куклы всё плоско.
Этнограф из Самарского краеведческого музея написала, что наверно они имели ввиду шимакш — женский головной убор, но я видела только вариант закрепления платком. У самарских марийцев такого не встречала .
Про шимакш сама я знаю вот что: шимакш укреплялся на голове при помощи берестяного колпачка, который, в свою очередь, надевали на скрученный пучок волос. Луговые марийки носили шимакш на темени, а восточные надевали его почти на лоб. Шимакш покрывали холщовым платком или косынкой ( пылышмовичем ).
Национальный костюм народа «Мари»
Презентация о национальной одежде народа «Мари»
Просмотр содержимого документа «Национальный костюм народа «Мари»»
Умурбаева Анастасия, Николаева Владислава
ученицы 3 А класса
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 2 г.Йошкар-Олы»
МАРИЙСКИЙ СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМНЫЙ КОМПЛЕКСЛУГОВЫХ МАРИ СЕРНУРСКОЙ СТОРОНЫ
Марийский свадебный костюмный комплекс луговых мари северо-восточных районов Марийской Республики включает в себя: платье (тувыр), передник (ончылшовыч), лёгкий кафтан (шовыр), зелёный кафтан (ужар сывын), пояс (ӱштӧ), лисью шапку (рывыж упш), обувь (йолчием). Костюм дополнен сьёмными женскими украшениями (сӧрастарыме арвер). Украшения изготовлены вручную, вышивка тоже ручной работы.
Платье (тувыр). Платье прямого покроя с втачными рукавами. Горловина и передний разрез от горловины обработан одноцветной тканью. Разрез закрепляется булавкой. Подол платья украшен вышивкой крестом с изнаночной стороны и зигзагообразными стёжками в 2 полоски, широкой и узкой.
Лёгкий кафтан (шовыр). Туникообразный прямоспинный кафтан с прямыми полами и 2 клиньями в боках с каждой стороны. Украшен мелкой вышивкой с использованием ягодного мотива на домотканом холсте и разноцветными атласными лентами. Такой кафтан был короткий, так как подол платья украшался вышивкой и атласными лентами, полагалось, чтобы он выступал из-под кафтана.
Зелёный кафтан (ужар сывын). Данный вид одежды особо ценился у марийцев. Представляет собой прямоспинный приталенный кафтан (ужар сывын) из тонкого фабричного сукна (посто), 3 клиньями в каждом боку, с большим откидным четырёхугольным воротником, украшенный кумачом, монетами, блёстками, кисточками из шерстя. Края свадебного кафтана обшиты кумачовыми полосками (тарай).
Передник (ончылшовыч). Украшен вышивкой с использованием цветочно-ягодного мотива. Отделка подола лентами, тесьмой, сборкой из коленкора.
Пояс (ӱштӧ). Для опоясывания зелёного кафтана применяли яркий фабричный кушак (ола пота) длиной до 2,5-3-х метров, шириной 15 см. Пояс завязывали таким узлом, каким завязывали снопы в поле. Концы пояса свисали по бокам. Позже такой пояс заменили праздничным поясом (шиян ӱштӧ).
Женский праздничный пояс (шиян ӱштӧ — пайремлан ӱшталме). В виде узкой полосы холста, крытой кумачом или узкой шерстяной тесьмой. По краю нашиты монеты, бисер, цепочки из проводки, кисточки из нитей, цветные пуговки.
Головной убор. В качестве свадебно-обрядовой принадлежности является лисья шапка (рывыж упш). Опушка шапки из лисьего меха. Верх шапки из красного сукна. В лобной части шапка украшена тремя серебряными монетами.
(аршаш). В виде широкой полосы холста, крытой кумачом — из серебряных монет и ракушек каури.
Подобный свадебный костюм надевают сӱанвате (поезжанки), участницы свадебного поезда со стороны жениха и невесты. Для пошива используют современную ткань и яркий отделочный материал.
Шымакш или шыма – шовыч представляет собой короткое, вышитое по краям и концам полотенце, углы одного конца которого пригнуты друг к другу и пришиты в виде башлыка.
Белизна холста олицетворяет все чистое, светлое, благородное на земле.
Если посмотреть на марийский народный костюм, в частности на женскую рубаху, то мы увидим, что украшены вышивкой только край подола, рукава, грудной разрез. Остальное – чистое белое пространство. Это не случайно. Рубаха для марийца – это целый мир. В ней он видел три мира, связанных между собой, в которых человек обязательно побывает. Это нижний мир – украшенный вышивкой край подола платья, средний и верхний мир.
Вышивка закрывала места возможного доступа злых духов и других существ, способных навредить человеку.
Не случайно в мифе о дочери бога – Юмынӱдыр – она представляется пастушкой, спускавшейся вместе с отцовскими стадами на землю.
Магические свойства были присущи не одежде вообще, а именно одежде, покрытой вышивкой, выполненной шерстяной нитью.
Дочь бога принесла людям искусство вышивания, таким образом, представив защиту от внешнего мира через животных, близких ей самой и всем земным женщинам.
Красный цвет – цвет добра, жизни, огня, солнца. Поэтому мы его видим больше в вышивке среднего и верхнего мира, в них представлены животный, растительный мир и небесные светила.
В некоторой мере использовались и зеленый, жёлтый цвета, символизирующие связь марийца с зелеными лесами, цветущими лугами, полями спелой ржи.
Интересны в цветовом отношении горномарийские тканные наплечники и пояса. В них – радуга. Этим марийка показывала умение видеть красоту окружающей природы, свое внутреннее душевное богатство.
Таким образом, на примере марийского платья мы увидели душу народа, его стремление видеть красоту окружающего мира и перенести её на обычное полотно и запечатлеть это для будущих поколений.