Кто носит паранджу, национальные особенности и традиции
Zolotayaigolka.ru

Рукодельный портал

Кто носит паранджу, национальные особенности и традиции

Традиции и обычаи связанные с паранджой

Распространение паранджи

Не у всех народов Средней Азии паранжа была распространена одинаково. К примеру у казахов, киргизов, туркмен, каракалпаков и горных таджиков не было обычая затворничества женщин. Соотвественно и специальной одежды для закрывания лица, тоже не было.
Кроме того, в полном объеме этот обычай существовал лишь в городах и близко связанных с ними селениях. В отдаленных сельских районах и у тех групп, которые соблюдали обычай затворничества, оно было более формальным.

Другими словами паранджа получила распространение в наиболее исламизированных областях — в городах и земледельческих районах. В сельской местности паранджу имели лишь женщины из зажиточных семей и пользовались ей в исключительных случаях. Женщины, выходя из дома, просто набрасывали на голову какой-нибудь халат.

Женщины из кочевых племен предпочитали более практичные головные уборы. В ряде областей женщины обвязывали голову тканью или платками, концы которых спускались на шею и спину, защищая от солнца и ветра, а при необходимости ими можно было закрыть часть лица.
Эти головные уборы по-разному назывались у мусульман, но традиционно — чалма или тюрбан.

Основным назначением паранджи являлось сокрытие женщины от посторонних глаз, но она также выполняла другую функцию — ограждение женщины от всего «нечистого», запретного, «дурного» глаза.
Этим можно объяснить отношение самих женщин к парандже. Приходя домой, мусульманка бросала ее куда-нибудь в угол или затыкала ее за перекладину в передней. То есть, паранджа считалась чем-то таким, что может принести неприятности.

Подобное суеверное отношение было связано также с тем, что чачван был черного цвета, а черный цвет, в соответствии с народными поверьями, приносит несчастье. В этой связи, когда после свершения брачного обряда невесту везли в дом жениха, ее лицо вместо чачвана накрывали легкой белой тканью, цвет которой призван притягивать счастье.

Региональные и социальные особенности паранджи

Как и любая другая одежда, паранджа имела свои региональные и социальные особенности. По качеству ткани и расцветке можно было определить не только возраст и социальное положение ее обладательницы, но и район изготовления паранджы.
Многие халаты были украшены вышивками, узоры которых отражали народные верования. Одним деталям приписывали магический характер, другие были связаны с местными доисламскими культами.
Иногда вышивки сохраняли следы влияния зороастризма. Эти орнаменты должны были служить своего рода оберегами, защищать от дурного глаза, злых духов и прочих неприятностей.

В парандже и чачване не входили в дом ни хозяева, ни гости. Нельзя было больше оскорбить хозяев дома, чем войти к ним в жилище не сняв паранджи, что означало бы пожелание смерти.
Только обмывальщицы покойников входили в дом не сняв паранджи и ни с кем не здороваясь, в парандже шли туда, где лежал покойник.

Обычно женщины войдя во двор, снимали чачван и ожидали выхода хозяйки, которой полагалось снять с пришедшей паранджу. Если бы хозяйка этого не сделала, то это означало бы неуважение и вызвало бы большую обиду. Но на поминках пришедшие обязаны были сами снять с себя паранджу и, не дожидаясь хозяев, куда-нибудь ее положить.

Обычаи и традиции связанные с паранджой

Ношение, надевание и снимание паранджи регулировалось обычаем, этикетом и суевериями, знание которых прививалось с детства.

Выходя из дома, паранджу вместе с чачваном выносили на вытянутых руках и набрасывали на голову во дворе, и только лишь у ворот опускали на лицо чачван. Считалось, что если надеть паранджу дома, это может навлечь на его обитателей неприятности.
Этикет также требовал, чтобы гостья, едва войдя во двор, откидывала чачван, но снимала паранджу с гостьи сама хозяйка дома. Точно так же при уходе гостьи из дома хозяйка или ее дочь набрасывали паранджу на голову уходившей женщины.

Несмотря на то, что паранджа была уличной одеждой, и к тому же ее носили на голове, прикрывая лицо, бережно относились только к новым паранджам из дорогой материи, которые имели немногие.
Даже женщины, привыкшие красиво одеваться, не считали для себя обязательным иметь хорошую паранджу. Нередко на паранджах можно было видеть заплаты, иногда из другой ткани.

Зайдя на минутку в чужой дом, и не желая затруднять хозяйку приготовлением места для сидения, гостья присаживалась на свою паранджу, свернутую клубком и брошенную на землю.
По-видимому, причиной столь небрежного отношения к парандже являлось то, что она делала женщину неотличимой от других женщин. До того как появился обычай делать нарядные паранджи, эта одежда немного могла рассказать о своей хозяйке, ее социальном положении, возрасте. Сначала большинство женщин носили одинаковые паранджи из бумажной синей алачи. Из нее также шили стариковские халаты и старушечьи мунисаки, в конце XIX века получившие значение траурных.

Лишь начиная с последнего десятилетия XIX века, когда появились изменения в быту в связи с зарождением капиталистических отношений, в богатых семьях стали делать паранджи из цветных русских бархатов, а наряду с бумажной алачой распространились полушелковые кустарные ткани — серые пари-паша («крыло мухи») и другие дорогие и красивые ткани, паранджа потеряла свой обезличивающий характер, и, естественно, отношение к ней изменилось.

Характерно, что, готовя себе сарпа — комплект одежды, который должен пригодится человеку «на том свете», женщины не включали в него паранджу.
Считалось, что если не включить в сарпа обувь, то можно воскреснуть босым, а если не подготовить одежду — то и голым. Сарпа (иногда даже несколько комплектов) отдавали обмывальщицам тела. И лишь в начале XX века пожилые женщины стали шить паранджу и включать ее в сарпа.

Посылая невесте полный комплект одежды и обуви, семья жениха не обязана была включать в него паранджу: родители невесты сами делали ее на свои средства. Это позволяет сделать вывод, что паранджа не входила в традиционные, издавна существовавшие виды одежды.

Ко времени советской революции паранджа стала обязательной для женщин всех возрастов. Девочки достигшие зрелости, в исламе равному 9 годам, уже должны были носить паранджу.
Им шили специальные красные паранджи из недорогой бумажной ткани так как они не были рассчитаны на долгое ношение.

Источники — Абдуллаев Т.А. Одежда узбеков (XIX-нач.ХХ в). — Ташкент: Фан, 1978., Ершов Н.Н., Широкова З.А. Альбом одежды Таджиков. — Душанбе, 1969., Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР. М.: «Планета», 1990., Костюм народов Средней Азии: историко-этнографические очерки. — М: Наука,1979.,Лобачева Н. Паранджа: Ритуальный костюм или свадебная одежда. — «Азия и Африка сегодня», 1995, N8, с.78-80.,Русяйкина С.П. Поездка в Таджикскую ССР. — Академия наук СССР. Институт этнографии. Краткие сообщения, вып.4. — Издательство академии наук СССР, 1948, с. 81-86., Сухарева О.А. История Среднеазиатского костюма: Самарканд (2-ая половина XIX- нач. ХХв.). — М., 1982.

НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПАРАНДЖИ. ХОРОШО БЫ ЗНАТЬ ЕЁ ТЕМ, КТО СЕЙЧАС ПАРАНДЖУ НОСИТ– МОЖЕТ, ОДЕВАЛИСЬ БЫ ИНАЧЕ…

Фараджи

Точную дату появления паранджи, в повседневном костюме назвать невозможно. Это был длительный процесс с разными сроками не только у разных народов, но и в разных местностях.

Термин «Фараджи», или в узбекском произношении «параджи», арабского происхождения, в переводе с персидского означает платье. «Фараджи» означает мужскую широкую верхнюю одежду, преимущественно с длинными рукавами, а у константинопольских турок — и женскую одежду, надеваемую при выходе из дома.
Упоминания об одежде в виде халата, закрывающего фигуру до пят и имеющего широкие длинные рукава, а также украшенного вышивкой и даже драгоценными камнями, имеются в источниках еще IX века.

Фараджи возник в Египте, откуда распространился в другие восточные страны. В Средней Азии при Шейбанидах (XVI в.) фараджи-халат был одеждой ученых. В Индии и Средней Азии при Бабуре и Тимуридах фараджи был верхней одеждой ученых, государственных чиновников и духовенства.
Однако не исключено, что на арабское происхождение слова «паранджа» указывает лишь то, что традиция ношения покрывала на лице стала строго соблюдаться с приходом арабов в Среднюю Азию в VIII веке. Более древние головные уборы, кроме религиозного значения, имели цель защитить голову и плечи от палящего солнца.

Исторические свидетельства

Известный таджикский писатель средневековья Зайнаддин Махмуд Васифи (1485-1551) в своих мемуарах «Удивительные события» упоминает фараджи, как халат мужчин, так и женщин.

В XVI-XVIII веках жительницы Стамбула стали носить подобную одежду, которая в турецком произношении называлась фередже. Она тоже была частью верхней одежды, но вместо чачвана — сетки, закрывающей лицо — турчанки надевали платок или белую вуаль, которая хоть и закрывала лицо, но оставляла щель для глаз. Зимой фередже внакидку носили и дервиши.

В XVI веке термин «фараджи» упоминается в письменных источниках в значении «халат», в его спеецифическом, парадном, выходном варианте. В XVIII веке Ф.Ефремов, русский офицер побывавший во второй половине XVIII века в Бухаре и Хиве, пишет: «Женщины сверх платья надевают фараджи, то есть женский халат, у коего с головы до пят рукава весьма узкие, вместе сшитые и пущенные назад, длиною ниже икор… На лицо надевают волосяные сетки, оные называются чашман».

Другое описание оставил Филипп Назаров, бывший в Ташкенте в 1813-1814 годах. По его словам, те женщины, которых он видел на базаре, были «под покрывалом».
Они «накидывают на себя халаты… а на лицо опускают волосяную сетку, которая пришивается к халату».

В современное время термин «фараджи» по всей Средней Азии употребляется в искаженной форме (фаранджи, паранджи), лишь у припамирских таджиков (в Хуфе и Шунгане), он сохранил свою первоначальную форму, но обозначает там не вид одежды, а способ ношения ее мужчинами внакидку.

Паранджа

Итак, связь между паранджой среднеазиатских женщин и древней фараджи — нарядным халатом, надевавшимся как накидка очевидна. «Трансформация» началась в феодальную эпоху, видоизменяясь в соответствии с новыми вкусами, но все же сохраняя древнюю основу.
Уже в XVI веке длинные и неудобные рукава стали декоративной деталью, а в XVIII веке окончательно утратили свое практическое назначение. Во времена позднего феодализма назначение паранджи изменилось: она стала скрывать женщину от посторонних взглядов в соответствии с нормами ислама.

Читать еще:  Как подшить джинсы с сохранением фабричного шва вручную и на машинке не обрезая низ

То, что женщина набрасывала на голову мужской халат, объясняется просто — дело в том, что специальной женской верхней одежды просто не было. Изначально халаты кроились одинаково как для мужчин, так и для женщин.
Эта традиция была порождена исконным разделением труда между полами: на женщинах лежали работы в основном в доме и во дворе, тогда как мужчины работали вне дома. Существует еще одна точка зрения, согласно которой одинаковая одежда для мужчин и женщин присуща кочевым народам вообще.

С нательной одеждой ситуация была такой же. Разница состояла только в том, что после рождения ребенка ворот рубахи женщины приспосабливали для кормления грудью. Однако в XII веке в ряде районов (Ферганской долине, Киргизии, Восточном Туркестане) разделение на мужскую и женскую одежду уже существовало.

В письменном источнике «Хидае», составленном жителем города Маргелан Бурханеддином Али Маргеани, регламентируются правила поведения мусульман, и дается указание на то, как должны одеваться гермафродиты, в которых преобладают признаки того или иного пола: «Если он мужчина, то ношение платья со швом для него непристойно, если он женщина… ему следует носить платье со швом, как женщина».

Но почему изначально плечевая одежда вдруг стала головной накидкой? Разобраться в этом помогают свадебные обряды и обычаи, регламентирующие поведение молодой жены в доме мужа в первые годы замужества.
Известно, что во время свадьбы у среднеазиатских народов на невесту, а затем, в период до появления ребенка, на молодую, набрасывали халат или другого рода покрывало, закрывающее лицо.

По обычаю, закрывать невесту полагалось при совершении обряда мусульманского бракосочетания — никоха, и особенно при переезде ее в дом мужа, другими словами, в моменты очень ответственные в жизни создаваемой семьи.
Считалось, что таким образом новобрачной обеспечивается защита от воздействия вредоносных сил.

У киргизов с этой целью по пути в дом мужа на новобрачную надевали свадебный головной убор шокуло и закрывали лицо покрывалом буркончек. У памирских киргизов покрывало называлось чумкот, а головной убор — калак. У казахов свадебный головной убор носил название саукеле, а специальное покрывало для лица — желек.
У казахов был и специальный свадебный халат, который на юге и востоке Казахстана набрасывали невесте на голову, в других местностях — на плечи, затем он входил в комплект одежды молодой жены.

Обычай закрывать лицо во время свадьбы известен у джемшидов и хазар. У горных таджиков существовали специальные свадебные лицевые занавески, орнаментальные мотивы вышивки которых имели магико-охранное значение.
Накидки в виде платка и обычай закрывать ими в дни свадьбы лицо есть и у народов Поволжья — башкир, чувашей, марийцев. У разных народов лицо невесты скрывают за различными покрывалами, шалью, шелковым платком, фатой, большим платком в роспуск, полотенцем, шерстяным платком до пояса, белым покрывалом и т.д.

Объектами религиозно-магического внимания были также рот, нос, уши, через которые может входить и выходить неведомая сила. Отсюда обычай закрывать рот и частично нос.
В Средней Азии для этого предназначался яшмак. Специальные занавесочки, прикрывающие рот, встречаются у персонажей настенной живописи Афрасиаба (VII век н.э.), а обычай закрывать лицо кисеей известен в Средней Азии со времен правления Тимура (начало XV века).

Источники — Абдуллаев Т.А. Одежда узбеков (XIX-нач.ХХ в). — Ташкент: Фан, 1978., Ершов Н.Н., Широкова З.А. Альбом одежды Таджиков. — Душанбе, 1969., Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР. М.: «Планета», 1990., Костюм народов Средней Азии: историко-этнографические очерки. — М: Наука,1979.,Лобачева Н. Паранджа: Ритуальный костюм или свадебная одежда. — «Азия и Африка сегодня», 1995, N8, с.78-80.,Русяйкина С.П. Поездка в Таджикскую ССР. — Академия наук СССР. Институт этнографии. Краткие сообщения, вып.4. — Издательство академии наук СССР, 1948, с. 81-86., Сухарева О.А. История Среднеазиатского костюма: Самарканд (2-ая половина XIX- нач. ХХв.). — М., 1982.

Делитесь этой важной информацией с друзьями в социальных сетях!

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • art (561)
  • handmade (653)
  • I’m not interested in politics (1811)
  • info (334)
  • sale (4)
  • архитектура (156)
  • блог (168)
  • братья меньшие (173)
  • видео (158)
  • всякая всячина (442)
  • вязалочки (303)
  • Грузия (684)
  • дамская комната (276)
  • дачное настроение (218)
  • интересные люди (445)
  • интерьер и дизайн (428)
  • искусство быть собой (428)
  • история, даты, факты (455)
  • кино (89)
  • короткие рассказы (106)
  • ликбез для лирушника (23)
  • любимая музыка (827)
  • мода (391)
  • мои евреи (388)
  • народная медицина (259)
  • непростые рецепты (145)
  • полезные советы (275)
  • праздники и традиции (808)
  • простые рецепты (396)
  • путешествия (512)
  • стихи (119)
  • Тбилиси (619)
  • фото (122)
  • хохмы (670)
  • шью сама (201)
  • язык поит и кормит, и спину порет (242)

Приложения

  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

Музыка

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

происхождение паранджи

Суббота, 23 Января 2016 г. 20:09 + в цитатник

1. Интересный факт…

3. Точную дату появления накидок, в том числе и паранджи, в повседневном костюме назвать невозможно. Это был длительный процесс с разными сроками не только у разных народов, но и в разных местностях.

Термин «Фараджи», или в узбекском произношении «параджи» (русское «паранджа»), арабского происхождения, в переводе с персидского означает платье. «Фараджи» означает мужскую широкую верхнюю одежду, преимущественно с длинными рукавами, а у константинопольских турок — и женскуюодежду, надеваемую при выходе из дома. Упоминания об одежде в виде халата, закрывающего фигуру до пяти имеющего широкие длинные рукава, а также украшенного вышивкой и даже драгоценными камнями, имеются в источниках еще IX века. Фараджи возник в Египте, откуда распространился вдругие восточные страны. В Средней Азии при Шейбанидах (XVI в.) фараджи-халат был одеждой ученых. В Индии и Средней Азии при Бабуре и Тимуридах фараджи был верхней одеждой ученых, государственных чиновников и духовенства. Однако не исключено, что на арабское происхождение слова «паранджа» указывает лишь то, что традиция ношения покрывала на лице стала строго соблюдаться с приходом арабов в Среднюю Азию в VIII веке. Более древние головные уборы, кроме религиозного значения, имели цель защитить голову и плечи от палящего солнца.

Известный таджикский писатель средневековья Зайнаддин Махмуд Васифи (1485-1551) в своих мемуарах «Удивительные события» упоминает фараджи, как халат мужчин, так и женщин. В XVI-XVIII веках жительницы Стамбула стали носить подобную одежду, которая в турецком произношении называлась фередже. Она тоже была частью верхней одежды, но вместо чачвана — сетки, закрывающей лицо — турчанки надевали платок или белую вуаль, которая хоть и закрывала лицо, но оставляла щель для глаз. Зимой фередже внакидку носили и дервиши.

В XVI веке термин «фараджи» упоминается в письменных источниках в значении «халат», в его срецифическом, парадном, выходном варианте. А первое письменное упоминание об обычае при выходе из дома накидывать на голову халат относится к XVIII веку и принадлежит поручику И.Гладышеву и геодезисту Д.В.Муравьеву, совершившим в 1740-1741 годах поездку из Орска в Хиву и обратно. Они сообщили, что узбечки дельты Аму-Дарьи, выходя из дома, наголову накидывали чапен (халат). В своих записках русский офицер Ф.Ефремов, побывавший во второй половине XVIII века в Бухаре и Хиве, пишет: «Женщины сверх платья надевают фараджи, то есть женский халат, у коего с головы до пят рукава весьма узкие, вместе сшитые и пущенные назад, длиною ниже икор. На лицо надевают волосяные сетки, оные называются чашман». Другое описание оставил Филипп Назаров, бывший в Ташкенте в 1813-1814 годах. По его словам, те женщины, которых онвидел на базаре, были «под покрывалом». Они «накидывают на себя халаты… а на лицо опускают волосяную сетку, которая пришивается к халату».

В современное время термин «фараджи» по всей Средней Азии употребляется в искаженной форме (фаранджи, паранджи), лишь у припамирских таджиков (в Хуфе и Шунгане), он сохранил свою первоначальную форму, но обозначает там не вид одежды, а способ ношения ее мужчинами внакидку.

Таким образом, паранджа среднеазиатских женщин происходит от древней фараджи — нарядного халата, надевавшегося как накидка. Эта одежда трансформировалась в феодальную эпоху, видоизменяясь в соответствии с новыми вкусами, но все же сохраняя древнюю основу. Уже в XVI веке длинные и неудобные рукава стали декоративной деталью, а в XVIII веке окончательно утратили свое практическое назначение. Во времена позднего феодализма назначение паранджи изменилось: она стала скрывать женщину от посторонних взглядов в соответствии с нормами ислама.

То, что женщина набрасывала на голову мужской халат, связано с тем, что специфической верхней одежды для женщин не было. Первоначально халаты кроились одинаково как для мужчин, так и для женщин. Объяснить это явление только мусульманским законом затворничества было бы не верно. Традиция была порождена исконным разделением труда между полами: на женщинах лежали работы в основном в доме и во дворе, тогда как мужчины работали вне дома. Существует еще одна точка зрения, согласно которой одинаковая одежда для мужчин и женщин присуща кочевым народам вообще. С нательной одеждой ситуация была такой же. Разница состояла только в том, что после рождения ребенка ворот рубахи женщины приспосабливали для кормления грудью. Однако в XII веке в ряде районов (Ферганской долине, Киргизии, ВосточномТуркестане) разделение на мужскую и женскую одежду уже существовало. В письменном источнике «Хидае», составленном жителем города Маргелан Бурханеддином Али Маргеани, регламентируются правила поведения мусульман, и дается указание на то, как должны одеваться гермафродиты, в которых преобладают признаки того или иного пола: «Если он мужчина, то ношение платья со швом для него непристойно, если он женщина. ему следует носить платье со швом, как женщина».

Читать еще:  Что можно сшить из старых джинсов своими руками: поделки, мастер класс

О том, что даже в середине XIX века паранджа еще не стала массовой одеждой, обязательной для всех женщин, свидетельствуют сообщения, записанные в 20-30-х годах XX века. По этим сообщениям, паранджа получила распространение только во второй половине XIX века, особенно после присоединения Средней Азии к России, — до этого при выходе из дома женщины набрасывали на голову мунисаки.

Почему плечевая одежда стала головной накидкой. Разобраться в этом помогают свадебные обряды и обычаи, регламентирующие поведение молодой жены в доме мужа в первые годы замужества. Известно, что во время свадьбы у среднеазиатских народов на невесту, а затем, в период до появления ребенка, на молодую, набрасывали халат или другого рода покрывало, закрывающее лицо. Это практиковалось и у народов, не знавших обычая закрывать лицо и не имевших специальных головных халатообразных накидок в повседневной одежде — казахов и киргизов. По обычаю, закрывать невесту полагалось при совершении обряда мусульманского бракосочетания — никоха, и особенно при переезде ее в дом мужа, то есть в те моменты, которые по представлениям народа, очень ответственны в жизни создаваемой семьи. Делать это считалось необходимым для ограждения новобрачной от воздействия вредоносных сил. У киргизов с этой целью по пути в дом мужа на новобрачную надевали свадебный головной убор шокуло и закрывали лицо покрывалом буркончек. У памирских киргизов покрывало называлось чумкот, аголовной убор — калак. У казахов свадебный головной убор носил название саукеле, а специальное покрывало для лица — желек. У казахов был и специальный свадебный халат, который на юге и востоке Казахстана набрасывали невесте на голову, в других местностях — на плечи, затем он входил в комплект одежды молодой жены.

Обычай закрывать лицо во время свадьбы известен у джемшидов и хазар. У горных таджиков существовали специальные свадебные лицевые занавески, орнаментальные мотивы вышивки которых имели магико-охранное значение. Накидки в виде платка и обычай закрывать ими в дни свадьбы лицо естьи у народов Поволжья — башкир, чувашей, марийцев. У разных народов лицо невесты скрывают за различными покрывалами, шалью, шелковым платком, фатой, большим платком в роспуск, полотенцем, шерстяным платком до пояса, белым покрывалом и т.д. Есть примеры закрывания и лица жениха (у туарегов), с целью оградить егоот возможных действий вредоносных сил разного порядка, грозящих молодым со стороны окружающего мира.

Кто носит паранджу

Паранджа представляет собой наиболее важный предмет гардероба женщин в исламских государствах. Классическая паранджа имеет форму удлинённого халата с рукавами-обманками, маскирующими все очертания женской фигуры. Собеседник может увидеть лишь часть лица, закрытого толстым сетчатым материалом из конского волоса. Его можно легко поднимать и опускать, что очень удобно.

Кому следует носить паранджу

В исламе нет строго предписания женскому полу скрывать лицо за тканью. Согласно Корану хиджаб предполагает ношение такой женской одежды, которая скрывает ноги до лодыжки и часть рук и до кистей. Закрытыми должны оставаться голова её обладательницы и область груди.

СПРАВКА! Исключение составляют совсем юные девушки, у которых ещё не начался период полового созревания. Также этот вид одежды не обязаны носить женщины в возрасте и те, кто по финансовым вопросам не располагает возможностью её купить.

Национальные особенности

На отдельных территориях использование паранджи и других религиозных одеяний категорически находится под запретом при нахождении в местах общего пользования. Например, в Турции ещё совсем недавно представительницам слабого пола запрещалось посещать в парандже государственные заведения, такие как поликлиники, магазины и прочие. Периодически люди высказывают собственное мнение против этого запрета, пытаются вернуть былое право на ношение этой одежды и возродить тем самым утраченные древние обычаи.

ВНИМАНИЕ! В современном исламской действительности паранджу чаще всего можно встретить в Афгане. Там женщины одевают плотно закрытые покрывала. С внешним миром их связывает лишь тонкая сеточка в районе глаз. Разновидностью этого вида одежды являются никаб и бурка. Они получили большее распространение в Саудовской Аравии. Есть некоторые государства, где одевать паранджу обязаны все женщины без исключения. К вероисповеданию в данном случае отношения это не имеет. Например, такое условие существует в Иране и Саудовской Аравии.

Назначение паранджи

Данный вид верхней одежды должен закрывать полностью всё тело. Обязательным условием этого предмета является наличие длинного рукава. Паранджа должна прятать лицо и волосы незнакомки. Эта одежда призвана укрыть фигуру её обладательницы от посторонних взглядов. Таким образом, когда девушка вышла за пределы дома, она должна быть полностью закрыта.

К этому виду одежды предъявляется целый ряд требований и условий. Она должна обладать следующими особенными чертами:

  • быть широкой и полностью скрывать очертания фигуры;
  • рукав должен быть такой длины, чтобы кисть была открыта;
  • должна быть сшита из плотных износостойких материалов;
  • ткани для изготовления должны быть строго однотонными и не броскими;
  • на неё запрещается брызгать духи и другие ароматические вещества;
  • женский тип одежды должен кардинальным образом отличаться от мужского.

Все ли женщины должны её носить и в каких случаях

Каждая женщина имеет право сама сделать выбор носить или нет эту одежду. Гуляя по улицам крупных городов в развитых мусульманских странах можно увидеть что все люди одеты по-разному. Есть установленные случаи, когда женщинам позволено не носить паранджу:

  • девушка может открыть лицо незнакомому мужчине во время процесса сватовства, если на смотрины приглашён её будущий муж;
  • позволено показывать лицо в косметических магазинах при общении с продавцами при подборе средств по уходу за собой;
  • если в доме у девушки нет посторонних лиц;
  • при супруге или в присутствии ближайших родных, которые не имеют права за неё посвататься;
  • если нужно сделать фотографию на документы с открытым лицом;
  • можно не закрываться при посещении врачей в больницах в присутствии мужа или любого другого родственника мужского пола.

«Забрасывать камнями» за отказ надеть паранджу женщин могут только в самых отдалённых и не развитых селениях. В современном быстроменяющемся мире многое уже определяется особенностями воспитания, а также семейными традициями. Так, если в семье девочки её мать и бабушка носили какую-то национальную одежду, она скорее всего, захочет перенять эту традицию у предков.

Паранджа, никаб, хиджаб и чадра — честь и достоинство женщины (фотосессия)

Европейские страны ведут бессовестную борьбу, чтобы запретить женщинам-мусульманкам носить паранджу. Оказывается, оголяться и носить мини-юбки, распространять нечестие — это хорошо, а блюсти свою честь и достоинство — это плохо.

Мусульманкам вне мусульманского мира живется трудно. Да-да, вот, к примеру, в западных странах, требуют разрешить им фотографироваться на паспорт с закрытым лицом. И что? Им запрещают! Говорят, надо обнажать лицо перед фотографом! А это же интимнейший момент. В мусульманской семье если и делают снимок, то в крайне редких случаях. И только для «внутреннего пользования».
Те же проблемы существуют в восточных странах, выбравших светский путь развития. В Татарстане, к примеру, около полутора тысяч женщин-мусульманок живут вообще без удостоверения личности, поскольку они не готовы «обнажиться» перед фотографом.
В парламенте Турции депутатам официально запрещено демонстрировать свои религиозные убеждения, так что одной даме-депутату мусульманского вероисповедания пришлось за паранджу покинуть зал парламентских заседаний. А зато в демократичной Великобритании женщинам-мусульманкам, служащим в лондонской полиции, разрешили носить хиджаб, при этом дизайн этого покрова специально разработал профессиональный модельер, чтобы хоть чуть-чуть приспособить паранджу к полицейской форме.
Кстати, если с женщины снять паранджу принудительно — будет плохо. Принудительное обнажение женщины-мусульманки — грех не прощаемый.

Паранджа — женская верхняя одежда в мусульманских странах, в частности Центральной Азии и на Ближнем Востоке, представляющая собой халат с длинными ложными рукавами и с закрывавшей лицо волосяной сеткой — чачван.

Термин паранджа происходит от персидского фараджи . Слово фараджи изначально означало мужскую широкую верхнюю одежду, обычно с длинными рукавами. В XVI веке халаты фараджи носили как мужчины, так и женщины. Расцвет культуры ношения паранджи у народов Средней Азии пришелся на конец XIX — начало XX века.

Если упрощенно посмотреть на виды женской одежды в исламе,то их можно разделить на две категории: закрывающие лицо в той или иной степени (никаб, паранджа, чадра) и открывающие лицо (хиджаб). Изначальный смысл сокрытия женского тела,а часто и лица — защита женщины, а не её унижение. Замужние женщины закрывали себя от чужих и дурного глаза, выходя на улицу в городах. В парандже женщина чувствовала себя защищенной.

Каждая мусульманка должна придерживаться определенных правил:

  1. Одежда должна скрывать все тело женщины за исключением кистей рук и лица (некоторыми учеными допускается возможность открыть также стопы ног).
  2. Одежда не должна плотно облегать тело (особенно грудь,талию и бедра).
  3. Одежда не должна быть пошита из прозрачных тканей, сквозь которые можно увидеть очертания фигуры и цвет кожи.
  4. Одежда женщины не должна походить на одежду мужчины.
  5. Одежда не должна быть пропитана духами,быть ярких расцветов, не должна иметь звенящих или блестящих декоративных элементов.

Тем не менее некоторые делают исключения.

Хиджаб

Это платок, покрывало. Согласно канонам ислама, мусульманская женщина может держать открытыми только лицо и кисти рук. В наши дни хиджабами называют любую женскую одежду, по которой видно, что она — мусульманка, будь это платок или паранджа, или длинный плащ.

Читать еще:  Выкройка картуза для русского народного костюма: раскрой картуза пошагово

Никаб

Никаб — мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз. Никаб,в отличие от хиджаба, не обязателен для мусульманки, хотя в мусульманских странах никаб широко распространен. В Судане и Саудовской Аравии полагается надевать и хиджаб, и никаб, какого бы вероисповедания вы ни были, причем за нарушение правил можно и в тюрьму угодить. В Иране хиджаб обязателен, хотя лицо в принципе можно оставлять открытым. Граждане Объединенных Арабских Эмиратов тоже соблюдают все нормы ислама, но за последние годы там уже почти привыкли к виду туристок в откровенных нарядах. А есть страны, где, наоборот, запрещено надевать хиджаб, например, сотрудницам государственных учреждений, школьницам и студенткам вузов. Именно так дело обстоит в современной Турции, хотя местные сторонницы исламской моды не сдаются и постоянно отстаивают свое право носить хиджаб.

Чадра

Чадра-лёгкое женское покрывало белого, синего или чёрного цвета. Надевается при выходе из дома и закрывает фигуру женщины с головы до ног. В отличие от обычных вуалей, головная часть чадры состоит из муслиновой ткани, закрывающей лицо, и ткани, закрывающей голову; это позволяет сильнее задрапироваться.

Мусульманки часто говорят, что чувствуют себя «защищенными», «в безопасности», «уважаемыми», когда надевают хиджаб (обязательный по религии скромный наряд, который скрывает формы тела и включает в себя платок или вуаль). Теперь появились доказательства того, что их ощущения имеют научное объяснение.

Когда психолог Сюзан Фиске и команда исследователей Принстонского университета провели магнитно-резонансную томографию головного мозга у мужчин традиционной ориентации, которым предложили просмотреть серию фотографий полуобнаженных и полностью одетых мужчин и женщин, они обнаружили, что реакция мужчин на женщин, одетых в открытую одежду, совершенно ясна и недвусмысленна. Чем меньше на них было надето, тем сильнее активизировалась у мужчин премоторная кора головного мозга и задняя часть средней височной борозды. Эти зоны мозга отвечают за обращение с инструментами, движения рук и побуждение к действию (Сикара, Дель-Амор).

«Как будто они сразу же подумали о том, что бы хотели сделать с этими телами», — объяснила Фиске во время ежегодной встречи Американской ассоциации развития науки в Чикаго 12-16 февраля. «Они реагируют на эти фотографии так, как люди реагируют на объекты», — говорит она (Николсон).

Тесты на скорость усвоения на мужчинах показали, что они лучше всего запомнили фотографии женщин без головы, одетых в бикини, хотя смотрели на них лишь долю секунды (Ландау).

Фиске и ее команда также протестировала мужчин на враждебные женофобские настроения. Оказалось, что те, кому была приписана более высокая степень агрессии, имели довольно низкую активность в тех зонах мозга, которые отвечают за обдумывание мыслей и чувств других людей (феномен осмысления действий), во время просмотра фотографий женщин в бикини.

«Они не думают об их уме», — говорит Фиске (Сикара, Дель-Аморе, Ландау).

Женщины, подчеркивающие свою сексуальность, воспринимаются, как менее «человечные»

По данным доклада Фиске, предоставленного «IslamOnline», когда система осмысленная окружающей реальности мужчины закрывается, это означает, что он воспринимает женщин с выраженной сексуальностью как менее «человечных» (Сикара). Этот тип «обесчеловечивания» довольно редко наблюдается в лабораторных исследованиях — по словам Фиске, такое отмечалось лишь раз — в недавней статье «National Geographic» говорилось об исследовании, в котором люди демонстрировали признаки отвращения при виде фотографий бомжей и наркоманов (Дель-Аморе).

В случае с полуодетыми женщинами мужчины демонстрируют не такое чувство отвращения, как в случае с бездомными. Напротив, им хотелось бы «толкнуть», «взять в руки», «схватить» объекты в купальниках, изображенные на фотографиях (Дель-Аморе, Ландау).

Мина Сикара, выпускница Принстонского университета, участвовавшая в проведении исследования, добавляет, что мужчины не смотрят на своих жен или сестер так же, как на женщин в откровенной одежде. К тому же, мужчины ассоциировали изображения полностью одетых женщин с глаголами в третьем лице — «она толкает», «она держит в руках», «она хватает», что, по мнению Фиске, означает, что мужчины воспринимают полностью одетых женщин более независимыми и в гораздо меньшей степени считают их объектами для манипуляции (Эшльман, Ландау).

Больше одежды — больше уважения

По Фиске, результаты исследования позволяют сделать важные выводы для женщин, особенно работающих — наблюдение за женщинами с выраженной сексуальностью может повлиять на то, как мужчины воспринимают женщин и общаются с ними впоследствии (Ландау, Сэмпл).

Изучение женофобии, проведенное профессором университета в Лоуренсе, Питером Гликом, показало, что женщины-специалисты, надевающие более откровенную одежду на рабочем месте, воспринимаются менее компетентными и интеллигентными, особенно, когда им принадлежат высокие посты. По данным «DiversityJobs», исследования Глика показали, что «женщинам на высоких уровнях иерархии и топ-менеджерам следует одеваться более скромно и консервативно, чтобы завоевать уважение коллег».

Ряд исследований также показывает связь между просмотром порнографии и совершением актов насилия против женщин, включая сексуальное насилие. Во время войн в Боснии и Ираке солдаты, совершавшие зверства и преступления против человечности, оказывались постоянными потребителями порнографии, даже смотрели ее, чтобы «расслабиться» после убийств (Чу, Риджали).

Фиске сравнила результаты исследования с выводами других ученых, показавших, что просмотр телепрограмм может сократить эмоциональную чувствительность человека к насилию.

Достоинство и уверенность

Несмотря на очевидные доказательства преимуществ скромного и консервативного стиля одежды, характеристики хиджаба в СМИ часто изображают мусульманок угнетенными и забитыми. Карен Дэниэльсон, однако, убеждена, что ношение хиджаба придает женщине уверенность и достоинство.

Даниэльсон, американка, живущая в Иордании, впервые надела хиджаб более двух десятков лет назад, вскоре после принятия Ислама в 1983 г. «Когда я иду по улице, меня не могут оценивать по моей чувственности или ее недостатку, или по тому, насколько я привлекательна для мужчин, — объясняет она «IslamOnline». — Я оцениваю себя, основываясь на добродетельности поведении и интеллигентности — чему и способствует мой хиджаб — и я выгляжу скромно в непритязательной одежде».

«Я чувствую, что могу быть собой, уникальным индивидом с собственным голосом для самовыражения, — добавляет Сумайя Финнигэн. — Я не присоединяюсь к большинству в плане их речей и стиля одежды, и поэтому остаюсь собой — что делает меня абсолютно свободной».

Балкис Мухаммад, американка, принявшая Ислам в 1979 г., придерживается аналогичных взглядов. По ее словам, хиджаб «способствует скромности для женщин и для всех, кто их окружает». Мухаммад, живущая в Саудовской Аравии, закрывает не только свое тело, но и лицо, и говорит, что ее стиль одежды «заставляет остальных, в особенности мужчин, не быть слишком раскрепощенными и не заводить ненужных разговоров».

Хиджаб и безопасность

«Я определенно чувствую себя в большей безопасности, нося хиджаб и одеваясь в целом скромно», — говорит Кари Абудейи, еще одна американка, живущая в Иордании и соблюдающая Ислам с 12 лет, в интервью с «IslamOnline».

«Я чувствую, что это мой барьер, закрывающий меня от мужчин, их взглядов и неуважения по отношению ко мне и моим границам. Это барьер, предотвращающий или меняющий первый инстинктивный оценивающий взгляд, который бросают мужчины, барьер для предотвращения сексуальных ощущений, которые тебе не нужны от мужчин, или мыслей в их головах, которые появляются от провоцирующей одежды».

Она продолжает, говоря: «Это защита от мужчин, которые пристают к тебе в неподобающей манере, помогающая повлиять на их решение относительно того, чтобы встать рядом, заговорить, уставиться на тебя или тем более прикоснуться».

Финнигэн, уроженка Лондона, противопоставляет ношение хиджаба, который она характеризует как «акт повиновения Создателю, сохраняющий женщину в большей безопасности как в буквальном, так и в духовном смысле», с чувством уязвимости, которую она ощущала до принятия Ислама и хиджаба в 1999 г.

«Было время, когда я жалела о том, что не надела более закрытую одежду, чтобы просто-напросто добраться до дома, не беспокоясь о том, кто может идти за мной следом», — говорит Финнигэн. «Каждый вечер я выходила из дома и возвращалась обратно, оборачиваясь через плечо, в страхе, что на меня нападут или изнасилуют», — рассказывает она.

«Всегда найдутся такие, кто может напасть на женщину независимо от их поведения или манеры одеваться», — признает Мухаммад. Но она считает, что мусульманский хиджаб — «дополнительная помощь в предотвращении ненужных физических контактов».

«Одна из главных целей хиджаба — охранять женщин от взглядов людей со слабым моральным стержнем, и тех, кто любит пуститься в излишние устные комплименты», — говорит шейх Рияд аль-Мусаймири, профессор университета Аль-Имам в Эр-Рияде.

По данным «IslamToday», некоторые западные обозреватели считают, что покрытие головы у женщин означает их признание своего более низкого социального статуса. «Сильнее ошибиться невозможно. Коран недвусмысленно говорит, что причина такого стиля одежды заключается в стремлении к уважению со стороны окружающих. Послание женщины в хиджабе звучит примерно так: «Уважай меня за то, кто я есть. Я не сексуальный объект», — отмечает издание.

Для Мухаммад выбор хиджаба был очевиден. «Для меня вопрос о безопасности не стоял. Я никогда не думала об этом с такой стороны», — объясняет она.

«Это был вопрос следования установлениям Аллаха. Я не могла быть счастливой или довольной, став мусульманкой только наполовину. Или я становлюсь мусульманкой и следую велениям и установлениям наилучшим образом, или остаюсь прежней», — говорит она.

«Моя одежда помогает мне напомнить самой себе о моем поведении и моей религии, и говорит о том же самом окружающим, — добавляет Дэниэльсон. — И эта безопасность высочайшего уровня; это мир ума и защищенное сердце. Слава Всевышнему Аллаху!«

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector