История валяния из шерсти: первые упоминания валяния в новом ковчеге
Zolotayaigolka.ru

Рукодельный портал

История валяния из шерсти: первые упоминания валяния в новом ковчеге

История валяния шерсти

Натуральная шерсть очень ценится за уникальные прядильные качества, которые люди смогли оценить по достоинству ещё в глубокой древности. Много лет назад, когда впервые стала использоваться техника валяния, люди пытались применять её для обработки найденных остатков шерсти диких животных. Для множества народов (в особенности, кочевых) войлок, образующийся в процессе уплотнения шерсти, считался культовым материалом, поскольку был единственным вариантом текстиля.

Из войлока степные кочевники делали подушки, матрацы, разнообразные чехлы, ковры, бурки, головные уборы и множество иных изделий. Вспомним кратко историю валяния шерсти.

Первые упоминания валяния в Ноевом Ковчеге

Валяние шерсти из овцы меринос

Валяние считается наиболее древней техникой рукоделия. Это старинный способ создания изделий из волокон не пряденой шерсти.

Появление первых изделий подобного типа, по мнению археологов, датируется 8000 возрастом.

Согласно одной из старинных легенд, самый первый валяный ковёр появился на Ноевом Ковчеге. Перевозимых на нём овец содержали в условиях крайне ограниченного пространства.

Животные постоянно тёрлись друг о друга, клочья шерсти попадали на пол, становились влажными и постепенно уплотнялись под копытами.

Впоследствии, когда овец вывели из ковчега, в том месте, где их содержали, на полу осталось плотное полотно.

Валяние шерсти в разных странах

Традиционное валяние шерсти является одной из разновидностей народного промысла множества кочевых народов Монголии и Тибета, Центральной Азии, Индии и Турции. Этот материал с древних времён высоко ценится многими народностями как предмет первой жизненной необходимости. В настоящее время войлок получил широкое распространение в Европе.

Современные изделия из войлока

Многие современные рукодельницы создают из него модную одежду, обувь, сумки, игрушки, картины и разнообразные украшения.

Войлочные традиции

Валяние из шерсти, как и любое другое искусство, имеет определённые традиции, сформировавшиеся под влиянием самобытности каждого народа. Некоторые традиции по различным причинам были утрачены, но многие сохранились вплоть до нашего времени.

Валяние шерсти: Горный Алтай

Иранская техника

Характерной особенностью этой традиции считается орнамент. В соответствии с иранской техникой выбранный мотив сначала выкладывают шерстью на циновке, которую потом скручивают. После этого начинается процесс валяния.

В настоящее время носителями этой традиции признаются современные туркмены. Даже в наши дни эти мастера продолжают делать кошмы так же, как это выполнялось ещё в далёкой древности. Главным узором туркменского войлока считается стилизованный бараний рог. К наиболее используемым цветам относятся белый, красный и чёрный.

Мокрое валяние Иранская техника

Пазырыкская

Самые древние изделия из войлока археологи отыскали в захоронениях Горного Алтая, относящихся к IV-V столетиям до н. э. В этом месте обнаружили Пазырыкскую культуру, относимую к «скифскому кругу». В захоронениях были найдены хорошо сохранившиеся элементы конского убранства, разнообразная мягкая утварь и одежда.

Пазырыкская техника валения

В настоящее время сохранившиеся войлочные изделия, относящиеся к данной культуре, можно увидеть в Эрмитаже.

Справка! Самым известным изделием, выполненным в этой технике, считается занавес впечатляющего размера (примерно 30 м²).

Пазырыкские войлочные изделия отличаются искусной ювелирной аппликацией удивительно ярких оттенков.

Сунская

Первые образцы изделий, относящихся к данной традиции, были обнаружены во Внутренней Монголии. Такие изделия были преимущественно одноцветными.

Валяние шерсти в Бурятии

Декорировали подобные изделия мелкой стёжкой из сухожильных нитей. В настоящее время эта традиция существует в Бурятии. Традиционные мистические узоры стёжкой пользуются там широкой популярностью.

Мокрое валяние Сунская техника в Монголии

Славянские

Для славян не было характерным изготовление войлоков, как таковых, но они в совершенстве овладели мастерством изготовления так называемых полувойлоков — тканых и подвалянных после материалов, классическим примером которых считается сукно (его делали из шерсти естественных цветов).

Настоящий же войлок, как считают многие исследователи, появился на территории России в период монголо-татарского ига.

Европейские

В странах Европы войлок было принято сваливать посредством прокатывания его между валиками. Кроме этого, применяли ещё и другой метод. Уплотнение шерсти осуществлялось в крупных, похожих на воронку, ёмкостях под воздействием завихряющегося водяного потока.

Иглопробивной метод промышленного изготовления войлока

Со временем производство тонкого войлока (фетра) приобрело промышленные масштабы. В XX столетии появился иглопробивной метод промышленного изготовления войлока, предоставивший возможность сваливать даже волокно искусственного происхождения.

Два вида валяния

Сухой способ

Существует два основных способа валяния — сухой и мокрый. Сухой способ был изобретён сравнительно недавно. Такое валяние осуществляется с применением особых игл, снабжённых наклонными насечками.

Иглы для сухого валяния — фелтинг

Этими иглами шерсть протыкается много раз. Насечки при этом цепляют волоски, переплетая и уплотняя их между собой.

В результате получается однородный и плотный материал.

Этот способ хорош для изготовления объёмных изделий — оригинальных кукол, игрушек и украшений.

Мокрый способ

Мокрое валяние производится с использованием мыльного раствора, благодаря которому уменьшается трение между волосками. Вначале изделие из шерсти выкладывается требуемым образом, затем его нужно смочить подготовленным раствором и можно начинать процесс валяния посредством трения и сминания материала.

Справка! Горячая вода помогает волокнам удлиняться и ускоряет процесс их соединения между собой.

После завершения процедуры получившееся изделие необходимо прополоскать в чистой воде и хорошо высушить. Этот способ используется в основном для изготовления плоских изделий, например, одежды, полотен и панно.

Современные традиции применения войлока

В современном мире валяние уже давно перестало быть простым ремеслом и превратилось в искусство. В последнее время наблюдается резкое возрастание интереса к войлоку.

Специалисты своего дела создают из этого материала не только игрушки, но и дорогие дизайнерские наряды и украшения к ним. Многие из мастеров работают в «горячей» технике, но и «холодный» способ валяния тоже получил довольно широкое распространение.

Валяние из шерсти — старинное искусство, пользующееся в последние десятилетия широкой популярностью у современных рукодельниц. Техники валяния весьма разнообразны и позволяют создавать таким образом множество оригинальных изделий. Это увлекательное хобби, которое доставляет удовольствие освоившим его нехитрые принципы людям.

Статья «История валяния шерсти»

(или интересные сведения о шерсти)

В истории валяния первым упоминанием о войлоке считается легенда о валяном ковре, найденном на Ноевом Ковчеге . На Ковчеге произошла удивительная вещь: шерсть с овец падала на пол, намокала, а потом овцы сбивали ее копытами, в результате получился первый ковер.

Войлок происходит от тюркского ojlyk – покрывало. Он представляет собой непряденый текстиль из натуральной шерсти.

Валять войлок люди научились в глубокой древности, примерно восемь тысяч лет назад

Однако техника валяния появилась лишь после одомашнивания овец. Люди пытались валять шерсть диких животных, но это было не так просто, так как у шерсти диких овец нет чешуйчатого слоя, за счет которого происходит сцепление волокон друг с другом. Тем более что с одной овцы можно получить немного шерсти (максимум5 кг). А на то, чтобы изготовить юрту необходимо не менее100 кгшерсти.

История валяния тесно связана с одомашниванием лошади и собаки, что произошло в V тысячелетии до н.э. Верховые лошади и собаки помогли человеку организовать овец в отары, что привело к массовому использованию овечьей шерсти.

С этого момента в разных регионах (Кавказ, Памир, Тибет, Алтай, Передняя Азия (Афганистан, Иран), Балканы, Перу, Норвегия и Финляндия), независимо друг от друга, возникло и развивалось валяние войлока.

Валяние шерсти считается изобретением кочевников. Кочевники первыми оценили удивительные свойства войлока. Они изготавливали из шерсти одежду (головные уборы, бурки и др.), дома, предметы интерьера (подушки, ковры), утварь (мешки для различных целей), снаряжение для всадников (попоны для лошади, детали седла и др.). Войлок оберегал кочевников от вражеских стрел и злых духов, спасал от холода и жары. Люди использовали шерсть также в медицинских целях, в кузнечном и военном деле.

Самые древние войлочные изделия были обнаружены археологами в погребениях Горного Алтая, относящиеся к 4-5 векам до н.э. Здесь была обнаружена Пазырыкская культура, относящаяся к «скифскому кругу». В этих погребениях нашли неповрежденные предметы конского убранства, одежду и мягкую утварь. Пазырыкские войлоки сегодня можно увидеть в Эрмитаже. Во всем мире всего только 4 таких же древних коллекции войлоков из Сирии, Египта, Синьцзяна. Древнейшими считаются также войлоки из Монголии (курганы Ноинула), где жили в 1-2 веках до н.э. хунны.

До наших дней дошли следующие войлочные традиции:

Иранская традиция. В этой традиции выполнялось, как правило, вваливание узора. Современные туркмены являются носителями иранской традиции. Они и сегодня изготавливают кошмы так же, как и много лет назад. Основной узор туркменских войлоков – бараний рог, любимые цвета – красный, белый и черный. Узор выкладывали шерстью на подложке, затем все вместе скручивали в рулон и приступали к валянию.

Пазырыкская традиция. Самый знаменитый войлок этой традиции – огромный занавес (около 30 квадратных метров), найденный в одном из курганов в Горном Алтае. Полюбоваться на него можно в Эрмитаже. Пазырыкский войлок отличает удивительнейшая ювелирная аппликация, изумительно ярких цветов. Сегодня техника аппликации по войлоку также широко используется в украшении войлочных изделий.

Сюнская традиция. Эта традиция до сих пор сохранилась в первоначальном своем виде в Бурятии. Древнейшие образцы сюнской традиции находили в Центральной Монголии. Они в основном одноцветные и украшены сухожильными нитями в виде мелкой стежки. Древние узоры стежки в Бурятии используют и сегодня.

Со временем оседлые народы переняли у кочевников многие секреты изготовления войлока. Славянские народы, к примеру, с древности изготавливали полувойлоки – это тканные, но затем подвалянные материалы. Классический пример такого материала – сукно. Настоящий же войлок попал на территорию России, как считают исследователи, во времена монголо-татарского ига. Он использовался, в основном, как теплоизолятор для хозяйственных нужд. Самое любимое в России изделие из войлока – валенки!

В европейских странах в производство войлока внесли свои модификации. Уже в эпоху античности войлок уплотняли прокатыванием его между валиками. В Европе использовался также еще один способ валяния. В больших воронкообразных чашах шерсть уплотняли с помощью завихряющегося потока воды. Гораздо позже появилось промышленное производство фетра, который представляет собой тонкий войлок. А уже в 20 в. появляется иглопробивной промышленный способ изготовления войлока. Последний способ позволил сваливать даже искусственное волокно.

Читать еще:  Блестящая ткань с блестками для платья, переливающаяся материя для одежды

В наше время валяние шерсти переживает новый виток в своем развитии, оно возрождается. Сегодня это уже не жизненно необходимое ремесло, а яркая форма художественного выражения. Современные художники по войлоку используют все приемы валяния предков, а также придумывают новые. Становятся модными войлочные игрушки и картины, одежда и аксессуары, украшения и различные предметы интерьера. Войлок начинают использовать в сочетании со стеклом, металлом, керамикой. Мы видим, как развивается технология валяния, становятся доступными материалы и инструменты для этого вида рукоделия.

Вы тоже легко освоите валяние шерсти , если вам интересен этот вид творчества. Попробуйте, я уверена, что вам это очень понравится!

Полезные свойства шерсти

Шерсть – это натуральный материал, точнее волосяной покров животных (коз, овец, верблюдов). Она очень похожа на человеческий волос по своей структуре, поэтому для человека, приятно прикосновение шерсти к коже.

Шерсть и ее полезные свойства

Очень хочется поделиться с вами информацией о пользе шерсти. Перечислю по порядку основные полезные свойства этого природного материала.

Шерсть позволяет дышать телу. У шерсти высокая извитость волокон, которая не препятствует свободной циркуляции воздуха, что в свою очередь благоприятствует дыханию кожи.

Шерсть отличный терморегулятор. Она может и греть, и охлаждать, в зависимости от обстоятельств. Это происходит также благодаря извитости волокон. За счет этого свойства шерсти в ней образуются воздушные микропустоты, представляющие собой воздушную прослойку, которая играет роль стабилизатора температуры.

Эластичность шерсти. Она с легкостью принимает любую форму, а затем с легкостью расправляется. Упругость и эластичность шерстяных волокон обеспечивает этому материалу долговечность. Шерсть достаточно долго сохраняет замечательный внешний вид.

Она отлично впитывает влагу. Шерстяные волокна способны поглощать в себя и благополучно отдавать влагу во внешнюю среду (до 30% от собственного веса), оставаясь при этом сухими на ощупь.

Шерсть очищает саму себя. Это связано с активной циркуляцией воздуха. Дело в том, что воздух, который проходит сквозь шерсть, уносит с собой частицы грязи и пыли. Во время повышенной влажности этот эффект усиливается. За антибактериальную очистку волокон отвечает ланолин (животный жир на ворсинках).

Шерсть нейтрализует различные запахи и ядовитые вещества. Шерстинки состоят из гидрофобного белка. Гидрофобный белок, в свою очередь, содержит аминокислоты, которые нейтрализуют ядовитые вещества и углекислоту человеческого пота. Это доказано научными исследованиями.

У шерсти благоприятная энергетика. Она похожа на энергетику матери. Шерсть удивительно влияет на младенцев, превосходно их успокаивая.

И, наверное, главное – шерсть лечит человека. Шерстяные волокна успокаивают острую боль, они лечат артрит и ревматизм, помогают справиться с простудами и вирусными заболеваниями. Шерсть помогает в лечении радикулита, пролежней, при переломах.

Подробнее о лечебных свойствах шерсти мы поговорим в другой раз.

Представляете, ШЕРСТЬ – это практически единственный материал, который люди берут от природы, не нарушая при этом тонкой гармонии с ней, то есть, никого не убивая, и ничего не разрушая.

История валяния

В истории валяния первым упоминанием о войлоке считается легенда о валяном ковре, найденном на Ноевом Ковчеге. На Ковчеге произошла удивительная вещь: шерсть с овец падала на пол, намокала, а потом овцы сбивали ее копытами, в результате получился первый ковер.

Войлок происходит от тюркского ojlyk – покрывало. Он представляет собой непряденый текстиль из натуральной шерсти.

Валять войлок люди научились в глубокой древности, примерно восемь тысяч лет назад

Однако техника валяния появилась лишь после одомашнивания овец. Люди пытались валять шерсть диких животных, но это было не так просто, так как у шерсти диких овец нет чешуйчатого слоя, за счет которого происходит сцепление волокон друг с другом. Тем более что с одной овцы можно получить немного шерсти (максимум5 кг). А на то, чтобы изготовить юрту необходимо не менее100 кгшерсти.

История валяния тесно связана с одомашниванием лошади и собаки, что произошло в V тысячелетии до н.э. Верховые лошади и собаки помогли человеку организовать овец в отары, что привело к массовому использованию овечьей шерсти.

С этого момента в разных регионах (Кавказ, Памир, Тибет, Алтай, Передняя Азия (Афганистан, Иран), Балканы, Перу, Норвегия и Финляндия), независимо друг от друга, возникло и развивалось валяние войлока.

Валяние шерсти считается изобретением кочевников. Кочевники первыми оценили удивительные свойства войлока. Они изготавливали из шерсти одежду (головные уборы, бурки и др.), дома, предметы интерьера (подушки, ковры), утварь (мешки для различных целей), снаряжение для всадников (попоны для лошади, детали седла и др.). Войлок оберегал кочевников от вражеских стрел и злых духов, спасал от холода и жары. Люди использовали шерсть также в медицинских целях, в кузнечном и военном деле.

Самые древние войлочные изделия были обнаружены археологами в погребениях Горного Алтая, относящиеся к 4-5 векам до н.э. Здесь была обнаружена Пазырыкская культура, относящаяся к «скифскому кругу». В этих погребениях нашли неповрежденные предметы конского убранства, одежду и мягкую утварь. Пазырыкские войлоки сегодня можно увидеть в Эрмитаже. Во всем мире всего только 4 таких же древних коллекции войлоков из Сирии, Египта, Синьцзяна. Древнейшими считаются также войлоки из Монголии (курганы Ноинула), где жили в 1-2 веках до н.э. хунны.

До наших дней дошли следующие войлочные традиции:

Иранская традиция. В этой традиции выполнялось, как правило, вваливание узора. Современные туркмены являются носителями иранской традиции. Они и сегодня изготавливают кошмы так же, как и много лет назад. Основной узор туркменских войлоков – бараний рог, любимые цвета – красный, белый и черный. Узор выкладывали шерстью на подложке, затем все вместе скручивали в рулон и приступали к валянию.

Пазырыкская традиция. Самый знаменитый войлок этой традиции – огромный занавес (около 30 квадратных метров), найденный в одном из курганов в Горном Алтае. Полюбоваться на него можно в Эрмитаже. Пазырыкский войлок отличает удивительнейшая ювелирная аппликация, изумительно ярких цветов. Сегодня техника аппликации по войлоку также широко используется в украшении войлочных изделий.

Сюнская традиция. Эта традиция до сих пор сохранилась в первоначальном своем виде в Бурятии. Древнейшие образцы сюнской традиции находили в Центральной Монголии. Они в основном одноцветные и украшены сухожильными нитями в виде мелкой стежки. Древние узоры стежки в Бурятии используют и сегодня.

Со временем оседлые народы переняли у кочевников многие секреты изготовления войлока. Славянские народы, к примеру, с древности изготавливали полувойлоки – это тканные, но затем подвалянные материалы. Классический пример такого материала – сукно. Настоящий же войлок попал на территорию России, как считают исследователи, во времена монголо-татарского ига. Он использовался, в основном, как теплоизолятор для хозяйственных нужд. Самое любимое в России изделие из войлока – валенки!

В европейских странах в производство войлока внесли свои модификации. Уже в эпоху античности войлок уплотняли прокатыванием его между валиками. В Европе использовался также еще один способ валяния. В больших воронкообразных чашах шерсть уплотняли с помощью завихряющегося потока воды. Гораздо позже появилось промышленное производство фетра, который представляет собой тонкий войлок. А уже в 20 в. появляется иглопробивной промышленный способ изготовления войлока. Последний способ позволил сваливать даже искусственное волокно.

В наше время валяние шерсти переживает новый виток в своем развитии, оно возрождается. Сегодня это уже не жизненно необходимое ремесло, а яркая форма художественного выражения. Современные художники по войлоку используют все приемы валяния предков, а также придумывают новые. Становятся модными войлочные игрушки и картины, одежда и аксессуары, украшения и различные предметы интерьера. Войлок начинают использовать в сочетании со стеклом, металлом, керамикой. Мы видим, как развивается технология валяния, становятся доступными материалы и инструменты для этого вида рукоделия.

Вы тоже легко освоите валяние шерсти, если вам интересен этот вид творчества. Попробуйте, я уверена, что вам это очень понравится!

ИСТОРИЯ ВАЛЯНИЯ ШЕРСТИ

студент, кафедра социально-художественного образования СурГПУ,

канд. пед. наук, старший преподаватель СурГПУ,

Целью данной статьи является изучение истории о появлении искусства валяния шерсти, древних традициях этого мастерства и его современном возрождении и развитии.

В последнее время большую популярность приобрело рисование картин с помощью цветной шерсти.

Для детей младшего школьного возраста педиатры и логопеды рекомендуют мокрое валяние (салфетки, небольшие картинки, бусы). Эта техника валяния для начинающих идеальна тем, что менее травматична для пальцев, развивает мелкую моторику, учит работать с цветом и конечный результат достигается довольно быстро.

Валяние шерсти – очень древний вид рукоделия. В процессе валяния шерсть превращается в войлок – тёплый мягкий материал. Для большинства россиян он прочно ассоциируется с детством, с деревней, так как из войлока делали и до сих пор делают самую тёплую и мягкую обувь – валенки. И само название этого вида обуви говорит о способе её изготовления.

Считается, что именно войлок был самым первым материалом, изготовленным руками человека. До того момента, как люди научились валять шерсть, они пользовались лишь тем, что им дала природа, то есть шкурами убитых животных, листьями растений [3].

По данным исследователей, история изготовления войлока насчитывает примерно 8 тысяч лет [4]. Существует легенда о Ное, который, выпуская спасённых им животных на сушу после всемирного потопа, обнаружил, что под копытами овец стелется какой-то невиданный ранее удивительный материал. Во время долгого ливня и скитаний по волнам с овец им под ноги падала шерсть, на полу она намокала от воды, а овцы, находясь в тесном загоне, топтались по ней и таким образом сваляли. Выходит, что искусству валяния шерсти человека научился у самой природы.

Читать еще:  Ткань вуаль для штор на окнах: занавески на кухню и цветы своими руками из него

Как любая легенда, легенда об овцах в ковчеге содержит долю истины: именно способом механического сваливания люди до сих пор получают этот материал. Валяние – это сцепление, соединение отдельных волокон шерсти в цельное полотно с помощью трения. Такой способ возможен благодаря особой структуре шерсти: поверхность каждой шерстинки покрыта микроскопическими чешуйками, сцепляющимися друг с другом.

В V веке до н.э. люди приручили лошадей и собак, с их помощью стало легче сгонять овец в стада, что привело к массовому развитию овцеводства и широкому использованию шерсти овцы [5, c. 142].

Шерсть диких животных плохо поддаётся валянию, так как шерстинки не имеют того чешуйчатого слоя, за счёт которого волокна могут сцепиться друг с другом. Поэтому дожившая до наших дней техника валяния появилась только после того, как люди одомашнили овец. К тому же дикая овца шерсти даёт очень мало – до 5 килограммов. А на сооружение, например, монгольской юрты необходимо свыше 100 килограммов шерсти [6, c. 240].

Валяние войлока возникло и развивалось в разных регионах мира независимо друг от друга: Памир, Кавказ, Алтай, Тибет, Иран и Афганистан, а также Перу, Балканские страны, Финляндия и Норвегия стали центрами валяния шерсти [3].

Понятно, что первыми изготовителями войлока были кочевники-скотоводы. Их огромные овечьи стада давали несметное количество сырья для войлока, и у ремесленников были возможности и время совершенствовать технологию валяния. Путешествую по миру за своими стадами, кочевники не имели постоянного жилища, поэтому именно войлок стал для них важнейшим материалом: из полотен войлока быстро возводились юрты, укрывающие хозяина от степных ветров, страшных зимних морозов, летнего солнцепёка. Такое жилище быстро разбиралось, удобно складывалось в повозки, перевозилось на любые расстояния, с самое главное – по прибытии на новое место быстро и легко собиралось вновь. Вся одежда, головные уборы, обувь, внутреннее убранство перевозного дома, многие предметы быта делались также из войлока.

До нашего времени дошли разные образцы войлока. Древнейшими из них принято считать те, что были найдены во время одной из археологических экспедиций на Алтай в Пазырыкском кургане [8, c. 184]. Там были найдены предметы одежды, ковры, различные накидки, покрывала, конские попоны и другие войлочные изделия. Это богатейшее прекрасно сохранившееся захоронение со множеством интереснейших предметов дало всемирно известное название целой культуре, которую сейчас так и называют – Пазырыкская культура. Часть этих вещей сегодня хранится и выставляется в Эрмитаже.

Валяние, как процесс изготовления шерстяных изделий, возможен только благодаря особенности строения волокон шерсти. Волоски шерсти имеют чешуйчатую поверхность. В процессе валяния шерстяные волокна хаотично переплетаются друг с другом, чешуйки начинают играть роль «замочков», не позволяя им высвободиться, поэтому шерсть — единственное волокно, которое можно свалять. При валянии объем шерстяного кома значительно уменьшается (до 80 %), а плотность и прочность возрастают. Таким образом, создание из шерсти плоских и объёмных вещей подразумевает использование технологий и приёмов, которые бы позволяли должным образом смешивать и переплетать волокна шерсти [1].

Вещи из войлока не были одноцветными и скучными. Древние люди старались украсить своё жилище, окрашивали шерсть, смешивали разные цвета в одном изделии, выкладывая сложнейшие узоры. Существовали разные техники: чередование шерсти разных цветов на одной подложке и последующее скручивание в рулон уже для валяния, а также техника аппликации, когда на готовый свалянный фон накладывался рисунок других цветов, и далее использовалась техника «вваливания», вдавливания узора. Была ещё и вышивка свалянных полотен: готовые одноцветные куски украшались нитями из сухожилий животных. Такая техника до сих пор сохранилась на территории Бурятии [2, c. 103].

Войлок – изобретение восточной культуры. Оседлые народы переняли войлочную технику у кочевых, и западная культура приняла войлок как готовый материал. В Европе в XVI веке появились первые валяльные мастерские, а в XIX веке уже для промышленного производства войлока были созданы валяльные прессы и валяльные машины [4]. Шерсть в таких машинах сдавливалась, прокатывалась, одновременно на неё воздействовали специальные иглы, которые спутывали волокна в одно полотно. Правильнее такое изделие называть полувойлоком, так как основа полотна всё же тканая, а затем её подваливали.

Получавшуюся ткань стали называть сукном. Из тонкого сукна шили разнообразную верхнюю одежду для населения, а толстое грубое сукно предназначалось для шитья солдатских шинелей [6, c. 240]. Две войны прошлого, XX-го столетия, дали возможность убедиться в идеальных свойствах войлока: он поддерживает температуру тела человека, защищая его от зноя, ветра и холода, очень трудно воспламеняется и почти не намокает, то есть служит солдату в тяжелейших военных условиях своеобразным домом, каким была юрта у кочевников.

Есть ещё один материал, который изготовляется по похожей технологии – фетр, но валяется он не из шерсти, а их пуха. Все мы прекрасно знаем о его применении: шляпное производство. Но было и ещё одно изделие, изготовлявшееся из отбеленного пуха – почти забытый теперь вид обуви – бурки, обязательно с кожаной отделкой. Обувь из любого материала снабжалась войлочной стелькой, комфортной и тёплой. Остаётся сказать ещё о техническом применении войлока для изоляции, утепления, шлифования.

Как видим, ни одно из применений войлока нельзя назвать остромодным, суперактуальным, не имеющим аналогов. Но в последнее время интерес к этому материалу резко возрос. И интерес этот массовый, дизайнерский, творческий. Художники творят из войлока абсолютно всё: от детской игрушки до дорогих дизайнерских нарядов и аксессуаров к ним. Возможно, просыпается древняя генетическая память, которая говорит о том, что с древних времён войлоку приписывали сильнейшие лечебные свойства, способность сберечь и укрепить человеческую жизнь. Есть сведения, что в старину на Руси младенца, родившегося недоношенным, выхаживали, держа в валенке. А взрослые больные, раненые и искалеченные воины, охотники выздоравливали после весьма специфического лечения: их натирали бараньим салом и заворачивали в войлочные кошмы [7, c. 128].

Возможно, люди, окружённые металлом, пластиком, бетоном и стеклом, ощутили тоску и одиночество, осознали свою оторванность от корней, от природы, от того тёплого, настоящего, живого материала, каким и является войлок.

Удивительна история этого человеческого изобретения. Множество людей за тысячелетия существования человечества что-то придумывали, изобретали, совершенствовали, забывали и открывали вновь уже забытое старое… Войлок – одна из тех вещей, которая, будучи изобретённой много веков назад, до сих пор никак не изменилась [8, c. 184]. Народы, живущие не в городах, не утратившие связи с традициями своих предков, и в наши дни делают войлок точно так же, как делали их прародители. Жители Монголии, например, и сегодня строят войлочные дома, становящиеся уютным тёплым домом и воплощением целой Вселенной, своеобразной моделью мира [4].

Ручная работа мастеров всегда ценилась высоко, а сегодня изделия из войлока, переставшего быть чисто утилитарным материалом, несут в себе большой эмоциональный заряд теплоты, доброты и мягкости. Поэтому и расцветает это увлечение, привлекает к себе всё больше и больше художников и домашних рукодельниц, а также ценителей их творчества.

История валяния из шерсти: первые упоминания валяния в новом ковчеге

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОЙЛОКОВАЛЯНИЯ: ОТ НОЕВА КОВЧЕГА ДО НАШИХ ДНЕЙ

Кочкина Кристина Владимировна

студент 5курса, кафедра дизайна и изобразительного искусства
ВятГГУ,
РФ, г. Киров

Крысова Виктория Анатольевна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент
ВятГГУ,
РФ, г. Киров

Прикладное искусство по своей природе национально, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближено к его производственной деятельности, к его быту. В настоящее время, в силу изменившихся условий жизни, в период развитого производства, человек стал утрачивать многие традиции народного декоративно-прикладного искусства. Новое время все более стирает отпечаток индивидуальности творца с произведений, созданных заводским способом. Это неизменно ведет к утере и обезличиванию народных изделий, обеднению духовной культуры.

В век высоких технологий и применения разнообразных современных материалов человечество вновь обращается к истокам древних ремесел, к культурным и историческим ценностям. К сожалению, время беспощадно к произведениям искусства, и многие художественные орнаментальные традиции войлока частично утеряны или упрощены.

Народное искусство заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Обогащение нравственной, трудовой, эстетической и художественной культуры способствует формированию гармоничной личности, значение которой в современном обществе велико. Декоративно-прикладное искусство оказывает положительное воздействие на душевное состояние человека, его настроение, эмоции, а также формирует отношение личности к окружающему миру. Войлочные изделия демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника, в них отражаются материальные и духовные интересы людей многих поколений.

История войлоковаляния уходит далеко вглубь веков. Существует легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Если верить этой легенде, то история валяния шерсти берет начало именно на Ноевом ковчеге. Из Книги Ветхого завета, нам известно о том, что Ной, по наставлению и при помощи Бога построил ковчег, в котором со своими сыновьями и их жёнами, и различным зверьём, должен был, переждать Великий Потоп. Среди других животных на ковчеге были и овцы. Множество животных, в том числе и овцы, находились в тесных помещениях. Они постоянно терлись друг о друга, в результате чего их шерсть падала на пол, оставляя проплешины на боках. В ковчеге было очень тесно и овцам приходилось переступать с ноги на ногу, пытаясь размять конечности. И под воздействием копыт и большой влажности, их шерсть падала на пол шерсть и постепенно сваливалась. Когда животные покинули Ковчег, полы их временного приюта оказались покрыты ароматным плотным полотном. Потом, после Потопа, когда люди и звери вновь размножились по всему земному шару, войлок получил широкое распространение.

Читать еще:  Как выбрать туристический рюкзак

Шумерская легенда утверждает, что секрет создания войлока был обнаружен воином-героем, царем Ура, Шумера и Аккада, Ур-Намму, который правил приблизительно в XXII—XXI вв. до н. э.

Согласно средневековой легенде Святой Климент, живший в I в. н. э., впоследствии ставший четвёртым папой римским, странствуя, случайно открыл процесс создания войлока. Для большего удобства он набил сандалии очесом (короткими волокнами шерсти), в результате воздействия ног, пота и влаги с земли клочки шерсти спутались и превратились в валяное полотно. Став епископом, он набрал группу работников для совершенствования процесса валяния. Впоследствии, Святой Климент считался покровителем шляпных мастеров, широко использовавших войлок в своей работе.

Считается, что самыми ранними прототипами войлока были кусочки шерсти диких овец, которые выпадали на землю и скапливались внутри пещер.

Археологам доподлинно не известно, когда и кем было открыто получение такого жизненно необходимого материала. Остается предполагать, что первые подобия войлока получались из клочков шерсти диких овец, собиравшихся в углах пещер. Там они постепенно уплотнились, и человек стал использовать их в качестве лежанок. Шерсть также могла сваливаться непосредственно на шкурах, служивших постелью [1].

Валяние войлока неразрывно связано с овцеводством. Потому первая отправная точка в его истории — одомашнивание овцы. Однако для обеспечения жизни требуется большое количество войлока. Поэтому о его масштабном применении можно говорить лишь со времен организации овец в отары. Вторая отправная точка — одомашнивание лошади и собак 5—6 тыс. лет назад [2].

Овца — неприхотливое животное. Именно упоминание о нем чаще всего встречается в Библии. Овечьи отары наравне с другими домашними животными — коровами, верблюдами, козами — были мерилами богатства и достатка. Наибольшее распространение овцеводство получило среди кочевых народов. И невозможно представить их культуру и жизнь без войлока.

Первые войлоки были обнаружены около 3 тыс. лет до н. э. на территории современной Анатолии. Они были определены как работа северных протоиранских племен. Рождение, свадьба, война, погребение — войлок сопровождал кочевников не только в течение всей жизни, но и после смерти. Войлок помогал человеку выжить, защищал от холода, служил одеждой и кровом. Но кроме того, войлок являлся ярким произведением искусства. С древнейших времен войлоки научились декорировать, и способов украшения изобрели довольно много. На данный момент самым древним войлоком являются обнаруженные археологами фрагменты войлока из шерсти овец в одном из древнейших поселений времен неолита Чатал-Хююк.

Древнейшие сохранившиеся до наших дней изделия из войлока — ковры и чепраки из Пазырыкских курганов Горного Алтая (скифы, VI—V вв. до н. э.).

Настоящий переворот в представлении об искусстве валяния у ранних кочевников, произошел с открытием царских Пазырыкских курганов. Сложно-декорированные войлочные изделия являются самыми известными войлоками в мире. Сделанные они из тонких 1—2 мм толщиной панелей, украшенных аппликацией войлок по войлоку, изредка дополняемых вышивкой тамбурным швом, окантовкой белым шнуром, или вырезанными из золотой фольги деталями. Тип войлока, который отличается тончайшей аппликацией, стал называться «пазырыкской линией». Известно, что древние алтайцы валяли войлок различных сортов и качества из шерсти и пуха овец. Натуральный цвет войлока белый или чёрный, в зависимости от масти овец, но нередко войлок окрашивали. Наблюдающийся теперь желтоватый цвет является результатом долгого пребывания войлока во влажной земле. Войлок лучшего сорта тонкий, не более 2—3 мм, и именно из этого войлока шили кафтаны, чулки, носки, изготавливали ковры и седельные попоны.

Толстое многослойное войлочное полотнище крытое тканью, сцены борьбы животных и другие мифологические сюжеты, украшения в виде аппликаций с обязательной стежкой и окантовкой толстым витым шнуром, такова манера валяния и декорирования войлочных изделий, найденных в курганах Ноин-Улы (хунну, 2—1 вв. до н. э.) во внутренней Монголии.

Сюны — народ который отличался воинственностью и приверженностью кочевому образу жизни, особенностью их культуры было отсутствие ткачества. Единственным текстилем, который они производили, были войлоки, поэтому последние имели для них особое значение. Изображение огромной юрты Чингисхана, крытой войлоками, традиционные монгольские войлочные изделия, старинные и современные, подтверждает, что монголы прямые наследники и продолжатели сюнской традиции войлоковаляния. Яркими последователями этой традиции стали многие народы центральной Азии: Тибетцы, Тувинцы, Алтайцы, Казахи. Сюнская манера войлоковаляния распространилась вплоть до Северного Кавказа, каждый народ вносил в украшения войлочных изделий свои национальные элементы, но все степные народы воспринимали и воспринимают войлок, как гарант их образа жизни.

Славяне никогда не были кочевниками и никогда не жили в юртах, а вот о войлоке знали и умели делать и его, и полувойлоки (тканные, а затем подваленные материалы, которые шли на пошив верхней одежды) характерные для европейской традиции войлоковаляния. Древнеславянские названия шерстяных тканей, дошедшие до нас благодаря летописям, звучат не привычно и таинственно: водмол, апона, орниц, ерига, сукно.

Слово сукно встречается в памятниках письменности, начиная с XII века, но способ его изготовления очевидно гораздо древнее. На территории Старой Ладоги, археологами найдены войлочные фрагменты не ясного назначения, и головное покрывало датируемой VIII веком, а вот валеной обуви археологами пока нигде не обнаружено. До нас дошел способ, с помощью которого славяне валяли сукно. Шерсть раскладывали на доске, понемногу и непрерывно её поливали горячей водой, а двое крепких мужчин устраивались друг против друга около доски и ногами двигали по ней ткань, то к себе, то от себя, при этом образовался тонкий слой похожий на тонкий войлок. В холодную пору славяне мужчины и женщины надевали длинные теплые одеяния из сукна, назывались они свитами от слова свивать, что значило кутать. В конском убранстве у славян широко использовался войлок, из него делали подкладки для хомутов и седел, конские попоны. Начиная со скифов, и по сей день, войлок есть и остается самым подходящим материалом для конского убранства.

Не спокойное было время, славянам много приходилось воевать, и войлок всегда верно служил им в этом деле. Из него делались мягкие подкладки для шлемов, при ударе топора или меча, войлок смягчал удар. Пригодились в военном деле и полувойлоки. Из сукна изготавливался мятель (плащ) который мог быть элементом воинской одежды. Намотав на руку толстое валяное сукно, воин мог использовать его в качестве своеобразного щита, да и в военных походах такой плащ служил и одеялом и палаткой.

Валенки впервые появились в Сибири, сначала это была низкая обувь, голенища валялись отдельно, потому такая обувь была со швом, называлась она в разных регионах по-разному: чуни, коты, кеньги. Впрочем, обычные валенки также имели разные названия: чесанки, катанки, пимы, валенцы, самовалки.

Среди русских валенок ручного производства наиболее ценны близкие к белому цвету, для придания уникальной бархатистости их поверхность шлифуется пемзой и при необходимости обрабатывается мелом. Валенки могут отделываться вышивкой и аппликацией. Для каждого района России характерны свои виды валенок: в Сибири предпочитают обшитые кожаной тесьмой бурки, подошвы вятских непременно подшиты плотным войлоком, татары украшают валенки тесьмой, бисером или гарусом [4].

Благодаря староверам появляются бесшовные валенки. С приходом в глухие нижегородские леса старообрядцев в конце XVII — начале XVIII вв. в уезде возник и достиг большого развития валяльно-сапожный промысел. Лучшие семеновские мастера посылали валенки в 1851 г. на Всемирную выставку в Лондоне. Промышленное производство валенок началось только в конце XIX в. [3].

В Европе в 60-х года XX в. был бум на художественный войлок. Благодаря немецкому художнику Йозефу Бойсу (1921—1986), войлок вошёл в арсенал современных артистических материалов. Во время Второй мировой войны Бойс служил в авиации и его самолет был сбит в Крыму. Израненное тело летчика подобрали в степи татары-кочевники, которые лечили его древними ритуальными и традиционными методами: раненого обмазывали топленым бараньим жиром и заворачивали в войлок. Чудесное спасение и выздоровление стали решающими для последующей творческой карьеры художника. В своих многочисленных инсталляциях он заворачивал в войлок предметы (стулья, кресла, рояли) и сам закутывался в него. Это возродило интерес к истории материала и дало новый толчок для всплеска идей в среде художников и дизайнеров, подтолкнуло промышленность выпускать специально окрашенную шерсть и различные аксессуары для этого увлекательного рукоделия. Расширился интерес к редким и особенным породам овец.

В 1984 г. создана и успешно развивается Международная Ассоциация по валянию из войлока. Главная цель организации — сохранение, развитие и распространение древнего ремесла во всем мире. Проводятся международные конференции, выставки и мастер-классы, организуются обучающие поездки в страны, где сохранились традиционные навыки валяния.

В настоящее время активно используются творческие наработки многих поколений. Были рассмотрены приёмы валяния, применяемые с зарождения войлоковаляния, и новые, значительно обогатившие его, расширившие сферы применения войлока.

Сегодня этот продукт интересен для мастеров, на него есть спрос, а значит, нужно активнее его вводить в современные реалии. Войлок очень податливый, с ним можно что угодно делать: объемные вещи, украшение тканей, игрушку, бусы, ковры и панно. Можно дать вторую жизнь старым вещам, украсив шерстяным рисунком или объемным украшением из войлока. Такое занятие успокаивает, развивает фантазию. Здесь можно много задумок воплотить, огромный простор для творчества и экспериментов. Одни делают обувь — валенки и тапочки, другие создают художественные полотна, которые представляют собой произведения искусства.

Список литературы:

  1. Артюшкина Е.И. Народное искусство: сквозь века/ Е.И. Артюшкина — Челябинск: Аркаим, 2007 — 164 с.
  2. Иштвана Видак, фильм «История войлока» венгерского этнографа Иштвана Видака.
  3. Калашникова Н.М. Мир войлока. (Статья подготовлена по материалам Российского этнографического музея.) СПб., — 23 с.
  4. Чаликова Д, статья «Валенки русские», журнала «Наука и жизнь» № 12, 2005 г.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector