«Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу, кто ты», – на Востоке этот головной убор рассказывает о своём владельце вперёд паспорта и визитной карточки. Посвящённые сразу понимают, к какому сословию принадлежит человек, какой у него достаток, радость в его доме или горе. В наши дни этот предмет одежды до сих пор распространён в странах, где население исповедует ислам.
Что такое тюбетейка?
Тюбетейка представляет собой плоскую или куполообразную шапочку. Она может быть круглой или квадратной формы. Материалы для изготовления головного убора используют разнообразные – от шёлка до бархата. Цвет и орнамент наглядно отражают особенности жизненного уклада той части Азии, где проживает владелец тюбетейки. Этим головным убором гордятся узбеки, афганцы, иранцы, турки, поволжские татары и башкиры.
Слово «тюбетейка» произошло от тюркского «тюбе» – «вершина». Если приглядеться, то головной убор своей формой действительно напоминает свод неба, под которым рождается, живёт и умирает человек. Верх тюбетейки слегка выделяется: на Востоке макушка головы считается важной точкой соприкосновения со Вселенной. По сути это очень уязвимое место, которое необходимо закрывать, преграждая доступ козням злых духов. Это функцию выполняют три части этого традиционного головного убора. Тёпа – тот самый купол шапочки. Помимо оберега, он имеет и чисто практическое значение – благодаря нему тюбетейку легко складывать и удобно хранить. Кизак – это облегающий голову околыш. Усидчивые восточные девушки и женщины терпеливо расшивают его орнаментом. Наконец, жияк – это тесьма, которой обтягивают нижнюю часть. Как правило, он чёрный или украшен повторяющимися узорами. Примерно до XIX века тюбетейку носили только представители сильного пола. Даже существовала поговорка: «На тебе тюбетейки нет!», что означало оскорбительное клеймо «Ты не мужчина!».
Разнообразие головных уборов
Многообразие видов тюбетеек в Средней Азии поражает. Если форма мужского, женского и детского головного убора мало отличается, то элементы украшений различаются в зависимости от возраста и пола. Например, мужская тюбетейка выглядит достаточно скромно, зато женщины декорируют её для себя от души. Исключением является разве что тюбетейка уйгуров – этот мужской головной убор богато украшают бисером.
Представители духовенства носят кулох – вытянутую вверх шапочку. Иногда её обматывают чалмой, но так, чтобы остроконечный купол просматривался. Женщины и девушки носят небольшие круглые шапочки, декорированные жемчугом, камнями и перьями. Кстати, по перу можно было раньше определить, сосватана ли красавица: его носили только свободные девушки. Благословляя ребёнка, мулла надевал на него сакральный головной убор с кисточкой. Он был призван охранять здоровье и дарить благополучие владельцу.
Виды украшений и орнаментов
Туркменская тюбетейка называется «тахья», и её палитра ограничена несколькими цветами: красным, жёлтым, чёрным и белым. У чустского головного убора по чёрному полю идёт белый орнамент. Обычно на нём изображают стручковый перец, отпугивающий злых духов, символизирующие мужество бараньи рога и означающие жизненную силу волны. Шахрисабзская тюбетейка украшается роскошным цветочным орнаментом, подчёркивающим разнообразную красоту природы края. Если головной убор расшит золотыми и серебряными нитями, то его владелец родом из Бухары. Красавицы Востока носят ташкентские тюбетейки – на зелёном фоне расцветают павлиньи и фазаньи перья, защищающие от сглаза. А на каракалпакских шапочках красуются яркие помпоны. Также на них обязательно есть узор в виде колеса – его ещё называют «плевком царицы». По легенде венценосная особа объезжала свои владения и увидела дивной красоты работы местных мастериц. Чтобы не сглазить, она плюнула в сторону и попала на одну из шапочек. Так узор и остался защитой от дурного глаза.
Тюбетейка издавна считается одним из символов Востока. В наши дни мастерицы ревностно сохраняют традиции, соревнуясь в искусности ремесла вышивки и украшения. Аутентичный национальный головной убор, тюбетейка считается прекрасным сувениром из поездки по Средней Азии.
Этнический отель «Караван-сарай»
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
«Караван-сарай» — один из уникальных отелей ЭТНОМИРа, в котором вы можете отдохнуть как путешественник по Древнему Востоку. Резная деревянная мебель, декоративные «луковичные» арки, орнаменты на сводах уютных, прекрасно обустроенных номеров воссоздают антураж настоящего караван-сарая.
На втором этаже этноотеля расположено кафе «Чайхана», которое предлагает неторопливый отдых и все кулинарные изыски Центральной Азии: плов, лагман, шашлыки, кебаб. Все блюда подаются на традиционной расписной посуде, изготовленной руками восточных мастеров. Изюминка обстановки — объёмная карта Великого шёлкового пути, выполненная в виде 6-метровой полусферы.
Что такое тюбетейка (фото)
Тюбетейка на Востоке – своего рода паспорт её обладателя. Форма и орнамент этой маленькой шапочки говорят о принадлежности хозяина определённому народу и сословию. Ни один мужчина не имел права появиться в мечети, на празднике, похоронах или поминках без этого головного убора. Сегодня этот старинный предмет одежды снова возвращается в современный костюм.
Что такое тюбетейка?
Тюбетейка – национальный головной убор среднеазиатских народов, представляющий собой круглую или квадратную шапочку, плоскую или с куполообразным верхом. Изготавливаются они из различных тканей и украшаются тонкой вышивкой. Цвет и орнамент головного убора отражают особенности жизненного уклада той части Азии, где она была изготовлена.
Тюбетейки носят не только узбеки, где они уже давно стали предметом национальной гордости, но и афганцы, иранцы, турки, поволжские татары и башкиры. Этот традиционный головной убор в Азии носят все, кроме пожилых женщин.
Историческая справка
Корень слова «тюбетейка» кроется в тюркском слове «тюбе» (или «тобе»), что означает «верх». На Востоке считается, что макушка головы – точка соприкосновения со Вселенной, и этот предмет одежды выполняет роль оберега, защищая самое уязвимое место человека от злых духов и притягивая здоровье и благополучие.
Символически тюбетейка, как и купола мечети, – небесный свод, под которым рождается, живёт и умирает человек. Собственно, форма и символика этого головного убора пронизывает всю жизнь восточных людей:
юрта – тюбетейка, увеличенная в сотни раз;
пиала, из которой принято пить чай, имеет форму купола;
каса – традиционна посуда для еды.
Характерные черты головного убора
Выше уже говорилось о том, что тюбетейка может быть круглой и квадратной, с плоским или остроконечным верхом. Ткани для её изготовления могут быть разными: шёлк, сатин бархат, сукно. Изготовить эти головные уборы могут только девушки и женщины с острым зрением и особой усидчивостью.
Детали тюбетейки – описание
Этот головной убор состоит из трёх частей.
Тёпа – «холм», или «бугор». Это верхняя часть шапочки, тот самый купол, который оберегает хозяина он дурного глаза. Интересно, что тёпа четырёхугольной формы позволяет тюбетейке складываться, а, следовательно, её удобно хранить.
Кизак – это околыш. Он также расшивался шёлком, а в орнаменте были зашифрованы различные символы: рождение и смерть, здоровье и богатство.
Жияк – тесьма, которой обшивался кизак тюбетейки снизу. Также был призван оберегать владельца от злых духов. Он может быть чисто чёрным или украшаться одним-двумя повторяющимися мотивами.
Виды тюбетеек
Сегодня в Средней Азии существует множество различных видов этого головного убора: плоские, конусообразные, полусферические и квадратные. Узор и цвет вышивки отражает древние традиции и быт народа.
Важно! Дорогому гостю принято преподносить в подарок традиционно важные для каждого жителя Азии вещи: халат, сюзане (вышитый вручную настенный ковёр) и, конечно, тюбетейку.
Если форма тюбетеек для мужчин, женщин и детей практически не отличается друг от друга, то элементы, украшающие шапочку, различаются в зависимости от пола и возраста.
Вышивка на головном уборе мужчин отличается, как правило, двух-трехцветной палитрой, а узоры на женской шапочке выполняются в более богатой цветовой гамме. Исключение, пожалуй, составляют только уйгуры, мужские тюбетейки которых украшаются не только разноцветной вышивкой, но и бисером. Они представляют собой настоящие произведения искусства и часто украшают стены жилища наряду с коврами.
Важно! Ещё в XIX веке тюбетейки могли носить только мужчины. С того времени до сих пор сохранилась поговорка: «На тебе что, тюбетейки нет?» Это означает: «Ты что, разве не мужчина?»
Ещё один вид тюбетейки – кулох. Эта вытянутая вверх куполообразная шапочка на широком околыше носилась представителями духовенства (дервишами). Кулох мог обматываться сверху чалмой, но остроконечный верх должен был просматриваться.
Девушки и молодые женщины предпочитали небольшие круглые шапочки с высоким околышем и надевали их высоко на лоб. Они могли украшаться не только вышивкой, но и жемчугом, камнями и перьями.
Детская тюбетейка имела форму купола с острым верхом и украшалась на верхушке тесёмкой с кисточкой. Надевая этот сакральный головной убор малышу, мулла благословлял ребёнка, привлекая к нему здоровье и благополучие.
В Туркмении тюбетейка называется «тахья». Форма её может быть любой, а вышивка, как правило, состоит из геометрических элементов и выполняется в палитре, ограниченной красным, белым, жёлтым и чёрным цветами.
Важно! Головной убор свободной девушки украшался пером, а вот если пера на шапочке не было, означало, что невеста уже была сосватана.
Особенности узоров тюбетеек
У каждой мастерицы-вышивальщицы есть свои секреты ремесла, но в её работе всегда отражаются местные традиции. Расскажем подробнее об узорах на тюбетейках:
Чустской
Самая популярная — чустская тюбетейка, где по чёрному полю идёт орнамент, выполненный белым шёлком, символизирующим цвет солнца. Традиционно на тульи шапочки наносили изображения стручка жгучего перца, который обозначал семейное счастье и отпугивал злых духов, а по околышу вышивались стилизованные бараньи рога, означавшие силу и мужество. На жияк наносились волнообразные узоры, символизировавшие состоятельность и жизненную силу.
Шахрисабзской
Шахрисабзская тюбетейка («ирок») отличается богатой цветовой палитрой, так как расшивалась она растительным орнаментом, где каждый представитель флоры и цвет, в котором он представлен, призваны были отразить всё разнообразие и богатство жизни.
Бухарской
По узорам, вышитым на головном уборе золотом и серебром, можно свободно определить её происхождение – это Бухара. Такие тюбетейки называют золотошвейными бухарскими. Золото и серебро на шапочке означали высокий статус владельца или особое значение события, на которое её надевали. Легко узнать эту тюбетейку можно и по традиционным орнаментам:
«глаз соловья»;
«язычок воробья»;
круг, обозначающий цель.
Андижанской
Андижанская тюбетейка, вышитая крестом на плотном белом основании, была наиболее популярна среди женского населения Востока. Традиционные цвета – малиновый, синий и чёрный. Узор «след змеи» символизировал плодовитость и одновременно служил оберегом от дурного глаза. Дополнялась вышивка изображением фруктов и цветов.
Ташкентской
Также особой популярностью у азиатских красавиц пользовалась ташкентская тюбетейка – элемент праздничного наряда. Отличает её многоцветная вышивка нитками и бисером на бордовом, тёмно-синем или тёмно-зелёном фоне. Стилизованные изображения фазаньих, петушиных и павлиньих перьев должны были защитить свою обладательницу от порчи и сглаза. В дополнение к ним на шапочке вышивались фигуры животных и растений.
Байсунской
Байсунская тюбетейка, округлая с конусообразным верхом, предназначалась представителям сильного пола. Вышивка выполнялась в сдержанных тонах, однако каждая цветовая комбинация скрывала в себе глубокий сакральный смысл жизненного пути человека. Жёлтый цвет символизировал цветок хлопка, а ромбовидный элемент белого цвета – сам хлопок.
Околыш достаточно высокий, а жияк сплетался вручную. Охватывая голову владельца наподобие обруча, он перекрывал тёмным силам доступ к самому уязвимому месту (макушке), защищая голову со всех сторон.
Каракалпакской
Ещё один популярный на Востоке вид тюбетейки – каракалпакская. Круглая шапочка, украшенная по околышу орнаментальной вышивкой красными, жёлтыми и зелёными нитями. Есть мужской и женский варианты этих головных уборов: женщины носят на нём сбоку пышный помпон, а вышивка отличается более округлыми линиями в отличие от мужской, где на узоре все линии ломаные. Функция орнамента традиционна – защита от злых сил и дурного глаза.
Интересные факты
Тюбетейка давно стала символом Востока и из предмета одежды чисто утилитарного предназначения, пусть даже и сакрального, превратилась в произведение искусства. Вышивальщицы соревнуются друг с другом в мастерстве выполнения украшений и с удовольствием демонстрируют свои работы на выставках различных уровней. Такой богатый материал для развития этого вида искусства даёт древняя история головного убора.
Существует множество исторических фактов, которые, перекочёвывая из архивов и библиотек в современное информационное пространство, снова и снова привлекают внимание к этому старинному предмету одежды.
Например, известно, что древние тюрки носили особый фасон тюбетейки, которая надевалась глубоко лоб. Считалось, что узоры на головном уборе помогали защитить «третий глаз» от тёмной энергии.
Форма головного убора для детей определилась исходя из традиции прятать под неё косичку на макушке мальчика, которая символизировала принадлежность ребёнка к избранным детям. Тесёмка с кисточкой на верхушке шапочки – аналог этой косички.
В XIX веке тюбетейка ещё не являлась предметом женского гардероба, однако, как и везде, встречались исключения:
атанг – щеголиха, которая носила эту шапочку, подражая мужчинам, тем самым выражая протест против строгих патриархальных традиций;
женщины лёгкого поведения; по этой причине, когда позже традиция носить тюбетейки распространилась и на азиатских представительниц прекрасного пола, женщины отнеслись к этому новшеству крайне враждебно.
И в заключение забавная старинная легенда. Давным-давно одна царица, проезжая по каракалпакским землям, увидела удивительно тонкую и красивую работу местных вышивальщиц. Подивившись, она, чтобы не сглазить, плюнула в сторону. Теперь в каракалпакской тюбетейке есть элемент в виде колеса с названием «плевок царицы». И назначение у него осталось тем же – чтобы не сглазили.
Тюбетейки со всего Таджикистана. Рассказываем об особенностях национального головного убора
Тюбетейка — главный национальный головной убор не только нашей страны, но и среднеазиатских народов. Изготавливаются они из различных тканей и украшаются тонкой вышивкой. Каких только тюбетеек не встретишь на прекрасных девушках нашего Душанбе. А какие тюбетейки у наших невест на свадьбах! Одна краше другой! В период замужества девушки с особенной любовью проникаются к ним и носят их 40 дней после свадьбы.
Рассказываем о мужских и женских тюбетейках разных регионов страны.
Само название — «тюбетейка», произошло от тюркского слова «тюбе», что означает верхушка. Родина тюбетейки подлинно не известна. Некоторые ученые происхождение тюбетейки связывают с подшлемниками древних войнов, которые они надевали, чтобы избежать прямого соприкосновения металлического шлема с головой, так сказать для смягчения возможных ударов.
Цвет и орнамент головного убора отражают особенности жизненного уклада той части Азии, где она была изготовлена. Тюбетейка может многое рассказать о владельце, например: определить откуда ее владелец родом, из какого региона, нужно всего лишь прочитать узор и распознать форму тюбетейки.
Ношение головных уборов во время свадебных церемоний и траурных мероприятий строго обязательно. Тюбетейки носят как женщины, так и мужчины. Тюбетейки для мужчин и женщин украшены по-разному. Если для мужчин больше характерен двух-трехцветный узор, то женские тюбетейки выделяются многоцветной яркой палитрой.
Таджикская девушка, выходя замуж, обязательно должна иметь в приданом несколько тюбетеек. На свадьбе без тюбетейки не обходится и жених. Для него это означает переход к более зрелому периоду жизни. Надевая тюбетейку на голову молодых людей, старейшины благословляют их.
В Центральной Азии тюбетейки появились задолго до проникновения туда ислама. В отличие от наших современников, древние люди носили тюбетейки не на самых макушках, а полностью закрывали ими лоб, до самых бровей.
По древним поверьям, таким образом они прикрывали от воздействия негативной энергии свой «третий глаз». А конусообразные головные уборы в те дни якобы служили для связи человека с космосом. Конусообразные головные уборы распространены на востоке страны, в Раштской долине.
Тюбетейки горных районов бывают конические и плоскодонные. Они прошиваются от центра к краю частыми лучиками по готовой вышивке. Основные узоры в орнаментах тюбетеек: розы, звезды, тюльпаны, кресты, зигзаги, рудиментарные изображения животных и так далее.
Головной убор, раньше, указывал на статус и принадлежность к определенным слоям общества. Например, золотошвейные тюбетейки носили только лишь представители аристократического сословия, а также люди, удостоенные такого подарка. Также, отличался узор, который вышивался по-своему в различных местностях.
До сих пор памирские мастерицы, используют арийскую символику. По сочетанию зеленого, красного, белого и синего цветов в геометрическом орнаменте можно узнать бадахшанские тюбетейки.
На севере Таджикистана тюбетейки отличаются квадратной формой и являются золотошвейными, обычно на них вышивают птиц, чаще сказочных.
У тюбетеек есть и практичная функция. Климат в Таджикистане жаркий летом и достаточно холодный зимой. В таком климате тюбетейки из хлопчатобумажной ткани отлично защищают голову от солнца и холода. А во время сна служат ночным колпаком. На пошив одной тюбетейки у мастерицы уходит от одной недели до трех, в зависимости от узора, который вышивается вручную.
Большинство народных умельцев по шитью традиционных головных уборов навыкам шитья учатся у своих родителей, бабушек. Это ремесло передается из поколения в поколения. Цены на тюбетейки в последние годы значительно выросли. Стоимость головных уборов составляет от 20 долларов и выше.
Правильная форма и симметричные узоры тюбетейки дают богатую пищу для фантазии исследователей: кто-то видит в миндалевидном орнаменте не что иное, как изображение трехмесячного эмбриона (считается, что именно на этом сроке у зародыша появляется душа), кто-то считает, что конусообразные тюбетейки служат для связи с космосом, а кто-то всерьез полагает, что носит на голове подобие королевской короны.
Что из этого правда, пусть каждый решает для себя сам, но то, что тюбетейка до сих пор имеет огромное значение в жизни мусульманина — несомненный факт.
Золотошвейные узоры, применяемые в тюбетейках Бухарского региона
Рубрика: Технические науки
Дата публикации: 03.06.2014 2014-06-03
Статья просмотрена: 2259 раз
Библиографическое описание:
Саидова Х. Х., Темирова Г. И., Раджабова Х. И. Золотошвейные узоры, применяемые в тюбетейках Бухарского региона // Молодой ученый. 2014. №8. С. 252-255. URL https://moluch.ru/archive/67/11434/ (дата обращения: 07.03.2020).
В статье приводится краткая историяттюбетеек круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, как национальный головной убор Средней Азии, в том числе Бухарского региона. Приведены четыре части тюбетейки, представляющие четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Такжевстатьиприводятсяформы,орнаментыикомпозициитюбетеек.
The short history of round or cone (ridge-roofed) shape skullcaps with the embroidered or woven patterns, as a national headdress of Central Asia, including Bukhara region is given in this article. There also given four parts of a skullcap representing four periods of human life: childhood, adulthood, youth and an old age.Forms, ornaments and compositions of skullcaps are also given.
История появления тюбетейки. Издревле одним из основных видов головного убора в Центральной (Средней) Азии является тюбетейка — вышитая мужская или женская шапочка, получившая свое название от тюркского слова «тюбе» («тобе»), означающего верх, вершину чего-либо. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок».
Тюбетейка — круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, национальный головной убор многих народов Средней Азии.
История происхождения тюбетейки уходит в далекое прошлое. Факты, подтверждающие наличие головных уборов, напоминающих тюбетейку, можно увидеть на древних статуэтках, древних монетах, фрагментах древней настенной живописи, на средневековых миниатюрах. Известно, в обычае носить тюбетейку свою роль сыграла религия ислам, которая запрещал мусульманам выходить из дома с непокрытой головой. И тюбетейка оказалась как раз к месту: развернул — на макушку надел, свернул — за кушак заложил. Но помимо своей прямой утилитарной функции, тюбетейка всегда была украшением костюма. Стремление мастериц к красоте, к совершенству возвышало их труд от ремесла до высшего искусства.
Традиции и значение тюбетейки. Тюбетейки Узбекистана подразделяются на несколько групп (Ташкентская, Ферганская, Самаркандская, Бухарская, Кашкадарьинско — Сурхандарьинская, Хорезмско-Каракалпакская) и несколько типов: мужские, женские, детские (в том числе для грудных детей), тюбетейки для стариков.
Четыре части тюбетейки представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Надевая тюбетейку новорожденному, мулла тем самым благословляет его, чтобы он всегда был здоров. Детские тюбетейки имели конусообразную форму со свисающей с верхушки тесемочкой с кисточкой на ее конце. И на свадьбе жених — в тюбетейке, что означает переход к более зрелому периоду жизни. Словом, каждый раз муллы-аксакалы, надевая тюбетейку, благословляют тех, кто становится достойным носить ее.
Все разновидности тюбетеек отличаются друг от друга не только особенностями орнамента, но и качеством изготовления, и, соответственно, разнятся в цене. Конечно, мусульманин не всегда в качестве головного убора использует именно тюбетейку, но в некоторых случаях она для истинно верующего человека является обязательной: на похоронах, поминках, в мечети и дома во время молитвы, в дни священных праздников — Курбан и Ураза — хайит, на утреннем свадебном плове, во время свадьбы на головах жениха и его отца.
Тюбетейки — традиционный центральноазиатский головной убор — в 21 веке постепенно уходят из повседневности
Форма тюбетеек. КXIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение, и определилось разнообразие их форм — островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай и фантазия мастерицы. Богатство и разнообразие расцветки и орнамента, техники вышивки столь велики, что делают затруднительным любое перечисление декора тюбетейки (рис. — 1).
До XX века форма, колорит, и орнаментация тюбетейки были специфичны для каждой этнической группы. В каждом районе сложился свой стиль, имелись свои орнаментальные мотивы. Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек, в том числе Бухаре — четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью.
Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основном женщины. Оригинальной разновидностью тюбетеек является бухарская золотошвейная шапочка. Она бывает обычно круглой или четырехгранной с растительным или геометрическим орнаментом, с бахромой и нарядными кисточками, а золотое шитье придает тюбетейке яркую красочность и торжественность. Квадратные, с плоским верхом, бухарские тюбетейки украшены богатой вышивкой золотыми нитями. Узор настолько рельефен, что светлое золото причудливо играет светом и тенью при каждом движении. Такая тюбетейка для праздников, в будни носили тюбетейки попроще (рис. — 2).
круглая золотошвейная тюбетейка
Круглая золотошвейная тюбетейка
Четырехгранная золотошвейная тюбетейка
Форма тюбетеек обычно круглая или четырехгранная, в оформлении преобладают растительные орнаментальные мотивы, реже — геометрический орнамент в виде кругов, ромбов и др. В вышивку охотно вводились металлические куполки — кубба. Каждая деталь орнамента вышивалось отдельно, что дополнительно придает узору легкую рельефность и переливы тонов в пределах одного цвета. Выпуклый орнамент создает игру света и тени, вызывая тем самым дополнительный декоративный эффект.
Узоры композиции и орнаменты. Конусообразные и полукруглые, квадратные и плоские, отличающиеся друг от друга как особенностями узора и цветом, так и самим своим предназначением (рис. — 3).
Тюбетейка полна волнующих символов, понятных только посвященным — женщинам, которые вышивают различные узоры, в которых угадываются цветы, травы, животные, птицы.
Волнообразный стебель вьюнка, который «струился» в нижней части тюбетейки, означал богатство и жизнеспособность. Иногда на ней появлялась яркая пестрая птица: петушиные и фазаньи перья применялись для защиты от «сглаза». Узор «след змеи» предназначался для той же цели. Символическое изображение бараньих рогов олицетворяло силу и мужество, а рыбы — плодовитость женщины. Иногда в узорные композиции включались надписи на арабском языке. Надпись на одной из мужских бухарских тюбетеек начала прошлого века гласила: «Пусть кулох (это иное название тюбетейки) останется на голове, а враги провалятся сквозь землю» (рис. — 4).
В Бухаре тюбетейки бывают разными, в соответствии с особенностями определенных районов, возрастных групп: мужские, женские, детские, в т. ч. для мальчиков, девочек и стариков. Наибольшее распространение получили вышитые золотошвейные тюбетейки. И если первоначально тюбетейки были конусообразными, то начиная с 1920-х годов, их формы становятся более разнообразными: островерхими, полусферическими, круглыми, четырехгранными и т. д.
К XX столетию под влиянием экономических, социальных и культурных изменений в жизни народов Средней Азии стиль тюбетеек начал меняться, чему в немалой степени способствовало появление всевозможных тканей, ввозимых из других стран, а также фабричных, окрашенных в разные цвета ниток и искусственных красителей. Формам тюбетеек присущ лаконизм, целесообразность, предельная пластическая выразительность.
1. Садыкова Н. Национальная одежда узбеков (XIX-XX века), Ташкент, 2003.
2. Среднеазиатский этнографический сборник, Издательства Академии наук СССР. Москва -1954.
3. Гончарова П. А. Золотошвейное искусство Бухары. Ташкент, 1986.
4. Сухарева О. А. Тюбетейка. (Народное декоративное искусство Советского Узбекистана). Ташкент. 1954 г.
5. Садыкова Н. Музейное дело В Узбекистане. Ташкент: Фан, 1975.
«Каждый, надевая кәләпүш, заявляет о своей национальной принадлежности, не сказав ни единого слова…»
Как татар тюбетейка объединяет
Какой татарин без тюбетейки? Этот головной убор стал таким же национальным атрибутом, как чак-чак, гармонь или калфак. И из элемента мусульманской одежды она довольно быстро перешла в светский головной убор. Каляпуш — наиболее популярную ее форму — носят и люди, которые зачастую не соблюдают религиозных обрядов, но чтят национальные традиции. Подробнее о феномене татарской тюбетейки, его видах и вариантах изготовления рассказывает этнограф, наш колумнист Дина Гатина-Шафикова в своей очередной авторской колонке «Реального времени».
Народный маркер
В наше время, несмотря на то, где живет мальчик или седой старец (от Австралии до Америки), надевая тюбетейку, он заявляет о своей национальной идентичности. Так, этот головной убор стал безусловным маркером как для самих татар, так и для других окружающих народов.
Невзирая на тот факт, что тюбетейка стала своеобразным брендом, необходимо учитывать, что она не является чисто татарским изобретением. Подобное присуще многим другим тюркским и среднеазиатским народам. По одной из версий, этот головной убор появился у татар в связи с необходимостью подшлемника для средневековых воинов. По другой считается, что его стали использовать из-за проникновения ислама в Поволжье, в соответствии с которым мужчинам следует покрывать голову как дома, так и в общественных местах.
Итак, что такое тюбетейка (тат. түбә — крыша, вершина) — это нижний головной убор (надевается на макушку головы), носимый в помещении, часто повторяющий по форме выходной (верхний), так как носился совместно.
Всего у волго-уральских татар насчитывается два типа тюбетеек. Первый — такыя (считается более древней формой) в виде небольшой тканевой шапочки, остов которой кроился из четырех клиньев. В ранних вариациях, до середины XIX века, с чуть заостренным верхом, позднее уже возникают полусферической формы. Шились они из разнообразных тканей — шелк, парча, бархат, хлопок и пр. Могли украшаться вышивкой, канителью, пайетками, позументом и другими декоративными деталями.
Солнцев Ф.Г. Одежды русского государства. СПб. 1869.
Распространенный тип — каляпуш
Второй тип — кәләпүш, наиболее распространенный в наш дни, в виде низкого усеченного цилиндра, с твердым околышем (обод головного убора, та часть его, которая облегает голову) и плоским верхом. Материал изготовления — бархат (наиболее часто используемые цвета — черный, зеленый, хотя вполне возможно встретить и другой окраски), простеган обычно машинной строчкой, иногда украшен вышивкой или другими декоративными элементами.
Однако в более ранний период при изготовлении тюбетеек второго типа использовали не только ворсовые ткани, но и другие — парчу, шелк и прочие, обильно украшенные различными декоративными элементами. Подобные украшенные головные уборы были описаны этнографом и географом Н.И. Воробьевым в работе «Материальная культура татар». Исследователь отмечает, что наиболее богатые тюбетейки изготавливаются из парчи, на них нашивается несколько горизонтальных рядов из серебряного или золотого галуна (тесьма, шитая золотом, серебром, цветной мишурой). Такие тюбетейки чаще всего делаются по типу такыя, но очень жесткими. Расшиваются также бисером и жемчугом. Приходилось видеть тюбетейки, сплошь расшитые бисером со сложным орнаментом, а также унизанные жемчугом, причем растительный орнамент на них создан подбором более крупных жемчужин на фоне мелких.
Встречаются головные уборы, которые полностью расшиты золотом или серебром. Такие тюбетейки, особенно жемчужные, стоят колоссальных денег и надеваются только в наиболее торжественных случаях.
«Русские народы. Наброски пером и карандашом». 1894. Автор изображения — Белянкин Л.Л.
Описанные выше головные уборы, сходны с образцами, датируемыми серединой XIX века, которые хранятся в крупнейших музеях страны: Национальном музее Республики Татарстан ( Казань), Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург) и др.
При этом сама форма усеченного цилиндра с плоским верхом, да и материал (бархатные ткани) изготовления, являются наиболее поздней вариацией, и в обиходе у татар они появились лишь в конце XIX века (сначала среди мужчин Казани и Заказанья, а со временем и у других территориальных групп). Как было отмечено казанским этнографом С.В. Сусловой, подобные головные уборы в конце XIX – начале ХХ века, обычно черного цвета, пользовались особенно большим спросом среди интеллигенции. Их часто носили в комплексе с коротким казакином и брюками европейского покроя.
Начало ХХ века. Учителя и ученики медресе при мечети «Хусаиния» в г. Оренбурге
Турецкие веяния
Но несмотря на любовь интеллигенции к лаконичным простым уборам, в быту у разных слоев татар были кәләпуш и других цветов (синие, зеленые, бордовые и пр.). Их украшали вышивкой золотыми нитями и бисером. При всем разнообразии моделей все же наблюдалась некая возрастная дифференциация — яркие и вышитые тюбетейки носила молодежь, а более скромные, часто вовсе никак не украшенные, предназначались старшему поколению.
К тому же нельзя не описать такое модное явление, которое скорее всего связано с турецким влиянием, а именно нашивание кисточки на манер турецкой фески. Имело это не повсеместное распространение, а было характерно в основном для городского населения.
Касаемо самого пошива, Н.И. Воробьев достаточно подробно описал сам принцип изготовления: «Шьются они из различных материй, чаще всего бархата или манчестера (ворсовая хлопчатобумажная ткань, наподобие бархата, велюра или вельвета), реже из шелка. Подкладка из бумажной материи (хлопчатобумажная ткань). Тюбетейки делаются почти всегда полужесткими и имеют тонкую стежку, причем между каждой полоской стежки закладывается веревочка. Стегаются они мелким стежком, так что на поверхности он почти не заметен. Кроятся они так, что околыш и верх делаются отдельными и затем сшиваются».
То есть особенность татарской тюбетейки заключается еще и в том, как крепился подклад к основе. При сшиве этих двух деталей применялась стежковая техника, когда на расстоянии не более 0,5 мм рядами прошивались две ткани, между ними прокладывалась в более поздний период хлопчатобумажная крученая нить, а в более раннее время – конский волос. Все это носило не только декоративный характер, но и утилитарный (так сам головной убор лучше держал форму, к тому же между слоями ткани циркулировал воздух, соответственно, меньше потела голова).
Следовательно, несмотря на наличие подобных головных уборов и у других народов, татарская тюбетейка имеет свои особенности, которые сделали ее узнаваем о й. Хоть за ХХ столетие был практически уничтожен татарский кост юм, в народной памяти сохранились и адаптировались под современные реалии этномаркеры. И каждый, надевая кәләпүш на торжественное событие, обрядовое мероприятие или просто идя куда-то, заявляет о своей национальной принадлежности, возможно, не сказав ни единого слова.
Справка
Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.
В 2010 года окончила исторический факультет на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
С 2010 по 2013 годы — сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм история волго-уральских татар.
Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист интернет-газеты «Реальное время».