Гардероб женщины без шапок невозможно представить. Разные по предназначению, сезону, материалу, стилю, например, канотье или шапка-кубанка, они даму украшают, оберегают от погодных капризов. Стили и фасоны зависят от желания, настроения, моды и фантазии. Появившись как исключительно утилитарный предмет, укрывающий голову, плечи от дождя и ветра, головные уборы трансформировались в оригинальные украшения с практическим смыслом.
Откуда к нам пришла кубанка?
Женская шляпка, пусть даже очень теплая, но всегда изящная, симпатичная, создает индивидуальный образ. Среди огромного многообразия теплых и практичных женских головных уборов особняком стоит оригинальная по форме и очень привлекательная шапка-кубанка.
Своеобразная форма женского убора возникла не сама по себе. Идея меховой шапки с плоским донышком сформировалась пять веков назад в Карачаево-Черкесии. Высокая объемная папаха из плотного медвежьего или волчьего меха была не столько эффектным украшением на праздниках, сколько защитой от удара шашкой.
Название свое небольшая папаха получила на Кубани. Изготовленная из смушки, мерлушки, каракуля, она становится узнаваемым головным убором кубанских казаков. В целях большей безопасности во время военных действий под красивым верхом прятался металлический каркас.
Форма казачьей папахи, ее мастерское изготовление, всегда отборный мех естественно привлекли внимание женщин. Поскольку кубанка замечательно смотрелась на дамской головке, изобретательные мастерицы предложили несколько вариантов женской шапки-кубанки. Сохранив изначальную форму невысокого цилиндра с плоским донышком, модель получила новую жизнь в различных материалах – плотная ткань, вязаное полотно, мех.
Шапка-кубанка – классика, ретро, новинки
В нашей стране меховая кубанка получила широкую популярность в 80-е годы прошлого века. Изящная Барбара Брыльска покорила сердца зрительниц, появившись на экране в изумительной меховой кубанке.
Нынче можно увидеть самые разные виды этой практичной, модной женской шапки. Каждый материал, из которого изготавливали верх шапки, имеет свои особенности. Вязаная классическая кубанка или модель наподобие кубанки, наверное, самая гибкая, многоплановая. Спицы открывают простор для фантазии, правда, приходится ужесточать конструкцию плотной подкладкой, но ромбы, шишечки, жгуты, цветы или гладкое полотно придают индивидуальность, подчеркивают красоту женского лица. Вязаная крючком, шапка лучше держит форму, кроме того, можно эффектно выполнить донышко, украсить выпуклым кружевом внешний край.
Пользуются спросом и классические, всегда модные модели из каракуля, норки, стриженой овчины. Такие шапки позволяют себе носить дамы с удлиненным, четко очерченным овалом, стройные, уверенные в себе. Мех же с длинным ворсом позволяет скрыть неидеальные черты, придать образу некоторую загадочность.
Очень красивы кубанки норковые, их мягкие цветовые переливы прекрасно сочетаются с темными волосами, блондинкам же к лицу светлые тона. Теплый, нежно отливающий норковый мех дает возможность моделировать различные фасоны, комбинировать цвета, хорошо соединяется с длинным ворсом. Роскошный мех подчеркивает высокий статус дамы, проявляет ее изысканный вкус, стремление следовать моде.
Отдельный модельный ряд – новинки сезона. Форма неглубокого цилиндра очень удобна для дизайна. Здесь возможны и уместны в небольшом количестве любые украшения:
цветы из ткани в тон или контрастные;
отделка стеклярусом;
меховые детали на гладком фоне и наоборот;
дополнение накладными наушниками;
ажурная вязаная шаль внакидку.
Если украшений должно быть в меру, то цветовая палитра позволяет все существующие оттенки всех существующих цветов. Важно, чтобы головной убор не диссонировал с остальной одеждой. Представленные фото дают общее представление о многообразии и красоте шапок-кубанок.
Гармония образа или с чем носить кубанку
Интересная и претенциозная, женская шапка-кубанка требует продуманного дополнения. Поэтому вопрос «с чем носить» особенно актуален. Для создания законченного образа хорошо бы дополнить стильный головной убор соответствующей одеждой. Приобретая ту или иную модель, полезно примерить на себя несколько различных вариантов, чтобы выбрать ту самую, которая составит единое целое с шубкой, пальто. Просматривая фотографии, можно заранее подобрать шапку-кубанку, а в магазине примерить ее на себя и определиться окончательно, чтобы носить потом с удовольствием.
Кубанка предназначена для того, чтобы носить ее в холодное время года. Изящная и стильная, она идеально подходит к шубам всех видов и фасонов. Хорошо носить ее с дубленкой, длинной или короткой, выигрывая на сочетании цветов. Цветовое решение обычно требует аналогии – к дубленке или шубе темной следует подбирать шапку темного меха, к светлой одежде – светлую.
По принципу гармонии цвета и текстуры подбирают шапки-кубанки к тканевым, кожаным пальто. Хорошо носить вязаные модели с пальто или удлиненной курткой, дополняя комплект шарфом или шейной косынкой.
Кубанка из меха с длинным ворсом обычно не требует объемного шарфа, а мех короткий, не закрывающий шею, только выиграет сочетанием с горжеткой, палантином. Модели, вязанные спицами или крючком, дополняются таким же шарфом. Плотность и ширина шарфа не регламентируются, зависят от желания и вкуса дамы, ее стиля.
Универсальная модель шапки-кубанки не привязана к возрасту ее обладательницы, она одинаково хорошо подходит молоденьким девушкам и зрелым дамам. Различие может быть в аксессуарах, основной одежде. Если традиционные кубанки возраста не имеют, то вязаные, шитые следует подбирать более тщательно и придирчиво.
Желательно не носить кубанку, особенно из норки, с дутыми курточками, непромокаемыми плащами, одеждой из тонких тканей. Шапки это все же солидные и требуют солидного соседства. Зато обувь может быть практически любой – изящные кожаные сапожки, коротенькие или высокие до колена, грубоватые ботинки с меховым манжетом или без такового, даже ботильоны в зимнем исполнении.
Женская шапка-кубанка не просто зимняя блажь – это важный элемент гардероба, рассчитанный на холодную, ветреную, снежную зиму. Даже в лютые холода, в мороз и снегопад в такой шапочке можно выглядеть стильно, модно и всегда молодо.
Что такое шапка кубанка?
Многие дамы испытывают неприязнь к шапкам, и даже в морозы спасаются одним капюшоном. Выбрать подходящий головной убор непросто. Рекомендуется обратить внимание на кубанку, которая подойдёт практически любой женщине. Это тёплый и стильный аксессуар с богатой историей.
Что за шапка кубанка?
Кубанка – это укороченный вариант папахи, который имеет цилиндрическую форму. Основа и одновременно подкладка выполнена из трикотажа. Также конструкция шапки подразумевает меховой ободок. Дно у головного убора плоское. Казаки обрабатывали его бархатом, но современные дизайнеры используют для этого мех.
Для кубанки применяются натуральные меха. Головной убор из норки, песца, енота способен согреть самой холодной зимой. Для северного народа этот критерий имеет большое значение. Встречаются варианты из искусственного меха. Некоторые носят связанную шерстяную шапку.
Откуда он появилась?
Шапка-кубанка появилась благодаря папахе, которая была популярная среди кавказцев в XV–XVI веке. Благодаря этому на Кубане и стали носить такие головные уборы. Папаха была довольно неудобной для казаков. Она постоянно падала при верховой езде, поэтому стала ниже. Но её форма (цилиндр) сохранилась.
Кубанку мужчины носили в зимнее время. Это был отличный вариант как для повседневной жизни, так и на праздник. В 80-е годы ХХ века шапку начали носить женщины. В то время она была на пике популярности, о ней мечтали все модницы. Изделие изготавливали из каракуля, ворс был коротким. Для дам выпускали головные уборы с длинным ворсом.
Важно! Сейчас кубанки вновь обрели популярность. Вариаций достаточно много, каждый сумеет подобрать оптимальный вариант для себя.
Что за крест у неё на «макушке»?
Крест на макушке не несёт никакого тайного смысла. Эта отметина связана с нюансами покроя. Традиционно кубанка сшивалась из четырёх частей. Дальше в них помещался галун. Эта особенность шитья соблюдается и в современном дизайне, поэтому если приобрести модель без креста, то это будет не кубанка. Линии на донце обычно выполнены в белых тонах. Только оттенок верха имел значение.
Особенности цвета верха:
синий – использовался тверскими казаками;
красный – характерный для донских казаков;
жёлтый – применялся астраханцами.
Важно! На территории современной России насчитывается больше 20 казачьих войск. Они представляют собой один союз, но имеют разные порядки, традиции, обряды.
Современное значение кубанки
Традиционный головной убор кубанских казаков в современном обществе перестал быть частью повседневного образа. Шапку надевают только в особых праздничных случаях. Современные казаки помнят традиции своего народа, поэтому значение кубанки не забыто.
Раньше традиционную шапку имели право носить только те, кто её заслужил. Это был знак отличия, который получали те, кто был лучшим по итогу испытаний. Получить головной убор было большой честью, поэтому такой головной убор берегли и чтили.
В современном обществе многие дизайнеры взяли необычный крой за основу и стали выпускать модели в казацком стиле. Теперь модницы и модники имеют возможность согреться зимой тёплой и стильной меховой шапкой, дизайну которой они обязаны кубанским казакам.
С чем её носят модницы?
На подиумах девушки демонстрируют кубанку в сочетании с коктейльными платьями и даже лёгкими летними сарафанами. Но шапка предназначена для холодной погоды, поэтому такие образы совсем непрактичные.
Образы с шапкой-кубанкой:
жилетки из меха;
пальто с меховыми элементами, размещёнными по горизонтали;
пальто без меха, подчёркивающее талию;
укороченные куртки и длинные зимние юбки;
шубы (расцветка должна подходить под головной убор).
При создании образа нужно опираться на элегантность. Стиль должен быть аристократическим, женственным, парящим. Изделие совсем не подходит под модные пуховики и дутые куртки в спортивном стиле.
Кубанка подходит практически всем. Лучше всего такая шапка смотрится на дамах с аристократическими чертами лица. Круглолицые девушки также могут приобрести такой головной убор, но здесь важно правильно подобрать цвет. Нужно сместить акцент с нижней части лица, которая выглядит более массивной. Девушкам с бледным цветом кожи рекомендуется обратить внимание на высокие шапки, которые позволят зрительно вытянуть лицо.
Кубанка – предмет казачьей гордости и достоинства
Для казачьих войск, особенного Кубанского и Терского, кубанка – не просто шапка, а важный форменный головной убор, прочно закрепившийся в казачьей культуре. Это название она получила еще во время Первой мировой войны, сохранив его по сегодняшний день.
Кубанка – низкая папаха, изготавливаемая из выделанных шкурок смушки, каракуля, мерлушки, дополненная оригинальным цветным верхом из кожи или сукна. В некоторых северных регионах принято шить кубанки исключительно из волчьих шкур.
Когда-то в военное время казаки примеряли шапки только из волка, медведя и барана, потому что мех этих животных обладает специфическими свойствами, смягчающими удары шашки. А зачастую шапки дополнялись еще и металлическим каркасом для прочности.
Как и когда появилась кубанка?
Время идет, вместе с ним не стоит на месте и мода, в том числе мода на шапки. Когда-то в 15-16 веках среди жителей Карачаево-Черкессии были популярны лохматые папахи, высотой в две головы. У них не было верха, и использовались они для праздничного убранства.
Позже папахи перекочевали к казакам, претерпев значительные изменения. Они стали меньше, короче и даже обрели собственное название «кубанки». Изменения во внешнем виде папахи происходили вовсе не от того, что казакам хотелось провести отличия. В высоких шапках было неудобно пробираться сквозь леса и заросли, а каких усилий стоило удержать их на голове на скаку, да еще и при ветре.
К сожалению, описания первых казачьих головных уборов, дошедшие до наших дней, скудные. Представления о них складываются из отдельных рассказов известных мыслителей, писателей, летописцев и философов.
Почему через центр кубанки проходят две линии, образующие крест?
Пересекающиеся линии на казачьем головном уборе не имеют сакрального смысла, они напрямую связаны с особенностями кроя шапки. Если купить кубанку без полос – это уже не кубанка, ведь издавна донце настоящей казачьей шапки сшивалось из четырех частей, в которые помещался галун. Традиция жива и по сегодняшний день.
Обычно линии на донце кубанки белого цвета вне зависимости от особенностей пошива конкретного изделия. Большое значение имеет лишь цвет верха:
У терских казаков верх шапки синего цвета, как и вставки на парадной одежде.
У донских казаков принято использовать красные цвета.
А у астраханцев донце шапки отличается ярким желтым цветом.
На сегодняшний день насчитывается порядка 20 отдельных казачьих войск на территории России. Все они объединены в союз, однако имеют свои традиции и устои.
Сегодня можно просто купить кубанку взамен старой, но раньше их теряли только с головой
Наверное, ни один головной убор не имел столь символического значения для казака и его семьи, как кубанка. Она олицетворяла защиту и покровительство, с ней шли в бой и назначали атаманов.
За отворот кубанки клали только самые ценные бумаги, туда вшивали иконки и записки с молитвами от детей. Даже голосование в казачьем кругу проходило шапками. Еще более значимым этого головной убор стал после того, как к нему стали крепить награды.
По внешнему виду кубанки можно было понять положение человека в обществе. Например, если папаха на голове казака поломана, он фактически был рабом. Если кубанку сбивали с головы, значит, вызывали на поединок.
Раньше с непокрытыми головами ходили только иногородние, гости и не казаки, а вот представители войска могли снимать кубанку только в трех случаях:
Кубанка играла важную роль на протяжении всей жизни казака:
Если парень хотел признаться девушке в любви, закидывал ей кубанку в окно, а если она оставляла её себе, значит, отвечала взаимностью.
Головной убор, заброшенный во двор, предупреждал о скором сватовстве.
Когда выбирали атамана, он надевал на себя особую шапку-трухменку, подтверждающую высокий статус, а остальные казаки снимали свои в знак уважения и признания. Трухменка изготавливалась из бараньей смушки, а свое название получила от одного из кавказских народов – трухменов. Кстати говоря, папаха получила свое название от народа, именующегося папагами.
Вернувшись с войны или службы, казаки забрасывали свои шапки в родовые реки, поклоняясь им и радуясь возвращению.
Кубанку убитого казака сослуживцы приносили домой и клали перед иконой, оказывая семье уважение. С тех пор родные убитого были под покровительством общины и Бога.
Если казак собирался жениться на вдове, то приносил к реке шапку погибшего мужа, пускал её по воде и просил прощения у товарища, приговаривая о чистоте своих помыслов.
Значение кубанки сегодня
Конечно, сегодня традиционный казачий головной убор перестал быть повседневной одеждой. Его одевают на праздники и в особых случаях. А многие традиции канули в лету, став интересными историями для подрастающего поколения. Но ничто не забыто. Современные казаки чтят и уважают память предшественников.
Для казаков кубанка – знак отличия. Её удостаиваются лишь самые лучшие, те, кто обладает высокими физическими, моральными, духовными и профессиональными качествами. Ради нее даже проходят испытания, демонстрируя себя и свои возможности.
Кубанка – великая честь и большая ответственность перед общиной, семьей, страной и народом. Как и прежде, её нужно оберегать, как собственную жизнь.
Испытание на право ношения кубанки
Испытание на право ношения кубанки проводят для молодых парней во многих общинах. Оно состоит из нескольких этапов, рассчитанных на проверку как теоритической и физической подготовки, так и на способность работать в команде.
Одно из основных испытаний – марш-бросок на 5-7 км с преодолением препятствий. Важно, чтобы группа смогла сплотиться и дойти до финиша в прежнем составе. Кроме того, молодые казаки соревнуются в силовых упражнениях и рукопашном бою. Во время схватки не достаточно просто устоять на ногах или увернуться от удара, нужно активно вести бой, показывая свои навыки.
Испытания построены так, чтобы каждый кандидат мог показать силу характера, знания истории, топографии, оружия. Подводя итоги, совет решает, кто достоин носить кубанку, и в торжественной обстановке награждает казаков.
Подробный мастер-класс по вязанию шапки-кубанки крючком и спицами
Кубанка представляет собой головной убор в виде невысокой папахи. Раньше его носили кубанские казаки, в результате чего шапка и получила такое название. Сегодня вязаные варианты таких шапочек популярны среди женщин. Их геометризованная форма придает образу изюминку, а затейливое оформление позволяет получить эксклюзивную вещь. Можно самостоятельно связать крючком или спицами шапку-кубанку. Подробное описание и схемы вязания помогут в этом.
Схема вязания спицами
Шапки-кубанки состоят из плоского донца и основной части, которая в развернутом виде представляет собой ровное полотно прямоугольной формы. Вязать их можно как вкруговую, так и обратно-поворотными рядами. Чаще всего начинают работу снизу, хотя можно двигаться и от центра верхней детали.
Донце необязательно должно иметь форму плоского диска, можно сделать его и несколько выпуклым.
Что касается основной части шапки, то ее вывязывают или обычным способом, продольно, или же в виде поперечной полосы, которую потом сшивают сзади, сомкнув в кольцо, а петли для донышка набирают из ее боковой кромки. Такая вариативность позволяет создавать абсолютно разные шапки, используя одну и ту же вязку.
Для работы используется шерстяная либо комбинированная пряжа. Она может быть однотонной, меланжированой, с градиентом, ровной, пушистой, имитирующей мех или создающей рельефность. Спицы подбираются под толщину выбранных ниток. Чулочными они будут или круговыми — это зависит от личных предпочтений мастерицы.
Для вязания основной части кубанки используются, как правило, узоры со всевозможными жгутами. Но вязать можно также гладью, платочной вязкой или мелким плоским узором. Такой подход применяют, когда сама пряжа создает рельеф или же он получается за счет последующей отделки, а также при вязании донца шапочки.
Косы, плетенки, протяжки и другие элементы узора могут располагаться параллельными столбцами. Так получается при вязании изделия от низа. Или же их вывязывают поперек, тогда они огибают шапку по кругу. Это достигается за счет бокового вязания, когда провязывают полосу, равную по длине обхвату головы. В этом случае высота основной части шапочки является шириной рабочего полотна.
Часто можно встретить кубанки, выполненные узором «Ромбы», в котором рельеф создается за счет перекрещивания петель. Вяжется он по такой схеме:
1-й р. — 5 изнаночных, 3 петли перебросить на запасную спицу и оставить их позади работы, 2 лицевые, 3 петли с запасной спицы вывязать лицевыми, 5 изнаночных;
2-й р., как и каждый нечетный — по рисунку;
3-й р. — 4 изн., перекрест петель вправо, который выполняется так: 1 п. оставить за работой, 2 следующие связать лицевыми, оставленную не провязанной петлю провязать лицевой, после вяжут 1 лицевую и выполняют перекрест влево (2 п. снять на запасную спицу и оставить перед работой, 1 лицевая, 2 п. с дополнительной спицы связать лицевой), 4 изнаночные;
5-й р. — 3 изнаночные, перекрест петель вправо, лицевая, изнаночная, лицевая, перекрест петелек влево, 3 изнаночн.;
9-й р. — изнаночная, перекрещивание вправо, 7 петель, чередуя по одной лицевые и изнаночные (начинать и заканчивать лицевой петелькой), перекрещивание влево, 1 изнаночная;
11-й р. — 1 изнаночн., перекрест влево, трижды провязать 1 изнаночную и 1 лицевую, чередуя их, потом сделать 1 изнаночн., перекрест вправо, 1 изнаночную;
13-й р. — 2 инаночн., перекрещивание влево, дважды вывязать 1 изнан. и 1 лицев., а затем 1 изнан., перекрещивание вправо, 2 изн.;
Для высоты кубанки одного такого ромбика будет мало, поэтому лучше начать вязание с тринадцатого или пятнадцатого ряда. Дойдя до 18-го, надо провязать узор полностью с первого по 20-й ряды, а потом повторить с третьего рядка по пятый или по седьмой. Чтобы точно определить повторы, нужно провязать образец на высоту одного ромба и сравнить его с требуемой высотой шапочки. Недостающие рядки можно вывязать и какой-нибудь другой вязкой. Она может идти только поверху или же повторяться в рядках перед ромбиком и после него.
В узоре «Диагональные полосы» также используются перекрещивания. В каждом таком элементе задействовано 6 петель, первые 3 из которых нужно снимать и оставлять перед работой, провязывая последующие 3 п. лицевыми, а потом уже вязать лицевыми ранее снятые 3 шт. Схема узора:
1-й р. — 36 лицевых;
2-й р., как и все остальные четные — изнаночными;
3-й р. — 6 петель с перекрестом, как описано выше, 6 лицевых;
5-й р. — 3 лицевые в начале, остальную часть ряда провязывают, чередуя перекрест из 6 петель и 6 лиц., последние 3 п. вяжут лицевыми;
7-й р. — 6 лицев., 6 лицевых с перекрещиванием;
9-й р. — 9 лиц., остальные петельки прорабатывают, последовательно выполняя 6 п. с перекрестом и 6 простых лицевых, 9 п. в конце вяжут лицевыми;
11-й р. — повторяет третий рядок и т. д.
Этот мотив больше подойдет для бокового вязания шапки. Указанных в схеме 36 петель не хватит по высоте. Недостающую часть компенсируют вывязыванием ободка. Его можно выполнить платочной вязкой или мелким узором вроде риса.
Резинка с обвитыми петлями
Довольно рельефным полотно получается и без перекрещиваний, если использовать толстую пряжу и узор с обвитыми петлями. Его основой является простая резинка 1 на 1. Обвивать рабочей ниткой нужно группу из 3 петель дважды. Располагаются обвитые элементы в шахматном порядке.
Чтобы выполнить обвитие, нужно сначала провязать петли по рисунку и перевести рабочую нить на лицевую сторону полотна. После этого следует перекинуть 3 провязанные петельки на левую спицу, протянуть рабочую нить перед ними и расположить ее позади работы. Теперь эти же 3 петли снова перебрасываются на правую спицу, а нитка опять размещается перед вязанием. Получился один виток. Точно так же эти 3 петельки нужно обвить нитью еще раз, но оставить ее позади работы.
Эта вязка очень простая, нужно только освоить технику обвития. Выполняют узор по такому принципу:
1-й р. — 1 лицевая, 1 изнаночная;
2-й р. и каждый четный — по рисунку;
3-й р. — 1 лиц, 1 изн, следующие 3 п. провязываются по рисунку, затем дважды обвиваются ниткой, 1 изнаночная, опять выполняется обвитый элемент;
5-й р. — обвитый элемент, изнаночная;
7-й р. — повторяет третий рядок.
Пошаговая инструкция
Шапка-кубанка спицами для женщин с описанием, изложенным ниже, рассчитана на 56-й размер. Для вязания понадобится 100 г шерсти в две нити. Порядок выполнения работы:
Вяжем два образца — один резинкой, второй основной вязкой. Рассчитываем число петель для набора по первому из них. Также определяем разницу в плотности узоров.
Набираем на круговые спицы № 4 105 петель плюс одна добавочная, которую протягиваем в первую, замыкая круг.
Вяжем 6 рядов простой резинки, чередуя изнаночные с лицевыми.
Переходим на основной узор. Если он стягивает вязание, добираем нужное число петель, ориентируясь на провязанный образец. Вывязываем полотно на высоту 14 см (с учетом резинки).
Теперь нужно сделать валик, который будет фиксировать форму кубанки. Для этого провязываем гладью из лицевых петель 8 рядков и перегибаем этот участок продольно пополам. Изнанка должна быть внутри. Наша цель — соединить первый и последний ряды глади. Для этого из самого нижнего ряда будущего валика подхватывает продольную протяжку, образующую изнаночную петлю, и надеваем ее на левую спицу. Теперь нужно провязать вместе лицевой эту поднятую петельку и первую из текущего ряда. После поднимаем очередную петлю снизу и вновь выполняем 2 вместе лицевой и так весь ряд.
Если такой способ получения валика окажется слишком проблематичным, можно провязать еще 2 рядка лицевыми, а валик подшить при помощи иглы, отступив от открытых петелек на 2 рядка вниз, чтобы потом было удобно продолжить вязание. Оставлять эту работу на потом не рекомендуется во избежание стягивания полотна.
Если валик выполнялся спицами, после него следует связать 2 ряда лицевыми. Потом можно переходить к формированию донышка.
Будем делать сокращения через ряд. Все петельки делим на 7 одинаковых частей, по 15 п. в каждой. В начале каждой части провязываем две вместе лицевой. Остальные 13 п. вяжем лицевой гладью. Потом опять выполняем сокращение и т. д. За 1 круг число петель уменьшится на 7 шт. и останется в работе 98 п. Новый виток выполняется без убавок. В следующем опять сокращаем по одной петельке в начале каждой из 7 частей. Так действуем, пока не останется всего 14 петелек.
Рабочую нить отрезаем и продеваем ее край в иглу. Открытые петли переносим на иголку, протягиваем нитку, закрепляем потуже и прячем хвостик.
Шапку можно считать оконченной. Если требуется, ее можно утеплить. Для этого по кромке набираем начальное количество петель и вяжем гладью на нужную высоту. Все петли закрываем и подшиваем свободный край к валику.
Вязаные кубанки спицами можно начинать и от центра донца. Для этого делают из нитки виток и набирают вокруг него 7 петелек. Далее чулочными спицами вяжут по кругу, делая прибавки такими же клиньями, как и убавления, описанные выше — в начале каждого клинышка по 1 п. через ряд. Довязав донце до нужного диаметра (для рассмотренного примера это будет 18 см), дальше вяжут без убавлений. Валик выполняется по такому же принципу. Можно сделать еще один перед резинкой. Провязав последнюю, петельки закрывают эластичным способом. Нить на макушке затягивают.
Не составит труда вывязать шапочку «кубанку» крючком. Схема выполнения работы предельно проста:
Из толстой пряжи крючком № 5 делаем 3 воздушные и замыкаем их в кольцо.
Для перехода на новый ряд каждый раз делаем 2 воздушные. Донышко вяжем столбиками. В первом ряду провязываем их по два в каждую петельку.
Дальнейшие прибавления совершаем по нарастающей. Сначала провязываем по два столбика в каждую вторую петельку, в следующем круге — в каждую третью и т. д. Если есть желание сделать макушечную часть более округлой, то прибавления следует выполнять через один рядок. Когда диаметр донышка будет составлять 18 см, прибавлений больше не делаем.
Основную часть шапки вяжем, чередуя рядок столбиков без накида с рядом, в котором вывязывается попеременно 1 пышный полустолбик и 1 простой полустолбик.
Эта вязка позволяет получить узор с шишечками. Выполняется он так: 2 воздушные в начале ряда закрепляем полустолбиком. Делаем накид и вводим крючок в полученный воздушный мостик, вытягивая удлиненную петлю, опять делаем накид и вытягиваем новую длинную петельку из того же места. Так повторяем до 5−7 раз. Теперь одним движением провязываем все петельки, очутившиеся на крючке. После 2 п. предыдущего ряда пропускаем, а в третью вяжем полустолбик. Опять делаем пышный столбик, вводя крючок в промежуток между полустолбиком и выполненным ранее пышным элементом.
Таким узором вяжем, пока не получим нужную высоту (14 см). Обрезаем и закрепляем нить. Шапка готова.
Может оказаться, что кубанка недостаточно плотно прилегает по низу. Чтобы избежать этого, последние 6 рядков провязывают с сокращениями. Для этого в первом ряду через одинаковые интервалы пропускают по 1 столбику 6−8 раз. Следующие два рядка вяжут без убавлений, а в четвертом выполняют такие же сокращения. В последних двух рядах убавления не нужны.
Как украсить готовое изделие
Связанную без затей шапочку можно превратить в настоящий шедевр. Для отделки кубанок мастерицы используют бусины, камешки, ленты, вывязанные крючком цветы. Нередко готовые шапочки покрывают вышивкой, применяя различные техники. Интересно смотрятся модели с накладными косами. Для их изготовления вывязывают спицами длинные ленты до десяти петель в ширину, которые потом перевивают по три или по пять штук. Еще один вариант отделки — использование шнуров, связанных крючком из воздушных петель. Их выкладывают затейливыми узорами и пришивают к вязаному полотну — просто и очень красиво.
Что такое шапка кубанка
И для горца, и для казака папаха — это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.
Не просто шапка
Папаха — это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: «Если голова цела, на ней должна быть папаха», «Папаху носят не для тепла, а для чести», «Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой». У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи — это шашка и папаха.
Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе — практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение — когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама «воспитывает» человека, заставляя его «не гнуть спины». В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход.
Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.
Забавный факт: Известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.
Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: «Махмуд на месте, можем начинать».
Виды папах
Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах. До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар.. Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра.
С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий — черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.
Донские папахи — с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.
Кубанка, клобук, трухменка
Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод — шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.
Папаха с тумаком
Все мы знаем выражение: «Надавать тумаков». Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, «надавать тумаков» неприятелю.
Каракуль
Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют «бухарскими». Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка. Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.
Возвращение папахи
После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивалсись две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков — черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда. Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска. С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи вошли в моду у членов Политбюро.