Саржевое переплетение: что это такое, схема, подробное описание техники
Zolotayaigolka.ru

Рукодельный портал

Саржевое переплетение: что это такое, схема, подробное описание техники

Особенности саржевого переплетения

Все люди хотят, чтобы при покупке вещей, они прослужили долго и верно на протяжении многих лет. Качество любого изделия, зависит от типа плетения нитей в полотне. В этой статье рассказывается о том, что такое саржевое переплетение и где она используется.

Внешний вид

Что такое саржевое плетение ткани — это такой тип материала, в котором пряжа имеет особое сплетение ниток. Это один из самых популярных материалов.

Схема саржевого переплетения

В саржевой ткани есть особая черта, на ней присутствует диагональный узор из полос. Иногда такой метод плетения называют каперным. Рубец делается по ширине материала слева направо, иногда наоборот. Узор получается из-за повсеместного смещения пряжи относительно полотна. Так и образуется характерный каперный рельеф.

Обратите внимание! Саржевые ткани могут быть с гладкой или мелкоузорчатой стороной. Такие полотна изготавливаются гладкокрашеные, набивные, иногда бывают осветленные. Иногда нити комбинируют, образуя градиент. Получить такое полотно можно в процессе вышивания спицами.

Разновидности переплетения

Разновидность нитяных рисунков определяется видом саржевого сплетения ниток:

  • Классический вид. Угол рубца на правую часть, линии равные по ширине;
  • Обратный — отклонение рубца влево;
  • Тяжелая разновидность — есть несколько рельефов различной ширины. Свойства полотна при этом не изменяются;
  • Ломаная сетка может создать узор из различных направлений углов. Таким будет рисунок «елка». Ломаным методом в основном делают полотна из шерсти, кашемира, иногда из хлопка.
  • Усиленное плетение позволяет получить широкие диагонали.

Материалы отличаются по остроте угла рубца. Если основные и уточные нитки одинаковы, то выходит классический угол в 45 градусов.

Плетение елочка

Когда основа больше уток, угол получается шире, и наоборот. Саржевое плетение зависит и от свойств самих ниток. Если пряжа плотная и закрученная, узор получается более рельефным, а ткань грубой. За такой требуется определенный уход.

Чем хороша саржа

Популярность саржевого сплетения объясняется огромным количеством его положительных свойств. Любой материал, выполненный таким методом, независимо от используемого сырья, характеризуется рядом плюсов:

  • Обладает повышенной прочностью и стойкостью к разрыву;
  • На изделии не образуются катушки;
  • Полотно почти не мнется;
  • Отлично воспринимает разнообразные усиливающие пропитки: водонепроницаемые и прочие. Это хорошее свойство для материалов, которые используются для различной спецодежды;

Саржа на хлопковой основе

  • Ткань получается очень мягкой и блестящей, чем при полотняном переплетении;
  • Хорошо впитывает влагу и превращает ее в пар;
  • Изделия эластичны, не сковывают тело;
  • Двусторонние ткани приятны по ощущениям, в таких вещах приятно находиться;
  • Саржа легко драпируется;
  • Достаточно легкая в уходе;
  • Материал не вызывает аллергии;
  • Полотно не накапливает статическое электричество;
  • Циркулирует воздух и хорошо держит тепло;
  • Низкая цена, большой выбор цветов и узоров.

Материал почти не имеет минусов, кроме одного. После первой стирки, всегда есть небольшая усадка, особенного на хлопковой основе полотна. С этим нельзя никак бороться. Поэтому, при покупке нужно брать изделие так, чтобы оно немного свободно сидело на теле.

Обзор материй

Пряжа, применяемая для саржевого сплетения, оказывает одинаковое влияние на свойства готовой материи. Универсальность ткани заключается в применении различных волокно (искусственных и синтетических). Очень часто делают из нее ткань деним, она бывает:

  • Один из дешевых и тонких материалов Джин, производимый из некрученых пряжей, невысокой плотности;
  • Джинс. Качественный и плотный материал, уточные нити закручены. Последнее время в деним часто вносят эластан, чтобы он стал более эластичным;
  • Стрейч. Также есть теплые деним, с термо-материалом с внутренней части в качестве подклада;
  • Деним с спелетнием «елочкой» называется Ломаная саржа. Первые джинсы сделаны из него;
  • Один из дорогих и лучших тканей будет Деним и Селвидж. Из них делают куртки, пальто, костюмы.

Чтобы визуально понять, о чем говорится, необходимо посмотреть несколько мастер-классов о ткацких плетениях.

Материал Деним

Шерстяная саржа

В основном это достаточно плотные и тёплые ткани. Шерсть саржевого полотна используется для создания зимней одежды.

Какие ткани делаются из шерстяной саржи

  • Габардин — материал из шерсти овец мериноса. Из неё делают шубы, пальто, свитера. Используют как обивку для мебели. Она выглядит достаточно элегантно. Особенность такой ткани в наклоне рубца на внешней стороне в 60 градусов и блестящая изнанка;
  • Твид — из этой ткани делают шапки, костюмы и пальто. Производится из овечьей шерсти. Свойства ткани: держит тепло, не сминается, имеет красивый вид.

Из шерстяного полотна делают в основном костюмы, верхнюю одежду, головные уборы или демисезонные вещи.

Полушерстяная

Для саржевого сплетения применяются смеси нитей. Очень популярны полушерстяные ткани. В качестве основы применяется хлопчатобумажная пряжа, шерстяные нитки будут в роли утка. Из них делают чаще всего пальто и спец одежду для рабочих. Достаточно тяжело ухаживать, поэтому нужно соблюдать правила, прописанные на этикетке.

Натуральная шелковая саржа

Хлопковая

Чистые хлопчатобумажные ткани очень плотные. Такой материал называют суровым.

Одной из самых красивых и популярных в применении будут ткани деним с рисунком, они называются джинс. Для основы в полотне, берется окрашенная пряжа.

Шёлковая и полушёлковая

Из шёлковых саржевых тканей делают нежные и приятные на ощупь комплекты белья. Для полушёлковых тканей применяется шёлковое полотно и хлопковый уток.

Вискозная

Вискозная нить производится из целлюлозы. Тонкие вискозные ткани саржевого сплетения широко применяются в виде подкладок в шапках или верхней одежде. Из материала делаются многие вещи женского гардероба. Например, осенние платья или офисные костюмы.

Подкладочный материал

Как ухаживать за изделиями

Такое плетение достаточно прочное, но необходимо тщательно за ним ухаживать. Правила стирки зависят от состава материала. Если в нем находится шерсть, кашемир либо шёлк, то необходимо следовать правилам на этикетке изделия. Температура воды не должна быть выше 35 градусов, использовать только жидкие порошки, без отбеливателей, отжимать в машинке не разрешается.

В других вариантах, стирка разрешается при температуре до 60 градусов, в деликатном режиме. Материал усаживается немного после первой стирки. Высыхать желательно в горизонтальном положении, чтобы он не растягивался от веса воды. Стараться избегать попадания прямых солнечных лучей, во избежание выгорания.

Грубые и жестки ткани разрешается стирать при температуре 80 градусов и отжимать в машинке. Так как материал почти не мнётся, то гладить его нужно теплым утюгом с внутренней части.

Почти у всех людей есть ткани с саржевым плетением. Такие полотна применяются во многих элементах одежды. Тяжело представить современный гардероб без пальто и свитеров из денима. Экипировка также получается плотной и износостойкой. Саржевое полотно достаточно практичное и приятное в носке. Многие костюмы для разнорабочих, врачей или пожарных, делают с применением такого вида плетения.

Обратите внимание! Важно правильно ухаживать за изделиями, если с этим сложности, то лучше довериться химчистке.

Саржевое полотно очень популярно на данное время. Из него делают большинство зимних вещей, от головных уборов до свитеров и брюк. Она пользуется любовью, благодаря своей низкой цене и высоким свойствам. Но, как и любой материал, требует своего особенного ухода. Если его придерживаться, то изделия прослужат не один год.

Основные типы переплетений текстильных полотен.

Уже несколько раз в своих предыдущих статьях я употребляла словосочетание «переплетение нитей текстильного полотна».

Давайте сегодня немножко углубимся в эту тему, но совсем чуть-чуть. Не будем докапываться, до самого «дондышка», в подробности. Ведь мы же простые потребители и не собираемся учиться на ткачиху или сдавать экзамены в текстильный институт.

Итак, ткань – это текстильное полотно, изготовленное на ткацких станках путем переплетения нитей. Одни нити идут вдоль полотна и называются осно́вными – нить основы, другие поперек полотна и называются уто́чными – нить утка. Нити эти располагаются друг к другу перпендикулярно.

Лицевая и изнаночная сторона ткани при таком переплетении одинаковы и имеют ровную, матовую поверхность.

Полотняным переплетением выработаны: из хлопка – ситец, бязь, батист и др.; из льна – льняные полотна, парусина, бортовка и др.; из шелковых тканей крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон и др.; из шерстяные тканей – сукно, костюмно-плательные и др.

Саржевое переплетение.

Ткань — это текстильное изделие, изготовленное взаимным переплетением продольных (основы) и поперечных (утка) нитей в процессе ткачества. Сначала подготавливают нити основы и утка. Ткань вырабатывается на ткацком станке.

Потребительские свойства тканей зависят не только от сырьевого состава, но и от переплетения.

Переплетение — это порядок взаимного перекрытия нитей основы нитями утка.

Графическое изображение простых переплетений

Переплетение уточных нитей с основными

Места перекрещивания основы с утком называют перекрытием. На свойства ткани влияют длина и сдвиг перекрытия. В каждом ряду основные и уточные перекрытия расположены таким образом, что через какое-то число нитей порядок их расположения повторяется. Такой повторяющийся рисунок переплетения называется раппортом переплетения.

Переплетения подразделяют на четыре класса: простые (главные), мелкоузорчатые, крупноузорчатые (жаккардовые) и сложные.

Простые (главные) — это переплетения полотняное, саржевое, атласное (сатиновое). Полотняное переплетение — самое простое и распространенное, при котором лицевая сторона и изнанка ткани получаются одинаковыми. Полотняным переплетением вырабатывают бельевые, платьевые и другие ткани.

Читать еще:  Выкройка детских шорт для мальчика и для девочки на резинке, как сшить

Саржевое переплетение характеризуется наличием на ткани диагоналевых полос, идущих снизу вверх направо. Ткань саржевого переплетения более плотная и растяжимая. Применяют такое переплетение при выработке платьевых, костюмных и подкладочных тканей.

Атласное (сатиновое) переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, стойкую к истиранию. Лицевой застил может быть образован нитями основы (атласное) или утка (сатиновое переплетение).

Мелкоузорчатые переплетения — самые разнообразные и построены путем видоизменения простых переплетений (репсы, рогожки, ломаная саржа, диагоналевое и др.) или комбинации элементов простых или видоизмененных.

Крупноузорчатые переплетения (жаккардовые) характеризуются большими раппортами и многообразием ткацких рисунков, влияют в основном на эстетические свойства тканей. Такими переплетениями вырабатывают мебельно-декоративные, платьевые ткани и др.

Сложные переплетения характеризуются наличием трех или четырех систем нитей, например, двух систем нитей основы и одной или двух — утка (в первом случае — это ткани полутора, но втором — двухслойного переплетения). Так вырабатывают драпы, ворсовые ткани.

Ткань получают на ткацких станках в результате переплетения продольных нитей основы и поперечных нитей утка. Ткацкие переплетения, определяющие порядок взаимного расположения нитей основы и утка, подразделяются на че­тыре класса: простые, сложные, мелкоузорчатые и крупно­узорчатые (жаккардовые).

Простые переплетения отличаются гладкой поверхностью без узоров.

Полотняное переплетение имеет одинаковый рисунок на лицевой и изнаночной стороне.

Главные ткацкие переплетения:

1 — полотняное; 2 — саржевое; 3 — сатиновое; 4 — атласное

Ткани отличаются повышенной плотностью, жесткостью и прочностью.

Саржевое переплетение имеет на лицевой поверхности рельефные рубчики, направленные снизу слева вверх на­право под углом, величина которого зависит от соотношения количества нитей по основе и утку. Ткани саржевого переплетения по прочности уступают тканям полотняно­го переплетения, но превосходят их по мягкости.

Атласные переплетения получают путем перекрытия одной нитью основы четырех нитей утка (атласное) и наоборот (сатиновое). В атласном переплетении на лицевой поверхности преобладают нити основы, а в сатиновом — нити утка. Ткани имеют гладкую блестящую поверхность и высокую стойкость к истиранию.

Мелкоузорчатые переплетения отличаются наличием мелкого рельефного рисунка на лицевой поверхности ткани (рис.).

Мелкоузорчатые ткацкие переплетения: 1 — рогожка; 2 — ломаная саржа

Подразделяются на производные от простых переплетений (репс, рогожка, ломаная саржа, диагоналевое и др.) и комбинированные, получаемые сочетанием простых переплетений (креповые, вафельные и т. д.).

Репс и рогожка являются производными от полотняного переплетения. В репсе переплетаются две нити основы и одна нить утка или наоборот. Рогожка получается в результате переплетения одинакового количества (две и более) нитей основы и утка. Производные от саржи получают путем изменения длины перекрытий (сложная саржа), направления саржевых полосок (ломаная и обратная саржа), сдвига перекрытий — диагоналевое переплетение, отличающееся тем, что угол наклона диагоналевых полос к линии утка больше, чем в сарже.

Креповые переплетения создают зернистую, шероховатую поверхность ткани. Вафельные переплетения в виде рельефных квадратов и других фигур повышают мягкость, рыхлость и водопоглощение ткани. Применяют для выработки столовых полотенец. Просвечивающиеся имеют просветы различных размеров, что повышает их проницаемость и позволяет использовать для получения летних тканей.

Сложные переплетения получают из трех и более систем нитей: две нити основы и две нити утка, две нити основы и три нити утка и наоборот. Наиболее распространенными являются полутора- и двухслойные ворсовые и ажурные переплетения.

Полутораслойные получают из трех систем нитей: одна нить основы и две нити утка и наоборот, двухслойные — из четырех, иногда из пяти, систем нитей. Ткани отличаются повышенной толщиной, плотностью и теплозащитностью. Ткацкий рисунок на лицевой и изнаночной стороне может быть одинаковым и различным. Применяют для получения драпов и других тканей для пошива зимней и демисезонной одежды.

Ворсовые переплетения состоят из трех систем нитей и применяют для получения на поверхности ткани ворсового разрезного или петельного покрова. С разрезным ворсом вы­рабатывают бархат, плюш, искусственный мех и вельвет, отличающиеся высокими показателями износоустойчивости и эстетических свойств. С петельным ворсом получают мах­ровые ткани и изделия из них: полотенца, халаты, простыни и т. п., хорошо впитывающие влагу.

Ажурные переплетения отличаются большим количе­ством сквозных пор и применяются для изготовления легкой одежды.

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения создают на базе простых, сложных и мелкоузорчатых переплетений.

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения

Атласное переплетение — характеризуется разницей в длине перекрытия основы и утка, лицевой застил образован нитями основы (до четырех и более). Лицевая сторона тканей приобретает гладкость и повышенный блеск.

Ворсовое переплетение — применяется для выработки тканей с разрезным или петельным ворсом, для чего в структуру вводится третья нить — ворсовая основа или уток. Вырабатывают бархат, вельвет, плюш.

Двухслойные переплетения — состоят из четырех, (иногда пяти) систем, в которых две основы располагаются одна над другой, переплетаются утком и связываются между собой одним из утков. Они могут быть одно лицевые (с одинаковыми лицом и изнанкой) и двухлицевые (различным лицом и изнанкой).

Диагоналевое переплетение — образует на поверхности ткани выпуклые рельефные полосы, расположенные наклонно к нитям основы. Угол наклона этих полос обычно меньше или больше (в зависимости от плотности нитей по основе и утку) угла наклона саржевых полос в тканях саржевого переплетения. Применяют для выработки толстых, тяжелых тканей.

Длина перекрытия — характеризует величину одновременного перекрытия нитей, обозначается количеством перекрываемых нитей.

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения — выполняются на ткацких станках с прибором Жаккарда, дающим возможность перекрытия нитей основы с утком в любом сочетании, вследствие чего обеспечивается возможность получения крупных ткацких узоров (геометрических узоров, цветочных орнаментов и др.).

Ломаная саржа — производное саржевого переплетения, строится на базе простой, усиленной или сложной саржи с изменением направления диагоналей через произвольное число нитей. Ткани с переплетением ломаной саржи имеют на поверхности рисунок в виде “елочки”.

Мелкоузорчатые переплетения — представляют собой производные от главных (полотняное, саржевое, атласное) или их комбинации, в результате создают на ткани мелкий ткацкий рисунок: рубчики, клетку и др.

Многослойные переплетения — состоят из более четырех систем. Применяются для выработки технических тканей.

Перевивочное переплетение — получают из двух основ — коренной и перевивочной. В процессе ткачества нити перевивочной основы при помощи специального приспособления пересекают соседние нити коренной основы и обвивают друг друга.

Переплетение — порядок взаимного расположения нитей в тканях, трикотаже, гардинно-тюлевых изделиях, определяющий их структуру, внешний вид и свойства.

Петельное (махровое) переплетение — характеризуется наличием на поверхности ткани петель (иногда их разрезают). Таким переплетением вырабатывают ткани для халатов, полотенец.

Пикейное переплетение — разновидность двухслойных переплетений, на лицевой поверхности которого образуется ткацкий рисунок в виде продольных и поперечных рубчиков, выпуклых клеток, ромбиков и т. д. Используют для выработки сорочек, детской одежды, воротников.

Полотняное переплетение — переплетение, при котором нити основы и утка поочередно покрывают друг друга по типу шахматной доски, что обеспечивает наиболее жесткую по структуре связь текстильных нитей основы и утка и увеличение прочности на разрыв.

Полутораслойные переплетения — состоят из трех систем нитей, в которой две нити основы переплетаются с нитью утка или одна основа — с двумя утками.

Раппорт переплетения — законченная часть рисунка переплетения ткани, при повторении которой получается непрерывный рисунок.

Репсовое переплетение — получается при удлинении перекрытий полотняного переплетения в направлении основы или утка. При удлинении перекрытий в направлении основы получают основный (поперечный) репс. При этом нити основы изгибаются, а нити утка почти прямолинейны, в результате на поверхности ткани образуются поперечные рубчики. При удлинении перекрытий в направлении утка получают уточный (продольный) репс, т. е. на поверхности ткани получаются продольные рубчики. Лицевая и изнаночная стороны тканей репсового переплетения одинаковы.

Рисунок переплетения — графическое изображение переплетения нитей в ткани, которое выполняется на клетчатой бумаге в прямоугольной системе координат. Основные перекрытия на рисунке обозначают закрашенными клетками, уточные — незакрашенными.

Рогожка или шашечное переплетение — характеризуется тем, что вместо одной нити основы располагаются две или три рядом лежащие нити, выступающие в переплетении за одну нить. Поверхность ткани оказывается покрытой более или менее крупными квадратиками, величина которых определяется числом нитей, образующих рисунок.

Саржевое переплетение — характеризуется тем, что основные и уточные переплетения располагаются со сдвигом в одну сторону на одну нить. В результате на ткани образуются косые (саржевые) полосы, идущие под некоторым углом снизу вверх. Направление сдвига перекрытий может быть слева направо и справа налево.

Сатиновое переплетение — в отличие от атласного имеет на лицевой стороне ткани застил из нитей утка.

Сдвиг переплетения — характеризует величину смещения (сдвига) каждого последующего перекрытия по отношению к перекрытию предшествующей нити. Обозначают цифрами (1, 2, З и т. д.), которые показывают, на сколько нитей смещается последующее перекрытие относительно предыдущего.

Читать еще:  Покрывало своими руками на кровать: как сшить, пошаговая инструкция

Сложная саржа — характеризуется комбинацией переплетений простой и усиленной саржи. В рисунке ее переплетения имеются рубчики разной ширины.

Сложные переплетения — характеризуются тем, что в образовании ткани участвуют две или более нитей основ или утка, т. е. вводятся лицевые, подкладочные, ворсовые нити и т. д. К сложным переплетениям относятся полутора- и двухслойные, многослойные, ворсовые, и перевивочные. Ткани таких переплетений имеют большую толщину, значительную поверхностную плотность.

Ткацкий рисунок — рисунок, который получается на поверхности ткани в результате переплетения нитей на ткацком станке.

Усиленная саржа — характеризуется увеличением длины перекрытий, числа нитей в раппорте (отсутствуют одиночные), саржевые полосы шире, рисунок переплетения четче.

§ 2. Саржевое, сатиновое и атласное ткацкие переплетения. Дефекты тканей

Повторяющийся рисунок переплетения в ткани называется раппбрт. Раппорт определяется числом входящих в него нитей. Различают раппорт по основе R0 и раппорт по утку Ry. Переплетение характеризуется также сдвигом — числом, показывающим, на сколько нитей удалено перекрытие последующей нити от предыдущей. Различают вертикальный сдвиг — между рядом расположенными основными нитями и горизонтальный сдвиг — между рядом расположенными уточными нитями.

К простым переплетениям относятся: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное.

Признаки образования ткацкого саржевого переплетения

  1. Минимальное число нитей в раппорте — три.
  2. Ткацкий рисунок сдвигается на одну нить при каждом следующем прокладывании уточной нити.

Ткани саржевого переплетения (рис. 5) отличают характерные узкие косые полосы (подкладочная саржа, шотландка и др.). На лицевой стороне ткани косые полосы более выпуклые. Если смотреть на ткань по направлению нити основы, они идут снизу вверх и слева направо.

Рис. 5. Саржевое переплетение

Такие ткани отличаются большим скольжением. Поэтому при раскрое необходимо следить, чтобы не было перекоса ткани при настиле.

Признаки образования ткацкого сатинового и атласного переплетений

  1. Минимальное число нитей в раппорте — пять.
  2. Ткацкий рисунок сдвигается в каждом горизонтальном ряду на две нити.

У тканей, выработанных сатиновым и атласным переплетениями, лицевая сторона гладкая и блестящая из-за редкого переплетения нитей основы и утка и резко отличается от изнаночной.

Если лицевая сторона ткани выработана из нитей утка, ткань называют сатином, а переплетение — сатиновым (рис. 6).

Рис. б. Сатиновое переплетение

Если лицевая сторона ткани образована из нитей основы, ткань называют атласом, а переплетение — атласным (рис. 7). Атласным переплетением получают некоторые хлопчатобумажные, льняные и шелковые ткани.

Рис. 7. Атласное переплетение

Ткани сатинового и атласного переплетений имеют следующие достоинства и недостатки.

Достоинства:

  • блестящая поверхность;
  • красивый внешний вид.

Недостатки:

  • сильная осыпаемость;
  • скольжение при пастиле и пошиве, из-за которого может возникнуть перекос ткани.

Дефекты ткани

Перед раскроем ткань просматривают по всей длине и ширине для того, чтобы определить, нет ли на ней ткацких дефектов, т. с. недостатков, повреждений. Эти дефекты появляются при обрыве нитей и разладке механизмов ткацкого станка.

Ткацкие дефекты портят внешний вид готового изделия, поэтому при раскрое необходимо их выявить, учесть и обойти. Для этого обнаруженные дефекты обводят мелом или ниткой, контрастной по цвету к ткани.

К основным ткацким дефектам относятся следующие. Утолщение нити — нити основы или утка более плотные, чем остальные нити ткани (рис. 8).

Рис. 8. Утолщение нити

Нарушение целостности ткани — нити основы или утка разрушены, т. е. образовались дыры (рис. 9).

Рис. 9. Нарушение целостности ткани

При нанесении рисунка на ткань печатным способом могут возникать дефекты печати. Причины дефектов различны: повреждение печатного вала машины, загрязненность красителя, плохая подготовка ткани к печатанию.

Различают дефекты печати местные, имеющиеся на ограниченном участке ткани, и распространенные, расположенные по всей длине ткани.

Пепропечатанные места — это участки с отсутствием или нечетким изображением рисунка (рис. 10).

Рис. 10. Непропечатанные места

Засечка — полоса ткани без рисунка. Она получается при печатании из-за образования складки во время нанесения рисунка (рис. 11).

Перекос рисунка — дефект в виде перекоса нитей утка по отношению к кромке, возникающий при неравномерном натяжении ткани во время печатания. Хорошо заметны в тканях перекосы полосок и клеток (рис. 12).

Рис. 12. Перекос рисунка

Практическая работа № 2

Выполнение из бумаги макетов саржевого, сатинового и атласного переплетений

Материалы и инструменты: линейка, карандаш, бумага, ножницы, клей, учебник, рабочая тетрадь.

Выполнение макета саржевого переплетения

  1. Вырежи из бумаги два квадрата размером 14×14 см.
  2. Разметь квадраты вертикальными линиями через 1 см.
  3. На одном квадрате проведи дополнительную горизонтальную линию, отступив от края 1 см. Разрежь квадрат на полоски до намеченной горизонтальной линии.
  4. Второй квадрат разрежь на полоски по намеченным вертикальным линиям.
  5. Переплети полоски, как показано на рисунке 13.

Рис. 13. Макет саржевого переплетения

Выполнение макета сатинового переплетения

1—4 пункты — смотри описание выполнения макета саржевого переплетения. 5.

Переплети полоски, как показано на рисунке 14.

Рис. 14. Макет сатинового переплетения

Выполнение макета атласного переплетения

1—4 пункты — смотри описание выполнения макета саржевого переплетения.

5. Переплети полоски, как показано на рисунке 15.

Рис. 15. Макет атласного переплетения

Готовые макеты переплетений приклей в рабочую тетрадь.

Новые слова и понятия

Раппорт, саржевое переплетение, сатиновое переплетение, атласное переплетение, ткацкие дефекты, дефекты печати.

Саржевое переплетение: что это такое, схема, подробное описание техники

Переплетения тканей: от вида переплетения нитей основы и утка зависит характер и рисунок лицевой поверхности ткани.

Виды ткацких переплетений.

В зависимости от сложности ткацкие переплетения делятся:

1. Простые (гладкие)
2. Мелкоузорчатые
3. Сложные
4. Крупноузорчатые

Простые (гладкие) ткацкие переплетения:

— полотняное
— саржевое
— атласно-сатиновое

Полотняное переплетение: основные и уточные нити чередуются через одну нить.


Схема полотняного переплетения.

Ткани полотняного переплетения имеют одинаковую поверхность.
Раппорт равен двум нитям.
Полотняное переплетение применяется для выработки:
Хлопчато-бумажных тканей: ситец, бязь, маркизет, батист.
Льняные ткани: бортовка, парусина.
Шелковые ткани: креп-дешин, креп-жоржет.
Шерстяные ткани: сукна и костюмные ткани.

Саржевое переплетение имеет отличительную особенность — «рубчик».


Схема саржевого переплетения.

На лицевой поверхности рубчик идет снизу вверх слева направо.
Характерные признаки: наименьшее число нитей в раппорте 3.
При прокладывании уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить.
Саржевое переплетение обозначается дробью: число основных перекрытий / число уточных перекрытий.
Саржа: 1/2, 1/3, 1/4 — уточная
Саржа: 2/1, 3/1, 4/1 — основная.
Саржевое переплетение обладает большей эластичностью, мягкостью, но меньшей плотностью, чем полотняное, т.к. перекрытия более удлиненные.

Атласное (сатиновое) переплетение
Ткани имеют на лицевой поверхности удлиненные перекрытия — поэтому лицевая поверхность гладкая и блестящая.

На поверхности сатина — уточные нити.

Схема сатинового переплетения.

На поверхности атласа — основные нити.

Схема атласного переплетения.

Раппорт не менее 5.
Сатиновым переплетением вырабатывают хлопчато-бумажную ткань — сатин.
У сатина высокая плотность по утку.
Атласным переплетением вырабатывают ткани:
Хлопчато-бумажные: сатин-дубль, ластик
Шелковые: креп-сатин, корсетные ткани, подкладочные.
У атласно-сатиновых тканей повышенное сопротивление к истиранию, но эти ткани очень сыпучи и скользят при раскрое.

Производные переплетения получаются путем усложнения или изменения простого переплетения.

Производные полотняного переплетения: репсовые переплетения и «рогожка».

Репсовое переплетение образуется путем удлинения основных или уточных нитей, т.е. основная нить может идти через 2-3 и более уточных нитей (или наоборотуточная нить может идти через 2-3 и более основных нитей). Репс бывает продольный или поперечный.


Схема продольного репсового переплетения.


Схема поперечного репсового переплетения.

«Рогожка» — двойное или или тройное полотняное переплетение.


Схема переплетения «рогожка».

Производные саржевого переплетения: усиленная саржа, сложная саржа, ломаная саржа.

Усиленная саржа отличается от простой саржи тем, что в ее переплетении нет одиночных перекрытий.
Плательные ткани: шотландка, кашемир (2/2)
Костюмные: бостон, шевиот (3/3)

Сложная саржа — чередование диагональных рубчиков.
Ломаная саржа («Ёлочка»)

Производные сатинового переплетения: усиленный сатин.

Комбинированные переплетения::
— креповые
— орнаментные
— рельефные
— ажурные

Орнаментные переплетения создают на поверхности ткани узоры в виде полосок, клеток и контуров.

Креповые переплетения. На лицевой поверхности разбросаны удлиненные перекрытия, которые придают мелкозернистый вид ткани.

Рельефные переплетения — образуют на ткани рисунок с выступающими нитями : вафельные ткани.

Просвечивающие переплетения придают ткани ажурный вид. Нить основы или утка сдвигается с образованием просвета.

Сложные переплетения образуются из трех и более систем нитей.
К сложным переплетениям относятся:
— двухлицевые
— двухслойные
— пике
— ворсовые
— петельные
— перевивочные

Двухлицевые и двухслойные применяются для байки и драпа.

Ворсовые переплетения Ткани ворсовых переплетений имеют разрезной вертикально стоящий ворс. Ворс может быть сплошным или рисунчатым.
Ворсовые перплетения образуются из трех систем нитей:
1 ворсовая
2-3 коренные
Хлопчатобумажные ворсовые ткани: вельвет, бархат
Шелковые: бархат, велюр, плюш, искусственный мех.

Петельные переплетения: мохровая ткань.

Крупноузорчатые переплетения Размеры и формы рисунка очень разнообразны.
Бывают:
— простые
— сложные.
Ткани с крупноузорчатыми переплетениями: покрывала, гобелена, скатерти, салфетки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector