Набивная ткань (трикотаж): что это такое, разновидности и особенности
Zolotayaigolka.ru

Рукодельный портал

Набивная ткань (трикотаж): что это такое, разновидности и особенности

Виды и применение набивных тканей

Выбирая текстиль для пошива тех или иных изделий, рукодельницы часто сталкиваются с определением «набивной» в описании. Термин широко употребляемый, но что он означает? Что представляет собой набивная ткань?

Этот способ окрашивания со временем перестал использоваться, а термин прижился.
Самый широкий ассортимент набивных тканей представлен хлопчатобумажным текстилем: как стопроцентным, так и с различными добавками. Чаще всего хб волокна смешивают с небольшим количеством синтетических для улучшения эксплуатационных характеристик, внешнего вида, снижения себестоимости. Хотя сам по себе хлопок относительно дешев в производстве, способы выработки текстиля (вид переплетения, способы отделки, обработки волокон) могут повышать стоимость материи весьма значительно. Для сравнения: ситец, деним и сатин – хлопковые ткани. Но разница в их цене очевидна.

Виды и назначение современных набивных тканей разнообразны. Они позволяют изготавливать огромный ассортимент изделий с рисунком – как одежды, так и постельного белья, домашнего текстиля, аксессуаров. А устойчивость рисунков позволяет изделиям долго сохранять привлекательный вид.

20 видов трикотажа

Кулирка или рибана? Футер или кашкорсе? Или вовсе бифлекс?

Да, как прочитаешь эти названия – становится весело :0) Понятно только одно – речь идет о трикотаже.

Давайте вместе с вами попробуем разобраться что к чему. Какая трикотажная ткань для чего предназначена, как выглядит. Расскажем вкратце о всех видах трикотажа, их свойствах и областях применения.

Подробнее же о том, что такое трикотаж в принципе, всё о его преимуществах и недостатках при носке и шитье мы писали здесь.

Кулирная гладь (супрем)

Это трикотаж с односторонней вязкой «косичек». В ширину тянется немного, в длину не тянется. Самый тонкий вид трикотажного полотна. Из него шьется легкая, невесомая одежда, футболки, топы, нижнее белье. 100% хлопок.

Футер

Это плотный трикотаж, где лицевая сторона – гладкая, а на изнаночной – теплый начес. Долговечен. Устойчив к катышкам. Не вытягивается. Хорошая воздухопроводность и отличная теплопроводимость. Часто используется для детской одежды. По составу 100% хлопок. Имеет два вида плотности: двухниточный и трехниточный. Используется при пошиве теплой одежды, толстовок, детских комплектов.

Интерлок

Интерлок часто называют “двуластик”, это трикотажное полотно, имеющее структуру «резинка». Гладкое с обеих сторон. Не растягивается. Не распускается. Устойчиво к деформации. Теплое. Хорошая воздухопроводность. Эффектен. Используется для пошива трикотажного белья, легкой летней одежды, сорочек, спортивной одежды, детской одежды. 100% хлопок.

Ластик (рибана)

Это трикотажное полотно, используемое для манжетов и воротничков. Высокая эластичность. Упругое. Не мнется. Используется для пошива водолазок, пижам, горловин и рукавов. 100% хлопок.

Ажурный интерлок

Ажур-трикотаж с узорным переплетением, где используется пропуск петель. Используется для изготовления легких летних трикотажных изделий. 100% хлопок.

Жаккард

Это полотно из хлопчатобумажной, а также синтетической или смесовой пряж. Сложное плетение, изобретенное Джозефом Мари Жаккардом (1801 г.).

Гипель

Красивый трикотаж с дополнительными уточными нитями, которые не образуют петель. Нити образуют рисунки на поверхности трикотажа и повышают его эластичность. Обычно по составу волокна это 90% хлопка и 10% лайкры.

Велюр

Велюр – трикотажное полотно, схожее с вельветом, но прекрасно тянущееся. Прочное. Хорошо держит форму. Мягкое. Используется для пошива одежды (в том числе и детской) и обивки мебели. 100% шерсть.

Кашкорсе

Кашкорсе – трикотаж, который хорошо растягивается. Хорошая воздухопроводимость. Используется при пошиве верхней одежды, детских вещей. А именно, зачастую, из кашкорсе делают манжеты, горловины у водолазок, нижний пояс у пуловеров. Состав волокна – 95% хлопка и 5% спандекса.

Вискозный трикотаж

Вискоза – трикотажное полотно, используемое для пошива самых разных изделий: кофточек, маек, блузок, водолазок. В составе содержит вискозу. Прекрасно тянется. Хорошая гигроскопичность. Не накапливает статического электричества. Имеет яркие цвета.

Махра

Трикотажное полотно, которое мы все любим – приятное к телу, пушистое и мягкое – махра! Полотно из трикотажа, используемое для пошива полотенец, ковриков, халатов. 100% хлопок.

Пике называют трикотажное полотно, переплетение которого напоминает соты. Бывает гладкокрашеным и с начесом. Использует при пошиве рубашек поло. Разновидность пике – вафельная ткань.

Флис мы знаем, популярная ткань! Это трикотажное полотно синтетического происхождения. Хорошая воздухопроводимость, теплопроводимость. Используется при пошиве теплой одежды, пледов, в качестве подкладок для верхней одежды. Часто из флиса шьют милые, уютные мягкие игрушки.

Акрил (нитрон, ПАН-волокно)

Это трикотажное полотно, сырье для которого добывается из природного газа. Пластичный. Прочный. Не выгорает. Хорошо прокрашивается. Не скатывается

Джерси

Это вид одинарного трикотажа. Мало тянется в длину. Используется при пошиве рубашек и платьев. Ткань имеет свойство мягко струиться по телу и прекрасно его “облегать”. Вошла в моду с легкой руки Габриэль Шанель. Дрежси ткань нежная и приятная на ощупь.

Светширт

Это вид трикотажа с начесом. Состоит из плоских вертикальных “косичек” с лицевой стороны и ворсистой поверхности – на изнанке. Используется при пошиве одежды для занятий спортом, брюк, тренировочных костюмов и другой спортивной одежды несложного фасона. По составу 100% хлопка.

Сетчатый трикотаж

Это вид трикотажного полотна с ровной ячеистой структурой. Не распускается на срезах, но образует зацепки от острых предметов. Используют для декоративных аппликаций и вставок, а также в спортивной одежде.

Трикотаж с лайкрой

Трикотажное полотно с добавлением лайкры. Очень эластичный и формоустойчивый материал. Лайкра делает полотно фактурным. Легко «усаживается» при стирке. Используется при пошиве футболок, блузок.

Бифлекс

Это синтетический трикотаж, в основе которого содержится нейлон. Благодаря нему материал тянется во всех направлениях. Также в составе около 10% лайкры. Очень прочен и ярок. Не мнется. Быстро высыхает. Обладает хорошей гигроскопичностью. Не сковывает движения. Используется при пошиве танцевальных костюмов, спортивной и цирковой одежды, купальников.

Читать еще:  Ткань дайвинг: описание, что это за материал и для чего используется

Трикотаж с ангорой

Это трикотажное полотно с добавлением ангоры (шерсти ангорского кролика или козы). Очень теплый, нежный материал. Используется для пошива свитеров и детской одежды. Ангоровый трикотаж согреет в зимние холода и украсит нас с вами.

Заключение

Надеемся, что наш небольшой словарик поможет вам разобраться в типах и видах трикотажных тканей. Трикотаж незаменим при шитье одежды для всех – взрослых и детей, женщин или мужчин.

Женщины же особенно любят трикотаж за его прекрасные качества. Он так замечательно подчеркивает все наши прелести и формы!

Интересные факты о набивных тканях

Обычные ткани наскучили людям еще в древности. Возникла необходимость преукрасить одеяния и внести в них новую жизнь. Рисунок вначале наносили вручную. Особенно в Индии, где в самом начале развития текстильной промышленности производилось много хлопковых тканей. Позже художники, объединившись с производителями тканей, придумали новый метод.

Суть его заключалась в следующем: на досках вырезали орнамент, наносили краску, натягивали полотна и били по ним. Таким образом получили ткани с набивным рисунком. Их назвали набивными.

Полотно с трафаретом

Что такое набивная ткань

Сегодня набивная ткань – это ткань из практически любой материи, на которую нанесен рисунок. Название это пришло от полотна, на которое набивали рисунок при помощи красок и досок. В самом начале узор или рисунок наносился на дощечки, а потом они прикладывались к полотну и простукивали до отпечатывания. Краска впитывалась и на текстиле оставался узор.

В наше время набивной рисунок на ткани – это рисунок, созданный механическим путем. Современную набивную ткань делают при помощи печатных машин. В качестве основы берут не только натуральные, но и синтетические и полусинтетические.

Важно! Красители, употребляемые сегодня, позволяют избежать негативных последствий и сохранить все свойства материала. При этом получаются очень качественные и насыщенные узоры разных форм. Это могут быть и обычные точки, и трехмерный узор.

При выборе набивного полотна следует учитывать качество краски и тип полотна и его переплетение, ведь каждый вид ткани требует разного ухода.

Набивное полотно и одежда из него

История

Как уже было сказано, история набивной ткани берет начало в Индии. С древних времен она используется для изготовления постельного белья. Благодаря ярким и нестандартным краскам этой страны появились бязевые ткани, получившие распространение во всем мире.

Европа и Средние века

После Индии технологии перекочевали в Египет, где набивкой стали украшать ткани из хлопка. Произошло это только в 15 веке. Европа же узнала этот метод только в 17 веке и только после завоза тканей с востока. Они быстро обрели популярность и пользовались спросом, вытеснив материалы одного цвета.

Важно! Помимо постельного белья, набивной текстиль стал использоваться для обивки мебели, украшения интерьера и пошива оригинальной и качественной одежды для богатых людей.

Сегодня набивная ткань доступна каждому и продается практически в любом магазине текстиля.

Трафарет и хлопковое полотно

Новое время

Основная часть набивной ткани в новое время производилась в Германии. Связано это с тем, что производимые и импортируемые ткани из Италии были очень дорогими. Именно поэтому немцы стали изготавливать свой текстиль, узоры на котором набивали с использованием драгоценных металлов, например, серебра и золота.

Более продвинутый способ набивки был изобретен в Швейцарии, где она производилась с помощью медных углубленных дощечек. Позднее был придуман цилиндрический вал для покраски ткани в различные узоры и цвета.

Распространение набивных тканей в России

Распространите набивного текстиля на территории России происходило параллельно с Европой. Единственное, что своих трафаретов и формочек для набивки не было и они завозились из Германии и Италии. Поначалу это были оттиски с изображением узоров и цветов, а потом начали производиться целые картины и библейские сюжеты.

Особую роль в этой отрасли текстильной промышленности сыграли монастыри, поскольку набивка стала чуть ли не сакральным ремеслом. Первые мануфактуры по набивке появились в России в 18 веке. Технология при этом практически не изменилась и использовались все те же методы, что и во времена кустарного производства в Средние века.

Происходило это вплоть до начала 20 века, когда начали образовываться крупные текстильные предприятия. Именно это во многом определило приверженность традициям при изготовлении русского печатного рисунка на ткани.

Традиционный русский узор

Технология нанесения

Современные набивные ткани получают несколькими способами разрисовывания. Сейчас это делается с помощью машин, но умельцы могут наносить краску вручную, что является продолжительным и трудоемким процессом. Стоимость у такой продукции соответствующая. Остальные рассматриваемые методы требуют наличия специального оборудования.

Машинная печать

Одна из самых масштабных технологий, применяемых сегодня. Суть процесса заключается в том, что рисунок на полотне печатается с помощью машины, действия которой делают ее похожей на принтер. При окраске в один цвет используется один вал. Если цветов несколько или требуется сделать узор, то нужны многовальные автоматы.

Читать еще:  Гипюр (ткань): что это такое, как выглядит черный, белый и другие материалы

Важно! Вал – это полный цилиндр из сплавов меди. На него наносится выгравированный узор, в дальнейшем используемый для припечатки изображения к полотну.

Красители наносятся на цилиндр несколькими способами:

  • Прямым, когда краску на носят на белую или светлую ткань;
  • Вытравным, при котором материал окрашивается гладко в один цвет, а нанесенный на вал состав пропечатывается на ткани, вытравливая первоначальный цвет и образуя двухцветный узор.
  • Резервным, когда на материал в первую очередь наносят состав, не позволяющий покрасить его в некоторых местах. Повторение этой операции позволяет получать красивые многоцветные узоры и рисунки.

Машинная печать

Распыление

Еще его называют аэрографией. Способ покраски, заключающийся в распылении красящих средств на поверхность ткани через трафареты, заранее размещенные на ткани и образующие узоры. Эта технология не такая массовая, как первая, поскольку не всегда удобна:

  • Струю красителя всегда нужно ориентировать в определенную область ткани;
  • Нужно постоянно следить за равномерностью покраски;
  • Часть красителя теряется в пустую из-за того, что распыляется по воздуху и попадает на трафареты.

Аэрография

Использование сетчатых шаблонов

Такой способ позволяет создать красивую фотофильмпечать через несколько стадий:

  1. В самом начале на ткань кладут рамку из металла с сеткой из полимерных материалов, на которую выкладывают синтетическую ткань с вырезанным узором;
  2. На все это наливают краситель и втирают его с помощью резиновых пластин – ракеля;
  3. Нанося несколько видов красок, процедуру повторяют, меняя трафарет.

Шаблоны для фотофильмпечапти

Полихроматический способ

Эта технология разработана и внедрена британскими умельцами и текстильщиками. Популярна она благодаря тому, что процесс покраски полностью автоматизирован. Ткань закрепляется в горизонтальном положении и движется по конвейеру. В это время на нее из сопел брызгается краска.

Важно! Самое главное, что состав красителя и интенсивность можно регулировать, как и направление подачи, получая большое количество разнообразных рисунков и узоров.

Сублистатик

Последний метод представляет собой термопечать, при которой:

  1. На листы специальной бумаги наносится краска, которая при повышении температур может сублимироваться;
  2. Листы накладывают на влажный текстиль и прижимают прессом под температурой;
  3. Красящее средство постепенно пропитывает ткань и адсорбируется.

Сублистатик ткань

Виды набивных тканей

В связи с большим количеством технологий, краску можно нанести практически на любую ткань. Наиболее часто используют для текстиля, применяемого для штор, постельного белья, домашней одежды.

Атлас

Атлас характеризуется приятными тактильными ощущениями, набивной атлас еще и красивым внешним видом. Наиболее популярным его применением стал пошив вечерней одежды и эксклюзивное постельное белье. А все потому, что данный материал гигиеничен, не электризуется и не накапливает пыль за счет своей глянцевости. При бережном отношении атлас может сохранить свои свойства на протяжении длительного времени.

Бязь применяется чаще всего для пошива постельного белья высокого качества со свойствами гигроскопичности, тактильной приятности и хорошей воздухопроницаемости. Такая хлопковая ткань является износостойкой и держит рисунок очень долго.

Поплин

Более дешев, чем бязь, и похож на нее свойствами, но все же он менее долговечен и плотен, а также не отличается особой прочностью. Ткань очень широко применяется для изготовления постельного белья, одежды и домашнего текстиля. Из его свойств исходит то, что уход за ним должен быть более бережным.

Поплин

Сатин

Еще один материал, который набивают и используют для того, чтобы сшить постельное белье. Такое белье отличается плотностью, гладкостью и блеском. Новые методы нанесения красок позволяют набивать на сатин трехмерные узоры.

Сатин

Трикотаж

Набивной трикотаж по свойствам ничем не отличается от обычного. Он мягкий, гигиеничный, практичный, эластичный. Его приятные тактильные ощущения и прочность сделали его популярным материалом для создания мужской и женской, а также детской одежды, носков и чулок. Набивные же трикотажные ткани помимо этих свойств обладают еще и красивым внешним видом. Можно выделить штапель набивной, бифлекс, рибану, футер и т.д.

Трикотаж

Шифон

Набивной шифон применяется для пошива платьев, кофт и блузок и прочих легких изделий Более того, из него изготовляют легкие шарфы и шали. Основным его преимуществом станет то, что он дает телу дышать, а значит, идеально подходит в жаркое время года. Набойка делает его еще изысканнее и красивее, добавляя на его поверхность рисунки и трехмерные узоры.

Шифон

Представляет собой натуральный или синтетический шелк с нанесенными узорами или рисунками. В отличии от стандартного одноцветного материала, набивной шелк обладает не только качественными, но и декоративными характеристиками, и является одной из популярнейших тканей среди дизайнеров моды. Внешне такой шелк похож на штапель

Таким образом традиции набивки на ткани, зародившиеся в древности, активно используются и по сей день. Помимо этих тканей набивается еще и рогожка, бифлекс, штаперь и другие материалы. Современные технологи шагнули далеко вперед и немного отошли от первых способов изготовления такого рода материалов, но для людей это пошло на пользу, ведь появилось множество способов сделать красивые узоры на текстиле, используя его для постельного белья и одежды.

Описание и фото набивной ткани: что это такое, как она выглядит и почему этот материал так называется?

В давние времена узоры на текстиль наносились ручным способом – набивкой. Название, связанное с это техникой, сохранилось, хотя на смену старому методу уже давно пришли современные технологии. Какая материя называется набивной? Какие способы нанесения рисунка существуют? Как ухаживать за такими тканями?

История набивной ткани

Желание украшать ткани возникло почти сразу, как только человек научился изготавливать льняные и хлопчатобумажные полотна. Набойка, или набивка, – это способ нанесения рисунка с помощью рельефных форм, которые покрывали краской и прикладывали к материи. Узор на ткань переносили постукивающими движениями, откуда и пошло название.

Этот древний вид декоративно-прикладного искусства был распространен во многих странах мира, однако его родиной считают Индию. Еще в XV–X веках до н. э. индусы активно культивировали хлопок и перерабатывали его в волокна. На хлопковые полотна наносили различные цветные орнаменты, благо недостатка в природных красителях в стране не было.

Позже искусство набивания рисунка на ткань освоили и другие народы Азии и Африки. Особенной популярностью оно пользовалось в Китае и Египте. Позже технология окрашивания полотен трафаретным способом попала в Европу. Сначала набивные ткани стали производить в Италии. Они отличались сложностью композиции и ручной дорисовкой рисунка после набойки. Позже методика стала применяться в Германии, где особенной популярностью пользовались золотые и серебряные узоры.

В России набивная ткань известна с X века. Для нее были характерны сложные орнаменты с преобладанием цветочных и растительных мотивов (см. фото). Такими тканями заменяли дорогие привозные полотна, из них шили одежды для служителей церкви, скатерти, покрывала и занавеси. Красочные материи изготавливали также путем переплетения разноцветных нитей. Сотканную таким образом ткань называли «пестрядь».

Создание узоров на ткани методом ручной набойки – сложный и трудоемкий процесс. В XVIII веке он был механизирован. Немецкий мануфактурщик Кристоф-Филипп Оберкампф заменил деревянные доски, используемые в качестве трафаретов, на медные гравированные пластины с углубленным рисунком, закрепленные на цилиндрических барабанах.

Виды нанесения рисунка

В наши дни нанесение рисунка на материю вручную сохранилось лишь как вид декоративно-прикладного искусства. Существуют два современных подхода к нанесению изображения на ткань. Большой популярностью пользуется метод прямой печати. Название значит, что краска наносится напрямую на текстиль без использования промежуточных носителей. Из-за высокого уровня детализации рисунок выглядит контрастным и резким.

Способ прямой печати применим к натуральным и смесовым тканям. Для нанесения изображения на синтетику используется сублимационный метод. Полотно кратковременно нагревают так, чтобы его поверхность слегка расплавилась и стала более рыхлой. Краска наносится либо напрямую на изделие при помощи принтера, либо сначала переносится на специальную бумагу или пленку, а затем на ткань.

Сублимационная печать

Существуют и другие виды получения набивной ткани, относящиеся к методам непрямой печати:

  • Механический. Используется при больших объемах производства. Узор гравируется на поверхности металлического вала, который погружается в краситель и переносит изображение на тканевое полотно.

Роспись аэрографом по ткани

  • Аэрографная печать. Рисунок наносят с помощью аэрографной установки и шаблонов. Краска разбрызгивается по поверхности посредством сжатого воздуха. Метод позволяет получать высокохудожественные изображения, однако краситель не вдавливается в ткань, поэтому прочность окраски ниже, чем при использовании механического способа.
  • Полихроматический метод. Широко используется при окрашивании ворсовых тканей и искусственных мехов. Краску наносят на движущееся полотно по всей его ширине посредством сопел. Возможность регулировки выпускных отверстий обеспечивает множество вариантов расцветки.

Шелкография

  • Шелкография. Современный вид трафаретной печати, распространенный и недорогой. Краску продавливают через тонкую сетку-трафарет, и она равномерно ложится на поверхность ткани. Сейчас шаблоны производят из полиэфира или металла, раньше для их изготовления использовали шелк, отсюда и пошло название этого метода.

Вытравная печать

  • Вытравная печать. Окрашивают предварительно выбеленную поверхность. На полотно наносят вытравляющий состав, обесцвечивающий материал, затем – краску. Рисунки отличаются четкими контурами.
  • Резервная печать. На выборочные области материи наносят специальный защитный состав, предотвращающий фиксацию красителя. После полотно окрашивают целиком. В тех местах, где производилась обработка, окрашивание не происходит.

Советы по уходу за изделиями из набивного материала

Наиболее распространенным материалом является хлопок и смесовые материи на его основе. Он недорог, хорошо пропускает воздух и влагу, приятен для тела. Проблема его невысокой износостойкости решается путем добавления в состав синтетических волокон. Набивной хлопок стирают в стиральной машине при 60°С. Особых требований к моющим средствам нет, можно использовать любые, не содержащие отбеливающие компоненты. Не следует сушить или оставлять изделия под прямыми солнечными лучами.

Кулирка – это тонкая, мягкая и приятная на ощупь материя на основе хлопка, часто используемая для пошива изделий для детей. Рисунок наносится только на верхний слой, поэтому кожа малыша не контактирует с красителем. При стирке рекомендуется использовать мягкие моющие средства, нельзя применять пятновыводители и отбеливатели. Температура воды – не выше 40°С, иначе вещь может дать усадку. При глажке максимально допустимая температура – 110°С.

Жаккард с набивным рисунком представляет собой ткань, на поверхности которой присутствует цветной крупноузорчатый рельефный узор, образованный сложным переплетением нитей. Атлас – плотная, гладкая, блестящая материя, похожая на шелк. Обе ткани требуют особого ухода. В их составе могут присутствовать как натуральные, так и синтетические нити, поэтому следует ознакомиться с рекомендациями на ярлыке.

Обычно разрешена бережная ручная или машинная стирка при 30°С без отжима с использованием мягких моющих средств. Сушат изделия вдали от солнечных лучей и источников тепла. Вещи из жаккарда глядят только с изнаночной стороны при температуре, указанной на ярлыке. Атлас проглаживают через марлю или другую тонкую ткань без применения пара.

Набивные шелковые изделия стирают только вручную в прохладной воде с использованием специальных средств для шелка. Тереть и выкручивать их нельзя. Сушат вещи в расправленном виде в естественных условиях. Хранить изделия нужно в местах с достаточным доступом воздуха.