Блэкворк вышивка: схемы в технике blackwork, наборы с описанием процесса
Методическая разработка , вышивка в технике «блэкворк».
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы г. Ростов
Вышивка в технике «блэкворк»
(7-11 лет)
Автор:
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Паутова Ирина Евгеньевна
Декоративно прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. Произведения декоративного народного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционные и современные творческие начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы, композиции.
Блэкворк, дословно переводится как «чёрная вышивка» — одна из самых старинных техник вышивки, дошедшая до нас из Средневековья. Это – счётная вышивка, которая традиционно выполняется чёрными нитками по белой основе. Зародилась она на Среднем Востоке, там, где канонами мусульманского Корона были запрещены яркие дизайны. Распространяться она стала через Испанию, которая долгое время находилась под влиянием Мавритании и так постепенно добралась и до Европы.
Особенную популярность чёрная вышивка приобрела во времена правления Тюдоров, а именно Генриха VIII . Тогда, английский двор носил одежду с чёрной изящной расшивкой воротничков и манжет. Скоро «блэкворк» стали использовать повсеместно, им заменяли кружево, которое в те времена стоили очень дорого. Украшали предметы интерьера – подушки, гобелены, чехлы для мебели.
Когда вышивку полюбили настолько, что стали вкладывать в неё всё больше средств, в «блэкворк» вошли золотые нити. Тонкие цветочные узоры чёрной вышивки были переплетены с кручёными золотыми стеблями. Это создавало роскошный дизайн.
В исконной вышивке «блэкворк» использовался только один вид стежка, так называемый «Голбейн», по сути хорошо известный нам шов «назад иголку».
В начале 17-ого века на некоторое время чёрная вышивка была вытеснена, так как в моду входили более яркие цветовые решения. В настоящее время эта вышивка снова стала популярной, но претерпела изменения. Так, в современной вышивке «блэкворк» используют уже не только шов «назад иголку», но и разнообразные декоративные швы, и крестик. Кроме того, круг приложения вышивки расширился: теперь узоры используют и для украшения одежды, и как самостоятельные картины. В технике чёрно-белой вышивки сейчас присутствуют не только геометрические и растительные орнаменты, но и вообще любые сюжеты. А также при вышивке используют и различного цвета нити, как для выделения акцентов и для большей яркости картины.
При изучении темы «Вышивка в технике блэкворк» учащиеся знакомятся с классификацией швов, с их условными и графическими изображениями, осваивают последовательные этапы выполнения шва. Особый акцент делается на приобщение детей к одному из видов декоративно — прикладного творчества.
Данный материал может быть интересен педагогам дополнительного образования, работающим по направлению «декоративно-прикладное творчество». Данный вид деятельности развивает у детей творческое воображение, мелкую моторику рук, способствует развитию самостоятельной активности учащихся.
Цель:
Расширение творческих способностей учащихся посредством знакомства с одним их видов декоративно-прикладного творчества и приобретение практических навыков вышивания в технике «блэкворк».
Задачи:
Обучающие:
1. Расширение знаний учащихся о различных видах вышивки.
2. Обучение технологии вышивки в технике «блэкворк».
3. Приобретение навыков работы со схемами.
Развивающие:
1. Развитие образного мышления и творческой активности.
2. Развитие художественного и эстетического вкуса.
3.Развитие мелкой моторики рук.
4. Повышение общекультурного уровня.
Воспитательные:
1. Побуждение и развитие мотивации учащихся к трудовой деятельности.
2. Воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности в выполнении работ.
3. Воспитание самостоятельности, инициативности.
Методический материал :
— карточки с таблицей цветовой гаммы;
— иллюстрации готовых изделий, выполненных в технике «блэкворк».
Дидактический и раздаточный материал:
— готовые работы, выполненные педагогом и учащимися;
— схемы для вышивания;
— образцы изделий.
Используемые материалы и инструменты:
— ткань-канва;
— нитки мулине;
— пяльцы;
— игла;
— ножницы.
Основные материалы используются те же, что и в вышивке крестом.
Канва – ткань, на которой мы вышиваем бывает:
— обычная , когда нити канвы переплетены в виде небольших квадратиков, облегающих вышивку крестиком;
— равномерного переплетения , когда нужно отсчитать две ниточки вдоль и две ниточки поперёк, чтобы получился крестик;
— выдёргивающаяся канва – она накладывается на ткань, вышивается рисунок, а потом по ниточке выдёргивается;
Мулине – хлопковые ниточки. Сейчас существует несколько производителей мулине, которые предлагают вышивальщицам богатую цветовую палитру не только хлопкового мулине. Есть ещё:
— мерсеризованное (специально обработанные для придания гладкости и блеска),
— металлизированное ( с небольшим вкраплением блестящей «металлической» составляющей,
— меланжевое ( с изменяющимся оттенком или даже цветом нити на протяжении мотка).
Пасма – моток ниток мулине. Чтобы вышивать, нужно отделять от основного мотка из 6 ниточек подходящее под канву количество ниточек (обычно вышивают в две ниточки).
Пяльцы – специальная рамка (зачастую в форме круга разного диаметра, но могут быть и овальными, квадратными и прямоугольными), на которую туго натягивают канву для вышивания.
Ножницы – нужно иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезанияи выдёргивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезания ниток при вышивании и большие – для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий – полностью замыкаться.
Иглы — при кажущейся простоте иглы обладают изрядным количеством характеристик, которые нужно учитывать при выборе. Для вышивки «блэкворк» потребуются гобеленовые иглы, которые используются для вышивания по тканям, имеющим разряженную структуру. Например, при вышивке крестиком.
Основные стежки их назначение.
Назад иголку — этот шов применяется для создания контуров, выделения деталей сюжета.
Неполный стежок (дробные) – это для стежки в ½ — креста (полукрест), ¾-креста, ¼ — креста. Используется для более тщательной прорисовки деталей, придания естественной округлости формам.
Петит – уменьшенный 1:4 крестик; на растоянии одного крестика выполняется 4 небольших. Используется для вышивки лиц людей, открытыхчастей тела – подчёркивает тонкость и изящность линий.
Французский узелок- объёмный стежок, для «точечного» выделения фрагментов; единственный допустимый узелок в вышивке крестиком и блэкворк.
Схемы для вышивки в технике «блэкворк» делятся на два вида: контурные и оттеночные.
По контурной схеме отсчитывапются только контуры, как это и понятно из названия, и работа выглядит достаточно просто. А вот по оттеночным – шьют картины , где плотность вышивки определяет насыщенность цвета ( от чёрного до светло-серого). Это очень трудоёмкий процесс, но «оттеночный блэкворк» выглядит очень красиво.
Для получения максимально ровных стежков следует использовать технику вышивания двумя руками. Делать проколы одной рукой (обычно менее «способной» рукой) и протягивать иглу вниз или проталкивать вверх другой рукой (более «способной»). Всегда стараться тянуть иглу вниз, когда отверстие уже занято стежком, и проталкивать ее вверх в пустое отверстие в ткани, этим предотвратив вытягивание и искажение стежка.
Каждый новый отрезок нити начинайте с узелком на одном конце. Проводить иглу от передней части работы, приблизительно в 2,5 — 4 см впереди первого стежка. Если выполнять первые несколько стежков, необходимо убедитесь в том, что они перекрывают исходную нить на обратной стороне. Когда эта нить будет надежно закреплена, можно обрезать узел. После завершения каждого отрезка нити, ее конец должен быть заправлен под стежок с обратной стороны.
Не следует пропускать нити поверх пустого пространства на обратной стороне работы, поскольку они будут видны с лицевой стороны через отверстия в ткани. Не следует и затягивать стежки слишком туго, если только не требуется достичь эффекта «затянутой» ткани. Старайтесь выполнять протягивание в правильном направлении, поскольку различные диагональные стежки образовывают различные углы, в зависимости от того, где начинается и заканчивается следующий стежок. Заполняя участок ткани равномерной «сетью» стежков, необходимо добиться равномерности не только в распределении стежков, но и в их натяжении. При этом получится не только более аккуратная обратная сторона, но и лицевая часть работы будет выглядеть более гладкой и ровной. При работе вблизи края узора, всегда лучше немного переступить через край, чем не дойти до него, если вас есть сомнения относительно того, где следует закончить.
Вывод:
Освоив «простейшие швы, первые навыки вышивки крестом, учащиеся младшего школьного возраста с лёгкостью вышивают простые узоры в технике «блэкворк». Эта техника хороша тем, что дети видят быстрый результат своей работы, приложив к этому своё терпение, настойчивость и аккуратность, достигнув своей цели.
Схема для вышивания в технике блэкворк.
Узоры, выполненные учащимися (7 -8 лет):
Узоры, выполненные учащимися (9-10 лет):
Узоры, пыполненные учащимися (10 — 11 лет):
схема вышивка «блэкворк»
Детское объединение «Золотой напёрсток».