Национальный костюм лезгинов: фото, описание и история
Национальный костюм лезгинов: фото, описание и история
Женский дагестанский национальный костюм. Тонкости и особенности
Детали очень важны
Традиционная одежда дагестанских народов настолько разнообразна, что по деталям костюма можно было определить не только к какой национальности принадлежит человек, но и даже к какому аулу. Более того, наряд мог говорить о возрасте, статусе и материальном состоянии его обладателя. Впрочем, это относится по большей части к женским нарядам, нежели к мужским, которые были значительно более монотонны, и отличались от других традиционных одеяний народов Кавказа лишь отдельными деталями, орнаментом и прочими тонкостями. Кроме того, именно традиционный женский дагестанский наряд сохранил свою архаичность и самобытность.
Наряд даргинок имел множество металлических украшений и вставок. Часто их платья обхватывал пояс из широкого белого материала, который завязывался спереди так, чтобы его концы свободно свисали. Накидки на головах женщин, закрывали волосы сверху и свободно спадали на спины. К височным частям чепца пришивалась чёрная лента, проходящая под подбородком. Молодые женщины прикрепляли к лентам серебряные цепочки или нашивали серебряные украшения.
Цудахарскую одежду составляло длинное платье-рубаха, чёрные широкие штаны и мягкие сапоги. Головной убор – чепчик был устроен таким образом, что содержал в себе мешочек для волос. Сверху он покрывался длинным платком, который свободно спадал на плечи женщины. По краям головного убора проходила, витая цепь из серебра – древняя традиция для этого народа.
Кумычки всегда считались в Дагестане законодательницами моды. Именно им принадлежат струящиеся приталенные платья, которые впоследствии переняли многие народы горной страны. На наряде был большой грудной вырез, который покрывался застёжками, а также широкие и длинные откидные рукава с узкими нарукавниками. Кумычки были большими любительницами массивных серёг, которые считались неотъемлемой частью их наряда.
Важная деталь лезгинского женского костюма – мешкообразная шутьку – головной убор, в который убирались волосы. Она представляла из себя трубообразный мешок с двумя завязками. Шутьку надевали на девочку с 7 лет. Завершал головной убор платок из шёлка или кисеи, который мог быть самых разных цветов. Платье было двусоставным: на отрезное по линии талии платье надевалось ещё одно – распашное. Предполагался также массивный и тяжёлый серебряный пояс, но его, как правило, надевали на свадебный наряд. Обувью служили мягкие сапоги, которые носились на шерстяные узорчатые носки. Нередко в костюмах лезгинских женщин присутствовали широкие шаровары. В целом, их наряды отличались пышностью, многоцветностью и многослойностью, они во-многом повторяли азербайджанские одежды.
Лакские женщины носили чухту, представляющую собой полотнище с подкладкой, головная часть которого напоминала чепец. Кстати лакские мастера считались в Дагестане лучшими сапожниками – они изготавливали самую разную обувь, в частности изящные туфли, расшитые золотыми и серебряными нитями.
Одежда кубачинских женщин была довольно свободной, и состояла в основном из туникообразных платьев, которые допускались в разных цветах. А на голове кубачинки носили либо традиционную почти для всех жительниц Дагестана чухту, либо белую полотенцеобразную длинную накидку, которая закрывала бюст и спину женщины. Также в употреблении у женщин Кубачи были кате – шерстяные накидки, напоминающие по виду обычный платок. Конечно, неотъемлемой частью наряда женщин были золотые и серебряные украшения, сделанные кубачинскими мастерами-ювелирами, которые сегодня считаются визитной карточкой всего Дагестана.
Выбрать и при желании купить традиционные женские, мужские и детские наряды работы кавказских мастеров вы можете на нашем сайте.
В магазине «Этно-Шоп» вы найдете кавказские костюмы для танцев, папахи и бурки, свадебные платья ручной работы.
Кавказский национальный костюм – это стильно и красиво
Многовековая история народов Кавказа, неразрывно связанная с борьбой за свободу, независимость и сохранение идентичности нашла свое отражение в мужском и женском кавказском национальном костюме. В нем – особенности жизни горцев, диктовавшие создание одежды, которая была бы максимально удобной и комфортной как для воина-джигита, так и для охотника, пастуха или странника, отправлявшегося в путешествие верхом на коне.
Особенности мужского костюма
Священная обязанность мужчины – защищать свой очаг, семью, род. Необходимость в любой момент отразить нападение врага нашла свое решение в мужском кавказском костюме.
Он точно «сидел» на фигуре, был удобен, не стеснял движений и позволял свободно пользоваться любым оружием, изготавливался из прочной ткани. Кроме того, оригинальный крой придавал мужчине стройность, подтянутость, подчеркивал его ловкость и брутальность.
Именно поэтому пришедшим сюда казакам, пришлась по вкусу красивая и удобная одежда горцев. В XIX веке кавказский национальный костюм был в моде, и считалось особым шиком появиться в нем на званом балу, на охоте, на поле сражения.
Он стал предметом восхищения и гордости. А тем, кому посчастливилось его носить, отдавали должное практичности к природным и бытовым особенностям жизни.
Тот, кто сталкивался в бою с этими отважными воинами, отмечал, что они, имевшие при себе большое количество оружия, почти бесшумно передвигались на местности, и одеяние им нисколько в этом не мешало.
Несколько слов – о черкеске
Без черкески не обходится костюм кавказского горца. Это верхняя одежда, надежно оберегающая от холода. Ее крой продуман до мелочей. Облегающая, точно сшитая по фигуре и не стесняющая движений в любой ситуации. Шили ее из сукна различного качества, в зависимости от состоятельности ее владельца.
Отличия были и в цвете народных кавказских костюмов, однако яркая цветовая гамма была неуместна и даже считалась неприличной. Преобладающими были черный, коричневый, серый – соответствующие натуральному цвету и не подвергавшиеся окраске.
Особо следует сказать о белых черкесках. Их могли носить только старейшины, мудрейшие люди рода, пользующиеся почтением окружающих.
Выбрать черкеску, без которой нельзя представить настоящий кавказский костюм, можно в интернет-магазине Али Аскерова. Здесь также можно купить рубашку, шаровары, знаменитые ичиги для танцев из натуральной козлиной кожи.
Газыри – обязательный атрибут
Продолжая разговор об одежде кавказца, нельзя не отметить, что не найдется такой черкески, на которую не были бы нашиты газырницы, ставшие неотъемлемым ее элементом. Они использовались как небольшие кармашки, в которые вкладывались трубочки из дерева или кости (газыри), куда насыпался порох в норме, необходимой для быстрой зарядки ружья. После появления патронов карманы стали использовать для их хранения.
Позднее, когда нужда в военных действиях отпала, газырницами просто украшали кавказский мужской костюм, а газыри изготавливались украшенными серебром, с великолепной отделкой чернением, орнаментами по металлу.
В интернет-магазине Али Аскерова представлено несколько видов этого украшения для мужского национального кавказского костюма, изготовленных из качественного материала нового поколения и украшенного крышечками из латуни, мельхиора и серебра с нанесенным на них традиционным кавказским орнаментом.
Обязательным был ременный пояс, с пряжками и пуговицами из недорогого металла, серебра или позолоты. Он не только украшал, но и имел практическое предназначение. На нем закреплялись небольшие предметы: жирница, где хранили жир для смазки ружья, отвертка из стали, крепилось оружие: кинжал, шашка, нож и другое. При этом наличие кинжала было обязательным для настоящего джигита. С ним горец не расставался никогда и всегда был вооруженным и готовым к отпору любому недругу. Не носить его могли только дети и глубокие старики.
Доброе слово о бурке и папахе
Традиционными для Кавказа считаются бурки и папахи. Первая, не имевшая рукавов, но зато располагавшая широким «подолом», прекрасно подходила для обряда похищения невесты, которую можно было укрыть накидкой и спрятать девушку от посторонних глаз. Но не это было ее основным предназначением.
Чем удобна бурка?
Она защищала в бою воина от ранений и нередко спасала ему жизнь. В дальних походах или в сложных погодных условиях укрывала своего владельца и его коня от палящего солнца или проливного дождя.
Многие утверждают, что с помощью бурки возможно было излечиться от простудных заболеваний. С этим многие согласятся, ведь изготавливается она из валяной овечьей шерсти, сохраняет тепло и ее полезные свойства. И хотя ей на смену пришли куртки из синтетических тканей, старики-кавказцы и пастухи в высокогорных селениях отдают предпочтение именно ей, теплой и удобной.
В интернет-магазине на сайте kavkazsuvenir.ru можно купить национальный кавказский костюм, приобрести бурки из натуральной шерсти. Принимаются заказы на изготовление детских и взрослых изделий для коллективов народного танца.
Традиции ношения папахи
Не меньшим почетом и уважением пользуется папаха, с которой мужчина никогда не должен был расставаться. Она была подтверждением его чести и достоинства. На свадебный пир не принято было являться без папахи, чтобы не нанести оскорбление хозяевам. Считалось, что ее нужно носить, пока голова кавказца на плечах, поэтому относились к ней очень бережно и с почтением.
Не забыта она и сегодня: изготовленная из высококачественного каракуля, является атрибутом высшего комсостава в армии, начиная с полковника. Наиболее почетным гостям Кавказа местные жители преподносят ее в качестве подарка.
Традиционный свадебный наряд
Имеет свои традиции и свадебный кавказский костюм. Для жениха он предполагал нарядную черкеску, кинжал на поясе, папаху.
Платье невесты должно было подчеркнуть ее скромность и чистоту: не допускались одеяния, где открыты плечи, руки, обязателен был головной убор.
Время внесло свои коррективы: сегодня можно увидеть невесту, одетую по-европейски. Однако в большинстве республик мастерицы научились совмещать современные тенденции и вековые традиции, которые особенно ярко демонстрирует женский свадебный наряд.
Многие девушки не прочь надеть платье, выполненное в народном стиле. Оно привлекает своей оригинальностью, изяществом и благородством. Такие изделия, как правило, отличаются особым шиком, утонченностью форм, богатством, красотой отделки и украшений. В нем нередко используется шитье золотыми и серебряными нитями. Великолепием и тонкостью работы отличаются головные традиционные уборы, которые делают невесту еще прелестнее.
Женский костюм – это красиво
Женская одежда была сходна с мужской: платье имело довольно узнаваемое сходство с черкеской. На тело надевалась длинная рубаха и шаровары. На рубаху — кафтанчик, схожий с бешметом. Удивителен костюм кавказской девушки, в сочетании с оригинальным головным убором.
У каждой республики – он свой, но каждый – прекрасен, и придает своей владелице самобытность и неповторимость. Как правило, его составляющей частью является платок, особым образом оформляющийся и скрывающий не только волосы, но и женскую шею. Посмотреть, как выглядит костюм кавказской девушки можно на фото.
Настоящий женский кавказский национальный костюм сегодня чаще можно увидеть на сцене, во время выступления танцевальных коллективов народного танца.
Танец – душа народа
Визитной карточкой Кавказа стала лезгинка. И только жители этого сурового и красивого края способны передать напор, силу и красоту этого танца. Мужчины, исполняющие ее, поистине творят чудеса и способны привести в восторг любую аудиторию.
Мужчины, исполняющие этот танец, покоряют своей порывистостью, мужеством и, одновременно, изяществом. Строгое одеяние, своеобразный головной убор джигита, исполняющего танец, способны рассказать о его храбрости, уверенности в себе, готовности отстоять честь и достоинство. Купить кавказский костюм для лезгинки можно на сайте Али Аскерова.
Народные традиции живы, они продолжаются в современных тенденциях, умело сочетая традиционные мотивы и веяния современной моды. Кавказский национальный костюм – это стильно и красиво.
Встречаем по одежке: что носили на Кавказе
Определить семейное положение, понять, из какой семьи человек и даже его профессию, раньше можно было по одежде. Читать наряд, как книгу, могли и народы Дагестана несмотря на то, что костюмов здесь было великое множество — как и национальностей. Сегодня старинные наряды выставлены в Национальном музее Дагестана им. А. Тахо-Годи и специалисты продолжают их изучать.
О традиционных нарядах нескольких дагестанских народностей мы расспросили научного сотрудника музея, специалиста по народным костюмам Разитту Гаджиханову.
Фото: Евгений Костин
Мужской костюм: все для удобства джигита
Традиционные мужские костюмы мало отличались у разных народностей Дагестана, да и вообще Северного Кавказа. Это были, как правило, рубаха, штаны, бешмет, черкеска, башлык и папаха.
— Бешмет — это одежда типа кафтанчика, прикрывающая бедра, с длинным рукавом и воротником-стойкой. Его надевали под черкеску. Позднее у нательных рубах появился такой же воротник-стойка, как у бешмета, и надевать под черкеску стали кавказские рубахи, — рассказывает Разитта Гаджиханова.
Черкеска, пожалуй, самый известный элемент одежды горцев. Она завершала образ воина.
— Даже после революции, когда некоторые горцы эмигрировали во Францию, жившие на чужбине дагестанцы имели черкеску. Это была отличительная особенность эмигрантов. Популярна черкеска была и в царской армии. Носили их и те, кто служил на Кавказе, в том числе Лермонтов и Толстой, — поясняет этнограф.
Шили черкеску из более плотной ткани, чем остальную одежду. Кроили ее свободной, чтобы было удобно садиться на коня.
Некоторые народы Дагестана, например кумыки, имели собственный фасон черкески — с дополнительной вытачкой. Этот прием позволял подчеркнуть статность фигуры и ширину плеч мужчины.
— Длина черкески могла быть разной. Молодые носили короче, взрослые — длиннее, — говорит Гаджиханова. — В какой-то период была мода на очень длинные, их надевали зажиточные люди.
На груди располагалась газырница — приспособление для хранения пороха.
Фото: Евгений Костин
Традиционный мужской костюм
— «Хазыр» в переводе с турецкого «готовый». Это были полые трубочки из дерева или из кости. Накрывались они чаще всего серебряным наконечником. Одной порции пороха хватало на один заряд, — говорит этнограф.
Газыри пришивались на черкеску с двух сторон, количество их могло быть разным, но не меньше семи штук с каждой стороны. На военной черкеске трубочки для пороха нашивали повыше: хороший воин на скаку мог вытащить газырь зубами и перезарядить пистолет.
Еще один характерный элемент мужского военного костюма — это башлык, капюшон. В холодную и ветреную погоду его надевали поверх папахи, закрывая шею. А молодые ребята с помощью шнурка прикрепляли башлык к нарядной одежде в качестве украшения. В танце этот летящий капюшон придавал особенную динамику движению.
Папах же у горцев было несколько — на разные случаи жизни.
— Каракулевую носили по праздникам. А в будни попроще. Высота головного убора говорила о состоятельности хозяина: чем выше, тем богаче, — объясняет Разитта Гаджиханова.
Верхней одеждой горцам служила знаменитая бурка. Она была обязательна в военных походах и как атрибут чабанов.
Обувь изначально была вязаной и кожаной. Последняя делалась из цельного куска кожи. Позднее появились сапоги без каблука — ичиги, а затем и с каблуком, на подошве, особенно во время Кавказской войны.
Существовала и особая культура ношения одежды. Ту же папаху, к примеру, было неприлично надеть набок. Так могли поступить только молодые мужчины. А когда мужчина выходил за ворота дома, он обязательно подпоясывался.
— Я смотрела на День Конституции на наших мужчин, так вот у них отсутствует культура ношения костюма, как у наших предков (по настоянию экс-главы республики Рамазана Абдулатипова чиновники надевали в День конституции Дагестана национальные наряды. — Ред.). Извините, если пояс живот поддерживает, он не на своем месте… Даже полный мужчина должен был подтягивать фигуру.
А вот женских традиционных нарядов в Дагестане было так много, что, по признанию самих этнографов, вряд ли кто сможет назвать точное их число — только головных уборов, чохто, существуют десятки. Общим для всех было правило: молодые девушки носили одежду ярких цветов, женщины постарше — приглушенных и темных. А вот различия существовали даже в пределах одного села. В Кубачи, к примеру, по узору на носочках можно было определить, к какому роду принадлежит девушка.
Фото: Евгений Костин
Для «Это Кавказ» Разитта Гаджиханова рассказала о трех женских костюмах: андийки, лезгинки и кумычки.
Костюм андийки: рога, монеты и узкие штаны
Андийцы — этнос, проживающий в горном Ботлихском районе Дагестана, который иногда причисляют к аварцам — создатели одного из самых удивительных женских нарядов. Головной убор у горянок здесь необычной формы — рогообразный.
— Он встречается также в Ботлихе, но немного отличается шириной. А больше нигде такого нет. — поясняет Разитта Гаджиханова. — Этот элемент остался еще с языческих времен — бык считался священным животным, а корова — символом плодородия.
Головной убор в виде полумесяца набивали шерстью или ватой и носили «рогами» вниз. Высота его могла доходить до 20 сантиметров. Шили это чохто из нескольких деталей: та, что в центре, была из парчи или шелка яркого цвета, по бокам — красная бязь или ситец. Такая конструкция на голове делала осанку женщины особенно статной, а походку плавной.
— Поверх головного убора накидывали покрывало, а не платок — они появились позднее. Так женщины одевались во многих аварских районах. Праздничные покрывала были белыми, а повседневные — темных цветов, — показывает этнограф.
Основной одеждой у всех горянок независимо от места проживания были нательная рубаха, туникообразное платье-рубаха свободного покроя и штаны.
— Штанишки были обязательным элементом любого костюма. У андиек — неширокие, узкие и даже на резиночке, или заправлялись в обувь, — объясняет специалист по народным костюмам.
Манжеты рукавов верхнего платья и подол украшали вышивкой из золотых и серебряных нитей, в основном использовали растительные мотивы. На нарядную одежду пришивали монетки, кольца, цепи. Считалось, что серебро служит оберегом.
Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре
Главное меню
Самые интересные заметки
РЕКЛАМА
Селения и жилища лезгинцев. Одежда, пища
Этнография — Народы Кавказа
Лезгинские селения (хуър) в горах обычно расположены на склонах, поблизости от источников питье вой воды, причем дома тесно лепятся один к другому. Ровное место на окраине селения или посредине его является площадью для всякого рода общественных мероприятий. За исключением одной-двух проезжих улиц остальные представляют собой узкие проходы для пешеходов и вьючных животных. В тех случаях, когда такие узкие улицы соединяют верхнюю и нижнюю части селения, они превращаются в лестницы со’ ступеньками. Пережиточно сохраняется разделение селений на несколько мяеъле — кварталов, имевших в прошлом родственный состав населения и свое самоуправление.
В горном селении легко отличить наиболее старый квартал, который всегда расположен в верхней части селения и состоит из старых каменных домов — настоящих крепостей с бойницами, малым числом наружных оков и замкнутым внутренним двориком. Зелени в старом квартале обычно нет.
Средняя часть горного селения находится почти всегда на менее юру- том склоне. Если высокораоположенные ‘кварталы большей части лезгинских селений образовались в очень давние времена — история их уходит в глубь веков, то возникновение средней части селений следует, исходя из данных фольклора и археологических изысканий, отнести к ‘Сравнительно близким от нас столетиям. Во второй половине XIX в. в этой средней части селений начали появляться мелкие торговые -и ремесленные заведения, дома местных кулаков, административные учреждения, канцелярии участков, округов и т. д. Мирные условия жизни, наступившие с 60-х годов XIX в., способствовали расширению средней части селения, менее приспособленной к обороне, чем верхняя. Дома в средней части строились без бойниц и были снабжены большим числом выходящих на улицу окон, но, как и в верхнем квартале, здесь почти не было растительности. Двухэтажные дома лепились один к другому и имели окруженные постройками внутренние дворики.
Еще перед революцией в лезгинских горных селениях стала возникать нижняя группа кварталов, но особенно широко застройка их началась в советское время. Эти новые кварталы расположены чаще всего на ровном месте и состоят из более или менее обширных дворов, отделенных от улицы и соседних дворов глиняным или каменным забором. Во дворе среди зелени находится одноэтажный дом, сложенный иногда не из камней, а из сырцового кирпича. Среди домов в этой части селения теперь возвышаются здания школы, больницы, клуба и другие строения, созданные за годы Советской власти. В одних лезгинских селениях нижняя часть очень небольшая, в других, особенно в районных центрах и в иных быстро растущих населенных пунктах, она по площади и по числу жителей превышает среднюю и верхнюю части. В горном сел. Ахты многие жители имеют жилье в верхней или средней части селения, иде живут зимой, и дом с садом в нижней части, куда переезжают на лето.
В селениях, образовавшихся сравнительно недавно, нет кварталов, которые были бы похожи на старинные. Таково, например, сел. Усух-Чай, центр Докузпаринокого района. Оно возникло лишь незадолго до революции и после нее превратилось в крупный населенный пункт. В Усух-Чае, расположенном на ровном месте, только некоторые дома на центральной улице напоминают постройки средней части других лезгинских селений. В целом же это селение состоит из обширных дворов с плодовыми деревьями и одноэтажными из сырцового кирпича домами, поставленными далеко друг от друга.
Лезгинские селения равнинной части Южного Дагестана имеют широкие улицы и большие дворы, огороженные плетнем, глиняным забором или живой изгородью. Дома сложены из сщрцового кирпича. В центральной части селения, застроенной обычно давно, дома нередко бывают двухэтажные. Большая же часть жилых домов имеет один этаж. В двухэтажном доме жилые комнаты расположены почти всегда только на втором этаже, так как первый этаж в прежнее время предназначался для скота. В связи с обобществлением большей части скота, для которого построены в колхозах удобные помещения, отпала необходимость сооружать двухэтажные дома. Поэтому теперь считается более целесообразным сооружать для лично принадлежащего скота особое помещение отдельно от дома, а дом строить в один этаж. Каждый дом, независимо от того, находится ли он в горном или равнинном селении, имеет гостиную, комнату для приготовления пищи и других хозяйственных дел и веранду. Многие дома состоят из нескольких жилых комнат.
Лезгийские дома часто бывают Г-образной и П-образной в плане формы, а иногда представляют собой замкнутый квадрат. Чтобы попасть с улицы в жилые помещения двухэтажного дома, нужно пройти через ворота в виде арки в очень маленький внутренний дворик, ограниченный стенами того дома, в который вы входите, а также глухими стенами соседних домов. В одном из углов дворика находится печь для выпечки лепешек (чуреков). Со двора каменная или деревянная лестница ведет на открытую галерею, идущую вдоль верх стен дома. Если все стороны двора ограничиваются стенами одного дома, то по галерее можно ходить вокруг всего двора. На галерею выходят двери, ведущие в комнаты.
Пол и стены гостиной всегда покрыты коврами и паласами. Мебель гостиной обычно состоит из стола, стульев, зеркал, железной кровати. Тут же можно видеть шкаф, полку или этажерку с книгами, радиорепродуктор, а на стене семейные фотографии. В нишах, сделанных в стенах, сложены стопами матрацы, подушки и одеяла. В другой комнате у стен находятся камин для приготовления пищи и покрытое ковриком глиняное возвышение, служащее лежанкой. На стенах этой комнаты висят большие медные тазы для стирки белья, деревянное корыто для теста, деревянный поставец для хранения ложек. Тут же на полках стоят медные кувшины для ношения и хранения питьевой воды, глиняные -горшки, фабричная посуда и т. д.
До середины XIX в. вместо окон делали отверстия в плоской крыше. Сейчас, хотя дома строятся по-прежнему с плоскими крышами, окна стали обязательной принадлежностью жилища; они пробиты и в старых домах. Способы освещения жилищ изменились коренным образом. На смену светильникам и керосиновым лампам пришло электрическое освещение.
Начиная с середины XIX в. в домах часто делают балконы, выходящие на улицу. В некоторых горных селениях, например в Ахтах, нередко встречаются закрытые переходы, соединяющие вторые этажи двух домов, стоящих на противоположных сторонах улицы. Обычно такими переходами связаны дома близких родственников, имевших постоянное общение друг с другом.
Одежда, пища
Лезгинский мужской костюм недавнего прошло го в целом аналогичен костюму других народов Дагестана. Он состоял из нижней бязевой рубахи (на подкладке до пояса), темных шаровар, бешмета, черкески, папахи, шубы и т. д. Черкеску (чухва) надевали чаще всего на праздники или отправляясь в дорогу. Черкеска подпоясывалась серебряным поясом общекавказского образца, изготовлявшимся местными мастерами из селений Ахты и Икра. Повседневной верхней одеждой служил валчагъ (род бешмета), носившийся не только мужчинами, но и женщинами и детьми. Валчаг шили на подкладке со стоячим воротником. На груди он застегивался железными крючками. Носили его как летом, так и зимой. Головным убором служила папаха (бармак), причем праздничная делалась из черного или серого каракуля, простая — из овчины. Большие папахи чаще, чем в других местах Дагестана, шили без матерчатого верха — целиком из меха. В пути и в ненастную погоду надевали башлыки из верблюжьей шерсти, приобретавшейся в Азербайджане. Шубы носили двух видов: кавал — широкий длинный тулуп с большим отложным воротником и суживающимися вниз длинными фиктивными рукавами и к!урт — более легкая шуба, надевавшаяся в дорогу и на (работу. Пастухи носили только курт. При дождливой погоде они надевали вместо бурок, выделкой которых здесь почти не занимались, войлочную накидку (лит). Наиболее распространенным видом рабочей обуви у лезгин является шаламар— обувь типа поршней из сыромятной кожи вола или буйвола, носившаяся почти круглый год. Зимой для тепла в шаламар клали мягкое сено. Существенной особенностью мужского костюма лезгин были плотно связанные из шерсти сапоги с острым загибающимся кверху носком, обычно украшенные ярким, выполненным разноцветными нитками, орнаментом. Широкое распространение получили и шерстяные носки, которые делали из разноцветных ниток (мужские носки отличаются от женских более крупным и не столь ярким узором). Носки с цветными узорами . распространены в Дагестане только на территории собственно лезгин и других народов лезгинской группы. Особенно славятся своими красочными узорами и изяществом ахтынские носки.
Сейчас большинство мужчин носит одежду городского типа. Из элементов национального костюма чаще всего встречаются папахи, шерстяные носки и тулупы с длинными фиктивными рукавами. Тате тулупы характерны для всех народов Дагестана.
В противоположность мужскому, женский национальный лезгинский костюм сохранился до наших дней. Лишь в районных центрах, в совхозах и в тех равнинных селениях, которые расположены вблизи железной и шоссейной дорог, большинство женщин носит платья городского покроя. Национальный костюм лезгинок состоит из нательной белой рубахи, красных, черных, желтых или синих шаровар, надеваемых под рубаху, длинного платья тех же цветов, бешмета, пестро орнаментированных вязанных из шерсти носков, которые часто носят без обуви, кожаных поршней, бараньих тулупов с фиктивными рукавами. Головным убором служит распространенная в Дагестане чухта (шуткъу), поверх которой надевают платок; часто носят только платок, без чухты. Вообще чухта (в различных селениях ее называют по-разному: в Ахты — саргъуч, в Кана — бирчек, в Курахе — къуч, и т. д.) сейчас выходит из употребления. С каждым годом все большее число лезгинок приобретает платья и обувь городского типа. Но стойко удерживается обычай не показываться на людях с непокрытой головой, хотя и он уже не соблюдается некоторыми девушками равнинных селений. Распространено ношение колец и серег; в дальних горных селениях встречаются платья, украшенные нашитыми серебряными монетами.
В пище лезгин, особенно у жителей горных районов, большое место занимают мясные и молочные продукты. Распространенные мясные блюда: гатай кабаб (рубленое мясо с гарниром из жареного картофеля и фасоли), кабаб (жареное мясо), шашлык, а также котлеты, соус (савуз), мясной суп с картофелем (бозбаш), заимствованные горцами у русских. Бытуют у лезгин и различные азербайджанские блюда. Молоко употребляют в свежем и кислом виде, из него делают сыр и масло, варят молочные каши. В повседневную пищу входят, конечно, и различные мучные блюда, овощи и фрукты. Самое популярное повседневное блюдо — хинкал. Известно несколько видов хинкала, отличающихся размерами клецок и начинкой и имеющих разные названия (дюшпере, пич1екар и т. д.). В качестве начинки употребляют мясо с луком, творог, яйца, а также некоторые съедобные дикорастущие травы. Праздничные блюда — разнообразные пловы, слоеные пироги — цик!ен (с начинкой из сыра, творога, сушеного масла, риса, кишмиша, орехов), ватрушки, халва и др. Хлеб пекут пресный в виде тонко раскатанных лепешек (лаваш) и на закваске. Последний, вероятно, стали печь под влиянием русских.
Танец лезгинка
Когда на Кавказе играют свадьбы, то в округе горы «поют». Все присутствующие – от мала до велика – танцуют лезгинку. Стремительные экспрессивные движения выражают эмоциональность и жизнелюбие южного народа, и нет горца, который не владел бы этим искусством. Танец лезгинка – это горящие глаза и страстная душа.
Как появился танец
История лезгинки берёт начало с тех времён, когда на Кавказ ещё не пришла исламская религия. Поклонявшиеся силам природы южные народы выражали своё почтение богам ритуальными танцами. С их помощью можно было и вступить в спор, и доказать свою любовь, и даже подраться – способы выражения эмоций зачастую сводились к танцам. Лезгинка сочетает в себе многие традиционные элементы тех самых сложных телодвижений воинов, а название происходит от именования коренных народов – лезгины. Не исключено, что у лезгинов было принято отплясывать перед ответственным сражением, чтобы разогреться. Но есть и более романтичная версия – ингуш увидел девушку неземной красоты, моментально влюбился и, выражая нахлынувшие чувства в танце, припал перед ней на колено. Прелестница была поражена, тут же ответила ему: «Да», и лезгинка стала одним из способов ухаживания и демонстрации молодецкой удали.
Как правило, лезгинку танцуют мужчины. Для них это сродни полёту орла – яростно, быстро, размашисто. Но если выходит женщина – что бывает крайне редко – движения становятся мягкими и плавными, как будто лебедь плывёт по водной глади. Что объединяет оба стиля – это живость и изящество южного народа. Танец лезгинка исключает физический контакт, его предыстория – охота гордого орла на прекрасного лебедя.
Как танцевать лезгинку
Чтобы сойти за своего на кавказской свадьбе, нужно усвоить некоторые правила лезгинки. Спина должна быть не просто прямой – а такой, будто к ней привязана палка. Представьте себя орлом – это должно отражаться и в осанке, и во взгляде, и даже в улыбке. Если танец парный, то нужно смотреть друг другу в глаза, не прерывая ни на секунду зрительный контакт. И никаких примет скованности и скромности – вы же орёл!
Одна рука в мужском танце согнута и держится строго параллельно полу. Вторая рука вытянута – и также параллельна земле. Кисти максимально напряжены. Сгибается одна рука – разгибается другая, в это время ноги демонстрируют чудеса ритмов и узоров. Горец громко и уверенно топает, то разводя носки, то соединяя пятки, то вставая на цыпочки при согнутых коленях.
В женской лезгинке дама держит руки параллельно полу, немного поводит плечами и с изяществом вращает кистями. Ногами перебирает лишь слегка, имитируя плавные движения лебедя. На манер восточных танцев корпус слегка вращается.
Как мужчины, так и женщины, танцующие лезгинку, вращаются вокруг своей оси, двигаются по кругу под зажигательную музыку. Не столь важна хореография, сколько блеск и страсть в глазах.
Костюм для лезгинки
Колорита танцу добавляет традиционный костюм. Мужчины красуются в черкесках – однобортных кафтанах с открытой грудью – и вахчагарах, широких штанах, сужающихся книзу. Бурка, пояс и чувяки дополняют комплект.
Женская одежда отличается скромностью и целомудрием. На широкие или узкие штаны и нижнюю рубаху надевается цельнокроеное платье, на ноги – чувяки, на голове – платок. Чтобы танцевать лезгинку, нужно быть в первую очередь актёром. Обратите внимание на гордые лица кавказцев во время этих порывистых движений! Кажется, достаточно просто держать взгляд – а ноги сами пустятся в пляс под ритмы традиционной музыки.
Улица Мира
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Улица Мира в ЭТНОМИРе — уникальный проект, сердце этнографического парка. Не хватит и дня, чтобы внимательно осмотреть все дома и павильоны, которые знакомят с архитектурой, культурой, традициями, ремёслами и гостеприимством разных народов мира. Это самая удивительная улица на свете.
Выставочный комплекс представит собой 15 павильонов общей протяжённостью в 1,5 километра. Каждый из павильонов задуман как отражение культуры и традиций разных регионов мира: старинной Европы, загадочного Востока и самобытной Азии, жаркой Африки, солнечных Австралии и Океании и, конечно, стран Нового Света – Северной и Латинской Америки. Многое в ЭТНОМИРе уже построено, но в проектах – ещё больше. ЭТНОМИР растёт и развивается, приезжайте гулять и познавать мир вместе с нами!