Как собрать рюкзак в школу правильно: советы
Zolotayaigolka.ru

Рукодельный портал

Как собрать рюкзак в школу правильно: советы

Как правильно собирать портфель в школу?

«Я собираю портфель в школу ребенку», — говорят многие родители. Но нужно это делать взрослым? В этой статье мы ответим на вопросы, как правильно собирать портфель своим ученикам.

Как правильно собрать рюкзак в школу?

  1. Объясните малышу, что он должен сам собирать и разбирать свой рюкзак. Сначала покажите ему, как правильно это делается, потом проследите, чтобы он всё запомнил. Маленький ученик должен отлично понимать, что где у него в портфеле находиться. В ином случае он будет на уроке излишне много внимания уделять портфелю, пытаясь найти учебник или пенал, вместо того, внимательно слушать педагога. Даже если в рюкзаке только один отсек (хотя иногда у современных ранцев их минимум три), вашему сыну или дочери нужно будет около 15 минут, чтобы обнаружить нужный предмет в незнакомом ранце.
  2. Научите ребенка складывать рюкзак каждый день. Ежедневно в нем скапливается куча бесполезных бумаг, оберток, фантиков и других ценных, по мнению крошки, предметов. Нужно объяснить ребенку, что весь этот хлам мешает ему самому в учебе. Следите, чтобы малыш каждый день очищал свой рюкзак от мусора и складывал в него лишь нужные предметы
  3. Цель мамы с папой — проследить, чтобы малыш не носил на себе лишнего веса. По современным санитарным нормам выше 3 кг ребенку носить не надо. Кроме 2-3 учебников, которые положены по программе, и 2-3 тетрадей для нужных предметов, в портфеле должны находиться пенал с канцелярскими принадлежностями, дневник, подставка для учебников и завтрак. В итоге набирается нужная масса. Поначалу маме с папой нужно проверять, что ученик кладет в рюкзак, а потом он будет справляться сам.

  • Даже в частных заведениях туалетной бумаги иногда нет, что уж говорить о государственных школах. Поэтому в рюкзаке нужно хранить маленький рулон туалетной бумаги и упаковку влажных салфеток. Если малыш боится доставать в школе туалетную бумагу, положите ее в темный пакет.
  • Если вашему малышу не нравиться есть в школьной столовой или ему необходима специальная диета, то собирайте ему обед с собой. Для этого купите специальные контейнеры с крышкой, которая плотно закрывается. Часто мама с папой складывают пищу в фольгу или в прозрачные пакеты. Но в этом случае обед может раскрошиться. Кроме этого, если носить пищу вне контейнера, весь рюкзак и другие вещи пропахнут едой. Скажите малышу, что после еды ему надо все обертки и пустые пакеты положить назад в контейнер и плотно закрыть его.
  • Не нужно брать с собой игрушки. Если сын или дочь очень хочет, договоритесь, что ребенок будет брать машинку или куклу лишь на переменке, а на уроке положит игрушку в рюкзак. Можете заключить пакт, что если учительница пожалуется на игры, то все лишние вещи останутся дома.
  • К вопросу о мобильном телефоне. Родитель должны предварительно поговорить с ребенком и объяснить ему, что телефон – вещь дорогая, это не игрушку. Им нужно пользоваться лишь по назначению. Не нужно доставать его на перемене и играть. И уж тем более во время урока мобильник должен быть выключен. А вообще не стоит давать ребенку в школу дорогие вещи, такие как часы, планшет, фитнес-браслет.
  • Что положить в портфель?

    Многие родители задаются вопросом, как быстро собрать портфель в школу. Для этого нужно просто следовать некоторым правилам. Чтобы положить все нужные вещи в портфель, нужно заранее их подготовить. Скорее всего, если ваш малыш учится в начальной школе, перед 1 сентября вам выдадут список необходимых вещей. Если этого не случилось, не стоит волноваться. Напишите его сами. Все вещи поделите на несколько групп: учебники, тетради, канцелярские принадлежности, папки и так далее.

    На каждый учебный предмет нужно выделить 2-3 тетради в клетку или линейку и одну папку. Каждую папу подпишите. Небольшие вещи нужно распределить на карманам в рюкзаке, пеналу и контейнеру. Таким образом, ребенок сможет легко найти нужную вещь, и у него ничего не потеряется.

    Когда вы собираетесь в учебное заведение, самое первое, что нужно сделать – это положить учебники. Это будет самая тяжелая и объемная вещь. Поэтому книги будут занимать основную часть места в портфеле. Учебники следует класть в самое большое отделение рюкзака. Будет лучше, если вы расположите их ближе к спинке. Так ребенку будет удобнее. Не нужно брать с собой учебники по всем предметам. Ограничьтесь только теми, которые нужны в этот конкретный день.

    Тетради, блокноты, листы бумаги формата А4 разложите по папкам и подпишите их. Таким образом, они не помнутся, не порвутся, и их легко можно будет обнаружить в портфеле. Ещё 1 сентября положите в рюкзак одну пустую лишнюю папку. Она может понадобиться для расписания или других документов, которые выдадут вашему малышу в первый учебный день.

    Папки, тетради, дневник и альбом для рисования положите перед учебниками в основной отсек. Если у рюкзака есть больше отделений, тогда книги и бумажные предметы разделите по секциям.

    Пенал и контейнер с едой положите в небольшие отсеки. Их следует расположить отдельно от большого отделения. Предметы для изобразительного искусства (краски, кисти, фломастеры, мелки) необходимо носить отдельно от остальной канцелярии, которой ваш ученик пользуется постоянно.

    Если вы даете с собой в учебное заведение сыну или дочери гаджеты и девайся, выделите для них отдельные места в рюкзаке. В некоторых портфелях существуют специальные отделения для электронных устройств. Например, для планшета или мобильного телефона. Ещё иногда продаются портфели с отделениями для ноутбука, обычно они располагаются около спинки.

    Правила по сбору портфеля

    Мама и папа должны знать, как правильно собирать портфель в школу. Для этого мы даем вам несколько рекомендаций, которые помогут вам в этом деле.

    • Купите качественный портфель. Он должен быть большим и комфортабельным для ношения. Ещё лучше, если рюкзак будет иметь ортопедическую спинку. Чтобы быстро найти необходимые бумаги или тетради, подпишите все папки, в которых они сложены. Так они не потеряются.
    • Контейнеры с обедом нужно положить в дополнительный пакет и в отдельное от учебников отделение. Плотно закрывайте крышки, чтобы пища не испортила портфель.
    • Каждый день после учебы приводите рюкзак в порядок. Лишние вещи нужно сразу положить на стол. Собирайте портфель в школу вечером, чтобы положить все, что нужно.
    • Научите сына или дочь организованности. К этому качеству относится навык ученика ухаживать за своей одеждой:

    — складывать на место школьную форму;

    — чистить губкой ботинки или туфли;

    — стирать нижнее белье, носки и форму для занятий физкультурой;

    — гладить простые вещи.

    • Ученик должен вечером приготовить всё, что ему нужно будет на следующий в школе. Научите его, закончив домашнее задание, собирать рюкзак, класть в карман чистый носовой платок, смотреть в расписание уроков, вдруг завтра физкультура или изобразительное искусство. Тогда нужно взять спортивную форму или альбом с красками.
    • Если у вашего ребенка что-то не получается с первого раза, не стоит кричать и злиться. Лучше успокойтесь и объясните ему ещё раз. Только с вашей помощью и поддержкой малыш пройдет этот сложный путь под названием «Школьная жизнь».

    Как правильно собрать школьный ранец

    А что у вас, ребята, в рюкзаках?

    15.08.2016 в 13:12, просмотров: 4390

    Собрать ребенка в школу, не нанеся серьезный урон семейному бюджету – задача не из легких. А ведь близится первое сентября, торговцы готовятся задрать цены и тянуть с шопингом не стоит. Попробуем это сделать, опираясь на здравый смысл, народные хитрости и советы специалистов.

    Рюкзак

    Отправляясь в магазин или на рынок за школьным «снаряжением» начать стоит с покупки рюкзака — в него же и будете складывать все остальное! Не забывайте, что «дом для учебников» требует примерки, и покупать его лучше вместе с ребенком.

    Согласно требованиям Роспотребнадзора, вес школьных ранцев не должен превышать 700 грамм для обучающихся начальных классов, и быть не тяжелее килограмма для обучающихся средних и старших классов. Но вес – палка о двух концах. Тонкие, «просвечивающие» материалы, редкий шов, минимум проклепанных мест – вот такие рюкзаки обычно самые легкие. И к концу учебного года они уже настолько потерты и протерты, что требуют замены…

    — В первом-втором классе ребенку целесообразно купить именно ранец — с жесткими стенками и верхним клапаном, который сохраняет форму «сундучка», тем самым держа спину и формируя осанку, — говорит врач-ортопед Татьяна Айдинян. — Но всю начальную школу носить такой ранец необязательно — сейчас несложно подобрать рюкзак с жесткой вкладкой-супинатором в спинке — он все же удобнее «сундука».

    Читать еще:  Трусы хипстеры: что это такое, описание и особенности

    — Школьные ранцы выпускает не пойми кто, большинство из них «беспородные» или украшены брендами-фальшивками; как они проявят себя через несколько месяцев ежедневной носки, неизвестно, — рассказывает инструктор по туризму Марат Акишин. — Но есть формат так называемого «сити-бэга» — небольшого и недорогого городского рюкзака с объемом 25-28 литров. «Сити-бэги» очень похожи на школьные рюкзаки, разве что не украшаются изображениями «человека-паука», «феями» и прочими «покемонами» – они не аляписто-пестрые, как чисто школьные ранцы, но и не обязательно черные — для ребенка несложно подобрать жизнерадостную расцветку. Важно другое — среди таких рюкзачков много изделий производителей, известных в мире спортивного и туристического снаряжения, качество которых высокое даже в недорогих моделях. К примеру, я своему ребенку для школы купил городской рюкзак от бренда, производящего известные швейцарские складные ножи. Он обошелся около 2500 рублей — как и «беспородный» китайский школьный рюкзак — но качество там уже предсказуемое, на высоком уровне. Все крепко прошито, проклепано, качественная фурнитура, в спинке достаточно толстый (и при этом вентилируемый) уплотнитель, держащий форму.

    Пенал

    Привлекательно выглядит пенал с наполнением – вроде все, что нужно, в нем уже есть, а, значит, можно сэкономить время. Однако подборка содержимого нечасто бывает удачной, а цена существенно выше. Оптимальным можно назвать мягкий пенал-«кошелек». Он, как правило, имеет два отделения, закрываемых на молнии, а внутри есть петельки для ручек, карандашей, ластиков. Такой пенал хорош тем, что в нем нет хрупких пластмассовых петель, а в ранце он не грохочет содержимым, как погремушка.

    — Отправляясь на шопинг перед 1 сентября, возьмите с собой в магазин или на рынок обычные белые бумажные салфетки – ими вы сможете элементарно проверить стойкость краски на школьных аксессуарах, – советует санитарный врач Инна Медвинская. — Нестойкие краски, как правило, токсичны – если интенсивно потереть салфеткой, скажем, рисунки на пенале, ранце или любых канцелярских принадлежностях, то можно увидеть, как она окрасится. Соответственно, при повседневном использовании вся эта химия будет оставаться на коже ребенка. Такие товары покупать не стоит!

    Канцелярские принадлежности

    Учителя начальных классов нередко могут настаивать на использовании шариковых ручек определенного типа. Не волнуйтесь — как правило, речь идет о недорогих ручках известных марок, но с эргономичной треугольной формой в зоне хвата, или аналогичной резиновой насадкой, которая называется «грип». Надо понимать, что требования учителя – это всего лишь пожелания, и следовать им родители не обязаны, однако нет смысла входить в конфронтацию из принципа – ручка стоимостью не 15, а 30 рублей действительно гораздо лучше способствует постановке почерка ребенка. Купите рекомендуемые учителем ручки, плюс несколько штук самых дешевых – ими ваше чадо сможет, в случае чего, выручить забывчивых одноклассников, не выглядя жадиной и без ущерба для собственного пенала и бюджета.

    Собирая комплект ручек-карандашей-фломастеров и прочих точилок с ножницами, не покупайте лишнего. К примеру, зачем ребенку в школе корректирующая лента или специальный маркер-штрих для замазывания помарок? Разные трафареты, степлеры и прочие канцелярские аксессуары нужно покупать по мере необходимости – не поддавайтесь лихорадке шопинга, тем более что в кризис это неуместно!

    Телефон

    — Ребенок должен быть всегда на связи – это залог безопасности и спокойствия родителей, — уверена детский психолог Кира Малыгина. — Но отправляя чадо на учебу, с собой ему нужно дать «чисто школьный» дешевый и долгоживущий на одном заряде батареи кнопочный аппарат. Интернет и игры на телефонах в школе категорически вредны — нужно не искать ответы на задания учителя в интернете, а думать головой. А на переменке — общаться со сверстниками, что называется, вживую, а не посредством сетевых игр. Договоритесь с ребенком, что смартфон и планшет станут жить дома, а в школе нужно просто быть на связи с родителями при помощи простейшей и дешевой «звонилки». Донести это нужно спокойно и убедительно, а не в приказном порядке, дав понять, что телефон не определяет статус, количество и качество друзей, и тем более – уровень знаний.

    Скоро в школу: выбираем школьный рюкзак и ранец

    Правильно подобранный рюкзак или ранец — это гарантия того, что вашему ребёнку будет удобно и комфортно, а его осанка не будет под угрозой. О том, как не ошибиться с выбором рюкзака или ранца, вы узнаете из этой статьи.

    Выбор школьного рюкзака или ранца — всегда головная боль для родителей, особенно если ваше чадо идёт в первый класс.

    К этому выбору стоит подойти серьёзно и ответственно: помните, что неправильно подобранный рюкзак или ранец самым негативным образом сказывается на осанке вашего ребёнка, наносит вред его позвоночнику.

    Сегодня мы поговорим о том, каким критериям должны соответствовать правильно подобранные школьные рюкзаки и ранцы.

    Ранец и рюкзак

    Школьный ранец — это изделие с жёстким корпусом и плечевыми ремнями, предназначенное для переноски школьных принадлежностей на спине. Имеет твёрдую спинку, поэтому поддерживает спину ребёнка в прямом положении и не деформирует позвоночник.

    Рюкзак отличается от ранца отсутствием жёсткого корпуса и уплотнённой спинки, в результате чего его содержимое может оказывать на спину неравномерное давление.

    Если ваш ребёнок идёт в первый класс, то врачи советуют отдать предпочтение школьному ранцу.

    Критерии, о которых мы будем говорить далее, относятся как к школьному ранцу, так и к школьному рюкзаку.

    Размер

    Многие родители грешат этим — покупают рюкзак «на вырост» из соображений, что их ребёнок вымахает за несколько месяцев, или просто хотят, чтобы ранца хватило хотя бы на два школьных года. Зная, сколько средств приходится потратить на то, чтобы собрать ребёнка в школу, родителей можно понять.

    Но, несмотря на это, помните, что верхний край рюкзака не должен быть выше линии плеч, а нижний — поясницы. Если выбранный рюкзак будет удовлетворять данным требованиям, он не нарушит равновесие ребёнка. Только так ребенок не будет инстинктивно наклоняться вперёд или прижимать подбородок к груди, чтобы снизить давление на шею и поясницу.

    Если ваш ребёнок идёт в первый класс, то он, скорее всего, привык к маленьким рюкзачкам и будет слёзно требовать такой же к школе. Но не забывайте: ранец должен быть вместительным, ведь новоиспечённому школьнику придётся носить с собой альбомы, рабочие тетради и учебники формата А4.

    По словам ортопедов, ученик начальных классов не должен носить за спиной более 10% от собственного веса.

    Без содержимого школьный рюкзак должен весить не более 1 килограмма.

    Вес рюкзака с наполнением (тетрадки, учебники и другие необходимые школьные принадлежности):

    Вес ребёнка, кг Рекомендованный вес рюкзака, кг
    20 2
    25 2,5
    30 3
    35 3,5
    40 4

    Материал

    Помните один из главных критериев: материал рюкзака должен быть прочным, ведь вашему ребёнку придётся ходить с ним 5 – 6 дней в неделю.

    Также очень хорошо, если материал будет морозоустойчивым и водоотталкивающим. Вспомните себя в школьные годы: катание с горок, игры в снежки, различные вылазки со школьными товарищами — рюкзак должен соответствовать своему активному хозяину.

    Часто школьники просто сваливают рюкзаки на землю в одну кучу, когда играют на пришкольном участке, не заботясь о том, чтобы найти место почище. Зная это, облегчите себе тяжёлую жизнь родителя школьника — выберите такой рюкзак, который легко чистить и мыть.

    Все мы знаем, какие рюкзаки очень любят дети: яркие, красочные, с изображениями героев любимых игр и мультиков. Отлично знают это и производители школьных ранцев, поэтому большинство рюкзаков, которые вы найдёте в магазинах, будут именно такими.

    Так что если ваш ребёнок хочет себе такой красочный ранец, то у вас нет никаких причин отказывать ему.

    ГИБДД рекомендует, чтобы цвет ранца был ярким, а по его краям были светоотражающие элементы — тогда водителям будет легче заметить вашего ребёнка, когда он соберётся переходить дорогу.

    Цена школьных рюкзаков сильно варьируется. Приблизительные рамки — от 700 до 4 000 рублей.

    Помните, что нельзя экономить на здоровье и комфорте вашего ребёнка, поэтому не стоит приобретать самые дешёвые модели.

    Как собрать ребенка в школу? 10 правильных вещей, которые нужны школьнику

    Раньше все было проще: учебники , тетради , обложки , дневник и пенал — это практически все , что нужно было носить школьнику в портфеле. Сейчас от количества товаров в магазинах разбегаются глаза. Мы покупаем много лишнего , а про то , что нужно , забываем. Чтобы ты не тратила деньги впустую , Cosmo подготовил список необходимых для школы вещей.

    Cosmo рекомендует

    Модная стрижка-2020 для тонких волос — удлиненный боб: способы укладки

    WOW! Queen Box: закажи 15 бьюти-средств за 1 990 ₽

    № 1. Рюкзак

    Без него не обойтись ни первоклашке , ни старшекласснику. Для младших классов лучше выбирать рюкзак поярче для того , чтобы его было проще отыскать среди других. Если волнуешься , что ребенок возвращается из школы в темноте , ищи рюкзаки со светоотражателями или купи пару отражающих наклеек , которые автомобилисты заметят в темноте.

    Читать еще:  Как почистить замшу: как почистить замшу в домашних условиях

    Вес рюкзака вместе с его содержимым не должен превышать 10% от массы тела ребенка. А чтобы рюкзак было легче носить , складывай учебники ближе к спинке. Чтобы проверить , подходит ли ребенку рюкзак , посмотри , чтобы верхний край не был выше линии плеч , а нижний — ниже поясницы.

    № 2. Ручки

    Не покупай ручку только потому , что у нее классный колпачок или необычный рисунок. Сначала попробуй на листе бумаги , как она пишет. Главное , чтобы линия была четкой и не размазывалась при письме. А если хочешь , чтобы у ребенка был красивый почерк , покупай ручку с резиновой прокладкой , которая смягчает давление пальцев. Кстати , насадки продаются и отдельно.

    Ким Кардашьян умилила фанатов нежным селфи с удивительно похожей на себя дочерью

    № 3. Пенал

    Учителя настоятельно не советуют покупать младшим школьникам пеналы , в которых нужно все раскладывать по отделениям. Дети все равно не будут этого делать или станут отвлекаться на уроках , расставляя карандаши и фломастеры по секциям и ячейкам. К тому же такие пеналы стоят дороже и занимают больше места в рюкзаке. Обычный пенал на молнии , напоминающий косметичку, — самый удобный вариант.

    № 4. Смартфон

    Если спросить современного школьника , какая вещь для него важнее всего , он ответит — смартфон , так что к выбору гаджета нужно подойти серьезно.

    Каким должен быть смартфон для ребенка?

    • он должен быть прочным и надежным , потому что дети еще не умеют бережно относиться к вещам;
    • удобно размещаться в детской руке и не выскальзывать;
    • работать длительное время без подзарядки; заряда должно хватать как минимум на день при активном использовании;
    • нужна хорошая камера , чтобы при необходимости сделать качественные фото из учебных пособий , со школьной доски или для творческих проектов.

    Смартфон OPPO A5s/A1k — идеальный гаджет для школьника , который отвечает всем критериям: с прочным и устойчивым к царапинам и повреждениям стеклом Corning Gorilla Glass; аккумулятором , который позволяет активно использовать смартфон до 17 часов в день без подзарядки и большим дисплеем. Камера смартфона поддерживает AR-стикеры , которые реагируют на мимику , а наличие фоновых и музыкальных стикеров добавляет динамичности и увлекательности процессу фотосъемки. При этом компания OPPO позаботилась , чтобы устройство не выскользнуло из рук: к A1k прилагается фирменный чехол , более тонкий и изящный , чем обычные.

    № 5. Коробка для творчества

    В школе дети всегда что-то лепят , рисуют , вырезают. Для таких поделок можно завести отдельную картонную коробку. Подпиши ее и храни все , что понравилось ребенку или хочется оставить на память. Через каких-нибудь пару лет вам обоим будет интересно разглядывать ее содержимое.

    № 6. Сменная обувь

    Школьники ненавидят сменку , но без нее никуда. То , что нужна мягкая и удобная , знает каждый родитель. Покупая сменную обувь , помни , что ребенку придется ходить в ней по 6−8 часов каждый день. Следи за тем , чтобы она не была слишком плотной. Для помещений подойдет легкая обувь , в которой нога будет дышать. Ну и не забудь про мешок для сменки , в котором обувь удобно носить.

    № 7. Планнеры , ежедневники и скетчбуки

    В современном мире важно уметь планировать свое время , и чем раньше ты поможешь своим детям освоить этот навык , тем лучше. Планнеры рекомендуют опытные мамы , чьи дети , помимо школы , ходят в разные кружки или секции. Они удобны не только для ребенка , которому будет проще запомнить свое расписание , но и для всех членов семьи. Повесь его на видном месте: над письменным столом , в прихожей или просто на дверце холодильника.

    Скетчбуки и ежедневники помогут спланировать время школьникам постарше.

    № 8. Ланчбоксы и термосы

    Когда-то дети носили в школу бутерброды в фольге , а сейчас есть удобные ланчбоксы и термосы. Мягкий ланчбокс удобнее , потому что не занимает много места , и при этом сохраняет свежесть продуктов. Если хочешь , чтобы ребенок ел горячую пищу , используй термосы , которые удерживают тепло до шести часов в сутки. И не забудь про бутылку для воды.

    № 9. Визитница

    Еще один полезный предмет для современного школьника — чехол для проездного , персонального пропуска в школу и других документов. Поищи такой , который можно прикрепить к рюкзаку или карману куртки.

    № 10. Папки для школьных работ

    Сейчас многие самостоятельные задания или тестовые работы выполняются на отдельных листочках , которые потом мнутся , рвутся в рюкзаке или теряются. Чтобы этого не происходило , купи отдельную папку , закрывающуюся на кнопку.

    Совет: если до 1 сентября ты не успела купить все необходимое , не переживай. Во‑первых , через пару дней после начала занятий в магазинах начнутся школьные распродажи , так что белые рубашки , спортивную форму или обувь ты сможешь купить с хорошей скидкой. А во-вторых , после первого родительского собрания учителя продиктуют тебе солидный список того , что необходимо докупить.

    Как научить ребенка собирать портфель и делать домашнее задание

    Ребенок с гиперактивностью: пошаговые инструкции и другие элементы протезной среды

    Ирина Лукьянова журналист, писатель, преподаватель литературы, мама двоих детей, автор книги о детях с СДВГ

    Если ваш ребенок этой осенью идет в первый класс, а вы плохо представляете себе, как он будет самостоятельно собирать портфель, пользоваться раздевалкой, не говоря уже о приготовлении домашних заданий, — то в книге «Экстремальное материнство» есть много работающих советов. Ирина Лукьянова написала ее для родителей гиперактивных детей, однако навыкам самоорганизации надо учить всех — и можно начать прямо сейчас.

    Расселл Баркли называет организацию жизни для ребенка с СДВГ созданием «протезной среды». Как человек, у которого нет руки, ноги или зубов, не может справляться с требованиями жизни без протезов, так и человек, у которого нет способности управлять собой, не может справляться с жизнью без посторонней помощи.

    А значит, здесь многое зависит от взрослых — именно они должны помочь ребенку справляться с повседневными задачами (это краткосрочная цель) и учить его самостоятельности, чтобы ко взрослому возрасту он уже научился жить один и сам решать свои проблемы (это долгосрочная цель).

    Если взрослые помогают ребенку добиться успеха в повседневных задачах, это сокращает риск возникновения вторичных проблем — депрессии, тревожности и низкой самооценки. Ежедневные неудачи деморализуют ребенка. Он не справляется с повседневной нагрузкой и начинает считать себя глупым или неадекватным. К этому добавляется неспособность справляться со своими эмоциями. На них накладывается социальное отторжение — немудрено, что к подростковому возрасту у таких детей возрастает риск асоциального и антисоциального поведения.

    Именно поэтому детям с СДВГ особенно важна поддержка и ежедневная помощь взрослых — причем помощь в тех делах, с которыми их ровесники справляются сами. Из-за этого взрослых могут обвинять в гиперопеке, в желании подстелить детям соломки, защитить их от реальной жизни. Но пока ребенок не научился сам решать свои проблемы, он нуждается в помощи.

    Правила

    Первое, что нужно для создания упорядоченной и предсказуемой протезной среды — это четкие и немногочисленные правила поведения для взрослых и детей. Если мы не хотим, чтобы ребенок на нас кричал, мы тоже не кричим. Если не хотим, чтобы ругался плохими словами — не ругаемся сами. Если отбой в десять вечера, мы точно не даем ребенку сидеть у компьютера после полуночи. И, конечно, если дети расшатывают и нарушают установленные для них границы, родители обязаны отреагировать на это.

    Перечислим еще несколько составляющих протезной среды.

    Обучение навыкам самоорганизации и самоконтроля

    Один из лучших способов это сделать — ежедневное повторение одних и тех же действий, пока они не станут автоматическими. Так мы учимся плавать, так учимся водить машину: сначала инструктор нас полностью контролирует, потом постепенно передает управление нам, когда мы уже можем сами держаться на воде или вести машину без его помощи. Отказывать ребенку с СДВГ в повседневной поддержке — все равно что бросать его в воду, потому что он взрослый и сам должен выплыть.

    Помощь с рабочей памятью

    Дети с СДВГ не могут удержать в голове больше трех пунктов любого списка (обычный человек удерживает 5-7). Поэтому любые указания для них должны быть простыми и короткими. Например: «положи книги сюда, тетради сюда, а в середине стола должно быть пусто». Или «В этой работе должны быть три пункта: в чем проблема, как ее решили и к чему это привело. Три пункта». Или: «Сейчас приберем, а потом в бассейн. Тебе надо сделать три дела. Грязное белье положи в таз — раз. Таз отнеси в ванную — два. Всех своих супергероев унеси с кухни — три. Всего три дела. Повтори, какие». «Унеси, пожалуйста, куртку и книжки с обеденного стола и возвращайся на кухню. Куртка, книжки, на кухню. Давай».

    Читать еще:  Модные платья 2019: фото, фасоны и модные тенденции

    Чем меньше вы при этом рассказываете ребенку о его перспективах в армии или в будущей семейной жизни, чем меньше оцениваете его самого и его навыки уборки — тем лучше. Все это ненужная информация. Сконцентрируйтесь на том, что вам нужно сейчас.

    И не ограничивайтесь словами: чем больше органов чувств задействовано, тем лучше. Указания можно спеть (куртка-книги-кухня, трам-парам-парам). Можно, повторив каждый шаг, стукнуть по столу. Можно нарисовать картинку для каждого пункта списка. Пение, ритм и танцевальные шаги помогают справляться с задачами и поднимают настроение и родителю, и ребенку. Лучше петь, чем ругаться.

    Если вы с ребенком собираете вещи для лагеря, можно учить его визуализации: представь себе свой день в лагере с утра до вечера. Какие вещи тебе понадобятся от подъема до отбоя? О какой вещи подумал — ту принеси (или запиши в список).

    Можно повторять себе пошаговые инструкции: «Открыть учебник на странице пятнадцать, достать тетрадь и карандаш. Страница пятнадцать, тетрадь, карандаш».

    Задание лучше тихо повторять про себя до и после выполнения упражнения («Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните все глаголы, надпишите над ними вид»). Чтение задания после упражнения помогает проверить себя: все ли выполнено правильно.

    Алгоритмы

    Для любых постоянно повторяющихся действий нужны алгоритмы. Лучше всего их визуализировать: например, выписать порядок уборки, утренних сборов или сборов рюкзака в школу с вечера на карточку.

    Например, алгоритм уборки:

    1. Выбросить мусор.
    2. Всю грязную одежду положить в корзину для стирки.
    3. Чистую одежду убрать в шкаф.
    4. Книги поставить на полку.
    5. Игрушки убрать на свое место.
    6. Заправить кровать.

    Когда мы впервые учим ребенка что-то делать, мы можем придумать последовательность действий вместе с ним и записать ее на карточку, а потом проверять себя.

    Если у нас для ребенка есть конкретные задания, мы можем выдать ему карточку со списком заданий и сказать: сделай все, что тут написано, верни карточку, когда закончишь.

    Правила и алгоритмы могут существовать для самых разных ситуаций, например:

    • Как одеваться
    • Как мыться
    • В каком порядке утром готовиться к выходу
    • Как собрать портфель
    • Как делать уроки
    • Как решать пример
    • Как убирать в комнате
    • Как готовиться к экзамену

    Конечно, алгоритмы зависят от возраста ребенка. Для младшего ребенка последовательность действий можно нарисовать и повесить листок с картинками на стену. Для старшего — занести этапы подготовки к экзамену в таблицу и прикрепить ее над письменным столом.

    Очень важно отмечать на этих картинках или таблицах прогресс, продвижение к цели.

    Организация пространства

    В идеале надо стремиться к тому, чтобы у каждой вещи было свое место — в особенности у таких вещей, которые все время теряются: у ключей, очков, телефонов, зарядных устройств, расчесок, кошельков и т.п.

    Я человек хаотичный, порядка дома у меня нет, но мне пришлось завести деревянный домик-ключницу у дверей, очки всегда класть на определенный угол стола, зарядные устройства держать у конкретной розетки, а кошелек — в последней сумке, с которой я выходила из дома.

    Некоторым помогает цветовая маркировка тетрадей, ящиков, полок, папок и пр. Это особенно удобно, когда в семье несколько детей.

    Система внешних опор

    Поскольку с рабочей памятью у наших детей проблемы, и информация внутри головы не удерживается, мы выносим ее вовне.

    Нам в этом помогают:

    • Липкие листочки с напоминаниями
    • Записки
    • Картинки
    • Знаки
    • Алгоритмы
    • Таблицы и графики
    • Диктофон
    • Записные книжки
    • Ежедневники

    Где лучше вести записи — в бумажных записных книжках или в гаджетах? Это зависит от индивидуальных предпочтений. Главное — научить ребенка пользоваться этими прекрасными вещами.

    Внешняя мотивация

    В психологии нет понятия «лень», есть понятие «отсутствие мотивации». Причин у отсутствия мотивации может быть очень много: это и экономия скудных ресурсов, и непонимание смысла занятия, и недостаточное вознаграждение, и многое другое.

    Мотивация напрямую увязана с потребностями человека. Вспомним знаменитую «пирамиду Маслоу»: у основания пирамиды — базовые, физиологические потребности человека, вверху — все более высокие, духовные. За физиологическими потребностями (быть сытым, здоровым и т.п.) следует потребность в безопасности (чувствовать себя защищенным, быть принятым и любимым). Затем — потребность в уважении и почитании (одобрение, признание, компетентность). Затем — познавательные потребности (знать, уметь, понимать), а уже за ними — эстетические. Венчает пирамиду потребность в самоактуализации.

    Если мы посмотрим на типичную ситуацию «ребенок с СДВГ в классе» или «ребенок с СДВГ делает уроки», мы увидим, что, как правило, почти все потребности ребенка не удовлетворяются. Он может быть невыспавшимся и голодным. Он может не чувствовать себя в безопасности (а как себя чувствовать в безопасности, когда учительница кричит на весь класс? Или когда мать грозит ремнем?). Он не чувствует никакого одобрения и уважения — его называют бестолочью и болваном. Познавательные потребности тоже спят: писать диктант про русскую природу бесконечно скучно.

    Чтобы ребенок хотел учиться, обстановка должна быть психологически безопасной, взрослый, который его учит, — доброжелательным, отношение — уважительным, а материал — интересным. Но и это еще не гарантия того, что ребенок с СДВГ захочет чем-то заниматься. Мотивация у него в дефиците. Поэтому родителям приходится создавать систему внешней мотивации. Это и поощрение, и благодарность, и вовремя замеченная хорошо сделанная работа. Обратную связь такой ребенок должен получать постоянно и систематически — это единственное хорошо работающее средство управления его поведением.

    Как работает символическая экономика

    С такими детьми хорошо работают разнообразные системы символической экономики или жетонные системы: за желательное поведение ребенок получает какой-то символический предмет (жетон, фасолину, бусину, пуговицу — что угодно), когда таких предметов накапливается определенное количество, их можно обменять на маленькие или большие бонусы.

    Это не обязательно должны быть материальные блага. Бонусами может быть, например, один день легального пропуска школы по родительской записке, или внеплановый поход в кино, или домашний праздник — что угодно, что ребенку нравится.

    Вообще для ребенка важно, когда он может отслеживать свое продвижение к желанной цели. Можно, например, нарисовать ракету на одном конце листа бумаги и планету на другом. А продвижение к цели обозначать наклейками-звездочками. Вообще тут есть большой простор для родительской фантазии.

    Отечественные педагоги и психологи недолюбливают систему символической экономики, и в этом есть свой резон: в самом деле, гораздо лучше, когда ребенок делает что-то хорошее не за вознаграждение, а просто потому, что любит маму и папу и хочет им помочь. Но такая мотивация далеко не всем детям присуща. Иногда она появляется по мере взросления. Иногда ребенок и хотел бы сделать что-то хорошее, но потом, а вот прямо сейчас очень хочется поиграть в Лего.

    Для ребенка с проблемой воли (а это не только дети с СДВГ, но и дети в депрессии, и дети с другими расстройствами и нарушениями) дополнительная мотивация иногда может стать ответом на вопрос, зачем вообще что-то делать, зачем стараться, зачем вставать с постели.

    А вот платить ребенку за помощь по дому, сделанные уроки, хорошие оценки — это плохая практика. Нормально, когда все люди, живущие вместе, вместе отвечают за свой дом и бытовые обязанности: всем нужен порядок, еда, чистые вещи и чистая посуда. Каждый берет на себя часть обязанностей просто потому, что он часть этой семьи, и делает то, что в его силах. Платить кому-то одному за то, что он выполняет свою часть общих обязанностей — нелогично и неразумно: он не наемный персонал со стороны. А вознаградить его за хорошо выполненное дело каким-то символическим призом — вполне возможно.

    Еще бессмысленнее платить за сделанные уроки и полученные оценки: почему бы тогда не платить за то, что человек поел? Еда — питание для тела, учеба — питание для ума. Если мы не платим ребенку за съеденный суп и выпитый компот, почему мы считаем, что можно платить за выученное стихотворение или сделанные примеры по математике?

    Если дома работает система символической экономики, вознаграждаться в ней должно правильное поведение ребенка: затраченные усилия, хорошо сделанная работа, шаги по преодолению себя, но вовсе не школьные оценки.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector