Что такое шапка буденовка
Zolotayaigolka.ru

Рукодельный портал

Что такое шапка буденовка

Как шапка «богатырка», придуманная Васнецовым для царского парада, стала «будёновкой» и символом Красной армии

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Советские историки, защищая свою версию, утверждали, что не сохранилось никаких документов, которые бы точно указывали, что при царском правительство создавалась новая форма.

Что можно найти про будёновку в документах?

И действительно ни в гражданских, ни в военных архивах таких документом до настоящего времени найдено не было. Зато есть документы, датируемые 1918 годом, среди которых приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорится о создании новой военной формы. В состав комиссии входили известные русские живописцы Б.М. Кустодиев, М. Васнецов, М.Д. Езучевский и другие.

В приказе чётко оговаривалось, какой наркомат видит новую форму, а на создание эскизов отворилось меньше месяца. В конце 1918 году новая военная форма появилась в первой боевой части – в красногвардейском отряде, сформированном в Иваново-Вознесенске, который отправлялся на восточный фронт в расположение войск Михаила Фрунзе. Новый головной убор называли «богатырка» или «фрунзевка». Стоит сказать, что у Первой конной армии Будённого новой формы в то время ещё не было.

Но при этом есть документальные свидетельства, что на интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Василия Васнецова. В труде О.А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» можно найти такие строки:

« Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры — вооруженному отряду партии ».

И это не единственный аргумент в пользу императорской» версии. Подобные воспоминания можно найти и в мемуарах эмигрантов, но в СССР эти источники не пользовались популярностью.

Шлем былинных русских героев или головной убор борцов за мировую революцию

Есть ещё один аргумент, который нельзя сбрасывать со счетов. Стилистика новой формы ни коим образом не вписывается в революционную идеологию – уж очень явно в шапках-«богатырках» прослеживаются древнерусские мотивы. И конечно, Троцкий не мог пропустить это ужасное идеологическое несоответствие.

Интересный факт: первоначально звёзды на будёновках были синие, но их закрывали красными накладками с молотом и плугом – разноцветными в зависимости от рода войск. Звёзды на будёновках появились гораздо позже.

При этом в стиль Василия Васнецова новая форма вписывается идеально. Художник, который воспевал древнерусских витязей использовал свою концепцию в новом обмундировании. К тому же документальных свидетельств того, что он занимался разработкой военной формы достаточно. И даже советские историки не отвергали его авторства, хотя называли более поздние даты.

Как выглядела «будёновка»

Вершина шлемообразной шапки была притупленной, а в верхней часть была вшита обтянутая сукном круглая пластинка-пуговица диаметром около 2 см. С внутренней стороны к шапке пришивался колпак такой же формы из бася с простёжкой из ваты. Спереди был приточен 2-слойный суконный козырек с шестью рядами прострочки, а сзади – назатыльник с 3-угольным вырезом.

На левой стороне шапки-богатырки были две просеченные петли, а на правом – пуговицы. Назатыльник перегибался, что позволяла без проблем сложить шапку. Углы назатыльника кожаными хлястиками пристёгивались на небольшие обтянутые сукном пуговицы.

На передней часть головного убора была пришить 5-конечная звезда правильной формы диаметром 8,8 см из сукна. Вокруг неё – кант чёрной краской, а в центре звезды — «значок-кокарда» установленного образца.

Было ли возможно в 1918 году пошить новую форму?

Год 1918… Страна дезорганизована революцией и в разрухе. Поэтому факт, что всего за несколько месяцев в разорённой войной стране можно было разработать и пошить форму для армии, выглядит утопией.

Версия, что новая форма к тому времени уже была готова, и её только доработали, выглядит более жизнеспособной. У Троцкого был только один путь – использовать то, что уже было пошито на складах концерном Н.А.Второва на заводах в Сибири и хранилось на военных складах в Петрограде.

Конкурс же просто придумали, поскольку нехорошо бойцам и командирам Красной армии носить шинели, которые шили для триумфа императорских войск. Этим может объясняться и отсутствие каких-либо документов о создании военной формы. Впрочем, вскоре и имя самого Троцкого исчезло из архивов.

Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол — у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать. А историю

От«будёновки» до ушанки

Итак, действительно военная форма, которую придумали для имперского парада Победы по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах, действительно существовала. Концепцию и эскизы создавал художник Василий Васнецов, а шили форму на заводах концерна М.А. Второва. Поскольку партия новой формы на складах была невелика, вероятно, она предназначалась для парадов. Историки утверждают, что на фронтах эта форма зарекомендовала себя не очень хорошо и вышла из употребления через 20 лет. Последний эпизод использования этой формы – финская война. После чего на смену будёновкам пришли шапки-ушанки, а шинели заменили полушубками и ватниками. Но триумфальная «богатырка» и сегодня остаётся в народной памяти той самой краснознаменной «буденовкой».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Что такое шапка буденовка?

Характерным обликом красноармейца стала будёновка – сложный, многофункциональный головной убор. Наряду с гимнастёркой и шинелью, она рассматривается как визитная карточка Рабоче-крестьянской Красной Армии. Будёновка изображалась на открытках, плакатах, выпущенных век назад. До сих пор для иностранцев она остаётся одним из символов России.

Немного из истории появления будёновки

На вопрос, как появилась будёновка, нет единого ответа, потому что существует две версии этих событий: советская и имперская.

Советские историки объясняют факт появления этого головного убора необходимостью в 1918 году быстро обмундировать бойцов молодой Красной Армии и придумать для них вариант для ношения в жару и в холод. В состав комиссии, разрабатывающей новую военную форму, были включены художники Кустодиев, Васнецов и другие.

Вскоре в действующие подразделения отправились первые образцы: длиннополые шинели со сложными боковыми застёжками, гимнастёрки, штаны-галифе и шапки-шлемы, которые изначально называли «богатырками».

Будёновка состояла из нескольких клиньев, которые образовывали остроконечную верхушку. Формой головной убор напоминал шлемы былинных богатырей, потому и получил такое название. В армии под командованием Фрунзе его постепенно переименовали в «фрунзевку». Когда новая форма дошла до кавалеристов Семёна Будёного, название переродилось в будёновку, и других вариантов в дальнейшем уже не было.

Читать еще:  Костюм землянички для девочки своими руками: основа, детали, декор

Имперская версия гласит, что в этой форме, пошитой ещё при царе в 1915 году, русские войска должны были участвовать в параде Победы над Германией в Берлине. Создавалась она также по эскизам Васнецова. В этом случае можно объяснить её «богатырскую» стилистику. Шлемы-шапки, шинели с «разговорами», свободные гимнастёрки, застёжки на них и на шинелях – всё полно древнерусскими мотивами, что было чуждо молодой республике, захлёбывавшейся в крови.

Важно! Так или иначе, но будёновки появились в Красной Армии и просуществовали до 1943 года. Они не выдержали испытания морозами во время советско-финской войны 1940 года и постепенно стали заменяться более тёплыми шапками-ушанками, летними пилотками и фуражками.

Что это за шапка?

Основу суконного шлема будёновки составлял колпак из 6 соединённых сужающихся сферических треугольников. Он утеплялся ватной подкладкой. Впереди пришивался отстроченный овальный козырёк. Сзади располагался назатыльник. Если было тепло, то он был подвёрнут, поднят и зафиксирован пуговицами на задней части шлема. При необходимости он отстёгивался и удлинёнными концами защищал от ветра, дождя и холода шею со всех сторон. Застёгивался впереди под подбородком.

Обязательным элементом была пятиугольная звезда как символ принадлежности к РККА. Она пришивалась впереди по центру, над козырьком. Изначально звёзды не были красными. Они имели синий цвет, а потом цвет её изменялся в зависимости от принадлежности красноармейца к какому-либо роду войск. Пехота удостоилась малиновых звёзд, артиллерия нашивала оранжевые, которые потом заменили на чёрные, кавалеристам достался синий вариант.

Броневые войска (впоследствии – бронетанковые) получили красную звезду, авиаторам присвоили голубой цвет, а инженерные войска тоже присоединились к чёрной версии, пограничники остановились на зелёных звёздах на сером фоне головного убора. И только на плакатах или картинах красноармейцы изображались всегда в будёновках с красными звёздами.

Такую же шапку с 1922 года носили чекисты. Их вариант был тёмно-синего цвета с тёмно-зелёной суконной звездой. Через год цвет будёновки изменили на чёрный, звёзды – на малиновый. В следующем году шлем стал тёмного серого оттенка с краповой звездой.

Несколько версий будёновки

За свою четверть вековую историю этот головной убор претерпел несколько изменений:

  • менялась версия красноармейской звезды — с суконной она стала металлической, в виде значка, потом снова суконной;
  • размер звезды тоже претерпел изменения, то увеличиваясь, то уменьшаясь;
  • вводилась полотняная будёновка вместо суконной, которую стали носить только в зимнее время. Летний головной убор был лишён назатыльника, но имел два козырька – один спереди, другой сзади. В народе эту версию окрестили «здравствуй-прощай». Острым наконечником он был похож на каску германцев;
  • вскоре вместо полотняной версии была введена фуражка для лета, а зимний вариант сохранён за будёновкой;
  • сферические клинья головного убора в середине 20-х годов стали заканчивались более пологим, а не острым окончанием. Шлем стал округлым, навершие – не таким выступающим. Общая высота его снизилась.

Как изменилась она к настоящему времени?

Отменённая в регулярных войсках, шапка-будёновка сохранилась в вариантах детских головных уборов. Подобные шлемы промышленность выпускала для защиты головы и шеи ребёнка от холода. Предназначались они для мальчиков дошкольного или младшего школьного возраста. Вместе с удлинёнными элементами, скрывающими ушки и часть лица с боков, этот головной убор признавался родителями надёжным кордоном от ненастья.

Многие из них самостоятельно шили или вязали такие шапки, обязательно сохраняя красную звезду. С ней ребёнок мог участвовать в играх на военные темы — особенно популярных среди советских детей.

Интересно, что такой «древний» фасон вдруг стал возрождаться к жизни в XXI веке. Модницы сейчас предпочитают носить вязаные варианты с удлинёнными ушами. В современном виде будёновка стала невысоким остроконечным головным убором со свисающими боками. Самый распространённый тип вязки модной шапки – изнаночная гладь. Так она выглядит единой и монолитной. Только плотно прилегающая к голове шапка будет держать форму. Обязательное условие для сохранения причёски – тканевая подкладка, лучше из шёлка.

Важно! Связанная косами, шишечками, полосками, кружочками шапка-будёновка выглядит стильно и свежо. А двух — или многоцветные её варианты тоже очень популярны. Особенно красивы головные уборы с норвежским орнаментом на подкладке из шёлка, флиса или искусственного меха.

Какое место занимает будёновка в моде сегодня?

Милитари стиль по-прежнему является одним из трендов сезона. Девушки с большим энтузиазмом перенимают откровенно мужские фасоны головных уборов. Наряду с кепкой и ушанкой, будёновка поселилась в гардеробе смелых и неординарных личностей. Носят её с козырьком или без него, но обязательно с острым верхом, имитацией отвёрнутого небольшого назатыльника и удлинёнными боковыми частями. Ушки иногда завершаются длинными кисточками.

У мужчин будёновка как шерстяная шапка тоже пользуется популярностью. Есть варианты более изысканные, связанные спицами с различными узорами и мотивами. Присутствуют также и простые одноцветные модели, выполненные крючком, плотные, сохраняющие навершие острым. Будёновка используется и как банная шапка из войлока, надёжно скрывающая голову от воздействия высоких температур. В таком варианте на шлеме обычно вышиты шутливые надписи и рисунки.

Военное прошлое буденовки, головного убора воинов Красной армии

Головные уборы солдат, которые использовались в довоенное время, были разного назначения. По фуражке можно было определить даже воинское звание и род войск. Особой популярностью тогда пользовалась остроконечная шапка буденовка – головной убор воинов легендарной Красной армии. Появившись в молодом коммунистическом государстве, она стала символом свободы и революционной борьбы.

Описание аксессуара

Шапка-буденовка как военный головной убор имеет интересную историю. Впервые ее надели красноармейцы Иваново-Вознесенска осенью 1918 года. По своей форме буденовка напоминает древнерусский остроконечный богатырский шлем конической формы. Основа шапки – 6 сферических треугольников, сшитых вместе. Вершина колпака заканчивается круглой суконной накладкой диаметром 2 см. Материалом служило плотное сукно на ватной прокладке для утепления. С передней стороны к буденовке крепился простроченный козырек овальной формы, а с задней части пришивался назатыльник с треугольным вырезом. Зимой он отстегивался и защищал шею солдат от ветра, осадков и холода, а летом – поднимался и закреплялся специальными пуговицами к затылочной части шапки.

Знаком отличия головного убора красноармейца от военнослужащих других стран стала эмблема: алая звезда, выделенная по контуру черным кантом. Первоначально диаметр окружности вокруг пятиконечной звезды составлял 8,8 см, а после увеличился до 10,5 см. Не все звезды были красными: цвет эмблемы зависел от принадлежности к роду войск.

Название войск Расцветка
Пехотные войска Малиновый
Артиллерия Оранжевый
Кавалерийские дивизии Синий
Бронетанковые войска Красный
Авиаторы Небесно-голубой
Пограничные войска Зеленый
Саперные подразделения Стальной
Инженерные части Черный

Поверх звезды крепился значок-кокарда с изображением плуга и молота. Позже его сменила эмблема союза рабочих и крестьян – серп и молот.

Кем и когда разработана

В первое время после революции красноармеец, а также остальные его сослуживцы носили обмундирование царской армии со споротыми знаками отличия. Правительству большевиков необходимо было создать свою военную амуницию. Новую форму утвердили в 1919 году приказом РВСВ под номером 116. Она состояла из суконной шинели, рубахи-гимнастерки, кожаных лаптей, головного убора.

Точно не установлено, была ли буденовка специально разработана для Красной армии либо Советское Правительство использовало модель 1915 года для парада царской армии в Берлине. Документы, подтверждающие эту версию, на сегодняшний день не обнаружены. Зато документально доказано, что Военный комиссариат объявил конкурс на создание оригинального обмундирования для солдат Красной армии. Над эскизами советской военной униформы работали художники Борис Кустодиев, Василий Васнецов, Михаил Езучевский.

Читать еще:  Как стирать шерстяную кофту

Результатом работы стал шлем, внешним видом напоминающий древнерусскую коническую ерихонку с кольчужными бармицами, спускающимися на плечи. Это сходство дало первоначальное название головному убору красноармейцев – богатырка. Аналогов суконному колпаку в европейских армиях не было.

Военный путь

Поступив на обмундирование армии Семена Буденного, головной убор стал называться буденовкой. Новое имя прижилось, стало нарицательным и вошло в словари русского языка. Правда, в дивизии Василия Чапаева и армии Михаила Фрунзе буденовка называлась по-своему – фрунзевкой.

Летом 1922 года появился облегченный вариант колпака из светло-серого хлопчатобумажного полотна. Через несколько лет это шлем был вытеснен фуражками и пилотками, а зимние буденовки остались, приняв округлую форму. В милиции модификации буденовки существовали до 40-х годов.

Серые шлемы чекистов были отмечены краповыми звездами. Пройдя лихие годы Гражданской войны, буденовка сохранилась в Красной армии вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Совместно с названием головного убора, бытовали его шутливые прозвища:

  • «громоотвод» или «умоотвод» – из-за вытянутого вверх подобно антенне острого шпиля;
  • «здравствуй-прощай» – модель легкого шлема с двумя козырьками (надо лбом и в затылочной части).

На Дальнем Востоке часто острую вершину шапки сравнивали с камчатскими вулканами. «Кипит наш разум возмущенный», – шутили командиры над солдатами, приговаривая, что из суконного шпиля входит пар при пении «Интернациоанала».

Причины отказа от буденовки в армии

Молодому советскому государству было необходимо создать такое обмундирование, которое бы отличалось от царской формы и мундиров иностранных армий. Головной убор был разработан тщательно и отвечал этим требованиям, но мягкая суконная поверхность, в отличие от каски, не защищала голову солдат в окопах. Жаркими летними месяцами шлем сжимал голову, вызывая болезненные ощущения. Во время движения буденовка часто опускалась на глаза, вызывая неудобства. Военные действия во время Финской войны показали, что суконные шапки плохо сохраняют тепло. Поэтому приказом Наркома обороны летом 1940 года буденовку сменила шапка-ушанка. Однако во многих воинских частях, спецшколах и партизанских отрядах в первые годы войны буденовку продолжали носить.

След в истории

Буденовка была не просто головным убором воинов Красной армии. Она стала эмблемой новой социалистической жизни, символом доблестной армии, несущей свободу рабочим и крестьянам. Особое значение придавала головному убору красная звезда. Она также присутствовала на флаге и гербе страны, была опознавательным знаком на аэропланах и самолетах. Пятиконечная звезда символизировала единство пролетариата всех стран. Красный цвет являлся символом пролетарской освободительной революции, несущей свободу человечеству.

Особый романтический ореол появился у головного убора в 50-е годы после победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Буденовка тиражировалась на открытках, книжных иллюстрациях, появлялась на плакатах, подчеркивая победу Советского Союза над фашистскими захватчиками.

Головной убор стал непременным сувениром для иностранцев и предметом коллекционирования. Ни одна театральная постановка о событиях Гражданской войны не обходилась без красноармейского атрибута. Буденовка мелькала на киноэкранах в популярных фильмах о революции и военных событиях 20-х годов.

Какое место занимает в современной моде

После войны шапка-буденовка стала популярной деталью детской одежды. Теплые шлемы, укрывающие голову и шею, носили мальчики дошкольного и младшего школьного возраста. Головные уборы непременно украшались красной звездой. В XXI веке милитаристский стиль одежды стал одним из трендов. Стилизованные военные головные уборы с удовольствием носят не только представители мужского пола, но и юные девушки. Связанная из теплой шерсти буденовка смотрится стильно и модно. Часто шапки украшают норвежским орнаментом, вязаными узорами, кусочками меха. Предпочтение отдается вязаным вариантам шлема с невысоким верхом, имитацией назатыльника и удлиненными ушами.

В форме буденовки выпускаются войлочные шапки для русской бани, спасающие голову от воздействия высоких температур в парилке. Вместо звезд, такой вариант шапки украшают шутливые надписи, пожелания или юмористические рисунки. Российские болельщики часто приходят на спортивные соревнования в буденовках.

Также военная амуниция прошлых лет занимает почетное место на полках антикварных магазинов. Изделия, бывшие свидетелями великих событий, привлекают не только историков, ими интересуются люди, почитающие традиции, культуру своего народа, революционное и военное прошлое. Буденовки являются экспонатами частных коллекций, украшением интерьера и оригинальным подарком. Красноармейский шлем со звездой – самый популярный сувенир, покупаемый иностранными туристами в России.

Видео

Будёновка — шапка-богатырка

В первые послереволюционные месяцы красноармейцы и их командиры носили форму одежды, оставшуюся от царской армии, со споротыми погонами. Однако появление белых армий, солдаты которых носили форму того же покроя, вынудило командование РККА озаботиться введением новых элементов обмундирования, чтобы хоть издали хоть в темноте можно было легко отличить красноармейца от белогвардейца.

«С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина. »

Первоначально был введён нагрудный знак в виде красной звезды, расположенной поверх венка, одна ветка которого была дубовой. а другая – лавровой. В центре же этой звезды располагались скрещённые плуг и молот, а 29 июля 1918 года была введена металлическая звёздочка для головного убора с теми же плугом и молотом.

Уже 7 мая 1918 года Народный комиссариат по военным делам РСФСР объявил конкурс по разработке нового обмундирования для военнослужащих РККА. В конкурсе приняли участие В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Т. Аркадьевский и другие известные русские художники.

18 декабря 1918 года на основании представленных на конкурс работ Реввоенсовет Республики утвердил новый тип зимнего головного убора — суконный шлем, формой напоминавший средневековую «ерихонку» или шелом с бармицей — часть доспехов былинных русских богатырей, за что первоначально этот шлем и получил обиходное название «богатырка».

Существует легенда о том, что будущая будёновка была создана ещё до революции как элемент будущей парадной формы русской армии. Возможно, проект такого головного убора и существовал, но приказов о его производстве ни в архивах царских ведомств, ни в архивах Временного правительства до настоящего времени не найдено.

Первое описание зимнего головного убора для всех родов войск было объявлено приказом РВСР за №116 от 16 января 1919 года. Это был шлем из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Колпак шлема состоял из шести сферических треугольников, сужающихся кверху. В вершине вшивалась круглая пластинка диаметром 2 см, обтянутая таким же сукном. Спереди шлем имел простроченный овальный козырёк, а сзади – спускающийся вниз назатыльник с удлиненными концами, застегивающимися под подбородком на пуговицы.

В сложенном виде назатыльник пристегивался петлями на кожаных хлястиках к двум пуговицам колпака, обтянутым цветным сукном. Над козырьком на шлем нашивалась суконная звезда диаметром 8,8 см. цветом по роду войск, очерченная по контуру чёрным кантом (для звезды из чёрного сукна была предусмотрена окантовка красной краской). В центре звезды крепился значок-кокарда.

Читать еще:  Кроксы: фото, описание, история создания и виды

Образец значка-кокарды для головных уборов был установлен приказом Народного Комиссара по военным делам 29 июля 1918 года № 594. Он изготавливался из жёлтой меди и имел форму пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом в центре (не путать с серпом и молотом – эта эмблема появилась на военных кокардах в 1922 году). С лицевой стороны значок покрывался красной эмалью. Наружные концы звезды вписывались в круг диаметром 36 мм, а внутренние – 20 мм.

Суконный шлем с простёганным мягким козырьком имел цветную пятиконечную звезду с расцветкой по роду войск.

Так, в пехоте носили малиновую звезду на шлеме, в кавалерии – синюю, в артиллерии – оранжевую (в приказе именуется «померанцевый» цвет), в инженерных и сапёрных войсках – чёрную, летчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов – голубую, пограничники – традиционно зелёного цвета. Звезда имела чёрную окантовку; соответственно, для чёрной звезды ввели красную окантовку.

Шлем носили в холодное время. Из трёх типов подобных головных уборов, созданных для Красной Армии, суконные шлемы времён гражданской войны были самыми высокими и имели крупные звёзды.

Приказом РВСР за № 628 от 8 апреля 1919 года была впервые регламентирована униформа бойцов Красной Армии. Были введены летняя рубаха, пехотная и кавалерийские шинели (в приказе они названы кафтанами) и головной убор. Головным убором для холодного времени года стал вновь утверждённый и несколько модернизированный суконный шлем. Этот образец и назвали «будёновкой» – по дивизии С.М. Буденного, в которой он впервые появился.

Звезда зимнего головного убора в соответствии с новым описанием имела диаметр 10,5 см и отстояла от козырька вверх на 3,5 см.

Среди фотографий Будённого существует даже фото в монгольской одежде, но фото Будённого в будёновке найти удалось с пребольшим трудом.

Несмотря на введение единого обмундирования, до 1922 года войска не были полностью обеспечены им, поэтому многие донашивали обмундирование старой русской армии, оставшееся в большом количестве на складах или захваченное Красной Армией в качестве трофеев.

Приказом РВСР за № 322 от 31 января 1922 г. все установленные ранее предметы обмундирования, за исключением кожаных лаптей, которые ещё продолжали существовать, отменялись, и вместо них была введена единая, строго регламентированная форма одежды. Установлен единый покрой шинели, рубахи и головного убора.

Летний шлем был частью обмундирования красноармейцев на протяжении двух лет и в мае 1924 года вновь был заменён фуражкой, однако зимние будёновки продолжали использоваться, претерпев в 1922 году изменения фасона и цвета сукна, который стал тёмно-серым.

В связи с изменением формы шлема уменьшился диаметр нашивной звезды (до 9,5 см), а 13 апреля 1922 года был изменён красноармейский значок, на котором вместо плуга и молота стали изображать официальную эмблему рабоче-крестьянского государства – серп и молот.

В 1926 году вновь был изменён цвет сукна шлема с тёмно-серого обратно на защитный. С несущественными изменениями будёновка продолжала служить основным зимним головным убором РККА. В таком виде её и застала Зимняя война, в ходе которой неожиданно выяснилось, что в сильный мороз будёновка держит тепло гораздо хуже, чем шапка-ушанка, в которую были обуты головы финских солдат.

Эту ушанку у нас в те времена так и называли финкой, а сами финны звали её просто turkislakki – меховая шапка. Именно ею и было решено заменить будёновку, но процесс замены затянулся, и многие части воевали в будёновках в первые два с половиной года войны. Лишь когда в РККА было ведено новое обмундирование с погонами, будёновка окончательно исчезла из войск – последний снимок красноармейца в будёновке относится к марту 1943 года.

История появления знаменитой буденовки

«С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли».

Образ красноармейца, героя гражданской войны не мыслим без легендарного головного убора, знаменитой буденовки. История ее появления довольно интересна.

В первые послереволюционные месяцы красноармейцы и их командиры носили форму одежды, оставшуюся от царской армии, со споротыми погонами. Однако, вскоре возникла острая необходимость в создание собственной военной формы, которая бы визуально отличалась от обмундирования императорской армии. Было принято решение использовать для нужд Красной армии форму, придуманную для Парада Победы. Она была разработана художником Василием Васнецовым по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах. Пошита форма была концерном М.А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах в Петрограде. Запасов одежды надолго не хватило, поэтому в мае 1918 года нарком по военным делам Троцкий создает комиссию по разработке новой формы для РККА. В состав комиссии вошли русские художники В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, М.Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие, которые на основе прежних «царских» эскизов разработали все виды формы.

Одним из заметных элементов стал остроконечный головной убор, внешним видом напоминающий древнерусский богатырский шлем «ерихонку». За что первоначально получил название — «шапка-богатырка».

Первое описание зимнего головного убора для всех родов войск было объявлено приказом РВСР за №116 от 16 января 1919 года. Это был шлем из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Колпак шлема состоял из шести сферических треугольников, сужающихся кверху. В вершине вшивалась круглая пластинка диаметром 2 см, обтянутая таким же сукном. Спереди шлем имел простроченный овальный козырёк, а сзади — спускающийся вниз назатыльник с удлиненными концами, застегивающимися под подбородком на пуговицы. В сложенном виде назатыльник пристегивался петлями на кожаных хлястиках к двум пуговицам колпака, обтянутым цветным сукном. Над козырьком на шлем нашивалась суконная звезда диаметром 8,8 см. цветом по роду войск, очерченная по контуру чёрным кантом (для звезды из чёрного сукна была предусмотрена окантовка красной краской). В центре звезды крепился значок-кокарда. Он изготавливался из жёлтой меди и имел форму пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом в центре .

Первой частью Красно армии, одетой по новому «образцу», стал Иваново-Вознесенский красногвардейский отряд. Он направлялся в войска под командованием Михаила Фрунзе. Из-за чего головному убору дали новое прозвище: «фрунзевка».

Для зимнего времени головной убор сделали более остроконечным. Этот шлем и назвали «буденовкой» — по дивизии С.М. Буденного, в которой он впервые появился.

Цвет звезды на буденовке отличался, в зависимости от рода войск: в пехоте носили малиновую звезду, в кавалерии — синюю, в артиллерии — оранжевую (в приказе именуется «померанцевый» цвет), в инженерных и сапёрных войсках — чёрную, летчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов — голубую, пограничники — традиционно зелёного цвета.

Головной остроконечный шлем, хоть и стал прочно ассоциироваться с внешним обликом солдат Красной Армии, на деле вызывал много нареканий у военных. Зимой она пропускала холодный воздух, а летом сильно сжимала голову, вызывая головные боли. Буденовка часто сползала на глаза и носить ее постоянно было неудобно.

В начале 40-х годов, шлемы постепенно заменяются шапками и в 1943 году буденовка исчезает из перечня военного обмундирования советской армии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector