Фуражки — мужской головной убор с козырьком, плоским донышком и жёстким широким околышком.
Ранее фуражки назывались картузами, которые стали выходить из употребления с наступлением в стране Советской власти и началом времени атеизма, когда покрытая голова и наличие пояса стали необязательным для мужчин, т.е. произошла смена культуры определённого внешнего облика. Картузы вышли из широкого употребления до Великой Отечественной войны.
Классификация фуражек даётся по шестидесятому году.
Фуражки разделялись на общегражданские и форменные; были для взрослых и детей.
Гражданская фуражка
Гражданские Фуражки для взрослых изготовлялись — от № 53 до № 62; Фуражки для мальчиков школьного возраста семи размеров — от № 50 до № 56; для мальчиков дошкольного возраста пяти размеров от № 47 до № 51.
Детская фуражка
Форменные фуражки для детей и подростков выпускались размеров с 49 по 56; для взрослых — с 52 по 61. Форменные фуражки подразделялись на военные и ведомственные, в том числе для учащихся. Фуражки военного образца в соответствии с формой бывали: для сухопутных войск, военно-воздушных сил, пограничной охраны, морского флота и речных флотилий, милиции и военизированной охраны.
Фуражка военного образца
Фуражка для офицеров ВМФ
Особым видом военных фуражек являюлись казачьи.
Фуражки для старшин, матросов срочной службы и воспитанников нахимовских военно-морских училищ делались без козырька, подбородного ремешка и пуговиц (фуражка-бескозырка), с флотской репсовой шёлковой лентой, с надписью золотыми буквами наименования флота или экипажа и изображением якоря золотистого цвета на концах.
Фуражка-безкозырка
Ведомственные фуражки были установлены для работников железных дорог, водного и воздушного пассажирского транспорта и некоторых других, для учащихся общеобразовательных школ, профессиональных и специальных училищ и некоторых высших учебных заведений. Фуражки разных типов были введены отдельными организациями для своих работников: обслуживающего персонала гостиниц, работников городского транспорта, носильщиков и т. п.
Гражданские фуражки изготовлялись шерстяные (из сукна, шевиота, трико, драпа), х.-б. (из рогожки, пике, букле), шёлковые (из чесучи), льняные (из полотна, парусины) и реже кожаные, меховые, соломенные, трикотажные и другие. На верх фуражек для офицеров шли чистошерстяная фуражечная ткань (образец 11128 БТУ МО 275-59 / ТК 2835 ) для маршалов, генералов и офицеров — чистошерстяной габардин артикул 1511; для других военнослужащих — фуражечное сукно артикул 852. По виду козырька различали фуражки с лаковым козырьком и с козырьком из основного материала. В летних форменных фуражках часто применяли для верха белую ткань. В этом случае из неё делали съёмные чехлы, чтобы их можно было стирать. В комплект фуражки включалсь два чехла.
Основными частями фуражки являются: верх (головка), околыш и козырёк. Верх состоит из плоского донышка и боковых сторон, составленных из четырёх дугообразно выкроенных частей — четвертинок. Донышко имеет форму незначительно вытянутого эллипса (разность длин полуосей от 2 до 10 мм); изготовлялось трёхслойным: верх из основного материала, подкладка, называемая «кружком», и промежуточная прокладка, обеспечивающая некоторую жёсткость. На подкладке посередине печаталось клеймо, иногда его покрывали целлофаном, или нашиваласьромбовидная накладка из влагостойкого материала (потничок) с клеймом. В форменных фуражках между донышком и околышем прокладывался узкий цветной (установленного цвета) кант; в общегражданских Фуражках шов между донышком и скосом обычно бывал без канта или с кантом (выпушкой) из основной ткани, из которой изготовлен верх Фуражки. Внутрь боковых стенок между четвертинками основного материала и их подкладкой давались различные прокладки для обеспечения устойчивости формы фуражки. Основными из них являлись стойки, поддерживающие перед верха фуражки в поднятом состоянии, в то время как зад спущен, и кольцевой каркас из тонкой узкой (1—8 мм) металлической или пластмассовой полоски (или проволоки), обеспечивающий устойчивость краёв донышка. Стоек две: большая (широкая, почти во всю длину козырька) и малая (узкая высокая, ставилась посередине переда). Околыш (называемый также околышек и окол) делался более или менее жёстким, нёс на себе верх и козырек. Каркасом жёсткости околышка служили полоска картона, чаще всего обшитая парусиной. Внешняя сторона околыша была крыта обычно таким же материалом, из которого сделан верх, в форменных фуражках часто бывала другого цвета или из другого материала — цветного бархата; отделывалась репсовой лентой. Внутренняя сторона околыша была образована прокладкой; к ней по нижнему краю пришивался налобник — защитная от пота полоска из дерматина или ледерина. На передней стороне околыша, над козырьком, был укреплён ремешок (из кожи, лаковой клеёнки или основной ткани) с двумя пуговицами по концам и декоративными шлевками перед ними, декоративный двойной витой шнур или двойной ремешок, который можно было раздвинуть и спустить вниз под подбородок. На форменных фуражках крепятся кокарды, эмблемы, гербы.
Козырьки изготовлялись из фибры или картона — лаковые либо с двойной обшивкой тканью. Лаковые имеют покрытие только с верхней (лицевой) стороны, часто делаются с выпуклым прессованным бортиком. Лицевой слой ткани называется также козырьком, нижняя обшивка — подкозырьком.
Основные измерения фуражек зависят от их фасона.; в таблице приведены основные размеры для нескольких основных типов форменных фуражек.
Что такое фуражка: (это), виды фуражек
В России в XIX веке на форменных фуражках на околышах располагается значок или эмблема рода войск (кокарда), инженерной специальности и т. д.. На тулье помещается кокарда. Летом на фуражку надевали белый чехол.
Основные части
основные части фуражки (на примере фуражки МПС СССР/России):
кокарды (верхняя кокарда данной фуражки называется технический знак)
рант (когда на этом месте проходит ремешок (на полевых фуражках, например), то он «подбородным ремешком» и называется). В данном случае на ранте — витой шнур-филигран.
козырёк
кант —
околыш —
тулья —
Фуражки часто имеют армирующие вставки — стальной обруч для поддержания формы тульи и придания ей (при необходимости) изгиба, матерчатые (ватные) валики для наполнения тульи, а также уплотнители околыша (из картона) для сохранения формы. Отдельные виды фуражек могут иметь сменные чехлы (например — летний белый чехол для морских фуражек).
Разновидности
Картуз — гражданская разновидность фуражки. Летний мужской головной убор. От фуражки отличается высоким околышем.
Полевая фуражка (полевое кепи) — изготавливается из камуфлированной (защитной) ткани, без армирующих вставок, служит головным убором в полевых условиях. Носится с кокардой защитного цвета.
Бескозырка — от фуражки отличается отсутствием козырька. Классический пример — форма матросов и старшин Военно-морского флота России.
Интересные факты
Данному головному убору посвящена старинная строевая песня русских кадет «Фуражка» (текст, прослушать)
Галерея
Павел Емельянович Куприянов
Сергей Иванович Грицевец
Глава Объединённого комитета начальников штабов генерал Натан Твайнинг в офицерской форменной фуражке
ФУРАЖКА — ФУРАЖКА, фуражки, жен. (польск. furazerka). Головной убор с широким околышем и с козырьком. Форменная фуражка. Студенческая фуражка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ФУРАЖКА — (польск. furazerka, в связи с военн. фр. fourrage, fourrager). Плоская шапка с козырьком или без него. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФУРАЖКА польск. furazerka, от фр. fourrage, собирать фураж.… … Словарь иностранных слов русского языка
фуражка — картуз, убор, мичманка, конфедератка, милиционер, капелюх, кепка, каскетка, кепи, фуражечка Словарь русских синонимов. фуражка сущ., кол во синонимов: 14 • капа (7) • … Словарь синонимов
фуражка — и, ж. fourrageur > нем. Furagiermütze > пол. furazerka , рус. фуражная шапка. Шапка известного покроя. Даль. Мужской головной убор с околышем и козырьком. БАС 1. Головной убор, надеваемый при фуражировке. Фасмер. В Москве захвачены были… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
фуражка — ФУРАЖКА, устар. картуз ФУРАЖЕЧНЫЙ, устар. картузный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ФУРАЖКА — головной убор с околышем и козырьком … Большой Энциклопедический словарь
ФУРАЖКА — ФУРАЖКА, и, жен. Мужской головной убор с жёстким околышем и козырьком. Форменная ф. Офицерская ф. | прил. фуражечный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
фуражка — ФУРАЖКА, и, м. и ж., ФУРАЖКИН, а, м. Милиционер. Вот товарищ Фуражкин бдит … Словарь русского арго
фуражка — Швейный головной убор мужской и для мальчиков с козырьком и жестким околышем. [ГОСТ 17037 85] Тематики швейные и трикотажные изделия Обобщающие термины головные уборы … Справочник технического переводчика
фуражка — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? фуражки, чему? фуражке, (вижу) что? фуражку, чем? фуражкой, о чём? о фуражке; мн. что? фуражки, (нет) чего? фуражек, чему? фуражкам, (вижу) что? фуражки, чем? фуражками, о чём? о фуражках 1.… … Толковый словарь Дмитриева
Что такое фуражка?
Мужские головные уборы являются неотъемлемой составляющей гардероба. К таким уборам в числе прочего относится и фуражка, появившаяся достаточно давно.
Подобные изделия имеют различный фасон, особенности их конструкции зависят от области применения.
Определение
Фуражкой называется плоский головной убор с широким жёстким околышем и козырьком (либо без него), изначально используемый исключительно мужчинами.
Такое изделие носят преимущественно военные либо лица, принадлежащие к определённым профессиям (пограничники, почтальоны, полицейские, лесники, железнодорожники).
История фуражки
В прежнее время это изделие именовалось «фуражной шапкой». Его использовали в качестве форменного головного убора в вооружённых силах и ведомствах многих стран.
Солдаты-фуражиры, в чьи обязанности входила заготовка продовольствия и фуража (корма для животных), носили характерные практичные пёстрые шапки с околышем.
На современные модели такие изделия походили лишь околышем.
Справка! С исторической точки зрения, фуражка признаётся видоизменённым вариантом армейского кивера (шапки, имевшей высокую и непрактичную форму, которую использовали пехотинцы и кавалеристы армий Европы и Америки в эпоху Наполеона). До середины XIX века форма кивера понемногу уменьшалась, максимально приблизившись в итоге к современному виду фуражки. Для различных родов войск начали делать разные по цвету изделия с добавлением нашивок.
Фуражка в Русской армии
В качестве головного убора в российской армии предметы подобного рода начали использовать в период правления Павла I (в конце XVIII столетия). Такой атрибут этого изделия, как кокарда, появился уже в XIX столетии. В этом же периоде появились и другие характерные отличительные признаки (например, эмблемы родов войск), после чего это изделие приобрело вид, максимально соответствующий современным представлениям о нём.
В войсках Российской империи головной убор такого рода относили к отдельной категории предметов вещевого довольствия войск — мундирным вещам. Делали такие шапки в полковых мастерских. Отпускали эти изделия в виде материалов и каждый раз на чётко определённый срок.
Справка! Царским указом от 23 сентября 1811 года была введена солдатская фуражка с круглой тульей, но несмотря на это такие шапки на протяжении почти 100 лет делали без данной детали.
Составные части фуражки
Каждый головной убор такого рода состоит из следующих элементов:
кокарда (матерчатый либо металлический отличительный значок, находящийся в центральной части околыша);
рант (расположенный над козырьком витой декоративный шнур либо застёгивающийся под подбородком ремень, который используют, чтобы не потерять фуражку на ветру);
козырёк (щиток, закреплённый над лицом горизонтально либо с наклоном вниз);
кант (выпушка, проходящая по верхней части околыша);
околышек (плотно обхватывающий голову ободок от 3 до 5 см);
плоская либо округлая тулья (основная часть изделия);
стальной обруч (армирующая вставка, предназначенная для сохранения соответствующей формы изделия);
чехлы (аксессуары, используемые для хранения таких головных уборов).
По назначению такие головные уборы принято разделять на полевые, повседневные, парадные и парадно-выходные.
К основным видам относятся:
картуз — гражданский вариант для тёплой погоды, имеющий большую тулью и высокий околыш (использовался в 1930-40 годах в среде политработников и государственных органов);
полевая фуражка — форменный головной убор, предназначенный для использования в полевых условиях (делается из материала цвета хаки без использования армирующих вставок);
бескозырка — фуражка, не имеющая козырька (использовалась и продолжает использоваться на флоте).
Такие изделия могут отличаться по цвету ткани верха, канта, околыша и по оформлению околыша и стенок изделия.
Где сейчас применяется фуражка?
В конце прошлого столетия этот предмет начали использовать и женщины, поскольку основной акцент в модных тенденциях 70-годов был сделан на элементы мужского гардероба.
Поэтому, помимо традиционных форменных мужских фуражек стали появляться и женские модели.
В современном мире моды женские модели фуражек преимущественно относятся к молодёжному гардеробу. Представительницы прекрасного пола ценят фуражку прежде всего за то, что классическая строгая форма этого головного убора смягчает черты лица, делая образ более выразительным независимо от возраста.
Форменная фуражка прошла через массу преобразований, обусловленных необходимостью приспособления этого головного убора к разным родам войск и применения к нему различных отличительных знаков и цветов. По форме, цвету и характерным значкам всегда можно узнать, кем является владелец этой вещи.
Что такое фуражка: (это), виды фуражек
Форменная фантасмагория от Павла I до Сергея Шойгу.
Воскресенье. Лето в разгаре. Севастополь изнывает от жары. В Балаклавской бухте застыли у причалов раскаленные на солнце черные сигары подводных лодок. В казарме оставшийся старшим в бригаде командир 1-го дивизиона (комдив-1) лениво расставляет фигуры на шахматной доске.
– Кто хочет сыграть?
Желающих нет. Все знают, что комдив – шахматный бог бригады подводных лодок. С ним мог бы сразиться на равных только флагманский штурман, но он сегодня, как говорят моряки, сошел на берег – редкая возможность побыть дома с семьей.
Оперативная смена – дежурный по бригаде офицер, оставшийся за флагманского механика командир БЧ-5 (по-простому – механик) одной из подводных лодок, другие офицеры, обреченные в выходной день тянуть лямку военной службы, – изнывает от вынужденного безделья.
Механик мысленно пересчитывает деньги, оставшиеся в кошельке до «дня моряка» – так военные называют на флоте день выдачи денежного содержания, а гражданские шпаки – получкой. Хватит на ужин в лучшем ресторане Севастополя. Такова ставка в игре.
Комдив-1 и все офицеры сразу оживляются. Комдив просит оперативного дежурного по бригаде позвонить в ресторан, заказать ужин на одну персону и вызвать две машины такси на 19.00 к КПП части. Кто-то поедет ужинать в ресторан. Комдив не сомневается, что сегодня этим счастливчиком будет он. Игра начинается. Но итог ее совершенно неожиданный для участников и зрителей. Шах и мат шахматному богу объявляет механик.
Вечером, после смены с дежурства, начинается кульминационный момент. К КПП подъезжают две машины с шашечками на дверках. В первую машину на переднее сиденье (командирское) возлагают белоснежную фуражку механика. Во вторую машину усаживается сам механик, и небольшая кавалькада, провожаемая приунывшим комдивом (он оплачивает этот праздник), отъезжает от КПП.
В центре города машины не сразу подъезжают к ресторану, а совершают три круга почета – вдоль Южной бухты по улице Ленина, с нее, около Графской пристани, поворачивают на проспект Нахимова, дальше – на Большую морскую и вновь – на улицу Ленина. Наконец подъезжают к гостинице «Севастополь», где на первом этаже лучший в городе ресторан. Водитель первой машины торжественно вносит через распахнутую услужливым швейцаром дверь фуражку механика. После этого из второй машины выходит «его высокоблагородие».
Этот ритуал был хорошо известен в Севастополе всем, кому довелось служить здесь в 60-е годы прошлого века. Но наш рассказ не о нем, а о фуражке.
ИСТОРИЯ ДЛИНОЙ ПОЧТИ В 220 ЛЕТ
Фуражка образца 1900 года
Слово «фуражка» – ярчайший образец народной этимологии, считает ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея ФСБ РФ, кандидат исторических наук Александр Печейкин. Происходит оно от головных уборов, которые солдаты носили в тех случаях, когда строевой головной убор был не к месту – при выполнении различных работ, на заготовке продовольствия и фуража (fourrage – корма для животных). От слова «фураж» шапка стала называться фуражной шапкой, а проще – фуражкой.
Достоверные сведения о фуражных шапках в России датируются правлением Павла I. В частности, документом от 21 декабря 1796 года гусарам предписывалось изготавливать фуражные шапки цвета ментиков, а околыши – цвета доломанов. Так что в будущем году нашим фуражкам исполнится 220 лет. По этому случаю Министерство обороны, смеем предположить, устроит праздник и выпустит юбилейную медаль, ведь фуражка того стоит.
Фуражка, выдаваемая со склада вещевой службы, как правило, сразу выкидывалась.
На флоте редкий офицер носит фуражку, выданную ему на складе вещевой службы. Уважающий себя военный моряк заказывает головной убор в ателье, особым шиком считается сшить его у известного всему флоту мастера. К сожалению, как заметил два века назад поручик французского Инженерного корпуса Сади Карно, иных уж нет, а те – далече…
В 70-е годы прошлого века офицера Черноморского флота легко можно было отличить от балтийца или североморца по фасону фуражки, сшитой по особому заказу. У черноморского офицера фуражка была с высокой тульей и изогнутым, повторяющим форму морской волны, донышком – верхней части головного убора. То есть передняя часть донышка гордо задиралась вверх, а нижняя была приопущена. В тулью подкладывали ватный валик, отчего она была выгнута, как лук с туго натянутой тетивой.
Фуражка на заказ «севастопольского» образца
Фуражки балтийцев отличалась ровным донышком. Говорят, шили их старые мастера, которые еще помнили прежние названия городов Восточной Пруссии и старую школу фуражечного пошива. Можно было встретить у балтийцев и фуражки без армированной вставки – стального обруча, который поддерживает форму тульи и придает ей щеголеватый изгиб. Без вставки тулья обвисала, и в этом люди с понятием тоже видели определенный шик: сразу видно, что перед вами не паркетный служака, а просоленный морем и обветренный всеми ветрами боевой офицер. По форме его фуражка напоминала ту, что носили немецкие подводники в годы Второй мировой войны, но это сравнение весьма условное. Вместе с тем обладателями таких фуражек чаще всего были подводники дважды Краснознаменного Балтийского флота.
Неплохо шили флотские фуражки и в далеком Владивостоке. Но они не оставили заметного следа в истории фуражечного искусства.
Североморцы же были самыми обездоленными в Советском Союзе, потому что на Севере не было мастеров, следовательно, и сногсшибательных по фасону головных уборов. Фуражки североморцев оценивали обычно на твердую тройку. Нет, это не цена, а отметка из школьного дневника. Цена же на головную красоту, в зависимости от места создания и «бренда» мастера, варьировалась от 25 до 35 советских рублей (в современной системе денежных координат умножайте на 1000). К такой фуражке полагался еще шитый «краб» (то, что у сухопутных офицеров называется кокардой). «Краб» стоил 5 рублей. Шили его тоже мастера, но попадались и ремесленники, которые неплохо справлялись с этим делом. На «краб» распускали нарукавные звездочки, сделанные из тонкой металлической нити, потом эту нить заново скручивали с помощью небольшого приспособления, и заготовленные «колбаски» пришивали к заготовке «краба» строго по намеченным контурам «веточек».
Обязательным шикарным дополнением считались плетеные шнуры не из шелковой нити, а из металлической, «под золото», и медные пуговицы образца 50-х годов. Вот такие произведения искусства, мало отличающиеся, по сути, от уставных казенных фуражек, с гордостью носили флотские офицеры и, конечно, ими дорожили, как боевым знаменем части.
В конце июля 1984 года в Военно-политической академии имени Ленина в последний раз принимали вступительный экзамен по уставам Вооруженных сил СССР. Позже абитуриенты, приехавшие с должностей замполитов батальонов и им равных, вместо уставов сдавали иностранный язык. А вот до 1984 года – либо иностранный язык офицерам не требовался, либо высшее командование сомневалось: а может ли политработник за пять лет выучить основу основ военной службы – уставы?
В группе журналистов начальник академии перед самым экзаменом поменял состав приемной комиссии по уставам. Это означало для абитуриентов, что список с предварительно проставленными отметками напротив фамилий тех, кто обязательно должен поступить в академию, остался где-то вне стен аудитории. Пасьянс проходного балла явно не складывался.
Офицеры, не привыкшие полагаться на волю случая, заволновались. Капитан Задунайский носился с альбомом для рисования, в котором были наклеены вырезки из газет с его заметками, всем совал их под нос и убежденно бубнил:
– Ведь я редактор дивизионной газеты. Ну если не меня, то кого еще принимать на редакторское отделение?
На слове «редакторское» он делал особое ударение, и голос его при этом предательски дрожал.
Все офицеры в высшей степени ответственно отнеслись к сдаче уставов. Каждый старался внести в процесс испытания личное творческое начало. Особо отличился офицер, который все четыре года обучения в училище просидел в каптерке, выдавая однокурсникам чистое исподнее и портянки. Этот практический багаж хозяйственной деятельности вряд ли пригодился ему в течение пяти лет службы в редакции военной газеты, но оставил неизгладимый след в его жизни. Строевым шагом он вышел к столу, за которым сидели члены приемной комиссии. Это были полковники – убеленные сединами кандидаты каких-то наук и даже один профессор. Капитан хорошо поставленным голосом (в каптерке что ли научился?) прочитал первый вопрос билета:
– Отдача чести вне строя. Члены приемной комиссии согласно закивали головами.
– Разрешите взять матчасть? Тут полковники недоуменно взглянули на капитана.
– В смысле головной убор, – уточнил капитан.
Недоумение во взглядах полковников сменилось, можно сказать, каким-то умиротворением, и они вновь одобрительно закивали.
Капитан надел головной убор на голову и отдал честь вне строя. За первый вопрос экзаменационного билета оценка была «отлично».
Вы думаете, только за бравое приложение руки к козырьку? Отнюдь нет. Абитуриент вскрыл в ходе сдачи вступительного экзамена самое святое в армейской службе: к пустой голове руку не прикладывают. Тем самым он показал глубокое знание философии уставов: главное не голова, главное – фуражка. Но это не значит, что голова – второстепенная часть военнослужащего. Ведь если бы ее не существовало у служивого, то и фуражку надевать было бы не на что. А военного без фуражки не бывает. Следовательно, и армии как большой массы военных людей не существует без фуражки.
ЗЕРКАЛО ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Фуражка – не только часть формы одежды, но и зеркало военной организации государства. Мода на форму и размер фуражки имеет большое политическое значение. Чем выше тулья – тем ниже уровень боеспособности. Говорят, что Грачев, который, как известно, был невысокого росточка, ввел моду на высокую тулью, чтобы казаться выше. Но это наглая ложь. Во времена Грачева тулья и околыш увеличивались прямо пропорционально сокращению и ослаблению Вооруженных сил. При Сергееве эта мода получила дальнейшее развитие. Офицеры щеголяли уже не в «аэродромах», а в «космодромах» на голове. Потом президент назначил гражданского министра обороны, и начался разброд и шатание в головных уборах, следовательно, и в головах офицеров. Никто не знал, какая фуражка в моде, потому что гражданский министр ее не носил.
Назначенный министром обороны Сергей Шойгу ни минуты не служил в армии. Первое офицерское звание «лейтенант» он получил после окончания Красноярского политехнического института и сразу отправился в запас, не прослужив на действительной службе даже положенного года. Это помогло Сергею Кужугетовичу счастливо избежать веяний фуражечной моды. В душе он, несомненно, человек военный, это отмечалось в нем еще во времена его председательства в Российском корпусе спасателей, но при этом не отягощенный фуражечными традициями советской и российской армии. Когда Сергей Кужугетович возглавил Минобороны, в войсках повеяло модой на новую фуражку – такую, как в МЧС: с низким околышем и маленькой тульей. Так и хочется назвать ее «a la Choпgou». Но если присмотреться внимательнее, то в этой фуражке явно просматривается фасон русской армии образца 1916 года и еще сохранявшиеся в то время имперские амбиции. Кстати, такую фуражку в 1916 году носил унтер-офицер Георгий Жуков, названный много десятилетий спустя Маршалом Победы. Иными словами, если судить по фуражке, то сегодня показуха ельцинских времен канула в лету, и армия под руководством министра Шойгу возвращается к реальной боевой деятельности, становится сильной и в отличие от императорской, будем надеяться, – победоносной.
Новые фуражки «от Шойгу», на Флоте именуются «шойгувками».
А что еще нужно для обеспечения безопасности Отечества? – Была бы фуражка, а голова для нее найдется.