У христиан мужчина оказывает уважение Богу, снимая головной убор, у иудеев — нося его. В течение дня, особенно во время молитвы или чтения Торы, голова должна быть покрыта кипой. Вместе с тем ношение ермолки является обычаем, но не законом: нигде в Торе или Талмуде евреям не предписывается обязательно покрывать голову. Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды. Реформистский иудаизм считает ношение кипы необязательным. [3] [4] Нерелигиозные евреи надевают кипу при посещении синагоги, во время траура по умершим и на бар-мицве (праздновании совершеннолетия). Неевреи тоже имеют право надеть ермолку, если хотят; в знак уважения к еврейским традициям они нередко так и делают. [5] [6] [7] [8] [9] [10]
В ортодоксальном иудаизме женщины никогда не надевают кипы, но традиционные замужние еврейки из покрывают голову платком или париком (после замужества лишь муж может видеть волосы женщины). В консервативном и реформистском течениях иудаизма женщинам не возбраняется надевать кипы.
Существуют различные виды ермолок, и по их виду (цвету, размеру и материалу) можно легко определить не только религиозность еврея, но и к какому течению и направлению иудаизма относится человек, носящий ермолку. Ашкеназские кипы обычно сшиты из четырёх или шести клиньев ткани строгих цветов, как правило, чёрный верх и белая подкладка. Сефарды предпочитают меньшего размера, цветные, вязаные или украшенные вышивкой. Хасиды носят кипу под шляпой или меховой шапкой. [2] Белые кипы вайсе ярмулке носят, например, представители некоторых хасидских дворов, желающие намекнуть на принадлежность к изучающим каббалу (главным образом хасиды Реб Ареле (называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала Меа Шеарим). Иногда такая кипа имеет помпончик. Приверженцы движения «Хабад» носят чёрную шестиклинную кипу. Чёрная бархатная ермолка, отороченная чёрными или коричневыми лисьими или собольими хвостами, служит основой хасидского парадного головного убора, называемого штраймл.
Этимология
Слово ермолка, вероятно, тюркского происхождения, по мнению ряда экспертов, от тюркского ягмурлук — дождевик (ср. др.-русск. емурлукъ — «дождевик» от тур. jağmurluk ). [11] Непосредственным источником заимствования является польское слово jarmułka, означающее «шляпа» [12] [13] .
Еврейская народная этимология связывает слово с арамейской фразой йарэ малка, означающей «трепет перед царём» (имеется в виду Всевышний). Другой вариант — что это «сокращение двух ивритских слов — йерэ ме-элока (боящийся Бога).» [14]
Согласно еврейской традиции, покрытая голова — знак того, что над вами могучая сила. На иврите слово кипа означает «покрытие» или «купол». Эквивалентом ему являются французское calotte и итальянское calotta, оба означающие «купол» в архитектуре. Израильтяне ставят ударение в слове кипа на втором слоге, как в иврите; в русском языке ударение обычно на первом слоге.
Иное употребление слова ермолка
В отличие от слова «кипа» термин «ермолка» имеет более широкое значение и обозначает небольшую круглую шапочку, которую могут носить не только евреи. В частности, на Руси ермолка была домашним головным убором знатного человека. [15] [16] В XIX веке ермолкой называли небольшой головной убор без полей, его носили дома, надевая только с халатом или шлафроком (домашним пиджаком). «Ермолка — круглая мужская шапочка, надеваемая на затылок; носится в комнате» (Попов М. «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке», 1907).
Такой же головной убор является частью одеяния католического духовенства. После принятия сана и выбривания тонзуры католический священник должен был носить пилеолус, или soli Deo (лат. «только Богу» ).
Когда в 1964 г. Папа Павел VI посещал Израиль, в газете «Джерузалем пост» появилась фотография: Папу встречает израильский президент Залман Шазар, а подпись под фотографией гласит: «Папа — тот, кто в ермолке». [17]
Также известна академическая ермолка — традиционный головной убор учёных. [18] [19]
Сходны с ермолками круглые сванские шапочки (сванки) из тонкого серого войлока с отделкой из тесьмы — элемент национальной одежды сванов (Грузия). [20]
В русском языке существует выражение «свинья в ермолке», впервые употреблено Н. В. Гоголем в «Ревизоре» по отношению к одному из персонажей и означает чванливого человека с необоснованно большими претензиями. [21]
Интересные факты
Женщины-палестинки, проживающие в деревнях на Западном берегу реки Иордан, занимаются вязанием ермолок, которые затем продаются в Израиле [23] .
ЕРМОЛКА — (евр.). Маленькая, круглая шапочка, вплоть по голове, носимая евреями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЕРМОЛКА комнатная мужская шапочка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
ермолка — скуфейка, ермолочка, шапочка, убор, кипа Словарь русских синонимов. ермолка скуфейка (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ЕРМОЛКА — ЕРМОЛКА, ермолочка жен. скуфья, скуфейка, легкая шапочка вплоть по голове, без околыша или какой либо прибавки; особ. того вида, как нашивали ее евреи (см. еломок). Ермолафия, семинарское, (ирмология) шутл. шумная, бестолковая болтовня,… … Толковый словарь Даля
ЕРМОЛКА — (тюрк.) маленькая круглая шапочка из мягкой ткани без околыша … Большой Энциклопедический словарь
ЕРМОЛКА — ЕРМОЛКА, ермолки, жен. (польск. jarmulka). Круглая шапочка, плотно прилегающая к голове; маленькая шапочка, носимая под верхней шляпой евреями, соблюдающими старые национальные бытовые традиции. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ермолка — и; мн. род. лок; дат. лкам; ж. [польск. jarmulka] Маленькая круглая мужская шапочка без околыша, плотно прилегающая к голове. Бархатная, шёлковая е. Носить ермолку. ◁ Ермолочка, и; ж. Уменьш. ласк. * * * ермолка (от тур. ягмурлук дождевик),… … Энциклопедический словарь
ермолка — Древнерусское – емурлукъ (дождевик). Турецкое – jaymurluk (дождевик). Слово «ермолка» является производным от турецкого слова и означает «шапочка или домашний колпак». Слово появилось в XVII в. В результате различных фонетических процессов «р» и… … Этимологический словарь русского языка Семенова
ермолка — и, ж. Маленькая круглая шапочка без околыша из мягкой материи, плотно облегающая голову. ► На кудри мягкие надета Ермолка виш невого цвета С каймой и кистью золотой, Дар молдаванки молодой. // Лермонтов. Тамбовская казначейша //; В… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
ермолка — шапочка, евр. домашний колпак , укр. ярмулка, блр. ярмолка, польск. jamuɫka, jarmuɫka (XV – XVIII вв.), др. русск. емурлукъ дождевик (XVII в.; см. Срезн. I, 827). Из тур. jaɣmurluk дождевик : jaɣmur дождь , чагат. jamɣurluk (Радлов 3, 55 и сл.;… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Что такое ермолка?
Голову всякого правоверного еврея должна венчать ермолка – это у христиан при соблюдении обрядов принято снимать головной убор. Другого смысла, кроме ритуального, ношение предмета одежды, прикрывающего лишь макушку, иметь не может.
Что за головной убор — ермолка?
Эта круглая шапочка имеет столь крохотные размеры, что едва держится на своём месте и совсем не защищает от крайностей погоды: от солнца не спасёт, будучи без полей, не спрячет и от дождя. Надевая её, евреи выказывают смирение и покорность Богу, неевреи – уважение к сынам Израиля.
Подобный предмет одежды был известен и за пределами иудейской земли. Например, в девятнадцатом веке ермолкой именовалась часть домашнего комплекта одежды. Забавная шапчонка без полей надевалась в паре со шлафроком или халатом.
Похожа на ермолку и сванка – тонкая серая войлочная шапочка, элемент национального костюма сванов, представителей проживающего на Кавказе малого народа.
Подобен еврейской ермолке католический пилеолус: служители Ватикана прикрывают им тонзуру.
Любопытно! По случаю посещения в 60-х годах Израиля Папа Римский Павел VI на газетных полосах появились фотоотчёты. Под одним из фото, запечатлевшим встречу главы Ватикана с израильским президентом, стояло пояснение: «Папу можно опознать по ермолке».
Наконец, есть понятие академической ермолки – такой головной убор носят учёные.
Ермолка: смысл названия и синонимы
Относительно этимологии слова данные расходятся, и разные источники отсылают к языкам:
тюркским;
польскому;
арамейскому.
Менее всего достоверна версия тюркского происхождения: предлагаемое в качестве «ядра» слово «ягмурлук» означает «дождевик», чему противоречит функциональность едва держащегося на голове предмета.
Сторонники польской версии связывают название ермолки с понятием jarmułka, т. е. – «шляпа». А знатоки иврита, опираясь и на народное толкование, вспоминают фразу «ярей меэлока» (трепещущий при виде Бога).
След традиции покрывать голову, вступая в контакт с силами небесными, уводит в седую древность. Историки отсылают к двум периодам:
перед эпохой Первого Храма;
вхождение Иудеи в состав Римской империи.
Первая версия связывает обычай и с практическими, и с религиозными мотивами: от солнца надо прятаться, чтобы не напекло, от лика Всевышнего – выражая покорность. Спрятать как следует мог лишь талит – ритуальное покрывало. Впоследствии произошла трансформация правила, постепенно приобретшего символический характер: для условного выполнения требования достаточно и крохотной кипы.
Вторая гипотеза связывает появление кипы с необходимостью не слишком отличаться от греко-римского населения, повлиявшей на внешний вид и проэллинских иудеев, и ортодоксов.
Народ же не ломает голову над историей вопроса и объясняет всё просто: кипа нужна, чтоб Господь ненароком не услышал глупые мысли, транслируемые из непокрытой головы.
Любопытно! Наряду с ношением ермолки отличительными признаками еврея являются посещение ритуальных источников миквэ, в которых омываются от скверны, празднование субботы и цицес (пучки ниток) на одежде. А еврейский дом узнаваем по прикреплённой к косяку мезузе – куску пергамента с молитвой.
Связь с религией и обычаями
Многие евреи отличились постоянным ношением ермолки в знак непрестанного угождения Всевышнему, и эта традиция жива не одну сотню лет. Носить ермолку предписывает скорее национальный обычай, чем религиозные каноны. Покрывать голову вовремя молитвы было предписано ещё в древности: Тора даёт такие указания кохенам, особому сословию служителей, род которых восходит к самому Аарону, однако описания положенного убора не прилагается. Ничего не говорит об этом и Талмуд.
Тем не менее, в знак непрестанного служения многие евреи носили и носят кипу постоянно, подчёркивая: мудрость Господня выше головы простого смертного. Наиболее истово верующие считают недостаточно благочестивым ношение только ермолок, надевая их под шляпу или талит. Евреи-неортодоксы (но — консерваторы!) прячут макушку в синагоге и за едой. У реформистов ситуация особая: покрывать мужскую голову они не считают необходимым, более того – не так давно в иную реформистскую синагогу в кипе и не пустили бы. Теперь традиции возвращаются.
Женский вопрос актуален и в Израиле. В древности женщины кип не носили – выйдя замуж, девица должна была спрятать волосы от посторонних глаз покрывалом или платком. Сейчас ермолку можно увидеть и на даме, хотя и в ортодоксальных кругах следуют древним заветам, пряча волосы под платок или парик.
Любопытно! Проблема формы одежды волновала верующих задолго до современного реформаторства. Ещё в четырнадцатом столетии польскому раввину Шломо Лурии пришлось ответить на вопрос: нельзя ли поесть с «голой» головой, если она разболелась? И раби пришлось признать, что прямых указаний в писаниях на сей счёт нет, и даже молиться можно, не спрятав голову. Однако раввин рекомендовал не вступать в конфронтацию с широко принятой традицией, дабы не получить статус безбожника среди единоверцев. А для комфорта выбирать материал помягче!
Виды головного убора
Одна ермолка может отличаться от другой расцветкой, материалом и манерой ношения. По этим признакам можно не только «вычислить» правоверного иудея, но и его принадлежность к определённому направлению религии. Человек в кипе может оказаться:
акшеназом: его выдаст шапочка строгих цветов, чаще – в чёрно-белой гамме;
сефардом: эти предпочитают разноцветные вязаные или вышитые маленькие ермолки;
хасидом: спрячет кипу под шляпой, а по великим праздникам же наденет штраймл – парадный убор из чёрного бархата, отделанный хвостами соболя или чернобурки.
Любопытно! «Вайсе ярмулке» (попросту белая кипа) намекает: её обладатель изучает каббалу! А серьёзность облика может смягчить помпончик.
Как ермолка держится на голове?
Сила тяжести плохой помощник для лёгкой шапочки: традиционные модели из тяжёлых тканей теперь носят нечасто. Выручить могут заколки. Либо – популярный способ ношения ермолок под шляпами.
Не ищущим лёгких путей рекомендуют подбирать кипу строго по размеру и даже советуют проспать в ней ночь (если удержалась на положенном месте, значит, с размером не промахнулись), что наводит на мысли о живом чувстве юмора. Как и ответы самих евреев на вопрос, что делать лысому еврею. Их три:
позаимствовать у жены силиконовую резинку от чулка;
купить клей или двусторонний скотч;
поднять упавшую кипу, спрятать в карман и надеть кепку.
Что такое ермолка
Шапочка, закрывающая макушку.
Ермолка — по иудейской традиции головной убор религиозного еврея мужского пола. Это круглая шапочка — матерчатая или вязаная, закрывающая макушку.
Она призвана напоминать носителю: над ним власть Всевышнего, и должно с почтением и покорностью принимать волю Его.
У Даля В.И. о ермолке сказано, что это шапочка из легкой ткани без лишних деталей.
Носят ермолку как отдельный головной убор — или под шляпой, талесом, шапкой из меха и даже кепкой. В первом случае ее крепят к прическе заколками, чтоб не унесло ветром.
Другое название этой шапочки — кипа (ивр. «купол»). Распространенная шутка: самая известная, большая и красивая кипа Израиля — Кипат-ха-села (соль шутки в том, что это мусульманский храм, мечеть Купол скалы).
Обычай ношения ермолки и его истоки
В статье о происхождении и смысле кипы, размещенной на интернет-портале Jewish.ru, сказано, что с давних времен она надевалась в моменты общения с Господом — на молитву, для произнесения благословений, во время изучения Торы.
Тора же предписывает ношение кипы служителям Храма — коэнам. Эти «давние времена» могут ввести в заблуждение: можно подумать, что иудеи носят кипу с античности.
Но существуют фрески в синагоге города Дура-Эвропос (он находится на территории современной Сирии). Надпись, сохранившаяся в строении, указывает на дату постройки — середина 3 в.н.э.
На фресках изображены библейские персонажи (очевидно, с библейским же запретом изображать их иудеи еще не считаются). Моисей, Йосеф, Яаков, Самуил, совершающий помазание на царство царя Давида (религиозный обряд, благословение!) — все без головных уборов!
Более того, трактат «Софрим» («Книжники) 8-го в. н.э. разрешает утром молиться в синагоге, не покрыв головы!
Обычай (именно обычай, ибо ни Тора, ни Талмуд не предписывает иудеям обязательно покрывать голову) широко распространился лишь в Средневековье — он четко отделял иудеев от прочих народов, в чьей среде они жили.
И напоминал и им самим, и окружающим: необязательно быть священнослужителем, каждый иудей ежечасно находится под властью Господа и ценит Его волю и мудрость выше собственной головы.
Что происходит сегодня? Ортодоксальный иудей носит кипу постоянно (ее ношение предписывается в их среде даже мальчикам, только начавшим ходить — проследить за этим обязаны родители), хасиды иногда спят, не снимая ее, традиционалисты и консерваторы надевают ее в синагогу и на время принятия пищи, реформисты не видят необходимости ее носить.
Евреи нерелигиозные, но умеренно почитающие традицию, надевают ермолку в качестве знака траура, на праздник в честь бар- или бат-мицвы, в синагогу, для похода к Стене Плача.
В иное время они носят ее где угодно, но не на макушке (в кармане, в сумке, в бардачке автомобиля) — вдруг понадобится! Людям неиудейского происхождения и вероисповедания не возбраняется надеть ермолку, если они желают выказать уважение к еврейским обычаям.
Женщины из ортодоксальной среды кипу не носят, но покрывают волосы платками или даже париками. А вот еврейки из консервативных кругов иногда носят!
Современному раву Ашеру Кушниру задал вопрос человек, начавший брать уроки Торы и носивший кипу в кармане (надевая лишь на время уроков) — допустимо ли это? И должен ли он носить ее постоянно?
Рав ответил, что духовное важнее внешнего. И потом, надев кипу на постоянной основе, его собеседник обозначит себя как религиозного иудея — а это серьезная ответственность! Люди уже не скажут: ты поступил недостойно.
Они скажут: религиозные иудеи так не поступают. Рав советует: пока человек еще не готов к принятию такой ответственности, пусть носит кипу в кармане. А когда почувствует готовность — пусть наденет, да так, чтоб никаким ветром не сдуло!
Разновидностей ермолок больше, чем течений в иудаизме. Конфессиональную принадлежность иудея легко узнать по кипе.
Шапочка четырех- или шестиклинка сдержанных цветов (часто просто черная) на белой подкладке — аксессуар мужчины-ашкенази.
Сефардская традиция позволяет носить вышитую или вязаную, допустимы разноцветные нитки.
Хасиды прячут кипы под шляпами, а часть их «парадной формы» —штраймл — это роскошная ермолка черного бархата с оторочкой из пушистых соболиных или лисьих хвостов.
Белую кипу носят каббалисты, шестиклинку черного сукна — хабадники.«Вязаная кипа» — обычное прозвище «современного ортодокса». Существуют даже кипы из кожи — их носят «неортодоксальные» иудеи из США.
Ультраортодоксальные иудеи зашли дальше всех и считают, что ношение одной лишь кипы — так себе благочестие, и обязателен покрывающий ее головной убор. Или следует накидывать сверху талес — молитвенное покрывало с кисточками.
Этимология
Слово «ермолка» пришло из языка идиш и не происходит, как может показаться, от имени «Ермолай» и его украинской версии «Ярмола» (это греческое имя, восходящее к имени бога Гермеса — при чем здесь он?). Задав вопрос раввину, услышите, что это сокращение от «ярей ме-элока» (ивр.) — «богобоязненный».
Есть версия, что слово имеет тюркские корни и произошло от «ямурлук» (плащ для защиты от дождя с капюшоном).
Слово «кипа» ивритоговорящие произносят, ставя обычное для иврита ударение на последний слог, русскоговорящие — вариативно.
Иное употребление слова ермолка
«Ермолка» звучит более по-русски, чем «кипа», поэтому слово прижилось в Российском государстве в двух совершенно не религиозных значениях. В XIX столетии так называли аналогичную шапочку для ношения «в комнате», то есть для домашнего обихода.
Носили ее мужчины из тех слоев населения, что ходят дома в халатах и шлафроках (то есть не бедняки). И «ермолка» считалась нерусским словом — значение термина объяснялось в специальном словаре слов иностранного происхождения.
Н.В. Гоголь в тексте «Ревизора» назвал Землянику «свиньей в ермолке» (метафора означает грубого и глупого, но претенциозного человека).
Существовала особая ермолка для светлых голов — академическая, носимая учеными.
Ермолкой (по способу пошива и ношения) можно считать и тюбетейку, и сванку из Грузии, и даже пилеолус, он же камилавка, что прикрывает тонзуру католических священников. С такой шапочкой связана забавная история.
В 1964 году Святую Землю посетил Папа римский Павел VI. На встрече в Мегидо с президентом Израиля Залманом Шазаром Папа был в летней разновидности пилеолуса — дзуккетто. Репортаж о встрече был опубликован в газете The Jerusalem Post. И подпись под фото Шазара с Папой гласила: «Папа — тот, кто в кипе».
Существует романтичная версия происхождения вязаных кип: их якобы придумали юные девушки из активных религиозных движений для молодежи. Девушка вязала кипу для парня, желая проявить к нему не только дружеское внимание.
И сегодня вязание ермолок — популярное рукоделие религиозных иудеек — можно увидеть женщину любого возраста со спицами и будущей кипой в общественном транспорте, в очередях, во дворах и даже на лекциях в высших учебных заведениях!
Что интересно, кипы вяжут даже палестинские леди с Западного берега Иордана! И продают их в Израиле.
Традиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделий
Иудейскими традициями установлено ношение головного убора в знак уважения к богу. Кипа, изделие, олицетворяющее благоговение перед Господом, может находиться под верхней шляпой или непосредственно на макушке. Для прочности крепления к голове еврейская шапочка иногда прикалывается заколкой. Такой элемент национального костюма не является обязательным, но тот, кто к нему обращается, демонстрирует всем свою преданность религии и консерватизм.
Предназначение и традиции ношения
Кипа в переводе с иврита означает «полушар», «купол». В народе бытует еще одно название – ермолка. По мнению ученых, слово произошло от выражения «йерей малка», которое означает «боящийся Бога». Согласно второй теории, название головного убора имеет общий корень с тюркским «ямурлук», что переводится как «плащ от дождя, имеющий капюшон». Кипа – не просто часть национального гардероба. Это предмет, имеющий духовный смысл: поклонение перед Богом, оценка его мудрости выше над всем земным миром.
Имеется мнение, что первый раз голова еврея была покрыта накануне появления Храма Соломона, что служило мерой профилактики солнечного удара. Однако здесь же допускается, что таким образом человек пытался опустить свое лицо и скрыть его от гнева Всевышнего. Еще одним вариантом трактовки причин появления еврейской кипы является запрет мусульманского халифа Омара носить людям тюрбаны. Им предписывалось накрывать голову чем-то иным. В течение многовековой истории евреи несколько раз получали запрет ношения ермолки, в том числе, в царской России. Тогда их характерными уборами были описываемые шляпы.
Слабому полу ношение ермолки было запрещено всегда. Женский головной убор – тюрбан, также возможны шляпы и другие разновидности.
Аналогичный головной убор носят представители католического духовенства после выбривания тонзуры и принятия сана. В таком случае она называется пилеолусом. Надетая на головы академиков шапочка именуется академической. Обращаются к ней также сваны (княжества сванети). Нужно отметить, что ортодоксальные евреи носят такую шапочку всегда, консервативные – только для трапезы в синагоге, а реформистские – во время трауров, на праздники и так далее.
Надевают шапочку и неевреи в знак уважения к традициям.
Почему кипы разные
Классифицируются еврейские шляпы не только по исполнению, но и по общинным правилам. Ермолка может многое «рассказать» о своем хозяине, например, о том, к какой религии он принадлежит. Сегодня можно встретить национальный головной убор евреев – кипу – самых разных видов и фасонов, имеющих разнообразный крой и отличающихся цветовой гаммой.
Объяснить разный внешний вид шапочек можно своеобразной историей народа. Длительное отсутствие единого государства привело к тому, что в каждой общине создавались свои правила, в том числе, затрагивающие мужской головной убор. Кипа стала отличительным знаком различных религиозных групп и течений внутри иудаизма. Например, американские неоортодоксы выбрали для себя черную кожаную модель, а сионисты – сругу (шапочку из вязаного полотна). Большая белая ермолка, дополненная кисточкой – принадлежность брацлавских хасидов. Кипа из черного бархата характерна для представителей закрытой общины харедим. Сруга – вязаная шапочка сионистов Черная бархатная кипа общины харедим Кипа с кисточкой – принадлежность брацлавских хасидов Черная кожаная кипа американских неоортодоксов
Современное разнообразие ермолок
Сегодняшние евреи носят разнообразные ермолки. Они различаются по форме, материалу, крою, отделке и размеру. Основные модели:
Бархатная шестиклинка. Основной материал – бархат, подкладка – полиэстер. Часто по краю присутствует сатиновая кайма.
Бархатная четырехклинка. Аналогична предыдущей, но имеет 4 клина. Бывает выполненной из замши.
Цветная бархатная. В основном изготавливается для детей.
Бресловская. Связана из белой толстой пряжи с бресловской мантрой. Имеет синюю или черную вышивку.
Хабад-Любавич Мешихит. Шьется из черной тирелиновой ткани, украшена мессианским слоганом.
Териленовая. Похожа на бархатную, но легкая и комфортная. Встречается у приверженцев движений Хабад-Любавич, а также гурских хасидов.
Бухарская ермолка. Значительно больше по размеру, имеет яркую вышивку.
Сатиновая. Характерна для консервативных и реформаторских иудеев.
Выбор ермолки – вопрос не личных вкусовых предпочтений еврея. Это зависит от его конфессиональной и этнической принадлежности, а также степени религиозности.
Варианты расцветок
Существует деление ермолок на повседневные и праздничные, особенно для ортодоксов и либеральных евреев. Шикарны варианты из белого сатина, украшенные звездой Давида либо выполненные из бежевого атласа. Они могут иметь вышивку золотыми либо серебряными нитками, быть декорированными разноцветными полосами, вывязанными на машинке. Яркие цветные кипы носятся по религиозным праздникам, а также, например, на совершеннолетие.
Особенностью последнего времени являются ермолки камуфляжного цвета. Пересечение с армейской темой неслучайно. В обществе обсуждается вопрос пребывания религиозных евреев на военной службе. Праздничная кипа (синяя или черная бархатная) является основой для штраймла. Ее отделывают по контуру собольими либо лисьими хвостами. Несмотря на разнообразие существующих ермолок, универсальным вариантом остается черная кипа, которую чаще всего используют евреи без религиозных убеждений. Камуфляжная Синяя праздничная С мехом
Крой и форма
Кипы могут быть маленькими, средними и большими (в зависимости от того, какую часть головы они покрывают), быть сшитыми либо связанными. Часто изделия изготавливаются из цельного куска ткани с применением специального кроя с помощью выточек. Второй вариант пошива – отстрачивание шапочки из отдельных кусочков, клиньев. Окончание такой кипы – незаметный манжет по периметру.
Различают остроконечные, плоские, шести-, четырех- и восьмиклинные изделия. Например, современные ортодоксы выбрали для себя маленькие кипы из вязаного полотна. Хасиды – более консервативная группа евреев – носят модели, которые покрывают две, а то и три четверти головы. У них существуют и отличия в крое – кипы более плоские, часто имеют кайму.
Небольшой размер кипы, которая часто теряется в волосах (либо хорошо заметна на свежевыбритой коже), дал ей новое наименование – кипат-груш. По тому, как называется эта шапочка, судят о том, готов ли хозяин отказаться от ее ношения.
Традиционные черты разных религиозных направлений
Ортодоксальные евреи считают постоянное ношение ермолки обязательным. Консерваторы ограничиваются синагогой и временем приема пищи. У хасидов кипу закрывает меховая шапка. Иудеи-реформисты не считают наличие на голове еврея шляпы необходимым. Нерелигиозные люди надевают ее во время траура, празднования совершеннолетия. При служениях богу в синагоге такой головной убор обязателен.
У ашкеназских евреев кипа имеет четыре или шесть клиньев (отсюда название: четырех-, шестиклинка). При этом все они темных цветов, чаще – черного. У сефардов ермолка не так скромна: она имеет вышивку, орнамент и может быть яркого оформления. Евреи-хасидисты поверх кипы надевают шляпы. Их ермолка чаще белого цвета, что обозначает знакомство с каббалой. Хабадники предпочитают черные шестиклинные модели. Сионисты носят сругу (шапочку из вязаного полотна), а те, кто старательно изучают каббалу – вайсе ярмулку (проще говоря, белую кипу). Для хасида праздничным головным убором является штраймл, выполненный из черного бархата, имеющий украшение из меха соболя либо чернобурки.
Считается, что по религиозным соображениям мальчики начинают носить кипы с 13 лет, однако сегодня часто можно увидеть младших детей с этим атрибутом на голове. Для них приобретается специальная маленькая кипа. Дети литваков носят шестикленные кепки – вариант, чем-то похожий на каскет.
В эллинистическом мире еврею, ведущему утреннюю молитву, разрешалось находиться с непокрытой головой. Было обычным делом, когда значительные раввины накидывали на голову еврейский платок. В средние века для демонстрации своей благочестивости они крепили к голове кипу (это предписывалось Шулхан арухом).
Такая тенденция сохранилась до настоящего времени: в процессе чтения молитвы на евреях находится ермолка. “Мишна брура” отмечает, что покрытая голова – это заповедь Торы, поэтому рекомендует даже спать в кипе.
Как правильно носить
Ермолка, пошитая классическим способом, имеет значительный вес, поэтому держится на голове сама по себе. Раввины дают советы надевать кипу (примеряя различные варианты) перед зеркалом до тех пор, пока она прочно не сядет на макушке. Есть также следующее утверждение: если шапочка не свалилась с головы у человека, который провел в ней целую ночь в постели, значит это и есть самый подходящий размер для него. Однако нередки такие случаи, когда из-за легкого материала она плохо держится между кудрями и слетает. Для таких вариантов у евреев предлагаются специальные заколки. У многих любопытных возникает вопрос: как держится ермолка на свежевыбритой голове. Если она слетает при свободном надевании, можно прикрепить с помощью силиконовой резинки или двустороннего скотча. Дети, активно проводящие время на улице, чтобы не носить заколок и всевозможных прищепок, надевают на кипу сверху бейсболку, так она точно не свалится с головы.
Другие национальные головные уборы
Шапочка Иудея – не единственный головной убор еврея. Сверху него надеваются дашек, каскет или черная шляпа. Таких вариантов насчитывается около 35. Например, в семьях хасидских ребе на голову надевают колпик, сделанный из меха коричневого цвета. В этом ее отличие от сподика (принадлежности польских хасидских династий). Потомственные евреи Йерушалми имеют традиционную шляпу плуш. Ее вторым названием является флиикер-теллер (летающая тарелка или супер). Для нее характерны широкие поля и низкие тулья (до 10 см). Некоторые виды шляп пошиты из велюра, внешне похожего на черный короткошерстный мех. К числу таких моделей относится самет.
Ермолки и киппоты – разновидности еврейских тюбетеек, но они не равнозначны. Так, по мнению ученых, термин «kippah» используется в диаспорах, обозначая просто шляпку, которую носят по соображениям религии. Оригинальная ермолка идиш – сшитый из сатина либо войлока колпачок, имеющий натуральную хлопковую подкладку. Еврейские мужчины, наряду с кипами, носят также шляпы и шапки из меха.
Хасиды, для которых отличительной чертой прически являются пейсы, носят бархатные шестиклинки. При этом неподстриженные пряди на фоне общей короткой стрижки ярко выделяются. Литваки, надевая четырехклинные ермолки, заправляют пейсы за уши. Ортодоксальные евреи, для которых ношение традиционного головного убора является обязательным, надевают поверх него черную шляпу. Очень редко вместо нее можно увидеть особую кепку – каскет.
Замужние еврейки покрывают головы платками. Считается, что их волосы – часть тела, которое может видеть только ее муж. Второй вариант головного убора – парик. Шейтель (парик из искусственных или натуральных волос) носится в семьях, принадлежащих к ортодоксальному иудаизму, независимо от образа жизни и занятий.
Кипа – не просто еврейская шапочка, выделяющая своего хозяина из толпы. Это – символ, демонстрирующий себе и окружающим, что ее обладатель скромен, смиренен и благоговеет перед Богом. Кроме этого, шляпа свидетельствует о происхождении человека, его общинной принадлежности. Дашек Колпик меховой Традиционная шляпа плуш Свадебная кепка киппот
В полдень мы (Шурик, Федор и я) сидели на балконе киевской хрущевки. Обстоятельно пили пшеничную водку и грустили. Причина грусти была весома: старина Шурик уезжал в Штаты развивать капитализм. Насовсем. Закусывая напиток сельдью, я пытался смирится с фактом, что Шурик, он же Александр Михайлович, неожиданно оказался ни кем иным, как Аароном Моисеевичем, махровым евреем. Причем уже обрезанным. -Так было нужно, пацаны. -оправдывался виновато Шурик. -Традиции. -Долбоебизм. — резюмировал Федор. — У тебя, Шура, и так член маленький, так ты его еще подрезал, идиот. -Я же только крайнюю плоть. хотите покажу? — Шура взялся расстегивать ширинку. -Тьфу, бля! Застегнись, извращенец. — Я отшатнулся от вчерашнего друга. — Будешь неграм свой огрызок показывать. Нашел зрителей, йопт. и так водка в горло не лезет. -Да-а-а, вот так дружишь сто лет с человеком, а он, падла, оказывается евреем и съебывает в Америку. -Федор налил еще по стаканчику. На каждом стакане была бумажечка с надписью «glass». Федя реально горевал: предстоял экзамен по сопромату и надежды на Шурика теперь рушились. — А че не в Израиль? -Израиль? Ташкент для нищих. — Шурик отворил холодильник с приклееной на него бумажечкой «refrigerator» и достал еще один флакон водки. — Девяносто первый год на дворе, пацаны. Там нашим делать нехуй. К тому же у меня предки -отказники с семидесятых. Вот, только сейчас разрешение получили. -Двадцать лет ждали? -Ага. Не любят нас здесь. Щемят. -А жить на что будете? Будешь там, как пупок на собаке: вроде имеется, но бестолку. Кому Вы там нахуй нужны, жиды сырецкие? -Валдис, блять, у меня бабушка — известная партизанка. -Куртизанка? -Партизанка. В боевом отряде она фашистов вроде тебя уничтожала. -захмелелый Шурик достал из картонного ящика семейный альбом. На альбоме была бумажечка «album». Нашел страницу с фотографией бабушки и сунул мне в нос. Бабка была увешана медалями словно новогодняя елка. — Крошила немцев как сухую кукурузу. У нее орденов всяких — полная шкатулка. -При чем тут бабушка? -Не тупикуй, Валдис, америкосы за каждый орден офигенные субсидии дают. Там на ее пенсию могут четыре еврейские семьи жить в шоколаде. Вот так!
Я затосковал по далекой Америке еще больше. Моя бабушка не партизанила в лесах, я не был обрезан и мне, с моим арийским профилем, не светило ходить по Брайтон Бич с выбросом носка. Я оставался в этом криминальном, голодном и задристаном Киеве. Насовсем.
-А вот с обрезанием, Шурик, ты поспешил — не успокаивался Федя. — Че, нельзя было иначе обойтись? Одел ермолку и пиздец. Готовый еврей. Вам чего, будут хуи в аэропорту щупать? -Хер знает. Кстати, щас ермолку покажу, — Шурик выскочил в комнату и со шкафа, с наклееной бумажкой «cabinet», извлек тоненькую шапочку бледно-зеленого цвета. — Вот, бабушка связала. -Прикольно. -Я взял ермолку в руки и аккуратно нацепил на макушку. Помотал головой.- Такая легенькая. Даже не чувствуется. -Дай померяю, Валдис, — Протянул руку Федя. — К твоей балтийской харе она не идет. -Хы! У нас в колхозе жид нашелся! -Я снял ермолку и нацепил на лысую голову Федору.- Свинья в ермолке это про тебя, Федя. -В натуре, клево держится.- Федор мотнул головой, пытаясь стряхнуть головной убор. -Стремную шапку тебе бабуля запиздрючила. Презерватив для мозга. -Не упадет. — сказал Шурик. — Вчера Паця ( Паця — это его братишка младший. Недавно был еще Ростиком) с велика на асфальт ебнулся. Клюв помял, колени ободрал, а ермолка хоть бы хуй — с башки не слетела. Ладно, пацаны, тут такая тема. Я же Вас не просто так позвал. Короче, у меня тут куча барахла в контейнер не влезла. Продавать некогда и некому. В общем, разбирайте, кто сколько унесет. Вон, там в углу. берите что хотите. На светлую память.
В углу стояли стопки книг, перевязанные бечевкой, сломаный магнитофон, швейная машинка, позолотный прес и прочая рухлядь. На спинке стула висел вельветовый пиджак и еще какое то тряпье.
-Ты, Валдис, примешь в дар позолотный пресс. — Решил Федя. И, хотя спорить с ним было, что грести костылем против течения (Федор был гордость института — КМС по боксу), я все же деликатно уточнил: -На хуя мне позолотный пресс, Федя? -Как на хуя? — искренне удивился Федор. -Прикинь, между делом говоришь подруге: «Ага-а, надо позолотный пресс вечерком смазать, а то скрипит уже». Звучит? -Хорошо. -Я приподнял пресс с приклееной бумажечкой «gilding press». Тяжелый, падла. — тогда тебе, Федя, швейная машинка. -Ебать! На кой хрен боксеру швейная машинка? -Как на кой хрен? Прикинь, Федор, после спарринга говоришь тренеру: «Эх, щас прийду домой, швейную машинку покручу. Кальсоны дошью». Клевый «Зингер», бери не выебывайся. -И пиджак бери. Настоящий румынский вельвет.- Добавил Шурик. — Наташка тебя в нем оценит. -Оценит. -Федор загрустил еще больше. — К Наташке теперь не пробиться. У нее папаша, Иван Сергеевич, — йопнутый фанатик. Фельдшером на скорой помощи работает. Говорит, мол, пока дочка диплом не защитит, никакой свадьбы. А без свадьбы — никакой ебли. — Припиздоханый чувак. — Ебланафт, а не родитель. Я, пацаны, скоро КМС по онанизму стану! -А ты не сцы, Федор, -поддержал я друга. -Действуй решительно и непреклонно. Иди и женись. Прямо сейчас. Одевай вельветовый пиджак и пиздуй вперед. Маме — реликтовую машинку, папе — левый джеб в еблет, Наташке — руку и сердце. Ты мужик или нет?! -Во-во. -спохватился Шурик. Кинулся натягивать на Федора пиджак. — И «Зингера» сразу захвати. Типа, приданное. -А хули! -вдруг взбодрился Федор. От выпитой водки он был и не трезв, и не пьян, а в неком состоянии эйфории. — Шурик в Америку валит и не сцыт. А Наташка, вот она, рядом. Живая. В Новых Петровцах. В натуре, щас поеду и женюсь. -Вот и молодец. — Я вложил в руку Федора швейную машинку с бумажечкой «sewing machine» и выпнул его за дверь.
Шурик налил еще по стаканчику. Выпили. -Пошел Федор. -Красиво пошел.
-А ермолка где? -Какая ермолка, Шурик? -Блять, Валдис, шапка моя еврейская, которую бабушка связала. -А эта тюбетейка? Хуй зна. Так она на нашем жлобе Федоре осталась. -В смысле. -новоиспеченный Аарон Моисеевич никак не мог вникнуть в произошедшее. -В смысле, у него на бритой башке. Твоя ермолка, Шурик, уехала в Новые Петровцы жениться на Наташке. -Пиздец. долбоеб. -Не ной, Шура, тебе бабуля новую пошьет. Ну, наливай.
В трамвае было душно. Озлобленные пассажиры толпились в дверях, топтали друг другу ноги, ссорились. Зной и жара добавляли накала. Однако, когда в салон трамвая ступил Федор, со швейной машинкой в руке и зеленой ермолкой на макушке, наступила зловещая тишина. Старухи, остервенело кричавшие минуту назад, вдруг молча уступили ему место и, пристроившись у выхода, стали шушукаться. Остальные пассажиры также притихли и вжались в кресла. Хотя внешность у Феди была далеко не хасидская (сломанный нос, узкий лоб и поросячьи глазки), вельветовый пиджак и ажурная ермолка сделали из украинского боксера образ весьма ортодоксального еврея. Машинка Зингера довершала имидж. Вокруг Федора постепенно образовалось обширное пространство. И понять причин он не мог: потные и горячие тела пассажиров городского транспорта сегодня не терлись о него, не били коленями и не ругались. Образовался странный вакуум. На ближайшей остановке большая часть киевлян молча покинула трамвай. Это показалось Федору подозрительным.
Выйдя на Оболони, Федя купил букетик тюльпанов (впрочем, денег с него почему то не взяли) и направился на автовокзал. Там он погрузился в пригородный автобус, курсирующий по маршруту Оболонь — Новые Петровцы. Ермолка цепко держалась на его лысой голове. Пассажиры автобуса, словно сговорившись, глядели только в окна и лишь удивленный водитель изучал Федора в зеркале заднего вида.
А в Новых Петровцах нашего жениха уже ждали. На пыльных ступенях сельского магазина, неподалеку от автобусной остановки, несли свою службу местные самураи. Каждый вечер они отправлялись в деревенский клуб на просмотр немецких фильмов, непрестанно удивляясь сложностям женской анатомии, а знойный полдень потомки генерала Ватутина проводили в обороне рубежей родного села от посяганий случайных самцов. Гришка, Мишка и Колян — всегда нетрезвые юноши призывного возраста, считали своим священным долгом подвергать испытаниям любого приезжего мужчину. С утра они уже успели выбить пыль с инспектора по энергонадзору, который неблагоразумно замешкался у магазина. Затем отобрали портфель у очкастого геодезиста и пощупали лица двух залетных курсантов Суворовского Военного Училища.
Воодушевленный Федор сошел со ступеней пригородного автобуса, как с трапа авиалайнера — пафосно и важно. В его распухшей голове под салатного цвета ермолкой уже сформировалась вступительная речь, где ключевыми посылами были: «позвольте», «имею счастье», » искренне и навеки», а также «благословите». И теперь, когда он пытался выстроить эти слова в единую смысловую цепь, Федор вдруг услышал чей то голос: -Хуясе, мужики, какой жидовский крендель к нам закатился! — Гришка, Мишка и Колян оторопели от увиденного. Наверняка, также оцепенел бы Гитлер, если бы к нему в бункер заявилась вдруг бабушка Шурика, известная партизанка, взобралась на стол и насрала на рукопись «Майн Кампф». -Ебать-сосать, поди-ка сюда, петушок ущербный.
Федя недоуменно оглянулся, ищя за спиной «ущербного петушка», но обнаружил лишь воробьев, клюющих навоз. Соединить воробьев и «жидовского кренделя» в логическую конструкцию Федор не успел — в ухо прилетел мозолистый кулак Григория.
В этот момент ермолка показала себя с лучшей стороны. Любая другая шапка, будь то панамка или пилотка, наверняка слетела бы с головы избиваемого КМС по боксу. Однако ермолка даже не шелохнулась. Сидела на макушке Федора словно вареньем намазанная.
Дальнейшие события описывать не имеет смысла. Очевидцы, а это была продавщица Нюра и сельский почтальон, твердят разное. Почтальон убеждает, что «приезжему иудею» потребовалось лишь двенадцать секунд для завершения рау