Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма
Национальный костюм осетин
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Каждая национальность по-своему уникальна, ведь все традиции отличаются друг от друга, и каждая народность обладает своими, характерными только ей, обычаями. Пожалуй, не секрет, что разные народы богаты не только традициями и обычаями, но и имеют свою национальную одежду – яркие, колоритные костюмы.
Очень красивый костюм есть и у народов такого чудесного региона, как Осетия. Осетины уважают и соблюдают свои традиции, а также по-настоящему гордятся своей национальной одеждой.
Основные черты традиционной одежды
Национальный костюм осетин, несмотря на свою яркую, красочную расцветку, является довольно сдержанным в крое и фасоне, прежде всего потому, что осетины не приемлют даже самые малые проявления вульгарности и пошлости в одежде.
Примечательно то, что осетинские традиции не допускают фабричного производства костюмов, этим ремеслом занимаются исключительно женщины и исключительно в домашних условиях, вручную расшивая каждую, даже самую мелкую, деталь одеяния.
В былые времена, ввиду отсутствия широкого выбора материалов, предназначенных для изготовления национальной одежды, осетинские женщины выкрашивали доступные ткани в необходимые им цвета. Стоит отметить, что краски также изготавливались собственноручно.
В наши дни обилие материалов на витринах магазинов позволяет не прибегать к хитрости, а без труда выбрать материал подходящей структуры и нужного оттенка. Но, несмотря на использование фабричной ткани, сам костюм по-прежнему изготавливается посредством ручной работы.
Национальные костюмы осетин имеют многовековую историю и соответствующую историческую значимость. Традиционный наряд состоит не только из одежды, но и включает в себя разного рода украшения. Сам фасон практически не подвергался изменениям и по сей день сохранил основные характерные черты.
Женский костюм
До наших дней осетинский женский костюм сохранился лишь как наряд для свадебных церемоний, проводимых по всем традициям народа. Но в прежнее времена каждая девушка и женщина облачалась в подобное одеяние на любые праздники и торжественные случаи.
Женский осетинский национальный наряд включает в себя:
- легкую сорочку;
- корсет или специальный декоративный нагрудник;
- платье в пол, пошитое из светлой струящейся ткани;
- велюровое или бархатное платье-халат без застежек, которое фиксируется при помощи ремня или пояса;
- платок;
- шапочку, которую именуют «худ»;
- специальную мягкую обувь – «чувяки»
Первые фасоны осетинского женского костюма имели лишь отдаленные отличия от мужской модели, но с течением времени претерпели значительные изменения. Костюм, предназначенный для прекрасной половины человечества, приобрел соответствующие, женственные черты.
Фасон стал более приталенным, спинка изделия в современном варианте выглядит более изящно, но воротник изделия по-прежнему высокий, закрывающий грудную клетку и часть шеи.
Для особых случаев, в качестве украшения, на бедренную часть повязывался специально предназначенный передник, расшитый декоративными камнями и украшенный яркой блестящей вышивкой, который выглядывал из-под платья.
Для моделей верхних халатов с узкими рукавами использовались дополнительные элементы в виде навесных рукавов, изготовленных из того же, бархатного материала, расшитых золотистыми узорами и орнаментами.
На талии повязывался красивый, декорированный позолотой и камнями, широкий пояс. Такой элемент особенно красиво смотрелся на стройных осетинских девушках, подчеркивая статность и изящность фигуры.
Но помимо нарядных моделей, существовало также множество повседневных вариантов осетинского женского платья. Отложной воротник-стойка, рукава, постепенно сужающиеся в области запястий и сдержанный внешний вид – вот основные черты повседневного наряда осетинской женщины.
Мужской костюм
Традиционными деталями мужского осетинского костюма являются:
- черкеска – особая верхняя одежда, наподобие кафтана;
- бешмет – еще один элемент верхней одежды, отличительной чертой которого является воротник-стойка.
Кроме вышеописанных элементов мужской костюм включает в себя и другие детали:
- Башлык – капюшон остроконечного кроя, изготовленный из сукна. Надевается поверх головного убора, если того требуют погодные условия.
- Шаровары – штаны свободного покроя, крепящиеся на талии, немного присборенные в области бедер, имеющие утягивающий элемент в области щиколотки
- Ноговицы – специальный элемент, считающийся частью обуви, но не имеющий ступни. Эта деталь предназначена для защиты голени.
- Папаха – меховой головной убор, изготовленный из шерсти каракуля или традиционной овчины.
- Бурка – специальный плащ без рукавов, изготовленный из войлочного материала. Плащ имеет лишь три варианта расцветки: белый, черный и коричневый
- Рон – традиционный осетинский узкий пояс, изготавливаемый из кожи или тканевого материала.
- Неотъемлемой частью наряда также являлся кинжал.
Традиционный мужской костюм надевался поверх специального нательного белья, используемого для удобства и защиты кожного покрова.
Относительно обувной составляющей костюма можно сказать лишь то, что в прежние времена это были специальные сапоги, а с течением времени осетинские мужчины стали довольно активно использовать самые обычные галоши.
Свадебный костюм
Осетинские свадебные наряды поистине прекрасны.
Женское свадебное платье изготовлено с соблюдением всех возможных традиций, подчеркивая честь и целомудренность женской натуры, свойственных этому народу.
Платье имеет тот же крой, что и обычное, и состоит из тех же элементов. Особенностью является лишь цветовая гамма – свадебный женский наряд изготовлен из белоснежного плотного материала, декорированного золотистой вышивкой.
Пояс свадебного женского осетинского костюма изготавливается из металла с позолотой, декорируется различными орнаментами и тиснениями, а в некоторых случаях и небольшими камнями рубинового оттенка.
Мужской свадебный костюм мало отличается от обычного, за исключением более обильного декора верхней одежды, изготовленной, как правило, из плотного материала рубинового оттенка. В некоторых случаях наряд жениха может быть изготовлен в той же цветовой гамме, что и платье невесты.
Головной убор и ноговицы также являются неотъемлемой частью свадебного мужского одеяния. Эти элементы могут быть декорированы крупными камнями или золотистой вышивкой.
Осетинки — мои куклы, особенности осетинского народного костюма
Мои куклы — осетинки:
Национальное осетинское одеяние вплоть от головного убора до обуви изготовлялось руками девушек в домашних условиях. Ткань для пошива одежды в старину окрашивалась в различные цвета, сегодня для производства в качестве основного материала используется фабричное полотно.
Традиционная одежда осетинского народа имеет тысячелетнюю историю, в её деталях проглядываются скифо-сарматские и аланские мотивы. Женский осетинский национальный костюм щедро украшался вышивкой, бисером и орнаментом.
На свадебное платье наносился символ плодородия.
Осетинский национальный костюм – это цельный образ, гармоничный, слаженный по расцветке, отделке и пошиву. А также это совокупность взаимозависимых и дополняющих друг друга деталей одежды, аксессуаров, обуви и украшений. Национальная осетинская одежда выделяется высоким уровнем сохранности, она не подвергается переменам.
Национальная одежда осетинок
На сегодняшний день женский национальный костюм используется только в качестве торжественного наряда, как элемент церемоний, в особенности свадебных. Составляющими женского костюма были: сорочка, светлая туника-черкеска с удлинённым рукавом-лопастью, нагрудник, пояс, шапочка конусообразной усечённой формы и фата-вуаль.
На нагрудник наносилось большое количество парных застёжек.
По заключениям многих древнейших историков, одеяние осетинок с самого начала мало отличалось по крою от мужского. Но в конце XIX — начала XX веков костюм осетинок претерпел многочисленные перемены. Теперь праздничное платье имело прямую спину без каких-либо сборок, но по-прежнему впереди присутствовал сплошной разрез.
На бёдра подвязывался передник с большим количеством орнаментов, который виднелся из-под платья.
Если модель платья предполагала тесные рукава, то к кисти привязывали подвесные нарукавники, выполненные из тяжёлого бархата тёмно-красного цвета, расшитые золотыми нитками.
Неотъемлемым элементом костюма молодой женщины или девушки являлась низкая бархатистая тюбетейка на картонном каркасе круглой формы, расшитая галуном золотистого или серебристого цвета. Повседневное одеяние осетинок В обычной жизни осетинские женщины надевали платья со сборками по линии талии, с отсроченным стоячим воротником, с прямым вырезом от груди до пояса и сужающимися рукавами к запястью.
На одежду, как и на многие другие составные части материальной культуры, оказывали влияние социальные и материальные различия. В обеспеченных домах вещи шили из купленных тканей, дорогостоящего шёлка, бархата и прочего.
Осетинки ходили с украшениями из драгоценных металлов, которые были недоступны обычной женщине. Мужчины украшали края черкески и оружие серебром и золотом.
Осетинский костюм в современности
Сегодня в крупных и маленьких городах осетинский национальный костюм сохранился в основном как праздничный. Его принято надевать на свадьбу, торжественные мероприятия и демонстрации. В повседневной жизни детали национального костюма преимущественно сохраняются в мужском гардеробе, девушки в осетинском национальном костюме практически не ходят.
Некоторые мужчины до сих пор носят папахи и шляпы из войлока, пояса, украшенные серебром, и сапоги на кавказский манер.
А также в современном гардеробе осетин можно повстречать разнообразные рубахи из фабричных материалов с высоким простроченным воротником, отделанные галуном с застёжками из ниток.
Из деталей женского национального костюма осетинского народа сохранились платки ручной работы, сотканные из шерстяных или шёлковых нитей.
Что касается платьев, то их можно увидеть только на пожилых женщинах, да и то редко. До наступления Октябрьской революции осетинские женщины не носили верхнюю одежду, вместо пальто надевался обычный платок либо ватная кофта. После революции была запущена пропагандистская кампания с призывом «Пальто каждой горянке» — в сёла и города привозили и продавали женские пальто по льготной стоимости. По сей день ничего не изменилось, осетинки продолжают с удовольствием носить пальто.
Осетинский национальный костюм мужской и женский
Национальное осетинское одеяние вплоть от головного убора до обуви изготовлялось руками девушек в домашних условиях. Ткань для пошива одежды в старину окрашивалась в различные цвета, сегодня для производства в качестве основного материала используется фабричное полотно. Традиционная одежда осетинского народа имеет тысячелетнюю историю, в её деталях проглядываются скифо-сарматские и аланские мотивы. Женский осетинский национальный костюм щедро украшался вышивкой, бисером и орнаментом. На свадебное платье наносился символ плодородия.
Осетинский национальный костюм – это цельный образ, гармоничный, слаженный по расцветке, отделке и пошиву. А также это совокупность взаимозависимых и дополняющих друг друга деталей одежды, аксессуаров, обуви и украшений. Национальная осетинская одежда выделяется высоким уровнем сохранности, она не подвергается переменам.
Мужской костюм
Ключевыми элементами мужского одеяния считаются: черкеска, шаровары, бешмет, ноговицы, папаха, башлык, бурка, кинжал и узкий рон — пояс.
Абсолютно вся осетинская одежда в прежние времена изготовлялась девушками, среди которых было много одарённых мастериц. Одежду создавали руками, особенно в горных районах.
Мужской осетинский национальный костюм состоял из нижнего белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, обуви, сделанной вручную, а поверх надевались шуба, бурка и башлык. И по сей день в рабочей и домашней обстановке многие осетины заправляют в носки штанины.
Бешмет
Бешмет является основным элементом традиционной одежды осетин, его начали носить ещё в давние времена. Эта деталь одежды длиной по колено или чуть выше, с подрезной спиной по линии талии, прямыми цельными полами, которые застёгиваются на крючок и боковыми клиньями. Воротник всегда стоячий, может быть стёганным. Надевается бешмет на рубашку под верхнюю одежду. Покрой может отличаться в зависимости от региона.
Верхняя одежда осетин
Известную многим черкеску изготавливали из сукна разных цветов (чёрный, белый, коричневый, серый и даже красный). Больше всего ценилось сукно, изготовленное из козьего пушка в горах, а в отдельных сёлах (где не имелось гор), к примеру, Моздокского района – из шерсти верблюда. Непременными атрибутами черкески были кинжал, пояс, украшенный серебром, и наган.
Следующей деталью одежды осетинского национального костюма является бурка. Она представляет собой накидку с размашистыми плечами, длина в основном максимальная, до пяток. С этой вещью осетины не разлучались на протяжении всего года, она оберегала их от осадков, зноя и мороза, а для пастухов служила и приспособлением для сна.
Кроме того, бурка считалась составной частью облачения воина-кочевника и была важнейшей составляющей одежды осетинских прародителей – скифов-сарматов и аланов, которые и занесли её на Кавказ.
К древним элементам осетинского национального костюма также принадлежит шуба (или по-другому — карц). Её носили в зимнее время в качестве верхней одежды.
Головные уборы
Осетия знаменита большим многообразием головных уборов. К национальным элементам для укрытия головы принадлежат шляпы, сделанные из войлока (нымат, худ). Кстати, эти же названия головных уборов встречаются у многих кавказских народов.
Отличается национальным своеобразием и осетинская обувь. В конце XIX века более зажиточные граждане Осетии стали носить галоши.
Осетинский национальный костюм – это своего рода понтон между минувшим временем и будущем. Традиционное одеяние осетин имеет множество сходств с одеждой горцев Северного Кавказа. Обуславливается это идентичностью географических условий и общекавказской народной основой.
Национальная одежда осетинок
На сегодняшний день женский национальный костюм используется только в качестве торжественного наряда, как элемент церемоний, в особенности свадебных. Составляющими женского костюма были: сорочка, светлая туника-черкеска с удлинённым рукавом-лопастью, нагрудник, пояс, шапочка конусообразной усечённой формы и фата-вуаль. На нагрудник наносилось большое количество парных застёжек.
По заключениям многих древнейших историков, одеяние осетинок с самого начала мало отличалось по крою от мужского. Но в конце XIX — начала XX веков костюм осетинок претерпел многочисленные перемены. Теперь праздничное платье имело прямую спину без каких-либо сборок, но по-прежнему впереди присутствовал сплошной разрез. На бёдра подвязывался передник с большим количеством орнаментов, который виднелся из-под платья. Если модель платья предполагала тесные рукава, то к кисти привязывали подвесные нарукавники, выполненные из тяжёлого бархата тёмно-красного цвета, расшитые золотыми нитками.
Неотъемлемым элементом костюма молодой женщины или девушки являлась низкая бархатистая тюбетейка на картонном каркасе круглой формы, расшитая галуном золотистого или серебристого цвета.
Повседневное одеяние осетинок
В обычной жизни осетинские женщины надевали платья со сборками по линии талии, с отсроченным стоячим воротником, с прямым вырезом от груди до пояса и сужающимися рукавами к запястью.
На одежду, как и на многие другие составные части материальной культуры, оказывали влияние социальные и материальные различия. В обеспеченных домах вещи шили из купленных тканей, дорогостоящего шёлка, бархата и прочего. Осетинки ходили с украшениями из драгоценных металлов, которые были недоступны обычной женщине. Мужчины украшали края черкески и оружие серебром и золотом.
Осетинский костюм в современности
Сегодня в крупных и маленьких городах осетинский национальный костюм (фото можно посмотреть ниже) сохранился в основном как праздничный. Его принято надевать на свадьбу, торжественные мероприятия и демонстрации.
В повседневной жизни детали национального костюма преимущественно сохраняются в мужском гардеробе, девушки в осетинском национальном костюме практически не ходят. Некоторые мужчины до сих пор носят папахи и шляпы из войлока, пояса, украшенные серебром, и сапоги на кавказский манер. А также в современном гардеробе осетин можно повстречать разнообразные рубахи из фабричных материалов с высоким простроченным воротником, отделанные галуном с застёжками из ниток.
Из деталей женского национального костюма осетинского народа сохранились платки ручной работы, сотканные из шерстяных или шёлковых нитей. Что касается платьев, то их можно увидеть только на пожилых женщинах, да и то редко.
До наступления Октябрьской революции осетинские женщины не носили верхнюю одежду, вместо пальто надевался обычный платок либо ватная кофта. После революции была запущена пропагандистская кампания с призывом «Пальто каждой горянке» — в сёла и города привозили и продавали женские пальто по льготной стоимости. По сей день ничего не изменилось, осетинки продолжают с удовольствием носить пальто.
Как нарисовать осетинский национальный костюм
Для того чтобы нарисовать национальный наряд осетин, необходимо:
- Провести исходные очертания мужской и женской фигуры. Две окружности – головы и шеи, квадраты – туловища, контуры ног и рук.
- Мягкими линиями обвести окружности, придавая последовательно контуры лицам. Выделить очертания щёк, ушей, подбородков и линию шею.
- Прорисовать выражение лица. Для этого используется вспомогательная линия внутри окружности. Нарисовать глаза с ресничками, брови над ними, линии носа с ноздрями и губы, расплывающиеся в вежливой улыбке.
- Далее барышне пририсовать две пышные заплетённые косы, убранные назад, сверху «надеть» национальный головной убор с вуалью. На ушках можно показать красивые серёжки. На голове мужчины нарисовать папаху.
- Не знаете, как нарисовать осетинский национальный костюм карандашом поэтапно? Итак, начинаем рисовать сам костюм. На ней – платье красного цвета с многочисленными застёжками с поясом золотого цвета и рукавами-лопастями. На нём – рубаха с воротником стойкой, поверх неё подпоясанный бешмет длиной по колено.
- Покажем длину рукавов бешмета до локтя и рукав рубашки с отделанным галуном и застёжками из ниток. На поясе осетин, отделанном серебром, висит национальное орудие – кинжал, а он держит его рукоятку.
- Заканчивая рисовать национальные осетинские костюмы, нужно изобразить подол женского платья, из-под которого виднеется низ передника. Платье немного расширено книзу. У мужчины штаны-шаровары довольно объёмные, заправленные в сапоги. Ноги нужно рисовать вдоль прямых, нарисованных в первом этапе.
- Теперь изобразим орнамент на подоле передника, платье и рукавах. Линии вертикальные и горизонтальные. Края бешмета «отделываются» серебром.
- Головной убор девушки тоже отделывается незатейливым орнаментом.
- Раскрасить получившиеся костюмы. В основном для национальных осетинских нарядов принято брать красный, чёрный и белый цвета.
Заключение
В заключение стоит отметить, что у народа Осетии очень привлекательный костюм. Осетины почитают и придерживаются своих обычаев, кроме того, они по-настоящему гордятся собственной национальной одеждой.
Традиционный наряд осетин, невзирая на свою насыщенную, красочную расцветку, является в достаточной мере сдержанным по фасону и крою, прежде всего оттого, что осетины не допускают даже самые незначительные проявления вульгарности и непристойности в одежде.
Проект на тему: «Осетинский национальный мужской костюм»
Глава 1. Осетины – одна из народностей Северного Кавказа ………
Глава 2. Национальный осетинский мужской костюм …………….
Национальный осетинский костюм – это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он несет в себе особенности традиций, обычаев и духовной культуры народа.
В своей работе мы показали самобытность национального мужского костюма.
Предмет исследования – национальный осетинский мужской костюм.
Анализ литературы и материалов сайтов в Интернете.
Наблюдения и беседы.
Цель работы – исследовать историю и особенности национального осетинского мужского костюма.
Основные задачи исследования:
— изучить литературу по истории народностей и их костюмов;
— дать характеристику отдельным частям осетинского мужского
— исследовать уровень знаний учащихся 2-х классов на предмет знания
осетинского мужского костюма;
— подготовить презентацию работы.
Глава 1. Осетины – одна из народностей Северного Кавказа.
На Северном Кавказе живет ираноязычный народ – осетины. Они являются потомками древних сарматов, алан и скифов. В наши дни осетины живут на южном и северном склонах центральной части главного Кавказского хребта. Численность осетин – более 600 тыс. человек в мире (в Республике Северной Осетии — Алании 335 тыс. человек). Особенностью истории этого народа является то, что он в течение многих веков разделен на две части: северную и южную. Северная часть осетин составляет основное население Республики Северная Осетия — Алания, с центром в городе Владикавказе и входит в состав Российской Федерации.
В 13-14 веках нашей эры нашествие татаро-монгол привело к массовой гибели населения, уничтожения хозяйства и краху государства. Некогда великий народ Северного Кавказа оказался в изоляции в ущельях гор. Общение поддерживалось лишь с самыми близкими людьми и соседями. Однако в этом есть и свои преимущества, осетины смогли сохранить первозданность своих традиций, религии, культуры и языка.
В 18 веке Северная Осетия добровольно вошла в состав Российской Империи, и осетины получили возможность переселиться на равнину под прикрытием русской крепости Владикавказ (основанной в 1784г.). Расселение на равнине, сильно изменила жизнь осетин. Соседство с русскими селениями усилили доверие к России и открыли осетинам дорогу к образованию, русской культуре, государственной службе.
В религиозном отношении осетины в основном считаются православными христианами, и лишь несколько селений приняли ислам.
Осетинский народ подарил миру выдающихся деятелей литературы: осетинского поэта Коста Хетагурова, дважды Героя Советского Союза генерала армии Иса Плиева, одного из лучших дирижеров мира Валерия Гергиева, первую в мире женщину – дирижера Веронику Дударову, династию цирковых артистов Кантемировых и многих других выдающихся людей, оставивших свой след в истории. ( См. Приложение фото № 1-14)
Глава 2. Национальный осетинский мужской костюм.
Национальный костюм осетин, подвергавшийся постепенному изменению и усовершенствованию начал выходить из употребления, в первую очередь у равнинных осетин только к началу 40-х годов 20-го века.
Вся одежда – от головного убора до обуви – изготовлялась женщинами, среди которых было немало талантливых мастериц. Одежду шили в ручную, особенно в горах.
Особенностью национальной осетинской одежды являлось сходство верхнего мужского и женского платьев по крою и способу ношения. Сходство это, до недавнего прошлого, проявлялось в покрое бешмета, обуви, а в средние века и в головном уборе.
Современный национальный осетинский костюм сохранился лишь в качестве праздничного, а отдельные его элементы до сих пор входят в состав повседневной одежды осетин.
Национальная мужская одежда осетин состоит из бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также бурки и башлыка. Шилась она разным материалом, который должен был соответствовать возрасту, сословию мужчины. Повседневная одежда отличалась от выходной, а праздничная от траурной. ( См. приложение фото № 15-18)
2.1. Головной убор.
Голове – папаха, ногам – обувь, гласит народная пословица. Большим разнообразием отличались головные уборы. Носить их начинало все мужское население Осетии с трех лет, это означало, что мальчик стал настоящим мужчиной. Запрещалось играть головным убором, небрежно его носить, это был позор для себя, для семьи, для фамилии, всего села.
Головные уборы делились по временам года. Летом осетины носили войлочные шляпы(нымæт худ), обычно белого, серого или черного цвета, с большими полями, которым придавали самую различную форму. Особенно славились тонкие войлочные шляпы из белого козьего пуха(тинтычъи худ), они считались праздничными.
Зимним головным убором служили большие овчинные и барашковые папахи(уæлдзарм худ). ( См. приложение фото № 19-22)
2.2. Башлык (басылыхъ).
После головного убора, важное значение в одежде имел башлыкЕго носили как мужчины, так и женщины. Состоял он из трех частей: головного углубления и двух длинных завязок. Изготавливался он из козьего пуха и верблюжьей шерсти. Башлык считался одним из лучших подарков невесты для родственников жениха. А особенно для его брата. (См. приложение фото № 23-26)
Возникновение черкески у осетин относится к послемонгольскому периоду и связанно с появлением у них огнестрельного оружия. Черкеску шили из местного сукна различных цветов (черного, белого, серого, коричневого и даже красного). Степень достатка горца определялась по его черкеске и имевшимся на ней богатыми украшениям. Она шилась в талию с цельной спинкой, со вставными боковыми клиньями, без воротника. Рукава черкески делались широкими, прямыми, намного длиннее кисти руки. Длина черкески зависла от вкуса ее владельца и от ее назначения. Для верхней езды черкеска делалась более короткой. . ( См. приложение фото № 27-29)
2.4. Газыри (бæрцытæ).
На каждой стороне груди черкески нашивались газыри – кожаные гнезда для деревянных трубочек, куда вкладывали патроны. Число газырей было не одинаковым. Вначале они достигали до шести или восьми штук. А позже до шестнадцати и двадцати. Богатые осетины отделывали газыри серебром и золотом. . ( См. приложение фото № 30)
Бешмет – это основная нательная одежда, длиной ниже колен, плотно облегающая тело до поясницы, а ниже поясницы спускавшийся свободными складками. К бешмету пришивался стоячий воротник. На концах рукавов и спереди до пояса бешмет застегивался мелкими пуговицами из тесьмы и петлями из нее же. Большим шиком считался белый бешмет с серой черкеской. ( См. приложение фото № 31)
Бурка – это накидка с широкими плечами, часто длинная до пят. На шее она завязывалась или застегивалась на пуговицы. С буркой осетины не расставались целый год. Она защищала их от дождя, холода и жары, а для пастуха служила так же постелью. Различались бурки по качеству, плотности и легкости. Парадные бурки делались из белой шерсти. ( См. приложение фото № 32-35)
Огромное значение имел головной убор для мужчин, но не менее значимым был ремень на талии. Ремень начинали носить в возрасте десяти лет. Было стыдно ходить распоясанным. Изготовлялись ремни из кусков крашенной кожи. Металлические бляхи делались из железа, меди, серебра и золота.
Находясь дома, или за работой у осетин на ремне обязательными были нож или кинжал. Но во время свадеб особо ценились на ремнях сабли и пистолеты. ( См. приложение фото № 36-38)
2.8. Ичиги (хæдбынтæ).
Кавказские ичиги — это нечто особенное. Они исконно являются элементом национального костюма осетин.
Кавказские ичиги – высокие сапоги из мягкой натуральной козлиной кожи, с мягким носком и внутренним жестким задником.
Изготовлялись без каблука, на мягкой подошве без застежки, так чтобы обувь плотно облегала голенище и фиксировалась ремешком под коленом.
Чтобы ичиги можно было носить в холодное время года изнутри их обшивали овчиной или войлоком.
Ичиги различались по цвету – в основном черные или коричневые.
На каждый случай жизни у осетин имелось особая пара сапог. ( См. приложение фото № 39-41)
У Льва Николаевича Толстого было богатая коллекция обуви.
Но больше всего он обожал кавказские ичиги – бесшумные, мягкие и очень удобные, сделанные из тонкой кожи.
Их писатель использовал для верховой езды, а также вместо тапочек и ходил в них по дому.
Сейчас ичиги – это праздничная обувь, предназначенная для танцев и отдыха. Так же ичиги носят охотники и цирковые наездники.
Станцевать лезгинку на носках с гордостью и осанкой, выразить дух народа – большая честь и достоинство любого народа . ( См. приложение фото № 42-45)
Мы проводим опрос, в ходе которого хотим выявить твои знания об основных элементах национального осетинского мужского костюма.
Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма
Одним из ярких элементов этнического своеобразия народов является традиционная одежда. Одежда бывает повседневной, праздничной и ритуальной. Вся одежда осетин — от головных уборов до обуви — изготовлялась женщинами.
Женский праздничный костюм. Основными элементами женского праздничного костюма являлись рубаха, кафтанчик, распашное платье, шапочка, шаль, обувь.
Девушка начинала носить кафтанчик («куырæт»), когда она вступала в брачный возраст и начинала ходить на танцы. Кафтанчик надевался поверх рубахи под распашное платье. Шили его, по возможности, из дорогих тканей (бархата, атласа, плотного шелка). Кафтанчик туго схватывал и стягивал фигуру от плеч до талии. Его ворот, борта, подол украшались галуном и вышивкой золотыми нитками. Из-под платья были видны лишь отдельные части кафтанчика — это привело к тому, что он распался на отдельные части: нагрудник с застежками, нижние полочки на пояске, нарукавники, воротничок.
Важной частью традиционного праздничного костюма являлись нагрудные застежки («æгънæджытæ»), которые пришивались на платье или кафтанчик. Первоначально это были собственно застежки, впоследствии они превратились в украшения, имитирующие застежки. Нагрудные застежки были частью праздничного костюма многих народов Кавказа, но ученые связывают их происхождение с аланами; все ранние образцы этих предметов были обнаружены археологами среди аланских древностей Осетии.
Поверх кафтанчика надевалось распашное платье («разгом къаба») светлых тонов. Покрой его во многом совпадал с мужской черкеской.
Особенностью свадебного платья являлись широкие висячие рукава («уæларм’), которые восходят к скифским временам. Полочки, рукава и подол платья были украшены растительным и геометрическим орнаментом, который, как и нагрудные застежки, символизировал древо жизни.
Поверх распашного платья надевался пояс («камари»). Женские пояса отличались по форме и качеству, выбор пояса зависел от материальных возможностей семьи. Серебряные пояса имели большую ценность, их передавали из поколения в поколение в качестве наследства, приданого, престижного подарка.
Необходимой принадлежностью праздничного костюма девушки и молодой женщины была невысокая круглая бархатная или шелковая шапочка на картонном каркасе, расшитая серебряным или золотым галуном.
Головной убор осетинки с возрастом менялся. Девушка дома могла ходить без головного убора; собираясь на танцы и в гости, она надевала легкую шаль. После выхода замуж она уже нигде не могла появляться без головного убора.
Украшения осетинок включали золотые и серебряные кольца, браслеты, бусы, ожерелья. Ношение украшений регламентировалось традицией. Бусы, например, надевали на девочку через год после рождения, а кольца — когда она выходила в первый раз на танцы.
Мужской праздничный костюм. Полный костюм, включавший черкеску, бешмет, пояс, оружие и пр., юноша получал по достижении совершеннолетия.
Бешмет («куырæт») — это распашная одежда с высоким стоячим воротником, застегивающаяся спереди от ворота до талии. Длина бешмета доходила до колена. Ученые находят сходство между бешметом и скифскими кафтанчиками.
Черкеска («цухъхъа») — верхняя мужская одежда, близкая по покрою к бешмету, но без воротника и с открытой грудью. Этот вид одежды восходит к скифским временам. Русское название «черкеска» происходит от устаревшего обобщающего названия кавказских горцев. Черкеска надевалась поверх бешмета, вверху она строго облегала стан, от груди до талии застегивалась на особые нитяные петлички. От поясницы книзу черкеска расклешена и драпируется в складки. Рукава ее широки и закрывают руки до концов средних пальцев. Свободные края черкески и рукава обшивались тесьмой («алдымбыд»). Если одежда была выходной, ее обшивали также галуном из серебряных и золотых ниток. С широким распространением огнестрельного оружия появился такой элемент черкески, как нашитые по обеим сторонам груди газырницы. Газыри («бæрцытæ») были первоначально футлярами для пороховых зарядов. Длина черкески менялась в зависимости от эпохи, назначения (повседневная или праздничная) и социальной принадлежности хозяина. На рубеже XIX-XX вв. она была чуть ниже колен. В начале XX в. в моду вошли длинные черкески (до щиколоток). Одним их важнейших элементов мужского костюма являлся узкий наборный пояс с декоративными бляшками и язычками («ирон рон»), происходивший от средневековых аланских поясов. К поясу, который носили поверх черкески, прикреплялся кинжал. Штаны («хæлаф») были элементом как мужского, так и женского костюма. Ученые выяснили, что длинные штаны, плотно прилегающие к ногам, были в древнем мире отличительным признаком той группы индоевропейских народов, к которой принадлежали скифы. Необходимость в этом виде верхней одежды была связана с частой и длительной ездой на лошадях и суровыми климатическими условиями евразийских степей. Парадная мужская обувь делалась из мягкого черного сафьяна: она состояла из чувяков («хæдбын дзабыртæ»), скроенных из цельного куска кожи, и ноговиц («зæнгæйттæ») или же мягких сапог того же покроя, что и чувяки. Обувь украшали аппликацией из кожи или орнаментом, вышитым золотой или серебряной ниткой. Ноговицы подвязывались специальными ремешками («зæнг-бæттæнтæ'»). Одним из главнейших предметов мужской одежды была папаха («уæлдзарм худ») — высокая шапка из шкурки барашка. С ней у осетин связано много афоризмов, например: «Лæг лæгыл нымад уымæн у, æмæ худ дары» («Мужчина потому и считается мужчиной, что носит шапку»); «Худ дарынæн лæг хъæуы» (Чтобы шапку носить, нужен мужчина») и др. Традиционным головным убором был башлык, восходящий к скифскому прообразу. Башлыки изготовляли из козьего пуха и верблюжьей шерсти, их носили и мужчины, и женщины. Являясь престижным видом одежды, башлык считался едва ли не лучшим подарком, который невеста могла преподнести родственникам жениха. Башлык и бурка были обязательными подарками жениху от матери невесты.
Летом осетины носили войлочные шляпы («нымæтхуд’), обычно белого, серого или черного цвета, с широкими полями. К очень древним типам верхней одежды относилась зимняя шуба («кæрц»), которую чаще всего шили из овчины.
Оружие. Среди предметов материальной культуры оружие осетин имеет наиболее длительную историю. Согласно эпическим сказаниям, вооружение нартов составляли меч («кард»), сабля («æхсаргард»), копье («арц»), пика («бæхарц»), лук («æрдын»), стрелы («фат») в колчане («æрдыстон»), щит («уарт»), кольчуга («згъæр»), шлем («така») и др. Похожий набор вооружения сохранялся у осетин до XVII! в. Названия почти всех видов холодного оружия восходят к эпохе иранской языковой общности.
Неразлучным другом осетина был кинжал («хъама»). Свой первый кинжал, сделанный из дерева, мальчик получал в три года, а настоящий — по достижении совершеннолетия.
Кинжал носили на боку спереди, прикрепляя его к поясу с левой стороны особым кольцевидным ремешком. Справа к поясу прикрепляли сафьяновый чехол («хуымпъыр») для пистолета («дамбаца»). Через правое плечо прокладывался кожаный ремешок шириной в палец, на котором висела шашка («æхсаргард»). Иногда ремешок обвязывался поверх пояса. Под ножны кинжала вставлялся маленький нож для бытовых нужд.
Считалось предосудительным для осетина без особой нужды пользоваться кинжалом или шашкой, вынимать их из ножен без крайней необходимости.
Огнестрельное оружие появляется на Кавказе в XVI в., но широкое распространение получает лишь в XVI!! в. Первоначально это было ружье («топп»), а затем пистолет («дамбаца»). Название стрелы («фат’) у дигорцев перешло на пулю, у иронцев она называется «нæмыг».
Относились осетины к своему оружию очень бережно. Существовало правило, подавая пистолет или револьвер, хотя бы он не был заряжен, держать его дулом вниз.
Источник:Традиционная культура осетин. Газданова В.С
Продажа авторской музыки, муз инструментов, поиск коллег, общение музыкантов, корпоративы, авторские права. Всё для Музык! Биржа Музык.
где ставить ударение в слове договор — говорим правильно.