Национальный костюм немцев: фото, описание, история и особенности
Zolotayaigolka.ru

Рукодельный портал

Национальный костюм немцев: фото, описание, история и особенности

Национальные немецкие костюмы: женские, мужские и детские. Этническая одежда

Традиции народного костюма на территории Германии имеют давнюю историю. Как и во многих других странах, национальные немецкие костюмы имеют отличительные особенности, указывающие на регион проживания, различные сословия, положение или профессию человека, который их надевает.

История костюма в Германии

В древние времена одежда предназначалась только для согревания человека. Первые германцы надевали на себя шкуры животных и кафтаны, сделанные из меха. Затем этническая одежда была дополнена элементами: это пряжки для скалывания плаща и др. Женщины носили рубашки без рукавов из простого домотканого полотна с красными полосами, а сверху также надевали шкуры животных, позднее — плащи с капюшонами. Ткани изготавливались из шерсти и льна, причем лен шел в основном на женские рубашки.

Затем Германия несколько веков находилась под влиянием Римской империи, и одежда ее, хотя и не сразу, но прижилась у немцев. Эпоха Реформации 16 века оказала сильное влияние не только на искусство и религию, но и совершила переворот в истории немецкого костюма. Ранние формы одежды в 16-17 вв. стали основой, позволившей создать в будущем немецкий традиционный костюм.

Одежда постепенно приобретает европейский вид, однако, благодаря существованию множества княжеств на территории Германии, костюм также становится разнообразнее, указывая своим внешним видом на местные обычаи, сословия и профессии.

Определение костюма

Костюм — это сочетание нескольких компонентов одежды и дополнительных элементов, которые выполнены в едином стиле. История костюма на территории Германии всегда служила отражением дифференциации самого общества. Разнообразные государственные, княжеские и городские законы указывали для разных сословий свой вид костюма.

Существовали запреты на яркие цвета одежды: простые немцы могли носить только серую или коричневую. Особо тяжелым для простых людей был указ о запрете ношения изделий, изготовленных своими руками. Например, мастерицы по работе с кружевами не могли их даже надеть. И только после отмены этих ограничений в начале 18 в. немецкий народный костюм получил возможность свободного развития.

На внешний вид костюма оказывали влияние география местности, мода и принадлежность к определенному классу. Только богатые господа могли надевать дорогие меха и украшения.

Немецкий национальный костюм: описание

Традиционный костюм в Германии формировался постепенно, в течение 16-17 вв., используя в основе средневековые одежды и влияние городской моды. Разные районы Германии имели различные тенденции в национальном костюме. По костюму можно было определить семейное положение (девушка, замужняя, вдова), общественный статус, профессию и место проживания.

Костюм в Германии подразделялся на 2 вида: трахтен (женский и мужской) и дирндль (только женский). Название дирндль произошло от немецкого наименования женской прислуги и исторически связано с одеждой альпийских крестьянок.

Название трахт обозначает традиционный костюм на территории Германии, Австрии и Лихтенштейна. Основой его являются льняные ткани с большим количеством вышивки, в некоторых областях его украшают бисером, что является признаком богатства обладательницы. В старину трахтен входил в приданое немецких невест, иногда его надевали на свадьбу. Одна из его отличительных деталей — широкий белый фартук и большие бусины на груди в женском костюме.

Особенности костюма: ткани, вышивка

Ткани для костюма выбирались в зависимости от географического местоположения немецкого региона. Так, в теплых областях использовали лен, в горных регионах — толстое сукно из шерсти (лодена). Цвета для повседневной одежды были серые или коричневые, в праздники надевали синюю или голубую.

Национальные немецкие костюмы зажиточных граждан были наряднее и ярче, украшались вышивкой, мехом. Цвета использовались зеленые и красные. В вышивке часто использовали геральдические знаки, растительные орнаменты и др.

Женский костюм

Немецкий национальный костюм (женский) дирндль состоял из таких основных элементов: корсаж и пышная рубашка (кофта), юбка с многочисленными сборками (до 200), которая шилась из толстой шерсти, подъюбник и фартук. В регионе Гессен носили сразу по несколько юбок различной длины, а в Баварии было принято носить платье. Длина юбки в различных регионах отличалась от самой длинной (до земли) — до середины икры.

Корсажи имели очень разную форму и цвет, в зависимости от местности. Самый широко используемый цвет — черный. Корсаж делался на китовом усе, украшался золотой и серебряной вышивкой и зашнуровывался лентами или цепочкой.

Фартук или передник был однотонный или полосатый, обязательно украшен вышивкой и кружевами. Материал передника: лен, шелк, хлопок. Фартук завязывался бантом, по месту расположения которого определяли положение женщины: посередине — вдова, слева — не замужем, справа — замужняя.

Для защиты от плохой погоды сверху надевали шерстяную шаль, а в начале 19 в. в моду вошли накидки с длинным рукавом в мелкие складочки. Еще одним национальным украшением были съемные воротники-пелерины. Большим разнообразием отличались головные уборы.

Женские головные уборы

Немецкие женщины и мужчины считали недопустимым ходить без головного убора, исключение составляли только молодые незамужние девушки. Немецкая этническая одежда всегда включала платки, соломенные шляпки, чепцы.

Крестьянки надевали платки, которые были необходимы при работе в поле и дома, в зимнее время сверху надевали меховую шапку или нарядную шляпку. В деревнях также главным предметом женского костюма считался чепец на голову, украшенный лентами, искусственными цветами, кружевами.

В Швабии в традиционный женский костюм входила соломенная шляпа «болленхут», на которой сверху были пришиты красные шерстяные помпоны. Такой яркое украшение разрешалось носить девочкам, начиная с 14 лет. Для взрослой женщины помпоны делались черные.

Соломенные шляпы с различными подобными украшениями были в ходу и в других регионах Германии, но носить их могли только незамужние женщины, после замужества — только черный чепец.

В другом регионе были в моде «золотые чепчики», в которых перед был украшен черными прозрачными лентами, уложенными особым образом.

Мужской немецкий костюм

Национальные немецкие костюмы для мужчин включали рубашку, сшитую из двух полотнищ со вставками для рукавов, и недлинные кожаные штаны (ледерхозен). Длина штанов могла различаться: ¾, ниже колена или выше. Обязательно присутствовал карман для охотничьего ножа, закрывающийся на клапан. К штанам полагались подтяжки или лямки с перемычкой, украшенной вышивкой, иногда ремень. Самый часто используемый мотив для вышивки — эдельвейс. Штаны имеют спереди клапан, украшенный вышивкой, который застегивается на пуговицы. Внизу они затягиваются на шнурках с кисточками.

Короткими мужские штаны в Германии были не всегда. Так, в 19 в. приобрели популярность привезенные из Парижа длинные брюки, сшитые из двух штанин, скрепленных вместе. К жилету они пристегивались специальными крючками.

Немецкие мужские костюмы также дополнялись жилетом, надеваемым на рубашку, а сверху — двубортным сюртуком (лоденом). Причем женатые мужчины должны были носить только длинные черные сюртуки, а молодые — разных цветов и более короткие.

Еще один элемент — галстук в виде длинной ленты. Обязательно на голове присутствовала шляпа, узкие поля которой украшались перьями и щетками из волоса.

На ноги мужчины надевали высокие гетры или чулки (леферль), а также кожаные ботинки на толстой подошве. Современные леферли стали гольфами, сделанными из тонкой шерсти.

Национальная обувь

Женская обувь в основном делалась из кожи, на низком каблуке или на платформе, застегивалась на пряжки. Она надевалась на вязаные чулки (чаще всего белые или синие). В южных областях с более теплым климатом крестьяне носили обувь из дерева и соломы.

Существовала также интересная разновидность немецкой обуви для крестьян, прообразом которой послужило копыто козла. Такие сабо с приподнятой открытой пяткой, с обрезанным краем вокруг лодыжки, имели носок по типу лодки. Они обеспечивали хорошую устойчивость при хождении по горным дорогам. В 19 в. ее прославили английские путешественники, которые делали восхождение на Альпы, а сейчас эта обувь стала классикой.

Национальный костюм Баварии

Национальный баварский костюм — один из самых интересных и популярных даже сейчас. За счет гармоничной цветовой гаммы, оптимального и модного фасона и удобства при ношении он завоевал любовь не только немцев. Такой костюм жители Баварии надевают и в наше время, и не только по праздникам, но и в будние дни.

Варианты костюма существуют различные: повседневный и праздничный, летний и зимний. Стоимость одного комплекта недешева — около 700 евро.

Самые широко используемые ткани — лен, шерсть и кожа. В таких костюмах материалы встречаются разных цветов: чаще всего синего, зеленого, красного и чисто национальных баварских цветов — белого и голубого.

В качестве основного атрибута в женский баварский костюм входит дирндль, включая белую блузку (в праздничном варианте рукава делаются шире), корсет на застежке или шнуровке, широкую сборчатую юбку и яркий фартук. В старину нормой длины юбки считалась «высота от земли пивной кружки» (27 см), сейчас она выбирается любая.

Женские аксессуары: платок, сумка, черные туфли с пряжкой, шляпка и украшения на шею. Зимний комплект пошит из более теплой шерстяной ткани и также включает расклешенное пальто, украшенное вышивкой.

Мужской баварский костюм (трахт) состоит из светлой рубашки, жилета или кафтана, узких штанов длиной до колена, чулок и ботинок с пряжкой; дополнением служит галстук-лента.

Детские костюмы

Детские национальные костюмы в Германии являются точной копией взрослых.

Немецкий национальный костюм для мальчика — белоснежная рубашка и укороченные бриджи из плотной ткани на подтяжках, жилет и башмаки. К нему также подойдет шляпа с пером.

Когда семья выходила на прогулку, то одежду взрослых и детей специально подбирали по цветовой гамме и схожести фасона. Немецкий национальный костюм для девочки почти в точности повторяет знаменитый дирндль: сарафан или жилет с юбкой, надетый на белую рубашку с кружевами. Сверху надевается яркий фартук.

Немецкая национальная одежда и ее актуальность

Современная одежда выглядит не всегда индивидуально, поэтому этнические национальные костюмы или мотивы в современной одежде становятся популярными все больше. Старинные национальные немецкие костюмы отличаются самобытностью и высоким комфортом. В Германии их элементы и декор часто используются в коллекциях современных дизайнеров.

Особенно популярны такие костюмы в период фестивалей, праздников и свадеб. Чаще всего демонстрацию такой одежды можно увидеть на Октоберфесте, ежегодном сентябрьском празднике пива в Мюнхене (проходит уже более 180 лет), или Дне объединения Германии (3 октября).

Национальный костюм немцев

Любая национальная одежда – это целый рассказ о статусе, профессии, семейном положении, возрасте, месте жительства, религиозной принадлежности. В Германии немало исторических областей, соответственно и костюмы разнообразны. Наиболее характерен и хорошо узнаваем баварский. Именно его обычно имеют в виду, когда говорят о немецком национальном костюме.

Читать еще:  Как постирать свадебное платье в домашних условиях

Это трахтен (костюмы для женщин и мужчин) и дирндль (только женский). В области Schwabenland женщины носили, в плюс к стандартному костюму из блузки, юбки, корсажа и передника, съёмные воротники-пелерины. Либо платок с вышивкой и бахромой. Отличия между вариантами национального костюма легче всего проследить на головных уборах:

  1. Районы Kirnbach, Reichenbach, Gutach — соломенные шляпы Bollenhut с 14-ю помпонами. Их носили с 14-15 лет. Красные помпоны для фройляйн (незамужние девушки), чёрные – для фрау.
  2. Район Hotzenwald – причудливые соломенные шляпки с полями, уложенными в виде ракушек.
  3. Elztäler и St. Märgen – плоские соломенные шляпки-таблетки с узкими полями, украшенные лентами и декоративными цветами. После замужества они менялись на чёрный чепец с конусообразной деталью на макушке. В регионе Titisee такой же чёрный чепец носили фройляйн.
  4. В местности Titisee для взрослых, замужних дам были приняты золотые чепчики различной формы.
  5. Регион Kinzigtal – ленты головного убора не завязывались под подбородком, а затейливо укладывались надо лбом, затылок украшался серебряным шитьём.
  6. Harmersbach – ленты чёрного чепца поднимались высоко и укладывались в виде петель, наподобие ушей зайца.

История

Историки моды датируют появление немецкого национального костюма 16-17 веками. Развитие костюма было ограничено рамками многочисленных указов (от городских до государственных). Регламентировалось всё, вплоть до деталей: вид одежды, её стоимость, качество материала, возможность носить ювелирные украшения, покрой, цвет. Каждое сословие могло носить только свой костюм. Кружево, вышивка, пёстрые украшения – это предметы роскоши, их было разрешено носить только знати. Ограничения были сняты только в начале 19 века, именно в это время начал формироваться немецкий национальный костюм таким, каким его знают сегодня.

ИНТЕРЕСНО. Баварцы и сегодня носят национальный костюм, причём не только по праздникам. Это считается очень престижным. Такой костюм – удовольствие не из дешёвых, один комплект шьётся только из натуральных тканей и стоит около 800 евро.

Тахтен и дирндль

Тахтен или Трахт – это костюм, распространённый по всей территории Германии. В Южной Германии и Австрии он аналогичен стилю Вестерн, распространённому в Северной Америке. Этот стиль носит название Landhausmode (стиль Усадьбы). В Северной части Германии распространён Фризский Трахт и Финкенвердер (Friesen Tracht и Finkenwerder Tracht).

Следует понимать, что трахт – это не один конкретный костюм. Каждый трахт происходит из конкретной области и имеет собственный облик. Пример трахта для леди – корсет «Mieder», ставший популярным в Мюнхене. Это чёрная жилетка с серебристыми крючками. Изначально её носили официантки, ещё в 18-м веке. Под жилетку надевали однотонное цельнокроеное платье.

Самая характерная часть мужского национального немецкого костюма – это ледерхозен. Он состоит из коротких кожаных штанов (есть вариант с длиной в ¾), рубашки, сюртука и жилета. Шляпа украшена перьями или щётками — имитацией медвежьих усов, ботинки имеют толстую подошву, дополняют ансамбль гетры и охотничий нож, для которого на штанах справа имеется специальный карман, украшенный той же вышивкой, что и клапан спереди штанов. Носят штаны на подтяжках с перемычками на груди или на ремне. Костюм «говорящий»: женатые мужчины носят длинные сюртуки, холостые – короткий.

ПРИМЕЧАНИЕ. Гетры когда-то были атрибутом крестьянского и охотничьего костюма, поэтому ботинки носили на босую ногу. Сегодня гетры потеряли свои прикладные функции и превратились в более удобные гольфы.

Дирндль – это женский комплект, состоящий из пышной юбки-колокола, белой или цветной блузки, жилетки, и фартука. Жилетка имитирует корсет, имеет шнуровку или пуговицы. Фартук завязывается бантом, фройляйн повязывают ео слева, замужние или обручённые – справа, сзади посередине – вдовы. Традиционная длина юбки – 27 см от земли. Но сегодня юбка дирндля может быть любой длины.

Цветовые композиции, рисунки, орнамент

Цветовые решения дирндля сегодня разнообразны. Иногда можно увидеть сине-белые костюмы, выдержанные в тон баварского флага. Стандартным считается сочетание белой блузки с яркими красными, зелёными и синими цветами. Популярна клетка виши и горох. Однако с историей современные дирндли связаны очень мало. Это просто стилизованная одежда для тематических выходов.

На самом деле в каждом княжестве были приняты свои расцветки, изучением национальных традиций занимаются краеведы, каких-то обобщённых данных на сегодняшний день нет. Наиболее хорошо изучены мисбахский, верденфельзский и кимгауский костюмы.

Среди традиционных цветов очень популярен чёрный цвет. Он был скомпрометирован национал-социалистами, и теперь прочно ассоциируется с ними, но на самом деле, с этим цветом связано множество культурных традиций, носили чёрный цвет не только вдовы. Напротив, с эпохи Реформации он считался символом торжественности.

Молодые девушки, как правило, одевались в светлые и яркие цвета, особенно они выделяли красный. Дамы в возрасте носили тёмные костюмы: синие, зелёные.

ИНТЕРЕСНО. Уже по выбору наряда можно было понять, хочет ли вдова снова замуж. При желании спустя год после смерти мужа она могла сменить чёрный наряд на более яркий.

Свадебным нарядам уделялось особое внимание, в них вкладывались не жалея средств. Пример наряда селянки из Шаумбург-Липпе:

  1. Узорчатая нижняя рубашка.
  2. Цветные чулки.
  3. Подъюбник лилового цвета (возможно – синего).
  4. Чёрная пышная юбка.
  5. Воротник в два слоя с узорами.
  6. Рукава.
  7. Платок обычный белый и кружевной.
  8. Пояс.
  9. Перевязь, состоящая из лент – их число означало количество юбок. Юбки стоили дорого – это было приданое невесты. Чем больше юбок — тем богаче невеста.
  10. Чёрный фартук из шёлка.
  11. Манишка, украшенная золотым шитьём.
  12. Митенки белого цвета, расшитые жемчужинками.
  13. Корона, декорированная стеклянными бусинами и веточками розмарина.

А девушки с острова Фер выходили замуж в тёмных платьях из синего английского сукна. На плечи накидывали платок из зелёного шёлка. На голове невесты жених поверх платка закреплял полумесяц из ярко-красной материи – этот знак в дальнейшем говорил о том, что женщина уже вышла замуж.

Ткани

До 19-го века изысканные узоры на тканях, меха и драгоценные украшения были доступны только дворянству и духовенству. Что касалось конкретных костюмов, то выбор ткани зависел от местной экономической ситуации. Например, платье для невесты с острова Фер шилось из дорогого английского сукна. Декор — серебряные пуговицы, 10 или 12 штук (жители с острова Амрум носили всего 8 в силу материальных причин и имели все основания завидовать). Сукно и украшения привозили из Англии и Испании китобои, которые и населяли острова. Таким образом, выходило, что «традиционный» наряд.

Основу костюмов крестьян составляли натуральные грубые ткани: шерсть, лён. Со снятием экономических границ изменялось и качество тканей. Например, в Марбуре в 19 веке женщины носили юбки из шерсти, фартуки из льна. В 20-м веке из сменили более тонкие деликатные ткани: сукно, шёлк.

Что влияло на вид костюмов, современные образы

На внешний вид влияли не столько традиции, сколько экономика. Не обходилось и без личного вклада определённых прослоек общества. Например, зажиточные крестьяне, из-за предписаний многочисленных указов, были зажаты тесными рамками, однако они находили способы отличаться от своих более бедных собратьев. Современные вариации национального костюма очаровывают широкую публику и возмущают историков. В большинстве случаев они только созданы на основе национальных немецких костюмов и сохраняют их колорит, но символическое значение оттенков, материалов и деталей потеряно.

Современный дирндль — это короткая блузка, с пышными рукавами, красиво открывающая плечи и шею, больше, чем любой исторический вариант. Жилетка подчёркивает фигуру, а длина юбки частенько отступает от пола намного больше, чем на высоту пивной кружки. Нижние юбки используются не для демонстрации богатства, а либо придаются пышность, либо вовсе исключаются. Появляются новые варианты дирндлей, например, гламурный. Он шьётся из шёлка, украшается кружевами и стразами Swarovski. Никто не ограничивает фантазию производителей, поэтому дирндли сегодня можно подобрать на любой вкус.

Немецкий традиционный костюм. 1.

Любая традиционная одежда несет не только утилитарную и декоративную функцию, но и сообщает много информации знающему наблюдателю о ее носителе: место проживания, возраст, семейное положение. В немецком костюме отражались также принадлежность к конфессии, уровень траура, различные праздничные дни и такие события как свадьба, причастие, конфирмация и пр.

Еще надо упомянуть, что в целом крестьянская одежда заимствовала много подражаний городской моде, а мужская, к тому же, испытала значительное влияние военной униформы.

Начнем с юго-запада Германии, с исторической области Швабия (Schwabenland), ядро которой в настоящее время составляет федеральная земля Баден-Вюртемберг и западный регион Баварии.
(Кроме Швабии, швабы встречаются в северной Швейцарии и северо-восточной Франции (область Эльзас), и небольшими группами вдоль Дуная — в Сербии, Словении, южной Венгрии, Румынии (т.н. «дунайские швабы»). Во Франции, Швейцарии и на Балканах зачастую словом «швабы» обозначаются немцы вообще.)
В Швабии, естественно, жили и живут швабы, т.е. немцы, говорящие на швабском диалекте. Их непосредственными предками было племя в составе аллеманов — одной из древних германских народностей, давшей имя будущей стране (на многих европейских языках Германия — Alemania).
Лучше всего сохранилась традиция в женском костюме. Он состоял из белой рубахи (позже блузки) с пышными рукавами, корсажа, юбки и передника. Иногда встречается вариант: платье без рукавов. Почти повсеместно принадлежностью женского костюма являлся Goller (съемный воротник-перелина)

и (или) платок, покрывающий плечи, который был украшен длинной густой бахромой и вышивкой.

Самыми значительными региональными различиями обладали головные уборы.

В Швабии сложилось несколько комплексов традиционной одежды.

Шварцвальд (Schwarzwald)

Покрытые лесом горы, курорты минеральных вод, вишневый торт со сливками, шварцвальдская ветчина и Bollenhut.

Bollenhut («болленхут») – самая известная деталь местного традиционного костюма – женская соломенная шляпа с шерстяными помпонами, которую разрешается носить девочкам с 14 – 15 лет (до этого времени полагается только черный чепчик. Пожилые женщины тоже ограничиваются чепчиком.

14 помпонов изготавливают до сих пор вручную и могут весить до 2-х килограмм. Красный цвет означает, что перед вами фройлян, черный – фрау.

Известность традиционный наряд Шварцвальда получил в конце XIX в., когда сюда протянули железную дорогу и побывали художники Wilhelm Hasemann, Curt Liebich и Fritz Riess.

W. G. Hasemann. Junge Gutacherin W. G. Hasemann. Kleine Kirnbacherin

Curt Liebich. Laublehof

Franz von Defregger

Rudolf Epp. Schwarzwaelderin

Вторая волна интереса, закрепившая успех, возникла после выхода в 1950 г. на экран фильма «Schwarzwaldmädel».

Читать еще:  Что можно сделать из старой футболки

На самом деле Bollenhut имел распространение в основном в районах Kirnbach, Reichenbach, Gutach и был только одним из множества женских головных уборов Шварцвальда. Распространение имели самые разнообразные шляпы и чепчики.

Соломенные шляпы особой затейливой формы были в ходу в районе Hotzenwald.

Соломенные шляпы, бывшие в употреблении у молодых женщин в Elztäler и St. Märgen .

После замужества в St. Märgen шляпа заменялась на черный чепец.

В соседнем регионе Titisee такой черный чепец с широкими лентами, завязывающимися бантом под подбородком, и длинными широкими лентами, спускающимися на спину, носили и замужние женщины и девушки.

E.G.Leutze. Kinder in schwabischen Tracht

«Золотые чепчики» ( Goldhaube ) составляли часть костюма и в Schuttertal , и в M ü hlenbach и в других местностях.

W. Hasemann. Mühlenbacherin

Характерной особенностью костюма региона Kinzigtal является чепец, чьи ленты плоско уложены надо лбом, а затылочная часть украшена серебряной вышивкой.

Ленты на чепце в Harmersbach напротив высоко поднимают, образуя из них две петли.

Был еще общеупотребительный специальный головной убор Schäppel, который носили девочки и девушки по большим праздникам и являлся составной частью свадебного наряда невесты (тогда он уже назывался Brautkrone – «корона неветы» ) .

Это мог быть маленький, едва заметный как в Hotzenwald или огромный как в St. Georgen

Hotzenwald

St. Georgen

Gutah

St.Peter

St.Märgen

На этом снимке хорошо видно, что на девочках во втором ряду надеты на голову венки, которые во многих местностях заменяли для младших девочек Schäppel .

Костюм Германии эпохи Возрождения (15-16 века)

В XV-XVI вв. Германия занимала ведущее экономическое и культурное положение среди северных стран Западной Европы.
Эпоха Реформации, с 1510 по 1550 гг. оказала большое влияние на духовную жизнь и искусство, подобно Возрождению в Италии. Реформация принесла с собой тяжелые социальные потрясения и стала одной из причин коренного переворота в истории костюма.
В это неспокойное время моду определяли мужчины. Она подчеркивала солидность, богатство, мужество, независимо от крайних течений, на которые повлиял костюм ландскнехтов (наёмных солдат).
Костюм жителей Германии в общих чертах был европейским, но разобщенность отдельных княжеств, местные особенности и сословное деление общества обусловили его разнообразие.
В целом немецкий костюм был ярче, чем костюм французский и английский, которые имели более мягкие и светлые тона. Чисто белая одежда в Германии, в отличие от Франции, встречалась крайне редко.

Мужской костюм

В начале XVI в. мужской костюм еще обладал готическими чертами: вытянутые пропорции, высокие головные уборы, обувь с длинными носами.
Но вскоре одежда мужчин стала шире. Длинные штаны-чулки разделились на две части — верхнюю и нижнюю. Передние части этих штанов обильно украшались декоративными разрезами. Верхней одеждой служил «вамс», соответствующий французскому пурпуэну или английскому джеркину. Вамс облегал фигуру и был накладным.
Рубашки собирались на груди в мелкие складки и завязывались на шее.
Парадной мужской одеждой немецких феодалов и крупных бюргеров была «шаубе». Существовало несколько ее разновидностей, но наиболее известную шаубе Лютера носили до 20-х гг. XVI в. Она представляла собой длинную широкую одежду из сукна с прямоугольной кокеткой спереди и сзади, под которой ткань была заложена складками с длинными и очень широкими рукавами. Такую одежду носили ученые. В XIX в. ее крой стал основой для докторской мантии.
С 20-х гг. появилась шаубе с меховым воротником, который соединялся с меховыми отворотами полочек, а в длинных рукавах делались прорези для рук.
Законы определяли цвет и качество ткани шаубе для различных сословий. Так, на красные или фиолетовые шаубе из бархата или атласа, подбитые мехом соболя, горностая или куницы, имели право только князья.
Богатые знатные германцы щеголяли в «фальтроке». Первоначально он выглядел как юбка в складку, которую надевали поверх вамса. В самом конце XV в. фальтрок носили поверх рыцарских доспехов. Позже фальтрок соединили с лифом. Если вамс был с рукавами, то он сочетался с фальтроком без рукавов, и наоборот.
Уже в конце XV в. на плотно прилегающих куртках и узких штанах-чулках стали делать прорези на плечах, локтях, коленях и подкладывать под них другую, более светлую ткань. Это новшество приписывается наёмным солдатам — ландскнехтам. Их костюм состоял из невероятно широких сборчатых штанов, которые состояли из продольных лент, перевязанных в нескольких местах и закрепленных у пояса и колен. Между этими лентами делались напуски из ткани. Такие штаны назывались «плюдер-хозе» и являлись причудливым подобием шаровар. Они потрясли воображение модников Германии и других европейских стран и вызывали различные подражания. У некоторых щеголей на их изготовление уходило до ста локтей ткани; плюдерхозе украшались вышивкой, тесьмой. Контрабандисты использовали эти необъятные штаны для доставки через кордоны дорогих тканей.
Разрезы делали даже на широких башмаках и плоских беретах. Вначале знать порицала эти чудачества, но когда слова самого императора: «Оставьте их в покое; при их злосчастной и убогой жизни нужно дать им возможность пошутить!» — вызвали новый виток моды. Сами ландскнехты о своей одежде говорили так:- «Разрублено и разрезано по благородному обычаю». Шляпы солдат украшались перьями.
С 40-х гг. одежда немецких горожан стала изысканней. Широкий воротник рубахи теперь более узкий и жесткий и приобрел форму оборки (прототип более позднего «испанского воротника»).
Испанская мода в XVI в. проникла и во многие германские княжества, но немецкий костюм не повторял испанский, а представлял скорее его смесь с ландскнехтским.

слева: дворянин одетый по моде ландскнехтов

Женский костюм

В целом женская мода периода Реформации достойно дополняла мужскую.
Женский костюм первой трети XVI в. имел такой узкий лиф и узкие рукава, что фигура казалась спеленатой. Женщины носили рубашки из тонкого полотна с вышитым стоячим воротником и две юбки — одну поверх другой, часто с длинным шлейфом.
Богатый парадный костюм шился чаще всего из красного бархата; лиф украшался вышивкой, а длинная, до самого пола, юбка, со шлейфом или обшитая внизу широкими полосами бархата, падала вертикальными трубчатыми складками. Приличия требовали, чтобы ступни не были видны. Через множество декоративных разрезов на рукавах костюм ландскнехтов оказал влияние не только на мужскую одежду, но и на женскую, — просвечивала подкладка. Поскольку подкладка была меньшего размера, чем рукав, на месте разрезов образовывались буфы. На перчатках тоже делали разрезы (для перстней).
На платьях знатных дам было большое декольте. Во время ходьбы или танцев платье приподнимали с одной стороны, поэтому нижняя юбка богато отделывалась.
В 20-е годы XVI в. юбка увеличилась в объеме, лиф стал еще уже, а рукава сильно расширились книзу. Верхняя их часть украшалась буфами. В моду вошел воротник «голлер» — короткий, с высокими отворотами.

С середины XVI в. женский немецкий костюм начал меняться под влиянием испанской моды. Прежде всего у платья появился каркас («спрингер»), но в немецком варианте он создавал довольно пышные бедра. Лиф немецкого каркасного платья не имел четкой треугольной формы, присущей испанскому женскому платью.
Праздничный наряд был с пышными рукавами, высоким стоячим воротником, отделанным рюшем, маленькой пелеринкой и плиссированным белым фартуком с вышивкой.
В каждой местности Германии женский костюм отличался своеобразием.
В качестве верхней одежды немецкие женщины в XVI в. надевали «шейблейн» — короткую распашную одежду с пышным коротким рукавом, по краям отделанную мехом, похожую на русскую «душегрею».
Женская одежда до последней четверти XVI в. шилась из ярких пестрых тканей. И только к концу века, под влиянием испанской моды, появились одежды темных цветов — черного, коричневого, темно-серого, темно-красного и т.д. Небогатые горожанки не носили каркасы для юбок, и они ниспадали мягкими складками. Женский крестьянский костюм по покрою напоминал костюм горожанок, но шился он из простых домотканых материй, и юбка была намного короче.

Обувь

До середины XVI в. мужчины носили плоские башмаки с широкими короткими носками и разрезом сбоку. Такой фасон немцы называли «кухмейлер» — «коровья морда» или иначе — «медвежья лапа», «утиный клюв». Эти широконосые башмаки немцы носили с полосатыми чулками.
Во второй половине XVI в. вошли в моду остроносые туфли, покрытые разрезами. А в конце века появились каблуки и жесткая подошва. Знать и богатые бюргеры, защищали от грязи свои нарядные туфли, надевая поверх них еще одни на деревянной подошве. К ним надевали трикотажные венецианские чулки.
Крестьяне и мелкие ремесленники носили обувь из грубой кожи и чулки из грубого холста.
В Германии, в отличие от Венеции и Франции, деревянные подставки для женской обуви не имели успеха.

Прически и головные уборы

Вместе с костюмом в XVI в. постепенно менялись прически и головные уборы. Вместо длинных локонов, которые мужчины носили еще в самом начале XVI в., появилась короткая прямая стрижка («кольбе» — «стриженая голова»). Прежде гладко выбритое лицо стали обрамлять коротко подстриженной бородой и бакенбардами. Голову мужчины покрывали большими плоскими баретами — как совсем простыми и скромными, так и нарядными, богато украшенными перьями и жемчугом.

Женщины также носили большие бархатные бареты, украшенные страусовыми перьями, жемчугом и золотом. Чтобы головные уборы лучше держались, мужчины и женщины надевали под них плотный чехол для волос, часто в виде золотой сетки.
Позже бареты сменили токи и шляпы. Женщины надевали на голову золотые сетки, а сверху них — плоскую шляпу с маленькими полями.
В первой трети XVI в. женщины еще продолжали носить высокий чепец митрообразной формы («хаархаубе»), который состоял из двух частей: белого чепца и надетой сверх него жесткой шапки, обтянутой цветной тканью. Этот сдвоенный головной убор являлся символом подчиненного положения замужней женщины.

Украшения

Богатые и знатные люди в Германии XVI в. любили украшения из драгоценных металлов и дорогих камней. Они увенчивали свои шляпы страусовыми перьями, украшали бареты жемчужными нитями, золотыми шнурами, перевитыми жемчужной сеткой. Их одежда была отделана вышивками и жемчугом, украшена ювелирными застежками. Мужчины и женщины носили золотые чеканные колье с жемчугом, застежки и пояса, украшенные драгоценностями, массивные золотые цепи. Особенно распространенным мужским украшением были черные шнуры с подвесками в виде букв.

Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян

Удивительная особенность немцев ( о нециональном немецком костюме )


Отличий между Россиейй и Германией великое множество, но разговор заведен не для их перечисленя, а для того чтобы рассказать об одной замечательной особенности германцев.
В Германии (особенно в Баварии) ещё до сих пор носят традиционный национальный костюм.
И это сразу бросается в глаза при взгляде на одежду городской толпы. Причем подобные наряды люди носят не только в праздники, но и в повседневной жизни. Более того, носить настоящий национальный костюм (а не то, что предлагается в качестве сувениров туристам!) считается показателем хорошего вкуса и чем-то очень престижным.
Ещё бы! Национальная одежда стоит недёшево и жители носят её с большим достоинством. Один комплект костюма обходится примерно в 700-800 евро. А ведь есть летний и зимний варианты костюма, повседневный и праздничный, плюс соответствующая обувь и аксессуары и, как правило, такой набор у баварцев не в единственном экземпляре.

Читать еще:  Костюм муравья для мальчика своими руками: основа костюма, шапочка

Традиционным костюмом немцев, впрочем как и у их соседей австрийцев, слывет знаменитый Tracht, либо же Trachten – и мужской и женский костюмы и Dirndl-Gwand – только женский национальный костюм.
Слово «Tracht» происходит от слова «tragen» — носить, со временем так стали обозначать весь комплекс народного костюма.

Народный костюм — это то, что отбиралось веками и создавалось не один день. Немецкий народный костюм складывается где-то к 16 веку. Первоначально крестьянская одежда была сходна в покрое с городской. На изображениях 15 века одежда прислуги едва отличается по покрою от одежды господ. Разве только цветом, дорогими тканями, украшениями, меховой отделкой господского костюма.

Множество факторов повлияли на сложение комплекса народного костюма. Это и географические особенности местности, и влияние моды.
(вот примеры костюмов некоторых земель Германии)

Бавария


Хессен


Тюрингия

Значительное влияние на костюм оказывал климат. Так толстое сукно использовалось всегда в горах, а лён преобладал в тёплой местности равнин. В областях с более сухим климатом (в предгорьях) бытовала соломенная обувь, плетенная из овса, в районах, где преобладала дождливая погода (на побережье) — носили кожаную или деревянную обувь.
Но говорить о немецком костюме, как о чем-то целостном, попросту нельзя. Вплоть до 19 столетия Германия находилась политически в раздробленном состоянии. Поэтому народный костюм различных областей (даже не земель), имея общие черты, столь различен. Жители Альп отличались в костюме от людей, живших на Майне. Фрисландия отличалась от Шлезвига, и швабы от хессенцев. Так же, как одежда католиков от одежды протестантов.
Но традиционная одежда того времени говорила о статусе, возрасте и профессии того, кто её носил:
По костюму можно было определить семейное положение его владельца (женат, разведён, вдов) и даже количество детей, что отражалось, например, в орнаменте.
Отличительной чертой моды Германии (и Баварии в частности) было то, что деревенская и городская одежда постоянно влияла друг на друга.

Определённые же формы одежды были неизменны на протяжении столетий. Это платки, накидки, сорочки, куртки с мехом, деревянная и соломенная обувь. Эта одежда просуществовала до сегодняшнего дня. Праздничная одежда выглядела достаточно представительно и одновременно была практична и удобна.

В начале 18 века наступило небольшое отступление от этого запрета, люди могли использовать в одежде белое и чёрное кружево. Крестьяне предпочтительно брали для пошива одежды коричневый либо же серый лоден.
Лоденом называли тёплую ткань, которая известна своей водонепроницаемостью и основой на шерсти. А вот к платкам и воротничкам принято было добавлять немного красного цвета (красный-цвет -оберег). Самыми распространёнными материалами для пошива национального убранства считались лен, шерстяная ткань и кожа. Как и в других национальных костюмах, в немецких использовались самые различные цвета, но предпочтение отдавалось синему (способ окраски в этот цвет был самым дешёвым), зелёному и красному, а также национальным цветам,в Баварии – белому и голубому.

Основными атрибутами женской национальной одежды прослыл Dirndl. Первоначально же название Dirndl относилось к рабочей одежде женской прислуги и обозначало сокращение от Dirndl-Gwand – «одежда девушки». (южнонемецкое: «Dirn» — девушка).

Dirndl-Gwand включает в себя белую блузку (праздничный вариант с широкими рукавами), сарафан, состоящий из корсета на застёжке (праздничный вариант на шнуровке) и очень широкой юбки, и пёстрый фартук. .

Богато заложенные складками женские юбки сохраняют формы ренессансных юбок. Ещё сегодня можно видеть 200 складок на юбках жительниц Баварии. Юбки шили из шерсти, реже из льна или шёлка.
Передники обычно были немного короче юбки. Они были собраны в крупные складки. Часто передники были однотонные, украшенные пёстрой вышивкой, полосатые, из шёлка, льна, хлопка. Отделывались они кружевом и лентами. Многообразие декора передников не перечислить.По фартуку можно определить семейное положение его хозяйки: фартук завязывается на бантик :

справа – хозяйка помолвлена или замужем,
слева – свободна от семейных уз,
посередине –в разны регионах значение разнится: хозяйка фартука-девственница, в других областях такой узелок на фартуке означает,что хозяйка готова ко всему
сзади- вдова или просто официантка

Формы жилетов и корсажей неисчислимы. Они изменяются со временем и от местности к местности, число вариантов приближается к сотне. В основном преобладают чёрные жилеты, простёганные на китовом усе с вышивкой золотом и серебром и более или менее пёстро отделанными бортами, шнурованные лентами или серебряной цепью. В юго-западной Германии глубокий вырез жилета прикрывался короткой накидкой напоминающей широкий воротник (Goller) (как и в швейцарском и австрийском народном костюме), рюшами жабо — Нижней Баварии, Шпреевальде, нагрудным платком – как в Хессене, Брауншвейге, Тюрингии.

В летнем праздничном платье из-под жилета часто виднелись рукава рубашки различной длины. Иногда рукава достигали локтя либо покрывали всю руку целиком, украшались изящной оборкой или узкой манжетой. Множество элементов в покрое или отделке осталось в женском костюме от моды Бидермейера.

Зимний вариант включает жакет из шерсти и расклешенное пальто с вышивкой на лацканах.

К костюму полагаются аксессуары, выполненные также в национальном стиле: яркий платок, сумочка, чёрные туфли на пряжке, украшение для шеи и в некоторых случаях миниатюрная шляпка. О головном уборе надо сказать особо:на праздниках редко кдается встретить женщину в дирндле и в шляпке, в то время, как в былые временва с непокрытой головой разрешалось ходить только молодым девушкам. А замужняя женщина обязана была покрывать голову. Ходить без чепца или без шляпы считалось верхом неприличия.

Исторически сложилось так, что мужчины быстрее отказывались от традиционного костюма. Основные элементы мужской одежды это — брюки, куртка (пиджак), жилет.

В современном народном костюме широко известны короткие баварские кожаные штаны- Lederhose. Но короткими мужские штаны были не всегда.
В 19 ст.(после французской революции 1793 года) в Эльзас и Пфальц пришли длинные брюки из Парижа. Эти брюки, широкие и длинные, были переняты из рабочей одежды, в их фасоне отсутствовало влияние модных салонов. Кстати один из нечастых моментов в истории костюма, когда имелось обратное влияние «низов на верхи». Широкие льняные брюки жителей Побережья были также переняты из рабочей одежды, но из привычных белых стали черными и использовались для посещения церкви и во время траура. Брюки не всегда были похожи на современные. Одно время это были две штанины, скреплённые или сшитые вместе, которые при помощи крючков пристёгивались к короткому жилету. В некоторых диалектах и сегодня есть выражение «Вeinhösln», штанины, как «пара брюк». В 16 столетии впервые появились шаровары, штанины которых были из богатого материала с толстыми складками под коленом. Долгое время похожий вариант мужских штанов существовал в костюме жителей Хойенштайна. С короткими штанами надевали мужчины вязаные чулки. Материал, краски, вышивки и узоры мужских чулок изменялись. До 19 ст. были они темно — синими, белой или серой шерсти или льна. В сегодняшнем Tracht используются только белые чулки.


Головные уборы также отличались многообразием. Для мужчин немыслимо было ходить с непокрытой головой. В шапке или шляпе сидели даже в пивной и снимали её только в церкви. Прежде горожане и крестьяне вообще пользовались колпаками, часто надеваемыми под шляпу. Меховые шапки с суконным покрытием, вначале существовавшие как головной убор молодых парней, позднее носили и женатые мужчины. Сохранившиеся с 18 века шляпы – треуголки остались в народном костюме Хессена. При этом неженатым парням полагалось носить треуголку острым концом вперед, женатым же мужчинам, наоборот — назад. Повседневные головные уборы едва чем-либо отличались от праздничных. Только тирольские широкополые шляпы как бы напоминают о мягких широкополых шляпах периода Тридцатилетней войны.
В 19 веке в Верхней Баварии и Северном Тироле распространились шляпы с узкими лентами и высокой тульей, напоминающие испанские 16-го века. Во Франконии и Швальме оставались долгое время популярными треуголки. Также вошёл в народный костюм цилиндр. В народном костюме верхней Баварии шляпы были обязательно зеленого цвета и украшались орлиным пухом, петушиными перьями, кисточками из волос серны.Время шло, мужской костюм оформился в тот вариант,который привычен нашему глазу.
Например,национальный костюм современного баварца – это кожаные бриджи на лямках, украшенные вышивкой, белая хлопковая или льняная рубаха – в зависимости от времени года, с вышитыми инициалами хозяина, гетры, короткие замшевые куртки с вышивкой на воротничке-стойке, толстые ботинки, а также шляпы охотничьей формы с витым шнуром. В шляпы вставляют перья, которые символизируют усы убитых медведей или дичи. У каждого баварского племени (Верхняя Бавария, Нижняя Бавария, Альгои) свои знаки отличия – вышивка, цвета, украшения и эти традиции строго соблюдаются.

Национальный стиль не выходит из моды и мощно поддерживается сверху – эту одежду с удовольствием носят представители самых высоких слоев общества Баварии и соседней Австрии. Существуют магазины, продаающие Dirndl и Tracht,но именно настоящий национальный костюм, а не дешевую подделку.
Такой солидной поддержки, к сожалению, не получил ни один другой национальный костюм в Европе, поэтому и исчезла национальная одежда из повседневной жизни. Конечно, в основном это осовремененные вещи, но от них всё равно исходит прекрасное дыхание добрых старых времён. Более того, национальный костюм вчерашнего дня становится модой дня сегодняшнего.

Туристы же, которые особо в немецкие традиции не вникают и надевают Dirndl и Tracht раз-два на Volksfest, обходятся более простенькими и экономичными вариантами, как правило, из полиэстера, органзы, для них это скорее увлекательная игра ,которая тем не мненее поддерживается немецкой индустрией,предлагающей и «дешевый» вариант для желающих.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector