Национальные костюмы краснодарского края: мужские и женские костюмы, фото, описание ""
Zolotayaigolka.ru

Рукодельный портал

Национальные костюмы краснодарского края: мужские и женские костюмы, фото, описание

Национальные костюмы краснодарского края: мужские и женские костюмы, фото, описание

Наша задача обеспечить Вас красивой, неповторимой и качественной СЦЕНИЧЕСКОЙ одеждой!

Мы всегда рады Вам помочь с выбором, и посоветовать что подойдет именно Вам!

Наш любимый ассортимент под заказ- неповторимые национальные костюмы с соблюдением этнической направленности и конечно козачьи костюмы!

Шаровары — мужские и женские штаны — очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени.

Учкур — тонкий шнур, протянутый внутри мягкого пояса казачьих шаровар; туго затянутый поддерживает их на бедрах и незаметен под бешметом и черкеской

Бешмет- муж распашная глухо застёгнутая одежда, поддеваемая под верх кафтан, чекмень,

Кафтан — старинная верхняя одежда с глубоким запахом и длинными рукавами

Чекмень – верхняя мужская одежда: суконный полукафтан в талию со сборками сзади

Распашная одежда — тип наплечной одежды с разрезом спереди

Зипун — мужской и женский верхний кафтан из ткани, иногда на меху.

Ичеги- кожаные чулки, то же самое, что кавказские,ноговицы — женщины носили из красной кожи с вышивками.

Ноговицы- вид обуви, закрывающей голени, без ступни.

Чувяки– мягкие кожаные туфли без каблуков.

Папаха— высокая мужская меховая шапка.

Черкеска– мужская одежда у народов Кавказа – однобортный суконный кафтан без воротника, в талию со сборками, обычно немного ниже колен; на груди нашиты газыри – кожаные гнезда для патроновпервоначально патроны для кремневых ружей, вставлявшиеся в специальные карманчики (газырницы) на груди черкески. Со 2-й половины 19 века — их имитации из дерева, кости или металла.

Казачий костюм Мужской костюм

Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками. В первую очередь это относится к изобретению скифов — штанам, без которых невозможна жизнь кочевника-конника. За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVІІI, и в XIX вв. Рубахи были двух видов – русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или из шелка. Степняки вообще предпочитали шелк другим тканям – на шелке вошь не живет. Сверху — сукно, а на теле – шелк! Зимой носили нагольные полушубки, которые надевались шерстью на голое тело – так народы Севера носят кухлянку.

От трения шерсти о тело возникает электрическое поле – так теплее, а если человек вспотеет – шерсть пот оботрет, он не впитается в одежду и не превратится в лед.

Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук — «спиногрей» — нечто среднее между стеганым татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон — валеный из овечьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон издавна существовал как самостоятельный головной убор – башлык.

Сапог было великое множество — без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков — ичиги и чирики — туфли-галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных нос­ков, в которые заправлялись шаровары. Носили и башмаки – кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. башмак – теленок).

Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной казачьей одежде, и даже на одежде половцев, и еще раньше — скифов. Так что при Платове ношение лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству.

Но казак более всего ценил одежду не за ее стоимость и даже не за ее удобство, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный смысл, которым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма.

Шапка у казака играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились в шапках, ими голосовали, перед избранным атаманом шапки снимали, а он надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаул надевал шапку обратно – значит, говоривший лишался слова. Шапку кидали во двор, предупреждая, что придут свататься. Сбитая с головы шапка ровно как сорванный с женщины платок, было смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. В шапки зашивали иконки и охранительные молитвы. Обычай нашивать на папахи и фуражки награды – бляшки с надписями, за что награжден полк, еще больше увеличивал духовную ценность головного убора. За отворот клали особо ценные бумаги и приказы.

Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно – бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX в.: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы.

Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина.

Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом — я боле перед богом за тебя не ответчик».

Кровопролитные войны начала ХХ в. показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились, пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 г. в ходе Первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку — на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Невозможно представить себе жизнь казака без коня. Как в праздники, так и в будни всё было связано с этим неизменным спутником жизни.

Издавна соблюдался обычай ставить в казачьем дворе две конюшни: одну для выездных лошадей (на них ездили в гости, на ярмарку, в церковь, участвовали в скачках), другую – для лошадей рабочих, на которых пахали, сеяли, ездили в поле за снопами, сеном, подсолнухами, вывозили навоз со двора и удобряли им свои паи.

В первом отделении всегда находилась строевая лошадь, предназначенная для воинской службы. Покупали её заблаговременно, чтобы казак до службы привык к ней, изучил её повадки.

На летних сборах молодые казаки уже могли показать свою удаль и успехи перед службой: рубка лозы одним и двумя клинками на скаку; индивидуальная и групповая джигитовка; приём, когда по команде казака конь должен быстро лечь на землю, чтобы хозяин из-за него произвёл выстрел.

Выучку коня проверяли и другим способом. Новобранцы отходили от своих коней метров на 50 и окликали их по имени или подзывали условным свистом. Задача нелёгкая! Ведь среди многочисленных молодых парней, одетых в одинаковую казачью форму, не так легко найти своего хозяина, а если учесть, что нередко у лошадей бывали одинаковые клички… Тут уже питомец казака ориентировался по запаху или по условному, только ему понятному сигналу.

Единение казаков с лошадьми было поистине нерасторжимым. Если в бою казак был ранен и падал, то конь всегда останавливался, подходил к нему, трогал его лицо губами и, даже если не получал команды от хозяина, опускался рядом, чтобы раненый мог забраться на него хотя бы поперёк седла. Так верный товарищ выносил казака из боя, спасая от неминуемой гибели.

Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX в. Он состоял из юбки и кофточки (блузки), назывался «парочка». Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кру­жевами, гарусом, бисером.

Юбки шили из ситца или шерсти, широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре – учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по – русски — «подол», по – украински «спидница». Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой.

Праздничную одежду шили из шелка или бархата. 3начение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела прясть, ткать, кроить, шить, вышивать, плести кружева.

Женский костюм – это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд, который отличался от иных если не совершенно, то деталями. Замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и сколько у жен­щины детей – это определялось по одежде.

Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. Казачки носили кружевные платки, а в XIX в. — колпаки, файшонки от немецкого слова «файн» — прекрасный, наколки и токи. Носились они в полном соответствии с семейным положением — замужняя женщина никогда не показывалась без файшонки или наколки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.

Читать еще:  С-стринги как крепятся

Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек – невест – молодых женщин. Рукава рубах в них богато украшались растительным и геометрическим орнаментом. Свадебный костюм полагалось бережно хранить в сундуке: очень часто его использовали в качестве погребального костюма «одежда на смерть», а в случае надобности – как средство лечебной магии. На Кубани существует поверье, что если завернуть в него больного ребенка, он выздоровеет.

К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную, однотонную одежду упрощенного покроя. Дети получали минимум одежды, часто донашивали старую. Рубаха считалась домашней одеждой. В бедных семьях рубаха с юбкой могли быть и свадебным костюмом.

Шилась она из домотканого конопляного холста. Основным материалом для изготовления домотканого полотна служила конопля, реже шерсть. Изготовленное полотно отбеливалось в специальных долбленных бочках – буках подсолнечной или древесной золой. В кубанских станицах изготовлялись из конопляного полотна предметы убранства жилища. Изделия из домотканого полотна входили в девичье приданое, которые украшались вышивкой. Это рубахи, подзоры, юбки – спидницы. По поверью, вышивка обладала магической способностью сохранять и оберегать от дурного глаза, болезней, способствовала благополучию, счастью и богатству.

Особые исторические и социальные судьбы казачьего населения Кубани определили многие черты материальной культуры. В наши дни предметы казачьего быта, одежда, архитектурные постройки являются памятниками истории и культуры.

С чего начинается Родина для каждого из нас? С золотых полей и тенистых лесов, с морского прибоя и журчания реки, со старинных сказок и песен, с семейных преданий и рассказов земляков-старожилов. Всё это надо знать, беречь и любить!

Кавказский национальный костюм – это стильно и красиво

Многовековая история народов Кавказа, неразрывно связанная с борьбой за свободу, независимость и сохранение идентичности нашла свое отражение в мужском и женском кавказском национальном костюме. В нем – особенности жизни горцев, диктовавшие создание одежды, которая была бы максимально удобной и комфортной как для воина-джигита, так и для охотника, пастуха или странника, отправлявшегося в путешествие верхом на коне.

Особенности мужского костюма

Священная обязанность мужчины – защищать свой очаг, семью, род. Необходимость в любой момент отразить нападение врага нашла свое решение в мужском кавказском костюме.

Он точно «сидел» на фигуре, был удобен, не стеснял движений и позволял свободно пользоваться любым оружием, изготавливался из прочной ткани. Кроме того, оригинальный крой придавал мужчине стройность, подтянутость, подчеркивал его ловкость и брутальность.

Именно поэтому пришедшим сюда казакам, пришлась по вкусу красивая и удобная одежда горцев. В XIX веке кавказский национальный костюм был в моде, и считалось особым шиком появиться в нем на званом балу, на охоте, на поле сражения.

Он стал предметом восхищения и гордости. А тем, кому посчастливилось его носить, отдавали должное практичности к природным и бытовым особенностям жизни.

Тот, кто сталкивался в бою с этими отважными воинами, отмечал, что они, имевшие при себе большое количество оружия, почти бесшумно передвигались на местности, и одеяние им нисколько в этом не мешало.

Несколько слов – о черкеске

Без черкески не обходится костюм кавказского горца. Это верхняя одежда, надежно оберегающая от холода. Ее крой продуман до мелочей. Облегающая, точно сшитая по фигуре и не стесняющая движений в любой ситуации. Шили ее из сукна различного качества, в зависимости от состоятельности ее владельца.

Отличия были и в цвете народных кавказских костюмов, однако яркая цветовая гамма была неуместна и даже считалась неприличной. Преобладающими были черный, коричневый, серый – соответствующие натуральному цвету и не подвергавшиеся окраске.

Особо следует сказать о белых черкесках. Их могли носить только старейшины, мудрейшие люди рода, пользующиеся почтением окружающих.

Выбрать черкеску, без которой нельзя представить настоящий кавказский костюм, можно в интернет-магазине Али Аскерова. Здесь также можно купить рубашку, шаровары, знаменитые ичиги для танцев из натуральной козлиной кожи.

Газыри – обязательный атрибут

Продолжая разговор об одежде кавказца, нельзя не отметить, что не найдется такой черкески, на которую не были бы нашиты газырницы, ставшие неотъемлемым ее элементом. Они использовались как небольшие кармашки, в которые вкладывались трубочки из дерева или кости (газыри), куда насыпался порох в норме, необходимой для быстрой зарядки ружья. После появления патронов карманы стали использовать для их хранения.

Позднее, когда нужда в военных действиях отпала, газырницами просто украшали кавказский мужской костюм, а газыри изготавливались украшенными серебром, с великолепной отделкой чернением, орнаментами по металлу.

В интернет-магазине Али Аскерова представлено несколько видов этого украшения для мужского национального кавказского костюма, изготовленных из качественного материала нового поколения и украшенного крышечками из латуни, мельхиора и серебра с нанесенным на них традиционным кавказским орнаментом.

Обязательным был ременный пояс, с пряжками и пуговицами из недорогого металла, серебра или позолоты. Он не только украшал, но и имел практическое предназначение. На нем закреплялись небольшие предметы: жирница, где хранили жир для смазки ружья, отвертка из стали, крепилось оружие: кинжал, шашка, нож и другое. При этом наличие кинжала было обязательным для настоящего джигита. С ним горец не расставался никогда и всегда был вооруженным и готовым к отпору любому недругу. Не носить его могли только дети и глубокие старики.

Доброе слово о бурке и папахе

Традиционными для Кавказа считаются бурки и папахи. Первая, не имевшая рукавов, но зато располагавшая широким «подолом», прекрасно подходила для обряда похищения невесты, которую можно было укрыть накидкой и спрятать девушку от посторонних глаз. Но не это было ее основным предназначением.

Чем удобна бурка?

Она защищала в бою воина от ранений и нередко спасала ему жизнь. В дальних походах или в сложных погодных условиях укрывала своего владельца и его коня от палящего солнца или проливного дождя.

Многие утверждают, что с помощью бурки возможно было излечиться от простудных заболеваний. С этим многие согласятся, ведь изготавливается она из валяной овечьей шерсти, сохраняет тепло и ее полезные свойства. И хотя ей на смену пришли куртки из синтетических тканей, старики-кавказцы и пастухи в высокогорных селениях отдают предпочтение именно ей, теплой и удобной.

В интернет-магазине на сайте kavkazsuvenir.ru можно купить национальный кавказский костюм, приобрести бурки из натуральной шерсти. Принимаются заказы на изготовление детских и взрослых изделий для коллективов народного танца.

Традиции ношения папахи

Не меньшим почетом и уважением пользуется папаха, с которой мужчина никогда не должен был расставаться. Она была подтверждением его чести и достоинства. На свадебный пир не принято было являться без папахи, чтобы не нанести оскорбление хозяевам. Считалось, что ее нужно носить, пока голова кавказца на плечах, поэтому относились к ней очень бережно и с почтением.

Не забыта она и сегодня: изготовленная из высококачественного каракуля, является атрибутом высшего комсостава в армии, начиная с полковника. Наиболее почетным гостям Кавказа местные жители преподносят ее в качестве подарка.

Традиционный свадебный наряд

Имеет свои традиции и свадебный кавказский костюм. Для жениха он предполагал нарядную черкеску, кинжал на поясе, папаху.

Платье невесты должно было подчеркнуть ее скромность и чистоту: не допускались одеяния, где открыты плечи, руки, обязателен был головной убор.

Время внесло свои коррективы: сегодня можно увидеть невесту, одетую по-европейски. Однако в большинстве республик мастерицы научились совмещать современные тенденции и вековые традиции, которые особенно ярко демонстрирует женский свадебный наряд.

Многие девушки не прочь надеть платье, выполненное в народном стиле. Оно привлекает своей оригинальностью, изяществом и благородством. Такие изделия, как правило, отличаются особым шиком, утонченностью форм, богатством, красотой отделки и украшений. В нем нередко используется шитье золотыми и серебряными нитями. Великолепием и тонкостью работы отличаются головные традиционные уборы, которые делают невесту еще прелестнее.

Женский костюм – это красиво

Женская одежда была сходна с мужской: платье имело довольно узнаваемое сходство с черкеской. На тело надевалась длинная рубаха и шаровары. На рубаху — кафтанчик, схожий с бешметом. Удивителен костюм кавказской девушки, в сочетании с оригинальным головным убором.

У каждой республики – он свой, но каждый – прекрасен, и придает своей владелице самобытность и неповторимость. Как правило, его составляющей частью является платок, особым образом оформляющийся и скрывающий не только волосы, но и женскую шею. Посмотреть, как выглядит костюм кавказской девушки можно на фото.

Настоящий женский кавказский национальный костюм сегодня чаще можно увидеть на сцене, во время выступления танцевальных коллективов народного танца.

Танец – душа народа

Визитной карточкой Кавказа стала лезгинка. И только жители этого сурового и красивого края способны передать напор, силу и красоту этого танца. Мужчины, исполняющие ее, поистине творят чудеса и способны привести в восторг любую аудиторию.

Мужчины, исполняющие этот танец, покоряют своей порывистостью, мужеством и, одновременно, изяществом. Строгое одеяние, своеобразный головной убор джигита, исполняющего танец, способны рассказать о его храбрости, уверенности в себе, готовности отстоять честь и достоинство. Купить кавказский костюм для лезгинки можно на сайте Али Аскерова.

Народные традиции живы, они продолжаются в современных тенденциях, умело сочетая традиционные мотивы и веяния современной моды. Кавказский национальный костюм – это стильно и красиво.

Конспект урока кубановедения по теме «Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем»

Урок кубановедения в 4 классе
Тема : Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем.
Цель: знакомство с традиционной одеждой кубанских казаков; прививать чувства сопричастности истории и обычаям предков; воспитывать гражданственность, патриотизм, любовь к малой родине.

Познавательные: осознанно строить сообщения в устной форме; уточнять знания о родном крае, его истории. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Коммуникативные: вести устный монолог и диалог.

Личностные: выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Сообщение темы и цели урока.
Дом крепок дружбой людей, в нем живущих. А в нашем родном крае сейчас проживают сотни людей самых разных национальностей. Русских, коренных жителей, больше всего, но для многих армян, азербайджанцев, турок, таджиков, сложились такие жизненные обстоятельства, что они вынуждены были покинуть свою Родину, где они жили, и найти то место, где их семьи обрели бы мир и спокойствие. Дети разных национальностей, входящие в наш классный коллектив, хорошо дополняют друг друга, ведь у каждого национального характера есть свои яркие положительные стороны, свои достоинства. Любовь к Родине начинается с колыбельной, которая поётся на родном языке, а продолжается в школе.

Читать еще:  Платье из трикотажа без выкройки своими руками: расчёт трикотажа.

Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Горя, голода, войны.
Пусть мир торжествует на свете
И дружат народы земли,
Пусть радуются все дети,
Пусть в счастье живут они.
Нет для дружбы расстояний,
Для сердец преграды нет,
Мы сегодня детям мира шлём привет!

Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру, свой национальный костюм. Сегодня на уроке мы поговорим с вами об одежде жителей Кубани в прошлом и настоящем.

Заочная экскурсия в Краснодарский историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д.Фелицина (с.54-56 учебника).

Работав печатной тетради на с.24.

Беседа об особенностях кубанского костюма.
Одежда связана с историей народа и является неотъемлемой частью национальной культуры. Одежда должна отвечать многим требованиям: защищать тело от дождя, снега, холода, жары и конечно же — она должна украшать человека, придавать ему приятный вид и должна быть удобной для различных видов деятельности человека. И если эти назначения любой одежды давно утвердились и почти не подвергаются изменениям, то внешний вид ее постоянно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменением эстетических вкусов народа и его потребностями в соответствии с образом жизни на том или ином отрезке большого жизненного пути.

Казак ехал за Кубань,
Приубрался – выйди, глянь!
Сам он бравый,
Конь буланый, —
Хоть куда казак!

Его жинка молода
Отворяла ворота
Рядом ставши,
Повод взявши, —
Крепко обняла.

Набил люльку тютюном,
На коня взлетел вьюном:
Пыль степная
Понеслась-
Поскакал казак.

В стихотворении Ивана Вараввы нарисована бытовая сценка из жизни кубанского народа. Поэт любуется бравым казаком, говорит, что он «приубрался» перед очередной вылазкой за Кубань. Давайте попробуем представить себе, как он был одет. Обратимся к таблице.

Рисунок 1. Костюм казака и казачки.

Рисунок 2. Казачья семья. (Фото из архива)

История казачьего костюма

В начале заселения края черноморцы сохраняли одежду, присущую запорожцам: конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета.

В 1810 г. утверждена единая форма обмундирования черноморских казаков – шаровары и куртка из грубого сукна.

Линейные казаки носили одежду черкесского образца. В начале 1840 г. для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для сформировавшегося в 1860 г. кубанского казачьего войска. Комплекс мужской казачьей одежды состоял из черкески, шаровар, бешмета, башлыка, а зимой – бурки, папахи, сапог или ноговиц.

Описание мужского казачьего костюма

Черкеска шилась из черного фабричного сукна, покрой заимствован у горцев. Шили ее длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; рукава делали с широкими отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей, это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набором, украшением черкески.

Красота и богатство казачьего костюма заключались в том, чтобы в нем было больше серебра.

Термин «бешмет» заимствован у народов Кавказа, но бытовал и русский термин – «чекмень». Бешмет шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов – красного, малинового, синего, розового и др.

Застежка у бешмета была спереди на крючках, воротник высокий, стойка, длинный узкий рукав был на манжете. Иногда ворот и планку застежки обшивали ярким или серебряным шнуром, а на груди пришивали небольшие карманы.

Носили казаки шаровары суконные темных тонов. На ногах башмаки, зимой – сапоги опойковые.

В праздничное время казаки носили атласные бешметы, оправленные серебром. Зимней одеждой служили шубы – кожухи, папахи, бурки.

^ Описание женского казачьего костюма

Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером.

Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех, семи полок, каждая шириной до метра.

Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Нижняя юбка – «спидница» — обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто украшалась вышивкой.

Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек или молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощенного покроя.

Особо стоит поговорить о женской рубахе. В ней сохранились основы русского женского костюма: длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой.

На голове красивые – красивые шелковые платки, на ногах – полусапожки. У девушек вместо платков – ленты в волосах.

Сопоставление мужского адыгского костюма и форменной одежды казака. Работа в печатной тетради на с.25.

-Сколько общих элементов вам удалось найти?

-Чем можно объяснить сходство?

Закрепление. Так как одежда имела большое значение для человека, народ посвятил ей загадки, пословицы и поговорки.

Учитель: Одежда украшала и защищала человека. А что еще мог рассказать костюм о своем владельце?

Учащиеся приходят к выводу:

1) костюм определял место человека в обществе;
2) указывал на профессию.

У. – Итак, сегодня на уроке мы говорили о красоте кубанского костюма, о том, что одежда – это часть истории и культуры любого народа.

– О прошлом одежды мы узнали многое. Но давайте помечтаем и представим себе, во что будут одеваться люди в ближайшем будущем.

Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание: конкурс рисунков “Мода будущего»; задание на с.57 учебника.

Русский народный костюм

Национальный костюм каждого народа – это удивительное явление, отражающее особенности культуры народа, его историю. Он помогает лучше понять суть менталитета коренных жителей. В конце концов, это всегда очень красиво и познавательно.

Одним из самых интересных и необычных национальных костюмов является русский народный. При одном только упоминании о нем сразу возникает ассоциация: роскошная русская красавица с косой до пояса, в расшитом драгоценными камнями кокошнике, в узорчатом сарафане и юноша с русыми волосами, в рубахе, в лаптях. Красота!

Но, к стыду каждого, мало кто знает историю происхождения русского народного костюма. Что ж, давайте исправим этот факт?

История русского костюма

Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. В нем выразилось стремление русского человека к красоте, к улучшению своего быта. Это объект материальной культуры. При его создании использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси:

вязальное ремесло, искусство изготовления кружев;

ювелирное искусство (многие элементы костюмов украшались, например, резными пуговицами из серебра и золота, кокошники – драгоценными камнями и т. д.).

Вот сколько связей у национального русского костюма! И это лишь основные. Не упомянуты искусство шитья, рисования (для пошива костюмов знати использовались эскизы) и многое другое.

Традиционно русский костюм имел несколько отличительных черт:

вся одежда делилась на распашную (то есть застегивающуюся на пуговицы или специальные крючки) и накидную (она надевалась, как нынешние футболки, через голову);

для народного русского костюма характерно большое количество верхней одежды – различных накидок, епанчи, шуб и т. д.;

есть известная теория: «Москва – третий Рим»; неудивительно из-за этого, что многие предметы одежды, отдельные элементы, украшения, методики изготовления костюмов были родом из Византийской Империи и, конечно, из близкой к Руси Польши – Речи Посполитой.

Формирование русского национального костюма закончилось примерно в 17 веке. После этого начались изменения, связанные с реформами императора Петра I. Как известно, этот государь очень стремился «прорубить окно в Европу», и в связи с этим произвел реформирование не только традиционного жизненного уклада, но и даже посягнул на «святая святых» — на национальный русский костюм. Так, с приходом Петра к власти традиционную русскую одежду могли носить лишь некоторые сословия, преимущественно низкого положения:

Интересно! До петровской реформы существовал даже указ «О защите национальной самобытности» от 1675 года. Согласно ему, например, московские дворяне не имели права носить одежду заграничного образца. Не имели права на это и их слуги, и стольники, и многие другие.


С приходом Петра I начались серьезные изменения. Появилась мода, которой до этого не существовало: была лишь парадная, нарядная, передающаяся по наследству, одежда, а была повседневная. Ее фасоны не менялись десятилетиями, или менялись настолько незначительно, что этого не было даже заметно.

С реформированием друг друга стали сменять следующие национальные европейские костюмы:

немецкий – он дольше всех продержался в истории русской моды и смог почти полностью вытеснить национальный костюм.

Между прочим, за въезд в города в русской одежде (как и с бородой) полагался налог – до 2 рублей, если въезжающий был конным.

До начала 20 века русский национальный костюм стал по большей части одеждой крестьян. Сегодня национальный костюм используется чаще на тематических мероприятиях и не носится «в быту». Это негативная тенденция, ведь в странах Азии, например, в Японии, почти все невесты до сих пор выходят замуж в традиционном белом кимоно, юката – летний вариант простого хлопкового кимоно – носят и в быту, например, вместо банного халата на горячих источниках, в гостиницах, на отдыхе. В юката можно выйти в город, и это будет выглядеть совершенно естественно. В России, к сожалению, такая национальная самобытность сохранилась в гораздо меньшей степени.

Женский русский народный костюм

Женский русский народный костюм отличался восхитительной красотой, большей яркостью и эстетичностью, роскошью убранства, чем мужской. И это неудивительно, ведь женщина на Руси всегда была олицетворением изящества, нежности, была хранительницей домашнего очага, источником вдохновения и любования. Поэтому даже одежда простолюдинок была богато украшена вышивкой, оставаясь яркой и красивой.

Читать еще:  Что такое фуражка: (это), виды фуражек

Традиционно более популярным и интересным была сарафанная костюмная традиция. Как можно понять, основой костюма служил сарафан – женская одежда, напоминающая платье, но без рукавов. Сохранились следующие варианты кроя русских женских национальных сарафанов:

туникообразный (самый простой и «прямой» вариант сарафана);

косоклинный – с широкой пышной юбкой;

прямой – сарафан, юбка которого представляла собой сшитое по боковому шву полотно ткани с лямками и без лифа;

прямой с лифом на кокетке – очень красивый, нарядный сарафан, который даже называли «полуплатьем», настолько он был эффектным.

Популярны для пошива сарафанов были хлопок, лен, ситец, реже – шерсть. Знать могла позволить себе роскошные ткани типа парчи или шелка. Сарафаны богато декорировались вышивкой, кружевами, пуговицами. Очень красивые и эффектные нарядные сарафаны можно увидеть в разделе «Русские сарафаны».

Под сарафан обязательно надевалась рубаха – главная одежда женщины, которую носили когда угодно, но только не при гостях. Знать могла позволить себе «горничные», то есть домашние, богато украшенные рубахи, которые носились только в горнице.

И крестьянки, и знать носили шубы, душегреи, летники и другую верхнюю одежду. Знать могла позволить себе шубку – облегченный женский вариант шубы с красивым меховым воротником.

Одежда преимущественно шилась из белых и черных, коричневых, желтых, бурых и других тканей. Самым популярным праздничным и нарядным цветом был, конечно, красный – даже свадебные наряды чаще всего шились именно из красных «прекрасных» тканей. И повседневная одежда старательно расшивалась и украшалась. Парадные же наряды могли декорироваться золотыми и серебряными нитями, жемчугом и другими драгоценностями.

Отличительной чертой женского народного костюма было большое разнообразие головных уборов. Например, кроме известного кокошника, существовали сорока, кичка, очипок (свадебный головной убор) и рогатая шапочка-«кичка», или кика, которую могли носить исключительно замужние женщины по праздникам. Кика полностью закрывала волосы, и поэтому очень богато украшалась.

Мужской русский народный костюм

Мужской национальный костюм на Руси был куда менее эффектным, чем женский. Его основой была рубаха, которую крестьяне носили как верхнюю одежду, а вот знать – как нижнее белье.

Шили рубахи с воротом (косоворотки) или без него из разных тканей. Самыми популярными были:

Интересно! Как и у богатых женщин, у знатных мужчин были горничные рубашки, которые шились только из шелка.

Рубахи могли быть простыми, без украшений, но чаще всего богато расшивались яркими нитками. Посмотреть на такие можно в разделе «Русские косоворотки», там собраны лучшие образцы традиционной вышивки на мужской национальной одежде.

Помимо косоворотки, в повседневности мужчины носили порты, штаны или гачи, онучи, сапоги и лапти, подпоясывали рубаху нешироким пояском.

Большим разнообразием отличалась верхняя одежда и головные уборы. Некоторые из них, например, небольшую шапочку наподобие тюбетейки, тафью, даже не снимали в церкви.

Детский русский народный костюм

Основой детского русского народного костюма также служила рубаха. Причем считалось, что первой рубахой у мальчика должна быть ношеная рубаха отца, у девочки – матери. Визуально детская одежда ничем не отличалась: это были косоворотки с вышивкой.

Особенности и значение деталей русского костюма

Русский национальный костюм – это по-настоящему колоритный наряд, где каждая деталь имела свое значение.

Костюм никогда не надевался просто так, он был символичен. Вот лишь самые основные значения его основных деталей:

Вышивка служила своего рода оберегом от злых сил, поэтому даже повседневная и траурная одежда обязательно красиво вышивалась. Только вдовьи рубахи и сарафаны не были вышиты.

Интересно, что в вышивке доминировало всегда изображение ромба – оно ассоциировалось у русичей с солнцем и счастьем. Вышивка всегда имела сакральное значение.

Головные уборы для замужних дам и незамужних девиц сильно отличались – например, девушки украшали волосы лентами, обручами, платками, в то время как замужние дамы обязательно полностью закрывали волосы на улице. Кокошник могли носить только замужние женщины на праздник.

Праздничный наряд мог включать до 20 элементов одежды (у женщин), в то время как повседневный – до 7.

Подробнее познакомить с особенностями русского костюма может вот это видео: https://www.youtube.com/watch?v=g_mkyZVpSGE .

Особенности русской одежды по регионам

Русский национальный костюм очень отличался в зависимости от региона. Существовало две основные традиции русского костюма:

Северный. Это традиционные русские сарафаны, кокошники, косоворотки, роскошные шубы и телогрейки. Это самая известная «версия» русского национального костюма.

Южный. Это, пожалуй, традиционная казачья культура. Например, женщины здесь носили не сарафаны, а поневы – это особые юбки из сукна, хлопка, льна или шелка, которые девица могла надеть только тогда, когда достигла возраста невесты и проходила специальный обряд «вскакивания в поневу».

Интересно, что мужской костюм на севере и юге России был довольно похож, в то время как женский почти полностью отличался.

Любопытные факты про русский костюм:

Сарафан – это не исконно русское, а иранское слово. Означает «полностью одет».

Существовала праздничная, повседневная одежда и одежда для работы, свадебные костюмы, «для кручины» и многие другие. Рубаха специально для жатвы в сезон считалась праздничной.

Новую одежду (из неношеных тканей) ребенок получал, когда ему исполнялось 3 года.

Головной убор обязательно надевали на улицу. Выйти без него аналогично тому, что сегодня появиться на улице мегаполиса голышом.

Русский национальный костюм включал в себя даже убранство волос – например, незамужняя девушка могла носить распущенные волосы и обруч на голове, а замужняя дама обязательно заплетала две косы и надевала головной убор.

Русский колорит мировой моды

Сегодня «Русский след» в мировой моде очень значителен. Он вдохновляет именитых дизайнеров создавать роскошные шедевры высокой моды, возрождать элементы национального русского костюма.

Так, в разные годы к элементам русского стиля обращались:

Джон Гальяно (для Диор; он создал коллекцию «Русский балет», где представил кимоно, выполненное в традиционно русском стиле») и т. д..

Русское культурное наследие, в частности, национальный костюм, вдохновляют западных кутюрье, а современные российские дизайнеры через призму изменчивой моды все чаще стремятся переосмыслить непростую историю своей родины.

Украинский национальный костюм

Во все времена традиционная одежда лучше всего иллюстрировала культуру, привычки и особенности народа. Украинский национальный костюм не стал исключением – каждая яркая деталь насыщенной палитры демонстрирует богатый и стойкий дух страны с долгой и непростой историей. Что носили хлопцы и дивчата?

Традиционный украинский костюм схож с одеждой других восточноевропейских народов. Основа – рубаха из конопляного или льняного полотна, которую заправляют в суконные или холщовые штаны. Верхний разрез рубахи – пазушка – непременно украшается вышивкой. Строгие геометрические орнаменты выделяются на белом полотне и символизируют мужество и смелость. Часто мужской костюм украшался вышивкой с дубовым листом – мощным оберегом рода. Воротник может быть стоячим, отложным или отсутствовать вовсе. Нижняя часть костюма – шаровары – фиксируется на поясе шнуром. Широкие штаны жгуче-красного или ярко-синего цвета внешне напоминают мешок – такой фасон удобен как для сельскохозяйственных работ, так и для исполнения залихватского гопака. Между штанинами подшивается мотня из прямоугольных кусков материи – таким образом визуальное сходство с мешком усиливается. Некоторые этнические группы декорируют нижний край шаровар – например, у гуцулов принято было украшать зелёной или жёлтой вышивкой.

Женский украинский национальный костюм куда ярче и замысловатее мужского. Дівчины щеголяли в кошулях – длинных сорочках с вышивкой по краю горловины и на рукавах. Будничная рубаха шилась из грубого сукна, зато по праздникам наряды украинок отличались буйством красок на белоснежном шёлковом фоне.

Девушки носили кошули без верхней одежды, подпоясываясь лентами или кушаками. Замужние женщины обязательно дополняли наряд жупаном – жакетом без рукавов и верхней поясной одеждой, например, собирающейся сзади в крупные складки дергой. В качестве низа была понёва – длинная пёстрая юбка с расшитым передником. Праздничный вариант – плахта – шился из шёлка или парчи, дополнялся неповторимыми узорами.

Вышивка на одежде украинки – не просто демонстрация таланта мастерицы, а красивый оберег с сакральным значением. Красные элементы говорят о любви и безудержном веселье, синий цвет символизирует очищение души, зелёный – молодость и обновление, а жёлтый напоминает о богатстве украинской земли. Узоры традиционно вышиваются вручную – только в этом случае они становятся защитой от сглаза, которому так подвержены красавицы на выданье. Виноградная лоза на рубахе говорит о крепкой семье, мак – о скорби по умершему, лилия означает невинность, а калина – бессмертие рода. Ярким дополнением к женскому украинскому костюму являются украшения – бусы или подвески с монетами «монисто». Талию несколько раз оборачивают поясом, концы которого оставляют свободно свисать. Невесту подпоясывают рушником – вышитым парадным холстом. Голова покрывается платком или чепцом, но самый известный девичий убор – это, конечно, веночек с цветами и лентами.

В XX веке перемены коснулись и одежды восточно-европейских славян. Украинский национальный костюм утратил многие характерные черты, уступив дорогу более практичным городским нарядам. И всё же, пожалуй, ни одна другая страна в наше время не может похвастаться тем, что основополагающий элемент традиционной народной одежды имеется в каждой семье, более того, у каждого члена семьи. Вышиванка для украинца — больше чем предмет одежды.

Ресторан «Корчма» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

На территории этнографического парка, наряду с 12 отелями в этническом стиле, расположены более 10 ресторанов и кафе, каждый из которых выдержан в своей неповторимой концепции.

Под мягкой камышовой крышей белоснежной мазанки, в самом сердце живописного украинского хутора в этнодворе «Украина и Беларусь» расположился ресторан «Корчма».

Меню в полной мере представляет замечательное разнообразие и богатство национальной украинской кухни. Начните обед со знаменитого украинского борща, подаваемого с воздушными пампушками, отведайте вкуснейших вареников с разнообразными начинками, побалуйте себя золотистыми драниками и сочными вушками со сметаной, попробуйте нежное жаркое, запекаемое в глиняных горшочках или закажите аппетитную свиную рульку, приготовленную по семейному рецепту шеф-повара.

Ссылка на основную публикацию
"
×
×
"
Adblock
detector