Монгольский кашемир: «ханские» изделия от гоби, особенности и характеристики
Zolotayaigolka.ru

Рукодельный портал

Монгольский кашемир: «ханские» изделия от гоби, особенности и характеристики

Подробное описание монгольского кашемира от фабрики Gobi

«Нежное золото», «королевская пряжа» — именно так во многих странах называют монгольский кашемир, который уже несколько веков сохраняет за собой звание самого дорого натурального материала.

Чем же он заслужил такой статус? Из чего изготавливают этот материал, и каковы его особенности? Какие изделия шьют из монгольского кашемира, и как за ним ухаживать, чтобы он как можно дольше сохранял свои свойства?

Многообразие кашемира

История монгольского кашемира

Кашемир изготавливают из пуха (подшерстка) горных коз Carpa Hircus. Животные «наращивают» его, чтобы согреваться в морозные зимы, когда температура окружающего воздуха опускается до −40-50 °С.

Название материала же происходит от области Кашмир, расположенной в северо-западной части полуострова Индостан. Согласно историческим сведениям, жители этого региона первыми начали использовать козий пух для создания ткани.

Впоследствии один из махараджей Кашмира понял, что на кашемире можно еще и неплохо зарабатывать, продавая его другим правителям и гостям. В Европу новая ткань и изделия из нее попали только в XVIII веке благодаря Наполеону Бонапарту. Из очередного похода император привез в подарок своей жене Жозефине кашемировую шаль.

Кашемировая шаль французской модницы

Открыв для себя благородную ткань, европейцы пытались обзавестись собственным производством кашемира. Однако кашмирские козы в более мягких климатических условиях Европы перестали «отращивать» свой уникальный пух (свойства подшерстка значительно изменялись, что влияло на качество ткани).

Со временем кашмирские козы, переселяясь из региона в регион, оказались в Монголии, где и прижились. Особенности климата пустыни Гоби и горных районов страны делают местный кашемир уникальным.

Дополнительная информация! С одной козы получают 150-200 г пуха в год (после очистки вес сырья уменьшается до 80-120 г). Этого количества сырья хватает для изготовления одного шарфа, а для свитера самого простого кроя требуется 4-5 таких «порций».

Характеристики и свойства

Натуральный кашемир Монголии отличается особой легкостью и мягкостью. Изделия из него практически невесомы и очень приятны на ощупь. При этом они достаточно плотные, отлично сохраняют тепло и не вызывают дискомфорта даже после длительного ношения.

Наибольшую ценность представляет неокрашенная пряжа, которая, в зависимости от цвета подшерстка коз, может быть:

  • белой (животных с таким пухом разводят на юге Монголии);
  • теплой серой (встречается реже всего);
  • бежевой (наиболее распространена, встречается у 60% коз);
  • темно-коричневой (нарастает у коз, обитающих на высоте 4000 метров над уровнем моря в западных регионах страны).

Моток натуральной кашемировой пряжи

Еще одно важное качество — долговечность. При правильном уходе кашемировые вещи будут радовать своего обладателя не один сезон.

На сегодняшний день кашемир делают не только в Монголии, однако качество именно монгольской ткани ценится буквально на вес золота.

Дополнительная информация! Толщина качественной кашемировой ворсинки равна 19-20 мкм, что в 3-4 раза тоньше человеческого волоса. Одновременно с этим кашемир в 8 раз теплее, чем шерсть овец и коз.

Как ухаживать за изделиями

Залог долговечности кашемировых изделий — правильный уход за ними. Процесс этот не сложный, но требует соблюдения определенны правил:

  • Стирать вещи из кашемира лучше всего вручную при температуре 20-25°С и в достаточном количестве воды (на один свитер понадобится 4-5 литров). Сначала в воде тщательно растворяют мыло или другое моющее средство, затем на 5 минут замачивают кашемировую вещь. После чего изделие стирают (сильно тереть нельзя) и тщательно ополаскивают в чистой воде. Использование отбеливателей — запрещено!

Ручная стирка — залог долгой жизни кашемировых вещей

  • Отжимать кашемировые изделия необходимо аккуратно сдавливая, но не выкручивая их. Для отжима можно воспользоваться машинным сушильным шкафом, либо промокнуть вещь полотенцем.
  • Допускается машинная стирка кашемировых вещей, но только при использовании щадящего режима. Желательно стирать такое изделие отдельно от других, положив в специальный мешок для стирки.
  • Сушат вещи из этого материала в горизонтально положении (например, расстелив полотенце на сушильной стойке). Развешивать их нельзя, чтобы они не растянулись, не потеряли форму.
  • Гладить кашемир можно при помощи отпаривателя, либо утюгом через влажную ткань (нельзя допускать прямого соприкосновения утюга с вещью).
  • Сильные загрязнения с изделий можно удалять посредством сухой чистки.

Кроме того, стоит помнить, что со временем на кашемировой одежде могут образовываться катышки. Лучший способ избавиться от них — пройтись по изделию перед стиркой специальной щеткой.

Хранят вещи из кашемира в сложенном виде (но не сильно придавленном), предварительно упаковав в чехол или специальный мешок. Вешать их на плечики специалисты не рекомендуют.

Важно! Кашемир — излюбленное лакомство личинок домашней моли. А лучшим защитным средством от этого вредителя считается кедровая древесина.

Модели производителя Gobi

Одним из наиболее известных производителей роскошным кашемировых изделий является корпорация Gobi монгольский кашемир (Gobi mongolian cashmere). В качестве сырья для своих изделий компания использует исключительно высококачественный монгольский материал.

Концерн выпускает широкую линейку продукции, в которую входят:

  • свитера и кардиганы;
  • мужские брюки и худи;
  • платья и юбки;
  • аксессуары (шапки, шарфы, шали, носки, перчатки).

Туника из весенней коллекции Gobi

Также Gobi кашемир известен коллекцией детской коллекции и принадлежностей для дома (одеяла, пледы, подушки, спальные мешки и другое).

Официальный представитель концерна на территории России — интернет-магазин Хан кашемир.

На сегодняшний день Ханский кашемир представляет несколько коллекций из натурального материала, заботливо собранного и обработанного на просторах Монголии.

Особой популярностью у любителей роскошных вещей пользуются различные модели пальто: классические, тренчкоты, редингтоны — в ассортименте каждый может подобрать подходящий вариант.

Кашемировое пальто от Gobi

Отзывы пользователей

Светлана 38 лет: «Несколько лет мечтала о кашемировом пальто, но слышала, что уход за такой вещью очень сложный, поэтому долго не могла решиться на покупку. Отбросила сомнения, увидев одну из классических моделей. Ношу пальто уже две зимы, и ничуть не жалею о своем приобретении. В нем тепло и комфортно. А внешний вид у него просто шикарный!

Что касается ухода, то оказалось, что ничего сверхсложного в нем нет, надо просто соблюдать несколько правил и надежно защищать вещь от сырости и моли».

Иван, 50 лет: «Познакомился с кашемиром, когда выбирал себе свитер. Изначально поразила легкость, тонкость и мягкость изделия. Впоследствии — еще и его греющая способность. Уже третий сезон это мой любимый свитер».

Дополнительная информация! Долгие годы натуральные кашемировые вещи были доступны только очень богатым людям. Это было обусловлено небольшим количеством сырья и трудоемкостью изготовления конечного продукта.

Несмотря на достижения современной науки и техники, многие операции по изготовлению кашемира и сегодня выполняются вручную. Однако в настоящее время этот уникальный материал стал более доступным и ощутить его необычайную легкость и мягкость может каждый.

Ханский дворец

Ханский дворец Бахчисарай

Крымский полуостров по достоинству славится своими историческими памятниками, каждый из которых бесценен и неповторим. Однако античные руины, средневековые крепости, пещерные монастыри и приморские парки можно увидеть и за пределами полуострова. Но что касается крымско-татарских дворцов, то в мире можно найти лишь один единственный – Ханский дворец в городе Бахчисарай.

Географические координаты Ханского дворца в Бахчисарае на карте Крыма GPS N 44.748898, E 33.881492

Ханский дворец находиться по адресу: г. Бахчисарай ул. Речная 133, Телефон для справок Ханского дворца — +7 978 701-38-44, время работы с 9:00 до 20:00. Стоимость билетов в Ханский дворец: взрослый 300 руб. Детский 100 руб.
Ханский дворец – это жилище большой ханской семьи, а также сосредоточение государственной власти, порог правосудия и место, где принимались решения, влияющие на судьбы всей восточной Европы. На протяжении двух с половиной столетий здесь рождались, жили, правили и умирали представители ханской династии Гераев. Дворец являлся не личным имуществом того или иного хана, а фамильным достоянием всей правящей династии.

Прежде чем посетить Ханский дворец лучше обойти его вокруг и составить общее представление о том, насколько он велик и разнообразен. Перед Ханским дворцом расположена центральная площадь дворца. Она напоминает тенистый парк с газонами, цветниками и каштанами.

Изначально здесь был городской сад с качелями и киосками. От этого сада по сей день остались декоративные бассейны и фонтаны. Однако строители Ханского дворца задумывали эту площадь совсем иную. Она была усыпана речным песком, и на ней не было ни деревьев, ни газонов, ни водоемов. На ее открытом пространстве можно было устраивать парады, шествия и торжества. Ханские садовники устроили на склонах четыре террасы и густо засадили их фруктовыми деревьями. Эти террасы по сей день соседствуют с Ханским дворцом, но теперь там нельзя найти ни фонтанов, ни каскадов, ни самого Ханского сада. В 20-м веке садовые террасы были использованы под военное кладбище.

Под шпилями минаретов находится Ханская мечеть. В этой части дворца располагался культовый центр.
К югу от кладбищенской ограды протянулись приземистые здания с высокими воротами. В них можно узнать бывшие ханские конюшни.
Пройдя мимо садовых террас можно попасть к стенам, над которыми возвышается деревянная башня. Здесь начиналась зона отдыха, то есть сады для прогулок ханской семьи. Пройдя через калитку из Персидского сада можно попасть в гаремный дворик – здесь начинались приватные покои обитателей Ханского дворца.
Гарем принято считать местом, населенным исключительно женщинами. Однако если рассуждать по аналогии с Султанским дворцом в Стамбуле, то в нем могли располагаться также и личные комнаты ханов. Возможно, они находились в ныне исчезнувших постройках гарема. Ведь сегодня можно наблюдать лишь одно здание с террасой и тремя помещениями. Однако в прошлом гаремных корпусов было несколько.

Ханские жилые покои находились на верхних этажах больших зданий. Среди находящихся здесь комнат, выделяют ханскую столовую, ханскую спальню и т.д. В этих же корпусах располагались и залы официальных приемов Ханского дворца, где проходили заседания государственного совета, давались аудиенции иностранным послам, где собственно и осуществлялось управление государством.
В маленьком дворике располагалась важная дворцовая служба – ханская кухня. Известно о ней немного, но в источниках изредка встречаются описание ханских трапез: одиночных и торжественных пятничных пиров.

Одной из наиболее посещаемой и людной комнатой в Ханском дворце считается зал дивана. Там решались судьбы отдельных подданных и всей страны в целом. Стены зала дивана украшены всевозможными узорами и разноцветными витражами, пол сделан из мрамора. На потолке можно наблюдать разноцветные узоры и три большие люстры. В центре собрания восседал сам хан на троне, украшенный золотым сукном. По обеим сторонам от трона стояли табуреты, а далее тянулись длинные широкие лавки. На балкончиках в те времена сидели женщины, которых допускали на заседание ханского дивана за счет определенных привилегий.
Неподалеку от зала дивана расположена летняя беседка, которая предназначалась для отдыха хана. По центру комнаты расположен небольшой фонтан, а по периметру комнаты размещены диваны.

Читать еще:  Фасоны платьев: виды, модели, своеобразие, фото модных платьев

На территории Ханского дворца можно полюбоваться золотым фонтаном, который пристроен к стене малой ханской мечети. Он скромно стоит в дальнем углу фонтанного дворика, затерявшись среди леса красных колонн. Фонтан сделан из турецкого мрамора и украшен золотом.
Наибольшей популярностью в Ханском дворце пользуется Фонтан слёз. Посетителей данный фонтан манит своей красотой и изысканностью, а также интересной легендой.
Самой таинственной частью Ханского дворца считается гарем. Вход в гарем украшен тонкой цветочной резьбой. В гареме проживало четыре жены хана, одна из которых была старшей женой, а три других – младшие жены. При Ханском дворце существовал штат женской прислуги, который обслуживал хана в количестве не менее ста человек.

В ханских покоях наборные расписные потолки, их узоры в каждой комнате разные. Разнообразием отличаются и цветные витражи в окнах. В большинстве комнат расположены камины, каждый из которых по-своему уникален. Центром ханских покоев является гостиная, где ханы проводили неофициальные приёмы. С данной гостиной можно пройти в любой уголок ханских покоев. Сложно сказать, сколько людей обитало в этом большом ханском доме в Бахчисарае. Несомненно, то, что Ханский дворец был людным и многонаселённым местом, домом для нескольких сотен человек, целым городом в миниатюре. Ханский дворец пожалуй самый необычный в плеяде дворцов Крыма и его достопримечательностей.

Ханский дворец в Бахчисарае на карте Крыма

Монгольские правители

ХАН, кан – титул правителей у степных кочевых народов.

Возможно, слово «хан» первоначально значило «родовой вождь» и связано по происхождению с тюркским «gon» – «кровь». В древности у кочевых народов титул хана носили племенные вожди. Со временем ханами стали называть правителей союзов племен. С возникновением крупных государственных образований (Хазарский каганат, Аварский каганат, Монгольское государство) правители этих государств стали именоваться «каганами» («хаканами», «каанами») – т. е. великими ханами. Титул хана стал обозначать государя местного значения, подчиненного кагану. С. П.

ЧИНГИСХА?Н (монг. – повелитель вселенной) (1155/1162–1227) – великий хан, основатель Монгольской империи.

Собственное имя – Темучин (Тэмуджин). Происходил из рода Борджигин. В 1194 г. Темучин провозглашен ханом, а в 1206 г. на курултае – большом совете монгольской знати – верховным ханом (кааном, каганом) под именем Чингисхана. По обычаю его подняли на белом войлоке, признав тем самым его верховную власть.

В качестве отличительного знака нового каа-на в ставке Чингисхана было поднято знамя с девятью белыми конскими хвостами. По сведениям китайцев, на самом знамени была изображена черная луна.

Чингисхан создал постоянное войско, скрепленное железной дисциплиной, принял Великую Ясу – кодекс законов и распоряжений. Законы Ясы были чрезвычайно суровы, за малейшее их нарушение полагалась смертная казнь.

В 1211–1215 гг. монголы под предводительством Чингисхана захватили и разрушили около 90 городов Северного Китая и овладели столицей – г. Янцзин (Пекин). В 1219 г. начались походы Чингисхана на запад. Его войско перешло границу Хорезма и за четыре года завоевало всю Среднюю Азию, Афганистан, Иран, Закавказье и часть Северного Кавказа. В мае 1223 г. на берегах степной р. Калка монголы одержали верх над соединенной русско-половецкой армией.

За 20 лет походов Чингисхан и его потомки покорили 720 различных племен и народов, создав огромную империю от Тихого океана до Карпат со столицей в г. Каракорум (основан в 1220 г. в долине р. Орхон). Чингисхан получил прозвание Покоритель Вселенной.

Во время похода на Тангутское царство Чингисхан умер. Монголы держали в тайне места захоронений своих ханов. По преданию, над могилой Чингисхана был прогнан табун в 20 тысяч лошадей, чтобы сровнять место погребения. С. П.

ДЖУ?ЧИ (1185–1227) – монгольский военачальник, хан.

Старший сын Чингисхана и его жены Борте. Родился вскоре по возвращении последней из плена, и Чингисхан не был уверен в своем отцовстве. Поэтому потомки Джучи никогда не претендовали на престол великого хана. Джучи активно участвовал во всех походах отца. Он воевал в Китае, в 1219 г. покорил киргизов, овладел городами хорезмшахов Сыгнаком, Джендом, Ургенчем, принимал участие в штурме Хорезма.

По свидетельствам историков, Джучи был храбр и воинственен и отличался необычайной жестокостью. Около 1224 г. Чингисхан разделил империю между детьми. Джучи достались земли с центром на р. Яик (Урал), а также еще не завоеванные территории на севере, западе и северо-западе. Последнее обстоятельство предопределило направление дальнейших монгольских походов, в частности агрессию против Руси. В источниках встречаются глухие сообщения, что Джучи был отравлен по приказу отца. К. К.

БАТЫ?Й (монг. Бату – крепкий, твердый; монголы называли его Саин-ханом, т. е. «Счастливым») (1208–1256) – монгольский хан и полководец, основатель Золотой Орды.

Внук Чингисхана, второй сын Джучи. В 1229 г. Батый воевал со степными народами, в т. ч. с половцами. В 1232 г. предпринял попытку вторжения в Волжско-Камскую Булгарию. После состоявшегося в 1235 г. курултая, на котором было принято решение начать большой поход в Европу, Бату-хан возглавил армию 14 царевичей-чингисидов общей численностью 150 тыс. человек.

Осенью 1236 г. под ударом армии Батыя пала Волжско-Камская Булгария, весной и летом 1237 г. монголы вели ожесточенную войну с аланами и половцами. Осенью 1237–зимой 1238 гг. были завоеваны и разорены северо-восточные русские княжества. В 1238–1240 гг. Батый окончательно разгромил половцев, вынудив самых непокорных из них бежать в Венгрию. В 1239 г. монголы разорили Переяславль-Южный, столицу Переяславского княжества, и Чернигов – центр Черниговского княжества. В 1240–1241 гг. завоеваны Киевское и Галицко-Волынское княжества.

В 1241–1242 гг. Батый совершил поход на Венгрию и Польшу, дошел до побережья Адриатического моря. В это время в его тылу восстали булгары и половцы. Беспокоили Батыя и русские княжества. Монгольская армия была ослаблена длительным походом. Поэтому, узнав о смерти великого хана Угэдэя, Батый остановил поход и через Боснию, Сербию и Болгарию отступил в причерноморские и прикаспийские степи. Здесь им было основано самое западное из монгольских государств – Улус Джучи, которое позднее на Руси стали называть Золотой Ордой. Первой столицей этого государства стал город Сарай-Бату (в 150 км к северу от совр. Астрахани).

Батый пользовался большим авторитетом среди монгольских ханов, играл значительную роль при выдвижении великого хана. В 1251 г. он принял активное участие в перевороте, в результате которого великим ханом стал Мункэ из рода Тулуя.

На Руси Батый оставил страшную память. Летописцы называли его не иначе как «безбожным», «нечестивым»: «Злочестивый царь Батый пленил Русскую землю, невинную кровь проливая, как воду, обильно, и христиан истязая». С. П.

БЕРКЕ? (ок. 1209–1266) – хан Золотой Орды с 1256 г.

Сын хана Джучи, брат Батыя. Участвовал в походах 1237–1242 гг. на Русь. В 1251 г., исполняя

поручение Батыя, возглавлял церемонию возведения на престол великого хана (каана) Мункэ.

Занял ханский престол после смерти Батыя, умертвив его сына Сартака. При Берке было завершено завоевание Руси монголо-татарами. В кон. 1250-х – нач. 1260-х гг. проведена перепись населения покоренных земель, получившая наименование «число». Для обеспечения беспрекословного и своевременного сбора дани Берке утвердил систему специальных сборщиков во главе с баскаками; по всей Руси рассылались ханские чиновники – десятские, тысяцкие, темники и др. В правление Берке утвердилась практика приезда русских князей в Орду на поклон хану и выдачи ханских ярлыков на княжение. Так, дважды в Орду вынужден был приезжать Александр Невский.

Берке первым из монгольских ханов принял ислам и содействовал его распространению в Орде, открывал школы, привлекал к участию в обсуждении государственных дел мусульманское духовенство. Проводя политику религиозной терпимости, освободил православное духовенство от «числа», неоднократно снижал размеры или отменял вообще дань с церковных епархий. В 1261 г. разрешил открыть православную епархию в столице Орды Сарае, находившуюся в подчинении Киевского митрополита. Двор хана был открыт для ученых, художников и поэтов. Последние годы жизни Берке воевал

с Персией, ходил походами в Закавказье, на Византию и Болгарию. В 1265 г. взял г. Дербент на Северном Кавказе. Умер при возвращении из похода. Вл. К.

НОГА?Й (1-я пол. 13 в.–1300) – золотоордынский темник.

Внук Буфала, седьмого сына Джучи. В 60-х гг. 13 в. принимал участие в войне золотоордынского хана Берке против Хулагу и его сына Абаги. Молодой темник самостоятельно разбил войско последнего и значительно укрепил свой авторитет в Золотой Орде. В сражении он был ранен, потерял глаз. После смерти Берке Ногай откочевал со своими сторонниками в Северное Причерноморье, откуда совершал набеги на земли Юго-Западной Руси, Польши, Венгрии, Болгарии. Нанес поражение византийским войскам Михаила Палеолога, который был вынужден выдать за Ногая свою побочную дочь Евфросинью. По мере роста влияния темника в Золотой Орде обострялись его отношения с ханами.

В 1291 г. Ногай заманил в ловушку и вероломно убил хана Телебугу и посадил на престол своего ставленника Тохту, отношения с которым вскоре тоже испортились. Усобицы ордынцев болезненно сказывались на положении дел в Руси: одни князья принимали сторону Ногая, другие – его противников. Это привело к разорению Курской земли в 1283–1284 гг., междоусобной войне за великое княжение владимирское в 1281–1285 гг., нашествию «Дюденевой рати» в 1293 г. В результате военных действий в 1293–1294 гг. хану Тохте удалось подорвать влияние Ногая на Руси, после чего он вступил с ним в открытую схватку. В 1297/98 г. хан потерпел поражение, но в 1300 г. войска Ногая были разбиты, а сам он убит русским воином. К. К.

ТОХТА? (?–1312) – хан Золотой Орды в 1290–1312 гг.

Сын Менгу-Тимура. Тохта пришел к власти в 1290 г. при помощи могущественного темника Ногая. В первые годы своего правления ему пришлось следовать воле своего покровителя. В 1293–1294 гг. Тохта вмешался в междоусобную войну русских князей, поддержав городецкого князя Андрея Александровича, и направил на Русь войска под предводительством царевича Дюденя (Тудана). Дюденева рать расправилась с русскими князьями – сторонниками Ногая. В 1297/98 г. Тохта начал войну с Ногаем. Первый поход был им проигран. В ходе второго выступления он разбил войско темника. Значительную часть войска Тохты составляли русские ратники. Тохте удалось восстановить волжскую торговлю. Он поддерживал мирные отношения с Персией и Византией. В целях сохранения своего владычества над русскими землями хан умело использовал политические распри. Сначала он поддержал коалицию московского, тверского и переяславского князей в противовес великому князю владимирскому Андрею Александровичу, а после смерти последнего столкнул московского князя Юрия Даниловича и тверского князя Михаила Ярославича. К. К.

УЗБЕ?К (?–1342) – хан Золотой Орды в 1312–1342 гг.

Читать еще:  Белый тюль с рисунком или без: как выбрать ткань и дизайн внешнего вида

Сын Тогрылчи, внук Менгу-Тимура. После смерти бездетного хана Тохты Узбек был одним из главных претендентов на трон. Против него был составлен заговор, но Узбек был предупрежден и успел уехать в степь. Он уничтожил заговорщиков и пришел к власти, опираясь на ордынских мусульман – часть армии и купечество. Узбек проводил наступательную внешнюю политику, вел постоянные войны в Закавказье. Ужесточил поборы с русских князей, значительно урезал налоговые льготы священнослужителям.

Малейшее проявление неповиновения означало для любого из русских князей смерть. По приказу Узбека были казнены шестеро князей. Однако хан покровительствовал московской династии, выдав ей ярлык на великое княжение. К. К.

ДЖАНИБЕ?К, Чанибек (?–1357) – хан Золотой Орды с 1342 г.

Второй сын хана Узбека. В борьбе за ханский престол Джанибек убил двух своих братьев. В дальнейшем ему удалось стабилизировать положение в Орде и обеспечить ее временное процветание. Джанибек продолжал политику своего отца, ведя успешную наступательную войну в Закавказье. Поддерживая Москву в ее противостоянии с Литвой, он тем не менее старался сохранять систему противовесов. В 1342 г. Джанибек отнял у московского князя Семена Ивановича Нижний Новгород и передал его суздальскому князю. Одновременно он укрепил позиции московского князя в верхнем и среднем течении Оки. Достаточно спокойное царствование Джанибека закончилось трагически: он был убит собственным сыном. В результате Золотая Орда на четверть века погрузилась в полосу кровавых смут, называемых «Великой замятней». К. К.

МАМА?Й (?–1380) – ордынский правитель и военачальник.

Не принадлежал к роду ордынских ханов, поэтому сам не мог претендовать на престол, был женат на дочери хана Мухаммеда Бердибека (хан в 1357–1359 гг.). Стал командующим войском правого крыла с чином беклярибека. Весной 1361 г. поднял мятеж против нового хана Махмуда Хызра, а затем его преемника Тимур-ходжи. Переправился с войском на правый берег Волги и объявил ханом своего ставленника Абдуллаха (правил в 1361–1370). После этого Золотая Орда раздробилась на два государства: Орду со столицей в Сарае-ал-Джедид и Мамаеву Орду, кочующую между Волгой и Доном и контролирующую Северный Кавказ, причерноморские степи и Крым.

Мамай был всесильным правителем и при Абдуллахе, и при хане Мухаммед Бюлеке (правил в 1370–1380). Он нападал на Русь и был дважды разбит: в битве при Воже в 1378 г. и на Куликовом поле в 1380 г. После поражения на Куликовом поле Мамай бежал в Крым. В Кафе (Феодосия) воины нового хана Тохтамыша захватили и убили Мамая.

На Руси Мамай оставил по себе недобрую память. «Как Мамай прошел», – говорят в тех случаях, когда видят какое-либо сильное разорение. С. П.

ТИМУ?Р, Тамерлан (в русских источниках – Темир Аксак, т. е. Железный Хромец) (1336–1405) – полководец, эмир с 1370 г.

В молодости служил в войске эмира Казгана, затем стал вождем чагатайского племени баргас. В 1370 г. объявил себя чагатайским эмиром, а столицей сделал Самарканд. Совершал завоевательные походы, покорил Хорезм, Персию, государства Закавказья. В 1389–1395 гг. воевал с ханом Золотой Орды

Тохтамышем, в 1395 г. сжег Сарай, затем разгромил Азов (Азак) и крымский г. Кафа. В одном из сражений был тяжело ранен в бедро и остался хромым, откуда и появилось его прозвище Железный Хромец.

В 1395 г. Тимур пришел к русским границам, разорил Елец. Затем его рать остановилась и стояла две недели без движения. Великий князь московский Василий I Дмитриевич с войском вышел из Москвы и встал на берегах Оки близ Коломны. Но уверенности, что русское войско устоит в битве, не было. Тогда по инициативе митрополита Киприана из Владимира привезли в Москву чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. 26 августа 1395 г. икону внесли в Москву и поставили в Успенском соборе. По преданию, в тот самый день и час Тимур повернул войско назад.

В нач. 15 в. была создана «Повесть о Темир Аксаке», автор которой утверждал, что на Тимура нашел страх и он «убоялся воевать Русскую землю»: «По Божией благодати неизреченной милости, молитвами Святой Богородицы, город наш Москва цел и невредим остался, а Темир Аксак-царь возвратился назад…»

На месте встречи Владимирской иконы Божией Матери у Москвы был основан Сретенский монастырь, а день 26 августа стал церковным праздником – Сретения Владимирской иконы Божией Матери. С. П.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ОТ ПОКОРЕНИЯ РОССИИ МОНГОЛАМИ ДО СУДЕБНИКА. МОНГОЛЬСКОЕ ИГО. Виды даней платимых хану в Орду

Во второй половине второго периода хотя продолжала действовать Русская Правда как основной закон суда и расправы на Руси, но тем не менее общее развитие русского законодательства шло своим чередом вперед, как по естественному развитию общества, так и по влиянию монголов, которые хотя были посредственными и отдаленными владыками Русской земли, тем не менее не могли не действовать на ее законодательство. И действительно, монголы настолько действовали своим влиянием на общественную жизнь я законодательство, что в том и в другом отношении время монгольского владычества в России резко отличается ог предшествовавшего времени и носит на себе особый характер, который в истории русского законодательства должен изучаться отдельно, как в отношении к общественному устройству, так и в отношении к законодательству. Причина, побуждающая к такому отдельному изучению, заключается именно в монгольском владычестве как внесшем в русское общество новый элемент и частью изменившем отношения прежних элементов общества. А посему мы теперь обратимся прямо к объяснению монгольского владычества на Руси.

Татары, владычествовавшие на Руси, представляли смесь тюркских и монгольских племен средней Азии. Под предводительством одного монгольского князька Темучина и его преемников они составили огромное государство, заключавшее в себе северный Китай, всю северную и среднюю Азию с Хивой и Бухарой, часть Персии, владения половецкие и почти всю Россию. Монгольские и тюркские племена были племенами кочевыми и оставались таковыми во все время своего владычества.

Завоевание Китая имело громадное влияние на устройство Темучиновой монархии: китайская администрация, не касаясь кочевых обычаев победителей, целиком перешла в управление монголов над покоренными народами. Темучин, известный в истории под именем Чингисхана, и его преемники: Угедей, Куюк и Мункэ устроили свой двор И управление по китайскому образцу. Ученый китаец Клюй-Чуцай, первый министр Чингисхана и Угедея, составил придворные церемонии и разные уложения для управления государством, выбравши их из китайских уложений, и таким образом внес в монгольское управление покоренными народами всю многосложность китайской администрации с многочисленными разрядами чиновников, канцелярскими формами и со всей подозрительностью устаревшего Китая.

Эти законы, составленные китайцем, который не мог составлять их иначе, как по-китайски, приложили татары и к правлению Россией. Читая ханские ярлыки, нужно удивляться, как монгольские дикари могли устроить такую сложную машину, какова была китайская администрация. Татарские ханы Б своем управлении Россией строго держались наставлений Чингисхана, выраженных им в его книге «Тунджин» (книга запретов). Они предоставили России управляться своими князьями, не коснулись ни обычаев, ни религии страны, а лишь определили формы отношений, в которых должно было стоять русское общество к хану.

Влияние китайцев чувствуется в этой политике. Китайцы в покоренных странах никогда не стремились сглаживать народные особенности, а лишь определяли подданство этих стран китайскому императору. Но введение этих форм привело ко многим важным изменениям в русском обществе, носящим на себе татарский характер. Подчинение татарам выразилось главным образом в 4 условиях: 1) в признании верховной власти татарского хана, 2) в платеже дани, 3) в доставке войск хану и 4) в содержании баскаков и войск, посылаемых в Россию. Эти четыре условия должны были сильно повлиять на русское общество.

По первому условию русские князья должны были получать ярлыки от хана, которыми они признавали владычество ханов над собой и с тем вместе утверждались в праве владения в данном от хана княжестве. В первые сто лет владычества татар ни один князь — ни великий, ни удельный — не вступал на престол, не получив сперва ханского ярлыка. Притом, при каждой перемене хана, князья должны были ездить в орду испрашивать ярлык. Ярлыки эти были необходимы тнкже как для епископов, так и для митрополита. При каждом вступлении на престол нового хана князья и епископы или их поверенные ехали в орду, кланялись хану, подносили всевозможные подарки хану, ханшам и вельможам ордынским. Вместе с правом давать ярлыки ханы имели право отнимать их, а следовательно, и судить князей. Поэтому все споры между князьями подчинялись ханскому суду или суду его чиновников и, таким образом, ослабела связь между великим князем и удельными князьями, ибо верховной инстанцией сделался ханский двор. Удельные князья, получая от хана такое же утверждение своей власти, как и великие, естественно считали себя владельцами независимыми и самостоятельными, и при первом неудовольствии шли на суд хана, где решение зависело от ловкости и богатства той или другой стороны. Перед ханом и его судьями великие и удельные князья были равны, ибо все споры на суде хана разбирались не по русским законам, а по желанию хана, который заботился только об одном: чтобы как можно более собрать поборов с покоренного народа.

Недовольные князьями бояре ехали с жалобой на них к хану и чернили их в глааахего. Так, князь Ярослав Всеволодович погиб в орде в 1246 году жертвой клеветы своего боярина Феодора Яруновича. В первые сто лет ханского владычества все подобные жалобы имели своим последствием вызов князя в орду, где суд над ним в большинстве случаев оканчивался отнятием владения и насильственной смертью. Предвидя в орде такие опасности, князья перед отправлением своим туда писали завещание, прощались с родными, как бы отправляясь на смерть. Такое завещание писал, например, Иван Калита. В спорах за владение суд хана склонялся на ту сторону, которая представляла наиболее выгодные условия для сбора дани, причем князья даже наперед вносили часть этой дани из своих собственных средств или занимали у ордынских купцов под залог раз ных государственных доходов. Вследствие таких ханских распоряжений, князья стали покупать у хана владения других князей. Так, например, князь Василий Дмитриевич купил у хана княжества — Нижегородское и Суздальское и с помощью хавских послов выгнал оттуда княживших там князей. Татарские ханы, желая ослабить русских княаей, не только продавали им княжества, но иногда давали новому искателю ярлык на то княжества, которое они сами перед тем передали другому. Так, И 1318 году хан Узбек отдал Владимирское княжение князю Юрию Даниловичу Московскому, а в 1322 году то же княжение отдал князю Михаилу Дмитриевичу, и это делалось очень часто, так что русские князья гта-ли включать в свои договоры, чтобы не брать у хана ярлыков на владе-ния друг под другом.

Читать еще:  Как заправить нитку в швейную машинку правильно самому своими руками

Но в первые сто лет до смерти Узбека, когда владычество татар было еще очень сильно, подобные договоры не могли иметь места, ибо всякое своеволие со стороны князя вызывало присылку татарских полчищ, опустошавших княжество, подвергшееся ханскому гневу. Китайская подозрительность, вошедшая в татарскую администрацию, породила множество надсмотрщиков, рассеянных по России. Возле князя постоянно жили ханские чиновники, зорко следввщие за действиями князя. К этим чиновникам присоединялись другие, наезжавшие по временам для введения новых учреждений. В орде все дела поступали к дороге — ханскому министру. Дорога иредставлял собою власть татарского государя над покоренными племенами. Прежде чем дойти до хана русские князья являлись к своему дороге (русский дорога) и потом с подарками обходили цариц, ханских вельмож и наконец представлялись хану. Таким образом, между князьями и ханом находилась целая цепь подозрительных чиновников. Летопись под 1284 г, упоминает, что к курским князьям — Олегу и Святославу — приехали в качестве надсмотрщиков ханские сокольники под видом ловли лебедей. Так связаны были русские князья первым условием своего подданства хану,

Вторым условием подданства была дань, платимая хану. Дань эта делилась на многие виды и представляла много точек соприкосновения русских с татарами. При наложении дани татары начали с того, что великий хан Мункэ в 1253 г. послал Бицик-Беркэ сделать общую перепись всем русским владениям. Этой переписью все жители русских княжеств, без различия земцев и дружинников, бояр и людинов, были перечислены, на основании китайских начал народной переписи, не поголовно, а посемеино, потом были обложены данью по их поземельным владениям я промыслам. От дани освобождено было лишь одно духовенство с его владениями и людьми, принадлежащими церкви. В наших летописях общих народных переписей, сделанных татарами, упоминается только две — в 1257 и 1275 годах, но, по всей вероятности, их было гораздо больше; летописцы же не занесли их в свои летописи или потому, что это стало обычным делом, или же потому, что переписи эти были местные, ограничивались одним княжеством и посему не производили впечатления на летописцев. А что действительно кроме общих упомянутых двух переписей были и другие, но только частные, на это указывают ханские ярлыки, простирающиеся до XIV века, в которых упоминаются имена чиновников, производивших эти переписи. Ханы при сборе дани употребляли три формы: 1) или чаны собирали дань через своих чиновников, 2) или отдавали ее на откуп, или же 3) поручали сбор ее русским князьям, заранее условившись с ними о количестве дани, которое надлежало собрать с известного города или области.

Разные виды даней, платимых русскими в орду, можно разделить: 1> на дани, введенные татарами и 2) на дани, еще до татар бывшие в употреблении НИ Руси. К первому разряду податей принадлежит 1) царева пошлина или дань, потом особая пошлина царице, далее особые пошлины ордынским княаьям, послам к всем гонцам, посылаемым ханом в Россию. К монгольским же пошлинам должно причислить: во 2) запрос, т. е. надбавка дани по новому ханскому приказанию; вЗ)ям — подать, платимая на содержание татарских почт. Но всем степям были устроены ямы, где находились ямщики с лошадями, и на содержание их шел ям; в 4) тамга — пошлина, собираемая на торгу от покупки и продажи товаров; в 5) JUKUJ — временное требование ханом каких-либо произведений земли, или промыслов; в 6) кормы ханских послов и коней, становое, въездное и мимоходное; в 7) поминки, т. е. подарки ханам, его женам и придворным, посылаемые в знак подданства — чисто китайский обычай. К татарской дани принадлежат, наконец, в 8) работы и службы по приказанию хана или ордынских князей. Второй разряд податей составляли сборы, заимствованные от русских.

в казну ханскую шли следующие подати: 1) мыть, 2) мостовщика, , 4) почестъе и 5) полюдье, кроме того, особые пошлины от суда в пользу рядцев или ордынских судей и особые наместничьи кормы, или посадничьи, в пользу дороги и в пользу баскаков. Сбор всех этих пошлин производился под надзором ханских чиновников, присылавшихся в Россию, которые, конечно, при исполнении своих обязанностей прибегали не к русским, а к татарским или, скорее, к китайским формам и таким образом, мало-помалу, вводили на Руси формы своей администрации. Здесь они познакомили русских с правежами, вымучиваняями и телесными наказаниями, широко распространенными в Китае и Монголии. В отношении к сбору и раскладке податей татарская администрация имела столь сильное влияние на русских, что многие подати, пошлины и paj-ные порядки сбора и раскладки податей остались в России и по освобождении ее от татарского ига.

Третье условие подданства татарам состояло в высылке русских войск кану для его войн. Предводителями русских войск бывали иногда все князья Русской земли, иногда только некоторые, по усмотрению хана, иногда же войсками предводительствовали княжеские воеводы, Этот обычай кончился со смертью Узбека; по крайней мере, в ханских ярлыках: не упоминается более об этом условии.

Образование Букеевского ханства. Хан Жангир и его реформаторская деятельность.

Хозяйственный упадок, углубление земельной тесноты привело к образованию в 1801 г. так называемый Букеевской или Внутренней Орды по географическому расположению, так как она образовалась между низовьями рр. Урала и Волги. До конца XVIII в. эта территория именовалась Астраханской степью. Здесь не было постоянных поселений кочевников, по сезонам ее занимали кундровские и астраханские татары (ногайцы), калмыки и казахи, Отдельные казачьи поселения и крестьянские дворы располагались вдоль р. Урал и по берегам моря. С конца XVIII в. характер, масштаб и мотивы перехода казахов на междуречье изменились. Если раньше на зиму перегонялись табуны лошадей султанских хозяйств, то после подавления восстания Сырыма Датулы процесс переселения стал массовым и трудно регулируемым. Правительство в таких условиях сочло необходимым пойти навстречу желанием кочевых казахских аулов. Уступая территорию, которая почти пустовала после бегства калмыков в 1771 г. в Джунгарию, правительство рассчитывало разрядить напряженность социальной борьбы в Младшем жузе, принимавшую антиколониальный характер. Такое переселение отвечало колониальным интересам царизма: оно раздробляло силы Младшего жуза, превращало часть казахов в подданных империи, наподобие калмыков и башкир, сулило усиление поборов с казахов, развитие торговых отношений.

Один из современников событий указывал, что султан Букей решился перейти на внутреннюю сторону «вследствие разных дружеских советов и внушений со стороны царских чиновников». Об этом писал также и его брат Шигай: «покойный брат мой Букей Нуралиев прошлого 1801 . приглашен был Астраханским временным губернатором Кноррингом через присылаемого Астраханского кордона начальника Попова перейти на внутреннюю сторону р. Урал во всегдашнее подданство России. Хан Букей перешел со мною и другими султанами-братьями нашими и подвластными казахами с десятью тысячами кибиток, со всем скотом и имуществом».

Политически эта орда как особое владение была оформлена только в 1812 г. В этом году одновременно в Младшем жузе был назначен ханом султан Ширгазыц а во Внутренней орде — султан Букей. Вскоре после разграничения своего владения хан Букей умер (1815 г.). До совершеннолетия его старшего управление ордой осуществлял султан Шигай. Жангир воспитывался в Астрахани, в доме губернатора. 24 июля 1824 г. в г. Уральске в присутствии высших чинов пограничного управления Оренбурга Жангир был провозглашен ханом.

Период ханствования Жангира был относительно продолжительным и конструктивным в плане осуществления преобразований в жизни общества и в то же время насыщенным различными событиями. Впервые в истории казахских ханств осуществил переход земель в частную собственость кочевников, переходящих в оседлость. При нем возрождается институт тарханства Эти меры способствовали разложению кочевой общины казахов. По мере укрепления своей власти Жангир реформировал старую систему налогов, прежде взимался «зякет», затем «сотым» и, наконец, «жасауыл акы»- налог для содержания слуг.

Хан при себе создал аппарат управления, состоявший из ряда функциональных подразделений: канцелярия, депутатская группа, coвет 12 биев, институт есаулов, группа базарных султанов, ханские вестовые из 14 человек, в Букеевской орде была учреждена должность ахуна — главного духовного лица ханства.

2 На территории ханства в. 30-х г. появились значительные торговые центры, одним из значительных является Ханская ставка. Учрежденная в 1832 г. ярмарка имела объем торгового оборота более миллиона рублей. В Россию переправлялись сотни тысяч поголовий скота, на ярмарку приезжали тысячи купцов со всех сторон. Торговый характер Ханской ставки ярко вырисовывается хотя бы из того, что из 89 домов в 46 были лавки, а в19-торговые склады (40-е г.)

В ханской орде было довольно много мусульманских мектебов, практически каждый род, каждое отделение рода имело своего муллу. Немало выпускников этих школ направлялись для продолжения учебы в медресе Бухары и Ташкента. Образовательная концепция хана нашла выражение в открывшейся в 1841 г. первой светской школе не только в Букеевской орде, но и во всем Казахстане. Первый набор в школу составил всего 12 учеников на 30-40 вакансий. Потребовалось еще два года, чтобы заполнить эти места. А: Евреинов писал, что в этой школе преподавали «татарский, арабский и русский языки, начальные правила арифметики и грамматики, в кратком виде — географию и историю, правила оспопрививания. Лучшие выпускники поступают отсюда в Оренбургский Неплюевский корпус». В своей интереснейшей статье «Заметки киргиза о киргизах» (1861 г.) С.Бабаджанов подробно описал состояние народного образования в Букеевской Орде. В частности, о стипендиатах Неплюевского корпуса пишут следующее: «. хан Джангир старался усилить образование ордынцев внутри земли их и открыл единственный источник в этом роде в Оренбурге, где в учрежденный Неплюевский кадетский корпус разрешено начальством принимать из нашей Орды 10 мальчиков во 2-ом эскадроне или азиатском отделении оного».

Среди примечательных явлений в культурной жизни Букеевского ханства особое место занимает «оружейная комната». По отзывам современников, в ней было немало уникальных экспонатов, свидетельствовавших о высоком мастерстве казахских ремесленников. В этом первом музее Казахстана было много вещей восточного происхождения: «азиатские кольчуги, шлемы, налокотники и другие воинские доспехи». В числе сабель были дарованные его роду от российских императоров. Существует несколько версий относительно судьбы ценных экспонантов данного музея.

Хан Жангир был в свое время избран почетным членом научно- исторического общества при Казанском университете. Им был записан ряд эпических поэм и шежире казахов. Умер хан Жангир в 1845 г., и ханская власть после него не восстанавливалась, орда управлялась Временным Советом.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector