История портфеля: прообразы современного портфеля ""
Zolotayaigolka.ru

Рукодельный портал

История портфеля: прообразы современного портфеля

Как появился рюкзак, кто его придумал и история возникновения

Автор: Gornolaz · : 7 894 Опубликовано 20.04.2018 · Обновлено 22.11.2019

Известная нам история рюкзака, как успешного опыта переноса заплечного груза, насчитывает тысячелетия. Это долгий путь от мешка с рамой из прутьев орешника до современного рюкзака. А без него в наши дни ни в горы, ни в поход, ни в город.

Рюкзак изобретали неоднократно. В разное время на разных континентах появлялась идея, что гораздо удобней носить большой груз за плечами.

Рюкзак, начало истории

Возраст первого известного рюкзака – свыше пяти тысячелетий. В 1991 году на леднике Симилаун в Эцтальских Альпах в Тироле два немецких туриста нашли мумию тирольского ледяного человека или Эци. 45-летний хозяин заплечного мешка погиб в 3300 году до нашей эры. Лед сохранил и его вещи, в их числе каркас из орешника – основа первого дошедшего до нас «рюкзака».

Это деревянная рама с двумя перекладинами, на которую навешивался груз – мешок из шкур. Специалисты постарались воссоздать первый рюкзак. Его можно было увидеть в Музее естественной истории Дортмунда. Аналоги, кстати, известны в Альпах – традиционные заплечные сумки с деревянной рамой, называемые “kraxe” здесь делают и понынe.

реконструкция рюкзака Эци

Конструкция рюкзака Эци, которой началась история рюкзака, оказалась удачной. Ее еще не раз изобретали на разных континентах.

Традиционные заплечные сумки разных народов

История рюкзака продолжилась в традиционных заплечных сумках. Они многократно изобретались разными народами.

На русском севере применялись плетеные берестяные котомки с лямками. В средней полосе – заплечные берестяные кузова для грибов и ягод, называемые “пестерь”.

Заплечный кузов пестерь

Столетия назад и в наши дни в Сибири в качестве заплечных мешков использовали каркасные «рюкзаки» – поняги и рогульки.

Поняга – обернутая берестой рама из изогнутого в дугу прута, ее нижние части соединены деревянной полочкой, а груз крепится ремешками. Конструкция походит на современные рамы с лямками для переноски габаритных грузов и баулов. Рогулька – две палки с развилками, между которыми веревкой стягивался тюк, носилась за плечами на лямках.

Средневековые европейские плетеные корзины-рюкзаки вешались за спину для работы в поле и переноски товаров. В Германии и Франции таскали грузы на деревянных каркасах с XVIII века.

Традиционный рюкзак Sekk med Meis в экспозиции Норвежского музея леса датируется второй половиной XIX века. Он состоит из рамы из ясеня и кожаной сумки.

Норвежский Sekk med Meis

В Корее рюкзаки с деревянной рамой – «чигэ» упоминались в письменных источниках с конца XVII века.

А индейцы Америки использовали для переноски тюков широкий ремень. Он охватывал груз на спине снизу и одевался на лоб. И в наши дни племена в сельве носят таким образом грузы в корзинках с одним ремнем.

Традиционные рюкзаки в том или ином виде встречаются по всему миру и их конструкции в разных уголках планеты весьма схожи.

Солдатские ранцы для дальних походов

Солдатам в продолжительных походах требовались удобные и практичные сумки. Эволюция солдатского багажа шла паралельно традиционным народным заплечным сумкам.

В древнем Египте и античной Греции предпочитали простые в производсве корзины. А римские легионеры переносили вещи в локулусах – кожаных сумках, прикрепленных к походному шесту.

В средневековье рыцари-тамплиеры в походах переносили грузы в деревянном каркасе с лямками, считая излишней для него даже крышку.

Уже в XVII-XIX в Европе были широко распространены ранцы из кожи, брезента или сукна с двумя прямыми лямками.Такие ранцы использовались крупными армиями – английской, французской и Российской империи. В европейских колониях в Северной Америке и затем США во время гражданской войны 1861–1865 годов тоже использовали армейские ранцы.

У этих ранцев был недостаток – прямые лямки впивались в грудь и доставляли дискомфорт на маршах. Уже во второй половине XIX века в армиях мира задумались над изобретением чего-то более удобного. Новации понадобились и обычным обывателям, ведь традиционные заплечные мешки также значительно отставали от развития технологий.

Прощай ранец, старт стремительной эволюции рюкзаков

Армейский ранец терпел многочисленные доработки. В его конструкцию добавляли каркас, а сам короб ранца сменил мягкий мешок. Лямки для удобства делали скошенными, этим ранец от рюкзака и отличается.

Уже в 1882 году в армии Российской империи наряду с ранцами был введен в обращение непромокаемый парусиновый вещмешок. Удобство и простота конструкции сделали его долгожителем. Вещмешок без крупных изменений добрался и до наших дней. Кстати, по похожему принципу, когда горлышко утягивается лямками, работают многие современные простые заплечные сумки.

В 1866 году в США полковник Генри К. Мерриам запатентовал армейский ранец с жесткой рамой, перераспределявшей нагрузку на бедра. Однако, конструкция получилась не очень удобной.

Рюкзак Оле Бергана

Норвежский предприниматель Оле Берган разработал в 1908 году рюкзак со стальной рамой. Такой каркас легче и компактнее деревянного, превосходя тот в прочности. По форме рама походила на исторический Sekk med Meis, который мы уже упоминали. Конструкцию надо было подстраивать под рост и форму тела владельца. Эта разработка была очень популярной.

В 1924 году охотник и альпинист Ллойд Ф. Нельсон запатентовал рюкзак каркасного типа, взяв за основу традиционную заплечную сумку индейцев Аляски из дерева и тюленьих шкур.

Сумка была доработана, каркас эффективнее распределял вес по спине, шкуры заменила ткань. Благодаря рекламе рюкзак «Охотник Нельсон» обрел популярность у туристов. Позднее эта разработка под названием «аляскинский рюкзак» вошла в перечень снаряжения армии США.

История рюкзака: новые материалы и технологии

Рюкзак стал удобнее, но все равно походил на своих традиционных предков, учтя весь их положительный опыт. Дорогу дальнейшей эволюции рюкзаков открыли новые материалы и технологии. История рюкзака, который мы все знаем, по сути, началась в XX веке.

Использовать застежки-молнии первым придумал ветеран американской 10-й горной дивизии Джеральд Каннингем еще в 1938 году. Удобная застежка позволила изменить форму рюкзака, эффективней перераспределять вес. Позднее Каннингем основал собственную компанию по производству туристического снаряжения.

Автором поясного ремня, переносящего часть нагрузки на бедра, стал в 1951 году калифорнийский турист Дик Келти. Идея пришла, когда он случайно поместил ножки каркаса в задние карманы брюк и понял, насколько так легче нести рюкзак. Деревянную раму Келти заменил на алюминиевую, что сделало конструкцию крепче и легче. Каркас, кстати, был в значительной части вшит в ткань рюкзака.

Рюкзак Дика Келти

Пригодное для туризма оборудование Дик Келти приобретал в магазинах старого военного снаряжения. Там со времен Второй мировой войны осталось много парашютной ткани – нейлона, изобретенного в 1935 году американской компанией DuPont. Эта ткань, крепче и надежней брезента, оказалась подходящей для рюкзаков.

В 1952 году супруги Келти запустили производство новинки, создав компанию по производству снаряжения. С рюкзаками этой фирмы в 1963 году Эверест покорила команда альпинистов Нормана Диренфута и Джима Уиттакера. Затем популярную конструкцию доработали и улучшили в американской армии.

Покорители Эвереста с рюкзаками новой конструкции

Городские рюкзаки получили распространение в 70-е годы. Среди молодежи пошла мода на легкие простые и цветастые повседневные заплечные сумки.

Затем тренд подхватили школьники. Еще в 80-е годы многие из нас ходили на уроки с портфелями и их модификацией – школьными ранцами. А уже в 90-е годы их вытеснили рюкзаки из синтетической ткани с удобными застежками-молниями.

Туристические рюкзаки в СССР: от «колобка» до самоделок из капрона

История рюкзака знает отдельную линейку туристических рюкзаков, которая была в ходу в СССР чуть ли не до конца XX века. Многие из них хорошо знакомы нашим старожилам горного туризма.

В начале 30-х годов был налажен серийный выпуск брезентовых бескаркасных туристических рюкзаков – «колобков». На тот момент они выглядели достаточно современно. Такие бесформенные рюкзаки были вместительней армейских вещмешков и долго использовались туристами.

«Колобок» усовершенствовал альпинист Виталий Абалаков, добавив широкий клапан и боковые карманы. «Абалаковский рюкзак» был популярен с конца 50-х годов. Он продержался до 90-х годов прошлого века, обретя современные материалы и поясной ремень.

В конце 70-х годов распространение получили «яровские рюкзаки» с более грамотной системой лямок и боковой шнуровкой, но все еще без поясного ремня. Все эти рюкзаки были мягкими – без каркаса, по сути, переосмыслением все того же «колобка».

Производился и станковый рюкзак «Ермак» с поясным ремнем и тяжелым алюминиевым каркасом, распределявшим нагрузку.

Не удовлетворившись качеством и формой этих промышленных образцов, в 80-е годы XX века умельцы стали шить из технического капрона упрощенные копии передовых иностранных моделей.

Самопошив американка или трубка

Их «правильные» рюкзаки уже были с широким поясным ремнем, большим клапаном, боковыми стяжками. Лямки имели дополнительные точки крепления над плечами, чтобы рюкзак не отваливался назад.

Впоследствии, многие из умельцев, шивших рюкзаки на заказ, открыли собственные компании по производству снаряжения, весьма успешные. Выпускаемые ими образцы стали соответствовать мировым трендам.

Рюкзак в наши дни: не конец истории

История рюкзака шла дорогой технологического прогресса. В наши дни современные анатомические рюкзаки — легкие и комфортные практически вытеснили «колобки». В них есть каркас – обычно алюминиевые пластины, спрятанные в конструкции и придающие ей жесткость, но не мешающие в эксплуатации. А тяжелым станковым рюкзакам с громоздким внешним каркасом они оставили лишь узкую нишу переноски особо тяжелых и негабаритных грузов.

Современный экспедиционный рюкзак

История рюкзака продолжается. Выпускаются все более навороченые специализированные рюкзаки для альпинизма, туризма, путешествий, спорта, города и транспортировки гаджетов. Подробней об их современных разновидностях можно узнать в статье “Какими бывают рюкзаки: разнообразие назначений и конструкций”.

Их производят из передовых водостойких и прочных материалов. Многие производители пытаются сделать рюкзаки умными, встроить в них солнечные батареи и аккумулятры, GPS-датчики.

История портфеля

Стильный кожаный портфель – атрибут делового человека, подчеркивающий его статус и принадлежность к касте избранных членов элитарного бизнеса.

Читать еще:  Виды джинс

Изящная сумочка элегантной представительницы деловых кругов, стилизованная под маленький портфельчик, вмещающий и папки с бумагами, и косметику, и электронные приспособления современного мира.

Красочный вместительный ранец за плечами гордого первоклассника, впервые вступающего в школьные пенаты.

Прообразы современного портфеля

Упомянутые предметы – разновидность специализированной сумки, которую мы уже привыкли называть портфелем и без которой облик преуспевающего джентльмена, бизнес-леди и спешащего на занятия школьника сейчас уже кажется незавершенным.

Человеческий опыт показывает, что появление на свет некоего атрибута чаще всего связано с острой необходимостью рождения данного изобретения. Есть своя увлекательная история и у возникновения портфеля.

Определение портфеля

Термин «портфель» является тандемом 2-х французских слов: глагола рorter и существительного feuille, в переводе словосочетание будет звучать, как «носить листы». Под этим обозначением французы подразумевали четырехугольную сумку с застежкой, предназначенную для транспортировки важных бумажных документов. Оптимальным сырьем для изготовления портфелей в Европе, быстро подхватившей французскую инициативу, считалась кожа и ее качественные заменители.

Коллегой портфеля по отряду сумок почти параллельно стал ранец, слово пришло в обиход из немецкого языка, в котором наименование Ranzen было присвоено заплечной сумке, используемой не только для ношения папок и бумаг, но и для складирования личных вещей. Удобный ранец с помочами на спину исправно сопровождал служивых людей в военных походах и облегчал участь школяров, распределяя тяжелую для организма массу учебников и тетрадей более равномерно.

Когда появился первый портфель?

Датой рождения предшественника ныне столь модного аксессуара принято считать XIX век. На самом деле полезный для мужчин предмет появился на свет гораздо раньше. Пальма первенства в столь оригинальном открытии принадлежит вездесущей Римской империи. Мужские кожаные локулусы с полосками украшений по диагонали стоили жизни теленку или козе, цельная шкура коих полностью уходила на изготовление 1 экземпляра.

Венцом творения были бронзовые кольца, играющие роль креплений. Римские локулусы, ставшие прародителями современных изделий, появились в I-III веках нашей эры и заслуженно считаются первыми мужскими сумками, о которых упоминается в старинных летописях.

Римский локулус портфель

Справка! Ближайшим родственником портфеля в XX веке стал аристократ дипломат, основой которого выступил корпус из легкого и прочного алюминия, а поверхность могла быть исполнена из кожи или пластика.

В его рождении на деловом поприще успели отметиться:

  • Итальянский мастер Годильо, придумавший в 1826 г. плоский портфель.
  • Житель Туманного Альбиона Берд, предложивший в 30-е годы XVIII века овальную форму для рабочих сумок, не прижившуюся в массовом исполнении из-за проблем с бумагами, которые нещадно мялись внутри овала.
  • Представитель американского континента Джереми Стенниг ставший автором идеи придания портфелю прямоугольной формы, в своих начинаниях американец пошел дальше и укрепил портфели жесткими ребрами и оснастил ручками.

Последние новаторские находки настолько вдохновили серийных производителей мужского делового реквизита, что в ход пошли разнокалиберные декоры и полезные усовершенствования. Теперь портфели были разделены на несколько отделений, имели внутренние карманы, в том числе потайные и секретные варианты.

Поверхность затейливых изделий украшали фамильными знаками в виде гербов или инициалов владельца и даже целого фамильного рода, вышивкой, металлическими декоративными фрагментами и даже драгоценными камнями. Верхнюю строчку хит-парада изысканных портфелей занимали аксессуары из кожи молодого теленка с замками и набором маленьких ключиков в придачу.

Владельцам роскошных кожаных изделий стоит не забывать о том, что ключи от замка к портфелю – важный вспомогательный элемент. История этого аксессуара для бизнесменов знает немало случаев, когда важные переговоры были сорваны по причине утери ключа от деловой сумки с основополагающими для заключения контракта бумагами.

Справка! В начале XXI столетия страсть министра обороны Эстонии Маргуса Ханссона к дорогим аксессуарам стоила ему министерского кресла. Деловая сумка государственного чиновника привлекла внимание воров, которые выкрали портфель у военного чина с папкой документов государственной важности.

Дальним родственником легиона разномастных портфелей чуть позже стал некий гибрид сумки и ранца, получивший название рюкзак. Моду на рюкзаки молниеносно подхватили представительницы прекрасного пола, поднявшие причудливый дизайн этих изделий до небывалых высот.

Рюкзаками стали пользоваться спортсмены, активные туристы и конечно школьники, с удовольствием поменявшие тяжелые ранцы на новый вид учебной сумки с заплечными ремнями. Еще один брат мужской сумки – дорожный саквояж, этот предмет был непременным попутчиком успешных юристов, практикующих врачей, выезжающих на частные вызовы и клерков всех мастей, желающий придать величия своему месту на иерархической лестнице государственных должностей.

Из каких материалов делают портфели?

Со времен римских локулусов в деле выбора материалов для изготовления качественных изделий мало что изменилось. Фаворитом в этом направлении была и остается натуральная кожа и ее аналоги, остальное сырье представляют собой следующую коллекцию:

  • Представитель отряда хлопчатобумажных тканей – переплетный коленкор.
  • Сложный полимер винил, более известный широкой публике по аббревиатуре ПВХ — пластик поливинилхлорид.
  • Мех животных для внутренней обивки дорогих кожаных творений.
  • Разноцветный сорт искусственной кожи — дерматит, раскрасивший портфели в широкую гамму ярких цветов.
  • Хлопчатобумажные и синтетические ткани со специальными защитными пропитками от солнечных лучей и избытков влаги.

Современный портфель

Популярность портфелей, облегчающих жизнь современного человека, ничуть не падает и только набирает новые обороты.

В деле производства полезных изделий появилось не так много серьезных инноваций.

Прорывом в облегчении веса портфелей должен стать электронный продукт, скорее напоминающий компактный мини-компьютер с ручкой, который можно взять с собой и на деловую встречу, и в поездку, и на занятия в учебном учреждении.

Все бумаги в таком портфеле станут лишними, информация будет собрана на электронных носителях, ученые предполагают, что вес такой сумки не будет превышать 1 кг.

Пока же портфелями повсеместно пользуются в привычном для всех виде. В 2004 г. в Ялте любимому аксессуару даже поставили забавный памятник из бронзы. и дали ему название «Портфель Жванецкого».

Хроники школьной сумки

Для того чтобы стать легкой и удобной, школьная сумка прошла довольно длинный путь развития. Это современные родители озадачены вопросом – какой рюкзак выбрать школьнику чтобы он не только нравился их чаду, но не навредил здоровью и вместил все, что необходимо для учебы. А были времена, когда главным было совсем другое.

Все началось в XIX веке. Именно тогда появился первый портфель, своим названием обязанный французским словам porte – несу и feuilles – бумаги. В 1826 году француз Годильо для большей сохранности содержимого модного в те времена кожаного дорожного саквояжа усовершенствовал его жестким металлическим каркасом. Удобство такого аксессуара быстро оценили деловые люди того времени: чиновники, бизнесмены и юристы. Но в те времена портфель был самым настоящим «чемоданом без ручки» – носили его под мышкой. Более современную форму, ручку, карманы и металлические уголки он обрел позже. Америка не отставала от прогрессивной Европы. В середине того же века Джереми Стеннинг сделал первый прямоугольный классический портфель.

С ранцем все еще более просто. Изначально этот предмет был частью экипировки солдат немецкой армии. По-немецки ranzen – котомка, сумка. Его делали из черной кожи, и вмещал он все, что необходимо солдату в походе. Поклонник всего немецкого Павел I обмундировал российскую армию по прусскому образцу. Но вскоре в российской императорской армии ранец заменили на вещевой мешок, который и принято считать предком современного школьного рюкзака.

В дореволюционной России ученики школ и реальных училищ носили книжки и тетрадки в ранцах – жестких сумках из черной кожи на лямках, крышка была обшита тюленьим мехом. Набитый учебными принадлежностями, он был просто неподъемным. Хотя не у всех, кто проявлял тягу к знаниям, были эти атрибуты учености – ученики церковно-приходских и сельских школ успешно обходились холщевыми сумками на лямке через плечо. После Октябрьской революции первое время в советских школах учебники и тетрадки было принято носить в портфелях. Послевоенное время внесло моду на школьную аксессуары – планшеты и полевые сумки через плечо, доставшиеся счастливчикам от вернувшихся с фронта отцов и братьев. Рюкзаки в школу никто не носил, они предназначались исключительно для туристов и дачников.

Восьмидесятые годы прошлого века принесли в СССР Олимпиаду и квадратные или прямоугольные спортивные сумки на ремне, которые оказались удобными для похода в школу. Ранцы для первоклассников в эти времена становятся еще разнообразнее, на них появляются светоотражающие катафоты и другие предметы декора. Рассказывая о школьных сумках, нельзя обойти вниманием вещь со статусным названием «дипломат». Они были из пластика или из искусственной кожи. Совсем неважным казалось то, что полный комплект учебников на день не помещался в узкие отделения этих чемоданчиков. Вполне можно было договориться с соседом по парте о том, кто какой учебник принесет в школу завтра.

В конце прошлого века в школу пришел рюкзак. И тогда стало понятно – он вполне подходит для школьных принадлежностей. Оказалось, что в школьных рюкзаках очень удобно переносить книги, учебники, канцелярские принадлежности. Кроме всего прочего, в них помещается сменная обувь, а при желании можно его доутрамбовать спортивной формой. Дети всего мира с удовольствием используют школьные рюкзаки. Ученые доказали, что рюкзаки не только удобны, но еще и полезны для здоровья. Ортопедическая спинка современных моделей способствует правильной нагрузке на позвоночник и суставы. А современные материалы дают возможность изготавливать прочные и удобные рюкзаки весом менее килограмма. Для безопасности используются отражающие панели, чтобы сделать малолетнего владельца рюкзака более заметным в темное время суток.

Эти аксессуары для старшеклассников еще больше разнообразны по конструкции и материалам.

Современные рюкзаки часто используются не только детьми. Они стали модной деталью образа. Специальные модели есть и для солидных бизнесменов. Возможно, не за горами то время, когда изобретут специальную электронную школьную сумку, которая не только сможет накопить энергию для зарядки планшета хозяина, но и будет выполнять массу других функций. Правда, с горки на таком портфеле уже не покатаешься…

Читать еще:  Чем отличается экокожа от кожи, дермантина, кожзама, алькантары

Доклад «Тайна школьного портфеля»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Ачитского городского округа
«Ачитская средняя общеобразовательная школа»

ТАЙНА ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ

Исполнитель: ученица 2 «Б» класса

Озорнина Анна Александровна

Руководитель: учитель начальных

Копытова Яна Александровна

Предмет: окружающий мир

пгт Ачит 2019 г.

1.1..Мода на школьный портфель: вчера, сегодня, завтра……………. 4

1.2.Выбираем школьный портфель………………………………………. 5

1.3. На все есть свои нормы………………………………………………. 7

2.1. Эксперимент — взвешивание « Мой школьный портфель. 9

2.2. Памятки о школьном портфеле…………………………. ……………10 Заключение………………………………………………………………. 11 Список информационных источников. 12

Перед началом учебного года каждый ученик с родителями отправляется в магазин выбирать школьный портфель. Это радостное и ответственное событие. Ведь портфель – символ взрослой жизни и надёжное хранилище для атрибутов школьника. Наконец, это предмет особой гордости. Хочется, чтобы он был удобен, красив и вместителен. Выбирая школьный ранец, родители и дети нередко обращают внимание только на количество карманов и отделений, качество материалов и прочность швов, дизайн и цену. Разумеется, всё это важно, но на здоровье и безопасность детей влияет другое — размер и вес ранца, наличие ортопедической спинки и светоотражающих элементов.

Возникают вопросы: что же лучше портфель или ранец? Как тяжесть портфеля влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить школьный портфель? Как его правильно выбрать?

Для того чтобы разобраться в данных вопросах мы разработали проект «Тайна школьного портфеля».

Проблема: Как влияет выбор школьного портфеля на формирование правильной осанки.

Выяснить, как тяжёлый портфель влияет на осанку ребёнка?

Сколько должен весить портфель?

Как правильно выбрать портфель?

— Определить самый популярный вид школьного портфеля.

— Выяснить, какие гигиенические требования предъявляются к школьным портфелям.

— Определить соответствие школьного портфеля требованиям СанПиН.

— Предложить способы решения проблемы.

— Сбор информации из книг, Интернета, других источников.

Практическая значимость – результаты исследования помогут взрослым пересмотреть свои требования при выборе школьного портфеля.

Существует прямая связь между школьным ранцем и здоровьем детей.

Объект исследования: ученики 2 класса.

Предмет исследования: портфели учащихся 2 класса.

Структура проектной работы: введение, глава 1, глава 2, заключение, список информационных источников.

1.1. Мода на школьный портфель: вчера, сегодня, завтра

Что означает слово портфель? Слово французского происхождения. Состоит из двух частей: «порт» — несу, «фель» — листы. Дословно переводится — ношу листы. История школьного портфеля весьма интересна, можно сказать, что ее начало лежит с тех самых пор как еще пещерные люди делали себе нечто похожее на сумки из кож диких животных. Совершая раскопки в Альпийских горах, учёные-археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Хозяину портфеля было около 5 тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.

Прогресс не стоит на месте, и спустя время подобные портфели-сумки начали изготавливать из ткани. Ткань должна быть достаточно прочной, для того чтобы выдержать груз, который находился в сумке, немаркой и водонепроницаемой. Через какое- то время начали изготавливать подобные сумки из натуральной кожи животных. Это делало их более практичными для ежедневного использования.

И только в XIX веке во Франции человечеству был представлен портфель таким, каким мы видим его сегодня. Первыми пользователями портфеля были мужчины таких профессий как юристы, адвокаты, чиновники, доктора. И это вполне разумно, так как именно люди этих профессий имели дело с документами и бумагами. И именно им был необходим портфель, так как был довольно вместительным и позволял носить с собой все самые необходимые вещи. Позже такой портфель приобрел популярность среди студентов и вообще людей, которые ежедневно носили с собой, будь то бумаги и книги или же какие- то личные вещи.

Чтобы портфель был более практичен и удобен именно для детей, школьников, на него были приделаны две лямки, которые позволяли носить портфель на спине. Такое новшество освобождало руки, но давало дополнительную нагрузку на спину.

За сотню лет школьный портфель изменился до неузнаваемости. До революции ранцы в России делали из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом – под стать военным рюкзакам. Таскать все это на плечах было весьма удобно. В портфелях книги и тетради начали носить в послевоенное время, но все же чаще в школы ходили с видавшими виды полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников. Полевые сумки в отличие от портфелей можно было перекидывать через плечо. В более поздние времена плановой экономики стандартный школьный ранец при желании обладателя легким движением руки превращался в портфель: съемные ремешки легко отстегивались и без серьезных усилий возвращались на место. Все ранцы делали похожими друг на друга: одного размера, из крепкого кожзаменителя, чаще всего темно-коричневого цвета. Промышленные дизайнеры утверждали, что цвет не должен отвлекать детей от учебы, но в действительности в СССР не выпускали белых или розовых ранцев по единственной причине: разработчиков просили сделать так, чтобы было практично и не марко. Тяжелые и неудобные ранцы имели всего пару отделений, так что более находчивые ученики вставляли внутрь дополнительные картонки, разделяя учебники и тетради по предметам. Сегодня ассортимент велик. В супермаркетах, универмагах и магазинах огромный выбор ярких ранцев. Разбегаются глаза не только у будущих первоклассников, но и у родителей. Теперь ранцы не только делают из облегченного материала, но и снабжают ортопедическими спинками, колесиками и выдвижными ручками: устав, ребенок может облегчить себе ношу.

1.2. Выбираем школьный портфель

Когда-то давно был один размер школьного ранца, сейчас их великое множество. Поэтому важно правильно подбирать размер портфеля или ранца. Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? При выборе школьного рюкзака в первую очередь нужно смотреть на комплекцию ребенка. При маленьком росте не стоит покупать огромный «чемодан» на ремнях. Это может повредить осанке. Рюкзак не должен быть шире спины школьника и не очень длинным, чтобы не оттягивать плечи малыша, когда будет нагружен учебниками. Идеальный размер передней стенки рюкзака: высота – 220-260 мм, ширина – 60-100 мм. При носке верх не должен находиться выше линии плеч, а низ – ниже бедер. Важно, чтобы задняя стенка ранца или рюкзака была уплотнена и хорошо прилегала к спине школьника, не давая позвоночнику искривляться. Ученику младших классов лучше приобрести рюкзак со специальной ортопедической спинкой. Далее обращайте внимание на материал, из которого изготовлен рюкзак. Чем он легче, тем легче его будет носить. Виниловые или тканевые рюкзаки не менее прочные, чем кожаные, но более легкие по весу. Вес ранца без книг и тетрадей не может превышать 700 г. Вес рюкзака вместе с книгами – не больше 10% от веса самого ученика.

Посмотрите, как выглядят ремни. Они должны быть не менее 8 см шириной и хорошо подгоняться под рост и объем того, кто будет носить рюкзак.
Неправильно подобранные ремни могут передавливать нервные окончания на плечах и руках, и вызывать их онемение. Поверхность рюкзака, прилегающая к спине, должна быть выполнена в виде специальной подушечки, чтобы носящий чувствовал комфорт, а не углы книг и тетрадей, впивающиеся в спину. Эффективной мерой распределения веса нагрузки рюкзака является использование ремней для пояса или бедер( 50- 70% нагрузки снимается с плеч и переносится на нижние части тела). Выбирайте рюкзак, имеющий несколько дополнительных карманов вместо одного большого. Помните, что к той части ранца, которая соприкасается со спиной, нельзя располагать предметы, которые могут повлиять на здоровье ребенка. С этой стороны должно быть отделение для твердых книг. Внутри должны быть отделения для тетрадей и пенала, а снаружи карманы для мелких предметов и бутылочек с водой. На спинке должна быть мягкая прокладка из сетчатой ткани, что предотвращает запотевание спины ребенка. Это позволит более равномерно распределить нагрузку, да и вещи будут лучше отделены друг от друга и их легче будет найти. При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Замки и молнии должны быть удобными, легко открываться и закрываться соответственно. Неплохо, если днище ранцев и портфелей с наружной стороны будет защищено пластмассовыми закругленными уголками, тогда их спокойно можно будет ставить на любые поверхности.

Не менее важен цвет. Ранец должен быть оранжевого или желтого цвета и отражать падающий на него свет. С ранцами этих двух светящихся цветов ребёнок бросается в глаза, и его проще заметить водителям на дорогах – даже в темноте или сумерках. Полосы-рефлекторы защищают ребенка в темноте. Как два кошачьих глаза, они отражают свет фар автомобилей и грузовиков. Уже издалека водители заметят светящийся ранец и ребенка. Особенно эффективны широкие рефлекторы. И последнее. Чтобы рюкзачок или ранец не линял в будущем (чем часто грешит китайская продукция), возьмите мокрый платочек и проведите по поверхности ранца. Если платочек остался чистым, значит, краска, скорее всего, будет долговечна. Если вы спросите: «Ранец какой фирмы лучше?». То здесь трудно ответить однозначно. Если это европейский производитель, то продукцию аттестовали обязательно с учетом мнения медиков. Как это происходит в Китае или других странах, никто не знает.

1.3. На все есть свои нормы

Постановлением от 28 июня 2010 г N 72.регламентированы санитарные требования к школьным принадлежностям. Пункт 2.8.1. гласит: «Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий (далее — изделия) для обучающихся начальных классов должен быть не более 600 — 700 грамм, для обучающихся средних и старших классов — не более 1000 грамм.» В противном случае ребенок будет страдать от болей в спине, испортит осанку и походку. Серьезные производители обычно указывают вес и размеры своих сумок и дают рекомендации.

Читать еще:  Выкройка картуза для русского народного костюма: раскрой картуза пошагово

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 4–5 кг, что в 2–2,5раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

– 1–4-х классов – 300 г;
– 5–6-x классов – 400 г;
– 7–8-х классов – 500 г;
– 10–11-х классов – 600 г.

С сентября 2011 года вступили в силу новые Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, подписанные главным санитарным врачом Г.Онищенко 29.12.2010 года. По данным правилам и нормам вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг, — 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления заданий.

Такое жесткое регламентирование веса школьного портфеля связано с тем, что ношение чрезмерных тяжестей негативно влияет на здоровье школьника. Это было доказано в ходе эксперимента.

Ученые оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20, и 30%от веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110% рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.

1.4. Заглядывая в будущее

Компьютерная ассоциация TCA из Тайваня создала группу, цель которой — способствовать распространению в стране и за рубежом электронных школьных ранцев — компьютеров, которые должны объединить в себе школьные учебники, тетради, дневники и все другое, необходимое школьнику для учебы. Многие эксперты, и не только на Тайване, предсказывают, что эти устройства постепенно заменят традиционные печатные книги. Их преимущества не столько в малом весе (10-дюймовый планшетный ПК имеет массу лишь чуть больше 1 кг), но и в том, что переход на них создаст новую, с несравнимо большими возможностями среду обучения. Кроме того, что в таком компьютере можно хранить несколько десятков учебников с картинками, учителя могут централизованно проверять выполненные на них работы и раздавать материалы и домашние задания или, используя электронные доски, передавать свои лекции. Да и сами ученики смогут легко и быстро обмениваться между собой любой сохраненной в «рюкзаке» информацией (учитывая это, задания им придется давать только индивидуальные).
Ну что ж! Будем ждать и мы чудо-ранец, ведь нашим детям жить в век новых технологий.

Учебно-тематическая экскурсия Музей «Истории развития школы №2» «История возникновения школьного портфеля»

Слово « портфель» пришло к нам из французского языка. Porter означает «носить», feuille – «лист». Это слово многозначное. Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг. 1

Так как кожаный портфель стоит достаточно дорого, для школьников стали шить портфели из винила. Портфель (или ранец) для многих детей второй половины 20 века был показателем взрослости и самостоятельности. Многие первоклассники с нетерпением ожидали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешили поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-тематическая экскурсия Музей «Истории развития школы №2» «История возникновения школьного портфеля» »

«История возникновения школьного портфеля»

Музей «Истории развития школы №2»

Продолжительность экскурсии – 40 минут

Составитель: Куличенко Т.В.

учитель начальных классов

Старый Оскол, 2014

Музей «Истории развития школы №2»

«История возникновения школьного портфеля»

Цель экскурсии: создание среды для эстетического воспитания и развития личности учащихся средствами экскурсионно-образовательной деятельности.

Задачи – расширение кругозора младших школьников, получение дополнительных знаний в истории возникновения школьных принадлежностей (портфеля);

способствовать получению дополнительных знаний о школьном портфеле;

— развить творческий потенциал учащихся через реализацию полученных ими знаний во время проведения экскурсий.

Вид экскурсии. По содержанию: тематическая.

По месту проведения: школьная

По составу и количеству участников: групповая.

Продолжительность экскурсии: 40 минут.

Категория экскурсантов: учащиеся начальных классов.

Основные объекты показа:

— Я рада приветствовать вас в школьном музее «Истории развития школы»

— Послушайте загадку и определите, о чём мы с вами поговорим сегодня.

— До чего же скучно, братцы,
на чужой спине кататься! Дал бы кто мне пару ног,
чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я — школьный . Ранец.

— Всё верно, я хочу сегодня рассказать о происхождении школьного портфеля

— А кто из вас знает, как появился портфель? — Кто придумал портфель?

Слово « портфель» пришло к нам из французского языка. Porter означает «носить», feuille – «лист». Это слово многозначное. Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг. 1

Так как кожаный портфель стоит достаточно дорого, для школьников стали шить портфели из винила. Портфель (или ранец) для многих детей второй половины 20 века был показателем взрослости и самостоятельности. Многие первоклассники с нетерпением ожидали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешили поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами.

Портфели, которые носили в шестидесятые годы прошлого века были (…………)сделаны из необычного материала: и не кожа, и не заменитель ее. На сгибах и изломах видна бумага. Портфели изготавливали из коленкора. Что же это за материал? Обратимся к словарям .

Коленкорэто покровный переплетный материал на тканевой основе со специальным покровным слоем. У коленкора обыкновенного из окрашенного или неокрашенного миткаля это крахмально-каолиновый слой с пигментом, который закрывает фактуру ткани, делает ее жесткой, а из-за невысокой прочности на излом в слое быстро появляются трещины. 2

Параллельно с портфелем школьной сумкой был ранец.

Ранец — [нем. Ranzen].Сумка для ношения при себе вещей, надеваемая посредством помочей на спину (у школьников — для книг и учебных принадлежностей, в армии — как часть походного снаряжения). 3

В семидесятые годы им уже пользовались. И это можно увидеть на старых школьных фотографиях. Изготавливали портфели и ранцы из дерматина и других, заменяющих кожу материалов, зато они стали более яркими и разноцветными.

Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» — Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в 17 веке. Лет через 150 – 200 слово перешло на ученическую сумку. — И вот он портфель сегодня

Модели портфелей продолжают совершенствоваться и в наше время.

Прямоугольные строгие портфели с жесткой ручкой хорошо подходят к классическим простым пальто и костюмам. Если вы решили выбрать подобную модель, то не нужно набивать ее бумагами, потому как портфель должен оставаться такой же элегантной плоской формы. Дополнить образ можно соответствующими аксессуарами: темными классическими туфлями и гладким ремнем.

Так изменился школьный портфель за последние пятьдесят лет.

Самое главное назначение школьной сумки – это наполнить его разными школьными предметами.

— Обратимся к стихам В. Берестова

-Учитель у меня в портфеле!

-Кто? Быть не может! Неужели?

-Взгляни, пожалуйста, он тут,

Его учебником зовут!

Карандаш в пенале мается,

Но зато он не ломается.

Ручка в тесноте находится,

Но зато легко находится.

Тетрадки в портфеле шуршали,

Что в жизни важнее, решали…

Я – линейка, прямота-

Главная моя черта….

Циркуль мой, циркач лихой,

Чертит круг одной ногой…

В дневнике заданья на дом

И стоят отметки рядом. 9

У меня есть волшебный портфельчик, наполненный загадками, предлагаю вам их разгадать. (после разгадывания загадки, из портфеля появляется отгаданный предмет)

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

Загадки из школьного портфеля

Друг мой, хоть и небольшой,
Но работает с душой.
Все ошибки, закорючки,
Что в тетради ставит ручка,
Уберёт в один присест.
Даже кляксы тоже «ест»!
До чего хорош, жевастик –
Мягкий светлый школьный.

Я с предметами дружу,
Всё о них вам расскажу.
Измеряю рост, длину,
Ширину и глубину.
Хоть цена — пустяк, копейка,
Я – отличная.

Я и дома, я и в школе
Нужен Лене, Свете, Коле.
Про заданья расскажу
И отметки покажу.
Врать я как-то не привык.
Очень честный я.

Натюрморт, пейзаж, портрет
Я рисую сотни лет.
Очень с красками дружу
И художникам служу.
Мягкая, как кисочка
Тоненькая.

Эта книга не простая,
Всё расскажет, не скрывая.
Что такое эхолот,
Где медведь-шатун живёт,
Что растёт на огороде
И какие шляпы в моде.
Книга – лучше, чем Букварь.
Добрый друг – большой. Словарь

Чертят им или рисуют.
Грифель по листку танцует.
Он большой помощник наш,
И зовётся ……..

Без неё, скажу я,
Линию прямую
Не прочертишь ни одну,
Не измеришь и длину.
Мне ответь ты поскорей-ка!
Называется …….

Пишем ей в тетрадку
Буквы по порядку.
Очень нужная нам штучка,
А зовётся просто …..

— Молодцы! А о каких же предметах рассказал нам портфельчик?

Ссылка на основную публикацию
"
×
×
"
Adblock
detector