Елецкое кружево: история, описание и особенности народного промысла
Малоизвестная история елецкого кружева
Каждая женщина — мастерица. Издавна, плетение относили к высокому искусству, а мастеров считали — высокими профессионалами. Рождается оно под перестук коклюшек и моет быть выполнено разнообразной техникой. Различные кружевные изделия из Елец имеют чрезвычайно легкий стиль и удивительно тонкие мотивы. Разработаны основные типы изображений в предметной природе снежного региона. Узоры в виде цветов, снежинок имеют любую геометрическую форму. Это плетения, вшитые в скатерти, наволочки, одеяла, накидки, шарфы.
Когда появились кружева
Хотя нельзя назвать точную дату «изобретения», наиболее вероятно, возникло в начале 16-го века. Известно, что открытые тканые ткани и тонкие сетки, которые имели плетенный эффект, существовали на протяжении веков, но их методы не способствовали тем, которые были разработаны для великих европейских шнурков.
Елецкое кружево славится по всему миру
Франция не является родиной плетения, но именно эта страна подарила миру разнообразные техники плетения и сделала ажур синонимом роскоши и изысканного вкуса. Сегодня именно французское кружево часто украшает модные наряды звезд и общественных деятелей всего мира.
Вслед за Италией и Бельгией Франция становится третьим европейским государством, в котором рождаются высокие стандарты и традиции кружевоплетения. В 16 веке кружевная мода во Франции стала очень стабильной благодаря королеве Екатерине и Марии Медичи. Оба они были итальянцами и из своей страны привозили любовь к кружевам. Екатерина даже пригласила из Италии художника по имени Винчиоло, который создает большую коллекцию кружевных узоров, на тот момент существовавших в мире.
Именно Италия, как родина кружева, поставляла во Францию тонкое плетение с модным тогда орнаментом Марокко. Конечно, стоило такое кружево баснословно дорого и было доступно только самым богатым французам.
Яркость и изящество
Елецкое кружево в XX и XXI веке
Развитие ремесла в г.Елец позволило показать миру огромное количество техник уникальных художественных изделий. Можно увидеть более 200 наименований всевозможных работ. Стоит отметить, что для города, период 60-70 годов стали пиком развития, ведь именно в это время, город стал центром производства кружева в СССР.
Елецкое кружево в XIX веке
Согласно станинным писаниям, каждая женщина, в частности крестьянка умела рукодельничать. Не удивительно, ведь семью нужно одевать. Соответственно девочки с раннего возраста приучались к тому, чтобы шить и прясть.
Изделие из материала
Поскольку плетение эволюционировало от других техник, нельзя сказать, что оно возникло в каком-то одном месте, хотя город, название которого впервые ассоциировалось с кружевом, это Венеция. Венеция была важным торговым центром, и именно там были напечатаны первые известные книги о кружевных узорах, и в первые годы город, безусловно, выступал в качестве центра распространения знаний о плетениях.
К 1600 году высококачественное кружево изготавливалось во многих центрах Европы, включая Фландрию, Испанию, Францию и Англию — женщины, которые практиковались в других текстильных ремеслах, похоже, с относительной легкостью приобрели новые навыки, для этого не требовалось специального образование.
Елецкое кружево имеет массу разных вариантов
Путешествующие дворяне и смешанные браки между королевскими семьями обеспечили широкое распространение новых идей моды: они продавались (и контрабандой) через границы. Кружевницы, перемещенные в результате политических потрясений, часто прибывали в качестве беженцев в районы, где уже существовала традиция кружевоплетения, и смогли укрепить это своими собственными навыками. А предприимчивые производители моды для состоятельных людей постоянно искали инновации, чтобы закрепить и расширить свои позиции на рынке. Например ткалось на металлических основах.
Воротник
Мода всегда вела кружевной промысел. К концу 16-го века ерши и стоячие воротники требовали смелого геометрического игольчатого шнурка. В течение первых лет 1600-ых они постепенно заменялись более мягкими воротниками, требующими многих ярдов относительно узкого льняного плетения — катушки. В то же время возрос спрос на Золотое и серебряное кружево для краевых перчаток, обувных роз, курток и Кушаков, а также для отделки поверхностей других предметов одежды.
К середине 17-го века льняное кружево снова носилось плоским, и оба изготовителя игл и шпульных кружев усовершенствовали свои навыки, чтобы произвести некоторую чрезвычайно сложную работу с поднятым игольчатым шнурком, известным как и плавные формы миланского кружева шпульки, являющегося одним из самых больших достижений периода.
Обратите внимание! Елецкое кружево было завезено дворянами, в город Елец, где взято начало возникновение ткачества удивительных сплетений.
Наше время
В современном мире ассортимент Елецкого кружева, который выпускает фирма с одноимённым названием можно насчитать более 250 наименований высококачественной продукции. Изделия можно раздоить на серийные, так и уникальные. Среди позиций воротничок и пелерины, шляпы и пальто, жакеты и блузы, шарфы и пончо, салфетки и скатерти.
Шляпа
Более того, елец кружево располагает детским ассортиментом товара. Есть также постельные принадлежности и столовый ассортимент.
К нашему времени уже известны секреты — схемы производства кружева. Процесс изготовления его начинается с намотки шпульки нити. В процессе работы их нужно перемещать в нужном порядке. Шпульку нужно держать обеими руками за нижнюю их часть, но нельзя прикасаться к нитке.
Пальто
Большой палец должен перемещать шпульку справа налево. При этом левая и правая бобины должны двигаться таким образом, чтобы она находилась справа от прохода, под левой.
Способы плетения нитей в кружеве существует всего три способа плетения:
В городе, где взято начало производства кружева, есть музей, в котом представлены удивительные артефакты того как началось создание изделий до современного состояния. Можно послушать рассказа специалистов. Они проведут уникальный интересный экскурс в историю.
Старинное Елецкое ремесло
Характерные отличия
От других видов кружева, именно елецкое обладало тонкостью и рельефностью. Стиль любого изделия выполненного елецкими мастерами, нельзя перепутать ни с каким другим — это особе искусство, в которое мастера вкладывали душу.
Мастера придумывали все новые техники плетения, чтобы, в конце концов, достичь объёмности и форм своих рисунков в ткачестве кружева.
Блуза
Кружево Елец — вид русского кружева с бобинами, центром которого является город Елец Липецкой области. Он славится контрастом небольшого изящного рисунка (содержащего как растительные, так и геометрические фигуры) и тонкого ажурного фона. В 1960 году было основано производство, которое с 1974 года известно как производственное объединение — завод Елецкое кружево.
Елецкое кружево и его история известна в России с конца 18 века . В одном из центров, основанных в Елце, русские начали осваивать искусство, пришедшее к нам из Европы. Известно, что сотни людей, живших в 25 верстах от Елец освоить непростое ремесло округ стал уже в начале прошлого века. Сначала мастера использовали зарубежные узоры, но со временем у них стала появляться своя новинка, которая в последствии стала называться Елецкое кружево.
Кружевные хитросплетения в русской глубинке
В ековая история кружева рассказывает, что кружево шьют, вяжут, плетут и даже куют. Русские мастерицы выбрали самый сложный путь — плетение. Коклюшки, валик, бубен, деревянные булавки «спички». Нехитрые приспособления и не оставляющая никаких сомнений кропотливость мастерства. В одном узоре могут переплетаться до ста нитей… В кружевных хитросплетениях разбиралась Наталья Летникова.
Как, например, в вологодском кружеве. В Вологде ремесло зародилось в ХVI веке, а уже спустя три столетия во всех помещичьих усадьбах были свои кружевные «фабрики». Сначала вологодские мастерицы прорисовывали завитушки на бумаге. Эту схему (скол) и плели из нити, перебирая коклюшки. В Вологде отличительная особенность кружева — плотная тесьма узора, так называемая велюшка, а любимый орнамент — снежинка с белой опушкой.
В ХVIII веке кружево пришло в Елец. Тонкие и ажурные нитяные паутинки. Елецкое кружево со своим характером: растительный и геометрический узор выполняют в основном сеткой. Любимый орнамент — «елецкий край» и «шашки», «пустушка» и «сливочки». К началу ХIХ столетия елецкое кружево по объемам занимало первое место в России, а в 1873 году изящные салфетки и скатерти покорили изысканную Вену.
Вятские, или кукарские, кружева известны уже более двух столетий. В конце ХIХ века в слободе Кукарка под Вяткой была открыта земская школа кружевниц, где преподавали ученицы Мариинской школы из Петербурга. На вятских кружевах порхали бабочки и распускались пышные цветы в окружении ромбов и зигзагов. Вдохновляли мастериц природные мотивы и даже звон коклюшек. Те, что из березы и вереса, звучат особенно мелодично.
Единственное в мире цветное коклюшечное — михайловское кружево. Плетут разноцветные узоры по устоявшимся традициям в Рязанской губернии, в старинном городке Михайлове. Главный цвет — красный, его разбавляют желтые, зеленые, голубые и даже черные узоры. «Бубенцы», «городки», «павлинки» окаймляют праздничные костюмы, рушники и скатерти. До сих пор плетут мастерицы по памяти и считают нити во время работы.
Слабо беленый лен с золотой нитью — визитная карточка галицкого кружева Костромской губернии. Изысканными мотивами в стиле рококо зашифрованы птицы-павы, двуглавые орлы, трилистники. Кружевницы из Галича плели для парадных случаев и наравне с незамысловатыми шелковыми полосками отдавали предпочтение светским сюжетам. На тонкой основе прогуливались дамы и кавалеры. Расцвет промысла пришелся на ХVIII век.
Калязинскому кружеву пошло уже шестое столетие. Золото, серебро, шелк, жемчуг и даже пух. В узоры вплеталось буквально все, что было под рукой. «Пройдите днем или вечером по Заволжской монастырской части города — и вы услышите звон коклюшек», — писали путешественники в ХIХ веке. Плело все женское население по 16 часов в сутки, но после революции промысел пришел в упадок, и сохраняют ремесло лишь усилиями энтузиастов.
Белёвское кружево зародилось в монастырских стенах. Монахини Белёва Тульской губернии плели мерное кружево из золотой и серебряной нити для знатных особ и священников. Светские нотки в ремесло привнесли крепостные. Замкнутый орнамент из тесемок, квадратов, «паучков» и «змеек», но уже из льняных и хлопчатобумажных, стал неплохим доходом. Кокетки — накидки и косыночки — главный ассортимент белёвских кружевниц.
Старинное название захожского, или киришского, кружева — галунцы. Традиционное ремесло Ленинградской области. Восемь деревень, окруженных лесами. Места, именуемые «захожи»: гостей дожидались нечасто. Это пошло на благо промыслу — сохранило от влияния городских мотивов. В Киришах кружева плели поверх уже готового узора, часто без схем (сколков) — от себя. И для себя: изделия не продавали, откладывали как приданое и дарили.
Балахнинское кружево родом из Нижнего Новгорода. Мастерицы подошли к работе технически: в ХVIII веке изучили орнаменты французских и бельгийских кружев и создали собственный «балахонский манер». Черные, кремовые или белые цветы, листья, плоды и визитная карточка — балахонская роза. Узоры символизировали любовь и рай на земле. «Балахна кружавничает» и по сей день, но это уже не промысел, а женское рукоделие.
Промысел по помещичьему велению. В ХVIII веке помещица из Мценска Протасова пригласила двух бельгийских кружевниц для обучения девушек с местной мануфактуры. Так появилось самое крупное кружевное производство — 1200 мастериц. Плели для царского двора. Лицо мценского кружева — геометрические мотивы. Сегодня ремесло развивается вполне благополучно: до сих пор работает школа кружевниц и промысел не забыт.
Елецкое кружево
Один из старейших видов коклюшечного кружева из города Елец
- Место Центральный округ / Липецкая область / ЕлецЕщё 1
- Липецкая область
- Исторический период XVIII в.
- Вид елецкое кружево
- Техники кружевоплетение
- Материалы нити
- Изделия изготовление предметов быта, одежда, постельное бельё, столовое бельё
Немного истории
Первые рисунки для кружевных узоров были привезены из Европы — из Германии, Бельгии и Франции, но вскоре появились местные художники и свой самобытный стиль.
Чёрный Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0
Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее из Европы искусство.
«Елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские».
Наше время
«Елецкие кружева» сегодня — это новые декоративные решения и технологические приемы, но не забыты и прежние традиции искусства кружевоплетения.
Пелерина Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0
Не случайно лучшие образцы работ из Ельца представлены как в коллекциях ведущих хранилищ народного искусства, так и в частных собраниях.
Орнамент Путеводитель по русским ремёслам, Copyright
Нынешний ассортимент продукции « Елецких кружев» — около 200 наименований. Сюда входят и строче-вышитые изделия, выпускающиеся в отдельном цехе, и, разумеется, штучные, поистине уникальные как по замыслу, так и по исполнению ручные работы. Кстати, выполняют ельчане и индивидуальные заказы. Мода на кружева была всегда.
Отличия
Главной отличительной чертой Елецкого кружева являются природные мотивы и растительные орнаменты.
Сеточка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0
В елецком кружеве встречаются узоры, типичные только для этой местности — «гречишка», «жемчужка2, «паучки», «вороний глаз», «павлинка2, «реченка».
Традиционно, как правило, это кружево — многопарное. Это самый сложный вид плетения. В нем применяются до нескольких сот пар коклюшек, и в отдельных случаях количество коклюшек может превышать полторы тысячи.
Листики Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0
Для плетения используют лен белый, суровый и желтоватый, шелк белый, черный, кремовый, хлопчатобумажную нить «паутинку (или пятинку) шестипасменную», которую делали специально для плетения кружев (она была и разной толщины, и цветная).
Листики и сеточка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0
От остального русского кружева это отличается тонкостью, рельефной сканью, нежным миниатюрным узором с ясным рисунком и множеством композиционных решений.
В елецких кружевах орнамент из плотной полотнянки чаще всего окружался увеличенными просветами в виде решеток, что даже в одноцветных кружевах создавало живописный переход от плотного узора к ажурному фону, состоящему из мельчайших ячеек. Зубцы же всегда заканчивались тончайшим узором из плетешков.
Елецкое кружево, вплетенное в историю России…
Традиционный елецкий промысел – кружевоплетение – интересует людей всех возрастов – жителей города, области, приезжих со всех концов России и даже из дальнего зарубежья. Краеведы, писатели, журналисты проявляют интерес к традиционному елецкому искусству. Нельзя не заметить тот факт, что среди пишущих о елецком кружеве появляются новые имена молодых и талантливых журналистов, а это значит, что популярность елецкого кружева, интерес к нему возрождаются.
Согласно растиражированной средствами массовой информации точке зрения, в Ельце начали плести кружева чуть более двухсот лет назад – с 1801 года. Именно этим годом датируется сохранившийся кружевной плат со словами: «Сей плат шила дьяконова дочь Александра Иванова, 1801-го года». Кружевное льняное полотнище украшено цветами, фигурами животных и птиц. Они выполнены «полотнянкой» и «сеткой». О елецком происхождении данного кружева говорит изображение оленя и наличие «сетки».
Казалось бы, все предельно ясно. Однако именно этот датированный плат и заставляет нас задуматься о том, когда же на самом деле зародилось кружевоплетение в Ельце.
Развитие любого вида ремесла, начинаясь с примитивных изделий, достигает совершенства только через поколения. Изделие дьяконовой дочери Александры Ивановой говорит о том, что она была мастерицей высокого уровня (плетение фигур, да еще шелком, да еще с золотой сканью), о чем хорошо знала сама и, гордясь своим изделием, подчеркнула это, указав свое имя на плате, хотя, согласно установившейся еще в древнерусские времена традиции, автор не оставлял своего имени на изготовленном им изделии.
Дата на плате – в нашем случае 1801 год – свидетельствует о том, что в 1801 году в Ельце были кружевницы, способные выплетать изделия в высокой технике. А это означает, что кружевоплетение зародилось в Ельце много ранее указанной даты.
Но, может быть, дьяконова дочь «завезла» искусство кружевоплетения в Елец?
Каждая кружевница и каждая вышивальщица на Руси следовала в своих изделиях установленной традиции, которая передавалась от матери дочери, от учителя ученику. И даже если допустить, что дьяконова дочь приехала в Елец из другого города, где научилась плетению, она, по всем законам развития любого ремесла, продолжала бы плести кружево в усвоенной ею манере, а не пробовать себя в качестве дизайнера, изобретая новые приемы плетения кружева (сетка) и изображая чуждые ей фигуры (олень).
В XX веке инженеры на фабрике «Елецкие кружева» придумывали новые эскизы с новыми фигурами – гербом Советского Союза, контурами елецкого собора и многие другие.
Однако по новым сколкам – «в духе дня» – изготовлены были лишь единичные выставочные экземпляры. В повседневную практику кружевниц они не перешли. Причем необходимо учитывать, что это было в уже XX веке, когда все кружевницы учились в школе, читали художественную литературу, смотрели телевизор, были знакомы с культурам разных народов, знали как о традициях кружевоплетения в других городах России, так и об иных, не елецких, технических приемах. И при всем при этом кружевницы не привнесли в свое ремесло ничего принципиально нового, приемы и узоры остались прежние, традиционно елецкие.
Возникает новый вопрос. Если кружевоплетение в Ельце зародилось около 1801 года, то каким образом уже через 80 лет, в 1880 году по статистическим данным, в Елецком уезде насчитывалось более 1/3 кружевниц всей России? Чем объяснить такое молниеносное по меркам истории распространение кружевоплетения? Возможно ли это?
Давайте ответим на этот вопрос с позиций современной жизни. Мы живем в XXI веке. В нашем распоряжении есть всевозможные журналы, телевидение с мастер-классами, публикации в интернете с пошаговыми инструкциями, рекламирующими различные рукоделия. Выплетают кружева в ирландской технике, увлекаются макраме, изготавливают изделия из бисера и т.д. Но все это остается на уровне единичных любительских увлечений. Нам могут возразить, что кружево в XIX веке активно продавалось и, таким образом, составляло доход кружевниц. Если дело только в этом, то почему же тогда в соседних с Елецким уездах кружево не плели? Даже на территории Елецкого уезда плели далеко не во всех населенных пунктах.
Каждый новый вопрос вызывает множество других. И все они не дают однозначного ответа. Ясно одно: датировать начало елецкого кружевного промысла 1801 годом – значит просто не вдуматься в смысл и значение того, что имеем, даже если эта дата условна. Однако плюс пять или минус десять-пятнадцать лет нас не продвинут вперед в понимании явления. Любая дата должна быть обоснована.
В поисках ответа на вопрос о времени происхождении елецкого кружева и о его истоках давайте еще раз тщательно и вдумчиво проанализируем известные факты, сопоставим исторические сведения с данными других наук и дисциплин, реконструируем утраченное, то есть сделаем то, к чему нас обязывает любое исследование.
Начнем с происхождения слова. Известный этимолог русского языка М. Фасмер происхождение слова «кружево» считает древнерусским и соотносит со словом «круг».
Действительно, кто хотя бы однажды видел процесс плетения кружева, вынужден будет согласиться с тем, что в основе единственно возможной мотивации лежит бесконечный процесс окружения нитью воткнутых в сколок (чертеж) булавок, благодаря чему и получаются ажурные изделия.
У каждого слова есть свой «день рождения» – более или менее точная дата происхождения.
Историк русского языка И.И. Срезневский приводит данные различных источников, начиная с Ипатьевской летописи, где неоднократно в сообщениях от XIII века упоминается слово «круживо».
«Кожюхъ же оловира Грецького и круживы злотыми плоскыми ошитъ» – 1252 год.
«Княгини же его со слугами дворьными омывше его, и увиша и оксамитомъ со круживомъ, яко же достоить царемь…» – 1288 год.
оксамитомъ со круживомъ, яко же достоить царемь…» – 1288 год.
Историки, занимающиеся развитием кружевного промысла в России, говорят о том, что все кружево, известное в России, до второй половине XVI века было иностранным, так как до нас не дошло его старинных образцов.
По этому поводу у нас есть два возражения, основанием для которых являются данные приведенных нами словарей.
Итак, возражение первое: не сохранилось – отнюдь не значит, что никогда не существовало. Если самая древняя сохранившаяся русская датированная книга относится к ХI веку, то это вовсе не означает, что в Х веке при принятии христианства, богослужение которого требует устойчивой и сформировавшейся книжной традиции, на Руси не было книг.
Второе: если на Руси существовало исконное древнерусское слово кружево для обозначения изделий особого типа, то, по законам языка и простой логики, оно не могло быть образовано только для обозначения импортируемого товара. Ввозимые товары, не имевшие аналогов на Руси, вводили, как вводят и до сих пор, в русский язык иноязычную лексику (примеры тому – заимствования петровский эпохи, в настоящее время – вся компьютерная лексика: файл, сайт, блог и др.) В цитированных отрывках наблюдаются явления такого же порядка: «оловир», «ферязь», «отлас» и т.д. И если в языке для обозначения ввозимого товара использовалось исконное слово кружево, значит, аналогичный, свой собственный, для обозначения которого и использовалось восточнославянское слово, уже был на Руси.
Но был ли? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся еще раз к монографии историка С.П. Ершова, который в течение многих лет скрупулезно собирал материалы, касающиеся истории кружева в России.
«В 1988 году газета «Труд» опубликовала небольшое, но емкое сообщение, которое вносит коренные изменения в освещение вопроса о возникновении искусства кружевоплетения на Руси у древних славян, об истоках всего прикладного народного искусства как важной стержневой части материальной и духовной культуры страны.
При раскопках Старой Рязани археологи обнаружили сохранившиеся остатки кружева начала второго тысячелетия. Заслуженный художник РСФСР Диана Алексеевна Смирнова познакомилась с материалами археологической экспедиции…
Д.А Смирнова
Изучая то, что сохранилось, Д. Смирнова убедилась, что славянские древние мастерицы владели сложной техникой плетения. На реставрацию древнего кружева, восстановление сложных узоров и разгадывания техники плетения славянских мастериц Д. Смирнова затратила не один год. И вот в результате была выполнена кружевная скатерть по древним узорам «красное лето»… Диана Алексеевна сообщает о трудностях и путях выполнения этой архисложной и очень интересной работы: «Разбирая плетение, я обратила внимание на необычное очертание некоторых рисунков. Они как-то необычно вплетались в традиционные орнаменты рязанских русских кружев. Эти загадочные узоры напоминали пиктограммы, символы начального древнеславянского письма».
Скатерть была передана Всероссийскому музею декоративно-прикладного искусства. Ученые-лингвисты увидели и признали в узорах элементы древнеславянской письменности, а мастера-художники в технике узоров – общий прием плетения полотнянки – «скань», характерный для древних образцов только елецких и рязанских кружев. … Скатерть «красное лето» …является вещественным доказательством и документом, подписанным археологами и учеными-лингвистами, о славянских самобытных истоках и корнях русского художественного кружевоплетения…»
Итак, отечественный аналог привозному кружеву был. Его наличие зарегистрировано не только языком, что уже само по себе может быть неопровержимым доказательством, но и данными археологических раскопок на территории Старой Рязани.
Литература:
1…Под мелодичный звон коклюшек, или Рассказ о Елецких кружевах / «Культурный сайтик»… ku48.ru›article/1101
2. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1997.
3. Давыдова С.А. Кружевной промысел Елецкого уезда. СПб, 1913.
4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х томах. М., 1996. – Т. II. – с. 385.
5. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958. – Т. I. – С. 1334.
6. Ершов С.П. Елецкие кружева и кружевницы. Елец, 2000. – С. 8-9.
Конспект ОД «Знакомство с народным промыслом «Елецкие кружева. Рисование кружева»
Людмила Ульшина
Конспект ОД «Знакомство с народным промыслом «Елецкие кружева. Рисование кружева»
Цель: знакомить детей с народным промыслом Липецкой области «Елецкие кружева»;
1. Учить видеть разное построение узоров мерного кружева, использовать в рисунках отдельные элементы Елецких кружев.
2. Видеть красоту кружев в легкости, тонкости.
3. Совершенствовать технические навыки рисования концом кисти.
4. Развивать воображение, эстетическое восприятие.
5. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за наше культурное наследие, интерес и уважение к труду кружевниц.
Время проведения занятия: ноябрь – декабрь.
К солнышку потянулись
К сердцу прижали
И друг другу отдали
— Кто – то к нам стучит!
Входит Снежинка с корзиной в руках
Я красавица Снежинка
Бабушка моя, Зима
Достаёт из корзины покрывало.
Но покрывало без снежинок,
Легких беленьких пушинок
Поскорей его возьмите
И украсить помогите!
— Давай, Снежинка, посмотрим, какое покрывало прислала нам зима.
Разворачиваем, падает конверт.
— Конверт? От кого этот конверт может быть?
— Город Усмань Липецкой области, детский сад «Солнышко», группе детей «Пчелка».
Моё зимнее время давно уже наступило. Снега ещё мало и я соткала покрывало, которое укроет землю лучше. Но придумывать узоры для его украшения совсем некогда, т. к. работы у меня еще очень много. Прошу вас, ребята, помочь придумать узоры для покрывала, а уж мы с Морозом за одну ночь справимся с работой, украсим его.
Я буду очень вам благодарна за помощь.
До свидания. Зима.
— Ну, что, ребята, согласны помочь Зимушке – Зиме? Ответы.
— Посмотрим на покрывало. Оно тонкое, легкое, белоснежное. Но какие же узоры можно придумать? Как их нарисовать? Ведь хочется угодить Зимушке – Зиме, чтобы побаловала она нас снежком, снежными горками, ледяными дорожками, гладким катком. Я, кажется, придумала… а не отправиться ли нам на экскурсию в г. Елец, который славен своим кружевоплетением. Посмотрим, как плетут кружева мастерицы, какие элементы они используют и тогда нам легче будет придумать узоры для нашего покрывала. Согласны? Ответы.
— Поедем мы с вами на микроавтобусе «Газель». Занимайте места в салоне. Пристегните ремни безопасности, а Вы, уважаемый водитель, будьте внимательны на дороге, не нарушайте правила дорожного движения. Я займу место экскурсовода и во время поездки расскажу вам немного о городе Ельце. Итак, трогаемся!
— Елец – город очень древний. Он старше Москвы на целый год. Кто знает, в какой области находится город Елец? Ответы.
— Елец находится в нашей Липецкой области. Если Липецк – главный город области, то Елец – второй после него. Он расположен на живописной реке Сосне. Как и в любом другом городе, в Ельце есть фабрики, заводы, школы и детские сады, магазины, поликлиники и т. д.
— Посмотрите, какие красивые изделия. Из чего они сплетены.Ответы детей: они сплетены из ниток.
— Мастериц, которые плетут кружева, называют кружевницами. На фабрике работают 250 кружевниц. Им заказывают плести всё: шапочки, одежду, салфетки, даже зонтики, перчатки, кружевные портреты. Рассматривание фото.
— Кружевницы умеют плести мерное и сцепное кружево. Мерным кружево называется потому, что его можно отмерить и отрезать. Таким кружевом можно украсить скатерти, столовые салфетки, пастельное белье. Внимательнее рассмотрите эти кружева. На что похожи узоры на кружевах? (Ответы: на паучков)
— Этот шарф выполнен тоже из мерного кружева. Здесь даже три рисунка кружев.
— Мерное кружево можно плести вручную и на специальной машине. Все кружева, которые вы видите на пастельном белье и на шарфе — сплетены на машине. Машинного кружева на фабрике выпускают 800 км в год! Это намного больше, чем расстояние от Усмани до Москвы.
А вот очень красивая скатерть. Показываю фото.
— Она выполнена вручную. Стоит эта скатерть очень дорого, 65 т. р.! Это столько, сколько стоят 9 велосипедов как у Юры. Хотите знать почему?
1. Ни одно изделие, выполненное вручную, не повторяет другого.
2. Работали над ним целый месяц.
3. Нитки льняные и хлопковые, из натуральных материалов, поэтому и цена высокая.
— Если смотришь на тонкий орнамент Елецких кружев, то кажется, что в них отражены привольная красота окружающей природы: и высокое звездное небо над лугом ночью, и полевые лесные цветы в жаркий летний день, и покрытые инеем деревья над замерзшей рекой зимой. Родная природа. Вот откуда берут Елецкие кружевницы новые темы для своих кружев!
Окружают меня кружева –
Одуванчик дрожащий едва
Тонкий гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева в стрекозиных крыльях
И в летящих сквозных облаках.
В паутине воздушной лесной,
В невесомой снежинке лесной.
Кружит лист кружевной надо мной.
Заплелась кружевами трава –
Кружева, кружева, кружева.
— Ребята, хотите узнать, какими инструментами работают кружевницы при кружевоплетении? Перейдем в другой зал нашей фабрики.
Переходим к другому стенду.
Главным инструментом для плетения кружев является подушка – валик. Кружево обычно плетут с помощью маленьких деревянных палочек с намотанными на них нитками. Это коклюшки. А так же с помощью булавок, которые переставляются по рисунку.
— Рисунок, по которому плетут кружево, называется сколок. Он выполнен из толстой бумаги и прикрепляют его к валику. Мастерицы перебрасывает коклюшки из одной руки в другую, при этом она обвивает нитками булавки, которые воткнуты в подушку. Постепенно переставляя булавки по точкам рисунка, мастерица создаёт сложную систему переплетения. Это и есть кружево.
Видеофильм 1 минута 45 секунд – о плетении кружев.
— Сидит кружевница. Перед ней валик с коклюшками. И как бесконечный ручеек течет с валика ажурная лента кружева. Постукивают коклюшки в её руках.
Коклюшки, как гусли волшебные,
Звенят и звенят без конца.
Два века узоры отменные
Повсюду волнуют сердца.
— Трудно поверить, но кружевница помнит каждую ниточку, не ошибется, не спутает. А сейчас нам пора заглянуть в художественную мастерскую. Здесь выполняются сколки или рисунки для кружев. В этой мастерской мы с вами и нарисуем узоры для нашего покрывала. Сразу для всего покрывала нарисовать узоры невозможно, так как это займет много времени. Мы выполним сначала узоры для края покрывала, т. е. нарисуем мерное кружево. Посмотрите, какие элементы используют в своих рисунках Елецкие кружевницы.
— Элементы можно использовать в своих рисунках. А вот образцы рисунков кружев, где использованы эти же элементы. Елецкие кружева плетут из белых ниток, а иногда из черных и добавляют цветные, голубые, серые, красные. Поскольку покрывало наше белое, то мы будем рисовать белое кружево. Кружево легкое, тонкое, воздушное. Его рисовать надо концом кисти. Посмотрите, как можно нарисовать решетку, паучка, «насновку», «вилюшку».
— Сядьте правильно, спины выпрямите, ноги поставьте вместе. Приступайте к работе. Ваша задача – нарисовать неповторимые узоры.
— Пора возвращаться в Усмань.
По дороге рассказываю.
— В Ельце, кроме фабрики кружевоплетения, есть сапоговаляльная фабрика. Там делают валенки.
Снежинка: — Ну а мне пора прощаться
В сказку нужно возвращаться.
Обращаюсь к снежинке.
— Передай, пожалуйста, Зиме, что на следующем занятии мы нарисуем кружевные узоры на круге, квадрате, треугольнике и передадим всё со снеговиком – почтальоном.
Отдаем нарисованные узоры Снежинке.
Фотоотчет «Зимние кружева» Никогда не определишь время прихода настоящей зимы. со снегом, морозом. Она подкрадывается незаметно. усыпляя дома, людей. Я люблю.
Фотоотчет «Знакомство с народным бытом родного края» Фотоотчет «Знакомство с народным бытом родного края» Подготовила: воспитатель Мария Макарова Цель: Познакомить детей с предметами народного.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с русским народным мужским и женским костюмами» Погружение детей в мир народной культуры, декоративно-прикладного искусства, традиций и праздников невозможно без знакомства с русским костюмом.
Конспект НОД интегрированного характера с включением художественно-продуктивной деятельности «Осень вяжет кружева» Конспект НОД интегрированного характера с включением художественно-продуктивной деятельности «Осень вяжет кружева» Выполнили: воспитатели.
Конспект открытого доминантного музыкального занятия для старшего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным танцем» Цель: Приобщение детей к русскому народному танцевальному искусству. Выявление, раскрытие и развитие танцевальных способностей воспитанников,.
Музыкально — литературная гостиная «Зимние кружева» (Подготовительная группа) Цель: Формировать у детей любовь к зимней природе, расширить представление об окружающем мире, воспитывать внимательное отношение к природе.
Оформление окна к Новогоднему празднику «Новогодние кружева» В МАДОУ детский сад №5 «Звездочка»города Лосино-Петровский в преддверии Нового года появились чудесные «рисунки» на окнах. Перед вами одно.
Пошаговый мастер-класс по изготовлению куклы «Ёлочка» из кружева и мишуры Пошаговый мастер – класс по изготовлению «Ёлочек» из кружева и мишуры Подготовила воспитатель средней группы «Ромашка» д/с №43 «Крепыш».
Рождественские ангелочки из ниток, кружева, ленточек и бусинок. Мастер-класс Рождественские ангелочки из ниток, кружева, ленточек и бусинок. Мастер-класс Доброе время суток, дорогие друзья и гости моей странички.
Знакомство в народным творчеством «Русская матрешка» Составила Незговорова Елена Владимировна Г. Тюмень д/с 151 Цель: Формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке. Задачи:.