Хохломская роспись: узоры для начинающих, картинки и инструкция как рисовать элементы
Как научиться стилю росписи хохлома?
В последнее время в обществе наблюдается тенденция обращения к национальным традициям — это проявляется в возвращении популярности народной литературы, обрядов, одежды. К примеру, у многих дизайнеров в коллекциях встречается роспись хохлома, которая привлекает своим ярким, почти сказочным рисунком.
Роспись хохлома — история творчества
Роспись хохлома – особый вид рисования, который появился примерно в ХVII столетии в районе Нижнего Новгорода. Название данное творчество получило благодаря городку Хохлома — крупному в то время центру, в который сходились торговцы со всей округи.
Существует две версии возникновения данного вида росписи: первая приписывает идею создания старообрядцам — приверженцам так называемой «старой» христианской веры до принятия различных религиозных реформ в начале ХVII столетия.
Многие из них, спасаясь от гонений за свои убеждения, переселились именно в нижегородские земли, принеся с собой мастерство иконописи, книжной миниатюры, огромный багаж символики и узоров для росписи. В то же время здесь проживали мастера посудного дела, создававшие великолепную кухонную утварь из дерева.
Объединившись, оба человеческих умения дали начало красивейшей посудной росписи.
Сторонники же второй версии утверждают, что способ придания золотистости кухонной утвари и последующей ее росписи нижегородцы использовали еще до появления старообрядцев. В больших поселениях ремесленников Мурашково, Семеновское и Лысково создавали деревянную посуду, которую красили «под олово» – то есть, использовали технологии, предшествующие появлению хохломы, которая стала в один ряд с излюбленными техниками украшения: резьбой и выжиганием по дереву.
Роспись под хохлому — технология
Основная технология создания изделий, к которым применяется роспись хохлома, состоит из нескольких этапов. Изначально мастер бьет баклуши — подготавливает грубые деревянные бруски примерно такого же размера, какого должно быть изделие.
Следующий этап — выстругивание на специальном станке самого предмета: тарелки, ложки, миски, ковша и т. д. Так мастер получает белье — деревянную заготовку под роспись, которую нужно загрунтовать с помощью жидкой очищенной глины и оставить сушиться примерно на 7-8 часов.
Ключевой момент в рабочем процессе — покрытие вещи олифой или специальным льняным маслом. От качества покрытия зависит прочность посуды и долговечность росписи на ней. С помощью специального тампона из овечьей шерсти, вывернутого наизнанку, мастер черпает олифу из миски и начинает быстрыми движениями втирать ее в деревянную поверхность — всего процедура выполняется около трех-четырех раз в течение суток.
Последний слой олифы сушат до такого состояния, когда палец мастера чуть-чуть липнет к покрытию, но уже не пачкается. Эта технология подготавливает предмет к следующему этапу — лужению, который заключается во втирании в изделие алюминиевого порошка. Процесс также выполняется с помощью вывернутого тампона из овечьей шерсти.
Только после этих подготовительных этапов выполняется хохлома — роспись картинки в цветочном или животном орнаменте. Основные используемые цвета — красный, черный, желтый, но иногда мастера применяют также зеленый и коричневый. Рисунки делают масляными красками в технике верхового письма или «под фон».
Верховое письмо
Принцип верхового письма очень прост — на обработанную заготовку наносится рисунок красного, желтого или черного цвета.
Как правило, роспись хохлома в этой технике использует узор «пряник» — крупный рисунок в центре, который опоясывают круги из более мелких орнаментов.
Рисунки под фон
Мастера рисования «под фон» пользуются узором «кудрина» — золотыми и красными рисунками на черном фоне.
Получают их следующим образом: изначально рисуют большие цветные орнаменты, после чего свободное пространство заполняется черным фоном. Когда темная краска высыхает, сверху наносится рисунок «травка» – узоры из длинных и коротких травинок.
Готовые работы примерно 5 раз покрывают полупрозрачным лаком-закрепителем с желтоватым оттенком, предварительно просушивая каждый слой. Сухие изделия отправляют в раскаленную до 150 градусов печь и держат там около 3-4 часов, пока не образуется главный элемент хохломы – золотисто-бронзовая пленка.
Шаблоны росписи хохломы
Роспись хохлома использует, в основном, картинки растительного происхождения — имеются в виду травинки, ягоды, веточки, стебли вьющихся растений и цветы. Особенно распространены рисунки цветов розы, шиповника, рябины, травки.
Однако, мастера часто прибегают и к животным орнаментам, изображая сказочных птиц, зверей и насекомых в движении, образуя незамысловатые сценки.
Несмотря на то, что тематика росписи четко определена, мастера должны творчески подходить к процессу, каждый раз выдумывая уникальные рисунки. Новички, в силу отсутствия опыта, могут использовать трафареты, чтобы роспись хохлома получилась красивой.
Потренироваться можно, не только перерисовывая готовые рисунки. Используйте эти простые схемки — они помогут вам рисовать простые цветочные орнаменты.
Повторив узор несколько раз, вы набьете руку и создавать интересные рисунки масляными красками для вас будет так же просто, как и научиться рисовать карандашом.
На схемах видно, что при рисовании используются не только кисточки разного размера и формы — некоторые рисунки можно сделать штампами. Печати легко изготовить из подручных средств: круглой терки на простом карандаше, разрубленного пополам овоща или фрукта.
Основное применение техники — это украшение посуды, но в последнее время красивый узор стал настолько популярным, что его стали использовать практически везде. К примеру, в моду вошли платья, футболки, украшения, на которых присутствует роспись хохлома.
Кроме того, таким образом оформляют машины, велосипеды, брелоки, шкатулки, мебель — все зависит от фантазии мастера.
Поэтапное рисование — роспись хохлома на доске
На самом деле, вы можете украсить хохломой изделия даже в домашних условиях без применения сложной основной техники, описанной выше. Достаточно покрасить доску золотой краской, нарисовать узоры и закрепить специальным лаком. Такое изделие вряд ли можно будет использовать по назначению, зато вы получите отличный сувенир для украшения кухни.
Подготовьте деревянную разделочную доску понравившейся формы, клей ПВА, краски гуашь, лак по дереву, кисточки для рисования, малярную кисть.
- На листе А4 нарисуйте выбранный эскиз изображения простым карандашом — придумайте его сами или позаимствуйте изображение из нашей статьи.
- Загрунтуйте доску с помощью яичного белка — просто промажьте ее веществом и оставьте до полного высыхания.
- Нанесите ровный слой золотой краски на изделие и снова дайте высохнуть.
- С помощью копировальной бумаги переведите рисунок на заготовку.
- Сначала раскрасьте ягоды и цветы красным цветом.
- Далее выполните роспись прожилок и стебельков тонкими черными штрихами.
- Используя наиболее удобную для вас кисточку, обведите тонкой линией контур рисунка.
- Закрасьте черным цветом фон.
- После высыхания фона нарисуйте травку яркого цвета.
- Оставьте изделие в сухом проветриваемом помещении до полного высыхания.
- Нанесите прозрачный лак-закрепитель на всю плоскость доски.
Ваш сувенир готов! Вы можете украсить им свою квартиру или подарить близкой подруге на какой-нибудь праздник. Таким же способом выполняется роспись хохлома сувенирной тарелки, ложек или любого другого изделия.
Еще одну простую технику росписи изделий хохломой в домашних условиях вы можете узнать из следующего видеоурока.
Хохломская роспись: узоры для начинающих, разновидности и техника нанесения хохломского орнамента на примере мастер класса по росписи разделочной доски, а также ознакомительные видео сюжеты
Хохломская роспись является неотъемлемой частью русской культуры, одним из самобытных народных промыслов, в рисунках которого отражается быт нескольких поколений. Возник этот вид росписи в XVII веке в районе города Нижнего Новгорода, недалеко от села Хохлома, от которого и получил свое название. Существует две версии появления этого промысла – в первом случае считается, что идея промысла принадлежит старообрядцам – мастерам иконописи, которые переселились в районы Нижнего Новгорода, спасаясь от гонений за свои убеждения. А в это же время на нижегородской земле проживали искусные мастера посудного дела и, объединившись, эти два искусства дали начало красивейшей посудной росписи. По второй же версии считается, что ремесленники крупных поселений Нижегородской области красили посуду «под олово» еще до появления старообрядцев, то есть уже использовали технологии, предшествующие появлению хохломских узоров. Мы предлагаем Вам сделать хохломскую роспись с подборкой красивых узоров для начинающих мастеров!
Мотив хохломской росписи достаточно прост и ограничен растительным орнаментом, но в то же время поражает разнообразием и замысловатыми переплетениями ягод, цветов, листьев и трав. Причем существует даже несколько разновидностей этого растительного орнамента: травяной узор, узор «Рыжик», кудрина, пряничный узор.
Изучаем разновидности хохломской росписи с узорами для начинающих
Своим внешним видом «травка» лишь в общих чертах похожа на луговую осоку, а для ее нанесения используются лишь красные или черные цвета, но это не мешает зрителю воспринимать ее как травяной узор.
Один из разновидностей травяного узора, который представляет собой рисунок из отдельных травинок, которым чаще всего обрамляют кухонную посуду – чашки, кружки, ковши и проч.
Характеризуется различными завитками, колечками, которые затейливо огибают цветы, ягоды и птиц. Такой узор очень красиво смотрится на округлых предметах, но расписывают им и плоские поверхности – столы или стулья.
Представляет собой геометрическую фигуру, вписанную в квадрат или ромб с солнцем в середине. Причем солнце изображается с завитыми лучиками и если к ним приглядеться, то кажется, что солнце постоянно двигается.
Техника хохломской окраски очень сложна и трудоемка и начинается с подготовки деревянной посуды с последующими многочисленными грунтовками-пропитками-сушками. В домашних условиях это сделать невозможно, так как на каждом этапе необходимо выдерживать деревянные заготовки в течение определенного времени при постоянной высокой температуре. Поэтому если вы просто хотите освоить лишь технику росписи, то рекомендуем купить уже подготовленную под роспись деревянную посуду.
В хохломской росписи используются красный, черный и желтые цвета, иногда могут применяться также зеленый и коричневый. Картинки наносят масляными красками в технике верхового письма или «под фон»
Выполняем технику верхового письма своими руками
Эта техника довольно проста и заключается в нанесении рисунков красного, желтого или черного цветов на обработанную заготовку. Как правило, в этой технике рисуют узор пряник, когда вокруг крупного центрального узора наносят более мелкие элементы орнамента.
Для получения рисунков в этой технике изначально наносят большие цветные узоры, затем на свободное пространство наносят черный фон и, после того как краска высыхает, сверху наносится узор «Травка». Готовое изделие несколько раз покрывают специальным лаком-закрепителем, просушивая каждый слой, и отправляют в раскаленную до 150 градусов печь на 4 – 5 часов, пока не образуется золотисто-бронзовая пленка.
Несмотря на то, что мотивы рисунков хохломской росписи довольно четко определены, настоящие мастера творчески подходят к этому процессу и постоянно придумывают новые замысловатые изображения сказочных животных, птиц и растений. Новичкам же из-за отсутствия опыта позволительно использовать трафарет для нанесения узора или простые схемы для тренировки.
Но прежде чем начать тренировки по хохломской росписи надо подготовить все необходимые материалы и инструменты. И тут возникает соответствующий вопрос – чем рисуют такие замысловатые изгибы и завитки мастера этого искусства? В основном хохломские мастера пользуются кисточками из беличьих хвостов – с ее помощью можно нарисовать как тонкие, так и толстые линии, только лишь изменив силу нажима.
Изготовить полноценную кухонную посуду, из которой можно было принимать пищу, в домашних условия невозможно, но сделать сувенир для украшения кухни вполне доступно любому желающему.
Изучаем мастер-класс по росписи разделочной доски
Материалы, необходимые для работы:
- Деревянная неокрашенная разделочная доска (заготовку можно купить в магазинах рукоделия);
- Клей ПВА;
- Гуашь;
- Лак по дереву;
- Кисточки для рисования;
- Малярная кисть.
Хорошо промажьте доску с помощью яичного белка – это своеобразная грунтовка в домашних условиях, и оставьте до полного высыхания.
Пока разделочная доска сохнет, нарисуйте на листе бумаги эскиз рисунка, который вы хотите изобразить. Можно нарисовать от руки, использовать готовый шаблон или распечатать из интернета.
После полного высыхания доски, нанесите не ее поверхность ровный слой золотой краски и снова оставьте до полного высыхания.
Переведите рисунок на доску (можно воспользоваться копировальной бумагой).
Приступаем к росписи – сначала красным цветом окрашиваем ягоды и цветы, затем тонкими черными штрихами прорисовываем прожилки и стебельки.
С помощью тонкой и удобной кисточки аккуратно обводим контур рисунка.
Закрасьте фон черным цветом и оставьте до полного высыхания.
После того, как фон хорошо высох, можно нарисовать травку яркого зеленого цвета и снова оставить сушиться. После этого можно наносить лак-закрепитель на всю плоскость доски.
Оригинальный и изящный сувенир готов. Таким же образом можно украсить и чашки, ложки, шкатулки или любые другие предметы. В последнее время узор хохлома вошел в моду и с его помощью украшают одежду, предметы мебели, брелоки, рамки для фото, велосипеды, бижутерию – все зависит от фантазии мастера. Очень интересна техника этой росписи и для детей, так как в узорах присутствуют сказочные животные и птицы, да придумывать новых персонажей детям намного легче, так как фантазия развита лучше, чем у взрослого мастера.
Видео по теме статьи
В заключение несколько видео сюжетов, в которых вы сможете подробней узнать о технике хохломская роспись и как рисовать узоры для начинающих, а также вместе с мастерами сможете изготовить несложный сувенир своими руками для украшения вашего жилища или в подарок близким людям.
Хохломская роспись для начинающих: техника, образцы узоров
Хохломская роспись узнаваема ничуть не меньше, чем гжель. Роскошные узоры и сочетания оттенков, характерный тандем красного и золотого, цветы и ягоды, диковинные птицы — все это не может не привлекать внимания и завороженно изучать каждую линию. Профессионалы уверяют: в выполнении хохломская роспись очень проста, и если разобраться в принципах ее создания, освоить технологию сможет даже человек, ни разу в жизни не державший кисть.
Особенности узоров в хохломской росписи: фото и рекомендации
Для понимания выполнения данной технологии важно понимать ее суть и особенности: не только сочетание определенных линий и завитков делает «хохлому» «хохломой», но и то, что в них вкладывается, как они соединяются, и какой образ создают в целом. На развитие хохломской росписи значительно повлияли восточные орнаменты ковров и шалей, а также русские узоры домовой резьбы в виде стеблей и листьев. Церковь тоже внесла свою лепту в виде общей цветовой гаммы: черный и чистый красный, золото — тона глубокие, сильные. Все это породило изначальную технологию волжских мастеров и осталось в основе нынешней «хохломы».
- Рисунок в хохломской росписи строится на «ведущей», представленной плавной раскидистой ветвью. Она постепенно расширяется за счет добавления разнообразных элементов, подразделяемых на основные (крупные цветы, грозди ягод и т.д.) и побочные (мелкие листья, одиночные ягоды, травинки). При этом основной элемент должен находиться по центру.
Изначально хохломская роспись подразделялась на 2 категории, отличающихся стилистикой исполнения узоров: «верховое» письмо и «кудрину». Последняя стала наиболее известной — это темный (красный или черный) фон, по которому выписаны изящные и сложные завитки и природные элементы. Схема работы та же — сначала ведущая ветвь, затем добавочные детали. «Кудрина» выглядит более тяжелой, наполненной, нежели «верховое» письмо, которому свойственен золотой фон с обилием травинок разного размера, а остальные орнаменты выполняются или под ягодку, или под листок. Кроме того, само расположение рисунка должно представлять собой квадрат, который может вытягиваться в ромб.
- Что касается технологии работы, то здесь также есть некоторые нюансы: хохломская роспись никогда не пишется четкими линиями, и этапа предварительного эскиза в ней нет. Мастер сразу выполняет задумку краской, что обуславливает определенную мягкость даже самых мелких и тонких узоров.
Также следует отметить, что некоторые орнаменты выполняются не вручную: точнее, рисуют их, конечно же, кистью, но через трафарет — такой прием используется достаточно давно и может быть скомбинирован со штамповкой, для которой используют фетровый или деревянный инструмент.
Поэтапное рисование хохломской росписи для начинающих
Несмотря на то, что некоторые узоры могут быть созданы через трафарет, учиться хохломской росписи все же стоит с простейших орнаментов кистью. Для этого подберите несколько очень тонких и маленьких (00, 01) кистей с ворсом белки или пони (он должен быть мягким), и, ориентируясь по прописям, сначала обведите несколько раз предложенные узоры, затем попытайтесь вывести их на штрихованных подсказках, а после — на той же бумаге или чистом стекле.
- Травинка или осочка. Самый простой и базовый узор: чуть выгнутая вбок линия, максимальный нажим кисти в середине, у краев сходит «на нет». Утолщение производится очень плавно и имеет минимальную степень.
- Завиток. Следующий по сложности элемент; нажим кисти не изменяется, остается одинаковым по всей протяженности узора; линия скручивается улиткой.
- Капелька. На ней хорошо тренировать нажим: кисть ставится основанием ворса, после чего проворачивается на 180 градусов и начинает осторожно сниматься с поверхности. Одновременно с этим ее нужно потянуть вперед. Когда одиночный узор будет получаться, пробуйте выполнять по 2 капли зеркально.
- Кустик. Представляет собой собранные веером капельки, в основании которых ставится маленькая точка кончиком кисти.
- Листочек. Самый простой способ выполнить этот узор — вывести зеркально отражающиеся травинки, выгнутые наружу, после чего заполнить внутреннюю пустоту тем же цветом. Более сложная версия — не отрывая кисть, регулировать нажим и направление, выводя овал с заостренными концами.
После освоения тех узоров, которые рисуются только кистью, рекомендовано попробовать ягодные элементы: для них необходим штамп, изготавливаемый самостоятельно — он создаст основу рисунка. А мелкие детали также будут добавлены кистью. Чтобы сделать штамп, достаточно взять трубочку-соломку, прикрепить вниз круг бумаги, и обмакивать эту часть в краску.
- Брусничка выполняется простой штамповкой алых кругов, которые не нуждаются в дополнениях.
- Смородинка — несколько собранных возле травинки кругов-ягод, на которых после расставляются одиночные золотые точки кистью.
- Рябинка — кроме кругов-ягод необходимо дорисовать очень узкие и вытянутые капельки и листочки в основании грозди. Также обязательны крапинки кистью с золотой краской.
- Малинка. Гроздь из 6-ти кругов-ягод, которые уже ставятся без соблюдения расстояния, через наложение друг на друга. Блики рисуются по технике травинок, после проставляются точки кончиком кисти. Чашелистик — собранные вместе травинки, веточка — листья и тонкая линия.
Читайте также:
Профессионалы советуют начинающим тренироваться не на бумаге, а на стекле или пластике: с этого материала легко смыть краску, причем, локально. Таким образом, удается сначала понять правильное положение кисти и нажима на ворс, и только потом пробовать переносить даже простейшие узоры на бумагу или дерево.
Читайте другие интересные рубрики
«Хохломская роспись — это просто». Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования
Елена Викторовна Добрякова
«Хохломская роспись — это просто». Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования
«Хохломская роспись – это просто».
Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования: гуашью по восковым мелкам.
Данный материал будет полезен для преподавателей дополнительного образования по изобразительному искусству в дошкольных учреждениях, воспитателям подготовительных школе групп детского сада и увлеченным родителям будущих первоклассников.
Актуальность: В настоящее время рисование с использованием нетрадиционных техник приобрело широкую популярность среди педагогов — и это объяснимо. Современных детей, растущих в век цифровых технологий, у которых с самого раннего возраста перед глазами в планшете, телефоне, плазменной панели мелькают яркие картины мультфильмов и красочная графика компьютерных игр, увлечь классическим рисованием очень сложно. Проще сказать на занятиях по изобразительному искусству, где нет ничего удивительного, им скучно. Как же увлечь современных малышей рисованием? Не будем отставать, от наших развитых деток, а будем их удивлять, добавляя в занятия по рисованию нетрадиционные техники. Применяя их в своей работе, мы способствуем свободному творческому процессу, в котором отсутствует слово «нельзя», а существует возможность попробовать некоторые новые материалы и инструменты.
Вам наверно, хорошо известны такие способы нетрадиционного рисования как:
• Техника тычка жесткой полусухой кистью;
• Рисование отпечатками пальцев, ладоней;
• Рисование манной клеем и манной крупой;
• Кляксография (обычная, с трубочкой, с ниточкой);
• Техника точечных рисунков – «Пуантилизм»;
• Рисование на мокрой бумаге ….;
• Рисование мыльными пузырями;
• Рисование пеной для бритья;
• Рисование мятой бумагой;
• Китайская живопись Суми-э;
• Зентангл – графический рисунок;
• Суми-е -техника японской живописи рисования тушью и т. д.
У творческих педагогов, воспитанники к шести-семи годам обычно уже знакомы с вышеперечисленными техниками рисования, но заказ «на удивле ние» не перестал быть актуальным. Что ж, придется создать что-то новенькое и посмотреть, как вновь загорятся глазки у наших детей на занятиях по рисованию.
Что может быть традиционней народного искусства, точнее одного его явления – искусство «золотой хохломы»? Можно ли, например, на занятии по теме: «Хохломская роспись придумать что-то новенькое?
Честно, я искала и не нашла… В открытых интернет-источниках есть немного детских рисунков с элементами хохломской росписи на белом или слегка затонированном желтом фоне. Но ведь хохломская роспись, несмотря на ограниченное использование цветов, такая разная!
Рассмотрим поближе изделия из «золотой хохломы».
На предметах, выточенных из дерева, мы видим нарисованные художником ярко-красные и черные травинки, нежные листики и веточки с упругими, словно блестящими на солнце, ягодами черной смородины, или на красной поверхности вдруг расцветают не виданные золотые цветы.
Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек и вишненку, красную смородинку и рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды- и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.
Золотое сияние узоров действительно вызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром! Огонь превратил деревянные поверхности этих предметов в золотые.
Но, вернемся в реальность: нет в детских садах ни посуды деревянной, ни тем более печей, для обжига этой посуды. Это обстоятельство не помешает нам сделать несколько интересных рисунков в стиле «хохломской росписи» и не только на белом или желтом фоне (как это было принято ранее в детских садах, но и на черном и на красном фоне. Скажете сложно? А я скажу – возможно! Нужно лишь нетрадиционно сочетать традиционные материалы для изобразительной деятельности.
Материалы: листы белой бумаги (формат А4, гуашевые краски черного и красного цветов, баночки с водой, беличьи кисточки, бумажные салфетки, восковые мелки следующих цветов: черный, красный, желтый, золотой, зеленый, линейка, плотные шаблоны изображаемых изделий (например, тарелочек) и сами изделия прикладного народного творчества «золотой хохломы» в ассортименте.
Основная часть.
(с поэтапным показом)
«Рябинка» на черной полосе.
• В начале полосы восковым мелком золотого цвета рисуем рябиновый листочек, который состоит из пяти частей.
• После рябинового листочка тем же цветом, рисуем несколькими изогнутыми вверх линиями веточку рябины.
• Красным восковым мелком рисуем рябиновые ягодки 10-15 шт.
• Вновь берем золотой восковой мелок и продолжаем рисовать рябиновую веточку, но изгибом вниз, так же несколькими линиями. И завершаем рябиновым листочком, как в начале нашего рисунка.
• Восковым мелком зеленого цвета «оживляем» нашу рябиновую гирлянду кудрявыми, изогнутыми травками разного размера, по своему усмотрению добавляя их между листочками и веточками.
• С помощью линейки и красного воскового мелка обрамляем сверху и снизу нашу гирлянду.
• Прямо на рисунок, выполненный при помощи восковых мелков мы наносим черную гуашь (кисточку почаще смачиваем водой) и видим, как краска на глазах заполняет фон и скатывается с рисунка. Если краска у вас густая, и рисунок, в какой то части, не проявился, то смочите кисть водой и чуть-чуть размойте в этом месте водой. Лишнюю воду можно аккуратно собрать сложенной углом бумажной салфеткой.
• Остается только высушить наши работы и полюбоваться ими.
Вот так легко мы справились с невероятно сложной ранее задачей – нарисовать хохлому на черном фоне и что бы при этом ничего не слилось.
«Черная смородинка» на красной полосе
на первом этапе также рисуется поэтапно с показом педагога
(практическая работа с опорой на поэтапные образцы, выполненные педагогом)
На выбор детей предоставляются два образца:
«Крыжовничек» на тарелочке с черным фоном и «Черная смородинка» на тарелочке с красным фоном.
(практическая работа с демонстрацией художественных изделий «золотой хохломы» — вазы, стаканчики, чашки, миски в ассортименте на черном, красном и золотом фонах).
На этом этапе детям предлагаем, на свой вкус, используя элементы хохломской росписи, обвести и расписать любой из предоставленных шаблонов хохломской посуды. Для подпитки вдохновения, на столы перед детьми воспитатель выставляет настоящие изделия, расписанные хохломскими художниками.
Надеюсь, Вам было интересно, коллеги, и мой материал пригодится в Вашей работе. Спасибо.
В подготовке вышеизложенного материала были использованы следующие интернет-ресурсы и литература:
2. Книга «Хохлома», автор Наталья Ивановна Бедник, издательство «Художник РСФСР», Ленинград, 1980 год.
«Солнышко». Конспект занятия с применением нетрадиционной техники рисования ватными палочками «Давайте знакомиться!» Цель: Формирование у детей элементарных представлений об изменениях в природе. Развитие мелкой и общей моторики.
«Елочки зимой». Занятие с применением нетрадиционной техники рисования манной крупой Тема: “Елочки зимой” Цель урока: познакомить детей с новым способом рисования – манной крупой. Задачи: 1. Научить новому приему оформления.
Конспект занятия с применением нетрадиционной техники рисования пальчиками «Бусы для куклы» Муниципальное дошкольное учреждение детский сад «Солнышко» Занятие по изобразительному искусству «Бусы для куклы» Воспитатель:.
Конспект занятия «Зима» с применением нетрадиционной техники рисования солью Конспект занятия «Зима» с применением нетрадиционной техники рисования солью Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.
Методическая разработка «Нетрадиционные техники рисования» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чановский детский сад №4 Чановского района Новосибирской области «Лучшая.
Методическая разработка серии НОД с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе Содержание 1. Введение 2. Конспекты НОД с использованием нетрадиционных техник рисования 3. Заключение 4. Список литературы 1. Введение Рисование.
«Снежинки». НОД с применением нетрадиционной техники рисования «методом тычка» Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.
Хохломская роспись ложки. Рисуем с детьми. Подробные мастер класс по созданию узоров
Глядя на образцы художественных изделий, представленных народными промыслами России, возникает творческий соблазн – если не научиться тому же, то хотя бы попробовать свои силы в изображении ярких, мелодичных узоров. О том, как нарисовать хохлому новичку (ребенку, с нуля), о необходимых материалах и инструментах, а также пошаговом рисовании, вы узнаете из этой статьи.
Материалы и инструменты
Если вы не собираетесь становиться художником, популяризирующим народные промыслы, не нужно сразу же бежать в магазин товаров для творчества, покупать специальную бумагу, профессиональные краски и кисти. Для первого опыта вполне достаточно бюджетных материалов и инструментов.
Хохломская роспись поэтапно – для нее вам нужны:
- акварельная бумага (любая плотность, на какой вам удобнее рисовать, ту и берите);
- беличьи кисти (купите стандартный набор из 4-5 кистей разных номеров);
- гуашь (12-16 цветов будут оптимальным набором);
- акриловые краски (не обязательно, но работать с ними приятно);
- карандаш, ластик;
- трафареты (если рисовать вы не умеете совсем).
Сначала вы попробуете рисовать на бумаге, без переноса изображения на изделия, которого оно должно украшать. Например, вы решили нарисовать яркую хохломскую роспись на деревянной ложке. Отработайте навыки на бумаге, впоследствии перенести их на изделие будет просто.
Узнаваемый хохломской орнамент новички часто переносят на разделочные доски, которые становятся декором на кухне. С них тоже можно начинать свое приобщение к народным ремеслам. Ребенок тоже может расписать дощечку, но предварительно он должен потренироваться на бумаге.
Выбирая между гуашью и акриловыми красками, возьмите последние. Делают роспись под хохлому узнаваемой красная, золотая и белая акриловые краски.
Хохлома – как рисовать узоры на ложке поэтапно:
- Ложечку сначала нужно зашкурить, но несильно. Потом от древесной пыли протрите ложку влажноватой тряпочкой.
- Но кончик ложки кистью № 18 нанесите грунт. Просушиваться он будет 25-30 минут. При сушке загрунтованный кончик должен свисать.
- Когда листики и ягодки подсохнут, можно приступать к фону. Для этого вам нужна черная темперная краска и кисть № 4.
Далее уже по просохшему черному фону рисуются цветки клубники – белые, с желтой сердцевинкой. Лепестки можно проставить ватными палочками, а сердцевинку – зубочистками. - Смешав желтую и зеленую темперные краски, вы получите нужный оттенок для прорисовки травки. Тонкой кистью рисуйте стебельки, завитушки.
- Черенок ложки должен быть золотым – в несколько слоев покрывайте его золотой краской, всякий раз – с просушкой.
- Двое суток дайте ложечке на отдых, это подготовительный период перед лакировкой. Как и в случае с грунтом, сначала лакируется кончик, потом – вся ложка. Лак наносится в несколько слоев, каждый просыхает не менее 3 часов.
Поэтапное рисование хохломы с детьми
Сделать хохломское изделие, пусть и в очень упрощенном виде, можно и с ребенком. Детский опыт будет очень интересным. Прекрасно, если на предварительном занятии вы сделаете изделие из папье-маше, которое предстоит расписать под хохлому. Это может быть посуда, уточка, ваза и т.д.
Хохломская роспись – поэтапное рисование с детьми:
- Материалы и инструменты – заготовка (из папье-маше), гуашь (в том числе и белая), кисти, палитра, непроливайка, карандаш, ластик.
- Первый этап – роспись фона. Сначала уточку (допустим, это будет она) нужно полностью прогрунтовать черной гуашью. Это можно сделать заранее, чтобы сэкономить время занятия.
- На высохшем фоне нужно карандашом отметить узор. Если ребенок будет делать это сам, можно воспользоваться трафаретными заготовками.
- Далее элементы следует расписать. Сначала ребенок тренируется на палитре. Нарисованную с помощью трафарета ягодку, листочек, расписывает нужным цветом. После первой пробы на бумаге, он уже приступает к росписи изделия.
- Мелкие детали (травинки, тычинки, ягодки) можно сделать с помощью ватных палочек и зубочисток. Другие узоры можно выполнить штампами.
- Во время рисования дети должны наносить на папье-маше узоры, которые ранее уже пробовали прорисовывать на тренажерах, в прописях, на бумаге.
На видео представлен пример несложного рисунка, который можно повторить с детьми.
Хохломские узоры для детей – как рисовать:
- с использованием базовых цветов (красный, зеленый, желтый, белый);
- напомните детям, что краски на вкус не пробуют, кисточкой не размахивают, соседу не мешают;
- постоянно напоминайте ребятам, что смешивать краски нужно только на палитре.
Дома со своим собственным ребенком можно тоже сделать мини-хохлому. Можно расписать вместе с мамой маленькую деревянную досочку или скалку. Это прекрасное начало приобщения ребенка к изучению истории искусств, народных промыслов и изобразительного творчества в целом.
Вдохновения вам, и пусть все получается с первого раза!
Точечная роспись – что это такое, история возникновения, правила, что нужно использовать для росписи?
Одной из необычных и древних художественных техник является точечная роспись. С ее помощью даже начинающие рукодельницы могут создавать шедевры на самых разных поверхностях от стекла и керамики до дерева и металла. Для работы понадобятся специальные краски и инструменты, воображение и хорошо освещенное рабочее место.
Что такое точечная роспись?
По-английски технология называется point-to-point, что дословно и переводится «точка к точке». Особенностью этого направления является то, что художники не используют мазки и штрихи. Изображение наносится с помощью плоских или объемных цветных точек, расположенных близко друг к другу и образующих линии и геометрические фигуры. Создается очень необычный визуальный эффект, схожий с бисероплетением, использованием страз и вышивкой.
Наносить точечную роспись можно на любую гладкую, ровную и обезжиренную поверхность. Начинающие мастера тренируются при созданию монохромных контуров, тогда как с опытом можно создавать более сложные многоцветные узоры. Чаще техника используется для украшения повседневной и праздничной посуды, предметов интерьера, зеркал и даже создания картин.
Точечная роспись – история
Рисовать точками люди стали несколько тысячелетий назад, и сейчас точечная роспись тарелок является востребованной художественной техникой:
- Ученые нашли древнейшие точечные изображения в нескольких странах: Китае, Индии, Индонезии, Таиланде, древней Персии.
- Однако самыми старыми считаются рисунки, найденные археологами на австралийском материке. Точечные орнаменты местных аборигенов по разным оценкам имеют возраст 38-40 тыс. лет.
- От древних людей техника перешла в традиционные для многих регионов мира ремесла, многие такие изделия сохранились и до наших дней.
- На Руси технику называли «капелькой» из-за того, что краситель капался на поверхность соломинкой.
- Некоторые европейские художники стали создавать картины в технике поинт-ту-поинт. Так родилось новое направление в живописи – пуантилизм. Самые известные работы принадлежат Жорж-Пьеру Сера, Полю Синьяк и Люсьену Писарро. В этой технике в определенный период писал свои картины и знаменитый Камиль Писарро.
Правила точечной росписи
Чтобы любая точечная роспись контурами эффектно смотрелась на поверхности, как на работах именитых мастеров, важно соблюдать несколько правил:
- Выбранная для нанесения поверхность должна быть гладкой, чистой и ровной.
- Изделие обязательно нужно обезжирить, чтобы предотвратить растекание красителя.
- Точечная роспись бутылок, как и других предметов, может наноситься самыми разными красителями и инструментами. Некоторые подходят для большинства материалов, тогда как другие являются узкоспециализированными.
- Для создания красивых узоров можно пользоваться трафаретами либо самостоятельно рисовать эскизы.
- Начинать работу принято с середины узора.
- В некоторых техниках используются только основные цвета – красный, желтый и синий. Человеческий глаз оптически смешивает, находящиеся рядом, точки, поэтому визуально картина имеет множество оттенков.
Что нужно для точечной росписи?
Рисовать точками могут как взрослые, так и дети. Точечная роспись для начинающих предполагает подготовку нужных материалов и инструментов:
- хорошо освещенное и удобное рабочее место;
- саму поверхность для нанесения узора;
- составы для грунтования;
- лаки;
- специализированные краски или их заменители;
- инструменты для нанесения красок;
- растворители, например, уайт-спирит;
- салфетки для промакивания;
- трафареты или нарисованные самостоятельно эскизы.
Материалы для точечной росписи
При правильной подготовке точечная роспись может наноситься на любую ровную поверхность:
Разница будет в технологии подготовки поверхности перед работой:
- Гладкие материалы, такие как стекло, кафельная плитка и покрытая глазурью керамика, обязательно сначала обезжириваются, а затем покрываются специальным праймером для гладких поверхностей. Он улучшает сцепление краски и не позволяет ей откалываться при малейшем повреждении.
- Металлические изделия покрываются специальными цветными грунтами с антикоррозийной составляющей.
- На пористые поверхности, такие как дерево, картон, керамику без глазури, листы МДФ И ДВП наносятся специальные грунты на основе акриловой дисперсии, которые выравнивают поверхность и снижают расход краски при работе.
- Точечная роспись по ткани тоже требует предварительной подготовки. Материал нужно постирать и отгладить. Грунтовать можно специальными промышленными составами для ткани или слабым раствором желатина.
Инструменты для точечной росписи
Основными инструментами, которые всегда должны быть под рукой у мастера, являются:
- Тонкий карандаш или специальный исчезающий маркер для разметки пространства и нанесения основных элементов контура.
- Дотсы для точечной росписи – это специальные металлические или пластиковые палочки, наконечниками которой являются металлические шарики разного диаметра. Его обмакивают в краску и ставят ровную точку на поверхности. Мастера точечной росписи стараются обходиться без такого инструмента, нанося узор специальным тюбиком с краской – контуром.
- Влажные салфетки и губки для промакивания инструментов, удаления неудачного элемента.
Краски для точечной росписи
Профессиональная точечная роспись вазы или других предметов наносится специальными красками – контурами. Это акриловый состав определенной густоты, который находится в тюбике с длинным заостренным носиком. Рисуют мастера непосредственно им. Большинство составов делятся на:
- Акриловые краски-контуры для стекла и керамики. Однако мастера используют их для рисования на любой твердой поверхности.
- Эмалевые красящие составы для металлических предметов.
- Тканевый акрил. Он более жидкий и менее устойчив к истиранию.
Качественные контуры от известных импортных производителей стоят относительно дорого, поэтому начинающие мастера могут заменить их на:
- Обычные акриловые краски, которые доводятся до нужной консистенции. Некоторые умелицы помещают их в старые тюбики от контуров или пластиковые конусы с отверстием нужного диаметра.
- Детям для обучения азам точечной росписи в художественных школах сначала выдаются обычные маркеры или фломастеры. С их помощью можно научиться силе нажима и методике построения точечного рисунка.
- Жемчужные краски в тюбиках или так называемые 3D-гели, позволяющие ставить объемные точки.
Трафареты для точечной росписи
Не каждый мастер способен импровизировать в процессе работы, создавая рисунок, отталкиваясь от формы изделия. Если трудно самостоятельно определиться с узором, то можно воспользоваться специальными трафаретами:
- Для непрозрачных изделий их изготавливают самостоятельно из канцелярского пластика, вырезая нужный контур. В художественных магазинах можно приобрести такой трафарет за вполне скромную цену.
- Точечная роспись по стеклу может проводиться по любому орнаменту, закрепленному с задней стороны изделия.
Как научиться точечной росписи?
Если сначала роспись точками выглядит трудным занятием, то в процессе первой работы становятся понятны все нюансы:
- Начинать всегда нужно с обезжиривания и грунтования поверхности, подготовки всех нужных материалов.
- После того, как грунт полностью просох, точечная роспись кружки или другого предмета начинается с пробы краски на черновой поверхности. Для этого выбранным инструментом или самим контуром нужно попробовать ставить точки одинакового диаметра так, чтобы краска не расплывалась.
- После некоторой тренировки на поверхность наносится контур будущего изображения или закрепляется трафарет.
- Краски нужно наносить аккуратно, периодически давая подсохнуть участку, переворачивая рисунок и работая на другой его стороне.
- Если узор начинает смазываться, то дефект устраняется салфеткой или ватной палочкой, смоченной в растворителе.
- После нанесения узора краскам нужно время для полного высыхания. Завершается все нанесением лака.
Узоры для точечной росписи
Черпать вдохновение и подсматривать красивые узоры для росписи тарелок точечной техникой можно:
- изучая схемы вышивки крестиком, вязания или мозаичного бисероплетения;
- копируя красивые орнаменты на тканях или кружевных вязаных салфетках;
- рассматривая этнические мотивы на изделиях народных промыслов;
- приобретя декупажные карты.