Дымковская роспись: образец, орнамент и декоративное рисование
Zolotayaigolka.ru

Рукодельный портал

Дымковская роспись: образец, орнамент и декоративное рисование

Занятие по рисованию в старшей группе. «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи».
план-конспект занятия по рисованию по теме

— Развивать творчество детей, чувства цвета, эстетические чувства, моторику рук, умение выделять красивые работы, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

— Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки). Закреплять умение детей рисовать простейшие элементы дымковской росписи(кружочки, полосы, волнистые линии).Подбирать краски(сочетание цветов, чтоб игрушка была яркая, нарядная).Упражнять в рисовании кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти, колец одним круговым движением рисовании точек и черточек концом кисти.

— Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, любовь к русскому прикладному искусству, желание что- то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Скачать:

Вложение Размер
dymka.doc 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по рисованию в старшей группе.

«Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи».

Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие.

Познавательное развитие. Речевое развитие.

Вид: Интегрированная организованная совместная образовательная

Специфические виды детской деятельности:

Цель: Учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской

росписи, подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес

  • Задачи: Развивать творчество детей, чувства цвета, эстетические чувства, моторику рук, умение выделять красивые работы, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.
  • Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки). Закреплять умение детей рисовать простейшие элементы дымковской росписи(кружочки, полосы, волнистые линии).Подбирать краски(сочетание цветов, чтоб игрушка была яркая, нарядная).Упражнять в рисовании кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти, колец одним круговым движением рисовании точек и черточек концом кисти.
  • Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, любовь к русскому прикладному искусству, желание что- то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
  • Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой юбки, платья.
  • Рассказ.
  • Рассматривание альбомов, иллюстраций дымковских игрушек.
  • Беседа.
  • Самостоятельная работа.
  • Физкультминутка.
  • Подведение итогов (рассматривание рисунков и описание их детьми). Подчеркнуть, что они яркие, нарядные, разнообразные. Вызвать хорошее настроение от выполненной работы.

Оборудование и материалы: Рисунки дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; образцы дымковских игрушек; акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунки дымковской барышни, спокойная классическая музыка.

Предварительная работа: Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.

Воспитатель: Сегодня, дети, я приглашаю вас на галерею рисунков дымковской игрушки. Посмотрите как здесь красиво! А как много разных барышень! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки) . Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки?

Воспитатель : А почему они так называются?

2. Основная часть.

— Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и давай свистеть – зиму прогонять, весну славить.

Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Воспитатель : Какого цвета бывают дымковские игрушки?

Дети: (Всегда только белые).

Воспитатель : А какие узоры на дымковских игрушках?

Дети: (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка).

Воспитатель : Какого цвета больше? Какие цвета использованы?

— Какими приёмами выполняются узоры?

Дети: (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу).

— Посмотрите на эти барышни: чем они друг на друга похожи ?

Дети: ( У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены).

Воспитатель : Правильно! А вот у этих платья белыми остались! Они обиженные стоят на стороне. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке, и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.

— Садитесь по удобнее, начинаем работу.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка.

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

— А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим ваши рисунки.

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных барышень и ответить на вопросы:

  1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
  2. Что тебе больше всего здесь понравилось?
  3. Что особенного в этой работе?
  4. Чем отличается от других эта работа?

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.

Группы: Шадрина Н.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги).

Образовательная область «Изобразительная деятельность» Программные задачи: — дать понятие «декоративно-прикладное искусство»; продолжать знакомить с народным промыслом Гжели; зак.

Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи».

Конспект по риасовании.

Задачи:Обучающие- Закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;- зак.

Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)» Цель: Закрепления знаний детей о дымковской росписи, формирование умения создавать узоры по собственном.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование. Городецкая роспись деревянной доски&raquo.

Традиции дымковской росписи: основные этапы и цвета. Пошаговое описание росписи дымковской барышни

Один из старейших художественных промыслов России – дымковская роспись. Игрушки, сделанные в этой традиции, отличает яркость и завершенность, жизнерадостность, колорит, который идет от самого народа. О том, что отличает дымковскую игрушку, из чего ее делают, а также как самому расписать дымковскую барыню, узнаете прочитав эту статью.

История и традиции дымковской росписи

Согласно старинной легенде, глубокой ночью встретились возле города две дружины. И хоть были союзниками, в темноте вояки не смогли узнать друг друга, и свершилась битва, сложившая много голов. Каждую весну местные справляли тризну по жертвам нелепого, случайного, от того еще более трагического боя. История стала забываться, а традиция устраивать весеннюю встречу осталась. И превратилась она в массовые гуляния, праздник свистопляски, на котором принято было шутливо кидаться расписными лепными шарами.

Вот такая интересная история возникновения направления. Именно спрос на шары и свистульки способствовал развитию направления. Случилось это в Дымковской слободе, родине выдающегося промысла. Со временем приемы лепки и роспись стали использовать мастера: один за другим они бережно передавали умения и навыки последователям. Когда ритуальный смысл игрушек стал теряться, сами изделия начали меняться – в них стало больше красоты и художественности. И сегодня роспись дымковской игрушки стала частью декоративно-прикладного искусства, обрядовое значение ушло на самый дальний план.

Элементы и орнаменты

Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.

Цвета мастер подбирает по принципу контрастности, так, чтобы при рисовании один цвет подчеркивал другой. Для Дымково роспись стала визитной карточкой: кони и петухи, нарядные барышни и кавалеры с синими, красными, желтыми, изумрудными, голубыми и оранжевыми узорами узнаваемы и любимы народом.

Материалы

Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, например, создание ее предполагает несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Лепят игрушку по частям. Берут жирную промытую глину, разбавленную песком, и из нее катают шарики. Потом шарики сплющивают для плоских лепешек, из них делают корпус игрушки. А уже к корпусу прикрепляют более мелкие детали.

Затем игрушку ожидает сушка и обжиг, побелка. И лишь после высыхания поверхности мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, украшающие петуха или барыню, просты и незатейливы. Именно поэтому очень любят процесс росписи дети-дошкольники. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее краской. Но сначала узоры дымковской росписи, представленные для детей, прорабатываются на бумажных заготовках. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.

Мастер-класс росписи дымковской барыни

Рассмотрим роспись красочной дымковской барыни на примере детских работ. В данном случае можно взять не глину, а более доступный и комфортный для ребенка пластилин. Для работы понадобятся пластилин, доска для лепки, стеки, пластиковая бутылка, гуашь, кисти беличьи, маркер и ватные палочки.

  1. Из пластилина любого цвета нужно раскатать валик. Сверху отступив место на голову, приминаем пластилин так, чтобы получилась шея. Голову и туловище слепить можно и из двух частей.
  2. Если отрезать от небольшой пластиковой бутылки верхнюю часть, это будет хорошей заготовкой для юбочки. Туловище барыни (пластилиновое) нужно прикрепить сверху пластиковой заготовки.
  3. Обмазываем всю конструкцию пластилином, из двух пластилиновых валиков делаем руки и лепим кокошник, не забываем сплести и пластилиновую косу.
  4. Готовую барыню покрываем белой гуашью, очень плотным слоем. Нужно дождаться, пока фигурка высохнет.
  5. Теперь начинается самый интересный этап – роспись. Предполагается, что ребята уже потренировались основам дымковской росписи на бумаге: элементы росписи для детей можно изучать по специальным прописям. Можно сделать и эскиз на бумаге, опираясь на который ребенок будет расписывать уже объемную фигурку.
  6. Действовать нужно поэтапно: точки и круги очень удобно рисовать ватными палочками, которые служат своеобразными штампами. Глазки и брови удобно нарисовать черным маркером, а ротик – красным.
  7. Заранее ребята инструктируются, какие цвета они могут использовать в росписи. Можно проговорить и значения цветов, и символизм элементов. Так ребенок изображает не абстрактную картинку, а как истинный мастер вкладывает в работу смысл, передает какое-то послание.

Пример росписи дымковской барыни, вы можете увидеть в представленном видео.

Изучение народных промыслов очень нравится ребятам: хохлома, гжель, дымковская игрушка, жостовский поднос впечатляют детей красочностью, понятностью, яркостью. Из готовых расписных барынь преподаватель может сделать целую выставку, к каждой работе прикрепив описание, название. Подобные занятия продлевают век промысла, а также способствуют развитию художественного мышления ребенка.

Дымковская роспись на игрушках и предметах интерьера

Самым древним русским ремеслом считается дымковская роспись. Этому промыслу уже более 400 лет и возникло оно в слободе Дымково. Теперь это является территорией города Кирова. Дымковские игрушки изготавливались к весеннему языческому празднику «свистунье», а сейчас входят в символы Кировской области, сохраняя память о самобытных традициях Вятского края.

Праздник Свистунья по легенде проводился в честь поминовения убитых в «хлыновском побоище» и по языческим обрядам праздновался шумно со свистами и плясками, кулачными боями, катанием шаров по оврагу, пировали и пили вино, устраивали ярмарки. Женщины к этому праздники лепили фигурок — свистульки и другие игрушки в виде барыней, нянек с детьми, кавалеров, козлов, лошадок, выполненных из глины и украшенных декоративным рисованием. Гуляния переходили в праздник солнца и праздновалось три дня.

Техника создания

Начнем с того, что изначально фигурки дымковской игрушки лепились из смеси ярко-красной глины с коричневым песком, который добывали на реке, а затем обжигались в печи до полного высыхания. Затем игрушку покрывали мелом, разведенным на молоке, создавая белоснежный фон для последующей росписи.

Как и в других старинных русских ремеслах, для раскраски использовали темперные краски – сухие пигменты на яичном желтке с квасом. Разрисовывали перьями или палочками. Цветовая гамма игрушек пестрит яркими красками в основном красных, желтых, синих, зеленых цветов. В игрушки добавляются ромбики из потали или сусального золота, как видно на картинках.

Обратите внимание. Сейчас используют кусочки фольги, медный поташ или просто золотистую краску.

Создание дымковской игрушки дошло до наших времен, как вид лепки для детей с родителями. Дымковскую игрушку можно пробовать изготовить самому по образцу, изучив принципы лепки фигур и элементы узоров и разрисовки на игрушках. В наши дни на рынке достаточное количество материала и выборов красок. Дымковские фигурки лепят из теста, полимерной глины, а разрисовывают яркими красками, не содержащими лак.

Чтобы сделать лошадку или барышню, берем специальную глину для лепки, гипс. Белый фон делаем белилами в два слоя. Хорошо просушиваем.

Для тех кто никогда не сталкивался с лепкой, работа может показать сложной, но даже если это просто развлечение с детьми, то качество работы, не имеет значения, важен сам процесс. Теперь берем яркие краски и наносим узоры. Роспись особенная и имеет свои устоявшиеся за многие века элементы и орнаменты. Узоры геометрической формы, яркие без плавных переходов и полутонов. Фото ниже:

Золотые вкрапления в узоры выполняют красками, которые можно купит в магазине. Во все времена язычества на Руси, использовали геометрические формы и узоры в качестве символов, ромб использовали в значении плодородия, волнистые линии означали воду, красный цвет огня, так красный круг — это символ солнца, голубой цвет — небо, зеленый — цвет природы, земли, пашни и так далее. Черный цвет также использовали в основном для окраски волос и бровей.

Роспись таких игрушек — не очень сложное занятие и хорошая тренировка мелкой моторики рук детей, незамысловатые рисунки помогут научить ровно наносить линии красками и кисточками.

Процесс лепки изделия выполняется поэтапно, по кускам, а затем детали соединяются вместе. Сейчас самому процессу изготовления фигуры и разрисовке выделяется больше внимания, чтобы игрушка получилась качественной.

Главное птицей вятских игрушек стал индюк, ведь его можно как нельзя ярче разрисовать и на раскрытом хвосте много места для ярких орнаментов.

Творчество в современности

Роспись фигурок в дымковской росписи включают в программу подготовительных занятий детских садов. А изготовлением качественных настоящих игрушек занимаются многие мастерицы, их работы пользуются спросом на рынке сувениров, сохраняя и продолжая традиции русского промысла.

Дымковская игрушка для сувенирных подарков создается в жанровых сценах, впрочем, что само собой подразумевает значение игрушки — играть и выполнять определенную роль в сюжете. Барышни с кавалерами на упряжках разноцветных лошадей, свадебные постановки, празднества и гуляния, рыбная ловля, играющие на балалайках и гармонях люди до сих пор актуальны в поделках такого рода.

В современных изделиях сохранились старинные обычаи изображать веселье и пышность купеческих размахов, крестьянских празднований тех времен.

В наши дни в России существует творческие объединения, созданные в поддержку и развитие традиционной дымковской глиняной игрушки, как старинного промысла.

Видео по теме статьи

Конспект занятия по декоративному рисованию «Дымковская барышня»

Конспект занятия по декоративному рисованию «Дымковская барышня»

Конспект организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию

« Укрась дымковскую барышню».

Цель: продолжить знакомство детей с народным декоративным искусством

Задачи:

1.Учить выделять материал, из которого сделана игрушка — глину, выделять элементы узора; учить составлять узор на бумаге, используя элементы росписи дымковских игрушек.

2.Упражнять в приёмах росписи: полосы вертикальные и горизонтальные, клетка, кольца, точки, полоски; упражнять в произнесении звуков «р», «у».

3.Закреплять умение рисовать красками гуашь, используя кисть, ватные палочки, печатки — тычки.

4.Развивать чувство цвета, чувство ритма.

5.Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству, умение радоваться результатам своего труда.

Словарная работа: глиняные, разноцветные, ярмарка ,кокошник.

Материал: гуашь красного, синего, зеленого, желтого цветов; кисточки; печатки- тычки, ватные палочки, палитра на каждого ребёнка, заготовки дымковской игрушки для раскрашивания( по одной на каждого ребенка) дымковские игрушки для рассматривания, макет самолёта, перчаточная кукла Бабушка — Варварушка, компьютер, проектор.

Методы и приёмы: рассказ воспитателя, рассматривание игрушек, беседа, постановка учебных задач, физкультминутка, показ способов нанесения узоров, пальчиковая гимнастика, творческая работа детей, подведение итогов, похвала, рефлексия.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход деятельности:

  1. I. Организационный момент.

— Ребята, вы любите путешествовать?

— На чем можно путешествовать?

— Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие на самолёте в необычное село Дымково. Хотите? Тогда отправляемся. Садимся в самолёт, заводим мотор, как он работает? (р-р-р) и взлетаем. Как гудит наш самолёт? (у-у-у).( включается запись с гудом самолёта).

— Вот мы прилетели и оказались в селе Дымково.( слайд с изображением села).

  1. Основная часть.

Рассказ воспитателя.

Дети с воспитателем усаживаются на ковре.

— Послушайте, ребята, сказку.

Далеко, далеко за дремучими лесами, за далекими полями, на берегу большой реки стояло село. ( звучит музыка)

Презентация, озвученная голосом воспитателя, рассказывает о селе Дымково.

Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб домов вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село – Дымково. Жили в том селе веселые озорные люди. У детей в домах не было тогда таких игрушек, как у вас. И взрослые задумались, чем порадовать детей. Набрали летом на берегу глины и зимой лепили из неё разные забавные фигурки, обжигали их в печи, покрывали мелом и расписывали красками. Много их делали за долгую зиму… А когда поднималось в небе золотое весеннее солнышко, убегал снег с полей, веселые люди выносили свои игрушки и ну свистеть, зиму прогонять, весну славить.

Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть «дымковские».

По сей день стоит наш поселок, работают в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию -лепят и расписывают дымковские игрушки. А затем их на ярмарку везут.

Воспитатель: А знаете что такое Ярмарка? ( нет)

Ярмарка-это большой праздник, устраиваемый в одном месте, с торгами, развлечениями и увеселениями. Со всех городов съезжались на ярмарку мастера-умельцы, свои изделия показать, расхвалить.

Засиделись мы с вами, давайте-ка на ярмарку отправимся и сами там всё увидим. Много всякого товару на ярмарке.

На столе лежит различный товар, в том числе дымковские игрушки.

Стоит ширма, звучит музыка « Весёлая ярмарка».

Воспитатель за ширмой надевает на руку перчаточную куклу бабушку- Варварушку .

Бабушка- Варварушка:

— Здравствуйте, гости дорогие,

Малые и большие!

Лохматые и усатые,

Молодые и женатые!

У нас сегодня ярмарка — шумный базар.

Здесь найдёте на любой вкус товар!

Прежде всего, как водится,

Я- бабушка- Варварушка. Всех приглашаю на праздник наш! Заходите и, как полагается, товар наш посмотрите.

Рассматривание игрушек на столе. Беседа

-Ребята, проходите поближе, посмотрите, что здесь есть? ( игрушки, скатерти, посуда)

-Да, много всякого товара. Ребята, а игрушки, которые здесь есть, как они называются? ( дымковские)

— Из чего лепили эти игрушки? ( из глины)

— Посмотрите, какие нарядные игрушки! Какие они красочные, яркие, разных цветов, поэтому мы назовем их разноцветные.

— Ребята, а какими цветами расписывают мастера свои игрушки?( синим, красным, зелёным, жёлтым)

-Каждая из этих игрушек имеет и свой узор. Какие элементы узора используют мастера при изготовлении дымковских игрушек? (круги, точки, полоски.

— А вы видите среди узоров цветы, листья, ягоды? (нет)

— Правильно, таких узоров на дымковских игрушках нет.

— Ребята, с некоторыми игрушками мы с вами уже знакомы. Вот эта игрушка как называется? ( уточка)

— А мы про нее и стихотворение знаем.

-А это что за игрушка? ( лошадка)

Ах, лошадка, какая:

По бокам кружочки,

Кружочки, словно точки.

-Какая еще игрушка нам уже знакома? (индюшок)

Индя- индя- индючок,

Ты похож на сундучок,

Сундучок не простой,

Красный, белый, золотой.

Знакомство с новой дымковской игрушкой.

-Самой известной игрушкой считалась дымковская барышня. Посмотрим на неё.

Бабушка-Варварушка:

Она носила яркую расписную юбку, украшенную оборками, фартук, на шее были бусы. На голове- кокошник, это такой головной убор.Наряды ее очень красивы. Сейчас эта девушка грустит, а знаете почему? Потому что у её подруг нет таких красивых нарядов, как у неё. Хотите, ребятушки, ей помочь? Тогда ступайте в нашу мастерскую.

Мастеров сейчас на месте нет, но они для вас оставили все свои инструменты и каждому по одному изделию- барышне, юбку которой вы должны будете украсить, а потом на ближайшей ярмарке мастера будут ими торговать. Поэтому сегодня должны все постараться. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.

Постановка учебных задач.

Давайте им поможем, сейчас мы станем настоящими мастерами и будем придумывать узор на юбке барышни. Я предлагаю подумать немного о том, какой будет узор. Повторим, какие цвета используют мастера в дымковской росписи? Какой узор?

Физкультминутка

Один, два, три, четыре, пять,

Чтобы мастерами стать

Все присели, все нагнулись

Друг другу дружно улыбнулись.

Две пружинки, три прыжка

И похлопали слегка,

Вокруг себя пару кругов

И превратились в мастеров.

Показ способов нанесения узоров.

Кисть держим тремя пальцами.

Настоящие мастера наносят узор точным уверенным движением гибкой кистью. Давайте вспомним, как нужно наносить элементы росписи – прямая линия, волнистая наносится одним концом кисти. (воспитатель показывает на мольберте). Круги будем наносить печаткой- тычком, для каждой краски свой печаток. Точки рисуем ватными палочками.

Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промачивайте о салфетку. Не забудьте промывать хорошо кисть после каждой краски. Сначала будем рисовать большие элементы, а затем — маленькие.

Пальчиковая гимнастика.

-Прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики:

Красят домик маляры

Для любимой детворы.

Если только я смогу,

То им тоже помогу.

-А теперь приступайте к рисованию.

Творческая работа детей. ( под музыку)

III. Подведение итогов.

-Вот сколько ярких, веселых игрушек получилось. Сейчас наши барышни станут в волшебный хоровод, начнут разговаривать и хвастаться друг перед другом своими нарядами.

-Давайте послушаем, что они говорят. «Какая у меня красивая, красная кофточка с длинными рукавами, на юбке синие клетки с желтыми горошками. Мой мастер очень хорошо потрудился, красивый узор подобрал!

— Теперь нам пора возвращаться в группу. Садимся на наш самолёт и взлетаем. (включается запись с гудом самолёта).

— Вот мы и в группе!

— Ребята, где мы сегодня побывали?

— Что там изготавливают?

— Что особенно вам понравилось в нашем путешествии?

— Молодцы, ребята! Славно вы сегодня поработали!

Конспект интегрированного занятия по ИЗО и ИВТ «Дымковская игрушка»

Описание разработки

Цель:

способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства;

закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке.

Программные задачи:

продолжать знакомить детей с народным промыслом — глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);

развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках;

учить работать в технике компьютерной графики при украшении Дымковской игрушки;

развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности;

воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа.

Оборудование: (урок проходит в кабинете информатики)

модели глиняных дымковских игрушек (детские работы из методического фонда) ;

образцы рисунков-упражнений — “Геометрический орнамент на дымковской игрушке”;

таблицы на доске — “Цвет и форма”.

раздаточный материал: “Фрагменты узора Дымковской игрушки” ;

глиняные игрушки возле каждого компьютера ;

заготовка контура Дымковской игрушки на мониторе компьютера.

Музыка: Русские народные мелодии

Ход урока.

Вводная часть урока (игровая)

В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек, созданных детьми старшего возраста. Под музыку “Камаринская” (любую народную) дети входят на ярмарку-выставку Дымковских игрушек

Учитель. — Вот какая у нас красивая веселая ярмарка глиняных игрушек.

А вы знаете, что такое ЯРМАРКА?

Дети: (Базар, рынок, где продают различные товары)

ЯРМАРКА – большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно и то же время, с увлечениями, развлечениями.

Недаром говорят в народе: “Шум, как на ярмарке!”.

Какие игрушки вы видите на нашей ярмарке? (Дымковские – глиняные)

Ласково и нежно называют эту игрушку — Дымка.

Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения — они из слободы Дымково)

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?

Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась Дымковская игрушка.

— Рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).

Много лет назад придумали люди лепить из глины игрушки. И до сих пор люди не забыли гончарное ремесло.

Как называют мастера, который работает с глиной? (Такого мастера называют гончар)

ГОНЧАР – это мастер, который работает с глиной.

Из истории дымковской игрушки.

Вятка славилась в старину своими базарами–ярмарками, которые назывались “СВИСТУНЬЯ” или “СВИСТОПЛЯСКА”. Развлечением праздника были глиняные игрушки – свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили игрушки для ярмарки.

И вот, на прилавках ярмарки веселый товар. Охотно покупают его взрослые и дети. Оглашается вся округа свистом. Шумит народное гулянье. И громче всего слышится заливистый свист. Оттого и прозвали этот праздник “Свистунья”.

Как в народе прозвали этот праздник?

Много различных глиняных игрушек делают мастера в разных уголках нашей огромной страны, но Дымковскую игрушку ни с какой не спутать.

Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной (демонстрация игрушки).

Дымковская роспись: образец, орнамент и декоративное рисование

Орнаменты и Узоры. Библиотека Сообщества «Decor Rospis»

ОРНАМЕНТЫ и УЗОРЫ

Книги и Журналы Сообщества «Decor Rospis» (около 50)

Содержание:

1. Лиственный 2. Цветочный
3. Модерн 4. Русский
5. Мандалы 6. Японский
7. Индийский 8. Кельтский
9. Кружева 10. Разное

Чтобы открыть выбранную книгу ,

необходимо нажать на картинку

или ссылку «смотрите здесь. «

1. Лиственный Орнамент (узоры, завитушки).

Cours de dessin ornement.

Decorative Design.

An Elementary textbook of Principles and Practice.

Автор: Frank G. Jackson

Victorian Foliage Designs.

Автор: James K. Colling

Викторианский лиственный орнамент

Книга содержит образцы архитектурного орнамента викторианской эпохи

Traditional Ironwork Designs.

Автор: Josef Feller

Резчикам по дереву. Альбом орнаментов.

Автор: И.В. Нилов

В альбоме представлены оригинальные рисунки орнаментов для плоскорельефной резьбы.

Classic Carving Patterns.

2. Цветочный орнамент (узоры)

Folk Art. Flowers.

Автор: Ewa Tummel

Colegao de Motivos e Riscos para Pintura .

Журнал Bauernmalerei № 2

The Big Book of Decorative Borders

Автор: Jodie Bushman

Большая книга. Декоративные цветочные бордюры.

Автор: F. B. Heald

Пышные цветы и растительные узоры из потрясающей коллекции XIX века викторианской эпохи.

3. Модерн (орнаменты узоры)

Art Nouveau Designs

Автор: Judi Balchin

Подборка Орнаментов в Стиле Модерн смотрите здесь.

Орнамент стиля Модерн.

Шаблоны для вдохновения смотрите здесь.

Decorative Doorways Stained Glass Pattern Book.

Автор: Carolyn Relei .

Декоративные витражи. Шаблоны для росписи

4. Русские Орнаменты (узоры)

Русские орнаменты

Русский орнамент

Автор: Н. Симаков

Русский орнамент в старинных образцах ткани, эмали, резьба по дереву и кости, чеканное и литейное ремесло.

Древне-Русский орнамент. Часть-1

Автор: С.И. Писарев

Russian. Decorative Painting. Часть — 1

Автор: Boris Grafov

Декоративная роспись в русском стиле. Жостово. Розы

Russian. Decorative Painting. Часть — 2

Автор: Boris Grafov

Декоративная роспись в русском стиле. Жостово. Цветы

Жостовский букет.

Из серии «Искусство детям»

Мезенская роспись.

Серия «Искусство — детям»

Городецкая роспись.

Серия «Искусство — детям»

Основы народного и декоративно-прикладного искусства, Изучение сюжетов, мотивов и приемов росписи

Городец.

Гжель.

Хохломская роспись. Журнал «Техномагия»

2 Подробных Мастер-Класса с Тамарой

Хохломская роспись.

Серия «Искусство — детям»

Узоры Северной Двины.

Серия «Искусство — детям»

Лубочные картинки.

Серия «Искусство — детям»

Дымковская игрушка.

Автор: Лыкова И.А.

5. Мандалы + геометрические узоры

Мандала

Автор: Виталий Бугар

Mandala. Coloring Book

Автор: Monique Mandali

Примеры Мандал в цвете смотреть здесь.

Decorative Tile Designs Coloring Book

Автор: Marty Noble

Образцы декоративной плитки со всего мира

Mystical Mandala. Coloring Book

Автор: Томас Хупер

Страницы «Книги линий» известного татуировщика.

Мандалы всех стилей смотрите здесь.

Журналы № 1; № 2; № 3 из серии

«Арт-Терапия творчество и релаксация»

В каждом выпуске – журнал с новыми схемами для раскрашивания, увлекательными статьями о значении цветов и форм, приемы и советы по раскрашиванию, упражнения для медитации и релаксации, творческие идеи

Geometric Whirlwind. Coloring Book

Автор: Wil Stegenga

Геометрический орнамент. Книга раскраска.

Графические орнаменты.

Серия «Искусство детям»

6. Японский орнамент (узор)

Japanese Floral Patterns and motifs

Автор: Madeleine Orban-Szontagh .

Японские цветочные узоры и мотивы

Japanese Emblems and Designs

Автор: Walter Amstutz

Японские Эмблемы и Орнаменты.

Сочетание природных и геометрических форм.

Sophisticated Stitches

7. Индийский орнамент (узор)

Traditional henna designs. Часть — 1 .

Редкая книга по мехенди-дизайну. Роспись тела хной.

Traditional henna designs. Часть — 2

Редкая книга по мехенди-дизайну

Paisley Designs. Coloring Book

Автор: Marty Noble

8. Кельтский Орнамент (узор)

Сeltic Аrt the methods of construction

Автор: George Bain .

Кельтский орнамент. Шаг за шагом смотрите здесь.

A Treasury of Celtic Desing

Автор: Courtney Davis

9. Кружева (имитация)

Beginners Guide to Lace Painting

Автор: Patricia Rawlinson .

Роспись в кружевной технике.

Linens and Lace. Collection. Часть — 1

Автор: Arlene Linton

Роспись. Шикарная Коллекция круглых кружев из собрания 4 книг.

Читать еще:  Пляжная накидка своими руками: описание и схемы, мк с пошаговыми фото и видео
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector