Декоративно-прикладное искусство своими руками: варианты народов севера
Декоративно-прикладное искусство своими руками: создаем удивительные поделки из подручных средств
Люди издавна стремились украсить все что их окружает, свое жилище, одежду, утварь. Мастера славились не только качеством изделий, но и их красотой. В каждый предмет, сотворенный рукой умельца, была вложена душа и свое собственное видение окружающего мира. И в наше время существует огромное количество видов декоративно-прикладного искусства, создают мастера настоящие шедевры своими руками, используя технологии предков и добавляя собственные изобретения и новшества.
Прикладное искусство — это целый пласт культуры народов и великое множество разнообразных поделок, применяющихся в самых различных областях быта, имеющих практическое применение и приносящих эстетическое удовольствие. В современном мире существует колоссальное количество различных видов прикладного творчества, в ход идут абсолютно любые подручные средства – бумага, бисер, нитки, ленты, солома, дерево, ткань, кожа, мех и многое другое. Используются разнообразные техники и различные способы обработки материалов. Например, самая простая бумага является основой в таких техниках как – оригами, бумагопластика, радужное складывание, квиллинг, папье-маше, скрапбукинг, тиснение, торцевание и это лишь основные направления.
Снегурочка, выполненная в технике работы с бумагой – квиллинг:
С детства мы приучены создавать поделки, приуроченные к каким-либо событиям и праздникам, для кого-то это остается лишь детским развлечением, а для кого-то становится увлекательным хобби и даже работой. Каждый творческий человек находит для себя занятие по душе, ведь выбрать действительно есть из чего. Техники вязания, шитье, лепка, резьба по дереву, вышивка, бисероплетение, рисование, аппликация, лепка из различных материалов, мыловарение, фильцевание и многое другое, а также сочетание нескольких техник – любой подберет для себя сферу воплощения собственных творческих порывов, независимо от пола и возраста.
Изучаем пошагово декоративно-прикладное искусство своими руками
Шитье одно из крупных разделов прикладного искусства. Оно включает в себя как традиционное изготовление одежды и предметов быта. Так и декоративные техники:
- вышивка – крестиком, гладью, лентами и т.д.;
- лоскутное шитье или квилтинг – соединение кусочков тканей в целые полотна, с определенным рисунком, используется для создания одеял, одежды и т.д.;
- цумами канзаши – техника складывания кусочков шелка, схожа с оригами, но в основе изделий лежит ткань.
Вязание также имеет множество форм, вязание крючком и спицами, на вилке, тунисское вязание, жаккардовое вязание и прочее.
К видам рукоделия где применяется технология плетения традиционно относят следующие виды искусства:
- бисероплетение;
- ганутель;
- макраме;
- плетение кружева.
Бисероплетение – один из древнейших видов создания украшений. Зародилось оно еще среди древних египтян, научившихся плести ожерелья и браслеты из бисерных нитей. Расцвет данной техники пришелся на Х век, тогда венецианские умельцы начали создавать настоящие произведения искусства, а украшенные бисером одежда, обувь и предметы обихода стали очень популярны. Американские аборигены создавали из бисера колыбели, повязки, украшения. Интересны также изделия народов севера, которые украшали бисером шубы, унты, головные уборы и даже оленьи упряжки.
Ганутель – традиционная мальтийская техника создания цветов при помощи тонкой проволоки, шелковых нитей и бусин.
Макраме – древняя техника узелкового плетения.
Техники обработки дерева.
Обычно техники работы с деревом традиционно считаются занятием для мальчиков, однако существует немало примеров, когда представительницы прекрасной половины находят себя именно в выжигании по дереву, выпиливании или резьбе.
Перечислять виды прикладного творчества можно бесконечно. Оно нашло свое отражение практически во всех сферах нашей жизни. Талантливый мастер находит вдохновение во всем – в одежде, обуви, украшениях, сумках, предметах быта и домашней утвари.
Если вам хочется сделать приятный подарок себе и своим близким своими руками, то не стоит бояться неудачи. Обязательно нужно пробовать, перебирать разные техники, работать с различными материалами, искать себя, ведь народный опыт, нажитый веками, подарил нам огромное разнообразие видов прикладного искусства. И не важно к какому поводу будет приурочен ваш подарок, к новому году или юбилею, к пасхе или дню рождения, а может быть просто к вашему выходному. Главное, что любая вещь, сделанная своими руками, несет в себе ваше тепло, заботу и способна подарить самые настоящие, радостные и живые эмоции.
Видео-подборка по теме статьи
Декоративно-прикладное искусство народов Севера.
методическая разработка (4 класс) по теме
Методическая разработка урока по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekorativno-prikladnoe_iskusstvo_narodov_severa.docx | 28.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Декоративно-прикладное искусство народов Севера.
Галлямова В.С., учитель начальных классов
город Лесосибирск, Красноярский край
1.Расширение представлений о декоративно-прикладном искусстве коренных народов Севера.
2.Показать индивидуальность, своеобразие и неповторимость произведений народно-прикладного искусства.
3.Учить применять изученную литературу о декоративно-прикладном искусстве народов Севера в собственных выступлениях и представлять работу на выставке.
4.Заинтересовать учащихся данным видом искусства и прививать любовь и гордость за край, в котором они живут.
1.Иллюстрации по теме, карточки.
2.Презентация «Декоративно-прикладное искусство народов Севера».
3.Выставка сообщений учащихся.
4. Географическая карта Красноярского края.
5.Записи с песнями и мелодиями северных народов. Звучат фоном на уроке.
6. Мини-выставка поделок, книг.
7. Компьютер, проектор для показа презентации.
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по родному Красноярскому краю. Путь наш лежит на Север нашего края, где мы познакомимся с декоративно-прикладным искусством коренных народов Севера, (слайд 1).
Определите тему и цели нашего путешествия.
Составим план нашего путешествия, (совместно с учителем планируется предстоящая работа по теме с фиксацией на доске).
3. Работа с картой Красноярского края
– Кто сможет показать на карте России территорию Красноярского края? (Дети показывают.)
Учитель: Обширные территории, тянущиеся от Северного Ледовитого океана до просторов лесотундры и тундры – это северные районы Красноярского края. Что вы знаете и можете рассказать о природных условиях Севера? (Здесь холодный климат, продолжительная полярная зима и короткое лето, полярный день и полярная ночь.) С чем связаны такие природные условия? (удалённость от экватора…)
– Что же заставило людей, более двух тысяч лет назад, прийти в эти холодные неприветливые места и остаться здесь жить?
Вряд ли сейчас ученые точно могут ответить на этот вопрос. Ясно одно, что люди научились жить в тяжелых северных условиях, превратив природу в своего друга, приспособились к ней.
Красота этого северного края вдохновляет художников и поэтов на создание удивительных произведений.
4. Чтение учащимися стихов о Севере (Слайды 2–9)
Стеклянный звон,
Фонтаны льда над руслом,
Большой воды неукротимый гнев,
Как будто бы вверху оледенев,
Сиянье северное рухнуло, как люстра
Пейзажи Арктики бледны,
Порою вовсе не видны:
Стена тяжелых облаков
Срывает даль холодных льдов;
Свинцом налитая волна
Вздыхая, трется о края;
Громада-айсберг на воде,
Как мрачный замок на волне,
Суровым воином стоит –
Просторы снежные хранит;
В разрывах туч – луна в кругу,
Вещает близкую пургу;
Среди торосов чей-то след
Уже заносит вихрем след;
Рассвет утра сменяет ночь,
Так день за днем уходят прочь.
В безмолвном лагере царства льда –
Мороз, покой и тишина.
5. Беседа о жителях Севера
– Вспомните, какие коренные народы населяют Север? (Слайд 10)
На доске появляются карточки с названием народностей: эвенки, долганы, ненцы, энцы, селькупы, кеты, нганасаны. (Карточки размещаются на карте.)
Знаете ли вы, как переводится на русский язык слово «ненец»? (Человек).
– Большой интерес в настоящее время представляют быт, культура, искусство народов Севера. Почему? ( предположения детей)
Это малочисленные и даже исчезающие народности, старающиеся, во что бы то ни стало сохранить свой язык, культуру и неповторимое самобытное искусство и поэтому правительство нашей страны считает, что необходимо помочь им в этом, потому что эта культура – частица нашей общей культуры.
Когда люди с большой Земли впервые оказались на севере нашего края, многое в образе жизни, быте, культуре народов севера, казалось им чудным, диковинным, к примеру, их дом.
Сообщение детей о доме народов севера. Выступают в роли учителя. ( готовили сообщения заранее) Все выступления детей представлены как вариант.
Природа Севера очень сурова, но именно она научила его обитателей ценить и хранить тепло. Как? Придумали теплое жилье. Жилище коренных народов севера называется чум. Из чего и как делают чум? Буквально за считанные минуты устанавливаются шесты, которые жестко связываются в каркас. Конструкция эта покрывается оленьими шкурами, сшитыми в два слоя, мехом наружу, внутри очаг, на земляной пол укладываются циновки, шкуры. Топится железная печь или костер. ( слайд 11)
6. Народные промыслы
Учитель: – Какими промыслами занимаются северные люди? (Рыболовство, оленеводство, охота, прикладное искусство.)
– Что такое “прикладное искусство”? (Ответы детей.)
– “Декоро” в переводе означает “украшаю”, прикладное – имеющее практическое значение .Декоративно-прикладное искусство – это искусство украшения. Люди издревле стремились к прекрасному, украшали свое жилье, орудия труда, одежду, предметы быта, домашнюю утварь.
– Какие материалы для этого использовались?
Один из интереснейших народных промыслов – резьба по кости (Слайд 12)
Изделиями из кости украшали одежду, жилище. Из кости делали предметы домашнего обихода: трубки для курения, шкатулки, подчасники (Слайд 13.)
Удивительна связь оленя и человека. Олень- пища, транспорт, одежда, обувь.
Сообщение детей об одежде народов севера. Какую одежду носят? Народы Севера носили малицу из оленьего меха с капюшоном и рукавицами, более зажиточные предпочитали парку из оленьих шкур. Зачастую на малицу или парку надевали “ сорочку” из плотной материи для предохранения мездры от снега. Ноги от холода предохраняли чижи – чулки из мягких оленьих шкур, “кисы” — сапоги из оленьего меха . В тайге, в тундре долгой полярной ночью при тусклом светильнике, мастерицы шили одежду, украшали её, воссоздавали на мехе цветы ушедшего лета. Художественная обработка меха в прошлом была традиционным народным искусством Крайнего севера. Со времени глубокой древности освоили они мастерство обработки шкур нерпы, меха ценных пушных зверей, меха собаки, тюленьей кожи. (Слайд 14)
Виктор Кеулькут ( читают дети)
Надену я торбаса. (мягкие сапоги из оленьих шкур)
Он решительно сказал:
— Мама, дай мне торбаса.
Прежде чем идти из дому,
Я обуться сам хочу,
Ведь охотнику любому
Это дело по плечу…
Вот теперь порядок полный:
Я обулся сам – ура! –
Тундра – море, кочки – волны,
В путь – ни пуха, ни пера.
И вперед отважно мчится
Наш охотник в первый раз,
Но ведь надо же случиться –
Развязался вдруг торбас.
Поплюем-ка на ладони:
— Что ж, давай чинить мотор,
А не то мы все потонем,
Если вдруг начнется шторм…
Значит, снова все в порядке!
Сообщение группы о вышивке изделий . Одним из видов искусства была вышивка и изделия из бисера. Вышивкой покрывались рубахи, штаны, косынки, платки, рукавицы, интересны они тем, что сохранили орнаментальные мотивы, связанные с мифологией народа. В поверьях многих народов вышивка считалась магическим оберегом от зла и болезни. Традиции вышивания переняли народы севера, украшая предметы быта и одежду национальным орнаментом — это украшение или узор, основанный на повторе, чередовании составляющих его элементов. Основные мотивы для орнаментов человек находил в природе, знакомясь с различными видами орнаментов, мы узнаем в их рисунках обобщенные образы природных форм- листьев, цветов, зверей. Орнаменты северные народы так же берут из природы. Впервые бисер появился в Древнем Египте. Рукоделием из него занимались все народы. Как появился бисер на Севере? Купцы, скупавшие пушнину, привозили его на обмен .Не всякий бисер подходил для условий Севера, больше всего ценился фарфоровый .Вышитая бисером одежда как бы восполняла ту палитру красок, которых не хватало в природе, в быту.
Учитель: Орнаменты очень разные, но они состоят из геометрических фигур:
Квадраты – четыре стороны света;
Ромбы – земля (хотя очень похожи на плавающие льдины);
Треугольники – снежные горы или рябь волн океана;
Рогатинки (напоминают рога северного оленя) – источник богатства и благополучия.
Круги и кресты – символ Солнца.
Обратите внимание на солнечные розетки с бахромой, разбросанные по всему полю костюма. Это самые настоящие солнышки, но они не только выполняют оберегающую функцию, но и исполняют роль заплаток на тех местах, где шкура была испорчена.
Все узоры состоят из белых, серых, чёрных и коричневых фрагментов. Это – цвет меха северного оленя и полярных животных. Мастерицы знали секрет окрашивания этих материалов в другие цвета – жёлтый и оранжевый. Для окраски использовался отвар коры полярной ольхи.
Интересны названия цветов, используемые в орнаментах.
Чёрный – конномо;
Белый – багдамо;
Жёлтый – синамо;
Синий – чутума;
Красный – хулама.
Что же чаще всего изображали на одежде? Отгадайте загадку (загадывают подготовленные дети)
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все… (Солнце.)
Всех светлее, всех жарче. (Эвенкийская)
Золотая тарелка летит. (Долганская )
Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит.( Селькупская )
– Ещё с древних времён человек поклонялся солнцу. Объясните почему?
Люди раньше очень многого не знали про него. Для них это была тайна. Они думали, что солнце – это бог и поклонялись ему, просили о помощи.
На севере солнышко называют ласково – Хейро.
Солнцу посвящали мифы, сказки, песни, использовали его образ в орнаменте, для украшения одежды, жилья, изготовления талисманов.
Талисманы “Солнышко” символизируют достаток, любовь и благополучие в семье. Кулон подвешивали на бисерную цепочку или тесьму и дарили подарок близким людям. (Слайд 15.)
– Хотели бы вы тоже иметь такой амулет “ Солнышко”? Давайте его сегодня сделаем на уроке?
7. Практическая работа
– Давайте откроем учебник на с. 21. Рассмотрите украшения. Что можете сказать? (Украшения имеют круглую форму и напоминают солнце, используется бисер и мех.)
–Какие материалы понадобится для изготовления “ Солнышка” ? (вырезанный круг из картона, пластилин для основы, бисер, бусинки, мех, клее, тесьма. )Используется техника выкладывания бисера на пластилине.
8. Составление плана выполнения работы.
- Вырезать из картона круг.
- Нанести на круг слой пластилина.
- Придумать рисунок.
- Использовать технику выкладывания на пластилин бисера и бусинок.
- Закрепить шнурок.
- Представить работу
8. Выставка работ учащихся. Презентация работы
- Название поделки.
- Какие были трудности в работе.
- Для чего можно использовать ваше “ Солнышко”.
9. Подведение итогов урока.
10.Домашнее задание по выбору: подготовить выразительное чтение стихотворения о природе Севера современных поэтов и нарисовать к нему иллюстрацию, выполнить подобную работу « Солнышко» используя другой орнамент.
Декоративно-прикладное искусство народов севера
Видение мира и движений, происходящих в нем, отыскало отражение в ярчайшем, самобытном декоративно–прикладном искусстве народов Последнего Севера. Их искусство можно именовать редкостным художественным явлением. Оно передано изделиями мастеров, которые занимались обработкой всех доступных природных материалов: дерева, кости, бересты и шкур животных, также мастерством декорации одежки и только им присущей вышивкой и аппликацией. Что любопытно, занятия искусством евгений дубовик резьба по дереву коренных северных народов поделены на мужские и дамские.
Значительную роль в жизни северных народностей игралась статуя.Мастерицы так тонко использовали натуральную расцветку меха, сочетание других украшений, что одежда превращалась в высокохудожественное произведение. Мало меньше места отводилось украшениям, бытовой скульптуре, игрушкам.
Скульптурные образы из дерева либо как мы на данный момент их называем — кумиры, у северных народов были особо почитаемы. Люди верили, что кумир является пристанищем защитников их семьи и рода, душ погибших протцов, духов природы, владельцев животных и огня. Их тоже украшали кожаной аппликацией, которую красили в синий цвет.
Гуманоидоподобные изображения богов поначалу были очень элементарными, позже стали появляться более натуральные черты. Практически у всех культовых скульптурок голова имеет острый выступ, это либо луч либо типичный головной убор. Неясность в изображении кумира снова подчеркивала его неземное происхождение, его сверхъестественность.
Народы Севера и Сибири больше всего почитали медведя, в большинстве случаев – белоснежного. Статуэтки медведя считали живым существом, в каком может быть поселится чей-то дух, потому практически в каждом жилище стояла фигура этого зверька. Это были дамский образ в резьбе по дереву очень обыкновенные изображения – кусочек дерева с чуток обозначенным контуром сильной фигуры. При совершении каждого ритуала фигуры животных игрались необыкновенную роль, даже если они совершались без шамана. Находились фигуры из дерева, передающие особенных духов, помощников шамана. А вот народы, живущие на Амуре, боготворили тигра, у их везде стояли фигуры этого грациозного животного.
Шаманы дубовый лист в резьбе по дереву для собственных ритуальных действий нередко брали маски, которые делали из кожи. Их предзначением было — изгнание «злых духов». Юные мужчины и девицы в собственных играх также использовали различные маски. Форма масок могла быть овальной, или похожей на яйцо, или заостренной книзу.
Коряки, эвенки, эвены, чукчи занимались и кузнечным ремеслом. Они ковали мелкие скульптурные изделия, которые служили оберегами, использовались для украшения простой одежды и обрядовых балахонов шаманов. Во время шаманских действий, железные украшения эффектно звенели, придавая ритуалу большую загадочность и значимость. У коряков это ремесло получило свое развитие сначала XIX века, когда в северных краях стали селиться русские. Коряки научились мастерить отличные топоры, ножи, пилы. Свои изделия они искусно украшали медью и латунью. На клинках ножей создавали изображения оленей, морских зверей, фигурки охотников. Рукоятки ножей разрисовывали геометрическим орнаментом, таким герб ссср резьба по дереву же, каким украшали одежду.
Костяная скульптура у эскимосов и чукчей была совершенной во все времена. Произведения на кости представляют собой редчайшее явление в декоративно- прикладном искусстве Севера. Каких только изделий не создавали из костей моржа и других морских животных дубликаторы для резьбы по дереву! Среди находок можно увидеть наконечники стрел и гарпунов, иглы, заколки, пуговицы и многое другое.
Основными персонажами изображений были все животные, населяющие арктические просторы. Животные изображались так искусно, что можно было узнать их повадки, рассмотреть пластику, увидеть точное строение туловища. Необходимо отметить необыкновенную наблюдательность и высочайшее художественное мастерство арктических народов.
Когда на Севере появились купцы из Европы и Америки, мастера-косторезы стали создавать сувенирные изделия и продавать их. Из кости стали изготавливать чудные колье, зеркала, цепочки, серьги герб резьба по дереву фото, подвески, также ножи, курительные трубки, шкатулочки и другие предметы. Многие вещи украшались миниатюрными фигурками и гравировками.
Северные женщины занимались шитьем и украшением одежды. Вместо ниток использовались сухожилия оленя. Аппликацию выполняли из меховых лоскутов, пришивали много блестящих пуговиц, тесьмы и разноцветного бисера.
Большая часть скульптурных образов имели отношение к религиозной области. В скульптурках из дерева в большинстве случаев наблюдалась утилитарная сторона творчества, желание людей достигнуть фуррора в рыболовстве, охоте, освободить свое племя от деяния «злых духов», сформировать подходящую обстановку для жизни собственного рода и семьи гербы резьба по дереву фото и чтобы души погибших тоже ни в чем же не нуждались. Для всего декоративно-прикладного искусства народов Севера характерны не только лишь однообразные линии, да и удивительные растительные узоры.
Многие жители Севера умудрялись шить прекрасную одежду из рыбьей кожи. Из нее мастерили что-то похожее на дождевики. Им поклонялись, их обожествляли журнальчик резьба по дереву татьянка.Скульптурки наименьших размеров носили как амулеты, которые числились заступниками от злых духов и дающими фортуну. Древесного полутораметрового кумира, кое-чем схожего и на человека, располагали в тех местах, где приносили жертвы высшим силам.
На шаманских одеждах из рыбьей кожи рисунки располагались в три яруса, отражавшие особенную картину мироздания. Мир воспринимался как система, состоящая из трех ярусов. Нижний – обозначал царство, расположенное под водой и землей. Люди представляли его как исток всего живого женские лица в резьбе по дереву и царство умерших предков. Средний мир – это живая и цветущая земля–кормилица всех живущих на ней. Верхний ярус – это небо. На каждом орнаменте обязательно присутствовали дракон или змея. У змеи было два хвоста, расходящиеся по сторонам, когтистые лапы, а на голове красовались перья. Дракон, змея – это были древние символы всего живого и на земле, и над землей и даже в небе.
Позднее сведения о трехъярусной екатеринбург резьба по дереву системе мира утрачивается, и остаются только два яруса, тогда композиция изображалась как древо жизни с раскинувшимися ветвями, которые уходят в небо.
Северные женщины исстари обладали мастерством вышивки, аппликации и меховой мозаики. Вся одежда и обувь расшивалась и расписывалась невиданными по красоте и сложности узорами. Из меха шили головные уборы, сумки, мячи, куклы и коврики. Часто на ковриках передавали целые сцены из жизни людей и животных.
Для изготовления кухонной посуды применяли бересту, дерево, кожу. Каждое изделие украшалось необыкновенно красивой, тонкой резьбой. На рисунке видны не только лишь графические узоры, да и парные спирали, всевозможные завитки. Художественная обработка дерева является одним из ярчайших примеров изобразительного искусства якутов женщины в резьбе по дереву фото. Большую роль в жизни якутов играли чороны, сосуды из которых пили кумыс во время проведения праздников, посвященных весне, как началу жизни.
Особое значение уделялось праздничному убранству коня, которое состояло из седла, уздечки гардины в дереве с резьбой, попоны, чепрака и двух сумок, которые перекидывались через седло. Все эти предметы, сверкающие серебряными росписями, разноцветным бисером, имели высочайшую художественную ценность.
А вот якутские мастера были лучшими в ювелирном искусстве. Как красив убор невесты! Великолепные подвески, браслеты, ожерелья, наборные пояса, расписанные основным якутским рисунком, поблескивают, позвякивают при каждом движении, глаз не оторвать!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Урок + презентация «Декоративно-прикладное искусство народов Севера»
Цель:
- Дать представление о декоративно-прикладном искусстве коренных народов Севера.;
- Показать индивидуальность, своеобразие и неповторимость произведений народно-прикладного искусства;
- Учить применять изученную литературу о талисманах народов Севера в собственных выступлениях и представлять работу на выставке.
Оборудование:
- Компьютер, проектор для показа презентации;
- Мини-выставка поделок;
- Выставка книг;
- Карта Красноярского края;
- Музыкальная запись
Ход урока
1. Приветствие гостей
2. Вступление
Учитель: Мы продолжаем наше путешествие по родному Красноярскому краю. Сегодня отправимся на Север и познакомимся с декоративно-прикладным искусством коренных народов Севера
3. Работа с картой Красноярского края
– Покажите на карте России территорию Красноярского края. (Дети показывают.)
– Обширные территории, тянущиеся от Северного Ледовитого океана до просторов лесотундры тундры – это северные районы края. Что можете сказать о природных условиях Севера? (Здесь холодный климат, продолжительная полярная зима и короткое лето, полярный день и полярная ночь.)
– Что же заставило людей более двух тысяч лет назад прийти в эти холодные неприветливые места и остаться здесь жить?
Вряд ли сейчас ученые точно могут ответить на этот вопрос. Ясно одно, что люди научились жить в тяжелых северных условиях, превратив природу в своего друга, приспособились к ней.
Невозможно остаться равнодушным к красоте этого края. Она вдохновляет художников, поэтов на создание удивительных произведений.
4. Чтение учащимися стихов о Севере
Стеклянный звон,
Фонтаны льда над руслом,
Большой воды неукротимый гнев,
Как будто бы вверху оледенев,
Сиянье северное рухнуло, как люстра
Пейзажи Арктики бледны,
Порою вовсе не видны:
Стена тяжелых облаков
Срывает даль холодных льдов;
Свинцом налитая волна
Вздыхая, трется о края;
Громада-айсберг на воде,
Как мрачный замок на волне,
Суровым воином стоит –
Просторы снежные хранит;
В разрывах туч – луна в кругу,
Вещает близкую пургу;
Среди торосов чей-то след
Уже заносит вихрем след;
Рассвет утра сменяет ночь,
Так день за днем уходят прочь.
В безмолвном лагере царства льда –
Мороз, покой и тишина.
(К. Сальников)
5. Беседа о жителях Севера
– Вспомните, какие коренные народы населяют Север? (Слайд 10)
На доске появляются карточки с названием народностей: эвенки, долганы, ненцы, энцы , селькупы, кеты, нганасаны. (Карточки размещаются на карте.)
– Большой интерес в настоящее время представляют быт, культура, искусство народов Севера. Почему?
Это малочисленные и даже исчезающие народности, старающиеся во что бы то ни стало сохранить свой язык, культуру и неповторимое самобытное искусство. Задача нашего народа помочь им в этом, потому что их культура – частица нашей общей культуры.
Есть такой волшебный дом –
Тундра вся вместилась в нем:
Птицы, звери- вся природа…
Вся история народа.
Будто след былых времен,
Бережно хранится в нем:
Иглы, стрелы, топоры
Незапамятной поры…
– О каком доме говорится в этом стихотворении?(О музее.)
– Какой музей мы посетили недавно?(Краеведческий.)
– Чем запомнилась вам эта экскурсия?
– Музей, где бережно хранятся предметы быта, искусства малочисленных народов севера есть не только в нашем городе .В Эвенкии есть эвенкийский национальный музей. (Слайд 11).
Природа Севера очень сурова, но именно она научила его обитателей ценить и хранить тепло. Как? (Придумали теплое жилье и теплую одежду.)
– Как называется жилище коренных народов севера? (Чум.)
– Из чего делают чум? (Длинные толстые шесты ставят конусом, сверху обтягивают толстыми шкурами животных.)
– Какую одежду носят? (Народы Севера носят малицу из оленьего меха с капюшоном и рукавицами, рукавицы пришивают к рукавам верхней одежды, ноги от холода защищали “кисы” – сапоги из оленьего меха.)
6. Народные промыслы
– Какими промыслами занимаются северные люди? (Рыболовство, оленеводство, охота, прикладное искусство.)
– Что такое “прикладное искусство”? (Ответы детей.)
– “Декоро” в переводе означает “украшаю”, прикладное – имеющее практическое значение .Декоративно-прикладное искусство – это искусство украшения. Люди издревле стремились к прекрасному, украшали свое жилье, орудия труда, одежду, предметы быта, домашнюю утварь.
– Какие материалы для этого использовались?
Один из интереснейших народных промыслов – резьба по кости
– Малые народы Севера изготовляли из лосиного рога, кости моржей и оленей, реже из кости мамонта, клыков крупных животных детали сбруи оленя, охотничьего снаряжения, украшая их фигурной резьбой.
Изделиями из кости украшали также одежду, жилище. Из кости делали предметы домашнего обихода. На фотографии представлена трубка для курения .шкатулка подчасники, выполненные в конце 19, начале 20 века. (Слайд 13.)
Художественная обработка меха в прошлом была традиционным народным искусством Крайнего севера. Со времени глубокой древности освоили они мастерство обработки шкур нерпы, меха ценных пушных зверей, меха собаки, тюленьей кожи. (Слайд 14)
Одним из видов искусства была вышивка и изделия из бисера.
Впервые бисер появился в Древнем Египте. Рукоделием из него занимались все народы. Традиции вышивания переняли народы севера, украшая предметы быта и одежду национальным орнаментом.
Как появился бисер на Севере?
Купцы, скупавшие пушнину, привозили его на обмен .Не всякий бисер подходил для условий Севера , больше всего ценился фарфоровый .Вышитая бисером одежда эвенкийской женщины как бы восполняла ту палитру красок, которых не хватало в природе, в быту.
Давайте попробуем “ прочитать” северный орнамент.
1 ученик. Орнаменты очень разные , но они состоят из геометрических фигур:
Квадраты – четыре стороны света;
Ромбы – земля (хотя очень похожи на плавающие льдины);
Треугольники – снежные горы или рябь волн океана;
Рогатинки (напоминают рога северного оленя) – источник богатства и благополучия.
Круги и кресты – символ Солнца.
2 ученик. Обратите внимание на солнечные розетки с бахромой, разбросанные по всему полю костюма. Это самые настоящие солнышки, но они не только выполняют оберегающую функцию, но и исполняют роль заплаток на тех местах, где шкура была испорчена.
Все узоры состоят из белых, серых, чёрных и коричневых фрагментов. Это – цвет меха северного оленя и полярных животных. Мастерицы знали секрет окрашивания этих материалов в другие цвета – жёлтый и оранжевый. Для окраски использовался отвар коры полярной ольхи.
3 ученик. Интересны названия цветов, используемые в орнаментах.
Чёрный – конномо;
Белый – багдамо;
Жёлтый – синамо;
Синий – чутума;
Красный – хулама.
4 ученик. Отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все… (Солнце.)
Учитель: Какие ещё загадки северных народов о солнце вы знаете?
Эвенкийская: Всех светлее, всех жарче.
Долганская – Золотая тарелка летит.
Селькупская – Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит.
– Ещё с древних времён человек поклонялся солнцу. Объясните почему?
Люди раньше очень многого не знали про него. Для них это была тайна. Они думали, что солнце – это бог и поклонялись ему, просили о помощи.
На севере солнышко называют ласково – Хейро.
Солнцу посвящали мифы, сказки, песни, использовали его образ в орнаменте, для украшения одежды, жилья, изготовления талисманов.
Талисманы “Солнышко” символизируют достаток, любовь и благополучие в семье. Кулон подвешивали на бисерную цепочку или тесьму и дарили подарок близким людям. (Слайд 15.)
– Хотите ли вы научиться делать такие амулеты “ Солнышко” сегодня на уроке?
7. Практическая работа
– Давайте откроем учебник на с. 21. Рассмотрите украшения. Что можете сказать? (Украшения имеют круглую форму и напоминают солнце, используется бисер и мех.)
– Рассмотрите свои материалы на парте .Для изготовления “ Солнышка” вам потребуются материалы: вырезанный круг из картона, пластилин для основы, бисер, бусинки, мех, клее, тесьма. Используется техника выкладывания бисера на пластилине..
8. Выставка работ учащихся. Презентация работы
- Название поделки.
- Какие были трудности в работе.
- Для чего можно использовать ваше “ Солнышко”.
Карточка для индивидуальной работы.
Алгоритм изготовления “Солнышка”.
- Вырезать из картона круг.
- Нанести на круг слой пластилина.
- Придумать рисунок .
- Использовать технику выкладывания на пластилин бисера и бусинок.
- Закрепить шнурок.
- Представить работу
Декоративно-прикладное искусство
Истоки декоративно-прикладного искусства Русского Севера коренятся в художественных традициях Древней Руси, обусловленных природно-климатическими условиями региона, историей, формами хозяйствования и бытовым укладом населения. Локальные художественные центры на территории бывших Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерний складывались под влиянием монастырской культуры, традиционной эстетики финноугорских народов (карел и коми), официальных стилей эпохи и пр. Это определило стилистическое многообразие народных художественных традиций Русского Севера.
Сохранившиеся памятники декоративно-прикладного искусства XIX – начала ХХ века тесно связаны с бытовым и общественным укладом северной русской деревни, изготовлением широкого круга вещей, сопровождавших крестьянина в праздники и будни. Крестьянское искусство развивалось преимущественно в рамках домашних производств, женских и мужских ремесел. Изготовление и украшение тканей, вязание составляли занятия женщин, мужские ремесла были связаны с обработкой, изготовлением, декорированием изделий из дерева, металла, кости, производством гончарной посуды. Помимо домашних ремесел на территории Русского Севера получили развитие сельские, монастырские и городские промыслы, которые специализировались на изготовлении коробов и расписных саней, резных и расписных прялок, гончарной посуды, золотошвейных, медно-литейных и других изделий.
В узорном ткачестве, вышивке, вязании, резьбе по дереву, с одной стороны, сохранились древнейшие мотивы геометрического орнамента, связанные с языческой символикой, отголосками мифологических верований; с другой – в них отражено развитие бытового (повествование, сюжет) жанра в народном искусстве конца XIX – начала ХХ века. В изделиях народных мастеров различные виды орнамента нередко переплетаются, обретая художественное единство.
Декоративно-прикладное искусство Русского Севера представлено разнообразными видами художественного творчества. Едва ли не самыми распространенными из них являлись узорное ткачество и вышивка. Браное и ремизное ткачество бытовало повсеместно, особенно в северных, северо-восточных и центральных районах Архангельской губернии. При существовании локальных особенностей для ткачества присуща единая традиционная основа – использование ромбического орнамента, выполненного красными хлопчатобумажными нитками по отбеленной ткани, фризовая композиция, крупноузорность, монументальность. Вышивка более разнообразна. Исполненная в технике «набора», «брани», «креста», она напоминает диагональные узоры браного ткачества; шов «росписью» («полукрест»), распространенный в западных районах, особенно в Каргополье, давал более легкий, подвижный рисунок. Со второй половины XIX века становится популярной вышивка тамбуром, в конце XIX века в северорусскую вышивку проникают городские техники, например, гладь.
Тканые и вышитые узоры всегда точно соотносились с вещью. Особенно значима роль орнамента в одежде: обрамляя края, он как бы очерчивал фигуру древними обережными знаками. Общетипологическая особенность – орнаментирование затылочной части женских головных уборов (кички, повойника) несло в себе функции охраны человека и его связи с космосом. Со второй половины XIX века широкое распространение получила набойка как способ оформления домотканых тканей, идущих в основном на сарафаны, а также скатерти, пологи, занавески. Обычно набойки выполнялись мастеровыми, которые ходили по деревням с набойными досками и «набивали» узор на ткань.
Современное декоративно-прикладное искусство Русского Севера представлено тканьем напольных дорожек, декоративными тканями из цветного лоскута, вышивкой крестом и гладью, крючковым кружевом. Традиционная техника и приемы декорирования сохраняются в основном в творчестве отдельных мастеров, как правило, работающих по заказам для музеев, выставок, художественных салонов. Повышенная декоративность, отход от утилитарности стали приметными чертами создаваемых ими произведений. В 1968 году в Архангельске было организовано предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры», где осваиваются и творчески используются в современных изделиях традиции народной северной вышивки, ткачества, кружевоплетения, резьбы и росписи по дереву.
Декоративно-прикладное искусство народов Севера как часть их традиционной культуры сложилось под влиянием природных условий, хозяйственных занятий и верований, но главным образом бытового уклада. Тесно связанное с домашним производством, оно было необходимой эстетической составляющей при изготовлении множества утилитарных вещей и предметов, декорировании одежды, обуви, головных уборов, предметов быта, утвари, орудий труда, средств передвижения, жилищ и других сооружений. Северные мастерицы использовали для своих изделий все доступные им материалы – мех, камус, ровдугу и мандарку, птичьи шкурки и рыбью кожу, подшейный волос оленей и конский волос, выделанную кожу животных, хлопчатобумажные ткани и сукно, бисер, бересту.
Мех, ровдугу, мандарку, рыбью кожу, мездру, бересту, подшейный олений волос народы Севера раскрашивали в различные цвета сажей, графитом, охрой, отваром коры ольхи и лиственницы, брусничным соком, илом, суриком, путем продымливания, отбеливания, вымачивания. Ярко окрашенные материалы шли чаще всего для выполнения изображений и орнаментов, темные, золотисто-охристые служили фоном. У многих народов сложилась своя излюбленная цветовая гамма: золотисто-коричневая (эвены), черно-бело-красная (якуты), темно-охристокрасная (юкагиры), бело-коричневая (нганасаны), темные тона в сочетании с белым, красным и зеленым (обские угры, ненцы), самый широкий цветовой спектр (народы Приамурья и Приморья). Яркость и контрастность красок не случайны. С одной стороны, в них отразилась окружавшая мастериц природа (темные олени на белом снегу, зеленая трава у голубой воды), с другой – восполнялся недостаток красок в белой зимней тундре, заснеженном лесу, во время полярной ночи. Декоративно-прикладное искусство народов Севера богато и разнообразно: это мозаика меховая (а также мозаика из меха и кожи, меха и сукна), аппликация, роспись по коже, узорное вязание и ткачество, изготовление и декорирование изделий из дерева, бересты, кости, металла, плетение и др. Оно испытало влияние соседей в процессе взаимодействия культур. Так, под влиянием русских и китайцев распространились шелковые нитки и шитье ими у народов Амура, якутов. Узорное вязание носков, рукавиц ханты и манси заимствовали у коми-зырян. Из русской культуры пришла вышивка крестом. Изменились орудия производства, появились хорошие иглы (раньше шили костяными), ножи, ножницы, тесла, стамески, токарные и иные станки, краски, новые материалы (шелка, бархат).
При тесном соседстве групп народов в их декоративноприкладном искусстве сформировались общие и специфические черты. Так, можно выделить два очага художественной обработки бересты – обский (ханты, манси, селькупы) и амурский (ульчи, нанайцы и др.). По художественной обработке меха определились два направления – северосамодийское (ненцы, энцы, нганасаны, северные ханты и селькупы) и северо-восточное (чукчи, коряки, эскимосы, отчасти якуты, юкагиры). По бисерной отделке меховой и ровдужной одежды и обуви – тунгусский почерк обрел своеобразие у эвенков, эвенов, долган. По отделке меха цветными сукнами отличался север Западной Сибири (ненцы, ханты, манси). Вышивкой шерстью знамениты южные ханты и манси, аппликацией и шелковым шитьем – амурские народы, шитьем серебряными нитями – якуты.
Декоративно-прикладное искусство народов Севера со временем изменялось и развивалось. Не все приемы и способы украшения одежды сохранились до настоящего времени. В прошлое ушла техника народов северо-востока Азии, украшавших одежду и предметы быта узкими полосками прозрачной кожи из трахей, пищеводов собак, нерп, чаек, их переплетами через разрезы на темной коже или ровдуге. Утрачено и уникальное искусство эскимосов шить камлейки из кишок нерпы, их украшали кусочками шерсти детенышей моржа, окрашенными в красный и синий цвета, и каймой из птичьих шкурок. Сегодня об этой технике можно судить лишь по музейным экспонатам.
В художественные промыслы превратились в XIX веке ювелирное искусство якутов, резьба и гравировка по кости чукчей и эскимосов, плетение бисером у хантов и манси. В ХХ веке подобную трансформацию претерпели и другие виды декоративно-прикладного искусства (мозаика из меха и кожи, аппликация, шитье и плетение бисером, подшейным оленьим волосом, узорное вязание и др.).
Декоративно — прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)- искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными и эстетическими качествами и предназначенных не только для практического употребления, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков и т.д.
Вся жизнь первобытных племен и цивилизаций была связана с язычеством. Люди поклонялись разным божествам, предметам – траве, солнцу, птице, дереву. Чтобы «задобрить» одних богов и «отогнать» злых духов, древнейший человек, строя дом, обязательно дополнял его «оберегами» — рельефом, наличниками на окнах, животными и геометрическими знаками, имеющими символическое и знаковое значение. Одежда обязательно оберегала хозяина от нечисти полосой орнамента на рукавах, подоле и воротнике, ритуальный орнамент имела и вся посуда.
Но с древнейших времен свойственно человеку было и стремление к красоте в окружающем его предметном мире, поэтому изображения стали приобретать все более эстетический вид. Постепенно утратив свое первоначальное значение, они стали больше украшать вещь, чем нести какую- то магическую информацию. На ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями, сначала выдавленными и процарапанными, затем нанесенными глиной другого цвета. Позднее с этой целью использовали цветные глазури и эмали. Металлические изделия отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой и насечкой.
К декоративно-прикладному искусству относятся и художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки и другие предметы, а также орнаментальные росписи и скульптурно- декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика, витражи и т.п. Очень распространены промежуточные формы между ДПИ и станковым искусством – панно, гобелены, плафоны, декоративные статуи и пр., — которые составляют часть архитектурного целого, дополняют его, но могут рассматриваться и отдельно, как самостоятельные художественные произведения. Иногда в вазе или ином предмете на первое место встает уже не функциональность, а красота.
На развитии прикладного искусства сказались условия жизни, быта каждого народа, природные и климатические условия его обитания. ДПИ – это один из древнейших видов искусства. В течение многих веков оно развивалось в народной среде в форме народных художественных ремесел.
Вышивка. Свои истоки берет в глубокой древности, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы. Вышивали на одежде льняной, хлопковой, шерстяной. В Китае и Японии вышивали цветными шелками, в Индии, Иране, Турции – золотом. Вышивали орнаменты, цветы, животных. Даже внутри одной страны существовали совершенно разные типы вышивок в зависимости от местности и проживающей там народности, как, например, вышивка красной нитью, цветная вышивка, вышивка крестом, гладью и т.п. Мотивы и цвет часто зависели от предназначения предмета, праздничного или бытового.
Аппликация. Разноцветные кусочки ткани, бумаги, кожи, меха, соломы нашивают или наклеивают на материал другого цвета или выделки. Необычайно интересна аппликация в народном искусстве, особенно народов Севера. Аппликацией украшают панно, гобелены, занавеси. Часто аппликация выполняется просто как самостоятельная работа.
Витраж. Это сюжетная декоративная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. В классическом витраже отдельные куски цветных стекол соединялись между собой прокладками из наиболее мягкого материала – свинца. Таковы витражи многих соборов и храмов Европы и России. Также применялась и техника живописи по бесцветному или цветному стеклу силикатными красками, закрепляемыми затем легким обжигом. В 20в. стали выполнять витражи из прозрачных пластмасс.
Современный витраж используется не только в храмах, но и в жилых помещениях, театрах, гостиницах, магазинах, метрополитенах и т.д.
Роспись. Композиции, выполненные красками на поверхности тканей, деревянных, керамических, металлических и др. изделий. Росписи бывают сюжетные и орнаментальные. Они широко используются в народном искусстве и служат украшением сувенирных изделий или предметов быта.
Керамика. Изделия и материалы, выполненные из глины и различных смесей с ней. Название произошло от местности в Греции, бывшей с глубокой древности центром гончарного производства, т.е. по изготовлению глиняной посуды и утвари. Керамикой называют и облицовочную плитку, часто покрытую росписями. Основные виды керамики — глина, терракота, майолика, фаянс, фарфор, каменная масса.
Кружево. Ажурные изделия из ниток. По технике исполнения подразделяются на ручные (плетеные на точеных палочках — коклюшках, шитые иглой, вязанные крючком или спицами) и машинные.
Плетение из бересты, соломы, лозы, лыка, кожи, ниток и т.д. один из древнейших видов декоративно- прикладного искусства (известен со времен неолита). В основном плетением изготовляли посуду, мебель, кузова, игрушки, шкатулки.
Резьба. Способ художественной обработки материалов, при котором специальным режущим инструментом вырезаются скульптурные фигуры или на гладкой поверхности делается какое- либо изображение. На Руси наиболее была распространена резьба по дереву. Ею покрывались наличники домов, мебель, орудия труда. Существует резная скульптура из кости, камня, гипса и др. много резных изделий относятся к украшениям (камни, золото, бронза, медь и т.д.) и оружию (дерево, камень, металлы).
Художественное стекло — способ обработки стекла, изготовление посуды, декоративных сувениров, скульптур, украшений путем выдувания специальным образом и обработки стеклянной массы.
| | следующая лекция ==> | |
Синтетичний та аналітичний облік в банках. Внутрішньобанківський контроль та його види. | | | Виды и основные характеристики групп |
Дата добавления: 2015-11-28 ; просмотров: 26974 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ