Богородская резьба по дереву: фото, особенности изделий и картинки
Zolotayaigolka.ru

Рукодельный портал

Богородская резьба по дереву: фото, особенности изделий и картинки

Богородская резьба по дереву: фото, особенности изделий и картинки

Народные ремесла.

Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок БогородскоеСергиево-Посадского района Московской области России.

Город Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Но самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада.

Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и ещё заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».

Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву. Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Причём, обычно ссылаются не на первоисточник, а на труды известных в 1930-х годах исследователей русской крестьянской игрушки Д. Введенского и Н. Церетелли, которые также опираются не на архивные документы, а на исследования И. Е. Забелина. Однако последний допустил ошибку: о покупке деревянных игрушек указывается в книге расходов Екатерины Алексеевны — жены Петра I, в записи 1721 года. Но, как пишет в своей статье И. Мамонтова: «Однако в источнике недвусмысленно говорится о том, что покупка сделана в Москве…».

Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла (находящиеся в Государственном историческом музее, Государственном Русском музее, Музее народного искусства им. С. Т. Морозова и Художественно-педагогическом музее игрушки) датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.

Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Вместе с тем, именно на первоначальном этапе становления богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврам народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.

Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры — посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников — живописцев.

Богородская резьба выполняется при помощи специального богородского ножа «Щучка»..

Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Миниатюрная резьба по дереву — самое медитативное хобби

Понадобятся деревянная заготовка, нож, карандаш и циркуль — и вы готовы познавать дзен.

Инженер, увлекается резьбой по дереву и публикует фото работ в своём блоге.

Когда устаёшь смотреть в экран компьютера и смартфона, самое время заняться нецифровым хобби. Как правило, работа с деревом требует достаточного свободного места и специального инструмента. Однако для миниатюрной геометрической резьбы вам понадобятся только нож и заготовка, а процесс и результат работы приносят кучу удовольствия.

Публикация от Alexey Kobzev (@zencarving) 1 Сен 2018 в 8:14 PDT

Резьбой я начал заниматься ещё в детстве, сперва самостоятельно, затем посещая соседний дом творчества и место с космическим названием «Станция юных техников». Потом дома появился компьютер, и в итоге я стал инженером, что в целом очень даже неплохо. Однако занятия резьбой не хотелось оставлять. Поэтому я сконцентрировался на наиболее аскетичном в плане используемых инструментов стиле — геометрической резьбе, сделав при этом ставку на рисунок, композицию и технику и создавая сложные орнаменты.

Это один из традиционных и наиболее старых видов резьбы по дереву и камню. Метод заключается в вырезании на ровной поверхности геометрических фигур с помощью одного ножа. Как правило, резчики по дереву начинают именно с геометрической резьбы, но настоящее искусство заключается в создании сложных рисунков с должным уровнем мастерства.

Необходимые инструменты

  • Косой нож (часто говорят просто «косяк»). Например, подойдёт № 9 от Pfeil, однако хорошо зарекомендовали себя также самодельные варианты, сделанные из ножовки по металлу.
  • Средства для заточки. Я использую обычную деревянную линейку с нанесённой на неё пастой ГОИ (зелёного цвета). Как правило, её вполне хватает при регулярной доводке ножа. Если же косяк необходимо переточить, то можно применить абразивный камень.
  • Принадлежности для рисования. Я пользуюсь обычным механическим карандашом, пластиковой гибкой линейкой, циркулем и ластиком.

Все эти инструменты легко хранить в обычном пенале, они не занимают много места. Я даже беру их с собой в путешествия. Так как длина лезвия совсем небольшая, всё необходимое уместится в ручную кладь.

Публикация от Alexey Kobzev (@zencarving) 10 Сен 2018 в 6:46 PDT

Материалы

Как только вы обзавелись инструментами, встаёт вопрос, где взять саму деревянную болванку. Если вы счастливый обладатель маленькой столярной мастерской, можете выточить заготовку на свой вкус, в ином случае воспользуйтесь услугами столярных коворкингов (которые становятся всё популярнее). Если же самостоятельно делать заготовку не хочется, её можно приобрести как онлайн, так и офлайн в магазинах товаров для хобби и творчества. Предложений достаточно много: это шкатулки, доски, подставки, украшения. Если вы хотите реализовывать свои изделия иностранцам, обратите внимание на матрёшек.

Вот несколько советов по выбору заготовки:

  • Не покупайте фанеру. Просто не надо. Вы из неё ничего не вырежете.
  • Если вы только начинаете, выбирайте небольшие изделия. Лучше всего подойдёт простая ровная дощечка — так вы ещё и минимизируете опасность пореза.
  • Лучший материал — липа. Можете также попробовать берёзу. Если у вас нет достаточного опыта с более элитными твёрдыми породами (например, с буком и дубом), то лучше сперва потренируйтесь некоторое время на липе. Учтите, что чем твёрже дерево, тем чаще придётся затачивать нож.

Мне нравится естественный цвет и текстура дерева, поэтому я обычно не крашу свои работы, а покрываю мастикой. Восковая мастика также обеспечивает определённый уровень защиты от влаги. Можно использовать мастику для пола или для обуви — она бывает бесцветной. Наношу я её обычной зубной щёткой.

Следует иметь в виду, что мастика довольно быстро затвердевает, поэтому, если она легла неровно, просто нагрейте изделие, например над кухонной плитой, и ещё раз пройдитесь щёткой.

Для любителей цветных вариаций существует целая индустрия лакокрасочной продукции, однако учтите, что многие морилки имеют не самый приятный запах.

Техника

Для начала необходимо освоить основы геометрической резьбы: как сформировать простые желобки, а далее — треугольные элементы. Обычно резчик сначала накалывает треугольник Y-образным надрезом, а далее извлекает три щепочки. Этот метод вполне оправдан, если узор довольно крупный, однако, если мы говорим о миниатюрной резьбе, подобное накалывание не имеет никакого смысла — проще сразу вырезать элемент.

Нож удобнее всего держать так же, как вы держите шариковую ручку, — точность движений будет наивысшей. Особый кайф — резать торцевые поверхности дерева. Они очень мягкие, и нож идёт как по маслу. Но будьте внимательны: у вас нет права на ошибку, из-за возможности скола корректирующие надрезы крайне нежелательны.

Параллельно с практикой резьбы особое внимание необходимо уделить рисунку. Собственно, тут и начинается настоящее искусство. Попробуйте начертить, например, квадрат и разделите его на треугольники, выстраивая узор. После десятка черновиков вы начнёте понимать, что вам нравится, а что не очень.

Пользуйтесь циркулем — с ним намного проще делать узоры. После сотни черновиков у вас уже начнёт формироваться собственный стиль. Мой стиль — это миниатюра и минимализм. Вырезаемый элемент может быть меньше миллиметра, а узор должен представлять собой гармоничное сочетание.

Читать еще:  Украшение на машину своими руками на свадьбу: мастер-класс как сделать украшения из фатина с фото и видео

Богородская резьба по дереву: фото, особенности изделий и картинки

Абрамцево-кудринская резьба – это древний народный художественный промысел, формирование которого происходило с конца девятнадцатого столетия близ подмосковной усадьбы Абрамцево.

Абрамцево-кудринские изделия изготавливают с использованием древесины липы, березы. Контур рисунка и постепенная доводка изображения производятся при помощи несложного инструмента мастера-резчика: стамесок, резцов, напильников. Характерными особенностями абрамцево-кудринской резьбы принято считать плоский рельеф, целиком закрывающий фон, мягкую гамму оттенков.

Все предметы, выполненные с абрамцево-кудринской резьбой, — шкатулки, ковшики, солонки, бочата, вазы и декоративные блюда – обладают разнообразием тонировки, благодаря которой мастеру удается подчеркнуть природную красоту натуральной древесины. Основу растительного узора составляют образцы резных крестьянских изделий и бытового декора, а также орнаментальные заставки из старопечатных книг.

На нашем сайте Вы найдете интересные факты из истории ремесла, узнаете о том, кто основал абрамцево-кудринскую резьбу, кто стоял у истоков народного художественного промысла. Кроме того, Вы ознакомитесь с перечнем услуг, которые готовы оказать наши мастера-резчики по дереву. Если Вам необходимо осуществить заказ на изготовление или реставрацию абрамцево-кудринских изделий, Вы можете позвонить нам по телефону, представленному в разделе «Купить изделия с резьбой по дереву». Мы приглашаем к сотрудничеству тех, кто занимается изготовлением декоративных блюд и других предметов быта с абрамцево-кудринской резьбой.

Абрамцево-кудринская резьба является одним из видов художественного ремесла резьбы по дереву, возникшего в конце 19 века близ подмосковной усадьбы Абрамцево. Изучая историю абрамцево-кудринской резьбы можно узнать, что промысел возник в тесной связи с художниками абрамцевского кружка, в первую очередь – с Е.Д. Поленовой, которая в 1882 году в усадьбе С.И. Мамонтова образовала столярно-резчицкую мастерскую. В эту мастерскую приходили учиться и работать резчики из близлежащих сел: Ахтырка, Кудрино, Хотьково, Мутовки.

Организаторами мастерской особый акцент делался на учебной деятельности, культивации и поддержании творческого настроя среди учащихся. Параллельно с обучением навыкам резьбы в мастерской преподавали технику рисунка, основы живописи. По окончании обучения в мастерской ученики получали инструменты в подарок, чтобы они могли организовать свое ремесленное дело.

Позднее в кудринской мастерской начал формироваться стиль орнаментальной резьбы, найдены непревзойденные сочетания геометрической и плоскорельефной резьбы, а также начали закладываться оптимальные принципы применения резного декора в предметах бытового назначения.

Богородская резьба

Существует предположение, что появление богородской деревянной игрушки тесно связано с желанием человека выразить свою любовь к детям. Искусные мастера из поколения в поколение передавали секреты выполнения богородской резьбы по дереву, тем самым они совершенствовали свое творчество и сумели донести до современного ребенка занимательную чудо-игрушку, которая несет эстетическую и педагогическую ценность.

Вручную вырезанные из мягкого дерева фигурки зачастую не окрашиваются – лишь изредка мастера считают необходимым выполнить роспись на тех или иных деталях изделий. Игрушки, которые хранят природный цвет натурального дерева, его тепло, безупречно подходят даже для самых маленьких. Особенный интерес у детей богородская деревянная игрушка вызывает потому, что отдельные части предмета снабжены механизмом, приводящим игрушку в подвижное состояние.

Немаловажной особенностью богородских деревянных игрушек является то, что в них широкое отражение нашел животный мир. Образы медведей, зайцев, белок, курочек передаются мастерами выразительно, тонко. Благодаря этому изделия с богородской резьбой по дереву пользуются большой популярностью и способны оказывать эмоциональное и эстетическое воздействие на взрослых и детей.

Данный сайт разработан специально для тех, кто любит и уважает творчество народных ремесленников – мастеров богородской резьбы. Если Вы желаете узнать много новых и интересных фактов из истории и современности промысла, будем рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта. Вы сможете выбрать и заказать богородские резные игрушки, а также оставить заявки на реставрацию изделий.

Народный промысел богородской резьбы по дереву существует в деревне Богородское (в настоящее время – деревня Загорское Московской области) приблизительно с 15-17 веков, история богородской игрушки начинается тогда же. Существует версия, что основателями богородской резьбы стали крепостные Сергиево-Троицкого монастыря из Богородского (ныне – Сергиева Посада).

Богородская деревянная игрушка полюбилась не только крестьянским детям. Даже русские царевичи с удовольствием играли с резными фигурками. Примечательно, что мастера вырезали игрушки, воплощавшие представителей различных слоев населения: мастеровых, помещиков, чиновников, гусаров, дам. Фигурки эти изображались в действии. В истории богородской игрушки, упоминается, что только в 19 веке мастера начали производить не только фигурки, но и композиции — «Тройка», «Чаепитие» и другие.

Начало двадцатого века можно считать знаковым моментом для ремесла, так как именно в тот период, в 1923 году, мастера объединились в артель «Богородский резчик», которая позднее (в 1960 году) была преобразована в Богородскую фабрику художественной резьбы

Нашу продукцию – изделия с богородской резьбой – отличает ряд особенностей. Во-первых, характерно использование преимущественно мягкой древесины – осины, ольхи, липы – в качестве материала для игрушек. Во-вторых, как и в древние времена, мы зачастую выполняем «маховую резьбу» — резьбу без предварительных эскизов. В-третьих, для богородских изделий свойственно сочетание орнаментальной тонкой резьбы с гладкой поверхностью. Четвертая особенность богородской резьбы: техника резьбы из трехгранника.

Примечательно и то, что изделия с богородской резьбой почти никогда не окрашиваются. Безусловно, интересно и то, что для игрушек характерна движущаяся конструкция. Наши мастера и сегодня производят фигурки, изображающие кузнецов, пряху, пляшущего мужичка.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла — деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки — свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп: 1) люди — солдаты, барыни 2)животные — олени, коровы, петухи и наседки 3) многофигурные композиции — любота, чаепитие, тройка. Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла. Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Кехаиди Елена Ивановна, Кехаиди Платон Константинович, Левитина Ирина Константиновна.

Русская традиционная резьба по дереву

Резьба по дереву является традиционным для русских ремеслом. Данное искусство занимает главенствующее положение среди других ремесел так или иначе связанные с обработкой древесины или ее частей. Например, плетение из бересты или ивовой лозы, постройки деревянных объектов.

Резьба по дереву неотъемлемая часть русской культуры. Сама география расселения славянских племен предельно четко подтверждает мои слова. Славянским народам приходилось прилагать немало труда, чтобы очистить территории, сплошь покрытые дремучими лесами. Дерево на протяжении тысяч лет являлся основным материалом для строительства жилых домов, дорог, изгородей, бытовой утвари, орудий труда и многого другого.

Началом появления или зарождения традиций русской резьбы по дереву можно считать те времена, когда Русь была языческой. Это были времена, когда поклонялись стихиям природы, когда обожествляли Землю, Солнце и Природу в целом. Места для поклонения богам служили специальные капища, где были установлены идолы, вырезанные из дерева. Именно в эти времена резьба по дереву как искусство получила широкое распространение.

Со временем резьба по дереву только совершенствовалась. Так, к примеру, наиболее богатые терема украшали узорчатой резьбой и орнаментами. На ставнях и створках ворот вырезали диких животных, сцены сражений, стихии природы. В настоящее время, посетив любую деревню, вы можете увидеть отголоски тех времен в виде узорчатых ставень, фасадов, крыш. Можно отметить тот факт, что сегодня резные дома из бревен становятся вновь популярными, это можно увидеть на представленных фото.

Быт Руси был неотъемлемо связан с деревом. Из него делали:

  • Люльки и игрушки для детей.
  • Столовые предметы (посуда, ложки).
  • Инструмент для других видов ремесел (веретено для пряжи и прядильный аппарат).
  • Украшения.
  • Средства передвижения (сани, телеги, лодки).

Все это практически всегда украшалось деревянным резным орнаментом.

Мебель и предметы быта всегда делали из дерева, которые так же было принято украшать деревянным резным орнаментом. Вся посуда была деревянной. В настоящее время бытовые предметы из дерева, такие как шкатулки, сундучки, столовая и другая бытовая утварь является предметами, которые широко пользуются спросом у туристов.

Читать еще:  Бутон розы из фоамирана: мастер класс с фото и видео

Конечно, нельзя говорить, что лучшие мастера в резьбе по дереву, были и есть только в России. Практически все народы мира, в разное время своего развития, широко использовали древесину, и везде есть свои мастера и школы, приемы и секреты. Но Россия в этом плане, является лидером по масштабам. Об этом даже можно судить по ряду стереотипов распространенных в мире о России: «Русь лапотная или деревянная».

На протяжении столетий дома, деревни и целые города строили только из дерева. Одна только Москва за время своего существования сгорала практически дотла не один раз.

Отдельно хотелось бы обратить внимание, к статье прикрепляем книги по истории русского зодчества и резьбе по дереву, доступные для удобного скачивания.

  • Русская народная резьба по дереву Соболев Н.Н.1 — Скачать
  • Русская изба.Иллюстированная энциклопедия.pdf — Скачать
  • Деревянная архитектура русского севера.pdf — Скачать
  • Домовая резьба Буриков В.Г. Власов В.Н.1992.djvu — Скачать
  • Русское деревянное зодчество Ащепков Е.А. .pdf — Скачать
  • Русь деревянная. Ополовников 1981.pdf — Скачать
  • Деревянное зодчество. Толковый словарь.pdf — Скачать
  • Плотничное искусство Дементьев А.А.1902.pdf — Скачать
  • Крестьянин плотник и строитель А. Жирнов 1927 г.. — Скачать

Традиционный инструмент для резьбы по дереву

Таковым считается топор и нож. Именно их использовали сотни лет как главные слесарские инструменты. Конечно, при их использовании резьба и конечная работа была достаточно грубой, но это на современный взгляд. Несмотря на это некоторые мастера добивались впечатляющих результатов.

С развитием кузнечного ремесла и появления металлургии появлялись более «тонкие» инструменты, которые позволяли производить филигранные работы. Мастера смогли вырезать мельчайшие детали, что делало их работы более живыми и реалистичными.

Итак, основными инструментами были и есть топор и нож. Со временем появилась стамеска, которая стала так сказать прародителем множества современных инструментов для резьбы. В большинстве случаев это разнокалиберные стамески и резцы. В наборе мастера их могут быть десятки. Они отличаются шириной, длинной, кривизной и формой лезвия. Такой набор позволяет опытному мастеру делать уникальные по сложности и красоте узоры, скульптуры, фрески, и многое другое.

Также стоит отметить появление более современного слесарского инструмента. Это, как правило, электроинструмент и разнообразные насадки к нему. Они позволяют ускорить работы, но для завершения работы все равно требуется рука мастера. Появление специальных слесарских станков так же позволяет ускорить подготовительный процесс перед началом резьбы.

В нашей стране регулярно проходят конкурсы, где демонстрируют свое мастерство резчики по дереву со всей страны, а так же из ближнего и дальнего зарубежья.

Традиционные породы дерева, используемые для резьбы по дереву

Наиболее популярными древесными породами, которые используют для резьбы в нашей стране, относятся в равной степени к хвойным и лиственным древесным породам:

  • Хвойные — лиственница, сосна, кедр, ель, пихта и некоторые другие.
  • Лиственные – Липа, береза, клен, ольха, дуб и многие другие.

Стоит отметить, что примеров старинного резного зодчества до наших времен дошло не много. Причина кроется в том, что дерево не отличается долговечностью, особенно если оно подвергается постоянному разрушающему воздействию солнца, ветра и воды. Современные материалы химической промышленности (лаки, морилки, пропитки) позволяют значительно продлить сроки существования деревянных построек и декоративных резных изделий из дерева.

От чего зависит выбор конкретного вида древесины?

У каждого вида дерева есть свои преимущества и минусы. Мастера резьбы по дереву знают о них. Многие секреты на протяжении веков хранят в тайне — это касается и обработки или подготовке древесины перед резьбой.

Некоторые из секретов, которые следует знать

Липа — это одна из наиболее популярных пород в резьбе. В силу своей мягкости она достаточно просто поддается воздействий. Она так же практически не растрескивается при полном высыхании. Но данные качества не позволяют ее применять для создания мебели. Липа не прочная древесина, она годиться для резки мелких бытовых приборов и деревянных украшений.

Ольха – также просто обрабатывается в процессе резьбы, но при этом значительно прочнее. Ее легко имитировать под такие породы как красное дерево.

Береза — наиболее популярна у резчиков. Легко режется, намного прочнее как липы, так и ольха. Минусом данной породы является высокая поглощаемость атмосферной влаги, в современных условиях березу обрабатывают специальными пропитками, которые предотвращают впитывание влаги. При сильном высыхании работы из березы часто растрескиваются. Применяется для создания деревянных накладных орнаментов и украшений для фасадов домов или мебели.

Осину или тополь используют при резке сувениров, посуды.

Дуб — для него характерна высокая прочность, но он также труднее поддается резьбе. Многие мастера отказываются от работы с данной породой из-за частых сколов.

Из хвойных наиболее популярны тис, сосна, кедр и ель. Ель сучковатая, тис очень плотная порода, кедр при полном высыхании становится хрупким. Все это минусы. Но изделия из данных пород благодаря смолистости древесины дольше и лучше сохраняются во времени. Хвойные породы отличаются красивой текстурой древесины. Изделия из хвойных пород, ценятся гораздо больше чем из лиственных.

Резьба по дереву в России есть и будет частью культуры народов населяющих нашу страну.

Доклад Резьба по дереву 6 класс сообщение

Резьба по дереву — это искусство необычайной красоты, которое очень популярно в наше время. Это вид ручной работы над древесиной. Научится, такому мастерству может любой желающий. Обрабатывать можно любой элемент декора, и он будет выглядеть очень красиво и необычно. На любом предмете можно отразить национальные традиции и обычаи.

Люди, которые любят заниматься творчеством, нужно обратить внимание на резьбу по дереву. Таким видом творчества могут занимать как женщины, так и мужчины. Для украшения интерьера могут использоваться любые виды резьбы, чтобы воплотить всё задуманное. Прежде чем начать занимать рукоделием, нужно изучить большое количество методов и приемов обработки древесины. Так же необходимо приобрести специальные инструменты, которые подходят именно для резьбы по дереву. Стать мастером в резьбе по дереву может любой человек, даже у которого нет художественного образования. Обычно люди занимающиеся таким дело называют такое искусство своим хобби. В резьбе по дереву нет ничего сложного. В России такое искусство является самым популярным. Иногда приемы, которые используются в резьбе по дереву, могут пригодиться в обработке камня. На сегодняшний день много людей заинтересованы таким занятием, несмотря на то, что многие навыки начинают утрачиваться.

Чтобы начать заниматься искусством, нужно научиться освоить приемы создания рельефа. Существует около шести видом резьбы и если вы слышали больше, то это только потому, что в разных регионах нашей страны одна и та же техника может называться по-разному. Но суть техники не меняется и это самое главное. Обычно принято начинать с геометрической резьбой, потому что она намного проще и остальных, а по красоте ничем не отличается. Но и у каждого типа есть свои подтипы и лучше выбрать контурную резьбу. Чтобы начать создавать творения нужно купить необходимые инструменты, такие как деревянная доска, острый тонкий нож и карандаш с линейкой. На доску требуется нарисовать геометрические узоры. Мастер может придумать узор самостоятельно или скопировать с других произведений. Лучше не начинать со сложных узоров и попробовать для начала что-то легкое. Самое важное, что доска должна быть и чтобы она была такой ее нужно хорошенько отшлифовать наждачной бумагой. Если останутся какие-то частички, то рисунок уже не получится такой красивый и гладкий.

Доклад №2

Резьба по дереву — это очень древнее ремесло. Ее актуальность сохранилась до сегодняшнего времени. Изделия, выполненные с помощью этой технологии очень красивы на вид и,что не мало важно экологичны. С давних времен деревянные избы на Руси украшались элементами резьбы. Это было очень просто и доступно в изготовлении. Но самое главное это было достаточно красиво.

Сначала для резьбы применялись инструменты, которые были у всех. Это топор, пила и несколько стамесок. За долгое время инструменты резчика изменялись и совершенствовались. Сейчас даже существуют станки для резьбы по дереву, с помощью которых можно в произведении воплотить самые сложные идеи.

Дерево — красивый материал. Он легко поддается обработке и изменениям. Работы из него кажутся настолько изысканными, что некоторые из них можно сравнить с кружевной тканью. Вид художественной резьбы зависит выбранной породы дерева. Например для рельефной и скульптурной резки использую заготовки с более мягкой древесиной. Для этого может служить липа или береза. При изготовлении мебели, для продления ее срока службы и очень роскошного вида, применяют ценные породы деревьев. Изделия из ореха и красного дерева могут украшать домашний интерьер не один десяток лет.

Одним из самых древних видов художественной резьбы является — геометрическая резьба. Суть этого метода заключается в том, что выполняя на поверхности дерева многогранные выемки, получается узор в виде различных геометрических фигур. Это могут быть окружности, квадраты, треугольники. Выполнение геометрической резьбы достаточно простое в исполнении и не требует каких либо сложных инструментов. Но с ее помощью получаются достаточно красивые и оригинальные орнаменты. С помощью этой технологии получаются отличные работы с изображением растительных форм. Это и листья, и ягоды, цветы и колоски. В этом исполнении очень красивы изделия как в матовой так и полированной отделке. Для нее используют мягкую древесину. Преимущественно это липа. Этот вид резьбы широко применяется в производстве шкатулок и других мелких изделиях, в производстве мебели и для украшения строений.

Читать еще:  Ленивый жаккард спицами: мастер класс как вязать

Одной из разновидности геометрической резьбы является контурная резьба. Она требует уже большего опыта. Здесь уже вместо геометрических фигур появляются пейзажные изображения, очертания различных предметов и композиции из цветов. Этот вид резьбы используют ля производства деревянных панно с различной тематикой. С помощью техники подрезания и надрезания дерева из-под ножа резчика выходят уже целые рисунки. Четкость изображения выполняемого узора зависит от глубины прорезаемых линий. Выполняется работа с применением этой технологии не только на древесине, но и на фанере.

Самыми сложными по технике исполнения считаются рельефная и скульптурная резьба. Эти процессы резки по дереву требуют от мастера огромного мастерства и точности. Здесь изображения отделены от общего фона и являются рельефными. В случае с объемной резьбой они представлены вообще в виде отдельной скульптуры. Для этих типов резьбы уже требуется специальный инструмент.

Не зависимо от того какой вид резьбы использует мастер, если он талантлив то он всегда сможет воплотить в дерево свое видение прекрасного, создавая настоящее произведение искусства. Каждая работа мастера полностью не похожа одна на другую, поэтому никогда на возможно найти два совершенно одинаковых изделия даже если их сотворил один мастер.

Резьба по дереву

Популярные темы сообщений

У дерева можжевельника есть более шестидесяти различных видов. Можжевельник принято считать кустарником. В переводе с греческого названия можжевельник обозначает колючий. В основном растения располагаются в субтропическом полюсе

С древних времен люди знали, что без ветра жизнь не возможна. Ветер – движение воздуха обычно в горизонтальном направлении относительно земной поверхности. Ветер бывает очень капризный, то появляется, то исчезает. У ветра есть множество имен ураган,

Полимеры — высокомолекулярные (более 10000 дальтон) соединения, состоящие из повторяющихся низкомолекулярных структурных единиц (мономеров). Количество этих звеньев называют степенью полимеризации.

Прорезная резьба по дереву

Дерево является распространённым декоративным материалом. Существует немало техник обработки, с помощью которых мастера создают из него настоящие шедевры. Прорезная резьба по дереву, сочетающая простоту и изысканность, является одной из наиболее впечатляющих. С её помощью декорируют помещения или делают украшения для деревянных домов: ажурные наличники и карнизы. Этот вид резьбы по дереву является одним из неофициальных символов России.

Особенности прорезной резьбы по дереву

Некоторые считают, что сквозная резьба получила распространение вместе с появлением тонких широких досок промышленного изготовления. До этого подходящие материалы приходилось изготавливать вручную.

Пропильная резьба представляет вырезание сквозных изображений из тонких досок или листов фанеры. Существует несколько разновидностей такого искусства. Иногда прорезные рисунки оставляют плоскими, а в некоторых случаях их делают рельефными с помощью использования стамесок и специальных ножей.

Сейчас имеются инструменты, с помощью которых мастер может работать спокойно и уверенно. В далёкие времена для того, чтобы выполнить узоры с помощью прорезной резьбы по дереву, сначала просверливали отверстия с помощью древнего аналога дрели — коловорота. Затем выпиливали фигурные прорезные отверстия с помощью лучковой пилы.

Если необходимо, украшают получившиеся изделия резьбой по дереву, придавая ему объём.

Сейчас принято начинать обработку отверстий, используя дрель с набором подходящих свёрл. Пропиливают их вдоль краёв лобзиком. В сложных случаях используют традиционные инструменты для обработки дерева: ножи, стамески и пилки. Использование электроинструментов позволяет существенно увеличить скорость работы мастера.

Иногда во время обработки могут быть повреждены края отверстий. Чтобы исправить это используют ножи, а также наждачную бумагу. Чтобы снизить риск повреждения, нужно с обратной стороны подклеить лист толстой бумаги — в этом случае инструменты не будут рвать края отверстий.

Технология прорезной резьбы

Для того, чтобы создать изображение, сначала необходимо сделать рисунок. Это можно сделать самостоятельно или найти готовый. В интернете существует большое количество вариантов, которые можно использовать для работы.

Чтобы сделать прорезное изображение, необходимо создать начальное отверстие. Для этого используют свёрла или специальные стамески. Обычно просверливают доску в нескольких местах с внутренней стороны будущего отверстия. Затем в него вставляют пилку для лобзика и пропиливают в соответствии с чертежом. Иногда рисунок слишком мелкий для использования лобзика. В этом случае применяют специальные пилки. При этом нужно использовать такие, у которых мелкие зубья. В противном случае они способны начать рвать древесину и испортить изделие. Если необходимо, получившиеся изделия украшают резьбой по дереву, придавая им объём.

После создания прорезного узора нужно его обработать при помощи наждачной бумаги или надфиля. Для создания аккуратных краёв можно использовать также ножи и стамески. Иногда созданное изделие покрывают лаком для придания ему красивого внешнего вида.

Виды прорезной резьбы

Прорезные изображения характеризуются наличием сквозных узоров. Они могут быть плоскими или объёмными в последнем случае после создания его обрабатывают с помощью специальных ножей, применяемых для обработки дерева. Рельефную резьбу также называют кружевной.

Если изображение остаётся в том виде, когда видны сделанные мастером отверстия, то такие изображения можно назвать сквозными. Иногда его наклеивают на деревянную основу и получается своего рода барельеф. В этом случае узор называют накладным.

Эта техника применяется также для домовых прорезных изделий. В этом случае речь идёт об изготовлении деталей для украшения деревянных домов. Она имеет свои характерные особенности. Одной из них является стремление избегать мелких деталей.

Инструменты и материалы

Для того, чтобы приступить к созданию прорезной резьбы, понадобятся тонкие деревянные доски или фанерные листы. Для создания изображения важно выбрать подходящую породу дерева. Главное требование состоит в том, чтобы оно было качественное и хорошо высушенное. Приобрести его можно в специализированных мебельных магазинах или на лесопилке.

Каждая порода дерева имеет особенности, которые нужно учитывать при выборе:

  1. Сосна известна тем, что она легко поддаётся обработке. Но у неё есть ряд недостатков: смолистость, слишком явная текстура, разная плотность слоёв дерева. Поэтому сосна подходит для работы только в редких случаях.
  2. Осина — мягкий материал. При обработке древесина мнётся, что требует для работы особых навыков.
  3. Липа и берёза имеют подходящие текстуру и плотность. Они хорошо подходят для создания прорезной резьбы.
  4. Слива сочетает твёрдость с податливостью при обработке. Она хорошо подходит для создания как крупных, так и мелких рисунков. С ней мастер может достичь выдающихся успехов, но и для новичка древесина сливы также подойдёт.

Нужно быть уверенным в том что сушка древесины была проведена качественно. Рекомендуется подержать древесину в тепле и в условиях хорошей вентиляции, пока она не высохнет полностью.

Нужно подготовить необходимые инструменты:

  1. Электролобзик с набором пилок.
  2. Дрель с набором различных свёрл.
  3. Наждачная бумага и лак для финальной обработки.
  4. Могут понадобиться специальные ножи для резьбы по дереву и набор стамесок.
  5. Для прорезания отверстий могут использоваться нестандартные технологии. Например, это можно сделать прожигая отверстие нихромовой проволокой.

Нужно подготовить для работы трафареты узоров, сделанных в натуральную величину. Тх можно найти в интернете или сделать самостоятельно.

Трафареты и шаблоны

Перед тем, как начать работу, необходимо найти шаблон, который хочется воплотить. Его можно найти в интернете на специализированных сайтах или на таких, которые посвящены рукоделию.

Нужно не только найти нужный трафарет, но и сделать его в натуральную величину. На этом подготовка рисунка заканчивается.

Шаблоны можно использовать не только для целых узоров. Можно, например, с помощью шаблонов создавать одинаковые детали, составляющие узор. На их основе можно придумывать авторские варианты.

Трафареты нужно выбирать в соответствии с уровнем своего мастерства. Если работает мастер, то можно использовать сложные узоры. Для новичка больше подойдут несложные с простыми отверстиями.

При выборе нужного чертежа важно соразмерять создаваемый продукт и основу, для которой он делается. Если узор представляет собой часть композиции, то он должен соответствовать всему рисунку.

Важно различать узоры по стиля в соответствии с замыслом работы. Например, растительный или анималистический стиль содержит много повторяющихся деталей и может быть использован в большинстве стилей декорирования.

Пользуются популярностью сделанные в такой технике надписи. Как правило, трафареты для них приходится изготавливать самостоятельно. Это связано с тем, что узоры с использованием надписей носят индивидуальный характер.

Прорезные узоры — это техника, которые могут освоить даже начинающие. Конечно, им будут не под силу сложные рисунки, но они смогут сделать украшения, которые будут поражать зрителей стильностью и изяществом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector